Только твердые согласные буквы. Слова в которых все согласные звуки твердые. Орфоэпия: мягкие и твердые согласные
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]
Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]
Парные и непарные согласные
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]
Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]
Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]
Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]
Шипящие согласные
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
[ж] [ш] [ч"] [щ"]
Свистящие согласные
[з] [з"] [с] [с"] [ц]
Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.
Фонетика - дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть - именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык - в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые - буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама - мячик, лоза - лёд, вышка - вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные - таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол - шелест - шик, жуткий - жидкий - жестяной, цена - цирк - царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка - чащоба - чистка, щёки - щуриться - щебень, йот - йогурт .
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей - парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно - слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки - всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой - с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию - кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами - красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки - таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр - беленький, вьюга - вратарь, город - гелий, подъезд - дьяк, жираф, зима - зубы, кит-кот, лошадь - лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход - перерыв, решение-роман, сова - семья, торт - тема, фильм-фотография, халва - схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье - лакей - ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, - короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править - воля - лом (выписываются пр, в, л ).
- Томат - роль - топь (выписываются т, р, т ).
- Выпь - соня - сено (выписываются в, с, н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» - таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики - и всё обязательно получится.
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки - это очень облегчит ему понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие - над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.
Как гласные «командуют» согласными
Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш - твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то - мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и
Развивающие игры
Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА - ТЯ, НА - НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА - ЛЯ, ЛО - ЛЁ, ЛЫ - ЛИ и т.д.
В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие - твердые, а зеленые - мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие - зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.
Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры - рыба - баранки - кино и т. д.
Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд - звук [р’] - рад - звук [р]
люк - звук[л’] - лук - звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
мял - звук [м’] - мал - звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.
1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) радость 3) раздор
2) попугай 4) рай
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) солнце 3)съешь
2) светить 4) льёт
3. В каком слове количество звуков больше, чем букв?
1) поздно 3) змея
2) сеять 4) улыбается
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) смех 3) венец
2) циркач 4) синий
5. В каком слове или сочетаниях слова с предлогом все согласные звуки звонкие?
1) пруд 3) письмо
2) к барьеру 4) колхоз
6. В каком слове или сочетаниях слова с предлогом все согласные звуки звонкие?
1) труд 3) к подъезду
2) к дороге 4) терпенье
7. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) ёлка 3) окрестность
2) здоровье 4) воробей
8. В каком слове звуков и букв совпадает?
1) спать 3) окрестный
2) приволье 4) древнее
9. Укажите, в каком слове звуков и букв совпадает.
1) ожидается 3) память
2) думает 4) сохранится
10. Укажите, в каком слове или сочетании слов все согласные звуки ЗВОНКИЕ.
1) дыхание 3) в глубь
2) подсказало 4) сдоба
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Отнятый 3) (вещь) проданА
2) языковОй (барьер) 4) жАлюзи
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кЕдровый 3) отнЯтый
2) нАчать 4) слИвовый
3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) грунтовАя (дорога) 3) задалА
2) дОговор 4) занЯть
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) звОнит 3) килОметр
2) жалюзИ 4) кухОнный
5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАчались 3) оно жилО
2) экспЕрт 4) бантЫ
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) юродИвый 3) протокОл
2) катАлог 4) дОговор
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нефтепровОд 3) тортЫ
2) осУжденный 4) языковАя (колбаса)
8. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) по-мОему (наречие) 3) донельзЯ
2) по моемУ (мнению) 4) дОсыта
9. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) гофрирОванный 3) алкогОль
2) мусоропрОвод 4) мЕльком
10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) щАвель 3) углубИть
2) фенОмен 4) столЯр
1. В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?
1) В детстве он был ДОВЕРЧИВЫМ мальчиком.
2) Она пыталась говорить задушевным, ДОВЕРЧИВЫМ тоном, но голос звучал фальшиво.
3) У щенка ДОВЕРЧИВАЯ мордочка и игривый характер.
4) ДОВЕРЧИВЫЕ люди рискуют попасть в лапы мошенников.
2. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1) В низине БОЛОТНЫЙ запах чувствовался сильнее.
2) Места там БОЛОТНЫЕ.
3) Скамейка была БОЛОТНОГО цвета.
4) Густой лес сменился чахлыми БОЛОТНЫМИ берёзками.
3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.
2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.
3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.
4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приёму местных жителей.
4. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1) Началась продажа АБОНЕМЕНТОВ на концерты органной музыки.
2) Посетитель предъявил АБОНЕМЕНТ в бассейн.
3) Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
4) Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
5. В каком предложении вместо слова ЗАПАСЛИВЫЙ нужно употребить ЗАПАСНОЙ?
1) ЗАПАСЛИВЫЙ человек, как говорят в народе, два века живёт.
2) Все его считали ЗАПАСЛИВЫМ и бережливым.
3) Всегда нужно иметь ЗАПАСЛИВЫЙ вариант отступления.
4) Белка - ЗАПАСЛИВЫЙ зверёк.
6. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) После утренней гимнастики нужно перейти к ВОДНЫМ процедурам.
2) По ВОДНЫМ видам спорта наш район опередил соседей.
3) В речке водилось много ВОДНЫХ жуков.
4) По ВОДНОЙ глади реки пробежала лёгкая рябь.
7. В каком предложении вместо слова ЖИЛОЙ нужно употребить ЖИЛИЩНЫЙ?
1) Дом состоял из ЖИЛОЙ половины и людской.
2) Нас окружил целый район ЖИЛЫХ кварталов.
3) Постепенно квартира приобрела ЖИЛОЙ вид.
4) Квартирный вопрос решает ЖИЛАЯ комиссия.
8. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Он был настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с людьми.
2) ДИПЛОМАТЫ конкурса артистов эстрады получили заслуженные аплодисменты.
3) Успех внешней политики нередко зависит от искусства ДИПЛОМАТОВ.
4) Он был очень осторожным человеком, как настоящий ДИПЛОМАТ.
9. В каком предложении вместо слова ГОДОВОЙ нужно употребить ГОДОВАЛЫЙ?
1) ГОДОВОЙ отчёт необходимо сдать в срок.
2) В районе выпала ГОДОВАЯ норма осадков.
4) Первые шаги ГОДОВОЙ ребёнок сделал недавно.
10. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
1) Выступление фигуристов было не только техничным, но и АРТИСТИЧЕСКИМ.
2) Его АРТИСТИЧЕСКИЙ талант вызвал восхищение.
3) АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная певца была заполнена букетами и сувенирами.
4) Девушка была очень АРТИСТИЧЕСКОЙ.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в две тысячи восьмом году 3) с восемьюдесятью одной розой
2) в двух тысяч восьмом году 4) более семисот участников
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около семиста человек 3) редакторы
2) профессора 4) инженеры
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) две пары носок 3) наикрасивейший
2) две пары чулок 4) очень смелый
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) В две тысячи десятом году количество автомобилей на дорогах увеличится в полтора раза.
2) У тебя температура, ляжь скорее в постель.
3) На простейший вопрос он не смог ответить.
4) Сильнейший ветер оборвал провода.
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ехай скорее 3) приезжай скорее
2) уезжай скорее 4) отъезжай скорее
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Их дом стоит напротив нашего.
2) Ихний дом стоит напротив нашего.
3) У него много интересных книг.
4) У его отца много интересных книг.
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ярче всех 3) трое братьев
2) выздоравливай скорее 4) у новых туфлей
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) профессора 3) профессура
2) офицера 4) офицеры
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много гольф 3) много носков
2) много чулок 4) много помидоров
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) очень прекрасно 3) менее удачный
2) наивысочайший 4) наилучший
Получив прекрасное образование в Московском университете,
ему удалось поступить на кафедру физиологии.
у него появилась большая практика.
этого достаточно было для поступления в академию.
будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Употребив именно это слово,
это позволило создать яркий образ.
писателю удалось точнее выразить основную мысль.
моё сочинение по литературе стало лучше.
у меня получилось убедительное доказательство.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь в лесу,
не разводите костры.
у меня закружилась голова.
нами была найдена лисья нора.
было много грибов.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приезжая в чужой город,
мне нравятся его достопримечательности.
сувениры продаются всюду.
у меня бывает мало времени на музеи.
я сразу иду в краеведческий музей.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подъезжая к лесу,
сразу чувствуется его запах.
мне не терпится скорее пойти собирать грибы.
у меня появляется радостное чувство.
я начинаю испытывать огромную радость.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя расписание автобусов,
требуется сделать интервал не более десяти минут.
диспетчерами должна учитываться интенсивность движения.
это оказалось трудным и ответственным делом.
диспетчер должен учитывать возникающие на дорогах пробки.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приспособившись к местным условиям,
у меня не было желания никуда уезжать.
мне не хотелось никуда уезжать.
чувствовалось всё же какое-то неудобство.
чувствовал себя как дома.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
сначала составляется план.
я сначала составляю план.
вас ничто не должно отвлекать.
вам нужны будут дополнительные материалы.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Гуляя в лесу,
я понял, что берёза – украшение леса.
мне показалось, что я заблудился.
мне очень хорошо дышится.
моего брата искусали комары.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приехав в столицу,
всех поражает шум и суета.
у вас не будет времени сходить в музей.
идите сразу на Красную площадь.
у меня было прекрасное настроение.
В театре шёл премьерный показ спектакля.
На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
Бойцы верили и надеялись в победу.
С утра шёл дождь, и крыши домов блестели.
Части общей темы называются микротемами.
Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Я люблю и наслаждаюсь морем.
Стебли цветов подрезают наискось острым ножом.
Синонимы – это богатство языка.
Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Я скучаю по вас.
Я сказал, что ухожу и приду нескоро.
Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
Все думали о случившемся и что завтра начнутся увольнения.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Последнее, о чём сказал докладчик, - это употребление синонимов в речи.
Некрасов писал стихи для народа, говоря, что «я лиру посвятил народу своему».
Те, кт не смог понять и оценить новаторство Пушкина, обвиняли его в простонародности.
Ожидая прибытия поезда, пассажиры вышли на перрон.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
На собрании обсуждался ряд вопросов, волнующие многих.
Пришлось пожертвовать двумястами рублями.
В парке насчитывается около семидесяти кустов сирени.
Около полутораста гектаров земли были засеяны.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Кто, как не сама природа, демонстрирует нам рациональность и совершенство.
Трудно было ожидать такого странного поворота событий.
Путешественники восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также рек и озёр.
Справиться со сложными заданиями вам помогут специальные справочники.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Мы выписываем журнал «Природа».
Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.
После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Актёры играли с отдачей.
Сегодня же я уеду.
Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.
Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
Ребята радовались празднику и что сегодня они пойдут в театр.
Спектакль был поставлен известным режиссёром по пьесе начинающего драматурга.
В саду запели соловьи и распустились розы.
Во время ремонта коммуникаций рабочие наткнулись на стену древнего города.