Мягкий знак мужской и женский род. Род имён существительных, оканчивающихся на –Ь (мягкий согласный). Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Мышь, вещь , ночь , помощь, печь , тишь, глушь, рожь, ложь, дочь, молодёжь, речь.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) после шипящих.

1. Новый год наступает в полночь. 2. В глухой чаще тишь. 3. Мышь спряталась за печь. 4. Я потерял одну важную вещь. 5.Наша армия - это мощь страны. 6. Я надеюсь на твою помощь. 7. В полях поспевает рожь. 8. Дочь и сын поздравили родителей с праздником,

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце в один столбик, без мягкого знака (ь) - в другой.

Малыш, нож, молодёжь, мяч, обруч, печь, борщ, лещ, ключ, помощь, дичь, ночь, мышь, шалаш, чиж, сторож, плащ, вещь, плач.

2. Прослушать пословицы. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце.

1. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Если собака дичь упустила, так нечего ей на пень пенять. 4. Волк овце не товарищ, князь бедняку не друг.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.

ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА

У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была-далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.

НОЧЬЮ

Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.

ЛАНДЫШ

Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.

Сказка про мягкий знак

Жила-была в алфавитном саду очень странная буква – буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву – Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:

«Моя но ч ь , ве щ ь и ро ж ь ,
Моя до ч ь , пе ч ь , бро ш ь ,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!

Растрогались добрые существительные женского рода с буквами Ч (че), Щ (ща), Ж (же), Ш (ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком .




Объясни, почему надо писать мягкий знак (Ь ) в этих словах?

Обрати внимание, какого рода эти существительные. Эти существительные женского рода. Значит мягкий знак (Ь ) будем писать.

Но на этом сказка не закончилась. Читай (слушай) дальше .

Обрадовался Ь . Побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Ь :

«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»

Назови слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь мягкий знак (Ь )?

Объясни, почему мягкий знак (Ь ) при написании этих слов не нужен.

(ж.р.) для письма
Играть туш (м.р.)

Определи, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

дрож(?)
брош(?)
богач(?)
нож(?)
молодеж(?)

Посмотри и запомни!

Внимательно прочти памятку написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце.

Определи, какое слова в каждой строке лишнее.

Проверь, верно ли ты определил лишние слова. Проверь себя .

Прочти пословицы. Объясни их смысл. Объясни написание существительных с шипящим на конце.

Ложь человека не красит.
Умный товарищ – половина дороги.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Речь вести – не лапти плести.

Замени (устно) словосочетания одним словом с шипящим на конце. Произнеси это слово и поясни нужно ли в конце этого слова ставить мягкий знак.

Футбольное соревнование.
Человек, лечащий больных.
Мелкие деньги.
Часть суток от вечера до утра.
Молодые люди.
Непромокаемая легкая одежда от дождя.
Чёрная птица, вестник наступающей весны.
Предмет, на котором ездил Емеля.
Близкий приятель, друг.

Объясни учителю (можно в видеокомнате) или взрослым.

Проверь, верно ли ты выполнил задание. Проверь себя .

Прочти стихотворение.

Выучи это стихотворение наизусть. Расскажи его взрослым или учителю (можно в видеокомнате).

Прочитай пословицу. Объясни взрослым или учителю (можно в видеокомнате), почему слово «ложь» пишется с мягким знаком.

Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотри внимательно плакат.

Повтори, когда надо писать Ь в существительных с шипящим на конце.