Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Тема занятия: творительный падеж множественного числа Логопедическое занятие родительный падеж множественного числа

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

“слово-действие”;

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.

Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?

Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).

2. Ввод в тему.

Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).

3. Изучение нового материала.

1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.

Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?

Д.: Кто это?

Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.

Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.

Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?

Д.: Что это?

Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.

Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.

Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?

Д.: Неживые.

Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?

Д.: Живые.

Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы

Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.

Л.: Кого вы видите?

Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.

2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок.

Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).

Сколько слов должно быть в предложении?

Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).

А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).

Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?

Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.

Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.

(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).

Примерные предложения:

Белка сушит грибы.

Заяц меняет шкурку.

Ёж делает норку.

Медведь ищет берлогу.

Птицы улетают на юг.

4.Физ.минутка.

А) Речь с движениями:

Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.

Птички летели, (дети хаотично перемещаются по

На ветки сели, комнате и “машут” руками)

Сели, посидели. (садятся на корточки)

Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.

Гриб сушит белку.

Шкурка меняет зайца.

Норка делает ёжика.

Берлога ищет медведя.

Заяц ловит лису.

Дети исправляют предложения.

В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.

Дети делают упражнение и проговаривают слова.

Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих

Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-каростель,

Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)

Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)

5.Закрепление нового материала.

Ассоциативные словесные игры.

1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.

Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?

Дети дают несколько вариантов ответов:

Мама моет ребёнка.

Мама моет брата.

Мама моет котёнка. И т. д.

Л.: Что моет мама?

Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.

Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).

Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.

Л.: Что несёт мальчик?

Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.

2) И. “Подскажи словечко”.

А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.

Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь …(берлогу).

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в …(дупло).

Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.

Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .

1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).

Л.: Подумайте и скажите правильно.

Что это? Кто это? Что нарисовал художник?

Кто это? Кого нарисовал художник?

Д.: Нора – нору.

Белка – белку.

Ёж – ежа.

Медведь – медведя.

Берлога – берлогу.

2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?

Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и

неживые предметы. И т. д.

Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Конспект ОД.

Падежные конструкции: предложный падеж единственного и множественного числа имён существительных.

Цель: Продолжать учить детей образовывать имена существительные в предложном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей употреблять существительные в предложном падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголами, упражнять в правильном употреблении предлогов «В», «НА», «О (ОБ)» с существительными в предложном падеже, закреплять умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-.

Коррекционно-развивающие: упражнять в умении строить полные предложения, активизировать и обогащать словарь детей по темам «Сказки», «Посуда», «Животные», развивать речевое внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к посуде, интерес к художественным произведениям.

Оборудование: разрезные картинки с иллюстрациями из сказок, мяч, картинки с изображением сказочных героев, предметные картинки посуды и продуктов питания.

Ребята, у вас на столах конверты с разрезными картинками, я предлагаю их собрать. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? (Мы будем говорить о сказках и сказочных героях.)

Очень много написано разных сказок: о царевне, о бабе Яге, о животных и другие. Расскажите, о ком ваши сказки. (Моя сказка о медведях. Моя сказка о коте в сапогах. Моя сказка о Федоре. И т.д.)

Кто не моет, не стирает,

мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка.

Ни к чему вопросы, споры -

всем знакома та Федора.

Я дала тебе подсказку,

назови скорее сказку.

(Федорино горе)

Сегодня к нам в гости пришла Федора из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». О чём эта сказка? Правильно, от неё ушла посуда, а Федора сидела и горевала. Я предлагаю вам посмотреть и назвать посуду, о которой горевала Федора. (Это чашки, Федора горевала о чашках. Это кастрюля, бабушка Федора горевала о кастрюле. И т.д.)

В конце сказки Федора Егоровна всё прибрала, положила продукты на свои места.

Упражнение «Где что лежит?» (на доске выставляются картинки с изображением посуды, а у детей карточки с продуктами питания).

Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице).

Где лежит сахар? И т.д.

3. Физминутка по сказке Теремок

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались, (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Мы знаем, что у диких животных есть свои жилища, я предлагаю вам их назвать.

Игра «Кто где живёт?»

Мышка живёт в норке.

Лягушка живёт на болоте.

Лиса живёт в норе.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

Медведь спит в берлоге.

5. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко. (Избушку на курьих ножках.)

Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: «Ребята, если желаете отправиться дальше в путешествие, скажите, на чем или ком передвигаются сказочные герои в сказках?»

Баба Яга - … Баба Яга передвигается в ступе (на метле).

Емеля - … Емеля передвигается на печке.

Алладин - … Алладин передвигался на ковре-самолёте.

Дюймовочка - … (на ласточке).

Лягушка-путешественница - …. (на утках)

Золушка - … (на тыкве).

Нильс - … (на диких гусях).

Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы продолжаем дальше.

6. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и сказать, о чём мечтает Дюймовочка (игра в мяч)?

Дюймовочка мечтает о…..

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка

у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Тема «Творительный падеж множественного числа существительных»

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

образовательная:

Учить детей правильно образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы;

коррекционно-развивающие:

Продолжать учить отвечать на вопрос педагога полным предложением,

Развивать умение согласовывать слова в предложениях,

Развивать языковое чутье;

воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка «Тигренок-строитель», предметные картинки с изображением орудий труда, животных, овощей, фруктов, природы.

Словарный материал : активизировать словарь детей по теме «Профессии» и другим лексическим темам.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением сказки Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и стихотворения С.Маршака «Почта», обучение правильному употреблению формы творительного падежа существительных в единственном числе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кем ты будешь?» (Каждый ребенок высказывается и садится на место.)

2.Объявление темы.

Люди разговаривают и произносят …(слова). Слова согласуются, дружат и получается …(предложение). Сегодня снова будем учиться составлять предложения.

3.Этап обучения на фронтальном наглядном материале.

Игра «Тигренок-строитель».

(Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением тигренка-строителя.) Сейчас вы сами придумаете сказку, а я вам помогу. Это тигренок. Рассмотрите картинку и скажите, кем работает тигренок? (Дети отвечают.) Правильно! Тигренок работает строителем. С кем он работает? (Выставляется картинка, изображающая мышат /или любых других животных/) (Ответы детей полным предложением.) Кем работают мышата? (Ответы детей полным предложением). Верно, мышата работают строителями. (Логопед проговаривает предложения, выделяя голосом окончания существительных в творительном падеже и просит детей произносить так же.) Решил он построить в лесу школу и позвал на помощь друзей. (Логопед рядом выставляет предметные картинки, изображающие других животных и задает вопросы для составления предложений детьми.) С кем стал работать тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чтобы строение не разрушилось, за работой надо наблюдать. За кем наблюдал тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чем забивали гвозди строители? Чем пилили? Чем рубили? (Ответы детей полным предложением.) Лосята не могли рубить топорами, и тигренок стал над ними смеяться. Над кем смеялся тигренок? Перед кем извинился? (Ответы детей полным предложением.) Наконец школа построена. Вокруг много мусора. Чем звери убирали мусор? (Ответы детей полным предложением.)

Игра «Добрые гномы».

(На наборное полотно выставляется изображение гномов, а также фрукты и овощи.) В этом же лесу жили добрые гномы. Они пришли полюбоваться на школу и принесли угощение для работников – фрукты и овощи. (Показывая картинки с угощениями, логопед просит детей ответить: чем угощали добрые гномы зверей? Дети отвечают на вопрос полным предложением. Например, «Добрые гномы угощали зверей яблоками»)

Игра с мячом.

Поработали звери, получили угощение и решили поиграть мячом. И мы поиграем. (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос одним-двумя словами и бросает мяч педагогу.)

Чем смотрят? Чем топают?

Чем слушают? Чем хлопают?

Чем кусаются? Чем пожимают?

Чем царапаются? Чем улыбаются?

Чем ходят? Чем хмурятся?

Чем прикрываются глаза? Чем видят?

4. Физкультминутка.

Выполнение движение по тексту стихотворения.

5. Этап закрепления полученных навыков в работе с индивидуальным наглядным материалом.

(Логопед выставляет на наборное полотно изображение пилота.) Назовите кем управляются самолеты. (Ответы детей. Например, «Самолеты управляются летчиками и пилотами».) Наш самолет летел высоко-высоко. Сейчас мы узнаем, над чем пролетал самолет? (У детей на столах картинки, на которых нарисованы дома, люди, горы, лес и т.д.) Будьте внимательны и послушайте задание. Рассмотрите картинки. Тот, кого я назову, выйдет со своей картинкой и правильно скажет, над чем пролетал наш самолет? (Ребенок выходит, выставляет картинку на доску и отвечает полным предложением).

6. Итог.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать пилотом, водителем, строителем, портным …? (Высказывания детей.) Правильно! Чтобы получить профессию нужно учиться.

Марианна Егорова
Конспект фронтального логопедического занятия. Именительный падеж множественного числа существительных

Тема : Именительный падеж множественного числа существительных .

Цель : научить правильно употреблять существительные в И . п. мн. ч.

Задачи :

1. Учить правильно образовывать существительные в И . п. мн. ч.

2. Употреблять существительные в И . п. мн. ч. в словах, в предложениях на материале лексических тем.

3. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

4. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям и умение слушать товарища.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, сюжетная картинка (лес, индивидуальные карточки, карандаши, штриховки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сядет тот, кто назовет мне свое ФИО.

2. Объявление темы занятия .

Сейчас я вам загадаю загадки.

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

Серый, зубастый, по полям рыщет. Телят, ягнят ищет. (Волк)

Какие это животные (Это дикие животные)

Где они живут (Они живут в лесу)

В лесу живет много разных животных. Не один медведь, а медведи. Не один заяц, а зайцы. Не один волк, а волки.

Послушайте, медведь медведи. Как звучат эти слова? Правильно, они звучат по-разному. Сегодня на занятии мы будем учиться называть предметы, когда их не один, а много. И чтобы нам было интереснее учиться, мы закроем глазки и окажемся в лесу.

Посмотрите, какие еще живут животные в лесу (На доску вывешивается полотно с изображение животных в лесу. (В лесу живут белки и т. д.)

3. Игра : «Кто потерялся» .

У нас в лесу звери заигрались и потерялись. И их никак не могут найти мамы.

Давайте, поможем мамам отыскать своих детенышей. (На доску постепенно выставляются картинки с изображением животного, дети называют его детенышей.)

4. Динамическая пауза.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой шагали лосята

За мамой лисицей бежали лисята

За мамой ежихой катились ежата

За мамой медведицей шли медвежата

За мамою белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

5. Закрепление.

В лесу у нас не только животные. Что еще есть в лесу (В лесу есть цветы, грибы и т. д.)

Какие грибы вы знаете (В лесу растут подберезовики и т. д.)

6. Индивидуальная работа.

Посмотрите, внимательно на свои карточки. И назовите каждый свой предмет. Что еще мы можем увидеть в лесу.

7. Развитие мелкой моторики.

Мы по лесу гуляли и нашли фотографии животных. Но они получились не цветными. Давайте, раскрасим их.

8. Итог занятия .

Чему мы сегодня учились на занятии .

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Вы сегодня все были молодцы. Занятие закончено . До свидания!

Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.

Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.

Задачи:

    Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

    Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.

    Активизировать словарный запас слов.

    Развивать у детей языковое чутье.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать умение выслушать товарища.

Оборудование : наборное полотно с нарисованным букетом цветов,

изображения разных цветов ,

картинки изображающие лес и зоопарк,

мяч,

иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,

корзина,

картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.


Ход занятия.

Организационный момент.

Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д. (в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).

1.Дидактическая игра «Закрытый букет».

Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.(Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).

Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпа нов . Девочки подарили подружке букет гвоз дик. У Кати был букет лил ий .(незабу док , одуванчи ков , ландыш ей , роз и т.д.)

На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)

2.Дидактическая игра «Дружная семья».

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка? (Дети отвечают: пять кроваток ). своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.

3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».

Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.

Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.

При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.

4. Динамическая пауза . Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».

Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.

5.Дидактическая игра «Маша и медведь».

Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого Пожираешь людей,

Я видел двух свинок Так за это мой меч -

Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).

Я выслал две пары

Отличных…(калош)?

Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?

Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.