Салтыков богатырь краткое содержание. Михаил салтыков-щедрин - богатырь. Пояснительная записка к уроку

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание: Увлекательная сказка талантливого автора Салтыкова-Щедрина Богатырь рассказывает о славном и великом родном сыне Бабы-Яги, его всемогущей славе небывало глупой жизни и судьбе. Когда пришло время, родила Баба-Яга славного могучего и большого богатыря. Растила его, кормила, лелеяла, пока ее сын не стал ростом, как коломенская верста. Тогда гордая за своего сына мать отправила его на подвиги. Начал богатырь проверять свою силушку богатырскую. Один большой дуб выдернул прямо с корнем, второй обычным одним кулаком перешиб, третье дерево присмотрел для своего отдыха. Залез в самое дупло и уснул крепким и беспробудным сном. Сильный и богатырский храп был с такой невероятной силой, что его было слышно очень далеко и земля просто содрогались каждый раз. Все птицы, которые летали вокруг, все разлетелись и исчезли. Все звери поразбежались кто куда. Все жители леса очень боялись потревожить сон Яги и не могли насмелиться его разбудить. Прошло целых одна тысяча лет, так и продолжает в дупле богатырь. Много разных бед и неприятностей пришлось перенести народу за такое долгое время, а славный Богатырь так ни разу и не проснулся. Жители подошли поближе в большому дубу, присмотрелись, принюхались и поняли, что сгнил богатырь в дупле. Читать сказку Богатырю онлайн бесплатно можно на этой страничке. Слушать ее можно в аудиозаписи. Оставляйте свои отзывы и комментарии.

Текст сказки Богатырь

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

Смотреть сказку Богатырь слушать онлайн

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

Не зная на что силы потратить, отправился в лес. Начал там силу пытать, деревья с корнем рвать, а когда утомился, залез в огромное дупло и заснул. От его раскатистого храпа долго земля содрогалась. Боялись его сонного люди и звери.

Слава о нем дошла до чужих краев, где удивлялись его могуществу и опасались, полагая, что неспроста он спать лег, видно, сил набирается. На родине им гордились и возлагали большие надежды, шепотом разговаривали, на цыпочках вокруг ходили.

Он проспал сто, двести и всю тысячу лет. Сначала враги думали, что сильна та страна, в которой боятся богатыря лишь за то, что он в дупле спит, да постепенно стали вспоминать, что не раз беда приходила, а силач не проснулся и помощи не оказал. Были засухи и голод, драки, болезни и стихийные бедствия, обнищание, а соне все нипочем, глаз не открыл и ухом не повел.

Терпелива и многострадальна была судьба его отчизны, народ верил в своего защитника и ждал, надеясь, что в последний момент он пробудится.

Тем временем враги начали страх терять, и пошли войной на Богатыря. Осторожно подступали, но почувствовав смердящий запах, устроили расправу жестокую. Все уничтожили на своем пути. Последний раз народ воззвал к храбрецу. Не услышав его храпов, Иван дурак кулаком расколол дупло, и стало ясно, что гадюки все тело Богатыря до шеи съели.

В образе страны терпеливой и многострадальной просматривается Россия, где для народа характерно полагаться на Сильную Личность, царя или героя, который придет и наведет порядок. Каждый раз в своем тщетном ожидании народ обманывался. Салтыков-Щедрин высмеивает неоправданный страх и самого героя, который, обладая силой непобедимой, растратил ее на сон и глупости, оставаясь глух и слеп к нуждам своих соотечественников. Автор поднимает тему гражданского долга и ответственности каждого человека за свою родину, судьбу и благополучие.

Картинка или рисунок Богатырь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Погодин Зеленый попугай

    В книге рассказывается об ощущениях и впечатлениях автора при обаянии разнообразных запахов. В первый раз рассказчик ощутил запах холодного мороза. Стоя на берегу Невки, он видел как деревья начинают сбрасывать листья.

  • Краткое содержание Эпос о Гильгамеше

    Данное произведение по своей сути отображает всю преданность и верность дружбе. Несмотря на многое именно дружба способна преодолеть все препятствия, и облагородить человека.

  • Краткое содержание сказки Финист - ясный сокол

    Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари

  • Краткое содержание Оперы Паяцы Леонкавалло

    В Монтальто приезжает труппа комедиантов, во главе с Канио. Он приглашает всех на свое новое представление. Жители зовут комиков выпить в баре. Человек из толпы грубо шутит, он хочет отобрать Недду у мужа

  • Краткое содержание Немец в валенках Воробьева

    Немец в Валенках - рассказ Константина Воробьева, в котором показывается жизнь военнопленных и тяжелая судьба узников лагерей.

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий - герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". Овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный "вольного -барана во сне видел".

Богатырь

Богатырь - герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй - заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц - герой одноименной сказки, "так здраво рассуждал, что и ослу впору". Считал, что "всякому зверю свое житье предоставлено" и что, хотя зайцев "все едят", он "не привередлив" и "всячески жить согласен". В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель - герой одноименной сказки, "был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, "от киселя остались только засохшие поскребушки", В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только "господамн"-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, "сытости... не знают".

М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что даже в русских волшебных сказках можно найти социальную основу, ибо создавали эти сказки люди, живущие в классовом обществе.

Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России II половины XIX века, в эпоху становления буржуазного

строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.

В сказках Щедрина, как и во всём творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников.

“Богатырь”. Щедрин высмеивает веру в “гнилого” Богатыря, отдавшего на разгром и издевательство свою многострадальную страну.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям. Сказка “Богатырь” при жизни

писателя не могла быть напечатана и увидела свет только после революции.

Словарный комментарий

Вырос с коломенскую версту. (Разговорное, шутливое.) Очень высокого роста.

Историческая справка . Происходит от сравнения высокорослого человека с верстовыми столбами, расставленными между Москвой и селом Коломенским, где когда-то находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича.

В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. с.41.

Ни ухом не повел.

Ни оком не шевельнул. (Разговорное.) Никак не отзывается, не реагирует, никакого внимания не обращает.

В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. с.136.

Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Это перефразированная цитата из басни И.А.Крылова “Синица.” (1811 г.) Восходит к народной пословице: “Синица за море летала и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела.” Употребляется как характеристика хвастовства, больших, но не исполненных обещаний.

Н.С. Ашукин, М. Р. Ашукина. “Крылатые слова.” с.405.

И был таков. (Разговорное.) Употребляется в значении моментального, мигом исчез, скрылся, сбежал.

В.П. .Жуков. Школьный Фразеологический словарь русского языка. с.134.

В некотором царстве. Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Используется в зачине сказки.

Мать зеленая дубравушка.Олицетворение (художественный прием). Ласково нежное обращение к лесу, идущее из глубины народной души.

Как бы он нам звону не задал. Строго выговаривать, сильно бранить, беспощадно громить. (В.П.Жуков).

Пошла слава про Богатыря по всей земле. То есть стал распространяться слух. (Разговорное), стало всем это известно.

Мирскую нужду исправит.(разговорное).Устранить бедность простого люда, дать им необходимый достаток.(С.И.Ожегов).

Взял в охапку. Ноша в таком количестве, которое можно унести, обхватив руками.(С.И.Ожегов).

Протяжный звук (стон), издаваемый от сильной боли, страдания.(Ожегов).

Сама в пустыню на покой ушла, то есть умерла.

Его пустила на все четыре стороны. Перестав держать при себе, дать полную свободу, волю.(С.И.Ожегов).

Улита ехала-ехала, да наконец приехала. Улита (прост.) То же, что улитка. Пословица: Улита едет, когда-то будет.(С.И.Ожегов). “Прошло сто лет, потом 200,300,целая тысяча.” Долго ехала улитка, наконец приехала, из мужика все соки выжили, “обворовали начисто – шабаш! Богатырь все спит…!”

Стали умом-разумом раскидывать. Вспоминать, рассуждать, догадываться, соображать, строить какие-то предположения, действовать.

Земля кругом стоном стонет . Протяжный звук, стон, издаваемый от сильной боли, страдания непрерывно. (С.И.Ожегов).

Словарно-этимологический комментарий

Богатырь –

1) Герой русских былин, совершающий подвиги.

2) Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка.”

Гадюка – (восточно-славянское) от слова гад. Первоначальное значение – “отвратительный, мерзкий”

Н.М. Шанский “Краткий этимологический словарь русского языка.”

Гадюка – ядовитая змея с плоской треугольной головой.

С. И. Ожегов “Словарь русского языка.”

Супостат – противник, недруг. С. И. Ожегов.

Супостат – заимствовано из старо – славянского языка. “Поставить друг против друга” (современное – сопоставлять).

Баба-Яга – старуха-колдунья в русских сказках.

С. И. Ожегов “ Словарь русского языка”.

Леший – В русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу.

(С. И. Ожегов).

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда леший шутит с людьми: старается запугать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень веселый, часто в лесу слышен его хохот. Летом он живет в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки. Жена лешего – лешачиха. Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева.

И. С. Тургенев “Бежин луг”.

Выхолила – холя, вырастить, т.е. держать в чистоте, тепле, ухаживать, лелеять. (С.И.Ожегов)

Лютые (звери) – злые, свирепые, беспощадные. (Словарь синонимов)

Дупло – пустота в стволе дерева. (С.И.Ожегов)

Перекатистые храпы – перемещаются далеко и одновременно меняются по силе звука. (Выше – ниже)

Ужо . Наречие (просторечное) Потом, позже. (С.И.Ожегов)

Мол Вводное слово (разговорное.) – указывает на то, что говорящий передаёт чужие слова. (С.И.Ожегов) В свой черёд . (Просторечное) – то же, что очередь. (С.И.Ожегов)

Оная земля (устар.) – та самая, выше упомянутая. (С.И.Ожегов)

Верста – русская мера длинны, равная 1,06 км. (С.И.Ожегов)

Шабаш (просторечное) – кончено, довольно. (С.И.Ожегов)

В коей (устар.) – в которой.

Взывали (высок.) – обращаться с призывом о помощи, звать. (С.И.Ожегов)

Кров (высок.) – жилище, приют. (С.И.Ожегов)

Ни одёжи (разговорное) – одежда (С.И.Ожегов)

Ни ежева (просторечное) – еда, со значением есть, жевать.

Возопили – громко закричали.(С.И.Ожегов)

Застонала (дубравушка) – зашумела.

Застонала – олицетворение (худож. приём.) – застонать, заплакать, от боли, зашуметь.

Ударился (в лес) (разг.) – стремительно, усиленно предаться чему-н. Здесь отправился, побежал. (С.И.Ожегов)

Имела веру неослабную . (книжн.) – постоянно действующую, не ослабевающую. (С.И.Ожегов)

Многострадальная (страна) (книжн.) – испытавшая много страданий, исполнена страданий. (С.И.Ожегов).

Пояснительная записка к уроку

“Комментарий к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Богатырь”.

Язык – это целый мир. Он не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память,

С О К Р О В И Щ Е.

Он должен вызывать у каждого человека горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Язык возник в глубокой древности, помогал людям понимать друг друга.

Развитие языка позволяло людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение.

Богатство языка – это и богатство его фразеологизмов, т. е. выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факты ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события далёкого прошлого.

Цели урока:

  1. Повысить эффективность работы по развитию речи.
  2. Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова.
  3. Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку, повышать языковую культуру учащихся, воспитывать любовь к Родине.

Что ж это за Богатырь такой?

Спи, Богатырь, спи!

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

Добавить комментарий

Эта сатирическая сказка, написанная в 1886 году, не была издана при жизни Салтыкова-Щедрина - ни легально, ни подпольно. Только в 1922 году «Богатырь» был впервые опубликован в научно-историческом журнале «Красный архив».

В первоначальной версии сказки в образе спящего в дупле Богатыря Салтыков-Щедрин намеревался изобразить народ в состоянии пассивности. Однако в окончательной редакции народно-эпическое значение слова «богатырь» изменено на противоположное - теперь «богатырь» не народ, а самодержавие. Едкий иронический смысл нового образа Богатыря призван был разоблачить слепую веру и древние предрассудки тонущего в бедах и нищете люда о могущественной силе и доблести монарха, защитника слабых и обиженных.
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги!

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубравушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь, и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!

Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.

В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он вместо того в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он вместо того в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила, вздыхала - и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем.

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубравушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: "Иди, Богатырь, совершай подвиги!"

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: "Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит". Чужие, в свой черед, опасаются: "Слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в "оной" земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!"

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: "Спи, Богатырь, спи!"

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: "Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!"

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: "Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!" А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: "Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит" - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. "А ведь Богатырь-то гнилой!" - молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: "Поспешай, Богатырь, поспешай!"

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Богатырь

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги!

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубравушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь, и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!

Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.


Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.

В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он вместо того в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он вместо того в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила, вздыхала - и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем.

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубравушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!