Во второй половины 19 века. Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX века. по курсу «История России»

Прежде чем характеризовать общественно-политическую мысль России данного периода, следует изучить социальный состав общества, сложившийся в пореформенный период, внутреннее состояние страны.

Российское общество конца 19 века

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладностъ экономики обусловливали своеобразие социальной структуры ее общества. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы--классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничъе-бюрократичском аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия, которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили, источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западноевропейского. В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.

Таковы были основные участники внутриполитических отношений во второй половине 19 века. Рассмотрим эти отношения.

После убийства 1 марта 1881 г. царя на престол вступил его сын Александр III (1818--1881). По характеру Александр III был полной противоположностью отцу и напоминал своего деда -- Николая I. За короткое время он в своей политике отступил от линии Александра II практически во всех сферах общественной жизни.

В 80--90-х гг. самодержавием проводится ряд реакционных мер. В исторической литературе они известны как "контрреформы", т.к. преследовали цель ограничить действие реформ 60--70-х гг., которые, по мнению идеологов нового курса, ослабили законную власть в стране и привели к кризису. Идейными вдохновителями реакционного политического курса в то время стали бывший наставник Александра III, обер-прокурор Синода К.П. Победоносное и редактор "Московских ведомостей" М.Н. Катков.

8 марта 1881 г. Совет министров отклонил проект Конституции, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Вместо этого 29 апреля 1881 г. был обнародован Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласившей веру царя "в силу и истину самодержавной власти", которую он обязан охранять "от всяких на нее поползновений". Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- 2-е изд..- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников,2000.- С.256

В соответствии с опубликованным 14 августа 1881 г. "Положением о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в стране фактически объявлялось чрезвычайное положение: каждый ее житель мог быть арестован, без суда сослан в отдаленную местность на 5 лет или предан военному суду. Местные власти были наделены правом закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.

В цикле контрреформ весьма важным представляется закон 1889 г. о введении должности земских начальников. Он утвердил новый социальный институт земских должностных лиц из числа потомственных дворян, который возвышался над всеми крестьянскими органами самоуправления. Земские начальники сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах.

Под контролем земских начальников оказались и суды. Институт мировых судей прекратил существование. Часть судебных дел перешла на рассмотрение земского начальника, остальные дела были переданы в ведение волостного суда.

Вместо бессословных курий "Положение 1890 г." устанавливало сословные курии дворян и городских сословий. Крестьянство фактически лишалось выборного представительства: сам губернатор назначал гласных из числа избранных крестьянами кандидатов.

В 1892 г. контрреформа изменила порядок выборов в Городскую думу. Значительная часть городского населения (приказчики, мелкие торговцы, интеллигенция) лишалась права выборов. В то же время в Городской думе стали преобладать промышленники, торговцы, крупные чиновники, т.е. имущая часть городского населения.

Контрреформы не обошли стороной сферу культуры и образования. Так, все низшие школы были изъяты из ведения земств и переданы в ведение Синода. В большинстве своем школы становятся церковно-приходскими. Если в 1882 г. церковно-приходских школ насчитывалось 4,5 тыс., то в 1894 г. их стало 32 тыс., Российская история: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Макарова, Н.С. Кривцова и др..- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- С. 170 увеличение произошло не за счет открытия новых учебных заведений, а в результате перехода земских школ в статус церковно-приходских.

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён циркуляр о «кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Усиление авторитарного режима должно было служить стабилизации внутриполитического положения., но все-таки не ослабило развития оппозиционного движения. Сложная социально-политическая структура России привела и к необычайной расстановке сил на внутриполитической арене. В странах Западной Европы в период смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия, лозунгами которой были требования политических свобод, установление республики или ограничение власти монарха законодательными актами. Иначе произошло в России. В развитии оппозиционного движения сформировалось два основных направления -- буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.

Тема: Россия во второй четверти XIX века.

1. Внутренняя политика Николая I.

2. Общественное движение 30-50-х гг. XIX века: теория официальной народности, славянофилы, западники, революционные демократы.

3. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

1. В 1825 – 1855 гг . российским императором был Николай I, брат Александра I.

Он был третьим сыном Павла I, поэтому к престолу его не готовили, он получил обычное для великих князей военное образование. Поэтому Николай привык решать все государственные вопросы теми же методами, какими действуют в армии, то есть прямым приказом. Ему казалось, что, если поставить на все посты исполнительных чиновников, то все проблемы успешно решатся. В отличие от Александра, он к тому же был чужд увлечениям либерализмом и считал необходимым сохранять самодержавие в неприкосновенности. Все большее значение в его правление приобретала Собственная его императорского величества канцелярия. В 1826 г. в ней было создано II отделение (для кодификации законов), III (высшая политическая полиция), IV (руководство благотворительными заведениями). В 1830-е гг. создается V отделение (для проведения реформы в государственной деревне) и VI (для управления Закавказьем). На все должности назначались безынициативные, но исполнительные чиновники. Их стало так много, что однажды сам император признался: «Россией правят столоначальники».

В то же время Николай пытался проводить некоторые преобразования, но следует иметь в виду, что они не затрагивали важнейших проблемных вопросов или вводили только частные улучшения. Так, в 1826 г. под руководством М.М. Сперанского началась кодификация законодательства. В 1830 – 1832 гг. было издано 45 томов «Полного собрания законов Российской империи». Из них были отобраны действующие, изданные в 1833 г. в 15-томном «Своде законов».

В 1837 – 1841 гг. проведена реформа управления государственной деревней. Для этого было создано министерство государственных имуществ под руководством П.Д. Киселева. Для государственных крестьян стали создавать больницы, школы, на случай неурожая организовывались посадки картофеля. Предполагалось, что помещики тоже улучшат жизнь своих крестьян по этому образцу. Однако крестьяне стали бунтовать против принудительной посадки картофеля, к тому же в Европе все чаще происходили революционные выступления, и николаевское правительство не решилось продолжить реформу.

В 1839 г. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. Основой денежной системы стал серебряный рубль. Бумажные деньги можно было свободно обменивать на серебро, но министерство следило, чтобы выпуск бумажных денег соответствовал государственным запасам серебра, и таким образом сдерживало инфляцию.

В 1842 г. был издан закон об обязанных крестьянах, по которому помещик мог по своему желанию освобождать своих крестьян с землей. За эту землю крестьяне были обязаны нести повинности в пользу помещика. Всего по этому указу было освобождено 24 тыс. крестьян. Более серьезных шагов в вопросе освобождения крестьян Николай I опасался. Он говорил дворянам: «Нет сомнения, что в своем нынешнем виде крепостное право есть зло, ни прикасаться к нему в настоящий момент было бы делом еще более гибельным».

Таким образом, Николаю I удалось путем некоторых частичных преобразований укрепить государство, но их эффект был очень кратковременным. Между тем в экономическом отношении Россия все сильнее отставала от Западной Европы.

1. В годы правления Николая I произошло усиление самодержавия, необходимость реформ категорически отрицалась. Окончательно сложилась «теория официальной народности», сформулированная министром народного просвещения С.С. Уваровым. Согласно этой теории, основами всей жизни России являются православие, самодержавие и народность (последняя понималась как сочетание любви к православию и самодержавию в простом народе). Это была консервативная теория, предполагавшая, что если эти начала русской жизни будут сохраняться в неприкосновенности, Россия будет процветать. При том, что «теория официальной народности» во многом правильно (на тот момент) отражала особенности русской духовной жизни, она предполагала, что Россия достигла близкого к идеальному состояния, т.е. не выдвигала никакой перспективы развития.

Тем не менее находились люди, которые не были согласны с этим. Так, П.Я. Чаадаев говорил о вреде изоляции от новейших идейных течений Европы, духовном застое. В России ничего положительного он не видел вообще. По распоряжению императора его объявили сумасшедшим. Но размышления о судьбе страны, отличные от официальной идеологии, продолжали появляться. Особенностью общественного движения того времени стала полемика западников и славянофилов. Славянофилы – это бывшие члены кружка Станкевича (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья К. и И. Аксаковы, и др.). Они считали, что Россия развивается по другому пути, чем страны Западной Европы. Основой русской цивилизации они считали православную веру и крестьянскую общину. Славянофилы считали, что Петр I своими реформами отклонил Россию от ее естественного пути развития, и это положение необходимо исправить. Естественно, что они при этом были противниками конституции и парламента, но за отмену крепостного права и созыв совещательного Земского собора (т.е. за частичное возвращение к порядкам допетровской Руси).

Западники (историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин) считали, что Россия развивается по тому же пути, что и Европа. Так, Кавелин был сторонником идей свободы человеческой личности, отмены крепостного права. В то же время он отчасти был согласен со славянофилами в том, что крестьянская община играет большую роль в истории России. Западники были сторонниками буржуазных реформ по европейскому образцу.

Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, позднее – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) были не сторонниками реформ, а революции, которая позволит сразу перейти к социализму, минуя капитализм с его недостатками. Их взгляды были близки к западническим (они тоже считали, что Россия развивается по тому же пути, что и европейские страны). Но буржуазный строй стран Западной Европы им не казался правильным. Они считали возможным установление справедливого общественного устройства без угнетения человека человеком (социализма) путем революции. Им казалось, что, благодаря наличию в России крестьянской общины («русский крестьянин по природе социалист»), она может миновать капитализм с его недостатками и сразу перейти к социализму (т.н. «крестьянский социализм»).

Следует отметить, что правительство отрицательно относилось не только к революционерам, но и к западникам и славянофилам. Идеи западников представлялись опасными, идеи славянофилов были близки положениям «теории официальной народности», но на отмену крепостного права и созыв Земского собора николаевское правительство не было согласно.

Ярким примером полного нежелания правительства сотрудничать с общественными силами была судьба кружка М.В. Петрашевского (западнического направления). Этот кружок, существовавший в 1844 – 1849 гг., был невелик, и его члены занимались только словесным обсуждением проблем развития России. Тем не менее их приговорили к смертной казни, которую заменили каторгой.

3. Николай I, исходя из своего представления о величии самодержавной России, стремился проводить активную внешнюю политику. Ее основными направлениями были «восточный вопрос» и борьба с революциями в Европе.

Под «восточным вопросом» принято понимать проблему Турецкой империи, к тому времени явно ослабевшей и вызывавшей стремление великих держав разделить ее владения. В более широком смысле слова «восточный вопрос» - это вся политика России на Ближнем и Среднем Востоке.

В 1826 – 1829 гг . Россия успешно провела войну с Ираном. В 1827 г. Россия, Англия и Франция выступили в поддержку Греции, восставшей против турецкого владычества. Флот союзников разгромил турецкий флот в Наваринской бухте. Считая своим главным противником Россию, Турция объявила ей войну, которая продолжалась до 1829 г . и закончилась победой России. Турция была вынуждена признать независимость Греции и русское влияние в Молдавии и Валахии. В 1830 г. Николай I поддержал Турцию в войне с Египтом и за это по Ункяр-Искелесийскому договору получил от Турции право свободного прохода русских кораблей через черноморские проливы. Для кораблей других держав они оставались закрытыми, что вызывало недовольство Англии и Франции.

В течение всего долгого правления Николая I продолжалось завоевание Кавказа, начавшееся еще при Александре I под руководством генерала Еромолова, и закончившееся только в 1859 г. при Александре II покорением Чечни и пленением имама Шамиля.

В 1848 г. в Европе началась революция, в 1849 г. Николай I направил войска в Австрийскую империю для подавления революции в Венгрии. Но его слишком активная внешняя политика стала вызывать недовольство ведущих держав Запада. «Восточный вопрос» еще более обострил отношения России с Англией и Францией. Эти страны, будучи экономически гораздо сильнее России, не собирались делить Турцию, как предлагал Николай I, а подчинить ее себе экономическими способами. В результате началась Восточная (Крымская) война 1853 – 1856 гг . Между тем Россия к войне была не готова. В Англии и Франции на вооружении уже появились нарезные ружья, русская армия была вооружена гладкоствольными. В Англии и Франции военно-морской флот был в значительной степени паровым, в России – преимущественно парусным. Первоначально в войне участвовали только Россия и Турция. Но 18 ноября 1853 г. русский флот вице-адмирала П.С. Нахимова наголову разбил турецкий флот у Синопа, сорвав высадку десанта на Кавказ.

Англия и Франция под видом помощи Турции поспешили вступить в войну. В 1854 г. их флот вошел в Черное море. Англо-французские корабли также действовали в Балтийском море, на Севере, напали на Петропавловск-Камчатский, но успеха нигде не имели. Основные действия развернулись в Крыму. Высадившись там, в сентябре 1854 г. англо-французские войска, используя превосходство в вооружении, победили русскую армию в сражении на р. Альма и осадили Севастополь. Его осада продолжалась 349 дней. Черноморский флот, не способный бороться с паровыми кораблями союзников, пришлось затопить. Русская армия, находившаяся в Крыму, продолжала проигрывать сражения, но взять Севастополь, несмотря на явное превосходство в силах, союзники не смогли. Однако русские войска, ослабленные долгой осадой, тоже не могли удерживать Севастополь и в августе 1855 г. оставили его.

По условиям Парижского мирного договора 1856 г. Россия возвращала Турции устье Дуная и лишалась права иметь военный флот на Черном море. Это были не слишком тяжелые условия, так как Англия и Франция тоже были ослаблены длительной войной и не решились требовать большего, к тому же на Кавказе русские войска действовали против турок успешно. Однако Россия проиграла войну, что стало потрясением для русского общества. Стало ясно, что одной из причин поражения (как казалось – главной) явилась экономическая отсталость России от стран Западной Европы.

Тема: Реформы Александра II .

1. Кризис феодально-крепостнической системы. Причины реформ.

2. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права.

3. Буржуазные реформы:

а) земская;

б) судебная;

в) военная;

г) народного образования.

4. Судьба реформ. Контрреформы Александра III.

1. В 1855 г. император Николай I, измученный неудачами в Крымской войне, умирает. На престол вступил его сын Александр II (1855 – 1881 гг.).

Хотя он во многом был похож на отца и уважал его, он был более восприимчив к нововведениям, и понимал, что Россия находится в кризисном состоянии. Этот кризис выражался в следующем:

1) Труд крепостных и в промышленности, и в сельском хозяйстве был малопроизводителен, поэтому Россия в экономическом отношении все сильнее отставала от стран Западной Европы, что и показала Крымская война;

2) Существовала угроза новых крестьянских восстаний, тем более что в 1856 – 1857 гг. в южных губерниях уже начались волнения;

3) В обществе все сильнее ощущалась необходимость перемен, даже сами дворяне стали признавать крепостное право безнравственным явлением, слишком похожим на рабство.

Следует отметить, что глубину этого кризиса все-таки не стоит преувеличивать. Цифры говорят в целом об успешном промышленном развитии страны накануне реформ. Так, в 1815 г. в стране было 4 189 фабрик со 173 тыс. рабочих; к 1858 г. фабрик стало уже 12 258, а рабочих – 549 тыс. Причем к середине века 2/3 всей промышленной продукции изготовлялось с помощью машин, и 4/5 всех рабочих уже были вольнонаемными. Следовательно, Россия уже все равно вступила на капиталистический путь и без отмены крепостного права.

2. В 1857 г. был создан Негласный комитет для рассмотрения крестьянской проблемы, но его деятельность была неэффективной. Поэтому в том же году Александр II был вынужден открыто указать дворянам на необходимость создать дворянские губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Предложения этих комитетов поступали в две редакционные комиссии, созданные в марте 1859 г. Их возглавлял сторонник реформ А.Я. Ростовцев, помогал ему заместитель министра внутренних дел Николай Милютин. В 1858 г. крестьянский вопрос разрешили открыто обсуждать в печати.

В 1859 – 1860 гг. проект освобождения крестьян был готов, для его окончательного обсуждения в Петербург вызвали в два приема дворян (отдельно – от черноземных и нечерноземных губерний). С учетом их последних замечаний проект был доработан, и 19 февраля 1861 г . крепостное право отменено.

Крестьяне перестали быть собственностью и получили гражданские права. Они по-прежнему объединялись в общины, которые возглавлялись выборными сельскими старостами. Для урегулирования всех вопросов с бывшими владельцами вводилась должность мировых посредников, которые назначались из дворян.

Земля признавалась собственностью помещиков, и за пользование ей крестьяне по-прежнему были должны нести повинности, пока не выкупят землю. Отсюда понятие временнообязанные крестьяне – крестьяне, освобожденные по реформе 1861 г., но еще не переведенные на выкуп и несущие повинности в пользу помещика. Но эти повинности уже были строго регламентированы в уставной грамоте – документе, устанавливающем взаимоотношения между помещиком и временнообязанными. В черноземных губерниях крестьянские наделы были сильно уменьшены, часть их «отрезали» в пользу помещиков (отсюда понятие «отрезки» ). Но сами крестьяне в любом случае не имели средств, чтобы сразу выкупить свой надел, поэтому за них помещикам 80% стоимости земли платило государство. Крестьяне должны были возвращать долг государству в течение 49 лет с уплатой 3% годовых.

Таким образом, реформа имела очевидно компромиссный характер. Дворянам государство постаралось нанести возможно меньший ущерб. В то же время, хотя положение крестьян в связи с трудностями выкупа земли было сложным, то, что они все же получили землю, было положительным фактом.

3. а) земская реформа

Проведена в 1864 г . В ходе этой реформы создавались земства – всесословные органы местного самоуправления. Они состояли из земского собрания (губернского и уездного), которое принимало решения, и земской управы (губернской и уездной), которая эти решения выполняла. Преобладали в земствах дворяне, так как выборы депутатов («гласных») проходили на трех отдельных съездах – крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян. В результате на первых двух съездах преобладали дворяне. В то же время постоянно стала возрастать и роль работников земского хозяйства – врачей, учителей, статистиков, агрономов, ветеринаров, которые были в основном не дворянами, а разночинцами.

В 1870 г. на аналогичных основаниях проведена городская реформа.

б) судебная реформа

В 1864 г. проведена судебная реформа. Суд стал общим для всех сословий. Порядок работы суда был таков – обвинение выдвигал прокурор, ему возражал защитник (присяжный поверенный), решение (виновен; не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения) выносили присяжные заседатели – 12 человек, выбранные по жребию от каждого сословия. Мелкие дела разбирал мировой судья. Судья любого уровня не мог быть отстранен от должности до истечения срока его полномочий.

в) военная реформа

Военные реформы проводились под руководством военного министра Дмитрия Милютина. В 1861 г. было введено деление страны на военные округа. Было увеличено количество военно-учебных заведений для подготовки офицеров. Началось перевооружение армии стальными скорострельными пушками, винтовками системы Бердана-2 с дальностью стрельбы 1 тыс. м (вместо винтовки Крнка с дальностью стрельбы 400 м). Главной частью реформы стало принятие в 1874 г . закона о всеобщей воинской повинности. Это позволило, имея сравнительно небольшую армию мирного времени, создать обученный запас на случай войны. Служба в сухопутных войсках (6 лет) или на флоте (7 лет) стала обязательной для всех мужчин, годных по состоянию здоровья, достигших 20 лет. Но лица, имевшие образование, служили меньший срок – начальное народное училище – 4 года, уездную школу – 3 года, гимназию – 1,5 года, университет – полгода. В армии были отменены телесные наказания.

г) реформа народного образования (1864 г.)

В связи с развитием страны по капиталистическому пути, т.е. в связи с быстрым ростом промышленности и транспорта, возросли потребности в образованных людях. Стало увеличиваться количество школ – и земских, и церковноприходских. Для нерусских народов начинает создаваться письменность на их языках. Среднее образование стало классическим или реальным. В классических гимназиях в большем объеме преподавались древние языки (латынь и греческий), в реальных училищах – естественные науки. Но выпускники реальных училищ могли поступать только в институты по профилю полученного образования, а не в университеты. Развивалось и высшее образование, в вузах стало больше студентов. Началось развитие высшего женского образования – в 1878 г. в Петербурге были созданы высшие женские курсы.

4. После проведения реформ, как это ни странно, Александр II не был любим во всех слоях общества. Консерваторы не поддерживали реформы, а наиболее радикальные общественные силы не могли простить Александру II непоследовательность при проведении реформ. Революционеры совершили на него ряд покушений, в 1881 г. в результате одного из них он погиб. Императором стал его сын Александр III (1881 – 1894 гг .).

По своим личным взглядам он был консерватором, а не реформатором. Кроме того, сильное впечатление на него произвело убийство отца. С точки зрения Александра III, отец слишком ослабил самодержавие своими реформами, что и привело к усилению антиправительственных, революционных сил. Значит, следовало, не отказываясь от состоявшихся реформ, укрепить самодержавие, которое он считал исторически сложившейся, единственно возможной формой власти в России.

В 1881 г. принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», по которому местные власти получали право закрывать учебные заведения, периодические издания, передавать дела в военный суд вместо гражданского, если считали, что это в интересах защиты существующего строя.

В то же время нельзя утверждать, что Александр III полностью отказывался от отцовских реформ и не одобрял их. Так, в 1882 г. был создан Крестьянский банк, дававший крестьянам ссуды на покупку земли; в 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие выкупную сделку на землю с помещиками, были переведены на обязательный выкуп земли.

В 1885 г. создан Дворянский банк, выдававший очень выгодные кредиты под залог дворянских имений.

В 1887 г. проведена образовательная контрреформа – издан так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», по которому не рекомендовалось принимать в гимназии детей прачек, кухарок, мелких лавочников, и т.п., если только они не отличаются выдающимися способностями.

В 1889 г. принято «Положение о земских участковых начальниках», которые назначались из дворян и заменили в деревне мировых судей. Они имели право отменить любое решение крестьянского схода. В результате была частично восстановлена власть дворян над крестьянами. Выход крестьян из общины был затруднен.

В 1890 г. проведена земская контрреформа. Имущественный ценз для дворян при выборах в земства был понижен, а для горожан – повышен. Гласных от крестьян теперь утверждал губернатор.

Александру III казалось, что своими действиями он поставил страну на здоровый, исторически обусловленный путь развития. С одной стороны, он действительно укрепил государство. С другой стороны, краткость правления и большие экономические успехи того времени мешали ему видеть назревающие проблемы (отношения между рабочими и буржуазией, недовольство буржуазии ее отстранением от власти, недовольство крестьян нехваткой земли, и др.). И вступивший на престол его сын Николай II тоже был уверен, что отец передал ему умиротворенную, сильную Россию, и не был готов к решению этих проблем.

Тема: Общественное движение в России во второй половине XIX в.

1. Общественное движение в конце 1850 – начале 1860-х гг. Революционные демократы.

2. Формирование теоретических взглядов народников. Движение народников в 70 – 90-е гг. XIX в. Революционное и либеральное народничество.

3. Рабочее движение в конце XIX в. Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России.

4. Либеральное движение в конце XIX в.

1. В конце 1850-х гг. и сразу после отмены крепостного права в России происходит подъем общественного движения. Основными деятелями революционной демократии в это время оставались А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями выкупа земли по реформе 19 февраля 1861 г. оказало влияние на революционную демократию. Распространяются воззвания «К молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно народу», «Что нужно делать войску?», прямо призывавшие крестьянство и разночинную молодежь к активным действиям. В 1861 г. было создано общество «Земля и воля», стремившееся объединить революционные силы. Правительство приняло ответные меры – был арестован Н.Г. Чернышевский, на восемь месяцев приостановлено издание журнала «Современник». В то же время деятельность революционеров в это время еще была в целом слабой и разрозненной, в основном она заключалась в работе немногих, преимущественно студенческих, кружков. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина при Московском университете Д. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, но был схвачен. Другой кружок был организован в Петербурге С.Г. Нечаевым, который требовал от членов организации во имя революции слепого подчинения и проповедовал принцип вседозволенности для достижения своих целей. По его приказу был убит один из студентов, отказавшийся подчиняться, кружок был раскрыт.

Таким образом, деятельность революционных организаций в это время была еще малозначительной. Хотя образованная часть общества часто сочувствовала молодым революционерам, во имя своих взглядов переносивших тяжелые наказания, их беспринципность, готовность на убийства не способствовала их поддержке.

2. Ведущим направлением в революционном движении с 1870-х гг. становится народничество. Как общественное течение оно стало складываться с конца 1860-х гг., когда его представители стали склоняться к необходимости борьбы за интересы народа (под которым понимались в первую очередь крестьяне). Главными идеологами революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин возглавлял анархистское, или бунтарское направление в народничестве. Источником всех бед народа он считал государственность в любой ее форме. Он утверждал, что русский народ надо не агитировать, а бунтовать. После этого всеобщего бунта, который сметет государство, должна была быть создана федерация самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций.

П.Л. Лавров в молодости активно участвовал в студенческом движении, в частности, в кружке Ишутина. Он был очень одаренным человеком, окончил Артиллерийскую академию и стал в ней профессором. Лавров, как и Бакунин, считал крестьянскую общину «ячейкой социализма», но отвергал положение о готовности крестьян к немедленной революции. Поэтому он считал необходимой длительную пропаганду революционных идей сначала среди интеллигенции, а потом ее силами – среди крестьян. Соответственно, это направление революционного народничества принято называть пропагандистским .

П.Н. Ткачев возглавлял в революционном народничестве заговорщическое направление. В свое время он был осужден по делу Нечаева и разделял взгляды последнего. По мысли Ткачева, революция не должна быть общим крестьянским бунтом. Он считал, что власть должна захватить небольшая группа профессиональных революционеров-заговорщиков, и уже в результате этого переворота появятся условия для строительства крестьянами социализма.

При различии взглядов на природу самой революции во взглядах всех революционных народников можно выделить общее, а именно:

Необходимость революции для свержения существующего строя;

Опора на крестьянство как главную силу этой революции;

Возможность, используя крестьянскую общину, предотвратить развитие России по капиталистическому пути и сразу перейти к социализму.

Таким образом, революционные народники были идейными наследниками революционных демократов более раннего периода.

В 1874 г. сторонники идей Бакунина организовали «хождение в народ», в котором участвовало свыше 2 тыс. человек. Однако крестьяне, охотно критикуя тяжесть налогов и выкупных платежей, нехватку земли, не воспринимали сложных и непонятных для них идей о будущем социализме. Тем более не воспринимали они попытки поднять их на восстание, когда же заходила речь о свержении царя, крестьяне часто сами выдавали народников полиции. Более тысячи человек было арестовано, «хождение в народ» провалилось.

После этой неудачи народники попытались перейти к более планомерной пропаганде, стремясь поселиться в деревне в качестве врачей, учителей, кузнецов и внушая свои идеи крестьянам постепенно. Однако и это «хождение в народ» в 1876 г. имело очень скромный результат.

Неудачи «хождений в народ» привели часть народников к пониманию ошибочности своих взглядов и необходимости создания более сильной и единой революционной организации. В 1876 г. она была создана под названием «Земля и воля», использовав название организации, существовавшей еще в 1861 – 1864 гг. Среди ее организаторов и наиболее активных деятелей – Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская. Эта организация участвовала в «хождении в народ» 1876 г., в декабре того же года провела демонстрацию у Казанского собора в Петербурге, которая была легко разогнана полицией. В целом организация была невелика, насчитывая по всей России до 150 человек. Главными требованиями были передача всей земли крестьянам, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным тактическим средством считалась революционная пропаганда среди в первую очередь крестьян, а также рабочих, студентов, военных. Акты террора, хотя и совершались, еще не были признаны важным элементом тактики. Однако в 1879 г. именно проблема политического террора вызвала раскол «Земли и воли» - его сторонники (А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и др.) основали свою организацию «Народная воля». Сторонники прежней тактики создали организацию «Черный передел».

Народовольцы очень скоро пришли к идее о том, что самодержавие в России не имеет опоры и достаточно убить императора, чтобы совершилась революция. С 1879 г. они совершили несколько покушений на Александра II, которого им удалось убить 1 марта 1881 г. После этого полиция сумела арестовать многих народовольцев, организация была разгромлена. Многих людей, до этого сочувствовавших революционерам, цареубийство оттолкнуло от них. «Черный передел» к 1882 г. также распался.

Следует отметить, что в народничестве было не только революционное, но и либеральное направление. Идеологами этого направления были публицист, социолог и литературный критик Н.К. Михайловский, экономисты В.В. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон. Дело в том, что народничество зарождалось первоначально не как политическое движение, первоначально под народничеством понималось стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяжелое положение крестьянства. Популярной среди учащейся молодежи дворянско-разночинного происхождения стала идея «возвращения долга» народу образованными классами общества. Либеральное народничество выступило с идеей мирного пути социальных преобразований и с теорией «малых дел» в культурно-просветительной и народнохозяйственной сферах. Сторонники либерального народничества также стремились поселиться среди крестьян, работая для них по своей специальности (врача, учителя, агронома, статистика), но не ради ведения революционной пропаганды, а именно ради принесения пользы народу своей профессией.

3. С возникновением в пореформенной России достаточно многочисленного рабочего класса и его осознанием своих собственных интересов начинает зарождаться и рабочее движение. Рабочие начинают организовывать забастовки, предъявляя хозяевам экономические требования. Наиболее значительной забастовкой стала «морозовская стачка» на Никольской мануфактуре Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. Рабочие были преданы суду, но суд, обнаружив, что условия работы на фабрике Морозова действительно были крайне тяжелыми, оправдал их. Более того, под влиянием этой и некоторых других забастовок правительство создало фабричную инспекцию, запретило ночные работы для женщин и подростков, уменьшило штрафы максимум до трети заработка с условием использования штрафов только на рабочие нужды.

Во второй половине 1870-х гг. стали появляться первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе бывший студент, революционер Е. Заславский создал «Южнороссийский союз русских рабочих», но в том же году он был разгромлен полицией. В 1878 г. в Петербурге С. Халтурин организовал «Северный союз русских рабочих», но и он был разгромлен в 1880 г.

Новый подъем рабочего движения был связан с увлечением революционной интеллигенции марксизмом. Видя несостоятельность народнических взглядов, революционеры склоняются к идее К. Маркса о том, что наиболее революционным классом является вовсе не крестьянство, а промышленный пролетариат, и именно он в союзе с беднейшим крестьянством может совершить социалистическую революцию. В 1883 г. в Женеве увлекшийся марксизмом Г.В. Плеханов создал группу «Освобождение труда». В том же году в Петербурге организовалась группа Д. Благоева. Основным пропагандистом марксистских идей в России стал Г.В. Плеханов. В 1895 г. в Петербурге В.И. Ленин создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Уже в 1896 г. полиция прекратила его деятельность, но В.И. Ленин настойчиво добивался создания новой организации в форме объединяющей всех марксистов единой политической партии с сильной внутренней дисциплиной. В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии, но делегаты съезда почти сразу же были арестованы. Фактически партия появилась только в 1903 г., на II съезде в Брюсселе и Лондоне, и сразу же раскололась на две партии – большевиков и меньшевиков.

Интеллигенты-марксисты стали пропагандировать свои взгляды среди рабочих, объясняя им, что надо вести не только экономическую, но и политическую борьбу, так как врагом рабочих является не только конкретный предприниматель, а весь существующий общественно-политический строй, допускающий эксплуатацию человека человеком. В результате часть русских рабочих постепенно становилась марксистами.

4. Во второй половине XIX в. испытывало подъем и либеральное направление общественно-политической мысли в России. Это было связано с земскими реформами, так как в органах земского и городского самоуправления с самого начала были очень сильны позиции либерального дворянства и интеллигенции. Работа в земствах хорошо подходила к их взглядам (либералы отвергают насильственный путь преобразований).

В конце 1870-х гг. гласный тверского земства Петрункевич открыто призвал правительство продолжить реформы, но был сослан в Костромскую губернию. Тем не менее земцы-либералы продолжали требовать конституционных свобод. Социальными вопросами они интересовались мало, но, работая в земствах, многое сделали для развития народного образования и здравоохранения.

Слабость российского либерализма заключалась не только в неготовности к борьбе за свои взгляды, но и в политической инертности буржуазии, которая могла бы стать социальной опорой либерализма. В результате первое место в общественном движении быстро заняли революционеры. Правительство также не стремилось использовать либералов для совместной работы, отталкивая их от себя.

Тема: Экономическое развитие России после отмены крепостного права.

1. Сельское хозяйство.

2. Развитие торговли и промышленности.

1. В XIX в. наиболее развитым сельскохозяйственным районом оставался центр страны. Здесь находилась основная часть пашенных земель, содержалось более 80% скота. Всего к концу века в России было 25 млн. лошадей, 30 млн. голов КРС, 12 млн. свиней, 63 млн. овец. Россия была крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции, занимала первое место по экспорту хлеба. С отменой крепостного права хозяйство стало развиваться более успешно. Так, если в нале 1860-х гг. средний сбор зерновых с десятины (1,09 га) составлял 25 пудов, то через 20 лет – 40 пудов. Крестьянское хозяйство все сильнее втягивалось в рыночные отношения, ориентируясь уже не только на самообеспечение продуктами, но и на их продажу. Но имели место и трудности. По реформе 1861 г. крестьяне, особенно в черноземных губерниях, получили очень небольшие участки – нередко всего 3 – 4 десятины, что было недостаточно для увеличения производства. К концу века население деревни почти удвоилось, что привело к нехватке земли, особенно в черноземных губерниях. Не имея средств для развития хозяйства, крестьяне в подавляющем большинстве продолжали использовать те же орудия труда, что и в XVIII в., часто даже деревянные, а не металлические. Только в конце XIX в. внедрение новых орудий труда в крестьянских хозяйствах приобрело более широкий характер. Этот процесс сдерживался и в связи с консервативностью крестьянской психологии. Продуктивность помещичьих хозяйств, где чаще использовались удобрения, новые орудия, часто была вдвое выше. Многие помещичьи хозяйства, особенно знатнейших фамилий (Строгановы, Шереметевы, Шуваловы), сохраняли характер латифундий, включая иногда не сотни, а тысячи и сотни тысяч десятин. К началу XX в. 155 собственникам принадлежало 16 млн. десятин – 20% всей частновладельческой земли. Тем не менее, основную часть рыночной продукции давали все же крестьянские хозяйства. Выращивали в основном рожь (40% всех посевов), а также овес (20%), пшеницу (17%), и другие зерновые. Картофель сеяли еще мало, он занимал лишь 2% посевов. Государство в это время начинает создавать сельскохозяйственные школы и курсы для крестьян, в 1865 г. в Москве была основана Петровская земледельческая и лесная академия.

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Планета Венера - сообщение оклад

    Венера – вторая по счету планета в Солнечной системе. В чем ее особенности и почему она считается ядовитой? На все вопросы будут свои ответы.

Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям - членству в сельском обществе и владению надельной землей.
  • Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Характеристика экономического, политического и культурного развития в России во второй половины 19 века



Шестидесятые годы 19 века были для России временем крупных и глубоких по своим последствиям реформ. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества.

Россия была крупнейшим государством Европы и по территории, и по населению. В многонациональной империи проживало 73 млн. человек. Медленно, но неуклонно менялся социальный состав населения за счет роста рабочего класса "и городского населения. В первой половине 19 века был, достигнут и определенный прогресс в развитии промышленности, прежде всего в металлургической и обрабатывающей. И все же страна как бы стояла на обочине дороги развития мировой цивилизации, по которой быстро продвигались вперед США и многие страны европейского "континента.

Развитие капитализма в России сдерживалось существовавшими феодально-крепостническими отношениями, отсутствием рынка свободной рабочей силы. Количество свободных вольнонаемных рабочих на фабриках и заводах было еще незначительным. Основная масса рабочих состояла из тех же крестьян, отпущенных помещиками на оброк, из государственных крестьян и других юридически зависимых людей.

Александр II (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца, 19 февраля 1855 года. Время правления: 1855-1881гг. целью.

Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха и направлено, чтобы подготовить его к высокой миссии. Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог. Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д. Освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным - оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года. Отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор приказано производить на общих основаниях. Был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

В этот период была в разгаре и принимала неблагоприятный оборот Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собрались представители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат. Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море - была устранена еще при жизни Александра II.

«Великие реформы» 60-70-х годов.
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. На первом месте была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».
Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика, наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян, принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). После девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции. Причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждению правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.
Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, народное здоровье, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.

Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна; и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу 19 века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена в России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое «Положение» о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год - 230) и наименований книг (1860 год -2058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные - не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Право избираться и быть избранным в городскую думу могли только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд. В этот роковой день государь император Александр II решил сделать развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену) . Государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся к нему с козел: “Поедемте, государь!”. Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочу видеть своих раненых”. В это время толпа успела остановить крупного мужчину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить?”. Но не успел он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час Александр II скончался в Зимнем дворце. Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости».

Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались незыблемость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла славу и благоденствие.

Заключение

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
В годы правления Александра Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

В процессе выполнения контрольной работы была доказана актуальность, потому что буржуазные реформы, проведенные Александром II в 60-70гг. 19 века в России, были временем крупных и глубоких преобразований по своим последствиям. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не только революциями и войнами, а преобразованиями сверху, мирным путем. Несмотря на свою ограниченность, реформы имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии.


Великие реформы Александра 2 . Все они связаны с отменой крепостного права. Реформы местного самоуправления: создаются земства и городские думы. В выборах земства участвовали и крестьяне, но они выбрали по многоступенчатой системе.

Судебная реформа . Суд становится гласным, состязательным. Появляется профессия - адвокат.Появился суд присяжных. Постепенно наиболее важные дела вывели из компетенции суда присяжных. т. к. правительство сделала вывод, что такие суды выносят оправдательные приговоры неоправданно. Вера Засулич , которая стреляла в полицейского генерала и суд присяжных ее оправдал, несмотря на то, что она не отрицала своей вины. Но суд показал, что тот генерал, в которого она стреляла, был плохим человеком. После этого решили не полагаться на суд присяжных. Были отменены телесные наказания, за исключением приговора крестьянских волосных судов.

Отмена рекрутских наборов и сокращение срока службы. С 25 до 6 лет. В обществе начинается активное обсуждения реформ, появляется гласность , и это приводит к активизации оппозиции, революционеров.

В 60-70 году наиболее популярным было народничество . Главная идея народников - это движение к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину . Лавров и другие считали, что нужно готовить народ к революции. Второе направление - бунтарское , лидер Бакунин . Они считали, что народ к революции готов давно, надо поднять восстание. 3 направление - заговорщическое . Лидер - Ткачев . Они считали, что народ к революции не готов и никогда не будет готов. Так что нужно просто организовать группу заговорщиков и устроить переворот.

К середине 60-х годов в Москве возникает группа революционной молодежи , которую возглавлял Ишутин . В 1862 году Каракозов стреляет в Александра 2. После этого его арестовали, начались репрессии, многие реформы были остановлены. Но вскоре возникает новая организации, во главе стоял Нечаев. Он создает законсперированную организацию, разделенную на 5-ки.

В 1874 году проводится знаменитое хождение в народ . Результат пропаганды - большинство пропагандистов были арестованы самими крестьянами. В конце 70-х возникает организацию, делающая ставку на террор . Устраивается охота на Александра 2.

В 1871 году 1 марта Александр 2 был убит. К власти приходит Александр 3 , который правит с 1881-1894 . Александр 3 прежде всего стремится к тому, чтобы навести порядок в стране, подавляет организации, вводит ЧП во многих районах страны, кроме того ряд реформ были ограничены, в частности земская, усилен контроль губернаторов над земствами, появляется специальная должность - земские начальники , которые контролировали крестьянские учреждения. Происходит кризис народничества. Постепенно набирают популярность марксизма. Основная его идея - самый передовой слой это промышленные рабочие. К концу 19 века марксисты наиболее популярны среди революционеров.

36. Вторая половина 19 века – начало 20 века

Парижский мирный договор 1856 год. Добиться пересмотра условий парижского мира. Необходимо было найти союзников, причем таких, которые могли бы нам помочь. И первоначально в конце 50 годов 19 века Россия сближается с Францией . Франция являлась одним из гарантов этого мира.

Граница между Россией и Австро-Венгрией . Стороны пришли к неясному договору. Франция четко не обещала, что рассмотрит разглашения парижского мира. Война между Францией и Австро-Венгрией . Итог – появление Италии. Земли Италии входили в состав Австро-Венгрии.

Франция – слабеющий союзник. Россия находит в 60-е годы нового союзника и сближается с врагом Франции – Пруссией . Во главе Пруссии знаменитый Бисмарк . Он считал, что его страна должна дружить с Россией. Вокруг Пруссии германские земли. Россия и Пруссия заключают соглашение. Далее была Франко-Прусская война.

Ликвидирована политическая система Франции. Франция перестала быть монархией, и больше никогда ей не была. 1871 года является республикой. Объединение Германии. Единая германская империя. Россия получила снова права держать флот в Чернобыле. Союз трёх императоров. Россия, Германия, Австро-Венгрия.

Русско-Турецкая война (1877-1878). Мы разбили турецкую армию. По итогам этой войны – именно Россия господствует на Балканах. Это не понравилось Западу. Летом 78 года в Берлине собирается Берлинский конгресс . Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Россию обязали вынести войска из Балкан. России показали, что она не хозяин. Союз трёх императоров начал разваливаться. Против России больше всего выступала Австро-Венгрия, потому что она на Балканах имела интерес.

В начале 80-х годов 19 века возникает новый союз, который получается название тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Италия . Это уже был военный союз. В конце 80-х годов 19 века Русско-Германский договор перестраховки. Бисмарк уходит в отставку. Россия сближается с Францией в 90-е годы 19 века. Военный союз. Европа и мир готовятся к войне. Попытки спасти положение.

В Гааге собирается конференция. Были приняты решения о гуманном обращении с военнопленными, о запрещении варварсих видов оружия. Дальний восток . Противоречия трёх держав. Россия, Япония, США. Русско-японская война. 1907 год Русско-английское соглашение .

1912 год первая Балканская война . Турция слабеет и славянские страны попытались этим воспользоваться. Болгария на Балканах стала самым сильным государством.Российская империя в первой мировой войне. Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия и Турция, а затем в него вступила Болгария.Все готовились к коротковременной войне. Весна лето 1915 года наступления на Русском фронте . Самый неудачный год для русской армии . Потеря Прибалтики, Польши, Галиции.

Итог 1915 – Германский флаг окончательно сорван . 1916 год – Брусиловский прорыв на Австрийском флоте. В тылу ситуация всё хуже и хуже. Очень большие проблемы с продовольствием. Голод в городах. Начинается критика Николая 2. Таким же громоотводов был Распутин, и он был убит. В начале 1917 в России происходит революция.