Список военных училищ России. Военные высшие учебные заведения России. Военные училища и кадетские корпуса россии Военные училища после 10 лет

В этой небольшой статье мы подробно обсудим лучшие военные училища Российской Федерации, которые ежегодно выпускают уверенных в себе военных, готовых служить Родине.

Военная профессия

Давно известно, что в России выбирать себе военную профессию – очень престижное и авторитетное решение. Ситуация в мире неспокойная, а это повышает потенциальную необходимость в военной силе. Как бы неприятно это ни звучало, военные училища России не теряют своей популярности и с каждым годом притягивают к себе всё больше и больше абитуриентов. Получить подобное образование – значит на сто процентов получить рабочее место, чего нельзя сказать об учащихся на других специальностях.

Вот только возникает вполне логичный вопрос: "В какое же училище податься?" Для гуманитарных и технических факультетов студентами/преподавателями вузов всё время проводятся рекламные кампании. При необходимости, репрезентеры отвечают на вопросы школьников, и всё похоже на мини-день открытых дверей. Военные училища России никто не рекламирует, поэтому при выборе возникают определенные вопросы.

Плюсы военного образования

Несмотря на то, что выбор профессии офицера – это очень сложное решение, на которое не должны влиять никакие посторонние факторы (советы родственников, например), в выборе подобного пути всё-таки есть огромное количество плюсов. Вот только некоторые из них:

  • денежная стабильность, причём как во время учебы (достойная стипендия от 15 000 рублей), так и во время работы и даже пенсии;
  • стабильное и полноценное питание, ведь стране не нужны худые защитники со впалыми щеками;
  • чётко установленный распорядок дня, который никому из обучающихся не позволяет бить баклуши и этим мешать другим учиться;
  • бюджетное образование. Единственное, что может подвести – это нерадивые преподаватели, которые будут требовать деньги за зачёт/оценку на экзамене;
  • возможность уже после 11 класса зажить самостоятельной жизнью. Очень часто военные училища носят закрытый характер, и обучающихся выпускают только в увольнительную, что уменьшает потенциальную родительскую заботу.

Всё кажется таким простым и привлекательным, особенно если вспомнить, что мужчина познается делом, а не словом. Служба в силовых структурах позволяет не только обеспечить себя и свою семью, но и на собственной шкуре прочувствовать многие прелести своего пола, из-за чего многие мужчины бесстрашно заявляют, что хотят стать военными офицерами, моряками и даже полицейскими. Но не всё так просто!

Минусы военного образования

Из-за чего же военные училища России предоставляют своим студентам такие вольности? Что стоит за этим всем? Разумеется, жизнь военного опасна и трудна, и не только смертельной опасностью. Вот несколько вещей, которые могут оттолкнуть поступающего от своего желания:

  • сильная нагрузка, притом не только физическая, но и психологическая. Именно поэтому еще перед поступлением в училище проводятся специальные тесты, которые помогают на начальном уровне отсеять психологически неустойчивых, слабых личностей;
  • постоянная опасность для жизни, связанная не только с пребыванием, к примеру, в горячих точках. Военнослужащий может погибнуть даже при выполнении такого бытового задания, как перестрелка с хулиганами (если, допустим, после обучения выпускник решает пойти в милицию). Юрий Гагарин, к примеру, вообще погиб во время тестового задания;
  • отправление в далёкие места (для моряков, например, это обычное дело) означает постоянное нахождение вдалеке от своей семьи. Всё это может быть очень тяжело, особенно для тех, кто слишком сильно привязан к дому;
  • когда офицер получает высокое звание, на его плечи ложится ответственность за подчиненных его взвода/роты/воинской части, а это требует огромной самоотдачи. А ведь именно командиров наказывают, когда кто-то, находившийся под их наблюдением, совершил некую провинность;
  • отсутствие гибкого графика и даже выходных.

Если вы учли все плюсы и минусы, а также тщательно взвесили своё решение, допустив для себя, что военная служба в будущем – это действительно перспективный скачок в профессиональном развитии, тогда наступает пора решить: куда идти и кем именно становиться.

Самые ходовые специальности

Вообще, разглашение конкретных военно-технических специальностей запрещено законом о государственной тайне, по крайней мере, в училищах среднего образования. Поэтому своеобразно говорить не о самих специальностях, а о направлениях подготовки.

Так, на бакалавриате самыми ходовыми направлениями являются ВДВ, ВВС, ССО и разведка. Рейтинг качественности вузов высчитывается и по подготовке будущих офицеров именно этих войск.

Модель обучения

Прежде всего, необходимо отметить: несмотря на то, что военные училища России всё-таки считаются учебными заведениями, контроль над ними осуществляется не Министерством образования, а Министерством обороны. Кроме этого, естественно, превалирует обучение военным дисциплинам, но учебный план любого училища или академии остаётся государственной тайной.

Чем отличается военное образование от обычного?

Можно сказать лишь то, что в их программе уменьшено количество часов по гуманитарным дисциплинам: таким, как философия, русский язык, психология. Это сделано в угоду часов по специальной подготовке: вместо изучения правил родного языка и теорий философов о строении мира, обучающиеся занимаются сборкой и разбором оружия, стрельбой, стратегией и прочим. Насколько урезать часы менее необходимых дисциплин – устанавливается регламентом самого учебного заведения.

Качество военного образования в России намного превышает образование гуманитарное и техническое. Преподавательский состав собран из опытных людей, побывавших в боевых действиях и прошедших не только теоретическую, но и практическую подготовку.

Военное образование после и до 9 класса

Военные училища после 9 класса делятся на два вида. Первый вид – кадетский корпус (школа). Второй же вид – Суворовское военное училище.

При подаче документов поступающий должен успешно пройти несколько вступительных испытаний. Это включает в себя проверку на физическую, психологическую и умственную готовность. Как правило, Суворовское военное училище отличается тем, что не принимает в свои ряды девушек и подготавливает мальчиков к поступлению в высшие учебные заведения того же направления.

Нахимовское (на данный момент в России только одно Нахимовское училище – в Санкт-Петербурге) нацеливает своих учеников на продолжение военной карьеры на морских просторах.

Где есть такие военные училища?

Военные училища после 9 класса есть во многих городах России: в Казани, Твери, Тольятти, Ульяновске, Екатеринбурге и, разумеется, в Москве, а также Санкт-Петербурге. Некоторые из них нацелены, даже не столько на сами военные специальности, такие как лётчик, радист, связной и так далее, но есть даже военно-музыкальные училища, из которых позже, как следствие, формируются военные оркестры. Обучающиеся таких школ часто принимают участие в городских праздниках и выступают на парадах.

После окончания такого военного учебного заведения считается целесообразным подать документы в высшее учебное заведение и продолжить обучение по специальности там.

Военные училища для девушек

Кроме этого, есть специализированные учебные заведения для девочек, классифицированных по возрасту принимаемых учениц. В стенах пансионов девочки учатся не тому, чему давным-давно обучали в «институте благородных девиц». Не стоит путать женский военный пансион с подобным образовательным заведением.

В девушках, как и в молодых людях, воспитывается чувство любви к родине, патриотизм. В крупных городах привычным является участие обучающихся подобных заведений в городских патриотических праздниках. Особенно это заметно в День полиции, в День защитника Отечества и, разумеется, в День Победы.

Не забывается и о менталитете обучающихся в пансионах девушек: чтобы не растерять личные духовные качества, творческие начала и тонкость натуры, ученицы некоторых пансионов регулярно поют, танцуют, и, разумеется, никогда не прекращают читать. Очень часто в подобных заведениях соблюдают строгий дресс-код из белой рубашки и чёрной юбки, а иногда – пиджака в клетку.

Некоторые считают, что подобные пансионы «штампуют жен», но это не так, хотя бы потому, что ученицы военных пансионов изучают строевую подготовку и готовят себя для военной службы.

Кроме привычных специальностей, вроде медсестры и радистки, многих девушек ожидает профессия военного офицера. К счастью (или к сожалению), в современном мире больше нет разделения на то, кем женщина может, а кем не может быть. Это так: помимо работы с техникой, женщина имеет возможность встать во главе отряда и командовать им.

Как бы удивительно это ни было, но свежего рейтинга военных училищ не существует. А вот о том, в какое высшее учебное заведение можно податься после завершения 11 классов, говорится немало.

Военное образование после 11 класса

Военные училища после 11 класса разделяются уже непосредственно по войскам. Итак, бывают: сухопутные, военно-воздушные, ракетные, военно-морские, военно-космические, материально-технического обеспечения и войск связи.

Помимо общих предметов, таких как математика и русский язык, при поступлении в высшее военное училище учитываются и другие, определяющиеся в зависимости от выбранной специальности. А сейчас подробнее об этом!

К примеру, Новосибирское военное училище проводит набор по специальности «управление персоналом», для поступления на которую необходимо сдать обществознание. Военным метеорологам приходится изучать географию. Войска, связанные с постоянным обращением с техникой, требуют со своих абитуриентов сданный экзамен по физике.

Большинство военных учреждений привязано к Министерству обороны РФ, поэтому позже не возникает проблем с поиском работы и даже жилья. Другой вопрос в том, что военного, который закончил высшее военное училище, могут перевести в другой город, выехать откуда будет очень тяжело.

Рейтинг военных вузов России

По подсчетам социологов, наиболее качественное образование предоставляют военные училища после 11 класса Петербурга и Москвы. В этих городах работают настоящие профессионалы, готовые обучить всему необходимому для службы.

Военные училища Петербурга оказались на втором месте. По статистике за 2015 год, лучшей была признана Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, расположенная в Москве (для поступления туда необходимо сдавать физику). На втором месте питерская Военно-морская академия (физика и кое-где химия). На третьем – высшее военное авиационное училище, Военно-воздушная академия имени Юрия Гагарина, расположенная также в Москве. Здесь обучают только профессионалы!

Из высших военных учебных заведений России также отмечают Высшее военное авиационное училище летчиков в городе Тюмень. Академию ФСБ выбирают те молодые люди, которые желают в дальнейшем стать федеральными агентами России. Воронежское военное училище МВД и Рязанское военно-воздушное училище имени Маргелова также очень популярны.

Мнение студентов, преподавателей, родителей

Обычно, люди, незнакомые с современной системой военного образования, придерживаются мнения, что военные, как говорится, «не готовы к жизни». Единственное, на что они, по такому мнению, способны – это стрелять в неповинных людей, а так как время сейчас невоенное, то они вообще ни на что не способны. Вот только это не совсем так, ведь, закончив, к примеру, высшее военное инженерное училище, человек становится более опытным и уверенным в себе.

Каждый год в высшие военные училища собирается огромный конкурс, по 5-10 человек на место. Большинство абитуриентов даже не проходит психологический отбор и быстро бросает это дело. Те же, кто поступил, стараются учиться хорошо; благо, режим практически не позволяет пропускать занятия, лениться и откровенно «забивать» на учёбу.

Студенчество – лучшая пора жизни, а для студентов военных лет это утверждение так же верно, как для студентов любого другого учебного заведения!

На данный момент времени все, что связано с военными силами и обороной, достаточно престижно. Люди в погонах могут рассчитывать на достойную оплату труда, льготы и пособия, на предоставление жилой площади и так далее. К тому же сам трудовой процесс довольно интересен во многом. Несколько лет назад на обучение военному делу принимали только парней. А вот с 2013 года в такие учебные заведения стали набирать и девушек. Не все, конечно, училища и академии внесли эту поправку, но для того и написана наша статья, чтобы выяснить, какие именно.

Что такое военное училище

На данный период времени в сложившейся системе образования возможно получить как среднее профильное образование, так и столь необходимое в наше время высшее. В том числе и в военном направлении. Первым занимаются училища (Суворовские) и кадетские корпуса. Вторым - институты, академии, военные командные училища. Все эти учреждения выпускают различных специалистов по своей направленности: летчики, морские войска, инженерные, командный состав. Выбор конкретного училища зависит от предполагаемой профессии.

Плюсы военных училищ

Помимо перспективного профильного образования военные училища для девушек могут сделать не меньше, чем для юношей. Специальные дисциплины, способы преподавания, повышенная внимательность к выправке и самоорганизованности помогут молодым людям и девушкам заранее прочувствовать особенности будущей профессии, научиться правильно распоряжаться своим временем, развить силу воли и правильное отношение к необходимости и обязанностям. Не все жизненные обстоятельства способны достичь такого эффекта в воспитании характера. Военные училища для девушек - достаточно суровая школа жизни, однако зачастую она просто необходима.

Чему обучают в военных училищах

Любое учебное заведение должно предоставить своим студентам и профильные знания и умения, и базовые, необходимые для продуктивной жизни в современном обществе. Вполне очевидно, что военные училища для девушек полезны не только обучением военному ремеслу. На него делается упор, но леди должны изучать и прочие сферы культурной и научной жизни общества. К ним относятся все те же стандартные предметы: русский язык и литература, математика разных уровней, физика, химия, обществознание и прочие предметы. Они в равной степени преподаются во всех учебных заведения любой направленности. Упор же будет делаться на знания, необходимые для будущей профессии. Соответственно, военные инженеры будут углубленно проходить точные науки, командный состав - психологию, обществознание и прочие гуманитарные дисциплины. Любой военный должен в совершенстве владеть правовой основой своей работы. А также военные училища для девушек подразумевают более строгую физическую подготовку. Этот момент очень важен для будущей службы.

Военное училище для девушек: список (на базе 9 классов)

Для начала разберем список училищ среднего профильного образования. Военные училища после 9 класса для девушек:

  • Екатеринбургское Суворовское училище;
  • Суворовское училище в Москве;
  • Суворовское училище в Минске;
  • Ульяновское училище (СВУ);
  • Суворовское училище в Твери;
  • Суворовское училище Северного Кавказа;
  • Казанское Суворовское училище;
  • Суворовское училище города Санкт-Петербурга;
  • Военный космический кадетский корпус;
  • Кадетский корпус радиоэлектроники;
  • Ракетно-артиллерийский кадетский корпус;
  • Военно-музыкальное училище в Москве;
  • Кадетский корпус (железнодорожные войска);
  • Нахимовское военно-морское училище;
  • Кронштадтский морской кадетский корпус;
  • Военный технический кадетский корпус.

Однако попасть в военные училища после 9 класса для девушек - большая сложность. Некоторые СВУ, а также кадетские корпуса набирают учеников по географическим соображениям. В других до сих пор бытует мнение, что даме в военном деле не место, а потому при конкурсе на места выбирают юношей. Но все же добрая половина списка достаточно лояльна к студенткам.

Училища на базе 11 классов

Военные училища для девушек после 11 класса дают возможность получить высшее профессиональное образование в этой области. Рейтинговый список этих учебных заведений возглавляет Военная академия связи, названная именем маршала Советского Союза С.М. Буденного. Находится данная академия в городе Санкт-Петербурге. Почтовый и фактический адрес: 194064, г. Санкт-Петербург, проспект Тихорецкий, дом 3. Также имеется филиал в городе Краснодаре, адрес: 350035, город Краснодар, улица Красина, дом 4. Обучение проводится по следующим направлениям:

Форма, в которой обучаются студенты, в академии очная на бюджетной основе. Длительность обучения составляет 5 лет. После выпуска студенты получают диплом, свидетельствующий о высшем профессиональном образовании государственного образца. Выпускникам присваивается звание лейтенанта, а также квалификация "инженер".

Следующее образовательное учреждение в рейтинговом списке "Военные училища для девушек после 11 класса" - Военно-космическая Академия, носящая имя А.Ф. Можайского. Учебное заведение проводит подготовку более чем по сорока военным специальностям. Квалификация полностью соответствует требованиям к подготовке офицеров. Среди девушек наблюдается достаточно высокий конкурс на место - семь человек. В прошлом году было зачислено только 30 девушек. Однако учебное заведение считается одним из лучших в стране, а потому попробовать поступить действительно стоит.

На третьем месте Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге. В данном учебном заведении найдут для себя место девушки, видящие свое будущее в качестве военного врача.

Четвертое место в рейтинге занимает Воздушно-десантное командное училище в Рязани, названное именем генерала армии В.Ф. Маргелова. Это военное училище для девушек подразумевает специализацию «применение подразделений связи воздушно-десантных войск».

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого занимает пятое место рейтинга. Академия открыла свои двери девушкам в 2015 году. С тех пор она располагает достаточно широким списком специальностей для слабого пола.

Военные специальности для девушек

Далеко не все направления военных училищ предполагают обучение девушек. Но все-таки специальностей для выбора более чем достаточно. Среди них военная картография и метеорология специального назначения, преподаваемые в вузах ВКО, лечебное дело, медико-профилактическое дело, фармация и стоматология (этому можно обучиться в Военно-медицинской академии). Различные технологии связи, радиотехники, защиты информации изучают в академии связи. Конструкции летательных аппаратов, управление ракетно-баллистическими комплексами, радиоэлектронные системы, наземная космическая инфраструктура, сбор и обработка информации, информационное обеспечение аналитической и вычислительной техники, топогеодезическое обеспечение и картография, средства ракетно-космической обороны, автоматизированные системы управления войсками - такой широкий спектр факультетов предлагает абитуриенткам Военно-космическая академия.

Как поступить в военное училище

Как и в прочих высших учебных заведениях, в военных училищах требуются результаты по итогам Единого государственного экзамена. В зависимости от выбранной специальности они разнятся. Для инженерной специальности требуются результаты экзаменов по математике, русскому языку и профильный по физике. Для картографических направлений - география, математика и русский язык. Для медицинского профиля требуются профильные химия и биология и общий русский язык. Для управляющих профессий нужны результаты по русскому языку, математике и к тому же по обществознанию. Для поступления необходимо подать документы в выбранное учебное заведение в срок с 1 по 30 июля. В этот период проводится профессиональный отбор и составление конкурсного списка абитуриентов. Из документов требуется аттестат о среднем общем полном образовании, начальном профессиональном, если там имеется отметка о прохождении полного среднего, о среднем профессиональном образовании. Следующий необходимый документ - паспорт гражданина Российской Федерации. Только лица, имеющие российское гражданство, допускаются к обучению в таком заведении. И конечно, необходимо представить итоговые баллы ЕГЭ.

Профессиональный отбор

Военные училища уделяют большое внимание физической подготовке. Без положительного испытания по силовой выносливости поступить практически невозможно. Как поступить девушке в военное училище? Единственный способ - получить наиболее высокие результаты по ЕГЭ, а также не только сдать нормативы, но и желательно даже их превзойти. Конкурс в военных академиях достаточно высок, а значит, девушкам нужно постараться идти вровень с юношами по своим результатам.

Нюансы оформления

Абитуриенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование на состояние здоровья и пригодность к обучению. Дальше их ожидает тест на психоэмоциональное состояние. К тому же на всех кандидатов оформляется доступ к сведениям, которые составляют государственную тайну. Если абитуриент не достиг совершеннолетия, обязательно представляется согласие родителей на обучение в данном учебном заведении в письменной форме.

Вольское училище

Вольское военное училище для девушек проводит профессиональный отбор и вступительные экзамены в период с 1 по 20 июля. Для начала необходимо подать заявление в военный комиссариат. Заявление подается в специальной форме по месту жительства. Это действие выполняется до 20 апреля. Абитуриенты к заявлению должны приложить автобиографию, характеристику, 6 фотографий, а также пройти медицинскую комиссию. Кандидатам присваиваются группы профпригодности. Зачисление проводится с группами 1 и 2 степени. Из числа кандидатов третьей степени зачисляют только в случае нехватки студентов.

Суворовское училище

Суворовское военное училище для девушек устанавливает такие же правила поступления, как и кадетские корпуса. Студенческие места в первую очередь распределяются между детьми-сиротами либо из неполных и многодетных семей, а также из малообеспеченных семей. Кандидаты должны соответствовать нормам по состоянию здоровья, а также по психологическим факторам. Оставшиеся места распределяются между остальными желающими, исходя из показателей успеваемости.

В России насчитывается несколько десятков военных училищ, кадетских корпусов и школ. Суворовские и Нахимовские училища находятся в ведении Министерства обороны РФ и МВД. Также в подчинении Минобороны находятся кадетские корпуса, но не все. Многие кадетские школы и училища находятся в ведении Министерства образования и науки России, МВД и МЧС.

Источник изображения: tularegion.ru

В отличие от гражданских вузов и колледжей на программы среднего профессионального образования в военные вузы можно поступить только на базе 11 классов. В кадетские школы и корпуса в основном проводят набор в 5 классы, то есть на базе 4 классов. Но есть исключения. Вот список кадетских школ, куда можно поступить на базе 9 или 8 классов.

Кадетские корпуса и школы, куда принимают на базе 9 классов:

  1. Губернаторская кадетская школа-интернат полиции (г. Кемерово)
  2. Губернаторская Кадетская школа-интернат МЧС (пос. Плотниково, Кееровская обл.)
  3. Принимаются постоянно проживающие на территории Кемеровской области
  4. Кадетская школа IT-технологий
  5. Кадетская инженерная школа при
  6. Военно-технический кадетский корпус в г. Тольятти (на базе 8 классов)
  7. Кадетский пожарно-спасательный корпус
  8. Кадетский пожарно-спасательный корпус

Здесь курсанты осваивают школьную программу, проходят усиленную физподготовку, и дополнительно изучают военное дело, строевую подготовку и другие специальные дисциплины в зависимости от вида войск. Выпускникам военных училищ выдают аттестат о полном общем образовании и присваивают военную квалификацию согласно профилю учебного заведения.

Выпускники 9 классов, желающие начать военную карьеру, могут также поступить в военные училища. Таких образовательных организаций в России всего два.

Каждый военный ссуз имеет свою профессиональную направленность (морская, сухопутные войска, ракетные войска, воздушно-десантные войска, железнодорожные войска, казачья, военно-техническая, военно-музыкальная, военная юстиция).

Военные училища России, осуществляющие приём на базе 9 класса:

  1. Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М.Халилова
  2. Ульяновское гвардейское суворовское военное училище (принимают школьников в 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы)

В училища, находящиеся в ведовстве МВД, можно поступить на базе 8 класса. Однако при наличии свободных мест на втором курсе на учёбу принимаются выпускники школ на базе 9 классов. О такой возможности можно узнать непосредственно в училище или на его официальном сайте.

Список училищ МВД для выпускников 8 классов:

  1. Астраханское суворовское военное училище МВД РФ
  2. Грозненское суворовское военное училище МВД РФ
  3. Елабужское суворовское военное училище МВД РФ
  4. Новочеркасское суворовское военное училище МВД РФ
  5. Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД РФ
  6. Читинское суворовское военное училище МВД РФ

Документы, необходимые для поступления в военное училище

Выпускники 9 классов, как правило, граждане несовершеннолетнего возраста. Поэтому в приёмную комиссию в первую очередь необходимо предоставить заявление от родителей или законных представителей абитуриента. К заявлению о направлении кандидата на обучение в военное училище также необходимо приложить:

  1. свидетельство о рождении
  2. документ, подтверждающий гражданство абитуриента (паспорт)
  3. характеристику кандидата из школы
  4. медицинские документы (полис, справки, результаты анализов и др.)
  5. аттестат о среднем общем образовании (результаты ГИА)
  6. фотографии и т.д.

Приёмная комиссия училища может потребовать портфолио учащегося со всеми его учебными и внеучебными достижениями. Если у абитуриента есть льготы и преимущества для зачисления, ему необходимо предоставить подтверждающие документы.

Вступительные испытания в военные училища



Источник изображения: www.menswork.ru

Прием во все военные учебные заведения осуществляется на конкурсной основе. Абитуриенты кадетских корпусов, школ иучилищ сдают вступительные экзамены по общеобразовательным предметам. Как правило, это испытания по русскому языку и математике. Но могут быть и дополнительные экзамены по физике и информатике (в зависимости от профиля кадетской школы). При чем абитуриентов могут принимать по результатам ОГЭ по соответствующим предметам. Например, для поступления в Кадетский корпус при Академии гражданской защиты МЧС необходимо предоставить результаты ОГЭ по русскому языку, математике, физике и информатике.

Поступающие в военно-музыкальное училище сдают вступительные испытания творческой направленности , а именно, музыкальный инструмент (практически), сольфеджио (письменно и устно), элементарную теорию музыки (письменно и устно). Испытания по музыкальным дисциплинам проводятся в объеме образовательной программы детской музыкальной школы.

Также будущие суворовцы и нахимовцы обязательно проходят психологическое тестирование . По результатам тестирования приемная комиссия определяет готовность кандидата к обучению в военном образовательном учреждении.

Многие усиленно готовятся к вступительным испытаниям по общеобразовательным предметам, и практически не уделяют внимания сдаче нормативов физподготовки . Во всех военных училищах, даже музыкального профиля, абитуриенты сдают экзамен по физической культуре: это оценка уровня силовой, скоростно-силовой подготовленности и общей выносливости. По итогам испытания в курсанты отбирает наиболее подготовленных кандидатов. Например, 10 и больше подтягиваний на высокой перекладине, спринт на 60 метров за 9 секунд, кросс на 2 км за 9 минут оценивается на «отлично».

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».

В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?