Экзаменационные диктанты. Экзаменационный материал по русскому языку (диктант) со спецификацией и кодификатором заданий (5 класс). Программа вступительных испытаний по русскому языку

В сборнике представлены диктанты по русскому языку различных типов: словарные, орфографические, пунктуационные и комплексные. Дидактический материал отражает все основные правила правописания и соответствует школьной программе. Диктанты могут быть использованы для диагностики знаний, для отработки правил, вызывающих наибольшие трудности у учеников, а также при подготовке к любым видам экзаменов (в т. ч. в форме ЕГЭ). Ко всем деформированным текстам даны ключи.
Для преподавателей русского языка, репетиторов, а также учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей.

Мать рек русских.
Матерью рек русских издавна называли люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеёк, через который перекинут бревенчатый мостик.

Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.
Какие только суда не встречаются на Волге!

Тяжело проплывает огромная нефтеналивная баржа, заменяющая собой много железнодорожных цистерн. Вслед за ней тянутся не спеша широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруженные камышинскими арбузами. Взгляните издали с берега - точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывёт по реке. А навстречу движется длинная улица, мощённая брёвнами. Как полагается, на улице выровнялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домиком догорает костёр, кипит чай в закопчённом котелке, колышется на бечёвках вывешенное бельё - и всё это хозяйство медленно движется вниз по реке.

Не поодиночке, а караваном тянутся огромные плоты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Провести такую громадину по своенравным поворотам в течении реки - большое искусство.

Содержание
Предисловие
I. Словарные диктанты
Безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих и Ц
Употребление букв Э, Е
Звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Употребление Ь во всех частях речи и формах слов
Гласные Ы, И в корне после приставок
Правописание приставок
Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
Правописание Н и НН в словах различных частей речи
Правописание имен числительных
Правописание сложных слов
Правописание наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание предлогов, союзов, частиц
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты
Ключи
I. Словарные диктанты
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, Ткаченко Н.Г., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 классы, Грабчикова Е.С., 2018
  • ЕГЭ, Русский язык, Пошаговая подготовка, Ткаченко Е.М., Воскресенская Е.О., Турок А.В., 2017
  • Диктанты по русскому языку, 9 класс, Кулаева Л.М., Петрова В.В., 2012
  • Тренировочные диктанты по русскому языку, 2-4 класс, Грабчикова Е.С., 2018

Следующие учебники и книги.

Экзаменационный диктант

Коротка летняя пора на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по её бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

1- Фонетический разбор слова летняя

2 - Морфемный разбор слова вырастают

3 - Морфологический разбор тундра

4 - Синтаксический разбор Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта.

Экзаменационная работа по русскому языку

А) указать Б) указавший В) указав Г) указатель

19. Укажи слово, которое с НЕ пишется слитно:

А) (не)улыбаясь Б) (не)понимал В) (не)взлюбил Г) (не)посмотрев

20. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка:

А) Сорока увидев меня, застрекотала.

Б) Старик сидел неподвижно, опустив голову.

В) Уже почерневшая зимняя дорога уходит к горизонту.

Г) Читая стихотворение этого поэта, невольно возникает чувство восторга.

Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения переводного экзамена по русскому языку в 8 классе

Пояснения к демонстрационному варианту

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена по русскому языку в 8 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов экзаменационной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к сдаче регионального экзамена по русскому языку.

Переводной экзамен по русскому языку в 8 классе

Демонстрационный вариант

ФИО учащегося ______________________________________________

Наименование учреждения _____________________________________

Класс ___________________

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 15 заданий (А1 – А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1 – В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинение-рассуждение). Записывайте ответ на это задание на отдельном бланке.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..пятствие, пр..ключение, пр..усадебный

2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять

3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный

4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний

А2 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) мягкий калач.., береч..ся от напастей

2) день хорош.., решить пять задач..

3) полная чуш.., выйти замуж..

4) намаж..те маслом хлеб, ударить наотмаш..

А3 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Е.

1) колебл..мый ветром

2) выкач..нная нефть

3) засе..нные поля

4) замеш..нный в историю

А4 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Установилась безветре...ая погода.

2) Значение подли..ого искусства трудно переоценить.

3) Некоше..ые луга тянулись до самой деревни.

4) Состав гружё..ых известью вагонов готовился к отправке.

А5 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по ведущ..й магистрал..

2) дальнейш..м использовани..м

3) на высочайш..м уровн..

4) в певуч..м стихотворени..

А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Книга оказалась (не)интересной.

2) Солнце палило (не)щадно.

3) (Не)кому пожаловаться!

4) В стороне сидел (не)похожий на других детей мальчик.

А7 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) водо(непроницаемый), прийти (во)время, (еле)еле

2) где (либо), (русско)английский, (юго)западный

3) (пяти)этажный, (кое)где, (научно)фантастический

4) (древне)русские, (бархатисто)серый, (на)против

А8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Он зашёл в гостиницу, н(1) замеченный швейцаром, поднялся по лестнице, н(2)кого н(3) встречая, и н(4)громко постучал в дверь.

А10 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) Только родное слово познанное в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

2) Это была мало посещаемая людьми глухая сторона.

3) В лесу случались пожары возникавшие от неизвестных причин.

4) Первым делом приехавший врач решил осмотреть больного.

А11 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая стихи в исполнении поэта,

1) точнее становятся смысловые акценты.

2) возникает иллюзия непосредственного общения с ним.

4) лучше понимаешь его мысли.

Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.

(1)Дома, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счет расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще характер у нее был удивительный...

(5)У нее было четверо дочерей. (6)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (7)И не просто в одном городе, а за углом, в трех шагах.

– (8)Хорошо, что мы не живем вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. – (9)С детства люблю ходить в гости. (10)Встречают, провожают, ухаживают!

(11)В гости она любила не только ходить, но и ездить.

(12)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут ее к себе. (13)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезет своим внукам.

(14)Дочери присылали поздравительные открытки, сообщая, что очень скучают. (15)Они любили ее. (16)И, наверное, просто не догадывались, но я мог бы им обо всем написатьНо бабушка остановила меня.

– (18)За подсказки, я слышала, ставят двойки?

– (19)Ставят, – ответил я.

(20)В канун того далекого года, о котором я сейчас вспомнил, шестые классы нашей школы отправились в детский театр. (21)Дня за три до этого выяснилось, что нашему шестому «Б» достались билеты в партер, а шестому «А» – в бельэтаж, хотя он был ничуть не хуже нашего класса, а лучше, потому что в нем училась Галя Козлова.

(22)На спектакль детского театра я купил два билета. «(23)Подойду к Гале, – думал я, – и как бы между прочим скажу: «(24)У меня оказался лишний билет. (25)В партере сидеть лучше, чем в бельэтаже. (26)Возьми, если хочешь...» (27)И весь спектакль буду сидеть рядом с ней! (28)И я буду считать этот год самым счастливым во всей своей жизни!»

(29)В конце декабря, словно сговорившись, пришли открытки от всех маминых сестер. (30)Они, поздравляя бабушку, маму с папой и даже меня, писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!

– (31)В ожидании тоже есть прелесть: все еще впереди, – тихо сказала бабушка.

(32)Мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но пойти придется. (33)И я в тон им с грустью сказал:

– (34)А мне завтра придется пойти в театр.

(35)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (36)Тогда я вдруг... неожиданно для самого себя произнес:

– (37)Пойдем со мной, бабушка, у меня есть лишний билет!

(38)А бабушка, еще ниже склонившаяся над своей сумкой, продолжала что-то искать в ней, но теперь уже, мне казалось, от радости.

(39)Огромная, добела раскаленная люстра начала остыватьМедленно, как бы нехотя раздвинулся занавес. (41)И на сцене появился мальчишка. (42)Он шел, останавливался, думал и снова шелИ я верил, что он идет к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (44)А жить без ребят не могла. (45)И мальчишка решил победить ее одиночество...

(46)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку и сказала:

– (47)Она... волшебная актриса!

– (48)Которая играет мальчишку?

(52)Сейчас, через много лет, я думаю: «(53)Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер ее дочери, жившие в других городахОни бы поняли, как легко было сделать ее счастливой!»

(псевдоним Анатолия Георгиевича Гобермана) современный российский писатель (род. 1924 г.), автор сборников повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых, сложных проблемах психологии и школьной этики.

А12 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка сказала, что её внук похож на актрису, игравшую мальчика в детском спектакле?»

1) – (47)Она... волшебная актриса!

2) (45)И мальчишка решил победить ее одиночество...

3) (22)На спектакль детского театра я купил два билета.

4) (16)И, наверное, просто не догадывались, но я мог бы им обо всем написать...

А13 Какой тип речи представлен в предложениях 52 – 54?

А15 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «лишний» (предложение 24)?

1) избыточный

2) мешающий всем

3) бесполезный

4) дополнительный

При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова СКЛОНИВШАЯСЯ (предложение 38)

В2 Из предложения 32 выпишите все наречия .

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 35 – 40 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных с приставкой, кроме - НЕ-, пишется НН». Выпишите найденное слово.

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 22 – 31 найдите предложения с деепричастными оборотами . Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Они бы поняли, как легко было сделать ее счастливой!».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе

Часть 1

За выполнение каждого из заданий А1–А15 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.

Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 15 тестовых заданий первой части работы, – 15 баллов .

Ключи к заданиям А1– А15

Номер задания

Ответ

Часть 2

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (В1–В4) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 4 тестовых задания второй части работы, – 4 балла .

Ключи к заданиям В1-В4

Часть 3

Проверка задания С1

Ответ на задание С1 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста)

Баллы

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет.

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допустил 1ошибку в его интерпретации.

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

экзаменуемый привёл в качестве примеров-аргументов данную в задании цитату или её часть,

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

Допущены 2 ошибки.

Допущены 3 ошибки и более.

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

Допущены 3 ошибки.

Допущены 4 ошибки и более.

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

Допущены 2 ошибки.

Допущены 3 ошибки и более.

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

Допущены 3 ошибки.

Допущены 4 ошибки и более.

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

Экзаменуемым допущены 1 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

Максимальное количество баллов за задание С1

16 баллов

При оценке грамотности (СК5-С2К8) следует учитывать объём сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 70-110 слов.

Если объём развернутого ответа составляетслов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:

СК5 - 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК6 - 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

СК7 - 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

СК8 - 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 16 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 35 баллов.

Новое пополнение

К новому пополнению я всегда выхожу в парадной тужурке. Чтобы молодым морякам надолго запомнилась первая встреча с командиром, чтобы светлее и праздничнее стало у каждого на душе.

Вот и сейчас я на мгновение задержался около настенного зеркала в коридоре, поправил серебристую лодочку на правой стороне груди,

потянул вниз козырек фуражки — словом, принял внушительный командирский вид.

Новички выстроились шеренгу перед казармой. Чуть в стороне аккуратно уложены чемоданы и вещмешки.

— Здравия желаем, товарищ капитан! — негромко, но дружно ответили они на мое приветствие. Я прошелся вдоль строя. Матросы по-уставному называли свои фамилии, легонько, словно опасаясь повредить, жали мою руку. Только левофланговому я сам осторожно пожал руку. Невысокий, с острыми мальчишескими ключицами, он показался мне пацаном, случайно затесавшимся в этот строй богатырей.

После церемонии представления мы провели молодых матросов к причалу, возле которого стояла наша подводная лодка. Поочерёдно они поднимались на неширокую палубу, отдавая честь кормовому флагу.


В зимнем лесу

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу за школьной усадьбы. Едва они ступили в лес и

тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и

беззвучья. Сороки, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие,

прутики.

Кругом белым-бело. Лишь в вышние чернеют обдутые

ветром макушки рослых плакучих берез, а тонкие веточки кажутся

нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы, принадлежавшие какому-то большому зверю. Эти следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

Не бойтесь, -- сказал Савушкин, заметив взгляд, брошенный учительницей в глубь леса. -- Это сохатый прошел.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в ледяной панцирь.



Зимний дуб

Лес вел путников сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет деревьям, сугробам, тишине.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Что-то засверкало, заискрилось, ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в сверкающих одеждах, огромный и величественный как собор стоял дуб. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела.

Учительница робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Экзаменационный материал по русскому языку для 5 класса

1. Назначение промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 5 классов предметного содержания курса русского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК 5-9 кл. Савчук Л.О. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений по учебнику 5 кл. Шмелёва А.Д., Флоренской Э.А., Габович Ф.Е., Шмелёвой Е.Я. под ред. Шмелёва А.Д. Русский язык.

2. Документы, определяющие содержание работы

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

2. Учебный план МАОУ лицея №10 г.Советска на 2015/16 учебный год.

3. Рабочие программы основного общего образования по русскому языку 5 класса «А» на 2015/16 учебный год

3. Сроки проведения: апрель - май 2015 г. (по графику)

4. Форма промежуточной аттестации: диктант с грамматическим заданием

5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование:

Предварительное прочтение текста учителем,

Запись под диктовку текста диктанта,

Повторное прочтение учителем текста диктанта,

Проверку учащимися собственного текста,

Выполнение грамматического задания.

На выполнение грамматического задания отводится 15 минут

6. Характеристика работы

Диктант наиболее адекватно оценивает основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: писать под диктовку текст объемом 100-110 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Вариант учителя

Диктант

Лесные звери и птицы очень любят кедровые орешки и запасают их на зиму.

Особенно старается бурундук. Это зверёк вроде белки, только поменьше, и на спине у него пять чёрных полосочек.

Я не разобрал сперва, кто же это сидит на кедровой шишке. Такой матрасик полосатый! Шишка от ветра качается, а бурундук не боится, знай только орешки шелушит.

Карманов у него нет, так он за щёки орешки набил, собирается тащить их в норку.

Увидел меня, заругался, забормотал что-то: иди, мол, своей дорогой, не мешай, зима длинная, сейчас не запасёшь - голодным насидишься!

Я не ухожу, думаю: «Дождусь, когда орешки потащит, и узнаю, где он живёт». А бурундук не хочет свои норки показывать, сидит на ветке, лапки сложил на животе и ждёт, когда я уйду.

_____________________________________________________________________

(1)Кедр растёт высоко в горах, ветры его набок* клонят, стараются к земле наклонить. (2)А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу.

(3)На концах веток кедровые шишки висят. (4)Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. (5)Кедр всех кормит.

(6)Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, но один уронит. (7)Этот орешек утащит к себе в норку мышь. (8)Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

(9)Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре. (10)Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. (100 слов)

(По Г.Снегирёву)

набок

Грамматические задания.

    Кедр

    Кедр всех кормит

    Живая природа

    Жизнь кедра

Ответ:_______________________________________________________

Ответ:_______________________________________________________

Ответ:_______________________________________________________

1) Ветры клонят

Ответ:_______________________________________________________

Ответ:_______________________________________________________

Распределение заданий по разделам русского языка

Из 7 грамматических заданий 5 заданий относятся к базовому уровню сложности, 2 задания - к повышенному уровню.

7. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Исправления, допущенные учеником, качество почерка и аккуратность оформления работы не учитываются и не влияют на оценку работы. Главный акцент при проверке и анализе делается на классификацию допущенных ошибок. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Ошибки:

    нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

    неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

    отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

    наличие ошибок на изученные правила ею орфографии.

Недочёты:

    отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы:

    отсутствие "красной" строки;

    неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

В Приложении 1 приведен кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся.

Оценки за диктант.

«12» - за работу, в которой нет ошибок.

«11» - за работу, в которой допущен 1 недочёт (не дописан элемент, нет одной запятой).

«10» - за работу, в которой допущено 2 недочёта.

«9» - за работу, в которой допущена 1 ошибка.

«8» - за работу, в которой допущено 2 ошибки.

«7» - за работу, в которой допущено 3 ошибки.

«6» - за работу, в которой допущено 3 ошибки и 1 недочёт.

«5» - за работу, в которой допущено 4 ошибки.

«4» - за работу, в которой допущено 4 ошибки и один недочёт.

«3» - за работу, в которой допущено 5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено 5 ошибок и более одного недочёта.

«1» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки за грамматическое задание:

Приложение 1

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» и с учетом Планируемых результатов основного общего образования по русскому языку и Примерной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» .

Кодификатор состоит из двух разделов:

Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку.

Раздел 2. В первую часть кодификатора включены планируемые результаты блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.

Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения

Код

Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения

1

РАЗДЕЛ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА»

1.1

различать звуки и буквы

1.2

характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)

1.3

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

РАЗДЕЛ «СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)»

2.1

различать изменяемые и неизменяемые слова

2.2

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова

2.3

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

2.4

различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями

РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА»

3.1

выявлять слова, значение которых требует уточнения

3.2

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

РАЗДЕЛ «МОРФОЛОГИЯ»

4.1

определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение

4.2

определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж

4.3

определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение

4.4

находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы

РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС»

5.1

различать предложение, словосочетание, слово

5.2

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

5.3

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные побудительные"вопросительные предложения

5.4

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения

5.5

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

5.6

выделять предложения с однородными членами

РАЗДЕЛ «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

6.1 6.2 ‘

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника

6.3

безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов

6.4

писать под диктовку тексты объёмом 70-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания

6.5

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

7

РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

7.1

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

7.2

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

7.3

выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

7.4

самостоятельно озаглавливать текст

7.5

составлять план текста

7.6

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

План демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку для оценки учебных достижений учащихся 5 класса

Используются следующие условные обозначения:

Уровни сложности заданий: Б - базовый, П - повышенный.

Тип задания: ВО - задания с выбором ответа. КО - задания с кратким ответом. РО - задания с развёрнутым ответом

зада

ния

Блок

содержания

Проверяемое умение

Крд

прове

ряемых

умений 4

Тип

зада

ния

Уро

вень

слож

ноет

Макси

маль-

ный

балл

за

выпол

нение

Часть 1 (диктант)

Диктант

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания

6.4

РО

Б/П

Часть 2 (грамматическое задание)

Развитие

речи

Озаглавливать текст

7.4

ВО

Лексика

Определять значение с лова по тексту

3.2

КО

Фонетика

Различать звуки и буквы

1.1

КО

Морфология

Определять

грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение

4.1

КО

Синтаксис

Устанавливать связь между словами в словосочетании н предложении

5.2

КО

Синтаксис

Находить главные и второстепенные члены предложения

5.5

ВО

Морфемика

Находить в словах с однозначно выделяемыми

морфемами окончание, корень. приставку, суффикс

Или различать родственные слова и формы слова

2.3

КО

2.2

Максимальный балл

4 Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.

Экзаменационная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

за курс 5 класса

Вариант РЯ60201

Район _____________________________________________________________________

Город (населённый пункт)___________________________________________________

Школа_____________________________________________________________________

Класс ______

Фамилия____________________________________________________________________

Имя________________________________________________________________________

Отчество____________________________________________________________________

*Указать на правописание слова набок

Грамматические задания.

    Какой заголовок точнее отражает главную мысль текста?

    Кедр

    Кедр всех кормит

    Живая природа

    Жизнь кедра

    В каком предложении глагол имеет значение «ударом, толчком сбросить вниз»?

Ответ:_______________________________________________________

    Из предложения 9 выпишите слова, в которых столько же звуков, сколько в слове «честных».

Ответ:_______________________________________________________

    Из текста выпишите имя существительное с морфологическими признаками: нарицательное, одушевленное, во множественном числе, в родительном падеже.

Ответ:_______________________________________________________

    Из предложения 7 выделены следующие словосочетания:

этот орешек, утащит к себе, утащит в норку. Какое словосочетание не выделено? Напишите его.

Ответ:_______________________________________________________

    Из предложений текста выписаны главные члены (грамматическая основа). В каком случае неверно выписаны главные члены предложения?

1) Ветры клонят

2) Он высок, могуч, вцепился и тянется

3) Белка свалит, вынет, уронит

4) Собирают, прячут, зарывают орешки

Ответ:_______________________________________________________

    Из предложений 1-2 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, суффикса, окончания, возвратного суффикса.

Ответ:_______________________________________________________