Герой худякова вспоминает случай который. Открытый банк заданий. важна грамматическая структура предложения

Во все времена в каждом уголке нашей планеты люди взаимодействовали друг с другом по различным причинам, начиналось всё с цели сохранить себе жизнь и добыть пропитание, а дошло до многоступенчатых всеобъемлющих взаимоотношений между личностями, индивидами. И отношения эти сложны и неоднозначны. Именно этот вопрос затрагивает автор данного текста, поднимая очень важную и волнующую во все эпохи проблему человеческих взаимоотношений, а именно предательства.

М.Худяков позволяет читателям рассмотреть данную проблему на примере истории двух друзей. Серёжа поступил как верный друг, как настоящий герой и, не жалея себя, помог герою рассказа, от лица которого ведётся повествование. И этот поступок невозможно не оценить. Казалось, что данная история закончится на положительной ноте и что герой приобретёт себе верного друга в лице Серёжки Леонтьева, но, к огромному сожалению, пара необдуманных фраз, сказанных Сергеем, привела к совершенно неожиданным последствиям и наш рассказчик стал посмешищем среди своего окружения. Но разве Серёжа желал этого своему закадычному другу? Разве мог он специально выставить его в таком неприятном свете? Над этим вопросом и заставляет задуматься нас автор.

Но не только читателей заботит этот вопрос, он волнует и самого рассказчика, а значит и автора. Он считает, что, даже совершив непомерно добрый и хороший поступок, даже оказав помощь, рискуя собой, мы всё же можем нанести вред человеку, неумышленный, неосознанный, но всё же очень губительный вред. «Спас он меня или предал», этой фразой М.Худяков подводит читателя к выводу о том, что поступки людей очень противоречивы.

С автором невозможно не согласиться. Оказать помощь может и заклятый враг, предает также и самый близкий человек. Предательство может быть неосознанным, а оказанная помощь всего лишь уловкой, чтобы пустить пыль в глаза и войти в доверие. Личность и сознание человека не имеют границ, познать наши умысли не под силу, порой, даже нам самим.

Примеров и доказательств подобных взаимоотношений непомерное количество в художественной литературе. Так, в произведение Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» любовник главной героини Сергей помог совершить ей убийство, впоследствии стал её мужем, но управляло им лишь единственное желание стать единственным наследником состояния убиенных родственников Екатерины, потому не было удивительным то, что впоследствии он предал алчную женщину. Это доказывает то, что не стоит так полагаться на «бескорыстную» помощь, всё может обернуться в совершенно ином ключе.

Ещё один пример это повесть Железникова «Чучело», которая вызывает самые противоречивые чувства и переворачивает все в нашей душе с ног на голову после прочтения. Главной героиней повести является Лена Бессольцева, ставшая подушкой для битья среди своих новых одноклассников, но девочка смогла обзавестись другом в лице Димы Сомова. Но Дима, попав под гнет своих одноклассников оказался в беде и Лена вступилась за него. Предательством мальчика стало то, что, когда ребята набросились на Лену с упреками, он не встал на её защиту, а принял сторону обидчиков, желая сохранить свой авторитет.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что предатели жили во все времена, так было, есть и будет. И порой один наш необдуманный поступок может привести к губительному исходу для другого. И зачастую этим «другим» является очень близкий и родной нам человек. И только благодаря предательству так ценны будут благородные поступки, добро и зло вещи взаимодополняющие.

B8 № 1482. «Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как _______ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как _______ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), _______ («мир, прозрачно-лучезарный » в предложении 8). А такой приём, как _______ (предложение 10)помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».

Список терминов:
1) анафора
2) неполные предложения
3) противопоставление.
4) восклицательные предложения
5) гипербола
6) эпитет
7) диалектизм
8) риторический вопрос
9) парцелляция


(1)Для меня ясно одно: главные участники истории - это Люди и Время. (2)Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари - для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце - оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.

(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание - мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву*)

*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

Спрятать текст

Пояснение.
Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 11, 12, 14 начинаются со слов «мы узнали, что».

Гипербола - преувеличение. Зачастую опознается с помощью слов, употребляющихся в форме превосходной степени. Здесь на гиперболу уазывает местоимение «все».

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Противопоставление - в предложении 10 наблюдается противопоставление «... мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет...».

Ответ: 1,5,6,3

Сочинение рассуждение по тексту

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
(14)- Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.
(15)- Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
(20)- Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (ЗО)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(ЗЗ)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)

Вариант 1
Предательство - это злоупотребление чьим-то доверием ради своей выгоды. Необязательно нарушать какую-то клятву, чтобы быть предателем, достаточно подвести человека, просто поделившись его секретом с кем-то.
Именно так и поступил Серёжка Леонтьев из рассказа М. Худякова. Из-за его болтливости рассказчик стал посмешищем всей школы (предл. 24, 25). Разве Сергей имел право на то, чтобы даже в шутку выдать чужой секрет? Я считаю, нет.
А в повести А.Лиханова «Сломанная кукла» героиню Масю предают самые близкие люди - мама и бабушка, и девочка уходит из Жизни, в которой, как ей кажется, она никому не нужна.
Предательство - это убийство доверия, самый страшный проступок, который невозможно простить.

Вариант 2
Предательство - это подлое поведение, что бы за ним ни стояло - глупость или действительно злой умысел. Предательство - это удар, которого не ждёшь и который трудно простить.
Рассказчик в тексте М. Худякова тоже пострадал от предательства друга (предл. 24). Не важно, по какой причине Серёжка выдал его тайну, в любом случае он поступил подло.
Мне понятны чувства рассказчика, ведь предательство сильно ранит, даже когда оно мелкое.
Так, однажды на день рождения я подарил другу Виктору свой бинокль. Витя, как мне показалось, с радостью принял его, а на следующий день я услышал, как он презрительно отзывался о моём подарке. Мне было очень неприятно и больно, ведь я считал Виктора своим другом и к тому же бинокль был очень хорошим.
Я не пожелаю никому столкнуться с предательством. Это одно из самых неприятных испытаний в жизни человека.

Вариант 3
Я понимаю предательство как проступок, который перечёркивает доверие, дружбу, чувство долга, все тёплые отношения. Предательство обладает только разрушительной силой.
Давайте обратимся за примером к тексту М. Худякова. Серёжка Леонтьев предаёт своего друга, рассказывая всем о его чувствах к Гальке Коршуновой (предл. 24). Он не имел права раскрывать чужой секрет!
Предателем был и Андрий из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Отец убил его, не простив измены отчизне и товарищам.
Действительно, предательство достойно осуждения и сурового наказания.

Вариант 4
Предательство - это такое поведение человека, после которого происходит полная потеря доверия к нему. Как правило, предатель приносит боль и опустошение.
В тексте М. Худякова мальчик вспоминает о том, как однажды, попав в беду и думая, что умрёт, доверительно рассказал другу Сергею о своей любви к девочке. Но на следующий же день рассказчик сделался посмешищем всей школы, потому что об этом стало известно всем: Сергей беззастенчиво поделился чужой тайной с окружающими.
Это предательство друга изменило мальчика (предл. 26), а шрам от него остался в его душе на всю жизнь (предл. 33).
Тот, кто задумывался над таким явлением, как предательство, Обязательно сделает вывод, что оно сжигает и отношения, и чувства.

Вариант 5
Предательство - это нарушение верности тем, кто доверяет тебе. Предающий малодушничает, обманывает надежды и ожидания доверившегося ему человека, то есть совершает подлость. 162
Именно так и поступает Серёжка в рассказе М. Худякова. Вначале он несёт раненого друга на спине восемь километров, но потом рассказывает всем то, чего не должен был знать никто (предл. 20, 21). Это и было предательством. Оно принесло Серёжкиному другу страдания, изменившие его навсегда (предл. 25, 26). Даже время не смогло сгладить последствия этого проступка (предл. 33, 34).
Чтобы избежать подобного, нужно быть честными по отношению к другим людям и не предавать их

Тесты к ЕГЭ по русскому языку, 41, 42

41. «Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом.

Такие приёмы, как _______ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров. . . нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и _______ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка

Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как _______ («спас» – «предал» в предложении 32), а такой троп, как _______ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

6) диалектизм

7) ряд однородных членов

9) лексический повтор

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня. . . (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине. . . : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя

раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он

готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё

на свете. . . (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!

(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(3)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

42. «Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено с помощью таких приёмов, как _______ (предложения 4, 5) и _______ (например, в предложениях 14-15). Такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 1, 20), а также троп – _______ («духовное око») -, в предложении 10 придают особую образность размышлениям И. Ильина»

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряд однородных членов

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) вопросно-ответная форма изложения

6) метафора

7) противопоставление

8) сравнительный оборот

9) эпитеты

(1)Нет сомнения – человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть – техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь – свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) – известный русский философ, литературный

критик, публицист.

С. Ф. Батин, МКОУ "Реконструкторская СОШ", п. Реконструкция, Волгоградская область

Человека характеризуют его поступки. Однако один и тот же человек порой может быть способен как на небывалое геройство, так и на трусливое предательство. В тексте Михаила Худякова поднимается проблема противоречивости человеческих поступков.

Чтобы обратить внимание читателей на данную проблему, автор вспоминает случай, который заставил его самого серьезно задуматься.

«Я всё помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. Но всё равно ничего не могу понять». М. Худяков описывает мальчика Серёжу Леонтьева, который восемь километров упорно нес на себе лучшего друга, поранившегося на берегу пруда. Однако, когда друг почти в беспамятстве открывает ему тайну, Серёжа рассказывает её всей школе. «Я до сих пор не знаю, спас он меня или предал, » - с грустью признаётся герой М. Худякова, обдумывая поступок Серёжи.

Над поднятой проблемой размышляли многие писатели. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников» и рассмотрим одного из героев, Рыбака, при различных обстоятельствах. В начале произведения Рыбак отважно несет раненного Сотникова, спасает его тем самым от немецких солдат, рискуя собственной жизнью. Но через некоторое время оба его товарища попадают в плен, и Рыбак, испугавших пыток и смерти, выдаёт секретную информацию своего отряда, а потом и собственными руками вешает Сотникова, перейдя на сторону врага. Как и Серёжа из текста М. Худякова, Рыбак, с однй стороны, является героем, а с другой – предателем…

Рассмотрим образ Аксиньи Астаховой из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Ради Григория Мелехова героиня бросает мужа, дом, уходит с любимым их хутора, только бы обрести с ним счастье. Для этого Аксинья способна пойти на любые испытания. Но начинается война, Мелехов отправляется на фронт. В это время из-за болезни умирает маленькая дочь Аксиньи и Григория. Горе ломает женщину, и она изменяет Мелехову. Хотя позднее осознает, что сердце её навеки принадлежит только Григорию. Вот так двояко раскрывается любовь Аксиньи к Григорию.

Полотно жизни плетётся из миллионов разноцветных нитей, каждая из которых символизирует наши поступки и отношения к ним в разные периоды времени. Все дела (как хорошие, так и плохие) отражаются на картине человеческой жизни. Как же неоднородны на ней рисунки.