Классификация секретной информации в россии. Страшные тайны ссср История разглашение государственной тайны в ссср

Коммунистическая Россия была примером открытости и политической транспарентности. Это не часто встречающееся утверждение, по крайней мере, вне пределов Северной Кореи. (Хотя, если вы прочитали это, скорее всего, вы не там.) В любом случае, этот сарказм служит напоминанием того, что в Советском Союзе действительно любили хранить секреты – ниже представлены десять секретов, о которых вы, возможно, не знали.

10. Крупнейшая ядерная катастрофа в мире (на тот момент)
Когда люди слышат о крупнейших ядерных катастрофах, большинству на ум придут Чернобыль и Фукусима. Мало кто знает о третьей ядерной катастрофе – Кыштымской аварии 1957 года, произошедшей неподалёку от города Кыштым на юге России. Как и в случае с Чернобыльской аварией, главной причиной катастрофы послужило плохое проектирование, а именно постройка системы охлаждения, которую было невозможно починить. Когда из одного из баков начала вытекать охлаждающая жидкость, рабочие просто выключили его и не трогали его целый год. Кому нужны системы охлаждения в Сибири?

Оказывается охлаждение нужно ёмкостям, в которых хранятся радиоактивные отходы. Температура в ёмкости повысилась до 350 градусов Цельсия, что в итоге привело к взрыву, который подбросил 160 тонную бетонную крышку в воздух (которая изначально была в 8 метрах под землёй). Радиоактивные вещества распространились на 20000 квадратных километров.

Дома 11000 людей были разрушены после эвакуации близлежащих территорий, а радиоактивному воздействию подверглось около 270000 людей. Только в 1976 году советский эмигрант впервые упомянул о катастрофе в Западной прессе. ЦРУ знало о катастрофе с 60-х годов, но, опасаясь негативного отношения американцев к своей собственной ядерной промышленности, решило занизить серьёзность аварии. Только в 1989 году, через три года после Чернобыльской аварии, детали катастрофы в Кыштыме стали известны общественности.

9. Пилотируемая лунная программа

В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил, что он считает, что США должны к концу десятилетия отправить человека на Луну. К тому моменту Советский Союз лидировал в космической гонке – первый объект, запущенный на орбиту, первое животное на орбите и первый человек в космосе. Однако, 20 июля 1969 года Нил Армстронг стал первым человеком, посетившим Луну, победив тем самым Советский Союз в этой гонке. В гонке, в которой официально Советский Союз не принимал участие – до 1990 года СССР отрицало, что у них была своя пилотируемая лунная программа. Это было частью политики, по которой каждая космическая программа держалась в секрете, пока она не завершалась успехом.

Советскому Союзу пришлось частично признать существование программы в августе 1981 года, когда советский спутник Космос-434, запущенный в 1971 году, вошёл в атмосферу над Австралией. Правительство Австралии, обеспокоенное тем, что на борту могут присутствовать ядерные материалы, было заверено министром иностранных дел СССР, что спутник был экспериментальным лунным кораблём.

Другие детали программы, включая тестовые запуски, были скрыты. Испытание лунных скафандров во время стыковки космических кораблей в 1969 году было представлено, как часть строительства космической станции – СССР продолжало утверждать, что у них не было планов по высадке на Луне. В итоге провалившаяся советская программа по высадке на Луне была закрыта в 1976 году.

8. Клад творчества


В 1990-х годах западные журналисты и дипломаты были приглашены в тайный музей, спрятанный в удалённом городе Нукус, Узбекистан. В музее хранились сотни произведений искусства, датированных началом сталинского режима, когда художников заставляли соответствовать идеалам Коммунистической партии. «Разлагающееся буржуазное творчество» было сменено картинами фабрик и без участия Игоря Савицкого (коллекционера) большая часть творчества художников того времени была бы полностью потеряна.

Савицкий убеждал художников и их семьи доверить ему их работы. Он прятал их в Нукусе – городе, окружённом сотнями километров пустыни.

Это уникальный пункт в этом списке так, как рассказывает о том, что было спрятано не столько от окружающего мира, сколько от деспотического режима. Несмотря на то, что вопрос о важности самого творчества остаётся открытым, ценность истории о том, как творчество держалось в секрете десятилетиями, не вызывает никаких сомнений.

7. Смерть космонавта


Советский Союз не единожды «стирал» космонавтов из своей истории. Так, например, были скрыты данные о первом космонавте, погибшем во время космической гонки. Валентин Бондаренко погиб во время тренировки в марте 1961 года. О его существовании на Западе не знали до 1982 года, а публичное признание последовало лишь в 1986 году. Слабонервным стоит воздержаться от прочтения следующего абзаца.

Во время изоляционного упражнения в барокамере Бондаренко совершил фатальную ошибку. После того, как он снял с себя медицинский датчик и почистил кожу спиртом, он бросил вату на горячую плитку, которую он использовал, чтобы делать себе чай, после чего та вспыхнула. Когда он попробовал затушить огонь своим рукавом, атмосфера, состоящая на 100% из кислорода, способствовала тому, что его одежда вспыхнула. На открытие двери потребовалось несколько минут. К тому времени, космонавт получил ожоги третьей степени всего тела, кроме ступней – единственное место, где доктор смог найти кровеносные сосуды. Кожа, волосы и глаза Бондаренко были сожжены. Он прошептал «Слишком больно… сделайте что-нибудь, чтоб остановить боль». Через шестнадцать часов он скончался.

Отрицание этого происшествия только для того, чтобы избежать плохих новостей, было очень плохим решением.

6. Массовый голод - один из худших в истории
О голоде (голодоморе) 1932 года слышали многие, однако внутренние и внешние попытки скрыть этот факт достойны упоминания. В начале 1930-х годов политика Советского Союза привела (будь то преднамеренно или нет) к смерти нескольких миллионов людей.

Казалось бы, такое сложно скрыть от внешнего мира, однако к счастью для Сталина и его подчинённых, остальной мир колебался между предумышленным неведением и отрицанием фактов.

Нью-Йорк Таймс, как и остальная американская пресса, скрывали или преуменьшали голод в СССР. Сталин организовал несколько заранее подготовленных туров для зарубежных комиссий: магазины были наполнены едой, но любой, кто осмеливался подойти к магазину, арестовывался; улицы были помыты, а все крестьяне были заменены членами коммунистической партии. Герберт Уэллс (H G Wells) из Англии и Джордж Шоу (George Bernard Shaw) из Ирландии рассказали, что слухи о голоде были необоснованными. Более того, после того, как премьер-министр Франции посетил Украину, он описал её как «цветущий сад».

К тому времени, когда результаты переписи населения 1937 года были засекречены, голод уже был преодолён. Несмотря на то, что количество жертв голодомора сравнимо с Холокостом, оценка голода, как преступления против человечества, была дана только в последние десять лет.

5. Экраноплан


В 1966 году американский спутник-шпион запечатлел незаконченный русский гидроплан. Самолёт был больше, чем любое воздушное судно, которым обладало США. Он был настолько большой, что, по оценкам экспертов, такой размах крыла не позволил бы самолёту хорошо летать. Ещё более странно было то, что двигатели самолёта находились намного ближе к носу, чем к крыльям. Американцы были озадачены и оставались озадаченными до тех пор, пока СССР не развалился через 25 лет. Каспийский Морской Монстр, как его называли тогда, был экранопланом – транспортное средство похожее на смесь самолёта и корабля, которое летает всего в нескольких метрах от воды.

Даже упоминание названия аппарата было запрещено тем, кто участвовал в его разработке, несмотря на то, что на проект выделялись огромные суммы денег. В перспективе эти аппараты, конечно же, были очень полезными. Они могли перевозить сотни солдат или даже несколько танков на скорости в 500 км/ч, при этом оставаясь незамеченными для радаров. Они даже более топливоэкономичны чем лучшие современные грузовые воздушные судна. Советский Союз даже построил один такой аппарат, по длине превышающий Боинг 747 в 2,5 раза, оборудованный 8 реактивными двигателями и шестью ядерными боеголовками на крыше (что ещё можно установить на реактивный самолёт-корабль по доставке танков?)

4. Худшая катастрофа, связанная с ракетой, за всю историю


Наплевательское отношение к здоровью и безопасности не ограничивалось ядерными отходами. 23 октября 1960 года в Советском Союзе подготавливалась к запуску новая секретная ракета – Р-16. Рядом с пусковой установкой, в которой находилась ракета, использующая новый тип топлива, находилось множество специалистов. В ракете образовалась утечка азотной кислоты – единственным правильным решением в этом случае было начало эвакуации всех, кто находился поблизости.

Однако вместо этого командующий проектом Митрофан Неделин приказал залатать утечку. Когда произошёл взрыв, все находившиеся на стартовой площадке сразу же погибли. Огненный шар был достаточно горяч, чтобы расплавить покрытие площадки, из-за чего многие, кто попытался убежать застряли на месте и были сожжены заживо. В результате происшествия погибло более сотни людей. Это остаётся худшей ракетной катастрофой в истории.

Советская пропаганда моментально начала свою работу. Утверждалось, что Неделин погиб в авиакатастрофе. Сообщения о взрыве представлялись, как слухи, охватившие СССР. Первое подтверждение происшествия появилось только в 1989 году. На сегодняшний день был установлен памятник, посвящённый тем, кто погиб в той катастрофе (но не самому Неделину). Хотя он официально остаётся героем, те, кто имеет какую-либо связь с этой катастрофой, вспоминают его как человека, ответственного за гибель сотни людей доверенных ему.

3. Вспышка оспы (и программа по сдерживанию)
В 1948 году в Советском Союзе была создана засекреченная лаборатория, занимающаяся биологическим оружием на острове в Аральском море. Лаборатория занималась превращением сибирской язвы и бубонной чумы в оружие. Они также разработали оспенное оружие и в 1971 году даже провели испытание на открытом воздухе. По загадочному стечению событий оружие, разработанное для того, чтобы вызвать вспышку оспы, при активации на открытом воздухе, действительно вызвало вспышку оспы. Десять человек заболели, трое погибло. Сотни людей были помещены в карантин, а также за 2 недели 50 тысяч людей из близлежащих территорий получили прививки от оспы.

О происшествии стало широко известно только в 2002 году. Вспышка была эффективно предотвращена, однако, несмотря на масштабы инцидента, Москва не признавала произошедшего. Это плачевно, так как из этого случая можно было вынести ценные уроки о том, что может произойти, если биологическое оружие когда-либо попадёт в руки террористов.

2. Дюжины городов


На юге России существует город, которого не было ни на одной карте. Не существовало как автобусных рейсов, которые бы останавливались в нём, так и дорожных указателей, подтверждающих его существование. Почтовые адреса в нём числились, как Челябинск-65, хотя до Челябинска от него было почти 100 километров. Его нынешнее название – Озёрск и, несмотря на то, что в нём жили десятки тысяч людей, о существовании города было неизвестно даже в России до 1986 года. Секретность была вызвана наличием тут завода по переработке отработанного ядерного топлива. На этом комбинате произошёл взрыв в 1957 году, но из-за секретности, катастрофу назвали по городу, который находился в нескольких километрах от Озёрска. Этим городом был Кыштым.

Озёрск является одним из десятков секретных городов СССР. На данный момент известно о 42 подобных городах, но считается, что ещё около 15 городов всё ещё находятся под покровом тайны. Жители этих городов обеспечивались лучшей едой, школами и комфортными условиями, чем вся остальная страна. Те, кто ещё проживает в подобных городах, цепляются за свою изоляцию – немногие чужаки, которым позволено посетить города, обычно находятся под эскортом охранников.

Во всё более открытом и глобальном мире многие покидают закрытые города и, скорее всего, существует некоторый предел тому, сколько времени эти города ещё смогут оставаться закрытыми. Однако многие из этих городов продолжают выполнять их изначальную функцию – будь то выработка плутония или обеспечение морского флота.

1. Катынский расстрел
Как и в случае с голодом 1932 года, международное отрицание Катынского расстрела заслужило для этих убийств первое место в этом списке. В 1940-х годах сотрудники НКВД убили более 22000 пленных из Польши и похоронили их в массовых захоронениях. По официальной версии ответственными за это были фашистские войска. Правда была признана только в 1990 году. Пока что всё предсказуемо – однако это сокрытие преступления попало на первое место списка из-за того, что скрыть расстрел удалось силами не только Советского Союза, но и при помощи лидеров США и Великобритании.

Уинстон Черчилль в неофициальном разговоре подтвердил, что расстрел был, скорее всего, проведён большевиками, которые «могут быть очень жестокими». Однако он настаивал на том, чтобы правительство Польши в изгнании прекратило предъявлять обвинения, наложило цензуру на свою прессу, Черчилль также помог предотвратить независимое расследование инцидента Международным комитетом Красного Креста. Посол Великобритании в Польше описал это как «использование хорошей репутации Англии для сокрытия того, что убийцы скрыли при помощи хвои». Франклин Рузвельт также не хотел, чтобы вина за расстрелы легла на Сталина.

Доказательства того, что правительство США знало об истинных виновниках Катынского расстрела, были скрыты во время парламентских слушаний 1952 года. Более того, единственное правительство, которое говорило правду о тех событиях, было правительством нацистской Германии. Это ещё одно предложение, которое можно прочесть очень нечасто.

Легко критиковать лидеров стран, которые фактически оставили безнаказанными преступников, но Германия, а затем и Япония, были более важными проблемами, а значит, иногда было необходимо принимать очень сложные решения. Советский Союз с его военной и промышленной сверхдержавой был необходим. «Правительство в этих событиях обвиняет только общего врага», - писал Черчилль.

В Советском Союзе секреты хранить умели и любили. Так, собственно, проще управлять страной, граждане которой живут под девизом «меньше знаешь — лучше спишь». И гласность, и последующий развал Страны Советов так и не смогли пробиться сквозь полувековую броню недомолвок и откровенной лжи.

Что, к примеру, скрывалось за кулисами Карибского кризиса? Откуда в Советском Союзе взялись портативные ядерные бомбы? И самое интересное — куда, в конце-концов, подевались миллиарды из неприкосновенного запаса «партийного золота»?


Лунная программа

К 60-м годам прошлого века СССР лидировал в космической гонке. Первый спутник, первое животное, первый человек — так как же вышло, что на Луну поспели все же американцы? До самого 1981 года Советский Союз вообще отрицал существование пилотируемой лунной программы — пока спутник Космос-434 не вошел в атмосферу над Австралией. Тогда пришлось признать, что это был экспериментальный космический корабль к Луне, но никаких других деталей программы неизвестно до сих пор.


Портативная ядерная бомба

Слухи о том, что Советский Союз разработал портативное ядерное оружие оказались правдой. Незабвенной памяти генерал Лебедь проговорился западной прессе, что сам видел эти ядерные устройства. Так называемый «ядерный ранец» РЯ-6 весом в 25 килограммов и мощностью в одну килотонну стоял на вооружении ГРУ.


Биологическое оружие

По слухам, биологическое оружие появилось у Страны Советов еще во время Второй мировой войны. Западные эксперты и сейчас полагают, что в 1942 году советские ученые заражали немецких захватчиков туляремией, которую переносили предварительно зараженные крысы.


Карибский кризис

В 1962 году прошли несколько раундов тайных переговоров между Никитой Хрущевым, Раулем Кастро и Энресто Че Геварой. Результаты всем хорошо известны: Куба согласилась разместить на своей территории ядерное оружие — но что мог обещать руководитель СССР в обмен на такой риск?


Операция «Флейта»

Всем известно, что американцы проводили опыты по использованию психотропных препаратов над своими солдатами. Руководитель направления, ученые Кен Алибек, стал перебежчиком и возглавил разработку психотропных препаратов уже под разработкой КГБ. Операция «Флейта» проходила в несколько этапов: убийства, похищения, перевербовка шли с применением новейших психотропных средств.


Бункер последнего удара

Секретный подземный бункер «Грот» уже не один раз «светился» в прессе. Каждый раз существование этого динозавра времен СССР объяснялось иначе — то уран здесь вырабатывают, то убежище для правительства строят. Американцы долгое время полагали (и, может быть, они были правы), что здесь расположен секретный штаб ракетно-стратегических сил «ответного удара».


Золото партии

Наверно, самым лакомым секретом постсоветского периода является вопрос, куда на самом деле девалось пресловутое «золото партии». Огромные, поистине невероятные суммы денег в золоте оставались у партии коммунистов уже после развала СССР. А потом просто растворились в воздухе.

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Система классификации секретной информации , действующая в Российской Федерации в настоящее время, установлена Законом Российской Федерации «О государственной тайне » № 5485-1 от 21 июля 1993 года . Этот закон, претерпевший несколько редакций, устанавливает систему классификации, очерчивает круг сведений, подлежащих и не подлежащих засекречиванию, порядок засекречивания и рассекречивания, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты государственной тайны.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Классификация секретной информации в России

    ✪ Какие сведения составляют государственную тайну

    ✪ УРОВЕНЬ СЕКРЕТНОСТИ 18 1 СЕРИЯ

    Субтитры

Система классификации

Согласно статье 8 закона «О государственной тайне» , уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба , который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: особой важности , совершенно секретные , секретные .

Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:

  • особой важности : к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
  • совершенно секретные : к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
  • секретные : к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Маркировка носителей информации

После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации , содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:

  • степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
  • сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • регистрационный номер;
  • дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.

История законодательного регулирования защиты государственной тайны в России ведет свое начало с XVIII в.

Одним из первых регламентов в этой области стал указ последнего царя всея Руси (с 1682 г.) и первого Императора Всероссийского (с 1721 г.) Петра I от 13.01.1724 года «О делах тайности подлежащих».

Разглашение гостайны было отнесено к государственным преступлениям в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

При этом в Российской империи не существовало централизованной системы защиты государственной тайны. Министерство иностранных дел, Военное ведомство и Департамент полиции самостоятельно обеспечивали ее сохранность. В 1914 г. был издан первый «перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России», разглашение которых подлежало уголовному наказанию.

Охрана гостайны в СССР

После революции 1917 г. подобный список был утвержден 13 октября 1921 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР.

Информация делилась на две группы: военного и экономического характера. Более полный список секретных сведений был законодательно принят 27 апреля 1926 г. Он содержал 12 пунктов и был разбит на три раздела — сведения военного, экономического характера и «иного рода».

К гостайне были отнесены сведения о дислокации, организации, оборудовании, снабжении воинских частей, мобилизационных и оперативных планах, состоянии военной промышленности, «изобретение новых технических и иных средств военной обороны», состояние казначейских валютных фондов, переговорах с иностранными государствами, методах борьбы со шпионажем и контрреволюцией, шифрах и пр. Многие из этих понятий сохраняются в списке государственных секретов до настоящего времени.

В послевоенный период действовало постановление Совета министров СССР от 8 июня 1947 г. «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». Оно содержало 4 раздела (14 пунктов), в целом повторяющих перечень 1926 г. К списку гостайн были добавлены данные об экспорте и импорте ряда товаров, о геологических запасах и добыче цветных и редких металлов.

Кроме того, согласно постановлению, правительство могло своими решениями признавать секретными и другие сведения.

Различают пять уровней секретности и три формы допуска к информации. Уровень секретности зависит от степени опасности разглашаемых сведений и ответственности, которую может понести разглашающий. Совсем необязательно, что человек, так или иначе рассказывающий посторонним лицам государственную тайну, может быть привлечен к суду.

Здесь многое зависит от:

— собственно уровня секретности информации;

— времени, которое прошло с момента получения секретных сведений;

— положения в обществе, которое занимает человек и его заслуг перед ним (бывает и так);

— многих других факторов, которые рассматриваются в каждом случае отдельно.

Не вся информация секретна, это очевидно. И допуск к ней редко требует разрешения. На документы, содержащие хоть сколько-нибудь секретную информацию, или государственную тайну ставят следующие отметки, называемые грифами :

Секретно . Ими отмечаются документы, к которым нежелателен допуск посторонних лиц. Сведения в них содержат самый низкий уровень секретности. Совсем необязательно, что эта информация относит к военной или оперативно-розыскной тайне. Секретные документы вполне могут содержать коммерческую или промышленную тайну. К примеру, информация из больничных карточек является секретной.

Совершенно секретно . Разглашение любой информации, содержащейся в этих документах подпадает под уголовные статьи.

Особой важности . Таким грифом отмечаются письма, фото и видеозаписи, компьютерные файлы и другие сведения, разглашение которых может повлиять на государственную безопасность, обороноспособность страны.

Конечно, все гораздо шире, но в рамках одной статьи все последствия, которые могут следовать за «не хранением» секретных документов невозможно.

Еще есть две формы допуска информации . Это «не секретно» и ДСП («для служебного пользования»). Первую распространяет, получает, хранит, размножает любой человек. Документы ДСП являются повседневной информацией, обращающейся в среде государственных, силовых, правоохранительных органов. Ее разглашение не так опасно, если бы она включала в себя секретные знания, но все же может повлечь за собой какие-нибудь негативные последствия.

Не имеет вообще никакой формы допуска любой гражданин или не гражданин любой страны, все СМИ.

Третью, низшую форму имеют многие военные , сотрудники силовых органов, государственных структур, НИИ и т.п. Люди, имеющие ее, могут быть допущены к секретной и ДСП информации. Вторая форма разрешает допуск к тому же плюс особо секретно.

И, наконец, первая форма допуска к информации особой важности. Ею обладает совсем небольшой круг лиц.

А вот кто может определить, какая информация секретна, какая особой важности, а какая может распространяться везде и каждым?

Сегодня, когда нет цензуры, секретные документы часто попадают на всеобщее обозрение. К счастью, все-таки сведения, составляющие государственную тайну, доступны в основном только уполномоченным на то лицам. Причем сами эти сведения меняются от эпохи к эпохе. Например в советское время многое, что касалось жизни партийной номенклатуры, их доходы, образ жизни являлись секретными. А сегодня нет.

И тогда, и сегодня определит, какие документы секретны, а какие нет могут только специальные комиссии под руководством очень небольшого количества уполномоченных лиц. Среди них Президент, Председатель Правительства, Генеральный прокурор, главы регионов, руководители некоторых министерств и ведомств, таких как МВД или Росатом.

Некоторые документы могут перестать быть секретными за очень малое время. Для примера возьмем военный ультиматум. Пока он разрабатывается, обсуждается, составляется, формируется власть имущими одной страны, пока его читают и переваривает верхушка другой, он является документом особой важности. Но вот его переварили, ужаснулись невыполнимым требованиям и вот, ультиматум перестает быть секретным, о ближайшем начале войны знает каждый человек в стране.

Разглашение или другое распространение секретной информации не обязательно угрожает, но несомненно бьет по безопасности государства. Поэтому предатели не уважаются ни в стране, против которой они совершили преступление, нив остальных, даже тех, куда он передавал секретную информацию. Вызывать уважение такие люди могут только у либеральных правозащитников и несведущих людей, не пожимающих тяжести совершенного преступления. Надо сказать, что непосредственное обладание секретными сведениями и разрешение на такое обладание отнюдь не равноценны.

Чем секретнее документы, с которыми работает человек, тем большая ответственность лежит на нем и … тем меньше у него конституционных прав! Поэтому мы, рядовые граждане страны, в каком-то направлении обладаем большим количество прав, чем даже Президент страны.