Практикум по обществознанию 11. Практикум по обществознанию - Важенин А.Г. Нормативные правовые акты

Настоящее пособие представляет собой практикум для 11 класса (продолжение практикума для 10 класса), рассчитанный на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении обществознания. Каждый параграф этой книги соответствует параграфу профильного учебника «Обществознание» (под ред. Л. Н. Боголюбова, А. К. Лазебниковой, К. Г. Холодковского). Вместе с тем это пособие может быть использовано при изучении обществознания на базовом уровне. Напомним: чтобы достичь хороших результатов, потребуется не только тщательное изучение текста учебника, но и значительная самостоятельная работа, которая позволит полнее освоить научное содержание курса и приобрести требуемые умения.
Воспроизводим минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ, опыт выполнения которых обязательно должны приобрести все учащиеся:

  1. работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  2. критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
  4. решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
  5. участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
  6. осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
  7. подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
  8. создание эссе;
  9. осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Задания в каждом параграфе этого пособия представлены в той же последовательности видов деятельности, в какой они названы выше. При этом сохраняется соответствующая нумерация. Это облегчит ориентировку в материалах практикума. Возможно, в какой-либо теме представлены не все виды деятельности. В этом случае условные номера заданий, отсутствующих в такой подборке, пропускаются.
В заключение краткого введения подчеркнем: опыт различных видов деятельности и сформировавшиеся в этой деятельности умения станут ценнейшим достижением в результате получения полного среднего общего образования.

Оглавление
Введение
Глава 1. Социальное развитие современного общества
1. Социальная структура и социальные отношения
2. Социальные институты
3. Роль экономики в жизни общества
4. Социальные статусы и роли
5. Социальные ценности и нормы
6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль
7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия
8. Этнос и нация
9. Межэтнические отношения и национальная политика
10. Демография современной России
11. Институт семьи и брака
12. Быт и бытовые отношения
13. Молодежь в современном обществе
14. Социальная структура российского общества
Глава 2. Политическая жизнь современного общества
15. Политическая система и политический режим
16. Государство в политической системе
17. Демократия: ценности и признаки
18. Правовое государство и гражданское общество
19. Роль СМИ в политической жизни
20-21. Политическое сознание и политическое поведение
22. Политические партии и движения
23. Лидеры и элиты в политической жизни
24. Выборы в демократическом обществе
25. Человек в политической жизни
26. Политический конфликт
27. Политический процесс
Глава 3. Духовная культура
28. (Вариант 1). Духовное развитие общества
28. (Вариант 2). Толерантность
29. Духовный мир личности
30. Мораль и нравственность
31. Наука
32. (Вариант 1). Образование
32. (Вариант 2). Социальная и личностная значимость образования
33. Роль религии в жизни общества
34. Место искусства в духовной культуре
35. Массовая культура
Глава 4. Современный этап мирового развития
36. Многообразие современного мира
37. Глобализация и ее последствия
38. Сетевые структуры в современной мировой политике
39. Целостность и противоречивость современного мира

Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования

Рассмотрена на заседании ШМО учителей _________________________________________

Протокол от «____»____________ 2014г. № ___

Руководитель ШМО _____________________

подпись

_________________________________________

расшифровка

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МАОШ «Школа-интернат № 53»

от «___» ____________2014 г. №___

Согласована на заседании

Методического совета школы

протокол № _____

от «____»_____________2014г.

Рабочая программа

«__ Практикум по обществознанию __»

название учебного курса

для _______ 10-11 _______ класса

Составитель:

__ Трифонова Наталия Викторовна __

ФИО

__ Высшая __ кв. категория

2014 г.

Пояснительная записка

Курс «Практикум по обществознанию» предназначен для учащихся 10-11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию.

Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.

Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Практикум по обществознанию» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Задачи курса:

Разбор вопросов и решение тренировочных заданий частей А и В ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

Выполнения заданий части С, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

Знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания - написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

Знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;

Разбор типичных ошибок при решении заданий.

Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.

Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.

Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

    Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

    Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

    Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    Умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;

    Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

    Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    Пользование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа составлена на основе:

    Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

    Примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09.03.2004.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Лекции

Семинары

Практические работы

Всего часов

1-4

4 (2)

4 (2)

5-11

Раздел 1. Общество

6 (3)

7 (4)

12-18

6 (2)

7 (3)

19-25

6 (2)

7 (3)

26-32

Раздел 4. Познание

6 (2)

7 (3)

33-39

6 (2)

7 (3)

40-45

Раздел 6.

5 (2)

6 (3)

46-52

Раздел 7. Политика

6 (3)

7 (4)

53-59

Раздел 8. Право

6 (3)

7 (4)

60-67

Тренировочное тестирование

8 (4)

8 (4)

Итоговое занятие

ВСЕГО

4

9

55

68 (34)

68 ЧАСОВ – В РАСЧЕТЕ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В 10-11 КЛАССЕ

34 ЧАСА – В РАСЧЕТЕ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ

Основное содержание программы

Общество

Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти. Государство как главный институт политической власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

Тема урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Формы и методы контроля

Использование УМК/ИКТ

1-4

Введение в предмет. Критерии и формы оценки ЕГЭ

1-4 неделя сентября

Конспект

Бланк ответов.

Инструкция по выполнению работ.

Критерии оценок

Раздел 1. Общество

Общество и общественные отношения

1 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Учебник.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

2 неделя октября

7-8

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

3-4 неделя октября

9-11

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

2-4 неделя ноября

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

14-15

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

16-18

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 3. Человек и деятельность

Человек. Деятельность

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

21-22

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

23-25

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя февраля

1-2 неделя марта

Раздел 4. Познание

Познание. Истина и критерии

3 неделя марта

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя апреля

28-29

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя апреля

30-32

Разбор задание ЕГЭ (часть С)

4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Раздел 5. Социальные отношения

Социальные отношения

3 неделя мая

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

4 неделя мая

35-36

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

1-2 неделя сентября

37-39

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя сентября

1 неделя октября

Раздел. 6. Экономическая сфера жизни общества

Экономическая сфера жизни общества

2 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

3 неделя октября

42-43

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

4 неделя октября

2 неделя ноября

44-45

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя ноября

Раздел 7. Политика

Политика и власть

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

48-49

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

50-52

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 8. Право

Право

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

55-56

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

57-59

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя февраля

1 неделя марта

60-63

Контрольное тестирование

2-3 неделя марта

1-2 неделя апреля

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

64-67

Контрольное тестирование

3-4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Тренировочные задания в формате ЕГЭ

68

Итоговое занятие

3 неделя мая

Обобщение

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

    биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    совершенствования собственной познавательной деятельности;

    критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Количество заданий

Max балл

% max первичного балла

Часть А

20

20

33,9

Часть В

8

13

22,0

Часть С

9

26

44,1

Всего

37

59

100

С6


Баллы

Приведены три направления и иллюстрирующие их примеры.

3

Приведены два направления и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три направления, но среди приведенных трех примеров один некорректный.

2

Приведено одно направление и иллюстрирующий его пример ИЛИ два направления, но среди двух приведенных примеров один некорректный ИЛИ приведено одно направление, но верно приведены два примера.

1

Приведено одно направление без примера, ИЛИ направление приведено неявно, но приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

С7


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены три аргумента.

3

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены два аргумента ИЛИ

понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены три аргумента

2

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведен один аргумент ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены два аргумента

1

Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

1

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.

3

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации

2

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

Максимальный балл

5

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Информационно - коммуникативные средства:

    Обществознание. Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ. 2012 год (CD )

    Обществознание. Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ (CD )

    Тренировочные задания по обществознанию. Задание С8: составление сложного плана (CD )

    Презентации к урокам

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Технические средства обучения

    Телевизор

    Мультимедийный компьютер

    Мультимедийный проектор

    Экран проекционный

Учебно – практическое оборудование

    Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

    Штатив для таблиц

    Шкаф для хранения учебных материалов и таблиц

Специализированная учебная мебель

    Компьютерный стол

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

11 класс

Пояснительная записка

Проведение на протяжении ряда лет итоговой аттестации выпускников 11 класса в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Учет этих данных позволяет совершенствовать многие стороны учебного процесса.

Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин позволяет скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмету. Для более эффективной подготовки к итоговой аттестации необходимо углубить изучение содержательных линий ЕГЭ.

Программа курса для учащихся 11 класса составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по обществознанию. Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение курса «Практикум по обществознанию» в учебном плане образовательного учреждения.

Программа разработана с целью организации итогового (обобщающего) повторения курса обществознания в ходе подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по выбору в форме и по материалам ЕГЭ. Поэтому для содержания итогового повторения в качестве основного источника взята примерная программа основного общего образования по обществознанию в соответствии с государственными образовательными стандартами. Повторение тем достигается за счет укрупнения программных блоков. Особый упор делается на самостоятельную подготовку учащихся, роль учителя – направляющая и консультирующая. Наибольшее внимание на занятиях уделяется практической части.

Цели и задачи курса:

  • знакомство учащихся со структурой ЕГЭ, изучить демонстрационные варианты КИМов по обществознанию;
  • повторение основных обществоведческих терминов, развитие навыков правильного использования обществоведческих понятий;
  • актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • выявление и проработка наиболее сложных вопросов

Тема 1 Структура ЕГЭ по обществознанию, виды заданий, критерии оценивания. Содержательная линия. (1 часа)

Тема 2 Вводное тестирование (3 часа).

Тема 3 Отработка содержательной линии «Общество. Духовная жизнь общества» (2 часа)

Тема 4 Проблемы в изучении конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек», «Познание». (3 часа)

Тема 5 Социальные отношения. Обзор основных позиций, сложные вопросы (3 часа)

Тема 6 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (5 часов)

Тема 7 Содержательная линия «Политика» систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. (4 часа)

Тема 8 «Право», основные теоретические положения содержательной линии, проблемные вопросы. (4 часа)

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

Лекция

Вводное тестирование

Тестирование

Отработка содержательной линии «Общество. Духовная жизнь общества»

Проблемы в изучении конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек», «Познание».

Лекция, работа с источником, тестирование

Социальные отношения. Обзор основных позиций, сложные вопросы

Лекция, работа с источником, тестирование

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»

Лекция, работа с источником, тестирование

Лекция, работа с источником, тестирование

«Право», основные теоретические положения содержательной линии, проблемные вопросы.

Лекция, работа с источником, тестирование

Практические работы при изучении тем:

Выполнение части «А» и «В» КИМ. - Общая характеристика части С. Особенности заданий типа С 1 – С 4. Специфика заданий С 5 – С 7. Составление сложного плана(задание С8) Эссе (С 9) как творческая работа учащегося. Отработка написания эссе.

Итоговый репетиционный экзамен в формате ЕГЭ

Анализ результатов репетиционного экзамена

Всего:

Знания, умения, навыки, получаемые в процессе изучения данного курса:

  • цели проведения ЕГЭ;
  • особенности проведения ЕГЭ по обществознанию;
  • структуру и содержание КИМов ЕГЭ по обществознанию.

уметь

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по истории.

Список литературы

1. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008.

2. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2008.

3. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2008.

4. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М., 2010.

5. Дыдко С.Н. Обществознание: практикум для подготовки к ЕГЭ». 10 – 11 кл. – М., 2010.

6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2010–2011.

7. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова- М.: Астрель, 2009.

9. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Обществознание. Практикум. 11 класс.

Пособие является продолжением соответствующего практикума для 10 класса. Структура книг и организация работы с ними в обоих случаях идентичны. Пособие поможет осуществить профильную подготовку учащихся. Оно будет полезным для изучения обществознания на базовом уровне.
С помощью заданий практикума ученики смогут систематизировать полученные теоретические знания, сформулировать собственное суждение по различным вопросам.

Настоящее пособие представляет собой практикум для 11 класса (продолжение практикума для 10 класса), рассчитанный на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении обществознания. Каждый параграф этой книги соответствует параграфу профильного учебника «Обществознание» (под ред. Л. Н. Боголюбова, А. КХ Лазебниковой, К. Г. Холодковского). Вместе с тем это пособие может быть использовано при изучении обществознания на базовом уровне. Напомним: чтобы достичь хороших результатов, потребуется не только тщательное изучение текста учебника, но и значительная самостоятельная работа, которая позволит полнее освоить научное содержание курса и приобрести требуемые умения. Воспроизводим минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ, опыт выполнения которых обязательно должны приобрести все учащиеся:
1) работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
2) критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
3) анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
4) решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
5) участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
6) осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
7) подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
8) создание эссе;
9) осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Оглавление
Введение 4
Глава 1. Социальное развитие современного общества 5
1. Социальная структура и социальные отношения 5
2. Социальные институты 9
3. Роль экономики в жизни общества 14
4. Социальные статусы и роли 19
5. Социальные ценности и нормы 22
6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль 27
7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия 31
8. Этнос и нация 34
9. Межэтнические отношения и национальная политика 39
10. Демография современной России 42
11. Институт семьи и брака 45
12. Быт и бытовые отношения 49
13. Молодежь в современном обществе 55
14. Социальная структура российского общества 59
Глава 2. Политическая жизнь современного общества 65
15. Политическая система и политический режим 65
16. Государство в политической системе 68
17. Демократия: ценности и признаки 72
18. Правовое государство и гражданское общество 75
19. Роль СМИ в политической жизни 79
20-21. Политическое сознание и политическое поведение 82
22. Политические партии и движения 87
23. Лидеры и элиты в политической жизни 90
24. Выборы в демократическом обществе 94
25. Человек в политической жизни 97
26. Политический конфликт 101
27. Политический процесс 105
Глава 3. Духовная культура 109
28. (Вариант 1). Духовное развитие общества 109
28. (Вариант 2). Толерантность 112
29. Духовный мир личности 114
30. Мораль и нравственность 118
31. Наука 122
32. (Вариант 1). Образование 126
32. (Вариант 2). Социальная и личностная значимость образования 130
33. Роль религии в жизни общества 133
34. Место искусства в духовной культуре 138
35. Массовая культура 140
Глава 4. Современный этап мирового развития 144
36. Многообразие современного мира 144
37. Глобализация и ее последствия 147
38. Сетевые структуры в современной мировой политике 151
39. Целостность и противоречивость современного мира 156