Основные черты личности безопасного типа поведения. Личность безопасного типа психологический и социальный аспкт. Отношение к опасностям как структурный компонент

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность – высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.

Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное – самому не быть источником опасных действий.

Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта или стресса. Впервые термин «стресс» ввел в медицину Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния организма при воздействии на него какого-либо раздражающего фактора. Если создаются неблагоприятные условия, организм пытается восстановить утраченное равновесие – возникает адаптационный синдром. Наряду с классическим стрессом, причинами которого могут быть травма, ожог и т. д., различают эмоциональный стресс, являющийся следствием воздействия на психику. Различие между ними достаточно условно: при классическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, в то время как адаптация к эмоциональному (психологическому) стрессу может наступить заблаговременно. Так, например, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, можно на сознательном уровне контролировать такую эмоцию, как страх. Ответ на вопрос, как этого добиться, ищут все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, сохранять спокойствие при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой – спутниками страха?

Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.

1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.

2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.

3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление – все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.

Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость предполагает:

Наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;

Знание особенностей окружающего мира;

Безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;

Знание физических основ окружающих опасностей;

Знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma – тело);

Способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.

4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

Рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

Умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

Умением гармонично общаться с другими людьми;

Постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

Осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

Понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

Знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

Овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

Приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

Умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

Предвидение опасности;

Избежание влияния опасности;

Преодоление опасности;

Создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

Знание опасностей, окружающих человека;

Знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

Предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

Предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

Планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

Оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

Формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

Приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

Формирование экологического мировоззрения;

Обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

Развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

Формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Выводы

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

Бережное отношение к окружающему миру;

Грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

Наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

Предвидение опасности;

Уклонение от опасности;

Преодоление опасности;

Оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

Правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

Организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

Создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

04.05.2013 20:59

Лента новостей

  • 21:32
  • 19:44
  • 19:32
  • 17:42
  • 17:24

Личность безопасного типа (поведения) – это идеализированное понятие. Личность, которая ориентированна на рациональные отношения с окружающей средой (со всеми ее компонентами), сохранение природной составляющей окружающей среды, со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, жизнедеятельность которого безопасны как для себя, так и для других.

Личность безопасного типа поведения психологическая и социальная характеристики.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой–то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно–коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранитель­ными органами и др.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и са­мооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведе­нии человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиоло­гическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом , или стороной, личности безопасного типа выс­тупает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и био­логического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напря­жения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным дейст­виям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизнен­ных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осо­знанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активнос­ти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореали­зации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранитель­ными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, об­щество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать :

    общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    бережное отношение к окружающему миру;

    грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

    наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

    предвидение опасности;

    уклонение от опасности;

    преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

    правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовлен­ность);

    предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социаль­ной), военных действий;

    предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде оби­тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности , человек должен знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций, знать свои силы и возмож­ности преодоления опасности, уметь правильно оценить ситуацию. Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все жеспособен преодолеть ее последствия. Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать способы защиты и владеть навыками их применения (укры­тие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с послед­ствиями опасностей), владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профи­лактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Контрольные вопросы

1. Что такое личность безопасного типа?

2. Назовите содержание уровней психологической устойчивости личности безопасного типа?

3. Определите содержание деструктивного поведения.

4. Что такое виктимное поведение"

5. Назовите условия повышения уязвимости личности.

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА

НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.

Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы, разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям. Он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.

В России проблема безопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с возрастающим числом дорожно-транспортных происшествий.

Ежегодно во всем мире в результате ДТП погибает более 1млн человек. Мировое сообщество весьма озабочено этой проблемой. Вопросам гибели людей на дорогах было посвящено заседание Сессии ООН, на котором была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире».

В нашей стране проблема дорожно-транспортного травматизма по масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Ежегодно на дорогах России погибает почти 38 тысяч человек. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Каждый год на дорогах гибнет около 1500 детей.

Сравнительные характеристики состояния детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране и развитых зарубежных странах подтверждают остроту проблемы. В Российской Федерации в расчете на 100 тыс. населения аварийность в 3 раза выше, чем в Италии, в 2 раза выше, чем во Франции и Германии.

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество несчастных случаев произошедших с детьми на дорогах. Это во многом происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или на дороге современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий. Особую тревогу испытываем мы, учителя и родители, за самых беззащитных граждан – детей. Поэтому очень важным является поиск путей обучения и воспитания школьников, способных обеспечить привычность и естественность правил безопасного поведения в современных условиях.

Главной целью работы по теме: «Формирование безопасной личности на первой ступени обучения» я определила так:

формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности на основе расширения кругозора учащихся в области безопасности жизнедеятельности;

формирование умений безопасного поведения в окружающем мире;

повышение знаний и умений в практическом применении ПДД;

Работая над данной темой, я ставлю следующие задачи :

познакомить с основными нормами безопасности жизнедеятельности;

помочь осмыслить, закрепить и проверить на практике теоретические знания в области ОБЖ /компонент ПДД/, полученные учащимися в школьном курсе «Окружающий мир»;

познакомить учащихся с основами медицинских знаний и формировать умения их практического применения.

В связи с этим, традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности, способствующих приобретению детьми практического опыта. Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершенствования знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.

ИНТЕГРАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ОБЖ /компонент ПДД/ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ

Формирование навыков безопасного поведения является составляющим компонентом безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражается на состоянии здоровья и жизни людей. В многочисленных исследованиях отмечается, что существует логическая связь между образом жизни человека и состоянием его здоровья и безопасности. Здоровый образ жизни как индивидуальная система каждодневного поведения человека обеспечивает ему физическое, духовное и социальное благополучие в окружающей среде. Чтобы растущий организм имел определённый набор компетенций, связанных с поддержанием правильного образа жизни, умениями приспосабливаться к условиям среды, необходимо целенаправленное воспитание.

С 1991 года в образовательных учреждениях России начала формироваться новая образовательная область – «Основы безопасности жизнедеятельности», в центре внимания которой находился человек как самоценная часть общества и фактор его развития. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе определяется базисным планом, содержанием государственного стандарта общего начального образования. Эта работа также может быть организована в соответствии с действующими программами курса ОБЖ за счёт свободных часов вариативной части базисного плана, а также в процессе внеурочной работы, в системе дополнительного образования.

Речь идёт о внеурочной работе в общеобразовательной школе, которая способна заполнить пространство между двумя полюсами: обеспечением процесса формирования общих духовных и культурных потребностей детей и оперативным реагированием на меняющуюся социально-зкономическую ситуацию в стране. Время, которое ребёнок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс. Он складывается из двух составляющих:

ресурс для решения задач социализации;

ресурс для индивидуального развития.

В этом случае дополнительное образование выступает условием, при котором эти две составляющие интегрируются и обеспечивают развитие личного потенциала индивида.

В своей работе я выдвигаю ряд направлений, реализация которых обеспечивает формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе интеграции обязательного и дополнительного образования.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Для совершенствования изучения курса ОБЖ за счёт вариативной части базисного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ №1312 от 9 марта 2004 года, Департамент государственной политики и нормативного - правового регулирования Минобрнауки России в апреле 2007 года разработал и направил в органы управления образования субъектов РФ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

На первой ступени общего образования (1-4 классы) – осуществлять обязательное изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности за счёт федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в интегрированной курсе «Окружающий мир».

В связи с этим, я разработала проект интегрированного курса «Окружающий мир» и «ОБЖ», среди тем есть те, которые предусматривают знакомство и изучение ПДД. На этих уроках ребята получают теоретические знания, развивают умения и навыки безопасного поведения на дорогах, что предусматривает и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Моя задача состоит в том, чтобы не только оберегать и защищать учеников, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными, сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все эти правила и ситуации следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, является стимулировать развитие у школьников самостоятельности и ответственности.

Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов.

Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на освоение знаний.

Сущность интегрированных уроков заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно представить место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем по другим предметам.

Сам по себе вопрос об интеграции не нов. Он неоднократно поднимается в педагогической литературе, но теоретического материала по разработке интегрированных уроков недостаточно.

Поэтому я считаю целесообразно вести работу с целью интеграции учебных предметов. На уроках окружающего мира мы ходим на экскурсии, на уроках математики изучаем задачи на движение, на уроках русского языка пишем словарные слова по теме: «Транспорт», на уроках литературного чтения читаем произведения, которые будят в ребёнке чувство Родины. На этих уроках мы не только изучаем новый материал, но и постоянно говорим о безопасности на дорогах и улицах, рассматриваем возможные опасные ситуации на дорогах и варианты выхода из сложных ситуаций. (Приложение 1)

В результате проведённой работы у детей повышается интерес к процессу обучения, формируется устойчивая мотивация, разнообразились виды работы на уроках, что положительно сказывается на результатах учебной деятельности школьников.

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешным, с точки зрения названной задачи в начальной школе, признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.

Научно-исследовательская деятельность включает следующие виды работ учащихся:

сбор, изучение, учёт и хранение материалов для работы кабинета;

создание экспозиции, её изменение и пополнение;

поисковая работа;

подготовка индивидуальных и групповых проектов;

реализация проектов.

Важная роль в организации работы юных исследователей принадлежит их наставнику.

Руководитель преследует три цели:

организационную – привить школьникам навыки самоорганизации, работы в группе, планирование, научить ставить перед собой промежуточные цели, вести дискуссии и т.д.;

когнитивную – научить их рациональным методам познания, способам исследования;

креативную – помочь школьникам овладеть творческим подходом к исследованию, умением выявлять главное и т.д.

Выбор темы исследования свободный. Инициатива всегда встречает понимание и внимание руководителя.

Методологическая схема работы над проектом:

подготовительные мероприятия – распределение обязанностей в группе, если проект групповой, теоретическая подготовка проектов, сбор документов, их изучение, промежуточные выводы;

исследовательская деятельность – анализ документов и материалов, проведение опросов и анализ их результатов, установление причинной связи между явлениями, выполнение дополнительных заданий и т.д.;

оформление итогов работы над проектом – формулирование выводов и практических рекомендаций, подготовка реферата, паспорта проекта.

Особое место в системе работы над изучением Правил дорожного движения я отвожу методу проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Основная задача проектов – вооружение ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

1.3 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Для формирования личности безопасного типа традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей в школе, они должны уметь применять на практике, в реальной жизни. Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершенствования знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.

Для эффективного обеспечения безопасности жизнедеятельности каждого человека необходимо, чтобы он не только знал, но и обладал нужными умениями, навыками, информацией. Определяющей является мотивация деятельности школьника: желание, интерес, потребность к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

А) ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для успешной организации внеклассной деятельности необходимо несколько условий:

свобода выбора содержания, видов деятельности, партнёров. Внеурочная деятельность по формированию навыков безопасного поведения младших школьников осуществляется в свободное от основной учёбы время и характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов); отсутствием жесткой регламентации деятельности; неформальным и комфортным общением;

развивающие методики обучения детей, ориентированные на развитие их способностей и личностный рост каждого;

непрерывность и систематичность проводимых мероприятий;

широкое использование разных видов наглядности;

регламентация нагрузки школьников во внеурочное время.

Допустимая нагрузка её участников по изучаемой проблеме в неделю не превышает 4-5 академических часов. Причём в первом классе она составляет 1-2 академических часа; во втором классе – 2-3 академических часа; в 3-4 классах – 4-5 академических часа.

Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать в учебные дни 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни – 3 часа.

Для реализации данного направления, я предлагаю Вашему вниманию планирование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. (Приложение 3)

Б) СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

Задача взрослых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой и опасными ситуациями.

Для решения данной задачи я разработала систему игр, кроссвордов для детей младшего школьного возраста. (Приложение 2) Основная направленность данной системы – это изучение детьми Правил Дорожного Движения. Работая над вопросами профилактики безопасного поведения, я использую игры на всех учебных предметах, которые изучают ученики в начальной школе. Все игры разработаны с учётом психологических, возрастных особенностей школьников.

Ролевые, подвижные игры, игры на внимание я использую с целью:

формирование личности безопасного типа;

воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом.

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью пользуются игры в загадки . Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного состязания. Загадки расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также, по мнению Е.А.Тупичкиной, они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, элементов эвристического мышления». Загадка, по словам К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».

Разгадывая кроссворд или ребус, учащиеся закрепляют знания о Правилах и участниках дорожного движения. Решение кроссвордов – эффективный приём активизации познавательной деятельности, мышления, памяти, расширение словарного запаса. Очень важно, чтобы понятийное содержание слова совпадало с его образным содержанием, и поэтому при ознакомлении с новым понятием нужно давать рисунок – графический образ самого предмета или понятия. Эти образы использованы в оформлении кроссвордов и ребусов.

В результате данной работы учащиеся должны знать и уметь применять на практике знания Правил Дорожного движения. Оказавшись в сложной ситуации, учащиеся смогут применить свои умения и знания.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Особое внимание я уделяю работе с родителями. Родители являются полноправными участниками всего процесса обучения и воспитания школьников. Особую помощь родители оказывают во время работы над творческими проектами, мы приглашаем мам и пап на соревнования, проводимые в классе и в школе, приглашаем на уроки.

Во время подготовки и проведения родительского собрания ставлю перед собой следующие цели:

ознакомление родителей с методами и формами работы педагога с учащимися, которые развивают способность применять полученные на уроке знания в практической деятельности;

повышение интереса родителей к процессу обучения школьников.

В результате проведённой работы учащиеся расширили знания о ПДД, продолжили групповую работу во время выполнения творческих заданий, активизировалась учебная и внеклассная деятельность. Каждый ученик почувствовал свою значимость в общем деле. Родители обратили мнимание на то, как их дети чувствуют себя в коллективе, умеют ли они выполнять командные задания. Дети с большим интересом следили и помогали своим родителям, охотно делились знаниями.

1.5 ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрение проблемы формирования транспортной культуры школьников требует прежде всего детального раскрутия содержания самого понятия «транспортная культура школьника».

Риск дорожного происшествия в России в 3-4 раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией. Ещё в 90-е годы прошлого столетия более 90 % наших соотечественников, погибших в авариях и катастрофах, произошедших на всех видах транспорта, были жертвами дорожно-транспортных происшествий. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей до 14 лет в расчёте на 10 тыс. единиц транспорта почти в 30 раз выше, чем в Италии, и в 10 раз – чем в Великобритании.

Обращение к транспортной культуре обусловлено современными тенденциями общественного развития, ориентирующими систему педагогического образования на поиск путей подготовки учащихся общеобразовательных учреждений всех уровней к безопасной жизни и деятельности в современной транспортной среде.

Транспортная культура школьника – это специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и её обитателями и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по целевому удовлетворению своих потребностей в организации и осуществления вещественного, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих участников транспортных процессов.

На основании выше изложенного мы приходим к следующим выводам:

проблема формирования транспортной культуры школьников представляет собой интегрированную проблему, определяемую диалектической связью транспортной культуры со множеством ветвей общей культуры;

проблему формирования транспортной культуры школьников необходимо рассматривать в контексте проблемы повышения уровня транспортной культуры всего населения России и в качестве составной части последней.

Можно выделить четыре основных компонента системного понятия «транспортная культура школьника»

школьник – личность безопасного типа поведения в транспортной среде;

самостоятельное безопасное участие школьника в транспортных процессах;

самостоятельная безопасная жизнедеятельность школьника в транспортной среде;

правопослушное и культурное поведение школьника в транспортной среде.

Защищённость людей от опасностей предопределяется комплексом индивидуальных псичисеских качеств, таких, как темперамент, внимание, ощущения, мышление, воля, координация движения, эмоциональная устойчивость. Совокупность этих свойств человека ещё называют «человеческим фактором», который играет определённую роль в происхождении несчастных случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребята моего класса приняли участие в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов детей и молодёжи, и в номинации «Творческие проекты детей от 7 до 14 лет» мы заняли первое место.

В мае 2007 года коллектив класса принимал участие в краевом Фестивале технического творчества, где в номинации «Дизайн предметно-пространственной среды» был удостоен диплома 1 степени за коллективную разработку детской игровой площадки «Безопасный городок»

В 2007-2008 учебном году наш класс стал лауреатом школьного конкурса «Лучший класс года»

В 2008-2009 учебном году ребята были награждены дипломом 3 степени в краевом конкурсе «Перекрёсток»; Диплом 1 степени в номинации «Защита проекта «Машина будущего»; Диплом 1 степени в номинации «Конкурс «Листовка» (Приложение 4)

Команда «Светофорик», которая состоит из учащихся класса, получила диплом 1 степени в краевом конкурсе – смотре «Лучший отряд юных инспекторов движения»

Наш класс принимает активное участие в реализации программы пилотного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности со школьниками по привитию культуры личной безопасности».

Когда мои ученики перешли в 5 класс, то они продолжили активное участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В 2009 – 2010 учебном году они стали лауреатами 2 степени в муниципальном и краевых конкурсах «Безопасное колесо»

ЛИТЕРАТУРА

Л.И.Наймушина, Л.И.Лемешко, Э.Ф.Дубинина «Нетрадиционные уроки в начальной школе»

Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е.С.Полат. М.:Изд. Центр «Академия»,2003 г.

Юбелакер Э. Время. Слово. 1994 г.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс

Учебное пособие «Дорожная безопасность» Москва «Третий Рим» 2000 г.

Ниебржидовски Л. Детский ум растёт в тепле родительского внимания // Семья и школа. 1993. №7

Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки Журнал Начальная школа. 1990 №6

Приложение 1

Окружающий мир и ОБЖ /компонент ПДД/

Приложение 2

Игры на развитие внимания

ИГРА «Красный, жёлтый, зелёный»

Цель: закрепить знания сигналов светофора, развивать внимание.

Оборудование – шары красного, жёлтого, зелёного цвета.

Описание игры – учитель показывает красный шар – дети стоят, учитель показывает жёлтый шар – ученики хлопают, учитель показывает зелёный шар – дети начинают шагать на месте.

ИГРА «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Содержание: дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно слово: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта. Затем мяч возвращается регулировщику движения.

ИГРА «Собери светофор»

ИГРА «Чей знак»

Цель: закрепление полученных знаний о знаках дорожного движения.

Игры - кричалки

Игра «Внимательный пешеход»

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите – говорите, в море сладкая вода?

НЕТ!

Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет!

ДА!

Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?

НЕТ!

Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?

НЕТ!

Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход?

ДА!

Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора!

НЕТ!

Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек»?

НЕТ!

Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»?

ДА!

Игры на переменах

ИГРА «Регулировщик»

Цель: закрепление знаний значения знаков регулировщика.

Оборудование – жезл регулировщика, фуражка регулировщика.

Описание игры – Сначала учитель, потом кто-нибудь из учеников показывает сигналы регулировщика, а пешеходы (ученики) выполняют их.

ИГРА «Ловкий пешеход»

Цель: повторение правил перехода по перекрёстку, дорожные знаки.

Оборудование – макет светофора, мяч, дорожные знаки.

Описание игры - пешехода (ученики) по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит объяснить дорожные знаки, которые встречаются на перекрёстке, бросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – не пересёк улицу – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить ещё раз.

ИГРА «Светофор»

Цель: закрепление знания значения сигналов светофора.

На светофоре – красный свет!

Опасен путь – прохода нет!

А если жёлтый свет горит,

Он «приготовься» говорит.

Зелёный вспыхнул впереди –

Свободен путь – переходи.

Игра “Волшебный мячик”

Игры – загадки

Цель: повторить правописание словарных слов.

Дом чудесный – бегунок

На своей восьмёрке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.

Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе.

Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества.

Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, общество, техноген), можно выделить основные черты ЛБТП:

  • * альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;
  • * бережное отношение к окружающему миру;
  • * грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • * предвидение опасностей, влияющих на человека;
  • * организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности;
  • * наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия (критерии) формирования ЛБТП:

  • * осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье;
  • * овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой;
  • * умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Таким образом, понятие "личность безопасного типа" обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность - высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.

Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное - самому не быть источником опасных действий.

Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта или стресса. Впервые термин "стресс" ввел в медицину Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния организма при воздействии на него какого-либо раздражающего фактора. Если создаются неблагоприятные условия, организм пытается восстановить утраченное равновесие - возникает адаптационный синдром. Наряду с классическим стрессом, причинами которого могут быть травма, ожог и т. д., различают эмоциональный стресс, являющийся следствием воздействия на психику. Различие между ними достаточно условно: при классическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, в то время как адаптация к эмоциональному (психологическому) стрессу может наступить заблаговременно. Так, например, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, можно на сознательном уровне контролировать такую эмоцию, как страх. Ответ на вопрос, как этого добиться, ищут все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, сохранять спокойствие при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой - спутниками страха?

Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.

  • 1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.
  • 2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.
  • 3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление - все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.

Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость предполагает:

  • * наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;
  • * знание особенностей окружающего мира;
  • * безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;
  • * знание физических основ окружающих опасностей;
  • * знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma - тело);
  • * способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.

Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

  • * рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;
  • * умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
  • * умением гармонично общаться с другими людьми;
  • * постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

  • * осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
  • * понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;
  • * знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;
  • * овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;
  • * приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
  • * умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

  • * предвидение опасности;
  • * избежание влияния опасности;
  • * преодоление опасности;
  • * создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

  • * знание опасностей, окружающих человека;
  • * знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;
  • * правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
  • * предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
  • * предвидение опасности от собственного "я" (себе, среде обитания, другим людям);
  • * планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

  • * оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);
  • * формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП - выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

  • * приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
  • * формирование экологического мировоззрения;
  • * обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
  • * развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
  • * формирование готовности отстаивать интересы Отечества.