Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. Основные группы сложноподчиненных предложений по значению

Разделы: Русский язык

Общеобразовательная цель:

  • Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
  • Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
  • Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.

Воспитательная цель:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая цель:

  • Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
  • Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):

С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

3. Постановка темы и цели урока.

  • Мы продолжим стремиться к знаниям.
  • О чем говорили на прошлом уроке?
  • Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
  • Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.

4. Повторение пройденного материала.

А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,

  1. Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
  2. СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
  3. Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
  4. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
  5. Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
  6. Союзные слова являются членами предложения.
  • Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
  • Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.

5. Новая тема.

– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.

– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.

– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.

– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )

– Чем отличаются? (Вопросом. )

– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )

– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )

– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )

Группы придаточных

Какой? Зачем? Что?
Определительные Обстоятельственные Изъяснительные
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель.
Вопрос: какой? Падежные вопросы Вопросы обстоятельства
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. Присоединяются при помощи союзов и союзных слов
Всегда находятся после главного или внутри главного Всегда находятся после главного Могут находиться на любом месте по отношению к главному.

– Итак, что узнали?

– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )

6. Закрепление.

Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.

  1. Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
  2. Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
  3. Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
  4. К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
  5. Разумный видит, что за чем идет.
  6. Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.

7. Самостоятельная работа.

№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.

  1. Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
  2. Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
  3. Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
  4. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
  5. Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.

8. Подведение итогов.

Мартьяновская СОШ

Клинцовского района

Брянской области

Урок – практикум

по русскому языку в 9 классе на тему

«Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению»

Учитель: Курилова В.И.

Цель урока: 1). обучающая – закрепить знания о сложноподчинённом предложении; повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, средства связи придаточного предложения с главным; совершенствовать пунктуационные навыки в сложноподчинённом предложении, навыки синтаксического разбора и составления схемы предложений данной конструкции;

2). развивающая : формировать навык использования сложноподчинённых предложений в речи;

3).воспитательная : способствовать воспитанию милосердия у учащихся.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Словарный диктант.

Традиция, чествовать, оранжерея, канонада, балет, опера, экология, резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация, доклад, тезисы, конспект, реферат, будущее.

(Один ученик работает на закрытой доске).

Самопроверка с помощью орфографического словаря. Затем проверяется работа на доске.

4.Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях по плану.

План.

1.Какие предложения называются сложноподчинёнными?

2.Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает).

(Класс слушает, приводит примеры, рецензирует ответ).

Вывод. Как определить, что перед нами сложноподчинённое предложение?

Признаки сложноподчинённого предложения.

(Таблицу показать на экране).

    Наличие второй грамматической основы.

    Наличие подчинительного союза или союзного слова.

    Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному.

    Комплексный анализ текста.

Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобою, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости. Неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д. Лихачёв).

Беседа по тексту.

    Определите тему и основную мысль текста.

    Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

    Определите стиль, докажите своё мнение.

    К какому типу речи относится данный текст?

    Определите способ связи предложений в тексте.

    Объясните выделенные орфограммы.

    Синтаксический разбор последнего предложения на доске.

    Составить схему этого предложения.

6.Р.р. Работа в микрогруппах .

1 группа. Записать предложения в исправленном виде.

1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.

2.Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

3.Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.

5.Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

2 группа. Продолжить предложения, используя придаточные. Определите средства связи придаточного предложения с главным.

    Природу надо беречь (почему?)…

    Не будешь тужить (при каком условии?)…

    Запоминаются те книги (какие?)…

    На привале лучше расположиться там (где?)…

    Не забывай о том (о чём?)…

3 группа. Составить памятку на тему «Если вы хотите понравиться людям…»из 4- х сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д.Карнеги:

    чаще улыбайтесь;

    искренне интересуйтесь жизнью других людей;

    умейте выслушать до конца говорящего с вами;

    говорите об интересующем вашего собеседник

7. Итог урока. Графический диктант (упр. 124).

8.Домашнее задание. П. 8-9. Упр. 125.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению».

Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению, совершенствовать пунктуационные навыки.

Форма урока: комбинированный урок, включающий работу по учебнику, элементы исследовательской работы, конструирование предложений, составление схем предложений.

Ход урока.

    Лингвистическая разминка. Орфографический диктант.

Блистательный, призадуматься, сверхизысканный, парламент, блестеть, интенсивный, преграда, сыграть, теннис, галерея, бок о бок, пребывать на выставке, точь-в-точь, прибыть в город, во что бы то ни стало.

Задание: определить парные виды орфограмм, объяснить их.

    Построение сложноподчиненных предложений. Обобщение знаний о СПП.

Форма игры: учитель слушает, учащиеся объясняют материал. Реализация индивидуальных заданий.

1-й ученик. Отличие сложноподчиненного предложения от ССП. Главное и придаточное в предложении.

Пример: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет.

2-й ученик. В СПП может быть не одно придаточное, а несколько.

Пример: На улице так светло, что видно, как ветер качает верхушки деревьев.

3-й ученик. Придаточное присоединяется к главному подчинительными союзами или союзными словами (относительное местоимение, наречие).

Пример: Когда поднимается солнце, мы отправляемся в путь. Мы договорились, когда отправимся в путь.

Определить, где союз, а где союзное слово, доказать это.

4-й ученик. В главном предложении могут быть указательные слова (они заключают в себе в сжатом виде содержание придаточного предложения). Указательное слово может соединяться с подчинительным союзом, образуя составной союз.

Пример: Ветер дул так, что казался одушевленным. Мы сидели на холме, так что во все стороны видели все.

5-й ученик. Место придаточного предложения непостоянно. Оно может стоять перед главным, в середине, после главного. При двойных союзах оно всегда стоит перед главным.

Пример: Чем скорее догорал костер, тем темнее становилось вокруг.

3.Учитель. Что знаете о знаках препинания в СПП. Запишите предложение, объясните знаки препинания.

Пример: Все понимают, что сейчас решается судьба страны. Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Составить схемы записанных предложений.

    I I , что ().

    I I ,(что…….) и (что…….).

    Понятие об основных группах придаточных предложений в СПП. Сравнение предложений простых и сложных. Конструирование сложных предложений.

Предложения, построенные учащимися (правая сторона).

Записать в тетради.

1.Сердце предчувствовало недоброе.

2.Наша школа находится на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия вечером.

1.Сердце предчувствовало, что случиться что-то недоброе.

2.Школа,в которой мы учимся, находиться на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия, когда наступил вечер.

Сравним предложения и сделаем выводы.

В сложных предложениях придаточные сходны по значению с второстепенным членом предложения: дополнением, определением, обстоятельством. Поэтому мы их называем придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.

5.Как определить вид придаточного?

Самое главное правило – правильно задать вопрос (от всего главного предложения или от одного из слов его).

Пример: Грош цена тому человеку, который не может сломить дурной привычки. Художник видит то, что не видят остальные. Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Итог урока.

Задание на дом: параграф 9 стр. 43, упр. 98.

В случае запаса времени синтаксический разбор предложения: Никогда не говори о том, чего не знаешь. Составить схему предложения.

§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений

Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.

Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».

Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

Изъяснительными (сходны с дополнениями)

И обстоятельственными.

Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы

Что обозначают

Прикрепляется к главному

Указа-тельные слова

Подчинительные союзы

Союзные слова

Определи-

Характеристика предмета или явления, названного в главной части

Который, что, какой, где, чей

Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все

Изъясни-тельные

Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ

Что, когда, как, куда

Обстоя-тельственные

Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части

Где? Как? Куда? Зачем?

Когда, пока, если, чтобы, так что

Куда, когда, откуда и др.

Там, туда, оттуда, везде, всюду,

до тех пор,

в том случае, ввиду

Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:

1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.

Например:

Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.

§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.

Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Например:

Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.

Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.

В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.

Например:

В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.

Например:

В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.

Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.

Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:

Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Сравните:

К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).

Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».

Например:

(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.

Схема (Кто…), [мест. Тот…].

В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.