Как определить тип химической связи в соединениях. Химическая связь. Не являются подчинительными словосочетаниями

Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.

Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний - самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.

Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.

Тип связи согласование

Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование - это такой при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково. Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.

Примеры словосочетаний со связью согласование

Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал. Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится. Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:

  • Существительное + прилагательное:

Красивый дом (дом какой? красивый). "Дом" - это главное слово, так как от него задается вопрос "какой?". "Красивый" - это зависимое слово в словосочетании.

Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). "Лягушка" - это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.

  • Существительное + порядковое числительное:

Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное "пятый", так как к нему задается вопрос от главного.

С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является "покупатель", от него задается вопрос к порядковому числительному "сотый".

  • Существительное + причастие:

Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие "разбросанные", так как к нему задается вопрос от главного.

Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является "листва", потому что от него задается вопрос.

  • Существительное + местоимение:

С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться "мужчина", потому что именно от него задается вопрос к зависимому.

  • Местоимение + существительное (причастие или субстантивированное прилагательное):

С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.

В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.

  • Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться потому что от него задается вопрос. Прилагательное "белая"- зависимым.

Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). "Отдыхающий" будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а "загорелый" - зависимым.

Тип связи управление

Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление - это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.

Способ связи в словосочетании управление - это такой при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного). В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно. Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.

Примеры словосочетаний со связью управление

Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:

  • В связи словосочетаний "управление", чаще всего главное слово является глаголом, а зависимое слово - существительным:

Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол "посмотреть". От него задается вопрос "что?" к существительному "киноленту". Нельзя сказать "посмотреть кинолента", потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.

Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол "бегу" является главным словом, а "в джинсах" - зависимым.

  • Словосочетания со связью управление могут состоять и из прилагательного и местоимения:

Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного "согласен" задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.

Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.

  • Способы связи словосочетаний могут осуществляться так, что главным словом будет прилагательное, а зависимым существительное.

Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное "красный" является главным в этом словосочетании, а существительное "мороза" - зависимым.

Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово "дочь" является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.

  • Два существительных также могут являться составляющими словосочетания:

Враг народу (враг кому? народу). Существительное "враг" является главным, так как от него задается вопрос к зависимому "народу".

Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное "ложка" является главным, а слово "серебра" - зависимым.

  • Числительное может быть главным в словосочетании, а существительное - зависимым.

Три капли (три чего? капли). "Три" - это главное слово, а "капли" - зависимое.

Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.

  • Наречие бывает главным словом в словосочетании со связью управление, а существительное - зависимым:

Слева от дома (слева от чего? от дома).

Вниз по улице (вниз по чему? по улице).

  • Встречаются словосочетания, где главным словом является деепричастие, а зависимым - существительное:

Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.

Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия "обращаясь".

Тип связи примыкание

Способ связи в словосочетании примыкание - это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.

Примеры словосочетаний со связью примыкание

Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:

  • + инфинитив глагола:

Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное "возможность" является главным словом, тогда как "остаться" является зависимым, потому что к нему задается вопрос.

Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым - инфинитив.

Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол "позволил", а зависимым - инфинитив "поцеловать".

Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным - глагол.

Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное "должен", а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.

Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым - инфинитив.

  • Существительное + наречие:

Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное "поворот", а зависимым наречие "направо".

Виды словосочетаний по главному слову

Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.

Именные словосочетания

Именные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово - существительное), пять капель (главное слово - числительное), рад стараться (главное слово - краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово - местоимение).

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).

Наречные словосочетания

Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).

Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.

Единой теории химической связи не существует, условно химическую связь делят на ковалентную (универсальный вид связи), ионную(частный случай ковалентной связи), металлическую и водородную.

Ковалентная связь

Образование ковалентной связи возможно по трем механизмам: обменному, донорно-акцепторному и дативному (Льюиса).

Согласно обменному механизму образование ковалентной связи происходит за счет обобществления общих электронных пар. При этом каждый атом стремится приобрести оболочку инертного газа, т.е. получить завершенный внешний энергетический уровень. Образование химической связи по обменному типу изображают с использованием формул Льюиса, в которых каждый валентный электрон атома изображают точками (рис. 1).

Рис. 1 Образование ковалентной связи в молекуле HCl по обменному механизму

С развитием теории строения атома и квантовой механики образование ковалентной связи представляют, как перекрывание электронных орбиталей (рис. 2).

Рис. 2. Образование ковалентной связи за счет перекрывания электронных облаков

Чем больше перекрывание атомных орбиталей, тем прочнее связь, меньше длина связи и больше ее энергия. Ковалентная связь может образовываться за счет перекрывания разных орбиталей. В результате перекрывания s-s, s-p орбиталей, а также d-d, p-p, d-p орбиталей боковыми лопастями происходит образование – связи. Перпендикулярно линии, связывающей ядра 2-х атомов образуется – связь. Одна – и одна – связь способны образовывать кратную (двойную) ковалентную связь, характерную для органических веществ класса алкенов, алкадиенов и др. Одна – и две – связи образуют кратную (тройную) ковалентную связь, характерную для органических веществ класса алкинов (ацетиленов).

Образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму рассмотрим на примере катиона аммония:

NH 3 + H + = NH 4 +

7 N 1s 2 2s 2 2p 3

Атом азота имеет свободную неподеленную пару электронов (электроны не участвующие в образовании химических связей внутри молекулы), а катион водорода свободную орбиталь, поэтому они являются донором и акцептором электронов, соответственно.

Дативный механизм образования ковалентной связи рассмотрим на примере молекулы хлора.

17 Cl 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5

Атом хлора имеет и свободную неподеленную пару электронов и вакантные орбитали, следовательно, может проявлять свойства и донора и акцептора. Поэтому при образовании молекулы хлора, один атом хлора выступает в роли донора, а другой – акцептора.

Главными характеристиками ковалентной связи являются: насыщаемость (насыщенные связи образуются тогда, когда атом присоединяет к себе столько электронов, сколько ему позволяют его валентные возможности; ненасыщенные связи образуются, когда число присоединенных электронов меньше валентных возможностей атома); направленность (эта величина связана с геометрий молекулы и понятием «валентного угла» — угла между связями).

Ионная связь

Соединений с чистой ионной связью не бывает, хотя под этим понимают такое химически связанное состояние атомов, в котором устойчивое электронное окружение атома создается при полном переходе общей электронной плотности к атому более электроотрицательного элемента. Ионная связь возможна только между атомами электроотрицательных и электроположительных элементов, находящихся в состоянии разноименно заряженных ионов – катионов и анионов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ионом называют электрически заряженные частицы, образуемые путем отрыва или присоединения электрона к атому.

При передаче электрона атомы металлов и неметаллов стремятся сформировать вокруг своего ядра устойчивую конфигурацию электронной оболочки. Атом неметалла создает вокруг своего ядра оболочку последующего инертного газа, а атом металла – предыдущего инертного газа (рис. 3).

Рис. 3. Образование ионной связи на примере молекулы хлорида натрия

Молекулы, в которых в чистом виде существует ионная связь встречаются в парообразном состоянии вещества. Ионная связь очень прочная, в связи с этим вещества с этой связью имеют высокую температуру плавления. В отличии от ковалентной для ионной связи не характерны направленность и насыщаемость, поскольку электрическое поле, создаваемое ионами, действует одинаково на все ионы за счет сферической симметрии.

Металлическая связью

Металлическая связь реализуется только в металлах – это взаимодействие, удерживающее атомы металлов в единой решетке. В образовании связи участвуют только валентные электроны атомов металла, принадлежащие всему его объему. В металлах от атомов постоянно отрываются электроны, которые перемещаются по всей массе металла. Атомы металла, лишенные электронов, превращаются в положительно заряженные ионы, которые стремятся принять к себе движущиеся электроны. Этот непрерывный процесс формирует внутри металла так называемый «электронный газ», который прочно связывает между собой все атомы металла (рис. 4).

Металлическая связь прочная, поэтому для металлов характерна высокая температура плавления, а наличие «электронного газа» придают металлам ковкость и пластичность.

Водородная связь

Водородная связь – это специфическое межмолекулярное взаимодействие, т.к. ее возникновение и прочность зависят от химической природы вещества. Она образуется между молекулами, в которых атом водорода связан с атомом, обладающим высокой электроотрицательностью (O, N, S). Возникновение водородной связи зависит от двух причин, во-первых, атом водорода, связанный с электроотрицательным атомом не имеет электронов и может легко внедряться в электронные облака других атомов, а, во-вторых, обладая валентной s-орбиталью, атом водорода способен принимать неподеленную пару электронов электроотрицательного атома и образовывать с ним связь по донорно акцепторному механизму.

Химическая связь – это сила, удерживающая друг с другом частицы, образующие вещество.

В зависимости от частиц, которые удерживают эти силы, связи подразделяются на внутримолекулярные и межмолекулярные.

Внутримолекулярные связи.

  1. Ковалентная связь.

Ковалентная связь – это общая электронная пара у двух атомов неметаллов.

Рассмотрим на примере молекулы водорода (Н 2), в которой как раз реализуется ковалентная связь.

Молекулы водорода состоит из двух атомов водорода (Н), у которых на внешнем энергетическом уровне один электрон:

Атомы стремятся полностью заполнить свои орбитали. Для этого и объединяются два атома. Они делают свои неспаренные электроны общими: и получается общая электронная пара. Электроны стали спаренными:

Эта общая электронная пара и есть ковалентная химическая связь. Ковалентная связь обозначается либо чертой, соединяющей атомы, либо двумя точками, которые обозначают общую электронную пару:

Представьте, что есть два соседа по парте. Это два атома. Им нужно нарисовать картинку, в которой есть красный и синий цвет. У них есть общая пара карандашей (один красный, другой синий) – это общая электронная пара. Оба соседа по парте пользуются этими карандашами. Таким образом эти два соседа связаны общей парой карандашей, т.е. ковалентной химической связью.

Существует два механизма образования ковалентной химической связи.

  1. Обменный механизм образования ковалентной связи.

В таком случае каждый атом предоставляет электроны для образования ковалентной связи. Этот механизм мы и рассмотрели, когда знакомились с ковалентной связью:

  1. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

В этом случае общая электронная пара, если можно так выразиться, неравноценная.

Один атом имеет НЭП – неподеленную электронную пару (два электрона на одной орбитали). И он предоставляет ее целиком для образования ковалентной связи. Этот атом называется донором – поскольку он предоставляет оба электрона для образования химической связи.

А второй атом имеет только свободную орбиталь. Он принимает электронную пару. Этот атом называется акцептором – он принимает оба электрона.

Классический пример – это образование иона аммония NH 4 + . Он образуется при взаимодействии иона H + и аммиака (NH 3). Катион водорода H + – это пустая s-орбиталь.

Эта частица будет акцептором.

У тома азота в аммиаке есть НЭП (неподеленная электронная пара).

Атом азота в аммиаке будет донором:

В данном случае и синий и красный карандаш принес один сосед по парте. Он «угощает» второго. И они оба пользуются карандашами.

Конкретные реакции, в которых образуется такой ион, будут рассмотрены позже в соответствующих разделах. Пока вам просто нужно запомнить принцип, по которому образуется ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму.

Ковалентная связь бывает двух видов. Различают ковалентную полярную и неполярную связи.

Ковалентная полярная связь возникает между атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности. То есть между разными атомами неметаллов.

Атом с большим значением электроотрицательности будет оттягивать общую электронную пару на себя.

Ковалентная неполярная связь возникает между атомами неметаллов с одинаковыми значениями электроотрицательности. Такое условие выполняется, если связь возникает между атомами одного химического элемента-неметалла . Поскольку у разных атомов электроотрицательности могут быть очень близкими друг к другу, но все равно будут отличаться.

Общая электронная пара не будет смещаться ни к одному атому, так как каждый атом «тянет» ее с одинаковой силой: общая электронная пара будет находиться посередине.

И конечно же ковалентная связь может быть одинарной, двойной и тройной:

  1. Ионная связь.

Ионная связь возникает между атомами металла и неметалла. Поскольку у металла и неметалла большая разница в электроотрицательности, электронная пара полностью оттягивается к более электроотрицательному атому – атому неметалла.

Конфигурация полностью заполненного энергетического уровня, достигается не за счет образования общей электронной пары. Неметалл забирает себе электрон металла – заполняет свой внешний уровень. А металлу проще отдать свои электроны (у него их немного) и у него тоже полностью заполненный уровень.

Таким образом металл, отдав электроны, приобретает отрицательный заряд, становится катионом. А неметалл, получив электроны, приобретает отрицательный заря, становится анионом.

Ионная химическая связь представляет собой электростатическое притяжение катиона к аниону .

Ионная связь имеет место в солях, оксидах и гидроксидах металлов. И в других веществах, в которых атом металла связан с атомом неметалла (Li 3 N, CaH 2).

Здесь следует обратить внимание на одну важную особенность: ионная связь имеет место между катионом и анионов во всех солях . Наиболее общим образом мы описываем как связь металл-неметалл. Но необходимо понимать, что это сделано лишь для упрощения. В составе соли может и не быть атома металла. Например, в солях аммония (NH 4 Cl, (NH 4) 2 SO 4 . Ион аммония NH 4 + притягивается к аниону соли – это ионная связь.

Откровенно говоря, нет никакой ионной связи. Ионная связь – это всего лишь крайняя степень ковалентной полярной связи. У любой связи есть свой процент «ионности» – это зависит от разности электроотрицательностей. Но в школьной программе, а тем более в требованиях ЕГЭ ионная и ковалентная связь – это совершенно два разных понятия, которые нельзя смешивать.

  1. Металлическая связь.

Все великолепие металлической связи можно понять лишь вместе с металлической кристаллической решеткой. Поэтому металлическую связь мы рассмотрим позже, когда будем разбирать кристаллические решетки.

Все, что пока нужно знать – это то, что металлическая связь реализуется в простых веществах – металлах.

Межмолекулярные связи.

Межмолекулярные связи гораздо слабее внутримолекулярных, так как в них не замешана общая электронная пара.

  1. Водородные связи .

Водородные связи возникают в вещества, в которых атом водорода связан с атомом с высоким значением электроотрицательности (F, O, Cl, N).

В таком случае связь с атомов водорода становится сильнополярной. Электронная пара смещается от атома водорода к более электроотрицательному атому. Из-за этого смещения, на водороде появляется частичный положительный заряд (δ+), а на электроотрицательном атоме частичный отрицательный заряд (δ-).

Например, в молекуле фтороводорода:

К δ+ одной молекулы притягивается δ- другой молекулы. Это и есть водородная связь. Графически на схеме она обозначается пунктирной линией:

Молекула воды может образовывать четыре водородные связи:

Водородные связи обусловливают более низкие температуры кипения и плавления веществ, между молекулами которых они возникают. Сравните сероводород и воду. В воде есть водородные связи – она жидкость при нормальных условиях, а сероводород – газ.

  1. Силы Ван-дер-Ваальса .

Это очень слабые межмолекулярные взаимодействия. Принцип возникновения такой же, как и у водородных связей. Очень слабые частичные заряды возникают при колебаниях общей электронной пары. И возникают сиюминутные силы притяжения между этими зарядами.

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

Задание

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетание это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная , указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят , т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу , интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух , яйцо всмятку , говорил улыбаясь, забыл позвонить.

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь , четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы ; светит, но не греет ;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него ;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря , засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Задание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

Задание

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант . Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Задание

Заполните таблицу.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться ), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха ) или числительным (три товарища, двое наверху ). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом ). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда ).

2. Кроме свободных словосочетаний , выделяют еще цельные словосочетания : пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять” ). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

Задание

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга ), избирательности (один из нас ), совместимости (мы с Тамарой ), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос ). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются , а мечты сбываются ? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние , но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым , а болезнь – крепкой ; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие . Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов , т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза ), ужасно красивая (или страшно красивая ). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая. )

Задание

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение .

Задание

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров . А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

Задание

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

Задание

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Задание

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы , но: отличать (что от чего?) звуки от букв . Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред - и пре - подчеркните ошибкоопасные места.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

Задание

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин )

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор ? Подберите синонимы к прилагательному дивный .

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

Задание

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

Задание

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

Задание

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

Задание

1. Вспоминаем орфографию . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн... подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост.., подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды ). Так, читая предложение, которое начинается словом те , мы предугадываем, что скоро последует которые . Услышав слова для того , мы ожидаем чтобы . Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив… , мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование . Если в нем есть слово зеленая , то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа , или кофта , или дыня , или букашка … А увидев слово трепещущих , мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев , или бабочек , или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А , а зависимое – буквой В , их взаимоотношения можно представить формулой А <- В, то есть зависимое слово предсказывает главное (конечно, если оно стоит первым в словосочетании). А предсказывает ли главное слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у главного слова не обязательно будет зависимое, которое его характеризует. Значит, в связи согласование зависимое слово предсказывает главное, но не наоборот .

А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление . Здесь зависимое слово всегда предсказывает главное, а главное – зависимое. Проверим это. Переходный глагол читаю требует, чтобы при нем было существительное (или местоимение-существительное) в винительном падеже: читаю (что?) книгу, письмо … Точно так же, услышав или прочитав слово книгу , мы ждем глагол читаю , или дай , или купит и т. п. Иными словами, не может быть слуги без хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово предсказывает главное, и наоборот . Правда, в конкретном предложении прогноз не всегда сбывается. Так, при глаголе играть могут быть самые разные зависимые слова: играть (на чем?) на пианино, играть (с кем?) с братом, играть (во что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей, зависимостей, реализуются в конкретном предложении, мы не знаем.

Такие же взаимоотношения существуют между главным и зависимым словом в словосочетаниях со связью примыкание. Возьмем глагол читать . Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и т. п. Наречие обозначает признак действия, поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с наречием появится глагол, который это действие обозначает. Однако в конкретном предложении это ожидание может и не сбыться. Зависимого слова может или вообще не оказаться, или будет только одно из нескольких предсказываемых.

Теперь на основании сделанных наблюдений составим таблицу.

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Задание

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Задание

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

Задание

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза .

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза . Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним . Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром . К этому же существительному относится и прилагательное летним . Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Задание

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

жеманный

на печке

сидя…

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот . Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя , получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Мурлыча

лапкой

рыльце

(А. Пушкин)

Задание

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Задание

1. Многие прилагательные “притягивают” к себе строго определенные существительные. Подберите к каждому прилагательному соответствующее существительное. Запишите получившиеся словосочетания.

Перочинный …, грецкий …, окладистая …, карие …, кромешная …, ветвистое …, курносый …, високосный …, эксклюзивное* …, проливной …, черствый … .

2. В каких случаях задача имеет единственное решение, а в каких – два или даже три?

Задание

1. Существительные и прилагательные даны вперемешку. Постройте из них словосочетания, ориентируясь не только на грамматические формы слов, но и на смысл.

Окончательная, дружба, беспросветная, радость, крепкое, веселье, безудержное, нужда, страдание, невыносимое, влияние, беспробудный, бурная, победа, благотворное, жалость, безмерная, здоровье, безмерное, сон.

2. Каким общим смыслом объединены эти словосочетания?

3. Найдите слова с приставками второй группы, т.е. на -з(-с) , обозначьте их.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев

    определение химической связи;

    типы химических связей;

    метод валентных связей;

    основные характеристики ковалентной связи;

    механизмы образования ковалентной связи;

    комплексные соединения;

    метод молекулярных орбиталей;

    межмолекулярные взаимодействия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

Химической связью называют взаимодействие между атомами, приводящее к образованию молекул или ионов и прочному удерживанию атомов друг около друга.

Химическая связь имеет электронную природу, т. е. осуществляется за счёт взаимодействия валентных электронов. В зависимости от распределения валентных электронов в молекуле, различают следующие виды связей: ионная, ковалентная, металлическая и др. Ионную связь можно рассматривать как предельный случай ковалентной связи между атомами, резко отличающимися по природе.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

Ионная связь.

Основные положения современной теории ионной связи.

    Ионная связь образуется при взаимодействии элементов, резко отличающихся друг от друга по свойствам, т. е. между металлами и неметаллами.

    Образование химической связи объясняется стремлением атомов к достижению устойчивой восьмиэлектронной внешней оболочки (s 2 p 6).

Ca: 1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 6 4s 2

Ca 2+ : 1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 6

Cl: 1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 5

Cl – : 1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 6

    Образовавшиеся разноименно заряженные ионы удерживаются друг около друга за счёт электростатического притяжения.

    Ионная связь не направленная.

    Чисто ионной связи не существует. Так как энергия ионизации больше энергии сродства к электрону, то полного перехода электронов не происходит даже в случае пары атомов с большой разницей электроотрицательностей. Поэтому можно говорить о доле ионности связи. Наибольшая ионность связи имеет место во фторидах и хлоридах s-элементов. Так, в кристаллах RbCl, KCl, NaCl и NaF она равна 99, 98, 90 и 97% соответственно.

Ковалентная связь.

Основные положения современной теории ковалентной связи.

    Ковалентная связь образуется между элементами, сходными по свойствам, то есть, неметаллами.

    Каждый элемент предоставляет для образования связей 1 электрон, причём спины электронов должны быть антипараллельными.

    Если ковалентная связь образована атомами одного и того же элемента, то эта связь не полярная, т. е. общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов. Если же ковалентная связь образована двумя разными атомам, то общая электронная пара смещена к наиболее электроотрицательному атому, это полярная ковалентная связь .

    При образовании ковалентной связи происходит перекрывание электронных облаков взаимодействующих атомов, в результате, в пространстве между атомами возникает зона повышенной электронной плотности, притягивающая к себе положительно заряженные ядра взаимодействующих атомов, и удерживающая их друг около друга. Вследствие этого снижается энергия системы (рис. 14). Однако при очень сильном сближении атомов возрастает отталкивание ядер. Поэтому имеется оптимальное расстояние между ядрами (длина связи , l св), при котором система имеет минимальную энергию. При таком состоянии выделяется энергия, называемая энергией связи – Е св.

Рис. 14. Зависимость энергии систем из двух атомов водорода с параллельными (1) и антипараллельными (2) спинами от расстояния между ядрами (Е – энергия системы, Е св – энергия связи, r – расстояние между ядрами, l – длина связи).

Для описания ковалентной связи используют 2 метода: метод валентных связей (ВС) и метод молекулярных орбиталей (ММО).