Экстремальные ситуации и их воздействие на человека. Выживание в экстремальной ситуации Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма - это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций - это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях - очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение - пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

Знайте, что снег - это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций - это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.

В динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) можно выявить 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью направлено на сохранение собственной жизни, с нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» - ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации).

4. «Стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно- сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. 6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% - 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости. Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Стили поведения в экстремальных ситуациях

Доказано, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях зависят от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Можно выделить следующие стили поведения в экстремальных ситуациях: поведение экстремальный ситуация угроза

1)Поведение при аффекте. Он характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.

2. Поведение человека при стрессе. Это- эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Стрессовые состояния по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

3. Поведение при фрустрации. Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Она может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Таким образом, экстремальные ситуации могут проявиться в различных стилях поведения и необходимо быть готовым к возникновению подобных ситуаций.

Правила поведения в экстремальных ситуациях.

В экстремальных ситуациях человек подвержен стрессу, а некоторые люди испытывают сильный шок. Людям в экстремальных ситуациях рекомендуется задышать ровно и спокойно, так мышцы расслабятся и человек быстро успокоится. Для этого необходимо взглянуть вверх, сделав полный глубокий вздох и, опустить глаза до уровня горизонта, плавно выдохнуть воздух, одновременно расслабляя все мышцы. При возникновении экстремальных ситуаций необходимо посмотреть на что-нибудь голубое. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха. Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus -- крайний, критический) -- внезапно возникшая ситуация, угрожающая(благополучию. угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности человека. В экстремальных ситуациях будет полезен самомониторинг. Он представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.

Необходимо мысленно пройтись по всему телу, задавая себе вопросы:

Как мои мышцы? Не напряжены ли? - какова у вас мимика в данный момент? -

При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы, нормализовать дыхание и т д.

Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.

Техника глубокого дыхания:

1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);

2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;

3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);

4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). В течение дня - до 15 - 20раз.

Кроме нормализации дыхания выполнение техники глубокого дыхания приводит к восстановлению нормальных параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, отчасти давления. Это происходит в результате усиления естественного физиологического эффекта: на вдохе у любого человека сердцебиение ускоряется, а на выдохе - замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невозможно, это выявляется только чувствительными приборами).

Что дает выполнение этих техник? Давно известно о взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психологического, «души и тела». Не напряженное состояние мышц, спокойное дыхание и нормальное сердцебиение обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы будем более спокойны эмоционально. А значит, появится возможность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не стрессируя себя дополнительно собственными переживаниями. Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной ситуации, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.

Экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Реакция сотрудника ОВД на экстремальность ситуации может развиваться в двух направлениях: он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными.

Положительные Отрицательные
Мобилизация психологических возможностей Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги
Активизация деловых мотивов, долга, ответственности Обострение чувств самосохранения
Возникновение делового возбуждения Появление страха, боязнь за дело и за себя
Возникновение азарта, радости или ненависти Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
Активизация и оптимизация познавательной деятельности Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
Актуализация творческих возможностей Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе
Повышение готовности к решительным и смелым действиям Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях
Повышение выносливости, неприхотливости Утрата самоконтроля, панические действия
Понижение порогов ощущений, ускорение реакций Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности
Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости Острые психозы

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса.

Состояние тревоги - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. «Мягкие» формы тревожности служат сотруднику сигналом к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает у сотрудника неадекватно ситуации и объектам, ее вызывающим, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление служебной деятельности.



Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.

В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». Он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха»).

Состояние страха. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие факторы: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом. Боль, страдания, страх создают, таким образом, определенный устойчивый эмоциональный симптомокомплекс. Именно эти факторы сопровождают и экстремальные ситуации.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: испуганное выражение лица (широко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы). Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание.



Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для сотрудников ОВД, является фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio-обман, тщетное ожидание) - эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желаний.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в интенсификации усилий на пути достижения поставленной цели. Вместе с тем не всегда интенсификация усилий завершается успехом и сотрудник ОВД, находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. Если интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен будет переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется: в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

Типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: агрессия и депрессия, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера.

Длительное состояние эмоциональной напряженности, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть)– это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных и неожиданно возникших ситуаций. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту. Поэтому психологическая устойчивость является одной из основных профессионально необходимых характеристик сотрудника ОВД.

К индивидуально-психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность (сензитивность), ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных состояний, является стресс . Этот термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, опасной ситуацией и т.д.

Наиболее точным можно признать определение стресса как неспецифиче­ского физиологического и психологического проявления адаптационной актив­ности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Он вызывается обстановкой опасности, потерей близких людей, непривычными условиями, возрастанием ответственности, большими умственными или волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил.

Факторы, которые оказывают на человека сильное психологическое давление, и усложняет функционирование психики, называются стрессорами .

Стресс - это нормальная реакция здорового организма. Фактически стресс можно рассматривать как некий принцип работы нашего организма, позволяющий нам выжить в изменяющихся условиях окружающей среды и быть успешными в своей деятельности.

Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, за счёт этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.

Однако, при длительном воздействии неблагоприятных стресс может оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству её деятельности, вплоть до полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека.

Серьезное влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят специалисты, уровень толерантности к стрессу.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также «критический порог истощения», когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздейст­вие является причиной последующей реакции организма, а отно­шение к этому воздействию, его оценка, причем негативная. Вредоносный стимул, если он не призна­ется таковым личностью, не является стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма.

Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов, оценки ситуации, эмоционального фона. Весьма интенсивная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости, переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объектив­но стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса) не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если личность находится в зо­не эмоционального комфорта и объективное содержание деятельности совпада­ет с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, не­соответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот эле­мент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. Ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности (связанные с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной.

Психологическими признаками стресса в профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:

1. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.

2. Циничный, неуместный юмор или потеря чувства юмора.

3. Уменьшение чувства уверенности в себе, частые ошибки в работе.

4. Работа не доставляет прежней радости, сроки выполнения работы часто нарушаются.

5. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Ухудшается память, мысли часто улетучиваются.

7. Повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться на чем-либо.

8. Раздражительность, приступы гнева, увеличение конфликтных ситуаций.

9. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

10. Пристрастие к алкогольным напиткам.

11. Снижение иммунитета, частые недомогания.

12. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

13. Повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс.

14. Постоянное ощущение недоедания, потеря аппетита или переедание.

15. Нарушение процессов пищеварения.

16. Нарушение свободы дыхания, дрожь в руках, судороги.

17. Нарушение сна.

18. Преобладание негативных мыслей, ощущение постоянной тоски, депрессия.

19. Чувство отчужденности, одиночества, потеря интереса к жизни.

Крайней мерой для разрешения стрессовой ситуации может стать попытка суицида. В каждом из трех случаев гибели сотрудников в ОВД два - это самоубийство. Ежегодно из-за самоубийств ОВД теряют от 200 до 400 сотрудников.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией (чувство неполноценности, бесполезности; хроническая усталость, замедленные движения и речь; бессонница или повышенная сонливость; снижение полового влечения).

Сотрудники ОВД совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят возможности для решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно, а также при резком обострении чувства безнадежности.

Введение

Выводы

Введение

Экстремальные ситуации и состояния которые возникают у людей из за их воздействие их поведение при это и их реакции изучали многие исследователи в течении долгих лет. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что пси-хические состояния существенно определяют характер деятельности человека». В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от француз-ского extreme).
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстре-мальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе. Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвященных данному вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объектив-ных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности. Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния». В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.). Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Эта работа как раз и посвящена поведению и реакциям человека в экстремальных ситуациях в частности социально-психологическому поведению человека в экстремальной ситуации

1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика

1.1 Понятие экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Философский смысл понятия этого понятии сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.

Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:

1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;

4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений Э.С., т.е. темпоральность изменений;

5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;

6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;

7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);

8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;

9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.

Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.

Факторы, порождающие психиче-скую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобили-зующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоцио-нальной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воз-действием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства уста-лости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляет-ся неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляют-ся волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает дело-вое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удо-вольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется дина-мичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестан-дартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма.

В последние годы понятие эктсремальной ситуации обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др.

1.2 Классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

По скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

По масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

По продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

По характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

– ЧС техногенного характера;

– ЧС природного происхождения;

– ЧС биолого-социального характера.

Типы техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

– людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территори или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧСили рас-пространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещетва либо биологи-ческие (бактериологические) средства. РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

Так же существует и другая классификация экстремальных ситуаций их разделяют:

1. Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека.

2. Техногенные катастрофы: взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека.

3. Социальные катастрофы: военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.

4. Физическое и психическое насилие. Психологические последствия насилия.

5. Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.

Кроме конкретно экстремальных ситуаций в жизни человека происходят события которые не можно назвать экстремальными но все же они являються травмирующими для психи человека другими словами критические ситуации. Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое. Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом. Остается подчеркнуть практическою важность установленных понятийных различений. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему. События, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни. В классификацию включены такие события, как потеря супруга, развод, выход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе они часто называются «критическими событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Следует заметить, что жизненными событиями могут быть и те события, которые не произошли - например, если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддерживающие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат критических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. В ранних моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При проверке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респонденты указывают наиболее важные события, которые они пережили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оценивается но степени его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров, бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга - по высшей отметке в 100 баллов. Жизненные события действительно вызывают первоначальную реакцию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерее?) Но затем человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем переживании. Жизненное событие необходимо сделать составной частью бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами.

2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение

2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций

К основным реакциям людей попавших в экстремальную ситуацию относяться:

Непатологические невротические реакции с преобладанием
эмоциональной напряженности;

Гипомимические реакцки;

Сохранение адекватной самооценки и способности к целенап­
равленной деятельности;

Постепенное ослабление аффективно-шоковых состояний и
уменьшение глубины их проявлений;

Неадекватный характер поведения пострадавших;

Малоцелесообразные двигательные действия;

Состояние онемения;

Проявления фобических неврозов, например, страха замкнутых
помещений (пострадавшие отказываются входить в машину, в палатку).

В период эвакуация пострадавших в безопасные районы также могут возникнуть некоторые травмирующие факторы:

Изменение жизненного стереотипа;

Страх за состояние своего здоровья и здоровья близких;
-переживание утраты близких, разобщения семей, материальных

Основные психические реакции участников:

Психоэмоцинальное напряжение, сменяющееся астено-депрес-
сивным состоянием;

Заострение характерологических черт;

Фобические неврозы;

Невротическое развитие личности;

-«соматизация» невротических состояний;

Психопатизация личности;

Появление соматогенных психических нарушений;

Затяжные реактивные психозы с депрессивным, паранойяльным
синдромом.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытываютте или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются следующие.

Нарушения памяти ц концентрации восприятия. Пострадавшие ис-~ пытывают трудности, когда необходимо сосредоточиться или что-то вспомнить.

Непрошенные воспоминания. В памяти пострадавшего внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с психотравматической ситуаци­ей. Наяву эти воспоминания возникают в тех случаях, когда окружа­ющая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время психотравмирующего события. Этими сигналами могут быть запахи, зрелища, звуки, которые как будто бы пришли «оттуда».

Непрошенные травмирующие воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.

Кошмарные сны. Сны такого рода бывают обычно двух типов:

одни с точностью видеозаписи передают
травмирующее событие так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его

Г - другие лишь отчасти напоминают травмирующее событие. 1 Человек пробуждается от такого сновидения совершенно разбитым, с Не пряженными мышцами, в обильном поту.

Галлюцинаторные переживания. Особая разновидность непрошен­ных воспоминаний о травмирующих событиях, когда случившееся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на периферию сознания и кажутся менее реальными, чем воспоминания.

В этом отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно снова переживает прошлое травмирующее событие: действует, думает, чувствует как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.

Бессонница. Трудности с засыпанием и прерывистый сон. Счита­ется, что человек сам невольно противится засыпанию, когда его посещают галлюцинации. Он боится заснуть, чтобы снова не увидеть жуткий сон. Бессонница может быть вызвана и очень высоким уровнем тревожности, неспособностью человека расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.

«Вина выжившего». Чувство вины возникает из-за того, что пострадавший выжил в экстремальной ситуации, стоившей жизни другим, особенно родным или близким родственникам, исключи­тельно значимым для него друзьям. Считается, что это состояние характерно для тех, кто больше страдает «эмоциональной глухотой», т.е. неспособностью переживать радость, любовь, сострадание после

травмирующего события. Сильное чувство вины провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.

В экстремальные ситуации оказываются вовлеченными разные со­циальные группы - собственно жертвы ситуаций и их спасатели. У каждой из этих групп в чем-то похожие, а в чем-то и различные личностно ориентированные формы поведения.

2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование. Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка. Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв. Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно. Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации

Существуют две основные формы социального поведения в экстре­мальных ситуациях: социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).

Поведение типа А - специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вов­леченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.

Основная черта поведения этого типа - стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.

Существует мнение, чтолица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведениятипа А отсутствует).

У поведения типа А есть много общего с работоголизмом - типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровож­дается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмо­ционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.

Поведение типа Б - специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовле­ченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной нап­ряженности, уравновешенностью.

Поведение типа Б, ь противоположность поведению типа А, можно
считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.

3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

Знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

Иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления - это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

Знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

Участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция - это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Итак, Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностю, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Поведение и реакции человека в экстремальной ситуации необыкновенно сложны и требуют изучения но в то же время полученные ученными данные позволяют психологам практикам помочь человеку пережившему экстремальную ситуацию а так же предугадать возможное его поведение в экстремальной ситуации и понизить возможный урон для психи который может возникнуть при переживании экстремальной ситуации.

Список использованных источников

1. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях

2. Александровский Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях

3. Малкина – Пых «Экстремальные ситуации»

4. Петров Н.Н. « Человек в чрезвычайных ситуациях»

5. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Гефеле Ольга Фридриховна

канд. филос. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика экстремальным ситуациям. Рассматриваются разные психические состояния человека, которые могут возникнуть в момент воздействия экстремальной ситуации. Для предотвращения личностных изменений, возникающих в результате воздействия экстремальной ситуации, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь.

Ключевые слова

Экстремальные ситуации, психические состояния, тревожность, стресс, фрустрация, кризис, агрессивные

В настоящее время человек все чаще и чаще сталкивается с экстремальными ситуациями различного генеза: катастрофы природного, либо техногенного характера, стихийные бедствия, захват заложников, террористические акции и др. При этом сама экстремальная ситуация может оказать влияние на изменение психического состояния людей.

По своей природе экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям. Как правило, экстремальные ситуации возникают внезапно и имеют разную временную продолжительность .

Воздействия таких ситуаций становятся катастрофическими, особенно когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей, вследствие чего страдает психика человека и может развиться различная психическая патология, которая требует всестороннего комплексного изучения.

Реакция на экстремальную ситуацию изменяет психическое состояние, повышая нервно -психическое напряжение человека, которое может способствовать как мобилизации активности, так и дезорганизации деятельности .

Под влиянием экстремальных ситуаций наиболее выражены такие феномены психики как тревожность, стресс, фрустрация, кризис, плач, агрессивные реакции, гнев .

В отличие от тревоги, тревожность определяется как личностное образование, свойство личности, черта личности, личностная диспозиция. В экстремальных ситуациях может проявиться как адекватная тревожность, неадекватная тревожность или собственно тревожность и неадекватное спокойствие. При этом характер развивающейся тревожности будет зависеть от оценки человеком собственных возможностей по преодолению возникших затруднений, типа его нервной системы и определенных личностных особенностей.

Во время экстремальной ситуации может происходить трансформация состояния тревожности в другие эмоциональные состояния, имеющие отрицательную модальность: страх, ужас, паника, апатия и др.

В последнее время возрастает интерес к посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР), которые могут наблюдаться у пострадавших в результате катастрофы различного характера, т.е. у тех людей, которые перенесли сильный стресс или воздействия других экстремальных для человека факторов. Причем ПТСР может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека, даже при отсутствии явной личностной предрасположенности .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Также очень часто в экстремальной ситуации развивается фрустрационное состояние как особое психоэмоциональное состояние. К основным видам фрустрационного состяния можно отнести двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатию, агрессию и деструкцию, стереотипию (тенденция к слепому повторению фиксированного поведения), регрессию.

Еще необходимо выделить наиболее часто встречающееся состояние как кризис личности. С одной стороны кризис можно рассматривать как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека. С другой стороны можно рассматривать как дискретный момент развития личности или как особое состояние, в которое попадает человек, например, кризис, связанный с потерей близкого человека во время экстремальной ситуации, либо развитием соматоморфных изменений, связанных с экстремальной ситуацией, либо перемещением в другое место или в другую страну (проблемы эмиграции). При этом затяжной, хронический кризис может привести к развитию различных нарушений, приводящих к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам.

Плач позволяет отреагировать, выплеснуть накопившуюся боль и отчаяние. Плач как составной элемент может входить в истерическую реакцию. Основное отличие истерики от плача в том, что первая протекает значительно более бурно и может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или в адрес других. Как правило, истерика - это демонстративная реакция и после завершения этой реакции наступает упадок сил.

Агрессивная реакция также является проявлением психического состояния человека в экстремальной ситуации, и достаточно часто встречается в реальной жизни после выхода из шокового состояния. Агрессивная реакция - это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, или даже на уничтожение. Она служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Агрессивная реакция порождается непроизвольной эмоциональной экспрессией, обусловленной экстремальной ситуацией.

Агрессивная реакция может сопровождаться таким эмоциональным состоянием как гнев. При этом гнев как эмоциональное состояние не «запускает» прямо агрессивную реакцию, а обычно только сопровождает ее. Агрессивная реакция «запускается» внутренней стимуляцией, которая отличается от эмоционального переживания. Некоторые проявления агрессивной реакции могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности .

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что экстремальные ситуации могут способствовать изменению психических состояний, которые при неблагоприятных условиях могут перерасти в психические нарушения.

Оценивая травмирующее воздействие на психическую деятельность человека различных неблагоприятных факторов экстремальной ситуации, необходимо оказать своевременную психологическую помощь, чтобы предотвратить патологическое развитие личности, которое на социальном уровне может привести к общему распаду личности и к личностной катастрофе. В этом случае людям, у которых все-таки наблюдаются личностные изменения, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь, которая будет направлена на выявление и избавление ведущего патологического изменения.

Список использованной литературы:

1. Гефеле О.Ф. Личность в ситуации риска: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук [Текст] / О.Ф. Гефеле. - Москва, 2004. - 27 с.

2. Гефеле О.Ф. Психологические особенности реагирования человека в экстремальных ситуациях различной направленности [Текст] / О.Ф. Гефеле // Вестник Тверского государственного технического университета. 2012. №21. С.58-61.