Социальная структура западноевропейского средневекового общества кратко. Сословно-иерархическая структура средневекового общества. Что мы узнали

Городское население было очень пестрым по составу как в социальном, так и в этническом плане. Число горожан увеличивалось в большей степени за счет миграции, а не путем естественного прироста, что объясняется плохими гигиеническими условиями и высоким уровнем смертности. Города привлекали амбициозных людей, поскольку статус даже простого горожанина был намного выше статуса крестьянина. Постепенно доступ в городскую общину в качестве полноценных граждан (имеющих право на городские привилегии) стал более сложным.

В средневековом городе были представлены все слои общества. Здесь проживали представители светских и духовных феодалов, но основную массу составляли купцы; ремесленники, как свободные, так и несвободные; вассалы городского сеньора, которые выполняли административные обязанности (вершили суд, собирали подати). Со временем различия между социальными группами сглаживаются, а освобождение от сеньориальной зависимости приводит к сплочению городской общины через приобретение определенных прав и обязанностей.

В средневековом городе сложилось три основных слоя: патрициат, бюргерство (не вошедшие в патрициат ремесленники и торговцы), городской плебс (подмастерья, ученики, мелкие ремесленники, нищие).

Слой бюргерства (от нем. burg - ‘крепость, город’) в XI в. составляли жители западноевропейского города, горожане. В XII-XIII вв. это были полноправные горожане, обладавшие достаточным имущественным цензом, чтобы платить налоги и пошлины, выставлять при необходимости вооруженное ополчение. Кроме того, бюргер должен был владеть определенным земельным наделом, позднее - домом или его частью. В XIV-XV вв. к сословию бюргеров относятся наиболее богатые горожане. Во Франции получил распространение синонимичный термин - буржуа, в Италии - пополаны.

Городская верхушка, патрициат, возглавила управление. Она представляла собой замкнутую наследственную группу, состоящую из крупных землевладельцев и купцов, которая пополнялась за счет разбогатевших ремесленников. Совет города, бургомистр или мэр, судебная коллегия (эшевены) выбирались только из среды патрициата; они же были представителями города во внешних сношениях. В быту патриции стремились подражать рыцарству: они поддерживали родовую солидарность, заводили гербы и строили замки, старались породниться с феодальной знатью и получить посвящение в рыцари. Однако городской патрициат принципиально отличался от подлинных феодалов, так как основу его благосостояния составляли торговля, ростовщичество, откуп прав на сбор пошлин. В элиту города можно было попасть, не обладая большим состоянием, а имея лишь громкое имя и хорошую репутацию. Городская иерархия учитывала древность рода, поэтому именитые горожане тщательно хранили свои родословные. Высокую репутацию и уважение сограждан давали и определенные профессии, например юриста.

Различия между патрициями и ремесленниками были достаточно четкими, и если в борьбе с городскими сеньорами ремесленники поддерживали патрициев, то уже в XIV в. между ними начинаются столкновения: мастера из богатых цехов выступают за право участвовать в политической жизни города.

Еще одной важной социальной группой являлись чужестранцы. Как правило, это были богатые купцы и высококвалифицированные ремесленники, которые формировали обособленные этнические и земляческие общины. В предместьях Лондона осели большие группы ремесленников из Франции, Фландрии, Италии, Германии, а в скандинавских, восточно-балтийских, западнославянских и венгерских городах - выходцы из Германии.

Другую социальную группу представляли интеллектуалы.

Уже с XII в. усилиями бюргерства в городах открываются школы и университеты. Само понятие университет появилось в 1221 г. в Париже для обозначения общины парижских преподавателей и студентов. С 1154 г. ведет свою историю университет Болоньи, специализировавшийся на подготовке юристов. В XIII в. создаются университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Монпелье, Неаполе, Лиссабоне.

Многочисленную прослойку в средневековом городе составляли маргиналы: люди иного вероисповедания, чужаки, проститутки, палачи, живодеры, очистители городских клоак, нищие. Одни из них придавали городу некий колорит, другие были необходимы, но проживали в изоляции. Как правило, эти люди обозначали себя определенным знаком.

Средневековье различало такие понятия, как бедняк и нищий. Первое состояние стремились преодолеть, второе было профессиональным выбором. Сбором милостыни занимались продолжительное время, приобретая специальные навыки. Нищие настолько прочно вошли в социальную структуру города, что создавали свои корпорации и даже облагались налогом. Власти издавали специальные уставы, которые регламентировали жизнь и деятельность этой группы горожан.

Еще один маргинальный слой составляли публичные женщины; они содержались в специальных домах под надзором палача, которому вносили плату за защиту. Постепенно отношение к проституции становилось все более терпимым. Этим ремеслом разрешалось заниматься по причине бедности, но не ради удовольствия. Проститутки должны были покрывать голову платком или вуалью обычно красного или желтого цвета либо носить особое платье, но им запрещалось носить пояса и украшения, как у других горожанок.

Палач, представитель самой презренной профессии в городе, не имел имени, жил изолированно, рядом с площадью, на которой происходили казни. В число маргиналов также попадали банщики, брадобреи, лекари и знахари. Именно в бане, которая подчас оказывалась и увеселительным заведением, можно было получить медицинскую помощь. Поскольку в Средневековье все то, что было связано с больным телом, кровью, трупами, считалось нечистым, профессии банщика и знахаря гоже признавались нечистыми.

Но, конечно, лицо средневекового города определяли ремесленники и торговцы.

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное “господство ножниц”. Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся “семью свободными искусствами”: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого “средневекового прообраза туризма” (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения “законного” потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после “изобретения” куртуазной любви.

При изучении средневекового города неиз­бежно возникает проблема социальной струк­туры его населения. Аспектов у этой проблемы много. Главный из них: кто же они, средне­вековые горожане, откуда взялось городское население, в чем его экономическая и со­циальная специфика? Затронуты и другие воп­росы: имущественная и социальная дифферен­циация в среде горожан и в то же время инте­грация различных элементов и групп в со­словие горожан, полноправие и неполноправие внутри городской массы и т. д. Из кого же состояло городское население? Из разнородных элементов: из купцов, первоначально живших в обособленных поселениях, которые в Германии именовались «вик»; из ремесленников свобод­ных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные адми­нистративные обязанности - они вершили суд, собирали подати с населения, их называли ми-нистериалами. Большинство горожан перво­начально составляли несвободные крестьяне, ремесленники, беглый сельский люд (бежавшие от своих прежних господ). Большая часть зе­мель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Крестьян, чья жизнь была особенно тяжела, называли во Франции -сервами, а в Англии - вилланами. Во время не­прерывных междоусобных войн крестьяне ис­кали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестья­нин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой зе­мельный надел. Зависимый крестьянин продол­жал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал ис­полнения барщины и уплаты оброков. Власть феодала над крестьянином проявлялось не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк, он был лично подвластен фео­далу, землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел право без позволения своего господина переселиться в другую мест­ность. Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог каз­нить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, ко­торый соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда уста­новлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеоб­щими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства. В средние века все население Европы дели­лось на три группы - три сословия (входящие в три сословия люди обладали разными пра­вами и обязанностями). Служители церкви (свя­щенники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - забо­тится о спасении душ христиан; рыцари защи­щают страну от чужеземцев; крестьяне и горо­жане занимаются сельским хозяйством и ре­меслом. Тот факт, что на первом месте стояло духо­венство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Духовенство располагало своей собственной церковной иерар­хией и дисциплиной, а также суммой при­вилегий, резко отделивших его от светского мира. Служители церкви в целом были обра­зованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государст­венные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и чер­ное, или монашество. Первые монастыри - общины монахов - появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие хрис­тиане, желавшие посвятить свою жизнь исклю­чительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях - аббатисе), молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными зем­лями, которые обрабатывали зависимые кре­стьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; мо­нахи создавали исторические летописи (хро­ники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры. Второе сословие составляли светские фео­далы, или рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных со­стязаниях - турнирах; досуг рыцари прово­дили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно пре­данным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действитель­ности рыцари далеко не всегда следовали пра­вилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, глав­ная - донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пир­шественный зал, кухня, помещение, где хра­нились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жили его семья, воины и слуги. Основную массу населения Европы в сред­ние века составляло крестьянство, проживав­шее в небольших деревнях по 10-15 дворов в каждой. Крестьяне пытались высвободиться от гнета феодалов путем участия в крестовых по­ходах, паломничества, бежали в леса, в воз­рождавшиеся и рождающиеся города. Они могли реально освободиться, лишь убежав в города . Таким образом, большинство из них и освобождались от личной зависимости. В этом мы можем убедиться, читая статью 2 из го­родского права города Гослара, дарованного императором Фридрихом II в 1219 году: «Если же какой-либо чужак войдет в этот город для проживания и пребудет в нем год и день так, что никто не обвинит и не уличит его в сер­вильном состоянии, да возрадуется он свободе, являющейся общим достоянием других горо­жан, а после смерти никто да не посмеет предъявлять в отношении его претензии как к своему серву» . Городской человек, ремес­ленник или купец, переставал быть крепост­ным, если ему удавалось прожить в городе определенный срок. Он уже не чувствовал над собою гнета помещичьего режима . Го­родской воздух становился волшебным, и делал крепостного свободным. Только в городе, само­стоятельно занимаясь ремеслом или торговлей, крестьянин получал возможность развивать свою деятельность. Но эта свобода не была абсолютной свободой. Эта была свобода от феодально-поместного гнета. Городской сеньор все же облагал горожан, но это обложение, уже не могло поглотить всей массы прибавочного труда ремесленников и всей торговой прибыли купцов. На экономической почве складывался и сплачивался новый, прежде феодализму неве­домый социальный слой - горожане. В рамках господствующего класса - сословия феодалов, в свою очередь, действовали более или менее крупные сословия, принадлежность к которым обеспечивала определенный социальный статус.

С.М. Стам указывает что горожане были очень неоднородным слоем. Но их объединяла общая заинтересованность в наибольшей сво­боде развития городского товарного производ­ства и обмена. Объективность данной социаль­ной общности реализовалась в коммунальной борьбе, в выработке городского права. Го­родское право фиксируется в источниках как привилегия. Но, как могло быть иначе в об­ществе, где право составляло монополию феодального класса, а все прочие были бес­правны? Горожанам, естественно, приходи­лось отвоевывать свои права и фиксировать их, так сказать, в порядке исключения. Но это были не привилегий господ, а завоевание угне­тенных. Городское право впервые в феодаль­ном обществе нарушало юридическую монопо­лию феодалов и защищало интересы просто­людинов, давало им гражданское полнопра­вие. Н.А. Хачатурян обращает внимание на го­родские корпорации и отмечает, чтобы реали­зовать свою способность трудиться, ремеслен­ник должен был войти в состав цеховой орга­низации, объединяющей ремесленников данной специальности и стремящейся к монополии на производство. Внутри цеха он был вынужден подчиняться цеховым установлениям с харак­терными для них эгалитарными тенденциями, которые можно рассматривать как своеобраз­ное проявление внеэкономического принужде­ния цеховой организации по отношению к своим членам.

Цех не единственный вид общинной орга­низации в городе. Наиболее близкой по при­роде к нему формой являлась купеческая гиль­дия - объединение купцов с определенной дис­циплиной, общим капиталом и общей собст­венностью в виде страхового фонда и склад­ских помещений. Даже союзы подмастерьев -организации, связанные уже с категорией сред­невекового труда, с общей кассой взаимопо­мощи, контролем за условиями труда и дис­циплиной, - отдали дань средневековой кор­поративности. Следует назвать, наконец, и саму городскую общину в целом, в рамках которой реализовалось единство мелких профессио­нальных корпораций (цехов, гильдий) или более крупных социальных групп (патрициата, бюргерства) и формировалась социальная общ­ность горожан.

История собственно городской общины, на­конец, которую можно наблюдать в смене веду­щих сил городской общины и форм управле­ния, а также изменениях в статусе полнопра­вия, ставшего постепенно достоянием весьма узкого круга лиц, не только владеющих не­движимостью, но и имеющих доступ к город­скому управлению, отразит глубинные сдвиги в усложняющейся по мере развития феодализма социальной структуре городского сословия .

Городская община скорее выглядит единой и сплоченной, когда речь заходит о ее на­сущных экономических, социальных и полити­ческих интересах. Главным противником, глав­ной опасностью был сеньор, все остальное отступало в тень и обнаруживалось редко . В экономическом отношении новое сословие было более всего связано торгово-ремесленной деятельностью. Обычно городское сословие отождествляется с понятием «бюргерство». Словом «бюргер» в некоторых странах Европы первоначально обозначали всех городских жителей. Позднее «бюргер» стал применяться только для полноправных горожан.

Города нигде не играли в средние века такой громадной политической роли, как в Италии, и нигде размах их торговых сношений не был так велик, как именно в этой стране. К тому же не только возникновение, но и расцвет итальян­ских городов относился к более раннему вре­мени, чем в других западноевропейских стра­нах. Однако различные итальянские города сильно отличались друг от друга и по своей экономике, и по своей социальной структуре.

Одни из этих городов (Венеция, Генуя, Пиза) в течение всего средневековья играли главным образом роль крупнейших торговых центров и занимались преимущественно внешней торгов­лей. В то же время рост ремесленного произ­водства в городах Средней и Северной Италии увеличивал потребность в рабочих руках, занятых в городском ремесле, а следовательно, в притоке населения из деревни в город. Но это могло стать возможным лишь путём разрыва феодальных пут личной зависимости крестьян от феодалов. Между тем, хотя в XII - первой половине XIII в. среди крестьянства Северной и Средней Италии имелось большое число лично свободных держателей - либелляриев, значи­тельная часть крестьян продолжала ещё оста­ваться несвободной (сервы, маснадерии).

Освобождение крестьян, которое в широких масштабах происходило во второй половине XIII в. в Средней Италии, выражалось в личном освобождении крестьян за выкуп, без земли. С конца XI в. группы лично свободного крестьян­ства начали создавать так называемые сельские коммуны, имевшие самоуправление и своих выборных должностных лиц. Эти сельские ком­муны возникли в тот период, когда города в своей борьбе против сеньоров поддерживали стремление крестьян к независимости от фео­далов. Но после победы над собственными сеньорами города стали подчинять себе сель­ские коммуны и отменять их самоуправление. Они захватывали общинные угодья сельских коммун, а богатые горожане скупали крестьян­ские наделы. К концу XIII в. во Флоренции уже резко обозначились различные слои горо­жан с прямо противоположными интересами. Купцов, менял и ростовщиков, объединённых в семь «старших цехов» - называли «жирный народ». Члены младших цехов, их подмастерья и городское плебейство составляли большин­ство населения Флоренции, их называли - «то­щий народ».

Проблема социальной структуры города Южной Италии весьма сложна. Социальный и хозяйственный облик городов определялся мно­жеством тесно связанных между собой факторов, как общеевропейских, так и специфических для данного региона. Патрициат больших городов Адриатического побережья - Бари, Бриндизи, Трани - принимал даже в XII - начале XIII в. активное участие в торговле с Византией и дру­гими странами Средиземноморья. Другой сфе­рой деятельности, дававшей патрициату боль­шую прибыль, было кредитное дело. Нередко отдельные лица или компании совмещали мор­скую торговлю с судными операциями. Другая часть патрициата была более тесно связана с королевской властью, чем торгово-ростовщическая: из этих семей выходили долж­ностные лица, игравшие ведущую роль во внутриполитической жизни города - баюлы, катепаны и многочисленные судьи. Рыцари имелись лишь в отдельных патрицианских родах, и это не меняло социального облика верхней страты. Норманны осели в городах в небольшом числе; между тем именно они со­ставляли до анжуйского завоевания основной костяк рыцарства. Городское же рыцарство отличалось своеобразием не только по своим занятиям.

Несколько иным был социальный строй боль­ших городов, расположенных на Тирренском побережье. Если исключить Амальфи (тор­говцы которого расселились по другим го­родам, образуя там целые колонии), купцы портов Салерно, Неаполя, Гаэты в XII в. мало участвовали во внешней торговле. Отчасти по этой причине нобилитет, был здесь более замкнутым. В XIII в. члены знатных городов начинают сравнительно широко использовать типично городские источники дохода: они владеют лавками и товарными складами, под­час сдают дома и торговые помещения в аренду. Прибыль, получаемая знатным лицом от лавок и домов, иногда служит объектом дарения церкви . Основную часть среднего слоя городского населения составляли ремес­ленники. Увеличивавшееся в это время отста­вание ремесла Юга от Северной и Средней Италии в первую очередь объясняется хозяй­ственной политикой норманнских королей, и особенно Фридриха II, оказывавших покрови­тельства венецианским, генуэзским и пизан-ским купцам, которые доставляли сюда ремес­ленные изделия и вывозили зерно и другие сельскохозяйственные продукты. В городах Кампании - Неаполе, Салерно - ремесленники часто передавали профессию по наследству и были тесно связаны между собой, поселяясь на

Литература одной улице или вокруг одной церкви. Даже в крупных городах жило немало мелких собственников, занимавшихся обработкой своих земель, которые были расположены недалеко от города. Многие из этих собственников по мере ослабления городского хозяйства и увели­чения фискального гнета беднели и вливались в гетерогенную пеструю массу городского плебса - чернорабочих, грузчиков, поденщиков. Как видим, это были люди разного общественного положения. Но со временем эти различия сгла­живаются, и создается, хотя и в имуществен­ном отношении разношерстное, но по-своему единое население, связанное общими правами и обязанностью взаимопомощи, подобно тому, как это было в сельской крестьянской общине.

Наконец, горожане использовали труд зави­симых людей, а также рабов в основном для домашних работ. Даже в XIII в. их было не мало, особенно в Бари - главном рынке рабов, захваченных на балканском полуострове. Рабов включали в состав приданого, передавали по завещанию наследникам, отдавали в залог при получении ссуды. В XIII в., когда сузилась возможность заниматься в городе ремеслом или найти выгодное занятие, приток сельских жите­лей в крупный город уменьшился. Исключение составил Неаполь, превращенный Карлом I в столицу королевства. После Анжуйского завое­вания множество мелких и средних городов было роздано в качестве феодов сподвижникам Карла I, что значительно повлияло на их даль­нейшую судьбу. Но и характер большого го­рода, положение отдельных слоев его населе­ния претерпели заметную трансформацию. На­чалась аграризация города, связанная с вступ­лением экономики Южной Италии в длитель­ную полосу упадка.

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В «темные» века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которойможно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные «крестьянскиебашмаки» без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное «господство ножниц». Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров, Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «шгпендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения «законного» потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после «изобретения» куртуазной любви.

Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них - Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы - порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до 42 млн. в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период «феодальной реакции». Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

1. Раннее средневековье, Всемирная история. Т. 7. - Минск, 1996.

2. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995.

3. Брун В., Тильке М. История костюма. - М, 1996.

4. Можейко II. В. 1185 год.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992,

6. Тейс Лоран. Наследие Каролингов. - М.. 1993,

7. Лебек Стефан. Происхождение франков. - М., 1993.

8. Эко Умберто. Имя розы.

9. Фоллет Кен. Столпы земли.

10. Дрюон Морис. Проклятые короли.


Глава 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ

С падением Римской империи под натиском варварских племен в Европе начинает формироваться новая форма организации общества. На смену рабовладельческого строя приходят феодальные отношения. Важно помнить, что феодализм - это такая форма организации общества, где власть принадлежит тем, кто имеет личное землевладение и распространяется на тех, кто на этой земле проживает.

Структура средневекового феодального общества

Феодальный строй был неизбежным процессом для своего времени. Варвары, не умеющие управлять огромными территориями, дробили свои страны на феоды, которые были гораздо меньше страны. Это, в свое время, вызвало ослабление королевской власти. Так, во Франции уже к XIII веку король является лишь «первым среди равных». Он был вынужден прислушиваться к мнению своих феодалов и ни одно решение он не мог принять без согласия большинства из них.

Рассмотрим формирование феодального общества на примере государства франков. Заняв обширные территории бывшей Галлии, короли франков наделяли большими земельными наделами своих видных военачальников, прославленных воинов, друзей, видных политических деятеляей, а впоследствии и простых воинов. Так начал формироваться тонкий слой землевладельцев.

Земельные наделы, которыми король наделял своих приближенных за верную службу, в средние века назывались феодами, а люди, которые ими владели - феодалами.

Так, уже к VIII веку в Европе был сформирован феодальный строй, окончательно оформившийся после смерти Карла Великого.

Рис. 1. Карл Великий.

К ключевым особенностям формирования феодализма относят:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • преобладание натурального хозяйства;
  • личная зависимость трудящихся;
  • рентные отношения;
  • наличие крупных феодальных землевладений и мелкого крестьянского землепользования;
  • господство религиозного мировоззрения;
  • четкая иерархическая структура сословий.

Важным признаком этой эпохи является формирование трех основных сословий и базирование общества на сельском хозяйстве.

Рис. 2. Иерархия сословий в Европе

Таблица “Сословия феодального общества”

Сословие За что отвечает

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)

Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность - служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)

Главная обязанность - кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Рис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 562.