Усиление королевской власти. Усиление королевской власти во Франции в начале XIV в Усиление королевской власти

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?

Сословно-представительские учреждения сформировались в Англии во второй половине XIII в. (в 1265 г. Симон де Монфор созвал первый однопалатный парламент, а c 1295 Эдуард I начал регулярно созывать парламент), а во Франции в начале XIV в. (в 1302 г. созваны Генеральные штаты). Причиной в Англии стала борьба короля и баронов, последние боролись за сохранение своих вольностей, а королю требовался орган, который бы одобрял введение новых налогов. Во Франции королю также требовались дополнительные деньги, на сбор которых королю требовалось согласие сословий. Эти органы в определенной степени ограничивали власть короля, заставляли его прислушиваться к мнению сословий, прежде всего высших.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.

Корона, скипетр, держава, меч

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.

А) Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху. Меркантилизм – экономическая политика

Б) Парламент, генеральные штаты, Кортесы - представительные органы власти; Совет Севера, Совет Уэльса – территориальные органы государственной власти, управлявшие отдельными территориями; Тайный совет – центральный административный и исполнительный орган власти, определявший внутреннюю и внешнюю политику; Звездная палата - судебный орган

Вопрос 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.

Крупные феодалы потеряли самостоятельность (распущены рыцарские отряды, срыты замки аристократии);

Ограничены вольности крупных городов;

Отдельные территории королевства лишились самостоятельности (например: герцогства Нормандия и Бургундия во Франции, северные графства в Англии);

Король управляет всей территорией страны с помощью чиновников и назначением территориальных органов власти (Например Совет Севера в Англии);

Снизилась роль представительных органов (Парламента, Ген.штатов собираются реже, например Елизавет I лишь 13 раз собирала парламент за 45 лет своего правления);

Распространялась идея, что власть короля идет от Бога, поэтому она ничем не может быть ограничена: монарх считался наместником Христа на земле;

Судебная власть была сосредоточена в королевских судах.

Вопрос 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

Армия. Короли, стремившиеся к неограниченной власти, распускали феодальные отряды рыцарей и создавали регулярную наемную армию.

Налоги. Налоги делились на два вида: прямые (налог на землю и имущество и подушная подать) и косвенные (на соль). Налоги платили все, кроме высших сословий.

Экономика. В новое время в экономике господствовало учение меркантилизма, которое исходило из того, что основой богатства является обилие ценных металлов, поэтому государство всячески старалось поддержать торговлю по принципу: вывозить товаров больше, чем ввозить

Задания к параграфу

Вопрос 1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию. Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.

Вопрос 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.

Контроль за местной и судебной властями осуществлялся за счет передачи функций королевским судам и чиновникам. Это подрывало и ослабляло власть местных феодалов. Для борьбы с мятежной знатью создавались центральные органы, как например Звездная палата в Англии, которая следила за осуществлением правосудия.

Вопрос 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?

Религия позволяла обосновать божественное происхождение власти монарха, внушить идею, что король – помазанник божий. Церковь играла важную роль в жизни человека того времени, поэтому монархи использовали церковный авторитет для укрепления своей власти. К примеру, во время церковных служб священники молились за здоровье и благополучие монарха.

Вопрос 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.

Можно взять изображение льва, который символизирует силу и величие. Не случайно лев считается царем среди зверей.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв.Абсолютизм в Европе Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества в конце XV –XVI в, а расцвета достигает в XVII в. Черты абсолютизма:Общегосударственный аппарат управления, состоящего из чиновников;Постоянная профессиональная армия;Государственная налоговая система;Единое государственное законодательство и административное устройство;Единство мер и весов;Государственная церковь;Единая государственная экономическая политика. ОДИН КОРОЛЬ – ОДНА СТРАНА.Присоединение окраинных территорий;Пресечение попыток старой феодальной знати сохранить свою независимость;Роспуск феодальных войск;Утрата прежнего значения сословного представительства (парламент, кортесы, Генеральные штаты); Английский король Генрих VIII. За 37 лет правления парламент собирался всего 21 раз.Елизавета Тюдор, дочь Генриха VIII. За 45 лет ее правления парламент собирался всего 13 раз. Во Франции абсолютная монархия стала складываться к XVI веку.Франциск I (1515-1547) из династии Валуа ни разу не созывал Генеральные штаты.С 1614 по 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯАНГЛИЯТАЙНЫЙ СОВЕТ(члены совета назначались монархом)ФинансыОборонаВнешняя политикаВнутренняя политика ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯФРАНЦИЯКОРОЛЬФинансыОборонаВнешняя политикаВнутренняя политикаСОВЕТ (назначался королем)Монарх сам решал все вопросы. СУДЕБНАЯ И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬАНГЛИЯСудьи назначаемые коронойПарламенты – высшие судебные органы в провинцияхИмели судебные и политические права. Могли обжаловать судебные и правительственные решения.По всей стране было 17 таких парламентов.Мировые судьи (выбирались)СудилиРазоблачали заговорыПодавляли мятежиПреследовали бродягСобирали налогиСобирали деньги для помощи беднымФРАНЦИЯ ЧИНОВНИКИАНГЛИЯОт 1000 до 1500 человек8000 в XVI в. и 46000 в XVII в.Должность чиновника передавалась по наследству, а также продавалась.Жалование от короля получали не все. Разрешалось брать деньги за оказание услуг.ФРАНЦИЯВся деятельность государственного аппарата должна была исходить из того, что монархия является божественным установлением. Своего расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV. Ему стремились подражать все европейские монархи. Людовик XIV АРМИЯПервым королем, создавшим постоянную гвардию, был Генрих VII Тюдор, она насчитывала всего 200 человек.Во Франции к исходу Столетней войны (1337-1453) создается постоянная наемная армия. В XVI в. В мирное время она насчитывала 25000 человек НАЛОГОВАЯ СИСТЕМАФРАНЦИЯ: Налоги взимались с крестьян, ремесленников и буржуа. 2 прямых налога: талья – налог на землю и имущество и подушная подать.Косвенные налоги: габель – налог на соль и др.XVI в. – 3 млн. ливров (70 т. серебра)XVII в. 90-100 млн. ливров (1000 т. серебра)ЛИВР – серебряная монета ЕДИНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКАМЕРКАНТИЛИЗМ – экономическое учение и экономическая политика, в основе которой лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства.Впервые такую политику во Франции стал проводить Генрих IV. Раннее новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих четкие государственные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность.


Приложенные файлы

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Цель: учащиеся должны получить общее представление о состоянии общества нового времени, конкретное представление о роли церкви и абсолютизма в развитии национальных государств; выявить роль представительных органов при абсолютизме; развивать умение анализировать и делать обобщения, выводы; составлять схемы (основные черты абсолютизма), развивать умение делать сообщения, формировать стремление к самообразованию, к саморазвитию.

Основные понятия : абсолютизм, монарх, этикет, меркантилизм.
Исторические личности : король Яков I Стюарт, Людовик XIV, Генрих VIII.
Оборудование урока : карта «Западная Европа в 1648 г.»

Ход урока

1.Проверка домашнего задания (ответить на вопрос: Что важного вы для себя узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий», сообщения о Х Колумбе, Ф. Магеллане)
2.Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

  1. «Рожденный подданным должен повиноваться»
  2. «Один король - одна страна».
  3. «Не будет больше войн всех против всех».
  4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
  5. Единая система государственного управления.Судебная и местная власть под контролем короля.
  6. Монарх-помазанник божий.
  7. Армия и налоговая система на службе короля.
  8. Единая экономическая политика.
  9. Создание национальных государств и национальной церкви.

1. «Рожденный подданным должен повиноваться»

При рассказе учителем данного вопроса учащиеся составляют схему, отражающую основные черты абсолютизма. Это дает возможность провести самопроверку учащимися.

2.«Один король - одна страна».
Самостоятельно прочитать текст учебника с. 23. Ответить на вопрос как учащиеся понимают «Один король - одна страна».

3. «Не будет больше войн всех против всех».
В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать кровопролитные войны «всех против всех», приносившие несчастье всем жителям страны. Короли распускали феодальные войска, сравнивали с землей замки бунтующих феодалов. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.

4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма необходимо пользоваться картой «Европа в 1648 г».
По данному вопросу необходимо раскрыть отношения между королями и парламентами в Англии и Франции. (По Англии чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав (на состав палаты общин). В конце вопроса учащимся дать задание ответить на вопрос: Какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?

5.Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
В Англии центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
Во Франции и Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал членов совета и сам решал все вопросы. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.

6.Монарх-помазанник божий.
К содержимому тексту учебника на с. 27-28 необходимо добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу. Огромным спросом пользовались изображения королевы.
По Людовику XIV можно использовать дополнительную информацию на с. 30-32 учебника «Этикет при дворе Людовика XIV».

7.Армия и налоговая система на службе короля.
8 Единая экономическая политика.
Эти вопросы можно объединить и дать на самостоятельное изучение учащимся. После прочтения текста ответить на вопрос: «Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика»? Учащиеся должны ознакомится с термином меркантилизм и записать его определение в тетрадь.

9.Создание национальных государств и национальной церкви.
В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие национальные границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства. У населения таких государств складывается национальное самосознание (Англия, Франция). В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.

Проверка знаний:
1. Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал «войны всех против всех». В то же время в XVI – XVII вв. происходят революции, одна задача которых – уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему велась в обществе борьба против абсолютизма?

Литература:

  • Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век. М.: Интеллект-Центр, 2005 г.
  • Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени: 7-8 классы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г.
  • Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005 г.
  • Кочетов Н.С. Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной. «Новая история» Волгоград: Учитель, 2007 г.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Юдовская А.Я. Новая история 1500-1800 г.7 класс М.: Просвещение, 2007 г
  • Урок 3. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе

    Цели: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

    Планируемые результаты: сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи, давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий.; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

    Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

    Оборудование: карта ««Европа в XVI – XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний

    Сообщения учащихся о путешествиях Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

    Какое значение имели Великие географические открытия? При ответе используйте план в тетради (ответ учеников, выполнение тестовых заданий)

    III. Мотивационно-целевой этап

    В 19 в. канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним в ходе нашего урока.

    Тема: «Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».

    План урока:

    Один король –одна страна.

    Монарх –помазанник Божий.

    IV. Работа по теме урока

    «Рожденный подданным должен повиноваться».

    Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.

    Запись в тетради

    Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

    Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.

    Один король –одна страна.

    Работая с § 3 учебника (с. 29-37), заполните сравнительную страницу.

    Признаки абсолютизма

    Отношения с представительным органами

    Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

    Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов.

    Общегосударственный аппарат управления

    Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников).

    Интеданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек).

    Постоянная армия

    Малочисленная армия, но сильный военный флот.

    Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе.

    Государственная армия

    Единая законодательная система

    Налоги устанавливались парламентом, что не давали королю возможности постоянно их увеличивать.

    Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

    Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

    Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

    Монарх – наместник Христа на Земле

    Англиканская церковь, распространение протестантизма.

    Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

    Государственная экономическая политика

    Меркантилизм

    Меркантилизм.

    Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

    Монарх –помазанник Божий.

    Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

    Работая с § 3 учебника (с. 34-36) и дополнительным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» с. 38; 39, определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.

    Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске – Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV». Не был о ни честным, ни беспристрастным – осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.

    Создание национальных государств.

    Работая с текстом на с. 37,38 учебника, картой «Европа в XVI – XVII вв.» выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.

    Записи в тетради

    Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;

    Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;

    Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

    V. Закрепление изученного материала

    Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Дайте определения понятия «абсолютизм» и «меркантилизм». (Абсолютизм – форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха. Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов)).

    Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы. (Прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства).

    Почему в сословно-представительных органах короли видели угрозу своей власти? (Сословно-представительные органы утверждали размер налогов в стране, тем самым определяя размер королевской армии, которая являлась опорой абсолютной власти монарха).

    Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (Король-помазанник Божий, его власть освещена выше).

    Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

    VI. Подведение итогов урока

    Монархи Европы, добиваясь и получая абсолютную власть в стране, в тоже время не могли установить деспотичную власть (им нельзя было заключать подданных в тюрьму, лишать их собственности и т.д.)

    Дополнительный материал

    О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

    Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом многие писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной – в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

    Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, другой скуп – если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое – один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, тот надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен; это упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

    Макиавелли Н. «Государь»

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. 1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию? А) Христофору Колумбу. Б) Бартоломеу Диашу. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллану. 2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»? А) Христофору Колумб. Б) Бартоломеу Диаш. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллан.

    Соотнесите названия коренных жителей с континентом или страной. индейцы; индийцы; негры; А) Америка; Б) Африка; В) Индия.

    Тема урока: Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Учитель истории и обществознания Ронова Татьяна Васильевна МБОУ Тасеевская СОШ №1 Урок истории в 7 классе

    Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?

    Цели урока: 1. Узнать, что такое «абсолютизм»? 2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма. 3. Каковы его проявления в европейских странах?

    Выполните задание: Прочитайте определение и характеристику абсолютизма. Рассмотрите матрицу схемы “Абсолютизм” и заполните её краткими пояснениями: Абсолютизм: 1.Складывается в конце XV-XVI вв. 2.Достигает своего расцвета в XVII веке

    1.Что такое абсолютизм? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. с.27 учебника Яков I Стюарт Французский король Людовик XV

    2. Характерные черты абсолютизма Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики. Проверь свою схему

    Стр. 28 «Один король – одна страна» Рассмотрите карту “Западная Европа в1648 г.” и найдите территории, которые потеряли свою независимость, подчинившись королевской власти в период абсолютизма?

    Текст на с.32-33 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV » на с. 35-36) Выберите источник самостоятельно Составить устный рассказ “ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего?” Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»

    Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи Стр, 28-29 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор. Королева Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции

    Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Франция Правительство Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции

    Единая судебная власть (с. 30-31) Англия Звездная палата судьи мировые судьи Вести судебные процессы; Разоблачать заговоры; Подавлять мятежи; Преследовать бродяг; Собирать налоги; Сбор денег бедным. Франция Парламенты Право обжаловать судебные и правительственные решения; Назначение регента; Рассмотрение договоров, указов. Объясните схему, используя текст на с. 30-31

    Местная власть (с.31) Англия Франция Чиновники 1000-1500 8000 Жалованье + плата населения за услуги Средства к существованию?

    Создание профессиональной армии Англия (отсутствие регулярной армии) Народное ополчение. Отряды дворян-добровольцев. Франция (постоянная наёмная армия) налоги прямые косвенные налог на налог на землю и соль имущество

    Единая экономическая политика Меркантилизм Протекционизм Вспомните, что обозначают данные термины? С. 34

    Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ С. 34

    Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики.

    Прочитайте цели урока Достигли ли вы целей урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали: 25 баллов, то получаете оценку 5 20–15 баллов – оценку 4 10 баллов – оценку 3 5 баллов – оценку 2

    Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!».

    Источники http://festival.1september.ru/articles/532938/ http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/181296 http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-14873 http://director.edu54.ru/node/73607 А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. М., Просвещение. 2009