Первые генеральные штаты во франции. Сословно-представительная монархия в средневековой Франции. Деятельность Генеральных штатов. Порядок проведения заседаний

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux ) - высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием , ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский интситут экономики, менеджмента и права»

Реферат
По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

По теме: Генеральные Штаты во Франции

Выполнил: студент группы ЮЗВДс+в 7.1/0-10
Рассахацкий И.С.
Проверил: преп. Кемниц Вадим Эрнестович

Введение 3
Период Столетней войны 5
В годы Гугенотских войн 8
Господство абсолютизма 9
Список использованной литературы 12

Введение
Генера?льные шта?ты во Франции (фр. Etats Generaux) - во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Желая предупредить смуту, Филипп IV созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось в главной церкви Парижа - соборе Парижской богоматери. По свидетельству очевидцев, король «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы. За него выступили городские депутаты. Они заявили, что готовы умереть за дело короля.
Созыв Генеральных штатов разрядил обстановку в стране и предотвратил возможный открытый мятеж против центральной власти. Но согласия между сословиями не получалось. В отличие от английских феодалов французское дворянство не только не занималось хозяйством и торговлей, но и не допускало в свою среду горожан.

Заседание Генеральных штатов.

Только король мог дать звание дворянина, и делал он это не столько за деньги, сколько награждая за службу. Дворянство и горожане были очень далеки друг от друга, и не случайно горожане чаще предпочитали договариваться с королем.
Отсутствие союза между дворянами и горожанами отразилось на устройстве Генеральных штатов. В отличие от парламента они делились на три палаты (по количеству сословий). В первой заседали высшие церковники - архиепископы, епископы, аббаты. Во второй - представители дворянства. Третью палату составляли посланцы городов.
Рознь сословий в Генеральных штатах лишала их того влияния, какое приобрел английский парламент. Генеральные штаты созывались нерегулярно, они не могли утверждать законы.
Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).

Период Столетней войны

Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII. Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.

В годы угасания династии Капетингов значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
При первых Валуа и, особенно, в годы Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром, Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
После битвы при Пуатье (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьенном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый, заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357-1358. Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии. Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей, оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа в деле укрепления королевской власти. В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью на содержание постоянной армии короля.
Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.

В годы Гугенотских войн
Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии, и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа - вообще ни разу, Генрих II Валуа - тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн. И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу, которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу. Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон. В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.

Господство абсолютизма

Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия - пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты - провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.

и т.д.................

Каждый монарх решал проблемы государства разными путями, кто-то занимал деньги, а вот короли Франции обращались к специальному органу власти — высшему собранию. Какова история возникновения генеральных штатов, что это такое, и почему первый созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года завершился революцией.

Существует распространенное мнение, что монархия управляется лишь королем, однако нужно заметить, что это не так. В любой монархии чаще всего наравне с верховным правителем действовал высший орган власти – парламент или совет.

Во Франции также существовали Генеральные штаты или высшее сословно-представительское учреждение.

Создание Генеральных штатов во Франции было связано, в первую очередь, с активным разрастанием населенных пунктов и попутным резким обострением негативных настроений в обществе.

Разрасталась борьба между классами, и королю требовался такой орган власти, который бы помог укрепить феодальное государство. Ранее с этой целью использовались расширенные заседания совета, на которых собирались городские представители власти, и провинциальные ассамблеи.

Дата первого созыва считается днем основания Генеральных штатов — 1302 год. Обстоятельства сложились таким образом, что Филипп IV Красивый выступил против Бонифация VIII.

После этого было несколько созывов по следующим поводам:

  1. Столетняя война и острая нужда двора в финансах.
  2. Парижское восстание с требованием ограничить власть монарха («Великий мартовский ордонанс» — указ), закончившееся провалом.
  3. Период войн и религиозных разногласий.
  4. Первый и последний созыв перед революцией.

Людовик XVI созывал собрание в последний раз 5 мая 1789 года в надежде решить острый социально-экономический кризис в стране после долгих попыток самостоятельно его урегулировать. Недовольство народа проявилось на заседаниях, которые стали Национальным собранием, а третье сословие заняло в нем главенствующие позиции.

Устройство и работа органа

Как были устроены Генеральные штаты во времена монархов во Франции. Они представляли собой парламент, состоящий из трех палат, в состав которых входили представители дворянства (феодалы), духовенства и «третьего сословия» – буржуазии.

При этом первые две палаты обладали большими преимуществами и могли накладывать вето на все предложения депутатов от буржуазии. Заседали партии отдельно, а время собраний также определялось монархом.

Истинная причина, по которой монарх созвал генеральные штаты скорее всего заключалась в:желании иметь поддержку всей нации в каком-то остром вопросе (война с тамплиерами) и необходимость наполнения пустой казны за счет налогов или займов.

Орган самостоятельно мог обратиться к монарху, высказав ему в письменном виде недовольства или проблемы в обществе, которые требовали его внимания.

Полезно знать ! Несмотря на ограничение мнения буржуазии, именно эта партия в итоге начала Великую Французскую Революцию.

Генеральные штаты во Франции стали совещательным органом, который собирался только по решению короля в особо трудные для страны времена, чаще всего причина созыва заключалась в необходимости решения вопроса путем голосования, например, о повышении налогов. При этом, особенностью их было присутствие представителей всех трех сословий общества.

Полезное видео: сословно-представительская монархия во Франции в ХІ — ХIV веках

Последствия созыва 1789 года

Почему состоялся созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года. С какой целью король созвал генеральные собрания после долгого перерыва, в более чем 100 лет, ведь последний раз депутаты созывались в 1614 году.

Как и в случае любого другого созыва Генеральных штатов, причина лежала в области экономического и социального кризиса, в котором пребывал страна.

Изначально заседания и встречи этого органа не планировались, но на заседании нотаблей 1787 года такую идею высказал Шарль Колонн, поскольку правители самостоятельно не могли прийти к какому-либо эффективному решению, а программа финансовых реформ была отвергнута Парижским парламентом. Решение созвать три сословия для переговоров стало попыткой вернуться к архаичному институту управления страной, но изменило ее навсегда.

Созыв осуществлен по эдикту Людовика XVI зимой 1789 года, в документе король просил подданных собраться и помочь двору преодолеть финансовые трудности. Взамен монарх обещал рассмотреть все жалобы народа, которые записывали его представители и также провести выборы депутатов в парламент от народа. Желая провести встречи так же, как они прошли в 1614 году, двор надеялся получить контроль над народом.

Почему это было важно? Голосование в 1614 году проходило по сословиям, то есть.духовенство, дворянство и буржуазия голосовали по партиям, и тогда первые две получали преимущество. Кроме того, Людовик пообещал увеличить количество участников третьей партии, чтобы сделать голосование справедливым (дворянства и духовенства численно было больше, чем представителей третьего сословия).

В течении мая и июня прошло несколько заседаний. Однако сословия никак не могли договориться друг с другом, не был решен даже первый вопрос повестки, как следует голосовать — посословно или всем вместе. Третья буржуазная партия была не согласна с решением голосовать партиями, поскольку понимала какие преимущества получали оппоненты.

Члены собраний были представлены:

  1. Духовенством, в которое входило 100 000 членов. При этом следует упомянуть, что церковь собирала с крестьян налог (десятину) и владела в общей сложности 10% всех земель во Франции.
  2. Дворянством общим количеством 400 000 человек (мужчины и женщины), которые владели 25% земель и устанавливали собственные сборы.
  3. Буржуазия, численность которой было всего 578 депутатов, хотя они представляли 95% от всего населения страны.

По указу Людовика налоговые округи голосовали и выдвигали делегатов в класс буржуазии, а судебные – в класс духовенства и дворянства. Каждая партия должна была представить перечень жалоб на собрании, при этом больше всего претензий было у представителей крестьян и непривилегированных граждан. Всего было избрано депутатов 1139.

  • духовенство — 291 член;
  • дворянство — 270 человек;
  • буржуазия — 578 членов.

Заседания начали проходить 5 мая 1789 после торжественного открытия. Король, выступая во время открытия, подчеркнул необходимость этих заседаний лишь для решения финансовых проблем страны, в то время как народ Франции ждал кардинальных изменений в обществе.

Конфликт между партиями произошел уже на второй день, когда третье сословие отказалось заседать отдельно, как то предписывал регламент, и пригласило первые две партии к коллективному собранию. Кроме того, голосование должно было проходить по партиям, а это давало преимущество первым двум сословиям.

Полезно знать ! В 20 веке некоторые собрания, которые решали острые вопросы политики, выражая общее мнение народа, называли себя Генеральными штатами.

Последствия созыва 1789 года

Результатом долгих переговоров и невозможности найти общее, устраивающее всех, решение, стало формирование буржуазией Национальной конституционной ассамблеи, в которую вошли полностью депутаты третьей партии и представители от духовенства. После нескольких тщетных попыток ассамблеи собраться и выработать Конституцию, собрание всех партий состоялось 23 июня.

Король на собрании объявил об отмене всех нововведений и отказался подвергать свою власть ограничениям, как и права дворянства. Он окружил депутатов войсками и приказал всем разойтись. После отказа третьего сословия была предпринята попытка разогнать собравшихся силой, но она не увенчалась успехом. 27 июня приказом короля все три партии были объединены, и Генеральные штаты были трансформированы в Национальное собрание, а после и в Учредительное.

Вконтакте

Генеральные штаты во Франции

Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302–1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Поскольку возникновение Генеральных штатов происходило в период борьбы королевской власти за централизацию государства и преодоления сопротивления федеральной знати, именно к началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.

Причинами созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году стали неудачная война во Фландрии; серьезные экономические трудности, а также спор короля с римским папой. Однако эти события явились поводом, еще одной причиной было создание общенационального сословно-представительного учреждения и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.

Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Сословный состав Генеральных штатов включал духовенство (высшее – архиепископы, епископы, аббаты); дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство – кроме первых созывов); городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов – по 2–3 депутата; юристы – примерно 1/7 часть Генеральных штатов). Каждое сословие – духовенство, дворянство, третье сословие – заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 годах все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 годы). Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337–1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357–1358 годов, Жакерия 1358 года) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).


| |

До XIV столетия королевская власть во Франции была достаточно ослаблена, и фактически король правил только в своём домене. Первоначально глава государства выбирался среди сильнейших представителей феодалов, лишь в XII веке трон стал передаваться по наследству . Практически король не обладал всей полнотой власти. За ним признавалось право на командование войском, издание законов и вершение суда. Но все это было лишь в теории. На самом деле, страна была разделена на отдельные области, где правил тот или иной феодал.

Вконтакте

Предпосылки

В государстве было множество проблем:

  • централизованная власть находилась в упадке;
  • отсутствовало внутреннее единство;
  • территориальная раздробленность;
  • слабая позиция во внешней политике.

Однако само развитие общества создавало предпосылки для централизации королевской власти. В XII — XIII веках начинается усиленный рост городов. Товарно-денежные отношения также не стояли на месте. Все это требовало усиления королевской власти. С приходом к власти Людовика XI и после проведённых им реформ король постепенно стал истинным сюзереном для своих вассалов .

Основные сословия Франции

Нововведения Людовика XI создали условия для становления во Франции сословно-представительной монархии. Если до этого времени лидирующую позицию среди сословий занимали феодалы, власть которых была ничем не ограничена, то теперь укрепилось положение городского населения и крестьян. Это произошло после запрета королём феодальных войн, во время которых уничтожалось огромное количество мирного населения.

Три основных сословия, сложившихся во Франции к тому времени:

Впоследствии именно эти три категории вошли в состав Генеральных штатов.

Образование Генеральных штатов и их первый созыв

К началу XIV столетия во Франции сложилась довольно непростая ситуация:

  • неудача в войне с Фландрией;
  • конфликт короля Филиппа IV с римским папой;
  • трудности в экономике.

Все это потребовало от главы королевства принятия каких-то действий для её разрешения. И закономерным итогом стало возникновение Генеральных штатов во Франции и их первый созыв в 1302 году - политической совещательной структуры, в состав которой входили представители всех трёх основных сословий и состоявшей, соответственно, из такого же количества палат. Конкретной даты, когда должны были собираться штаты, не существовало. Это происходило по требованию короля в наиболее сложных ситуациях (военные действия, восстания среди населения). Но главная цель их создания - пополнение королевской казны и разрешение на введение очередного налога.

Состав и принцип работы

При решении поставленных вопросов все палаты не собирались для обсуждения вместе, а заседала каждая отдельно . Первоначально представителей первого и второго сословия (высшего духовенства и самых знатных дворян) приглашал лично король.

Далее, сложилась практика выборов тех, кто будет представлять сословие, - по 2–3 депутата от ведущих церквей, аббатств, монастырей, среднего и мелкого дворянства. Третье сословие представляли зажиточные горожане. Крестьяне хоть формально и относились к нему, но никакого участия в заседаниях не принимали. Это была самая зависимая часть населения и от их мнения ничего не зависело - вот почему крестьян не приглашали в Генеральные штаты. Считалось, что их мнение представляли феодалы, которым и принадлежали крестьяне. То есть, это было собрание только привилегированных слоёв населения.

1468 и 1484 годы стали исключением в работе собрания - обсуждение проходило одновременно всеми сословиями.

Избранные депутаты выражали волю своих избирателей, и после возвращения с заседания они должны были дать отчёт перед ними.

Необходимость созыва и длительность заседаний определялась королём. Он обращался к штатам, когда нужна была поддержка сословий по какому-то вопросу. Так, в 1308 году они созывались для борьбы с орденом тамплиеров, в 1359 году - для обсуждения мирного договора с Англией. Но чаще всего королю нужно было разрешение на введение и сбор дополнительного годового налога. И только в 1439 году Карл VII добился разрешение на взимание постоянного королевского налога .

У штатов было право обращаться к королю с жалобами, предъявлять претензии администрации, назначенной высшей властью, вносить предложения. В основном король удовлетворял всем требованиям штатов, чтобы не потерять поддержку сословий. Но если же депутаты выступали против короля и не голосовали за вынесенное им предложение, то они просто длительное время не созывались.

Полное прекращение деятельности

После завершения Столетней войны значение этого органа власти значительно уменьшилось. С 1484 до 1560 года заседаний практически не было. Далее, начались религиозные войны, и Генеральные штаты снова стали востребованы. Созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года - последнее заседание совета накануне Великой Французской революции, на котором третье сословие объявило себя Национальным собранием.