Из каких органов состоит нервная система. Центральная нервная система человека. Структура нервной системы

Строение . Анатомически подразделяется на центральную и периферическую, к центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг , к периферической - 12 пар черепномозговых нервов и 31 пара спинномозговых нервов и нервные узлы. Функционально нервную систему можно разделить на соматическую и автономную (вегетативную). Соматическая часть нервной системы регулирует работу скелетных мышц, автономная контролирует работу внутренних органов.

Нервы могут быть чувствительными (зрительный, обонятельный, слуховой), если проводят возбуждение к центральной нервной системе, двигательными (глазодвигательный), если по ним возбуждение идет от центральной нервной системы и смешанными (блуждающие, спинномозговые), если возбуждение по одним волокнам идет в одну-, а по другим - в другую сторону.

Проводниковая функция осуществляется за счет восходящих и нисходящих путей белого вещества. По восходящим путям возбуждение от мышц и внутренних органов передается в головной мозг, по нисходящим - от головного мозга к органам.

Строение и функции головного мозга


1 - большие полушария; 2 - промежуточный мозг; 3 - средний мозг; 4 - мост; 5 -
мозжечок ; 6 - продолговатый мозг; 7 - мозолистое тело; 8 - эпифиз.

В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. До 80% массы мозга приходится на большие полушария. Центральный канал спинного мозга продолжается в головной мозг, где образует четыре полости (желудочки). Два желудочка находятся в полушариях, третий в промежуточном мозге, четвертый на уровне продолговатого мозга и моста. В них содержится черепно-мозговая жидкость. Окружен головной мозг тремя оболочками - соединительно-тканной, паутинной и сосудистой (рис. 231).

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, выполняет рефлекторные и проводниковые функции.

Рефлекторные функции связаны с регуляцией работы органов дыхания, пищеварения и кровообращения; здесь находятся центры защитных рефлексов - кашля, чихания, рвоты.

Мост связывает кору полушарий со спинным мозгом и мозжечком, выполняет в основном проводниковую функцию.

Мозжечок образован двумя полушариями, снаружи покрыт корой из серого вещества, под которой находится белое вещество. В белом веществе есть ядра. Средняя часть - червь соединяет полушария. Отвечает за координацию, равновесие и оказывает влияние на мышечный тонус. При поражении мозжечка наблюдается снижение мышечного тонуса, расстройство в координации движений. Через некоторое время другие отделы нервной системы начинают выполнять функции мозжечка и утраченные функции частично восстанавливаются. Вместе с мостом входит в состав заднего мозга.

Средний мозг соединяет все отделы головного мозга. Здесь находятся центры тонуса скелетных мышц, первичные центры зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов. Эти рефлексы проявляются в движениях глаз , головы в сторону раздражителей.

В промежуточном мозге различают три части: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус, в состав которого входит эпифиз) и подбугорную область (гипоталамус). В таламусе расположены подкорковые центры всех видов чувствительности, сюда приходит возбуждение от органов чувств, отсюда передается различным участкам коры больших полушарий. В гипоталамусе содержится высшие центры регуляции автономной нервной системы, он контролирует постоянство внутренней среды организма. Здесь находятся центры аппетита, жажды, сна, терморегуляции, т.е. осуществляется регуляция всех видов обмена веществ . Нейроны гипоталамуса вырабатывают нейрогормоны, осуществляющие регуляцию работы эндокринной системы . В промежуточном мозге находятся и эмоциональные центры: центры удовольствия, страха, агрессии. Вместе с задним и продолговатым мозгом промежуточный мозг входит в состав ствола мозга.


1 - центральная борозда; 2 - боковая борозда.

Передний мозг представлен большими полушариями, соединенными мозолистым телом (рис. 232). Поверхность образована корой, площадь которой около 2200 см2. Многочисленные складки, извилины и борозды значительно увеличивают поверхность коры, поверхность извилин более чем в два раза меньше поверхности борозд. Кора человека насчитывает от 14 до 17 млрд. нервных клеток, расположенных в 6 слоев, толщина коры 2 - 4 мм. Скопления нейронов в глубине полушарий образуют подкорковые ядра. В коре каждого полушария центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая борозда отделяет височную долю, теменно-затылочная борозда отделяет затылочную долю от теменной.

В коре различают чувствительные, двигательные зоны и ассоциативные зоны.

Чувствительные зоны отвечают за анализ информации, поступающей от органов чувств: затылочные - за зрение , височные - за слух , обоняние и вкус , теменные - за кожную и суставно-мышечную чувствительность. Причем в каждое полушарие поступают импульсы от противоположной стороны тела. Двигательные зоны расположены в задних областях лобных долей, отсюда идут команды для сокращения скелетной мускулатуры, их поражения приводит к параличу мышц. Ассоциативные зоны расположены в лобных долях мозга и ответственны за выработку программ поведения и управления трудовой деятельностью человека, их масса у человека составляет более 50% от общей массы головного мозга.

Для человека характерна функциональная асимметрия полушарий, левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, там же находятся речевые центры (центр Брока отвечает за произношение, центр Вернике - за понимание речи), правое полушарие - за образное мышление, музыкальное и художественное творчество.

Благодаря сильному развитию больших полушарий, средняя масса мозга человека в среднем 1400 г. Но способности зависят не только от массы, но и от организации мозга. Анатоль Франс, например, имел массу мозга 1017г, Тургенев 2012 г.

Автономная нервная система

Парасимпатическая нервная система оказывает противоположное действие, «стоп - система». Предузловые нейроны находятся в среднем, продолговатом мозге и в крестцовом отделе спинного мозга, постганглионарные - в узлах около внутренних органов. Медиатор, выделяемый синапсами в обоих типах нейронов - ацетилхолин (рис. 234). Функции: - обратные.

Таким образом, в зависимости от обстоятельств, вегетативная нервная система или усиливает функции тех или иных органов, или ослабляет их, причем в каждый момент большую активность проявляет или симпатическая, или парасимпатическая части вегетативной нервной системы.

Нервная система человека по своему строению аналогична нервной системе высших млекопитающих, но отличается значительным развитием головного мозга. Основная функция нервной системы - управление жизнедеятельностью всего организма.

Нейрон

Все органы нервной системы построены из нервных клеток, которые называются нейронами. Нейрон способен воспринимать и передавать информацию в виде нервного импульса.

Рис. 1. Строение нейрона.

Тело нейрона имеет отростки, которыми он связывается с другими клетками. Короткие отростки называются дендритами, длинный - аксоном.

Строение нервной системы человека

Основным органом нервной системы является головной мозг. С ним соединён спинной мозг, имеющий вид шнура длиной около 45 см. Вместе спинной и головной мозг составляют центральную нервную систему (ЦНС).

Рис. 2. Схема строения нервной системы.

Отходящие от ЦНС нервы составляют периферическую часть нервной системы. Она состоит из нервов и нервных узлов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Нервы образуются из аксонов, длина которых может превышать 1 м.

Нервные окончания контактируют с каждым органом и передают в ЦНС информацию о их состоянии.

Существует также функциональное деление нервной системы на соматическую и вегетативную (автономную).

Часть нервной системы, которая иннервирует поперечнополосатую мускулатуру, называется соматической. Её работа связана с сознательными усилиями человека.

Вегетативная нервная система (ВНС) регулирует:

  • кровообращение;
  • пищеварение;
  • выделение;
  • дыхание;
  • обмен веществ;
  • работу гладких мышц.

Благодаря работе автономной нервной системы происходит множество процессов нормальной жизнедеятельности, которые мы не регулируем сознательно и обычно не замечаем.

Значение функционального деления нервной системы в обеспечении нормального, независимого от нашего сознания, функционирования тонко отлаженных механизмов работы внутренних органов.

Высшим органом ВНС является гипоталамус, расположенный в промежуточном отделе головного мозга.

ВНС делится на 2 подсистемы:

  • симпатическую;
  • парасимпатическую.

Симпатические нервы активизируют работу органов и управляют ими в ситуациях, требующих действий и повышенного внимания.

Парасимпатические замедляют работу органов и включаются при отдыхе и расслаблении.

Например, симпатические нервы расширяют зрачок, стимулируют выделение слюны. Парасимпатические, наоборот, сужают зрачок, замедляют слюноотделение.

Рефлекс

Это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс (от англ. reflection - отражение).

Примером рефлекса является отдёргивание руки от горячего предмета. Нервное окончание воспринимает высокую температуру и передаёт в ЦНС сигнал о ней. В ЦНС возникает ответный импульс, идущий к мышцам руки.

Рис. 3. Схема рефлекторной дуги.

Последовательность: чувствительный нерв - ЦНС - двигательный нерв называется рефлекторной дугой.

Головной мозг

Головной мозг отличается сильным развитием коры больших полушарий, в которой находятся центры высшей нервной деятельности.

Особенности головного мозга человека резко выделили его из животного мира и позволили ему создать богатую материальную и духовную культуру.

Что мы узнали?

Строение и функции нервной системы человека аналогичны таковым млекопитающих, но отличаются развитием коры полушарий с центрами сознания, мышления, памяти, речи. Вегетативная нервная система управляет организмом без участия сознания. Соматическая нервная система управляет движением тела. Принцип деятельности нервной системы - рефлекторный.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 380.

Нейроны это «рабочие лошадки» нервной системы. Они посылают и принимают сигналы от головного мозга и к нему через сеть взаимосвязей, столь многочисленных и сложных, что их совершенно невозможно подсчитать или составить их полную схему. В лучшем случае можно приблизительно сказать, что в мозгу находятся сотни миллиардов нейронов и во много раз больше связей между ними.
Рисунок 1. Нейроны

К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли - ПНЭО) , такие как медуллобластомы и пинеобластомы .

Мозговые клетки второго типа носят название нейроглии . В буквальном смысле это слово означает «клей, скрепляющий нервы» – таким образом, уже из самого названия видна вспомогательная роль этих клеток. Другая часть нейроглии содействует работе нейронов, окружая их, питая и удаляя продукты их распада. Нейроглиальных клеток в головном мозге гораздо больше, чем нейронов, и более половины опухолей головного мозга развивается именно из нейроглии.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами . Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.

Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда - межполушарная, или продольная щель. В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно. Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.

Складчатую поверхность головного мозга называют корой. Ее образуют тела миллиардов нервных клеток, из-за их темного цвета вещество коры получило название «серое вещество». Кору можно рассматривать как карту, где разные участки отвечают за различные функции головного мозга. Кора покрывает правое и левое полушария головного мозга.

Именно полушария головного мозга отвечают за обработку информации, поступающей от органов чувств, а также за мышление, логику, обучение и память, то есть за те функции, которые мы называем разумом.

Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Лобные доли обеспечивают «творческое», или абстрактное, мышление, выражение эмоций, выразительность речи, контролируют произвольные движения. В значительной мере отвечают за интеллект и социальное поведение человека. В числе их функций – планирование действий, расстановка приоритетов, концентрация внимания, воспоминания и контроль над поведением. Повреждение передней части лобной доли может привести к агрессивному асоциальному поведению. В задней части лобных долей находится моторная (двигательная) зона , где определенные области управляют разными видами двигательной активности: глотанием, жеванием, артикуляцией, движениями рук, ног, пальцев и т.д.

Иногда перед операцией на головном мозге делают стимуляцию коры, чтобы получить точную картину моторной зоны с указанием функций каждого участка: иначе существует опасность повреждения или удаления фрагментов ткани, важных для этих функций. ​

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве. В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты. Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев. В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого. Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей. Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок –структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечка или палаткой мозжечка (тенториумом) . По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Если в мозжечке вырастает опухоль, у больного могут возникнуть нарушения походки (атактическая походка) или движений (резкие рывкообразные движения). Могут появиться также проблемы с работой рук и глазомером.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга. Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг , который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост (или просто мост ), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг , который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация (или ретикулярная субстанция ) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус. Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус , который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой. ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух). Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Нервные окончания перекрещиваются в продолговатом мозге так, что левая сторона головного мозга управляет правой стороной тела – и наоборот. Поэтому опухоли, образовавшиеся в левой или правой части мозга, могут влиять на подвижность и чувствительность противоположной стороны тела (исключением здесь является мозжечок, где левая сторона посылает сигналы к левой руке и левой ноге, а правая – к правым конечностям).

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг. Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая , или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности. В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией , или водянкой головного мозга. Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.

Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столб защищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками ; их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С ), грудной (Th ), поясничный (L ), крестцовый (S ) и копчиковый

Для того, чтобы поведение человека было успеш­ным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия со­ответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всех вы­шеперечисленных факторов обеспечивает нервная система. Устройство ее имеет доступ и к внутрен­ним органам и к внешней среде. Функция ее состо­ит в том, чтобы соединять их и управлять органами * движения.

Таким образом, основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из переднего мозга, среднего мозга, зад-" него мозга и спинного мозга. Именно в этих основ­ных отделах центральной нервной системы нахо­дятся важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг. От спинного и го­ловного мозга по всему телу расходятся нервные волокна - это периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполни­тельными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические измене­ния в окружающей среде. Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п.) преобра- с


ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процессы торможения и возбуждения подчинены следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные раздражители при длительном воздействии на орга­низм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий. Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим ус­ловием успешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо­точивается в месте своего первичного возникнове­ния. Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности - внимания. При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, что обеспечивает нормальную ана-литико-синтетическую деятельность.

Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса все­гда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возника­ет процесс торможения. Чем интенсивнее сконцен­трированное возбуждение, тем интенсивнее и ши­ре распространен процесс торможения. Наряду с одновременной индукцией существует последо­вательная индукция нервных процессов - после­довательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.


СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Структурной единицей нервной системы яв­ляется нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендри-тов, по которым нервные импульсы идут к телу клет­ки, и одного длинного отростка - аксона. По нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет су­щественную роль в фильтрации нервных импуль­сов: пропускает одни импульсы и задерживает дру­гие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из голов­ного и спинного отделов мозга. Головной мозг под­разделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежу­точный и конечный.

Все отделы мозга имеют свои функции. Так, про­межуточный мозг состоит из гипоталамуса -центра эмоций и витальных потребностей, лимби-ческой системы, и таламуса.

У человека особенно развита кора больших полу­шарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в сред­нем равна 0,25 кв. м. Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчи­тывается около 15 млрд.

Различные нейроны коры имеют свою специфи­ческую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа, другая группа осуществляет син­тез, объединяет импульсы,идущие от различных ор-


ганов чувств и отделов мозга. Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздей­ствий и сличающая новые воздействия с имеющи­мися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозг делят на несколько десятков струк­турных единиц - полей, а по расположению его ча­стей - на четыре доли: 1) затылочную; 2) височ­ную; 3) теменную; 4) лобную.

Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части функ­ционально специализированы: 1) затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции; 2) лобно-височная - речевые; 3) височная - слуховые.

Наибольшая часть двигательной зоны коры голов­ного мозга человека связана с регуляцией движе­ния органов труда и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соеди­нены и с нижележащими отделами мозга, которые осу­ществляют важнейшие жизненные функции. В мозгу человека имеются все те структуры, которые возника­ли на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе «опыт», накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных.

По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры голов­ного мозга все более и более возрастает. Если, на­пример, удалить кору головного мозга у лягушки, то лягушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного мозга голубь летает, со­храняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного моз­га становится полностью не приспособленной к ок­ружающей обстановке.


В целом возбуждение представляет собой свой­ство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы воз­буждение - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из одного участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Тем самым возбуждение является носителем информации о свойствах, поступающих извне.

Торможение представляет собой активный, нераз­рывно связанный с возбуждением процесс, приводя­щий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. В первом случае торможение назы-ваетсяцентральным, вовтором- периферическим.

Только нормальное соотношение процессов воз­буждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, пре­обладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятель­ность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение дру­гих участков коры.

Одним из видов внутреннего, или условного, тор­можения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражи­телем (угасательное торможение). Этот вид тормо­жения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бес­полезными.


зуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию элект­рических и химических изменений в нервном волок­не. Нервные импульсы передаются по чувствитель­ным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответ­ствующие командные импульсы, которые передают­ся по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Деятельность нервной системы непосредственно подчинена работе головного мозга. Рассмотрим деятельность коры головного мозга человека.

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впер­вые были установлены И. П. Павловым. В настоя­щее время некоторые положения учения И. П. Пав­лова уточнены и развиты, а отдельные части пересмотрены. Однако для овладения основами со­временной нейрофизиологии необходимо ознако­миться с фундаментальными положениями учения.

Как было установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация в окружа­ющей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализом) и объеди­нением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтезом).

Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодей­ствием двух нервных процессов: возбуждения и торможения.



3 1 . РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным механизмом нервной деятельности яв­ляется рефлекс. Рефлекс - это реакция организ­ма на внешнее или внутреннее воздействие при по­средстве центральной нервной системы.

Термин «рефлекс» был введен в физиологию французским ученым РенеДекартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был при­менен лишь в 1863 г. основоположником русской материалистической физиологии М. И. Сечено­вым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Пав­лов экспериментально исследовал особенности фун­кционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные £ ^ и безусловные.

™ " Безусловные рефлексы - это врожденные реак­ции организма на жизненно важные раздражители (пищу, запах, вкус, опасность, и т. п.). Они не тре­буют каких-либо условий для своей выработки (на­пример, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой при­родный запас готовых стереотипных реакций орга­низма. Они возникли в результате длительного эво­люционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей од-" ного вида, это физиологический механизм инстин­ктов. Но поведение высших животных и человека ха­рактеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в лроцес-


СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ КОРЫ

Нервная система включает центральную и периферичес­кую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Перифери­ческая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела,органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы - нервная клетка (нейрон) (рис. 1). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по корот­ким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейро­нов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный элек­тронный мозг компьютера. Недаром немецкий поэт Г. Гей­не писал: «Как великий художник природа умеет неболь­шими средствами достигать великих эффектов».

Нервная система имеет множество функций. Она спо­собствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности пси­хики и поведения живого существа.

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) -основной элемент нервной системыНервная система развивается по мере усложнения ок­ружающей среды. Чем сложнее становится окружающая живой организм среда, тем развитее, сложнее - нервная система (рис. 2).

Рис. 2. Общая схема строения нервной системы:

а - пчелы; б - человека: 1 - головной мозг, 2 - спинной мозг, 3 - нервы

Формируются различные специализированные виды ощущений и соответственно более сложные формы пове­дения. Элементы нервной системы все более концентри-

Рис. За. - Развитие мозга млекопитающихруются в голове. Их становится все больше, они уплотня­ются, между ними образуются сложные связи. Так возни­кает головной мозг, достигающий своего максимального развития у человека.

Психика - свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность пси­хики, или психическая деятельность, тем сложнее и раз­нообразнее поведение (рис. За, 36). Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга.

Рис. 36. Мозг человека

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического разви­тия человека. Особое значение при этом имели членораз­дельная речь и изготовление орудий, способствующие раз­витию руки. Поэтому в коре больших полушарий человека значительное место занимают клетки, связанные с речью и кистью руки (рис. 4).


Рис. 4. «Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

В изучение того, как работа мозга обеспечивает слож­нейшие формы психической деятельности, существенный {Клад внесла нейропсихология. Один из ее создателей, оте­чественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необхо-jjhmo взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необ-(одимый для нормальной работы коры больших полуша­рий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечиваю-цие деятельность этого блока, располагаются в подкорко-)ых отделах мозга и в стволе мозга.2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это­го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определен­ного типа информации: затылочная - зрительной, височ­ная - слуховой и теменная - общечувствительной.

Этот блок состоит из трех надстроенных друг над дру­гом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную инфор­мацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выпол­нения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логи­ческие, грамматические и другие сложные операции, тре­бующие участия абстрактного мышления. Они ответствен­ны за сохранение информации, человеческую память.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятель­ности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения. А.Р. Лурия и его сотруд­ники исследовали, как больные с локальными (т.е. местны­ми, ограниченными) поражениями различных частей моз­га выполняют различные умственные операции, например решают задачи. Так, например, нарушение отделов коры височной области приводит к тому, что больной оказыва­ется не в состоянии удержать в памяти сложное условие задачи. Поэтому части условия у них пропадают.

Еще более сложные нарушения возникают при наруше­ниях лобных долей. Вот что пишут по этому поводу А.Р. Лу­рия и Л.С. Цветкова: «Больные с массивным поражением лобных долей мозга не испытывают никаких затруднений в усвоении и сохранении условий задачи; память их обычно не страдает, умение воспринимать смысл логико-грамма­тических отношений и оперировать числовыми величина­ми остается сохранным. Однако решение сколько-нибудь

1 Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 57-58.сложных задач оказывается для них недоступным на этот раз из-за невозможности составить четкий план их реше­ния, затормозить побочные ассоциации и принять нужное решение из всех возможных операций выбрать только соот­ветствующие условиям задачи.

Данные больные, повторяя условия задачи, легко могут подменить ее конечный вопрос привычным, иногда уже входящим в условия и воспроизводят условие задачи „На двух полках было 18 книг, но не поровну, на одной в два раза больше, чем на другой; сколько книг было на каждой полке?" как „На двух полках было 18 книг и т.д.; сколько книг было на обеих полках?" Даже правильно повторяя и удерживая условие, они не могут сделать его основным фактором, направляющим ход дальнейшего решения; как правило, они не начинают систематически работать над усвоением этого условия, созданием плана решения зада­чи, а вместо этого легко выхватывают один из фрагментов условия, соскальзывают на бесконтрольно всплывающие и несоответствующие условию операции. Именно поэтому решение вышеприведенной задачи принимает у них часто такую форму: „Ага, ясно... на двух полках 18 книг, на од­ной из них в два раза больше... значит, 36... а всего 36 + 18 = 54" и т.п. Несоответствие хода решения условиям задачи, бессмысленность полученного ответа не смущают этих боль­ных. Полученный результат не сличается ими с исходным условием, и даже после разъяснения его бессмысленности больной снова соскальзывает на подобные фрагментарные, бесконтрольно возникающие действия» 1 .

Напомним, что в обоих примерах речь идет о больных людях с серьезными повреждениями мозга. Однако и в этих случаях можно преодолеть дефекты мыслительной дея­тельности с помощью специального восстановительного обучения. Вот, например, какую программу рекомендуют авторы больным с повреждением лобных долей:

1. Прочитайте задачу.

2. Разбейте задачу на смысловые части и отделите их друг от друга чертой.

3. Выпишите эти части одну под другой.

4. Подчеркните и повторите, что спрашивается в задаче.

5. Решайте задачу.

6. Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то...

7. Посмотрите внимательно на условие задачи и найди­те, что неизвестно.8. Как можно узнать это неизвестное! Напишите первый вопрос задачи и выполните нужное действие.

9. Сверьте его с условием.

10. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

11. Напишите второй вопрос задачи и выполните нуж­ное действие.

12. Сверьте его с условием задачи.

13. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

14. Напишите третий вопрос задачи и выполните нуж­ное действие.

15. Сверьте его с условием задачи.

16. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если да, то...

Сделайте общий вывод: каков ответ задачи? 1

С поражениями или недостаточным развитием отдель­ных областей, зон мозга бывают связаны и некоторые труд­ности в обучении детей, в усвоении ими учебного матери­ала, выполнении учебных обязанностей, недисциплини­рованность и т.п. Конечно, у детей это чаще всего связано не с поражениями мозга, а с особенностями его разви­тия, его созревания. Существенное значение имеет, с од­ной стороны, степень соответствия предъявляемых ребен­ку требований его возможностям, обусловленным особен­ностями развития мозга, а с другой - обеспеченность его нормального функционирования.

Последний вопрос, который необходимо рассмотреть при анализе строения мозга, касается функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психо­логии обозначается как проблема функциональной асим­метрии мозга.

Полушария мозга выполняют разные функции. Одно вы­полняет ведущую (доминантную) функцию, другое - под­чиненную. От того, какое именно полушарие является глав­ным, зависит, какой рукой человек лучше действует - пра­вой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой -«правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто луч­ше действует левой - «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рацио-

1 См.: Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обуче­ния в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 59.нальным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и посте­пенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множествен­ную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче­стве, причем не только художественном, но и научном.

Проблема функциональной асимметрии мозга в насто­ящее время разрабатывается очень интенсивно. Приведем пример результатов одного исследования, задачей кото­рого было изучение и описание психических процессов, протекающих в каждом из полушарий, и установление их связи с некоторыми типичными способами понимания, познания мира 1 .