Одна и 2 н в наречиях. Правописание н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных. Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме

Одна и две Н в наречиях на –о, -е.

(продолжение темы)

Цели:

    Закрепить умения учащихся правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи (краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);

    развивать память, логическое мышление, навыки грамотного письма;

    воспитывать интерес к языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Домашнее задание: упр. 258.

    Актуализация знаний учащихся.

1. Опрос.

- Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что нам нужно знать, для того, чтобы правильно написать наречия с Н или НН?

- Вспомните, когда мы пишем Н и НН в прилагательных

(В име­нах при­ла­га­тель­ных одна буква Н пи­шет­ся в суф­фик­сах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

На­при­мер: ле­бе­ди­ный (в суф­фик­се -ИН- пи­шет­ся одна буква Н), ко­жа­ный (в суф­фик­се

АН- пи­шет­ся одна буква Н), шер­стя­ной (в суф­фик­се -ЯН- пи­шет­ся одна буква Н).

Исключения: ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ, ОЛОВ ЯНН ЫЙ, СТЕКЛ ЯНН ЫЙ.

(Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, суф­фик­сы ко­то­рых на­чи­на­ют­ся с буквы О или Е.

На­при­мер, РЕ­ДАК­ЦИОННЫЙ, ТРА­ДИ­ЦИОННЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ, КЛЮКВЕННЫЙ.

Исключение: ветреный

Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных при по­мо­щи суф­фик­са Н от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на букву Н.

Например: РАВ­НИН­НЫЙ = РАВНИН А+ Н)

Таким образом, в наречиях мы пишем столько же Н сколько в прилагательном и причастии от которого это наречие образовано. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 259.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Но все ли, рассказанное в былинах, происходило на самом деле?

Рассказанное – полное причастие сов вида, значит пишем НН.

Исполнители былин всегда увлеченно, искренне повествовали о мужественных богатырях, которые бесстрашно сражались с врагами Русской земли.

Увлеченно- наречие (от прилагат. увлеченный); искренне-наречие (от прилаг.искренний), бесстрашно – наречие (от прилаг.бесстрашный)

Конечно, в былинах немало вымысла, но в них взволнованно повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания.

Немало – наречие (можно заменить синонимом - много), взволнованно – наречие (взволнованный).

Внимательно слушая или читая старинные сказания, люди вспоминают памятные события русской истории.

Внимательно – наречие (образовано от прилаг – внимательный).

Народ неслучайно сложил былины о благородных заступниках, которые преданно, самоотверженно служат людям, оберегая их свободу и мирную жизнь.

Неслучайно –наречие (можно подобрать синоним-закономерно, логично), преданно – наречие (от прилагат-преданный) , самоотверженно – наречие (самоотверженный-прилагат)

    Объяснение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше правило (на слайде) и скажите, какое правило и какие знания нам еще пригодятся при правильном написании Н и НН в наречиях?

(Нам понадобятся знания в правильном правописании Н и НН в причастиях, кроме того мы должны научиться различать краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия и наречия).

Рассмотрим примеры:

1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя .

Класс-подлеж, слушал – сказуемое; слушал – (как?) сосредоточенно – это обстоятельство образа действия, выражено НАРЕЧИЕМ. Относится к глаголу, можно заменить другим наречием - внимательно . Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н , сколько в слове сосредоточенный .

2. Лица всех были сосредоточенны , серьезны.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Лица – подлежащее; лица (были каковы?) – были сосредоточены – это сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н , сколько н в полной форме).

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Войска – подлежащее; были сосредоточены – сказуемое; Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточились , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н .)

Таким образом,

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу - это наречие, в котором всегда пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово - сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н .

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н , сколько в полной форме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Закрепление полученных знаний.

1. Коллективная работа с классом.

Используя схему рассуждения, объясните написание Н и НН в разных частях речи.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н ).

кр. прилаг. кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательная и сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н , сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н , сколько н в слове, от которого образовано наречие).

Выставка организована спонсорами (краткое причастие,можно заменить - организовали спонсоры).

Экскурсия прошла (к а к?) организованно (наречие, образовано от слова организованный, в слове организованный два н )

Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (краткое прилагат, можно заменить полной формой дисциплинированная и организованная)

Собрание взволновано сообщением (краткое причастие, можно заменить глаголом - собрание взволновало сообщение).

Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно . (наречие, образованно от слова – взволнованный, в котором пишется НН)

Семена рассеяны по полю (краткое причастие, можно заменить глаголом- семена рассеяли)

2. Работа в парах.

Задания: выписать СС с наречиями. Объяснить правописание Н и НН.

увлеченно кричали

очень сильно

сильно пахло

разбросанно лежали

ужасно скучные

усиленно держали

совершенно неинтересно

увлеченно – увлеченный (причастие)

сильно – сильный (прилагательное)

разбросанно – разбросанный (причастие)

ужасно – ужасный (причастие)

усиленно – усиленный (причастие)

совершенно – совершенный (прилагательное)

интересно – интересный (прилагательное)

По завершении работы, происходит взаимопроверка.

    Самостоятельная работа.

Взволнова..о говорить

Безум..о посмотрел

Отчая..о закричал

Внимание ребят рассея..о

Ветром рассея..ы семена по полю

Медле..о шел по городу

Заснеже..о белели крыши домов

Взволнованно говорить (наречие)

Безумно посмотрел (наречие)

Отчаянно закричал (наречие)

Внимание ребят рассеянно (прилагательное)

Ветром рассеяны семена по полю (причастие)

Медленно шел по городу (наречие)

Заснеженно белели крыши домов (наречие)

Критерии оценок.

«5» - 8

«4» - 6-7

«3» - 4-5

    Подведение итога урока. Рефлексия.

С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой?

С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

    Домашнее задание.

Упр. 258 стр. 107. (по заданию)


Написание н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий зависит от особенностей образования конкретного слова, его формы и наличия зависимых слов.
Таблица Правописание н нн в прилагательных причастиях наречиях

исключения масленый , ветреный (но безветренный, наветренный ).

исключения оловянный, стеклянный, деревянный

исключения крещеная мать, раненый солдат, названая сестра

исключения : кованый, жеваный

  • Что такое причастие в русском языке
  • Причастие и причастный оборот
  • Н и НН в причастиях
  • Причастие и деепричастие
  • Причастный и деепричастный оборот
  • Морфологический разбор причастия
  • Правописание суффиксов причастий
  • Правописание НЕ с причастиями
  • Действительные и страдательные причастия
  • Страдательные причастия
  • Вопросы причастия
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми
  • Образование страдательных причастий
  • Краткое причастие
  • Н и НН в кратких причастиях
  • Причастие как часть речи
  • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
  • Краткие и полные страдательные причастия
  • Морфологические признаки причастия
  • Страдательные причастия настоящего времени
  • Краткие страдательные причастия
  • Образование причастий
  • Действительные причастия
  • Окончания причастий
  • Причастие как особая форма глагола
  • Склонение и падежные окончания причастий
  • Обособление причастий
  • Как подчеркивать причастие
  • Совершенный и несовершенный вид причастия
  • Чем отличается причастие от прилагательного
  • Как обозначается причастный оборот
  • Образование действительных причастий
  • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
  • Как выделяется причастный оборот на письме
  • Суффиксы страдательных причастий
  • Как определить причастие
  • Ошибки в причастиях
  • Виды причастий
  • Действительные причастия настоящего времени
  • Гласные в суффиксах причастий
  • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
  • Гласные в причастиях перед НН
  • Знаки препинания при причастном обороте
  • Причастия настоящего и прошедшего времени
  • Признаки прилагательного у причастия
  • НН в полной форме причастий
  • Правописание е и в суффиксах причастий
  • Возвратность причастия
  • Определение, выраженное причастным оборотом
  • Как найти причастный оборот
  • Одиночное причастие
  • Суффиксы действительных причастий
  • Грамматические признаки причастия
  • Синтаксическая роль причастия
  • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
  • Суффиксы ем, им в причастиях
  • Спряжение причастий
  • Как отличить причастие от деепричастия
  • Отличие причастного оборота от деепричастного
  • Написание не с глаголами и деепричастиями
  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  7. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  8. 9. Артём Чекуров 2,016
  9. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

1. Когда в прилагательных пишется нн ?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожан ый: песок, рожь;

барабан – барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненн ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешен ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошен ый луг – некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;
выкрашенн ый забор – крашеный – давно не крашенн ый – некрашен ый;
неткан ая скатерть – тканн ая золотом – сотканн ая – несотканн ая;
ранен ый воин – раненн ый в бою – легкоранен ый – поранен ы плугом;
жжен ый сахар – полусожженн ая рукопись – выжженн ая пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн .

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон ого коня. 8) Станица обнесен а землян ым валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрен а, как и ее барышня (А.Пушкин) . 10) Ночь была безветренн ая.

6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Прян ик, тружен ик, гостин ица, морожен ое, путешественн ик, дружинн ик, родственн ик, малинн ик, священн ик, воспитанн ик, учен ик, лиственн ица, конн ица, гривенн ик, имен инн ик, пленн ик, ставленн ик, коноплян ик, нефтян ик, сушен ица, учительн ица, путан ица, торжественн ость.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушен ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн ые в горшочке (з.с.); нетушен ые (приставка не- не влияет на правописание); потушенн ые овощи (приставка).
Кован ый сундучок, груженн ая кирпичом баржа, стрелян ые гильзы, раненн ый в плечо, названн ый в честь, сеченн ые градом поля, купленн ый товар.

10. Объясните написание н и нн , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственн ое (лиственн ое).

Болезненн о вялый вид, длинн орукий юн оша, прян о-нежный аромат, послеобеденн ый сон, свежеморожен ое мясо, свежезамороженн ые фрукты, самоткан ый ковер, малоношен ый пиджак, высокохудожественн ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственн ик, родственн ость.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутанн а и неясна.
5) Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн ).

1) Размешанн ые краски,
2) бесценн ая вещь,
3) выкрашенн ые лавки,
4) поляна освещен а,
5) ткан ый узор,
6) туристы размещен ы,
7) комиссия образован а,
8) румян ые лица,
9) свин ые окорока,
10) некрашен ая ткань,
11) писан ая красавица,
12) тетрадь исписан а,
13) кожан ый портфель,
14) ветрен ый день,
15) ветрян ой двигатель,
16) безветренн ый день,
17) рассеянн ый мальчик,
18) нечаянн ая ошибка.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно .

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: маслен ица – маслен ый (блин).

Непринужденн ость, бешен о, бесцеремонн ость, жизненн о, доверенн ость, гостин ица, ветрен о, лиственн ица, карманн ик, таможенн ик, родственн ик.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционн ое время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копчен ость – копчен ый .

Смышлен ость, воспитанн ик, мудрен ость, маслен ица, избранн ик, туманн ость, путан ица, запутанн ость, ремесленн ик, юн ость.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенн ая в золе рыба – печен ая рыба, позолоченн ое кольцо – золочен ое кольцо .

Квашенн ая в бочке капуста, побеленн ый потолок, растопленн ое масло, груженн ая лесом баржа, вымо-щенн ая улица, раненн ый в руку воин, давно не крашенн ые волосы, незасеянн ое поле, посаженн ые детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о- .

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутан а, говорить запутанн о .

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн- .

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошен ый луг – нескошенн ый луг
крашен ое изделие – давно не крашенн ый забор
плетенн ая умельцем корзина – корзина не сплетен а
купленн ый хлеб – ранен ый солдат
данн ый пример – ткан ый узор
полусожженн ая рукопись – полувялен ая рыба
морожен ое мясо – незамороженн ая ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Решения обдуманн ы (верны) – все ходы обдуман ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн ы (решительны)
Бумаги направлен ы в суд – двигаться направленн о

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – белен ый, давно не беленн ые стены .

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканн ый золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанн ое морожен ое, запутанн ое дело, путан ая история, юн ый шахматист, история запутанн а, нерешенн ая задача, неткан ый материал, золочен ая нить. неразгаданн ая тайна, слоен ый пирог, кипячен ая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн .

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитан ы – воспитанн ы, изолирован ы – изолированн ы, спаян ы – спаянн ы, рассеян ы – рассеянн ы, сдержан ы – сдержанн ы.

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

Таблицы с примерами.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Искл.: ветреный (но: безветренный)

Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный

(старинный (старина), карманный (карман) )

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)

Сложные прилагательные

Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,

что и соответствующее им самостоятельное слово

Краткие прилагательные

Пишется столько Н, сколько и в полной форме

Краткие причастия

Всегда пишется только Н

Сделано дело, задача решена, связаны словом

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.

(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )

Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е- , образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н :

  • Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 8 классе.

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Правописание н и нн в наречиях

Цели урока:

Закрепить тему «Образование наречий»;

Познакомиться с условиями написания Н и НН в наречиях;

Вырабатывать навыки написания наречий с Н и НН, пользуясь полученными знаниями;

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Оргмомент:

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, т. к. у нас присутствуют гости. Давайте покажем им, как хорошо мы умеем работать.

Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка поднимает настроение, и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

Сегодня нам придётся потрудиться, ведь кроме повторения и закрепления предыдущей темы – «Образование наречий», нам предстоит познакомиться с новой темой «Правописание Н и НН в наречиях», поэтому наши цели — . (см. выше).

2. Чтобы понять, как вы усвоили тему «Образование наречий», я дам несколько заданий по карточкам:

Карточка №1 : — о способах образования наречий, с примерами.

Карточка №2 – домашнее упражнение № 93.

Весь класс в это время записывает дату и выполняем задание в тетради:

Задание для класса: подобрать антонимы к наречиям, записанными на доске и выполнить их словообразовательный разбор: назад, влево, затемно, часто, хорошо, весело, холодно, начерно, долго.

1. Карточка о способах образования наречий.

2. Упражнение № 93 (домашнее)

3. Задание для всего класса.

Учитель просит учащихся вместе с одним учеником из класса записать на доске и в тетрадях предложение и разобрать его по членам.

Валентин смотрел на Наташу влюбленно, страстно, призывно.

— есть ли в предложении наречия?

— имеет ли их написание отношение к теме урока?

Вы заметили, что два наречия мы написали с Н, а одно НН.

От чего же зависит написание наречий с Н и НН?

=>учитель озвучивает правило.

=>правило в учебнике (§13)

Да, ребята, правило это очень простое, но и в нём есть свои трудности.

Помните ли мы, когда писать Н и НН в прилагательных? (схема ) причастиях?

Что общего и различного в написании кратких форм прилагательных и причастий?

— в прилагательных – в полной и краткой форме – одинаково

— в причастиях – в полной форме 2, а краткой – 1.

Итак: в помощь – ТАБЛИЦЫ-помощницы.

! Учитель объясняет, что написано в таблицах и для примера использует упражнение 97 – 1-ое предложение.

Прежде, чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Сейчас вы услышите ряд слов разных частей речи. Мальчики встают, если звучит наречие, девочки – если существительное.

Красивый, доброта, скромно, помогать, помощь, взаимопонимание, дружно, одинаково, нежный, любимый, друзья, заботиться.

Молодцы ребята! Я надеюсь, что все эти слова есть в вашем личном словарике и часто вами используются!

Закройте книги: напишите на линейке цифры от 1 до 9 с промежутком в сантиметр. Мы напишем графический диктант: (Упражнение 97 + 1 предложение своё).

Проверка и выставление (за диктант)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вы готовы к серьезной работе. На доске записаны предложения. Их нужно списать, вставить пропущенные буквы.

  1. Над садом т. ржестве. о и радост. о звучала песня.
  2. Луна поднялась высоко и необыкнове. о ярко озаряла всю равнину.
  3. Вокруг было пусты. о и безмолв. о.
  4. Соревнование было организова. о х. р. шо.
  5. Девочка была воспита. а в детском доме.
  6. Ш. рокий поток лед. ной воды беше. о мчался с горы.
  7. Каждый из нас сосредеточе. о думал о своем.
  8. Звук п. дения воды стра. о сливался со стуком часов.

Итоги урока:

— какую тему изучили?

— как звучит правило?

— всё ли было понятно?

Д/з: §13, упражнение 100, подготовить устное сообщение по упражнению 99.

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока :

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно ← неожиданный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно ← сильный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником - с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия - как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организованно. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н или нн

(относится к глаголу)

Сказуемое

Например.

ТоржествеННо – торжествеНН ый.

ИнтересНо – интересН ый.

ПутаНо – путаН ый.

Упражнение

Проверьте правильно ли Вы записали словосочетания .

Вскрикнул испугаНН о,

смотрел рассеяНН о,

делает искусН о,

относился легкомыслеНН о,

ждал бесконечН о,

говорить обдумаНН о,

отвечать путаН о,

времеНН о отсутствовать.

Н и НН в наречиях на -О, -Е

Наречия надо отличать от кратких причастий, в которых пишется Н, и от кратких прилагательных, в которых пишется столько Н, сколько и в полной форме.

Например. как?

Класс сосредоточеННо (внимательно) слушал объяснения учителя (наречие).

Лицо было сосредоточеННо, серьезНо (кр.прил.).

Войска были сосредоточеНы на равнине (кр.прич.).

(сосредоточились)

Проверьте упражнение .

1. Выставка организоваН а спонсорами (кр.прич.).

2. Экскурсия прошла организоваНН о (наречие).

3. Ученица дисциплинироваНН а и организоваНН а (кр.прил.).

4. Все слушали сообщение взволноваНН о (нар.).

6. Собрание взволноваН о сообщением (кр.прич.).

7. Она была невнимательН а и рассеяНН а (кр.прил.).

8. Вчера он слушал рассеяНН о (наречие).

9. Семена рассеяН ы по полю (кр.прич.).

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся: неожидаННый медлеННый страННый свящеННый чваННый чекаННый желаННый окаяННый делаННый невидаННый неслыхаННый нечаяННый неждаННый негадаННый жемаННый рдяНый пряНый зелеНый свиНой бараНий сиНий румяНый багряНый юНый смышлеНый назваНый (брат) посажеНый (отец)

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением!

К ним относятся:

мошеННик тружеНик

племяННик

придаНое ставлеННик даННик беспридаННица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)



а. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4)

1 Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-.

Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3



Ответы: 3, 3, 3.

1.Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных). Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.

2) Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».

Например. Население было собрано начальником гарнизона.

Она воспитана в строгих правилах.

3) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными

Девушка начитанна (умна, эрудированна)

· Отличите наречие от прилагательного и причастия.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы

Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,

помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

· Обобщение.

Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).

Домашнее задание.

Определите, почему созвучные слова в двух стихотворных строках пишутся по-разному - с одной и с двумя н .

      А она раскована,
      На ней скакать рискованно.

256. Определите, как образованы данные наречия.

Превосходно ← превосходный; справедливо, бережливо, неустр..-шимо, излишне, бе..вкусно, безобл..чно, безвредно, конкретно, пренеприятно, бе..заботно, весело, вредно, тесно, холодно, бесстрашно, безбоязненно, доблес(?)но, увлеч..нно, естественно, искренне.

бережливо
конкретно [р"]

Применяя данное правило, рассуждайте так: (Держался) мужественно. Мужественно - это наречие и в нём пишется столько букв н , сколько в том слове, от которого оно образовано (мужественный ).

257. Подберите к прилагательным однокоренные наречия. Запишите также словосочетания «глагол + наречие». Обозначьте условия выбора н и нн в наречиях. Какие словосочетания можно использовать при описании взгляда человека?

Глядеть, груст(н, нн)ый; взволнова(н, нн)ый, рассказывать; испуга(н, нн)ый, вздрогнуть; принуждё(н, нн)ый, улыбнуться; дружелюб(н, нн)ый, взглянуть; присталь(н, нн)ый, посмотреть; глядеть, вниматель(н, нн)ый.

258. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Мальчик рассея(н, нн)о смотрел по сторонам. Среди лесов рассея(н, нн)о много од..ноких охотнич..их домиков. В последние дни девочка (не)внимательна, рассея(н, нн)а. 2. Друзья переглянулись разоч..рова(н, нн)о и уныло. Сестра была разоч..рова(н, нн)а, узнав, что подруга (не)пр..несла ей книгу. 3. Мать уд..влё(н, нн)о посмотрела на сына. Большинство присутствующих было уд..вле(н, нн)о словами девочк... 4. После вчерашней бур.. море взволнова(н, нн)о. Лицо девушки было взволнова(н, нн)о. Мой спутник говорил горячо и взволнова(н, нн)о.

259. Н или нн ? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите условия их выбора. Над какими видами орфограмм вы работаете? Озаглавьте текст.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Но всё ли, расеказа(н, нн)ое в былинах, происходило на самом деле?

Исполнители былин всегда увлечё(н, нн)о искре(н, нн)е повествовали о мужестве(н, нн)ых богатырях, которые бесстраш(н, нн)о сражались с врагами Русской земли.

Конечно, в былинах (не)мало вымысла, но в них взволнова(н, нн)о повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания. Вниматель(н, нн)о слушая или читая старинные сказания люди вспоминают памятные события русской истории.

Народ (не)случайно сложил былины о благородных заступниках, которые преда(н, нн)о самоотверже(н, нн)о служат людям оберегая их свободу и мирную жизнь.