Благоустройство населенных пунктов сельских поселениях. Благоустройство населенных пунктов как объект надзора. Остановочный автобусный павильон

    БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАК ОБЪЕКТ НАДЗОРА

    Ю.И. НАУМОВА, М.Г. ИБРАГИМОВ

    Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из их интересов и с учетом исторических и местных традиций. Один из наиболее важных вопросов для поселений, муниципальных районов и городских округов - организация благоустройства их территорий.
    Вопросы местного значения предполагают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Круг указанных вопросов исчерпывающим образом определен в ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Один из них - организация благоустройства территорий муниципальных образований. Эта важная сфера нормотворчества, напрямую связанная с удобной и комфортной жизнедеятельностью людей, регламентирующая вопросы содержания и уборки территорий, мест массового пребывания граждан, обеспечения чистоты и порядка в границах населенных пунктов, по определению нуждается в четком и ясном нормативном регулировании со стороны муниципальных образований.
    Статьей 21 Закона о прокуратуре и п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 предписывается при осуществлении прокурорского надзора безотлагательно реагировать на все факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, путем применения мер прокурорского воздействия.
    В рамках реализации отмеченных требований татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в первом квартале 2010 г. была проведена проверка законности и обоснованности Правил благоустройства муниципальных образований Республики Татарстан (далее - Правила). В результате выявились многочисленные нарушения действующего законодательства.
    Наиболее показательными нарушениями при издании Правил стали: регламентация вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, необоснованное вмешательство во внутрихозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе в части проведения проверок субъектов предпринимательства.
    Так, Правила восьми муниципальных образований (г.г. Азнакаево, Альметьевск, Лениногорск и др.) содержали запрет на самовольный снос и перестановку торговых киосков, павильонов, гаражей и иных хозяйственно-бытовых объектов. На граждан, индивидуальных предпринимателей и юридические лица возлагались необоснованные обязанности по содержанию и уборке территорий за пределами земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или иного пользования, объектов уличного освещения, урн, табличек и т.п. Доходило даже до того, что запрещалось движение по городу на загрязненном автотранспорте.
    Тем самым грубо игнорировались требования ст. ст. 209 и 210 ГК, на основании которых собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом бремя по содержанию территории, находящейся в муниципальной собственности, должен нести собственник. Тем более что на содержание муниципального имущества специально выделяются средства из местного бюджета.
    В нарушение п. 1 ст. 421 ГК, гарантирующего свободу заключения договора, в Правилах благоустройства г. Елабуги содержалось положение о возложении на руководителей хозяйствующих субъектов обязательств по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов не позднее чем за два месяца до начала года. В тех же Правилах, в нарушение ст. 10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", необоснованно устанавливались дополнительные основания для проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства, не было положения о необходимости согласования подобного рода проверок с органами прокуратуры.
    Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.
    Кроме того, практически во всех Правилах были установлены коррупциогенные факторы. Документы изобиловали такими формулировками, как "в соответствии с требованиями", "без согласования в установленном порядке", "без согласования с уполномоченным органом", "без получения соответствующего разрешения" и т.п. Такая неясность требуемых процедур и согласований создавала широкие пределы усмотрения для правоприменителя, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным проявлениям. Наиболее распространенный характер это носило в Правилах г.г. Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, а также Высокогорского муниципального района.
    В отдельных случаях встречались грубые стилистические неточности. Порой доходило до ошибок при нумерации пунктов и подпунктов. В отдельных нормативных документах стилистические неточности затрудняли, а порой и вовсе делали невозможным понимание смысла формулируемых предложений.
    В общей сложности по результатам проверки природоохранной прокуратурой в представительные органы муниципальных образований РТ было принесено 12 протестов, которые удовлетворены в полном объеме. В отдельных случаях, когда нарушения закона носили наиболее распространенный характер, рассмотрение протестов производилось с участием прокурора.
    В сферу организации благоустройства помимо прочего входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. С наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращения от граждан по вопросу законности размещения снежных свалок. Порой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещения снегоотвалов приводит к непредсказуемым последствиям, а в некоторых случаях и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людей.
    Одно из подобных обращений поступило в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру от жителей п. Салмачи г. Казани. Граждане жаловались на нарушение гарантированного каждому ст. 42 Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду, выражавшееся в систематическом (более четырех лет) затоплении их домов во время весеннего таяния снега. Ситуация осложнялась еще и тем, что поселок расположен в низинной местности, а снегоотвал находится на возвышении. В отдельных случаях дело доходило даже до плавающих диванов, кроватей и прочих предметов бытового обихода.
    В ходе изучения законности размещения снежной свалки было установлено, что она эксплуатировалась с нарушениями требований закона. Размещение снегоотвалов регулируется Правилами благоустройства г. Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12, в соответствии с п. 3.4.14 которых места расположения снежных свалок определяются уполномоченным органом и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ. Аналогичное положение содержится в п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 (санитарные правила содержания территорий населенных пунктов). При этом снегоотвалы должны быть оборудованы подъездными путями, освещением, бытовыми помещениями и ограждением.
    Статья 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов осуществления землепользования называет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
    Требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части необходимости согласования мест расположения снежных свалок грубо нарушала эксплуатирующая организация снегоотвала в п. Салмачи - ООО "Айнур и Ко". Будучи согласованной с ЦТУ Минэкологии РТ, снежная свалка не была огорожена, мер по согласованию ее с Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ не предпринималось. В отношении ООО (как юридического лица) и его директора (как должностного) природоохранной прокуратурой в связи с нарушением Правил благоустройства городских округов возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ. Общая сумма наложенного взыскания составила 30 тыс. руб.
    Статья 1065 ГК говорит о том, что опасность причинения вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. С учетом этого, в суд было направлено исковое заявление к ООО "Айнур и Ко" о запрещении деятельности по завозу и складированию снега на снегоотвале в п. Салмачи до устранения нарушений. В целях обеспечения иска, поскольку снежная свалка была переполнена и каждый дополнительный завоз снега создавал реальную угрозу для местных жителей, одновременно с иском в суд было представлено заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику осуществлять деятельность по завозу и складированию снега на снежной свалке до принятия судом решения по существу. Заявление об обеспечении иска суд удовлетворил, что позволило значительно снизить объем завозимого на свалку снега. При рассмотрении иска по существу требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
    Комплексный анализ законности размещения снегоотвалов на территории г. Казани показал, что из 13 санкционированных снежных свалок с органами Роспотребнадзора было согласовано лишь 3. Иными словами, можно заключить, что в большинстве случаев нельзя было с уверенностью утверждать, что для граждан обеспечена надлежащая безопасность снежных свалок.
    По результатам проверок горрайпрокурорам РТ были разосланы информационные письма о практике прокурорского надзора в сфере благоустройства населенных пунктов. О состоянии законности при эксплуатации снежных свалок на территории Казани проинформирован исполнительный комитет города.
    Результаты проверки были освещены в средствах массовой информации и вызвали широкий общественный резонанс. Показателем эффективности работы являются и поступающие положительные отзывы от граждан, благодарных за защиту прокуратурой их нарушенных прав и законных интересов.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Введение

Тема контрольной работы «Принципы благоустройства населенных пунктов» по дисциплине «Социальный менеджмент».

Цель работы - обосновать необходимость разработки теоретических основ науки о благоустройстве населенных пунктов и его новой парадигмы, очертить главные методологические принципы благоустройства, их сущность и значение для решения актуальных проблем развития общественных отношений в новых политико-экономических условиях; углубление научных основ области знаний о благоустройстве в части определения методологических принципов его организации и практического осуществления в постсоциалистической экономике Украины.

Принципы благоустройства населенных пунктов

На современном этапе трансформационных процессов в экономике Украины особую актуальность приобретает проблема благоустройства населенных пунктов и территорий, от которого непосредственно зависят качество жизни граждан и формирование отношений в трансформационном обществе. Проведенные исследования убеждают, что, с научной точки зрения, благоустройство -- это сложная система общественных отношений по созданию и совершенствованию комфортных условий для жизнедеятельности людей. Однако в Украине, несмотря на конституционное право ее граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду, комфортные условия жизни во многих населенных пунктах в силу ряда причин организационного, экономического, политического, научного и финансового характера отсутствуют. Так, в целом в Украине почти 60% улиц и дорог не имеют искусственного освещения, около 30% улично-дорожной сети -- твердого покрытия, 78% сельских населенных пунктов - водопровода, 97% -- канализации, 54% -- не газифицированы, лишь около 40% вредных отходов производства утилизируется и обезвреживается, ежегодно создается свыше 16 тыс. несанкционированных мусорных свалок, которые экологически опасны и не совместимы с понятием благоустройства Кроме того, доля старых и аварийных канализационных сетей превышает 34%, водопроводов -- 38% : , что свидетельствует о повышенном риске для многих граждан потерять комфортные и безопасные условия жизни.

Низкий уровень благоустройства населенных пунктов, особенно в сельской местности, вызван бессистемностью мер по благоустройству территорий, отсутствием целостной концепции благоустройства населенных пунктов в постсоциалистический период и научной разработки данной проблемы, непониманием ее сути для внедрения экономических реформ, слабой заинтересованностью политиков и предпринимательских структур, недостаточно развитой культурой и ответственностью общин и отдельных граждан за состояние окружающей среды.

На этапе формирования нынешних общественных отношений сфера благоустройства населенных пунктов и территорий требует новых концептуальных подходов к решению проблем, накопившихся на протяжении всего периода реформ в Украине. При этом новая парадигма благоустройства должна базироваться на соответствующем научном обеспечении, которое формируется на основе достижений в теоретическом осмыслении явлений общественной жизни.

В современных научных разработках в этой сфере такие авторы, как В. Денисов, И. Половцев, Е. Куц и др., рассматривают благоустройство преимущественно в контексте градостроительных процессов и решения практических вопросов развития инфраструктуры, которые не охватывают всего комплекса методологических и методических вопросов и не позволяют сформировать целостную систему научного обеспечения сферы благоустройства населенных пунктов в сегодняшних политико-экономических условиях.

До сих пор ученые не рассматривали благоустройство с точки зрения фундаментальной науки, остаются не разработанными методологические принципы, на основе которых должна строиться концепция развития этой области в зависимости от типа экономической системы, теоретические исследования крайне ограниченны, однобоки, узкопрофессиональны и касаются преимущественно обоснования технических норм и количественного измерения отдельных элементов благоустройства. Поэтому разработка его научных положений с точки зрения общесоциологического, общеэкономического и философского подходов объективно необходима.

В сегодняшних условиях научные основы благоустройства должны развиваться в направлении рассмотрения неисследованных вопросов, опираться на общую экономическую теорию, анализ процессов и явлений современной реальной жизни, их оценку и осмысление в контексте рыночных трансформаций, информационных, научно-технических и глобализационных процессов, происходящих в мире и в Украине. К таким теоретическим вопросам относится, в частности, разработка методологических принципов благоустройства на современном этапе социально-экономического развития страны.

Доминирующим принципом благоустройства в социалистическую эпоху считался принцип типизации проектов обустройства населенных пунктов и плановости их реализации. Не отрицая позитивные аспекты такого подхода, который позволил решить насущные задачи социально-экономического развития страны той эпохи, необходимо признать, что в условиях формирования экономики рыночного типа соблюдение лишь этого принципа в управлении благоустройством не может обеспечить необходимые результативность и эффективность данного процесса. Согласно проведенным исследованиям, сохранение прежних подходов в управлении сферой благоустройства в теперешних политико-экономических условиях приводит к образованию и углублению негативных тенденций в состоянии обустройства и приведения в порядок населенных пунктов, к разрушению созданной в прежние времена системы управления этим процессом без соответствующей замены ее новыми, адекватными рыночной среде, подходами и механизмами.

Благоустройство -- не механическое соединение его элементов, а сложная система взаимодействия множества факторов и взаимоотношений, которая сегодня отличается новым по сравнению с предыдущей эпохой содержанием. В формировании качественно нового состояния общественных отношений на постсоветском пространстве особое место принадлежит благоустройству, которое в современных реалиях должно развиваться по принципам, определяющим стратегию и тактику деятельности по обустройству и приведению в порядок территорий, основная цель которых -- создание комфортной среды для жизнедеятельности людей. Методологический аспект принципов рассматривается как начальная теоретическая предпосылка осуществления мер по обустройству и приведению в порядок населенных пунктов и территорий; они указывают на объективно правильную направленность процесса, определяют его идеологию, направления и характер организации благоустройства, а также могут быть оценочными критериями такой деятельности.

Сегодня разработка и внедрение новых методологических принципов организации благоустройства означают реформирование исследуемой сферы на основе реализации концептуальных подходов к ее функционированию. Новая парадигма благоустройства населенных пунктов и территорий на современном этапе трансформационных процессов постсоциалистической экономики Украины должна базироваться, по нашему убеждению, на следующих важнейших методологических принципах: системности; комплексности; управляемости; контролируемости; сохранения историко-культурного наследия, национальных черт и самобытности: обеспечения экологического равновесия и безопасности; ликвидации диспропорций в развитии благоустройства в региональном разрезе; непрерывности.

Принцип системности предполагает рассмотрение деятельности по благоустройству как сложной динамичной системы, в которой все элементы находятся во взаимосвязи и образуют определенную целостность и единство. Ее свойство невозможно представить как сумму свойств отдельных элементов системы, а каждый такой элемент, в свою очередь, должен рассматриваться как система низшего уровня. Системность состоит также в том, что каждый факт такого общественного явления, как благоустройство, непременно имеет причинно-следственную связь с другими фактами общественной жизни, а все действия и решения влекут за собой определенные последствия для всей системы. Системный принцип организации благоустройства -- это осмысление объектов благоустройства, его элементов и моделей как функционально целостных, эстетических и гармоничных систем, что позволяет воспринимать благоустройство как целостную структуру, реализовывать полиаспектность его функций, связей и процессов.

Необходимость соблюдения принципа системности в процессе благоустройства обусловлена потребностью учета значительного количества факторов, которые по-разному влияют друг на друга и в итоге -- на качество результата этого процесса. Принцип системности свидетельствует о том, что ни один элемент благоустройства не может претерпевать кардинальных изменений без соответствующих изменений во всей системе. Системный подход позволяет избежать однобокости и достичь необходимых сбалансированности и согласованности при принятии решений. Реализация этого принципа требует высокого уровня информационного обеспечения (полноты, достоверности и надежности данных о всех системообразующих факторах и элементах исследуемого объекта).

Идеология системного подхода требует соблюдения принципа комплексности, который заключается в том, что все элементы целой системы должны развиваться комплексно, пропорционально и согласованно, а интересы всех участников благоустройства -- интегрироваться и быть сбалансированными. При создании комфортной среды для жизнедеятельности человека в единстве, комплексно и рационально должны использоваться природные, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы, обоснованно и целенаправленно применяться организационно-технические меры, разрабатываться и внедряться конструкторско-технологические и архитектурные решения, нормативно-правовые акты, контролироваться их соблюдение и т. п. Принцип комплексности при аналитической оценке благоустройства позволяет не только объективно установить тенденции развития исследуемой сферы, но и выбрать наиболее оптимальный путь ее совершенствования, обосновать проекты благоустройства и строительства, рационально использовать природные и другие ресурсы. Он также означает, что объекты благоустройства (регион, город, жилой массив, территория домовладения, отдельное здание) необходимо рассматривать взаимообусловленно и комплексно на всех уровнях и стадиях процесса обустройства и приведения в порядок территории.

Для достижения прогнозируемых результатов процесса благоустройства населенных пунктов и территорий страны следует соблюдать принцип управляемости. Управление этим процессом должно осуществляться на общегосударственном, региональном и городском уровнях. На общегосударственном уровне следует принимать такие меры: формировать государственную политику по вопросам благоустройства (главным субъектом регулирования и инициатором совершенствования данного процесса должно быть государство в лице центральных органов исполнительной власти); разрабатывать нормативно-правовые акты (прежде всего, концепцию благоустройства населенных пунктов и территорий в условиях трансформационной экономики, а также национальную программу их благоустройства), касающиеся деятельности в этой сфере; координировать деятельность центральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам благоустройства и обеспечивать выполнение национальных программ в этой сфере.

Руководить процессом формирования комфортной для жизнедеятельности людей среды должны региональные и местные органы власти. К их компетенции необходимо отнести: обеспечение реализации государственной политики в сфере благоустройства; участие в разработке и выполнении национальных, региональных и местных программ благоустройства; организацию работ по благоустройству; создание безопасных условий жизнедеятельности населения; разработку и утверждение правил благоустройства населенных пунктов; обеспечение работ по обустройству и приведению в порядок территорий финансовыми, материальными, сырьевыми и другими ресурсами; контроль за состоянием благоустройства и содержанием территорий, инженерных сооружений и объектов (их озеленение; размещение малых архитектурных форм и объектов социально-культурного и бытового обслуживания; определение мест для стоянок транспортных средств и их обустройство; установление графиков работы внешнего освещения и санитарной очистки территорий, сроков капитального и текущего ремонтов объектов благоустройства и т. п.).

Новая парадигма благоустройства должна базироваться на расширении субъектов управления этим процессом за счет многочисленных общественных организаций и объединений. Это означает, что в сфере благоустройства вместо прежнего принципа государственного централизованного управления полномочия должны перераспределяться между государством, органами местного самоуправления и органами самоорганизации населения с повышением роли регионального управления и самоуправления, активным привлечением к процессу благоустройства общественных организаций, средств массовой информации и широких слоев населения. В вопросах благоустройства населенных пунктов должно доминировать самоуправление со стороны органов местной власти и органов самоорганизации населения, а также повышение их ответственности за качество окружающей среды. Территориальным общинам следует самостоятельно решать вопросы местного значения, действуя в рамках Конституции Украины и других законов. При этом местные инициативы должны отвечать государственной стратегии, обеспечивать реализацию интересов государства, не противоречить интересам общины и европейским тенденциям в исследуемой сфере.

В целом Законами Украины "О местном самоуправлении" и "О благоустройстве населенных пунктов" определены основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Однако теперешнее состояние благоустройства населенных пунктов и механизм его организации требуют корректировки нормативно-правового поля вчасти активизации деятельности в этом процессе, привлечения к нему широких слоев населения, внедрения принципа общей заботы об обустройстве и приведении в порядок территории и индивидуальной ответственности каждого члена общины задействия, противоречащие нормам и правилам благоустройства, а также за отсутствие порядка на территориях населенных пунктов.

Одним из первостепенных методологических принципов новой парадигмы благоустройства необходимо считать принцип контролируемости. С контролем неразрывно связана управляемость любого процесса, поскольку он является одной из функций управления. Результативность и эффективность мер по благоустройству населенных пунктов и территорий зависят (особенно на теперешнем этапе социально-экономического развития) от действующей системы контроля за соблюдением законодательства, норм и правил благоустройства и выполнением обязанностей субъектами благоустройства и рядовыми гражданами страны. В настоящее время приведение в порядок населенных пунктов требует повышения ответственности со стороны как субъектов благоустройства, так и рядовых граждан за нарушение санитарно-гигиенических требований и стандартов обеспечения и содержания территорий населенных пунктов, режима использования объектов рекреационного назначения, уничтожение зеленых насаждений, замусоривание территории, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм и т. п.

В процессе благоустройства населенных пунктов важно соблюдать принцип сохранения историко-культурного наследия, национальных черт и самобытности. Реализация этого принципа обеспечивает восстановление, сохранение и поддержание памятников культуры, архитектуры, садово-паркового искусства и т. п.

Благоустройство населенных пунктов и территорий должно проводиться с соблюдением принципа обеспечения экологического равновесия и безопасности. Это означает, что комфортная среда для жизнедеятельности людей должна осуществляться при максимально возможном сохранении природных ресурсов как главного фактора ресурсно-экологической безопасности жизнедеятельности настоящего и будущих поколений, поддержания экологического равновесия, обеспечения надлежащего качества окружающей среды, уменьшения антропогенного влияния на природную среду в процессе развития структуры хозяйствования региона, соблюдения приоритетов во внедрении безотходных и безопасных производств, санитарно-гигиенических норм и требований во всех сферах хозяйствования, внедрения мер по предотвращению экологических катастроф. Реализация этого принципа также предусматривает гармоничное сочетание элементов природного и искусственного окружения.

Важным методологическим принципом новой парадигмы благоустройства необходимо считать ликвидацию диспропорций в его развитии в региональном разрезе. Согласно проведенному анализу, реализация этого принципа является актуальной задачей государственного управления по социально-экономическому развитию регионов Украины, требующей равномерного размещения объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, медицинского и транспортного обслуживания населения. Поэтапное уменьшение территориальной дифференциации благоустройства должно стать приоритетной задачей государственной региональной политики. Обеспечение динамического, сбалансированного развития регионов, устранение региональных диспропорций в уровнях комфортности и качества жизни населения отвечают не только внутренним потребностям государства, но и принципам региональной политики ЕС.

В современных политико-экономических условиях новая парадигма благоустройства населенных пунктов должна также основываться на методологическом принципе непрерывности этого процесса. Для достижения стратегических целей процесс благоустройства не должен носить периодический характер. Согласно анализу, одноразовые мероприятия по благоустройству территорий (проведение весенних месячников по благоустройству, дней благоустройства населенных пунктов, конкурсов на лучший населенный пункт по благоустройству и др.) малоэффективны. Поэтому только меры, осуществляемые на постоянной основе, в плановом порядке, с определением необходимых ресурсов и ответственных исполнителей, позволят повысить результативность этого процесса, уровень сознательности и культуры поведения граждан, обеспечить ответственность юридических и физических лиц за выполнение ими непосредственных обязанностей по благоустройству, постоянно улучшать состояние обустройства и приведения в порядок территорий.

Таким образом, с теоретической точки зрения определение методологических принципов является необходимой составляющей формирования и развития научных основ области знаний о благоустройстве и фундаментом новой парадигмы благоустройства территорий населенных пунктов Украины, которая должна быть разработана с учетом теперешнего состояния благоустройства, современных политико-экономических условий и общественных отношений в стране. Обустройство и приведение в порядок населенных пунктов в постсоциалистический период должны осуществляться с соблюдением системности, комплексности, непрерывности мер, управляемости и контролируемости процесса благоустройства, который будет сохранять историко-культурное наследие и экологическое равновесие, сглаживать региональные отличия благоустройства, обеспечит их результативность и позволит постепенно приблизить состояние благоустройства населенных пунктов Украины к европейским стандартам

благоустройство жизнедеятельность комфорт реформирование

Выводы

Практическое внедрение указанных методологических принципов обустройства и приведения в порядок территорий, создание комфортной для жизни украинцев среды положительно скажутся на нормативной регламентации этого процесса, на понимании глубинной сути благоустройства и необходимости его организации на качественно новом уровне, а также повысят эффективность управления этим процессом и сделают невозможным углубление существующих негативных тенденций в этой сфере.

В работе была обоснована необходимость разработки теоретических основ науки о благоустройстве населенных пунктов и его новой парадигмы; очерчены главные методологические принципы благоустройства, их сущность и значение для решения актуальных проблем развития общественных отношений в новых политико-экономических условиях.

Источники

1. Статистичний щорічник України за 2009 рік. - К., Держкомстат України. ДП "Інформаційно-аналітичне агентство", 2010, 566 с; lutp://wwvmingkg.gov.ua.

2. Соціально-економічний стан України: наслідки для народу та держави. Національна доповідь. (За заг. ред. В.М. Гейця та ін.). - К, НВЦ НБУВ, 2009, 687 с.

3. Денисов В.Н., Половцев И.II., Макаров А.И., Евдокимов В.Т. Благоустройство жилых территорий. СПб., МАПЭБ, 2004, 95 с.

4. Куць Є.С., Куць С.В. Урбанізовані території: методологія та практика планування і управління. Мелітополь, Науково-дослідний і проектний інститут містобудування Держбуду України, 2003, 253 с.

5. Закон України "Про місцеве самоврядування в Україні" від 21 травня 1997 p. № 280/97-ВР. "Відомості Верховної Ради України" № 24, 1997, ст. 170 з подальшими змінами

6. Закон України "Про благоустрій населених пунктів" від 6 вересня 2005 p. № 2807- IV. "Відомості Верховної Ради України" № 49, 2005, ст. 517 з подальшими змінами.

Благоустройство населённых мест

совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха. Б. н. м. охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует прежде всего уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов (См. Воздушный бассейн), водоёмов и почвы. Б. н. м. включает работы по инженерной подготовке (См. Инженерная подготовка) территории; устройству дорог; развитию городского транспорта; строительству головных сооружений и прокладке коммунальных сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.; отдельные мероприятия по озеленению, улучшению микроклимата, оздоровлению и охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоёмов и почвы, санитарной очистке, снижению уровня городского шума, уменьшению возможности уличного травматизма и пр.

Дореволюционная Россия имела крайне низкий уровень Б. н. м. Например, по состоянию водоснабжения она занимала одно из последних мест в Европе, системы канализации имелись лишь в 18 городах, центральных теплофикационных систем не было вообще. За годы Советской власти достигнуты большие успехи в области Б. н. м. Государство выделяет для этой цели значительные капиталовложения. Высокая степень Б. н. м. обусловлена их рациональной планировкой, комплексной организацией промышленных и жилых районов, системой городского и районных центров, определяющих сети общественных и культурно-бытовых учреждений и создающих наиболее благоприятные условия для труда, быта, общественной деятельности и отдыха населения (см. Градостроительство). Большая роль в Б. н. м. принадлежит коммунальному хозяйству (См. Коммунальное хозяйство), которое обеспечивает бесперебойную работу коммунальных сетей и предприятий (городских котельных, ТЭЦ, газовых подстанций, газовых заводов, мусороперерабатывающих заводов и др.), городского транспорта, коммунально-бытовых учреждений (бань, прачечных, комбинатов бытового обслуживания и др.), осуществляет наиболее целесообразную эксплуатацию жилых и общественных зданий, спортивных сооружений, парков и т.д.

В Советском Союзе мероприятия по благоустройству определяются генеральными планами развития городов (См. Генеральный план). Для новых городов и вновь создаваемых жилых районов старых городов особое значение имеет выбор территории, отвечающей основным градостроительным требованиям. Решение вопросов Б. н. м. существенно облегчается, если на выбранной территории находятся леса и водоёмы, сохраняемые для устройства парков и мест отдыха, отсутствуют заболоченные участки, овраги, оползни и др. Неблагоприятные особенности местности могут быть устранены методами инженерной подготовки территории, включающими устройство дренажей, обвалование, подсыпку и намыв грунта, вертикальную планировку, отвод поверхностных атмосферных вод и пр. При реконструкции городов (См. Реконструкция города) в работы по их благоустройству входят: укрепление берегов городских водоёмов (см. Берегоукрепительные сооружения), устройство набережных (рис. 1 ), транспортных развязок и туннелей (рис. 2 , 3 ), усовершенствованных дорожных покрытий (рис. 4 ), прокладка подземных коммуникаций (рис. 5 ) и др.

Для оздоровления внешней среды предусматриваются постепенный вынос из жилых районов промышленных предприятий, выделяющих вредные выбросы, а также изменение на них технологических процессов, герметизация аппаратуры и внедрение эффективных обезвреживающих устройств; ТЭЦ и котельные переводятся с многозольного топлива на газ, сооружаются высокие, эффективно рассеивающие дымовые трубы и т.д. Вновь строящиеся промышленные предприятия, ж.-д. станции и узлы, ТЭЦ располагаются на расстояниях, определяемых действующими санитарными нормами, их строительство ведётся по технологическим схемам, обеспечивающим максимальную степень утилизации отходов для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями и водоёмов неочищенными стоками. Важное значение для промышленных районов имеют озеленение территории промышленных предприятий, организация безопасного, удобного и быстроходного транспорта от места жительства к месту работы, создание системы стоянок общественного и индивидуального транспорта и пр. Примерами высокой культуры благоустройства мест труда являются территории Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина (рис. 6 ), Волжской ГЭС имени 22-го съезда КПСС, заводов имени Лихачева и «Калибр» в Москве, металлургического комбината в Рустави, завода «Запорожсталь» и мн. др.

В жилых районах комплексно благоустраиваются территории Микрорайон ов, где наряду с возведением зданий культурно-бытового назначения осуществляется озеленение, прокладываются пешеходные дорожки, автомобильные проезды, устраиваются игровые и спортивные площадки (рис. 7 , 8 ). Удачный пример комплексной планировки, застройки и благоустройства - новый жилой район Жирмунай в г. Вильнюсе. Большое внимание уделяется благоустройству общегородского (поселкового, сельского) и других общественных центров. С увеличением интенсивности городского движения возрастают масштабы работ по благоустройству улиц, улучшению покрытий и поперечного профиля городских дорог, сооружению подземных переходов для пешеходов, освещению улиц, площадей, набережных, садов, парков, скверов на территории всего населённого места.

Большое значение для Б. н. м. имеет коммунальная энергетика, включающая теплофикацию, электро- и газоснабжение. Рациональная организация теплофикационных, электрических и газовых сетей, коммунальных котельных, электрических подстанций, городских газовых заводов - один из существенных факторов повышения уровня Б. н. м. и улучшения их санитарного состояния. Перспективное направление в Б. н. м. - использование электроэнергии для отопления и приготовления пищи. В населённых местах, расположенных в жарких климатических районах СССР, внедряются централизованные тепло-, холодо- и электроснабжение, а также Кондиционирование воздуха в общественных и жилых зданиях.

Важная часть благоустройства - санитарная очистка населённых мест (сбор мусора и отбросов, их утилизация и уничтожение, соблюдение чистоты на городской территории, рациональное использование парка коммунальных машин (См. Коммунальные машины)).

Один из существенных вопросов советского градостроительства, решение которого тесно связано с повышением уровня Б. н. м., - озеленение городов и посёлков. Система зелёных насаждений наряду с её архитектурно-художественным значением способствует оздоровлению условий жизни населения (улучшает микроклимат населённого места, снижает уровень городского шума, выполняет ветрозащитную и снегозащитную функции, является одним из важнейших факторов защиты почвы). Особенно важна роль зелёных насаждений в благоустройстве курортных городов и районов (например, города-курорты Сочи, Кисловодск и др.). За пределами городской черты благоустраиваются пригородная и зелёная зоны (см. Пригородная зона), которые служат для расширения городов, организации мест массового отдыха населения, строительства сооружений, связанных с Б. н. м. (водоприёмники, электроподстанции, линии электропередачи, очистные сооружения водопровода и канализации), а также для размещения зелёных насаждений, выполняющих защитные и санитарно-гигиенические функции.

Благоустройство сельских населённых мест включает электрификацию, дорожные работы, строительство водоразборной сети, озеленение, санитарную очистку и пр., в первую очередь в центральных посёлках совхозов и колхозов, которые постепенно преобразуются в укрупнённые населённые пункты городского типа.

Для зарубежной градостроительной практики характерна крайне неравномерная степень благоустройства отдельных городов и населённых мест. В США, например, имеется много достижений в благоустройстве городских дорог, стоянок автотранспорта, национальных парков, мест отдыха и пр.; вместе с тем в некоторых крупных городах (Нью-Йорк и др.) остаются нерешенными проблемы оздоровления воздушного бассейна, необходимого освещения и др. Во многих городах капиталистических стран наряду с хорошо благоустроенными районами нередко встречаются целые кварталы трущоб, лишённые элементарного благоустройства, - свидетельство глубоких противоречий капиталистических городов, источником которых является частная собственность на землю и средства производства.

В СССР современные требования к развитию населённых мест определяют всё большие масштабы их благоустройства. В Программе КПСС сказано: «В предстоящий период осуществится широкая программа коммунального строительства и благоустройства всех городов и рабочих поселков, что потребует завершения их электрификации, в необходимой степени газификации, телефонизации, обеспечения коммунальным транспортом, водопроводом и канализацией, проведения системы мероприятий по дальнейшему оздоровлению условий жизни в городах и других населённых пунктах, включая их озеленение, обводнение, решительную борьбу с загрязнением воздуха, почвы и воды» (1965, с. 94).

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 1- 4, М., 1966-69; Страментов А. Е., Бутягин В. А., Планировка и благоустройство городов, 2 изд., М., 1962; Абрамов Н. Н., Водоснабжение, М., 1967; Вопросы электрификации промышленности и быта, М., 1964; Найфельд Л. P., Тарасов Н. А., Освоение неудобных земель под городскую застройку, М., 1968; Бакутис В. Э., Санитарное благоустройство городов, М., 1956; Малые формы в застройке и благоустройстве городов, М., 1964.

И. М. Смоляр.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Благоустройство населённых мест" в других словарях:

    Совокупность работ и мероприятий в целях создания здоровых, удобных и эстетически осмысленных условий жизни населения на территории городов, посёлков гор. типа, сел. насел. мест, курортов и мест массового отдыха. Б. н. м., являющееся составной… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Совокупность мероприятий по созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории населённых мест (Болгарский язык; Български) благоустройство на населените места (Чешский язык; Čeština) technické vybavení sídel (Немецкий… … Строительный словарь

    1) комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах; 2) система зелёных насаждений населённых пунктов. Зелёные насаждения среди застройки способствуют улучшению микроклимата и санитарно… …

    Комплекс организационных и технических мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов, образующихся на территории населённых мест. Включает также летнюю и зимнюю уборку улиц, площадей и дворовых территорий. Отбросы… … Большая советская энциклопедия

    - (планировка и застройка сельских населённых мест) в СССР, комплекс мероприятий по переустройству существующих сёл и деревень и строительству новых укрупнённых сельских поселений (См. Сельские поселения) в единой с городами системе… … Большая советская энциклопедия

    Включает обеспечение населения доброкачественной холодной и горячей водой (см. Водоснабжение), удаление жидких отходов (см. Ассенизация, Канализация), удаление твердых отходов, теплоснабжение, энергоснабжение, инженерную подготовку территории,… … Медицинская энциклопедия

    планировка сельских населённых пунктов - планировка сельских населённых пунктов, устройство (или переустройство) сельских населённых мест, включающее организацию их территории, размещение на ней зданий, сооружений, участков и благоустройство. П. с. н. п. производится по проектам,… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ - устройство (или переустройство) сел. населённых мест, включающее организацию их терр., размещение на ней зданий, сооружений, участков и благоустройство. П. с. н. п. производится по проектам, разрабатываемым спец. проектными орг циями на основе… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

    БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ - БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. Содержание: I. Исторические данные. Санит. значение. . . 493 II. Элементы и техника городского благоустройства и их развитие........ 497 III. Экономика и законодательство....... 5 09 IV. Благоустройство селений … Большая медицинская энциклопедия

    благоустройство - Совокупность работ (по инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.) и мероприятий (по расчистке, осушению и озеленению территории, улучшению… … Справочник технического переводчика

(Наумова Ю. И., Ибрагимов М. Г.)

(«Законность», 2010, N 9)

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАК ОБЪЕКТ НАДЗОРА

Ю. И. НАУМОВА, М. Г. ИБРАГИМОВ

Наумова Юлия Ивановна, татарский природоохранный межрайонный прокурор.

Ибрагимов Марат Гасангусейнович, помощник татарского природоохранного межрайонного прокурора.

Ключевые слова: благоустройство, надзор, муниципальное образование, снегоотвал, нормативное регулирование.

Development of settlements as an object of supervision

Yu. I. Naumova, M. G. Ibragimov

The authors share their experience of prosecutorial supervision over legality in organization of development of territories of municipal units.

Key words: development, supervision, municipal unit, snow disposal, regulatory control.

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из их интересов и с учетом исторических и местных традиций. Один из наиболее важных вопросов для поселений, муниципальных районов и городских округов — организация благоустройства их территорий.

Вопросы местного значения предполагают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Круг указанных вопросов исчерпывающим образом определен в ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Один из них — организация благоустройства территорий муниципальных образований. Эта важная сфера нормотворчества, напрямую связанная с удобной и комфортной жизнедеятельностью людей, регламентирующая вопросы содержания и уборки территорий, мест массового пребывания граждан, обеспечения чистоты и порядка в границах населенных пунктов, по определению нуждается в четком и ясном нормативном регулировании со стороны муниципальных образований.

Статьей 21 Закона о прокуратуре и п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 предписывается при осуществлении прокурорского надзора безотлагательно реагировать на все факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, путем применения мер прокурорского воздействия.

В рамках реализации отмеченных требований татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в первом квартале 2010 г. была проведена проверка законности и обоснованности Правил благоустройства муниципальных образований Республики Татарстан (далее — Правила). В результате выявились многочисленные нарушения действующего законодательства.

Наиболее показательными нарушениями при издании Правил стали: регламентация вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, необоснованное вмешательство во внутрихозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе в части проведения проверок субъектов предпринимательства.

Так, Правила восьми муниципальных образований (г. г. Азнакаево, Альметьевск, Лениногорск и др.) содержали запрет на самовольный снос и перестановку торговых киосков, павильонов, гаражей и иных хозяйственно-бытовых объектов. На граждан, индивидуальных предпринимателей и юридические лица возлагались необоснованные обязанности по содержанию и уборке территорий за пределами земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или иного пользования, объектов уличного освещения, урн, табличек и т. п. Доходило даже до того, что запрещалось движение по городу на загрязненном автотранспорте.

Тем самым грубо игнорировались требования ст. ст. 209 и 210 ГК, на основании которых собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом бремя по содержанию территории, находящейся в муниципальной собственности, должен нести собственник. Тем более что на содержание муниципального имущества специально выделяются средства из местного бюджета.

В нарушение п. 1 ст. 421 ГК, гарантирующего свободу заключения договора, в Правилах благоустройства г. Елабуги содержалось положение о возложении на руководителей хозяйствующих субъектов обязательств по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов не позднее чем за два месяца до начала года. В тех же Правилах, в нарушение ст. 10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно устанавливались дополнительные основания для проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства, не было положения о необходимости согласования подобного рода проверок с органами прокуратуры.

Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.

Кроме того, практически во всех Правилах были установлены коррупциогенные факторы. Документы изобиловали такими формулировками, как «в соответствии с требованиями», «без согласования в установленном порядке», «без согласования с уполномоченным органом», «без получения соответствующего разрешения» и т. п. Такая неясность требуемых процедур и согласований создавала широкие пределы усмотрения для правоприменителя, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным проявлениям. Наиболее распространенный характер это носило в Правилах г. г. Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, а также Высокогорского муниципального района.

В отдельных случаях встречались грубые стилистические неточности. Порой доходило до ошибок при нумерации пунктов и подпунктов. В отдельных нормативных документах стилистические неточности затрудняли, а порой и вовсе делали невозможным понимание смысла формулируемых предложений.

В общей сложности по результатам проверки природоохранной прокуратурой в представительные органы муниципальных образований РТ было принесено 12 протестов, которые удовлетворены в полном объеме. В отдельных случаях, когда нарушения закона носили наиболее распространенный характер, рассмотрение протестов производилось с участием прокурора.

В сферу организации благоустройства помимо прочего входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. С наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращения от граждан по вопросу законности размещения снежных свалок. Порой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещения снегоотвалов приводит к непредсказуемым последствиям, а в некоторых случаях и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людей.

Одно из подобных обращений поступило в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру от жителей п. Салмачи г. Казани. Граждане жаловались на нарушение гарантированного каждому ст. 42 Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду, выражавшееся в систематическом (более четырех лет) затоплении их домов во время весеннего таяния снега. Ситуация осложнялась еще и тем, что поселок расположен в низинной местности, а снегоотвал находится на возвышении. В отдельных случаях дело доходило даже до плавающих диванов, кроватей и прочих предметов бытового обихода.

В ходе изучения законности размещения снежной свалки было установлено, что она эксплуатировалась с нарушениями требований закона. Размещение снегоотвалов регулируется Правилами благоустройства г. Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12, в соответствии с п. 3.4.14 которых места расположения снежных свалок определяются уполномоченным органом и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ. Аналогичное положение содержится в п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 (санитарные правила содержания территорий населенных пунктов). При этом снегоотвалы должны быть оборудованы подъездными путями, освещением, бытовыми помещениями и ограждением.

Статья 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов осуществления землепользования называет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части необходимости согласования мест расположения снежных свалок грубо нарушала эксплуатирующая организация снегоотвала в п. Салмачи — ООО «Айнур и Ко». Будучи согласованной с ЦТУ Минэкологии РТ, снежная свалка не была огорожена, мер по согласованию ее с Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ не предпринималось. В отношении ООО (как юридического лица) и его директора (как должностного) природоохранной прокуратурой в связи с нарушением Правил благоустройства городских округов возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ. Общая сумма наложенного взыскания составила 30 тыс. руб.

Статья 1065 ГК говорит о том, что опасность причинения вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. С учетом этого, в суд было направлено исковое заявление к ООО «Айнур и Ко» о запрещении деятельности по завозу и складированию снега на снегоотвале в п. Салмачи до устранения нарушений. В целях обеспечения иска, поскольку снежная свалка была переполнена и каждый дополнительный завоз снега создавал реальную угрозу для местных жителей, одновременно с иском в суд было представлено заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику осуществлять деятельность по завозу и складированию снега на снежной свалке до принятия судом решения по существу. Заявление об обеспечении иска суд удовлетворил, что позволило значительно снизить объем завозимого на свалку снега. При рассмотрении иска по существу требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Комплексный анализ законности размещения снегоотвалов на территории г. Казани показал, что из 13 санкционированных снежных свалок с органами Роспотребнадзора было согласовано лишь 3. Иными словами, можно заключить, что в большинстве случаев нельзя было с уверенностью утверждать, что для граждан обеспечена надлежащая безопасность снежных свалок.

По результатам проверок горрайпрокурорам РТ были разосланы информационные письма о практике прокурорского надзора в сфере благоустройства населенных пунктов. О состоянии законности при эксплуатации снежных свалок на территории Казани проинформирован исполнительный комитет города.

Результаты проверки были освещены в средствах массовой информации и вызвали широкий общественный резонанс. Показателем эффективности работы являются и поступающие положительные отзывы от граждан, благодарных за защиту прокуратурой их нарушенных прав и законных интересов.

——————————————————————

Утверждена постановлением

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Благоустройство населенных пунктов Дороховское Рузского

Обеспечение чистоты и порядка, создание комфортных условий для проживания населения.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования.

Активизация работ по модернизации систем улиц населенных пунктов.


Задачи муниципальной
программы

Модернизация систем наружного освещения, формирование световой среды населенных пунктов сельского поселения Дороховское. Проведение работ по восстановлению и замене отдельных изношенных элементов сооружений на более прочные и и энергоэффективные.

Обеспечение повышения уровня внешнего благоустройства и санитарного содержания территории, координация действий по эффективному и устойчивому функционированию объектов благоустройства.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования, формирование эффективной системы регулирования деятельности по благоустройству.


Координатор муниципальной
программы

Заказчик муниципальной
программы

Рузского муниципального района

Сроки реализации
муниципальной программы

Перечень подпрограмм

«Уличное освещение», « Прочее благоустройство», « Дворовые территории»

Источники финансирования
муниципальной программы,
в том числе по годам:

Расходы (тыс. рублей)

Средства бюджета
сельского поселения Дороховское

Другие источники

Планируемые результаты
реализации муниципальной
программы

В результате реализации программы будет обеспечено:

Увеличение доли освещенности улиц поселения;

повышение степени удовлетворенности населения уровнем благоустройства; повышение уровня благоустроенности территории сельского поселения Дороховское;

улучшение санитарного и экологического состояния поселения;
качественное содержание территорий и объектов благоустройства; защита населения от негативного воздействия безнадзорных животных;

развитие инфраструктуры, выполнение по комплексному благоустройству дворовых территорий.

Общая характеристика и обоснование необходимости реализации программы

Концепция развития Подмосковья, и поселения в частности, подразумевает комплексное благоустройство - проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения сельского поселения Дороховское, осуществляемых , физическими и юридическими лицами.

В связи с назревшими проблемами в сфере благоустройства необходимо усовершенствовать систему благоустроительных работ. К решению проблем благоустройства поселения необходим целевой подход, так как без стройной комплексной системы благоустройства муниципального образования невозможно добиться значимых результатов в обеспечении комфортных условий для деятельности и отдыха жителей поселения.

Определение перспектив благоустройства поселения позволит добиться сосредоточения средств на решение поставленных задач. Проблема благоустройства является одной из приоритетных, требующей систематического внимания и эффективного решения.

Применение программного метода, включающего взаимоувязанные социально-экономические, производственные, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, позволит эффективно обеспечить выполнение программных целей, повысить уровень благоустройства и санитарного состояния территории поселения, комфортного проживания жителей поселения.

При разработке программы учитывались:

Закон Московской области от 01.01.2001 N191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»,

Требования действующих нормативно-правовых актов Московской области.

Для определения комплекса мероприятий подлежащих программному решению, проведен анализ существующего положения в комплексном благоустройстве муниципального образования. Анализ проведен по трем показателям, по результатам, исследования которых сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении программы.

2. Срок реализации программы

Реализацию программы предполагается осуществить в течение 2017г.

3.Характеристика мероприятий

Характеристика мероприятий приведена в перечнях мероприятий подпрограмм Программы. Мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами Программы по отраслям деятельности

Подпрограммы

Паспорт подпрограммы «Уличное освещение»


Наименование подпрограммы

«Уличное освещение»

Цель подпрограммы

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Обеспечение освещенности улиц населенных пунктов, улучшение архитектурного облика населенных пунктов в темное время суток.

Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

1.Экономия электроэнергии.

2.Снижение потерь электроэнергии в сетях наружного освещения.

3.Обеспечение безопасности дорожного движения в ночное время суток.

4.Приведение освещенности улиц в соответствие с требованиями, предъявляемыми к уровню наружного освещения мест общего пользования.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого(тыс. руб.)

Администрация сельского поселения Дороховское

Всего:
в том числе:

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Обеспечение более комфортных условий проживания населения, улучшение освещенности улиц на территории сельского поселения Дороховское на 6%

Паспорт подпрограммы «Прочее благоустройство»


Наименование подпрограммы

«Прочее благоустройство»

Цель подпрограммы

1.Создание комфортных условий для проживания населения на территории сельского поселения Дороховское.

2.Совершенствование эстетического вида территорий.

3.Оздоровление санитарной и экологической обстановки поселения.

4. Защита населения от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных.

5.Проведение комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского на территории поселения.


Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

Создание комфортных условий для проживания населения на территории сельского поселения Дороховское.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого(тыс. руб.)

Администрация сельского поселения Дороховское


Всего:
в том числе:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Улучшение внешнего облика сельского поселения Дороховское улучшение экологической обстановки, обеспечение чистоты и порядка на территории поселения на 15%

Паспорт подпрограммы «Дворовые территории»

Наименование подпрограммы

« Дворовые территории»

Цель подпрограммы

Совершенствование системы комплексного благоустройства дворовых территорий, совершенствование эстетического вида сельского поселения Дороховское, повышение общего уровня благоустроенности поселения, создание комфортных условий проживания.

Заказчик подпрограммы

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Задачи подпрограммы

1.Организация парковочных мест на дворовых территориях. 2.Повышение уровня благоустроенности дворовых территорий.

Сроки реализации подпрограммы

Источники
финансирования
подпрограммы по
годам реализации и
главным
распорядителям
бюджетных средств,
в том числе по
годам:

Наименование
подпрограммы

Главный
распорядитель
бюджетных
средств

Источник
финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Итого (тыс. руб.)

Подпрограмма «Дворовые территории»

Администрация сельского поселения Дороховское


Всего:
в том числе:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

Внебюджетные источники

Планируемые результаты
реализации подпрограммы

Создание комфортной среды жизнедеятельности населения, улучшение внешнего облика сельского поселения Дороховское в связи с выполнением мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий на 10%.

4.Основные цели и задачи Программы

Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:

Активизация работ модернизации систем наружного освещения улиц населенных пунктов;

Повышение уровня внешнего благоустройства и санитарного содержания муниципального образования;

Обеспечение чистоты и порядка, создание комфортных условий для проживания населения.

Совершенствование системы комплексного благоустройства муниципального образования.

5. Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования составляет 9169,40 тыс. руб. - средства бюджета сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района.

6. Планируемые результаты реализации Программных мероприятий

Реализация мероприятий Программы предполагает достижение следующих результатов:

Развитие положительных тенденций в создании благоприятной среды жизнедеятельности;

Повышение степени удовлетворенности населения уровнем благоустройства;

Улучшение технического состояния отдельных объектов благоустройства;

Улучшение санитарного и экологического состояния поселения;

Развитие инфраструктуры, выполнение целевого показателя по комплексному благоустройству дворовых территорий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОРОХОВСКОЕ

«Благоустройство населенных пунктов сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области на 2017 год»


Задачи,
направленные
на достижение
цели

Планируемый объем финансирования на решение
данной задачи (тыс. руб)

Количественные и качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач


Единица измерения

Планируемое значение показателя по
годам реализации

другие источники

Подпрограмма «Уличное освещение»


Показатель 1: Приведение освещенности улиц в соответствии с нормативными требованиями

Подпрограмма «Прочее благоустройство»

Задача 2: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Показатель 2: обеспечение чистоты и порядка на территории населенных пунктов поселения


Процент по отношению к предыдущему году

Подпрограмма « Дворовые территории»

Задача 3: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Показатель 3: выполнение мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий населенных пунктов

Процент по отношению к предыдущему году


7. Механизм реализации программы

Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с настоящей Программой, заключенными договорами, муниципальными контрактами.

ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ


Наименование мероприятия
подпрограммы

Источник
финансирования

Расчет необходимых
финансовых ресурсов
на реализацию
мероприятия

Общий объем финансовых
ресурсов, необходимых
для реализации мероприятия, в том числе по годам (2017г.)

Эксплуатационные
расходы, возникающие в
результате реализации
мероприятия

Подпрограмма 1 «Уличное освещение»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на приобретение товаров, выполнение затрат на содержание имущества, необходимого для осуществления деятельности

Мероприятие 1

модернизация уличного освещения

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных договоров

Подпрограмма 2 «Прочее благоустройство»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на основании заключенных договоров на приобретение товаров, и затрат на содержание имущества, необходимого для осуществления деятельности

Мероприятие 2

Наведение чистоты и порядка на территории населенных пунктов поселения

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных договоров

Подпрограмма 3

«Дворовые территории»

бюджет сельского поселения Дороховское

Объем финансового обеспечения рассчитывается на основании заключенных контрактов на выполнение затрат для осуществления деятельности

Мероприятие 3

Комплексное благоустройство дворовых территорий

бюджет сельского поселения Дороховское

на основании заключенных контрактов

«Уличное освещение»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Оплата потребленной электроэнергии фонарей

уличного освещения

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства бюджета поселений

Мероприятие 1

Организация уличного освещения


Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ежемесячные платежи за оплату потребленной светильниками уличного освещения электроэнергии

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 5 695,0

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

«Прочее благоустройство»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Повышение уровня комфорта и санитарного содержания муниципального образования


Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства бюджета поселений

Мероприятие 1

Фитосанитарная обработка борщевика

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Обработано 5-ть населенных пунктов (85 000 м2)

Средства бюджета поселений

Мероприятие 2

Регулирование численности безнадзорных животных

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Отловлено 27 голов

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Отловлено 27 голов

Средства бюджета поселений

Мероприятие 3

приобретение «крышек» для колодцев

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Приобретено 10 «крышек»

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Средства бюджета поселений

Средства бюджета поселений

Мероприятие 4

Вывоз мусора с территории поселения

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Вывезено 108,0 м3

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Вывезено 108,0 м3

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме:

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

«Дворовые территории»


Мероприятия
по
реализации
подпрограммы

Перечень
стандартных
процедур,
обеспечивающих
выполнение
мероприятия, с
указанием
предельных
сроков их
исполнения

Источники
финансирования

Срок
исполнения
мероприятия

Объем
финансирования
мероприятия в
текущем
финансовом году
(тыс. руб.)

Всего
(тыс.
руб.)

Ответственный
за выполнение
мероприятия
подпрограммы

Результаты выполнения

мероприятий подпрограммы

Задача 1: Создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления

Развитие инфраструктуры, выполнение целевого показателя по комплексному благоустройству дворовых территорий

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 2994,8

Мероприятие 1

Ремонт дворовых территорий

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства федерального бюджета

Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники

Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района

Ведутся работы

Средства бюджета поселений

Итого по подпрограмме: 2994,8

Средства федерального бюджета


Средства бюджета Московской области

Внебюджетные источники


Средства бюджета сельского поселения Дороховское

Средства бюджета поселений


8. Исполнители программы

Исполнителем программы является Администрация сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.

9.Координация за исполнением программы.

Контроль за выполнением программы осуществляется Администрацией сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.