Что нужно знать для общего уровня эрудиции. Как развить эрудицию у ребенка, но при этом не превратить его в заучку и ботаника? Снизьте употребление алкоголя

О методиках, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме

Все родители хотят гордиться своим ребенком, видеть его успешным и интересным человеком. В современном мире это невозможно без развитой эрудиции: нужно обладать большим объемом знаний в самых разных областях. Но как вырастить ребенка действительно умным и при этом коммуникабельным, всесторонне развитым, не усаживая его за учебники на круглые сутки? С этим вопросом мы обратились к руководителю школы развития эрудиции у детей «Эврика» Рустаму Назипову.

Назипов Рустам Салаватович — руководитель Школы развития эрудиции у детей «Эврика»

«ВОЛШЕБНЫЕ» СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ЗА ОДНО ЗАНЯТИЕ 30 СТРАН

Рустам Салаватович, что дает эрудиция современным детям?

— Надо понимать, что эрудиция — это не просто объем знаний в памяти. Это основа для коммуникабельности, лидерских качеств и стратегического мышления. Во-первых, эрудированному ребенку проще находить друзей: всегда приятно общаться с интересным человеком, который может поддержать разговор на любую тему. Эрудированному ребенку проще учиться в школе и вузе: он положительно выделяется на фоне других детей, его замечают преподаватели. В дальнейшем ему проще работать и вести бизнес: зная больше, можно существенно опережать конкурентов. Представьте, что ваш ребенок знает страны, столицы, флаги всех государств, по первым нотам угадывает произведения классиков, знаком с работами известных художников, понимает, как устроены различные интересные вещи — от гироскутера до космического корабля, — а также знает всех исторических деятелей разных стран мира, основные события, даты и так далее. Как вы считаете, поможет это ребенку в будущем?

С какими трудностями можно столкнуться, повышая уровень эрудиции у ребенка?

— Самое главное — не превратить ребенка в заучку и ботаника. Для этого нужно использовать методики, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме. Именно такую задачу я ставил сотрудникам своего НИИ при разработке программ для Школы развития эрудиции. И нам это удалось: занятия не надоедают детям — напротив, очень нравятся. Ребята максимально вовлечены в процесс, совсем не устают и периодически замечают, что каким-то «волшебным» образом, не напрягаясь, за одно занятие запомнили, например, столицы 30 стран. И все это благодаря эффективным техникам обучения.

ПОЛНОЦЕННАЯ ШКОЛА ПО РАЗВИТИЮ ЭРУДИЦИИ

— Вы сказали, что разработкой занимался НИИ. Что это за институт?

— Кроме прочего, я являюсь руководителем научно-исследовательского института «Эврика», который уже почти два года занимается разработкой методик эффективного обучения. Изначально мы создавали методики по развитию памяти, внимания, логики и других навыков, подготовили и издали более 30 книг для самостоятельной работы. Чуть позже, исходя из запросов читателей, решили открыть полноценную школу по развитию эрудиции, которая работает как раз по этим методикам.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия в школе.

— Перед тем как записаться на занятие, ребенок вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой проходит собеседование. Методист определяет текущий уровень ребенка, мотивацию, цели. На основе этой информации педагог принимает решение, действительно ли наше обучение подойдет ребенку. Если да, то мы подбираем для него группу по возрасту и уровню, а также удобный график. Занятия проходят два раза в неделю, каждое посвящено определенной теме. Помимо основных занятий, мы периодически проводим интеллектуальные игры между группами. Это позволяет детям обрести уверенность в себе и завести новых друзей.

Интеллект - общий уровень всех познавательных способностей человека. Его показателями являются и обучаемость, и степень развития аналитических способностей и воображения, и качество различных видов памяти.

Уровень общей эрудиции напрямую связан с уровнем развития интеллекта, поскольку эрудированным может стать только человек, способный эффективно усваивать и обрабатывать новую информацию, надолго запоминать и, что немаловажно, уметь затем этой информацией пользоваться.

Ведь вряд ли можно назвать эрудитом человека, знания которого обширны и разносторонни, но при этом бессистемны, не упорядочены.

В этом разделе собраны материалы о теориях, касающихся человеческого интеллекта и эрудиции, тесты на определение уровня интеллекта, упражнения для проверки вашей эрудиции, рекомендации по их развитию.

В 2015 году был проведен эксперимент, где испытуемые пытались определить уровень IQ человека по фотографии. Если в ситуации с парнями все было понятно: в большинстве своем люди угадали его правильно, то в случае с девушками не так все просто. Большинство приписывали более высокий интеллект симпатичным девушкам, а «простушкам» занижали оценки. Результат поразил.

Прежде чем занять ребёнка на каникулах каким-то делом, необходимо определиться с целью. Это может быть оздоровление, отдых, работа или что-то другое. Важно учитывать характер и индивидуальные предпочтения ребёнка и не заставлять его делать то, что ему неинтересно или тяжело даётся. К тому же занятость поможет оградить детей от негативного влияния улицы, где они могут слоняться …

Ритм современной жизни день ото дня становится настолько быстрым, что самым важным и ценным навыком каждого человека признаётся способность грамотно и рационально распределять время. Сделать это под силу каждому, но далеко не все могут похвастаться отсутствием «авралов» на работе и «завалов» дома. И если кажется, что 24 часа пролетают как один миг, а работы не …

Настольные игры - это замечательная возможность провести время не у компьютерных мониторов или телевизоров. За увлекательным занятием собираются не только дети любого возраста, но и их родители. В продаже появляются все новые и новые предложения от представителей игрушечной индустрии, из многообразия которых нелегко выбрать лучшие «настолки» для детей.

Каждый родитель прекрасно знает, как тяжело иногда заставить ребёнка учиться. Причин тому множество: от банальной детской непоседливости до слишком больших школьных нагрузок. Особенно неохотно дети изучают вещи, которые им непонятны. К таковым относится и таблица умножения. Непонятные комбинации цифр приводят малышей в замешательство, а сконцентрировать на них внимание детям ничуть не проще, чем любому взрослому …

Интеллект будущего – познание и творчество в жизни человека. Современные научные исследования, прогнозы ученых, способы развития (чтение книг, тренинги, курсы, самостоятельное исследование проблем и многое другое) и значение интеллекта в жизни людей. Возможность скачать тематические презентации.

Что такое эмоциональный интеллект. Роль эмоционального интеллекта в жизни людей. Почему люди с высоким уровнем IQ не всегда добиваются успеха в жизни. Факторы способствующие развитию эмоционального интеллекта. Возможность скачать тематическую презентацию.

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.

Чтение книг не только интересно, но ещё и полезно, ведь оно способствует развитию. Но некоторые книги заслуживают особого внимания, так как помогают заметно улучшать интеллектуальные способности.

Топ 10 самых лучших книг для повышения эрудиции:

  1. « », Билл Брайсон . Это научно-популярное произведение, в котором в доступном для всех стиле освещаются наиболее популярные сферы наук. Это самая необычная энциклопедия, которой, кстати, была присвоена премия за вклад в развитие мировой науки. В Великобритании и Америке она уже стала настоящим бестселлером. По словам самого автора, он хотел написать простую книгу о сложных вещах, а также доказать всем читателям, что получать знания можно интересно и легко. В «Краткой истории почти всего на свете» рассматриваются такие вопросы как зарождение и развитие Вселенной, потенциал и развитие цивилизации, природа современных людей, происхождение планеты, вероятность столкновения Земли с метеоритами, а также самые важные открытия человечества.
  2. « », Станислав Мюллер . Автор этой книги и русский практикующий психолог считает, что гением на самом деле может стать каждый. Но всё дело в скорости обучения. Если одному для освоения какого-то навыка требуется всего несколько минут, то другому придётся трудиться часами. А связаны такие различия со степенью включения мозга. Так, если он работает всего на 3-5%, как у всех обычных людей, то и обучаемость будет средней. Если же задействуется больше клеток, то и способности заметно улучшаются. Например, у очень талантливых людей мозг работает на 10%. Но как активизировать такие клетки? Как «прокачать» свой мозг и стать настоящим гением? Помогут в этом особые технологии управления процессами мышления. Как утверждает Станислав Мюллер, он поможет запустить так называемое «состояние суперобучаемости», причём всем без исключения.
  3. «Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления», Эдвард де Бонго . Как считает автор, мозг человека является уникальной машиной для запоминания. Но его можно превратить в более эффективный механизм мышления. Эту книгу можно рассматривать как практическое пособие. Эдвард де Бонго предложил готовую работающую технологию совершенствования мозга. Она состоит из пяти основных этапов. Сначала нужно поставить цель, затем нужно проанализировать ситуацию, найти средства достижения цели и выявить факторы, которые могут помешать. Далее нужно отыскать варианты решения проблем и выбрать лучший. А потом можно смело начинать действовать.
  4. « », Джон Митчинсон, Джон Ллойд . Современный мир переполнен самой разной литературой, но большая её часть просто бесполезна. Многие факты ошибочны, а знания могут быть относительными. И лишь Сократ был прав, когда утверждал, что знает, что ничего не знает. Современные люди часто заблуждаются, но зачастую боятся признаться в этом. Прочитать «Книгу всеобщих заблуждений» стоит хотя бы потому, что она невероятно интересна и при этом легка. Кроме того, читатели смогут немного уменьшить своё невежество. В книге имеется 230 вопросов, многие из которых были включены в тесты на определение IQ. Также предоставляются ответы на них и подробные объяснения того, почему всё именно так, а не иначе.
  5. « », Мик О’Хайэр . Есть вопросы, которые интересуют практически всех, но при этом ставят в тупик учителей, родителей и даже учёных. Например, почему птицы не падают с веток, когда засыпают на них? Смогут ли медведи выжить, если их переселить на Антарктиду? Противоречит ли на самом деле полёт шмеля законам физики? Почему небо такое голубое в ясные дни? Читателей ждёт множество самых интересных открытий, в том числе ответы на все перечисленные вопросы, а также опровержение самых распространённых мифов.
  6. «Почему слоны не умеют прыгать и ещё 113 вопросов, которые поставят в тупик любого учёного», Мик О’Хайэр . Эта книга является продолжением предыдущей. Автор книги является главным редактором популярного научного журнала «New Scientist», поэтому он знает ответы на самые сложные вопросы. В своей книге он рассмотрит самые необычные из них (все их, кстати, присылали читатели журнала). Он расскажет, зачем мужчинам нужны соски, почему так сильно меняется выражение лица во время употребления горького или кислого, что значит легендарная фраза «Смешать, но не взбалтывать», каков объём человеческой памяти, на какой максимальной высоте могут летать бабочки и так далее. Столь интересная информация точно поможет стать умнее и образованнее и повысить эрудицию.
  7. «Почему медведи не бегают под горку и ещё 200 занимательных фактов, требующих объяснения», Роберт Энвуд . Если верить легенде, то автор книги подслушивал разговоры простых обывателей в английских пабах и пытался подтвердить или же опровергнуть самые популярные убеждения и утверждения. В своей книге он поведает, почему собак не стоит кормить шоколадом, почему человек становится ниже на два сантиметра в конце дня, в каких фруктах содержится наибольшее количество витаминов, могут ли морские свинки потеть, а также может ли лебедь сломать руку человеку. Вопросы смешные и порой нелепые, но ответы на некоторые из них вас смогут удивить. И, конечно, вы сможете блеснуть умом в любой компании.
  8. «Почему панда стоит на голове и другие интересные истории», Огастес Браун . Животный мир уникален, удивителен и заслуживает особого внимания. И узнать о нём чуточку больше будет очень полезно для эрудиции, ведь у братьев наших меньших есть, чему поучиться. И люди часто ведут себя как животные, при этом даже наслаждаясь своей такой необузданностью и страстью. Представителям фауны свойственны человеческие чувства и даже привычки. Они спорят с предыдущими поколениями, устраивают вечеринки, играют в мафию и даже имеют склонность к гомосексуализму. Автор пишет обо всём этом очень легко и даже с сарказмом и американским юмором.
  9. « », Стивен Джуан . Что может быть интереснее, полезнее и познавательнее, чем изучение собственного тела и функционирование человеческого организма? Весь этот сложнейший механизм – это сплошная загадка с множеством протекающих в нём процессов. И сущность этой машины вполне можно разобрать. Автор расскажет, как рождается и умирает человек, каков шанс заболеть в критической ситуации, какова вероятность тех или иных несчастных случаев. Причём на самые важные вопросы Стивен Джуан отвечает легко и с юмором.
  10. «Кто ест пчёл? 101 ответ на, вроде бы, идиотские вопросы», Мик О’Хайэр . Этот автор по-прежнему собирает самые необычные вопросы, причём ответы на них становятся всё более популярными. И все они касаются самых разных сфер жизни, которые касаются различных сфер. Автор ответит на все их, причём легко и даже харизматично. Он выяснит, почему после добавления лимона чай меняет цвет, почему кошка может даже не получить травмы, если упадёт с десятого этажа. Интересно? Тогда читайте книгу и просвещайтесь!

Это были самые полезные книги для мозга.