Через какой город проходит транссибирская. Транссиб – история, интересные факты, рекорды. Через какие города России проходит Транссибирская магистраль
Транссибирская железнодорожная магистраль (сокращенно Трансси́б, историческое название Великий Сибирский путь) - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км. Это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути - Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря) . В 2002 завершена её полная электрификация . Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Челябинска (Южный Урал) до Владивостока. Её длина - около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916. В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря шире - российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск). Осенью 2010 министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны .
Этапы строительства Великого Сибирского пути
Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 , когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.
Одним из видных руководителей строительства одного из участков был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино.
Часть необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея.
Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.
Регулярное сообщение между столицей империи - Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России - Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904; а спустя год, 16 (29) октября 1905, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).
После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 возникла угроза того, что Россия будет вынуждена уйти из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года).
Модернизация Транссибирской магистрали
В 1990-2000-х был проведён ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба . В 2002 завершена полная электрификация магистрали.
Предполагается дальнейшая модернизация дороги из-за морального устаревания инфраструктуры и подвижного состава.
11 января 2008 Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин-Гамбург .
Направления Транссиба
Северный Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток. Новый Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток. Южный Москва - Муром - Арзамас - Канаш - Казань - Екатеринбург - Тюмень (или Петропавловск) - Омск - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - - - Владивосток. Исторический Москва - Рязань - Рузаевка - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - - Владивосток.Соседи Транссибирской магистрали
Линиями Западно-Сибирской железной дороги от Омска и Татарска (через Карасук и Кулунду) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном. Из Новосибирска на юг, через Барнаул, в Среднюю Азию ведёт Турксиб. В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена .
Населённые пункты по Транссибирской магистрали
Населённые пункты и железнодорожные станции, расположенные вдоль Транссибирской магистрали (весь список по алфавиту):
- Абрамцево
- Аксеново-Зиловское/Зилово
- Александров
- Алзамай
- Амазар
- Ангарск
- Анжеро-Судженск/Анжерская
- Антропово
- Архара
- Ачинск
- Бабушкин/Мысовая
- Балезино
- Барабинск
- Белогорск
- Белоярский/Баженово
- Бикин
- Биробиджан
- Бирюсинск
- Богданович
- Боготол
- Болотное/Болотная
- Бурея
- Верещагино
- Владивосток
- Волочаевка
- Вольно-Надеждинское/Надеждинская
- Вяземский/Вяземская
- Галич
- Глазов
- Голышманово
- Дальнереченск
- Данилов
- Дарасун
- Екатеринбург
- Екатеринославка
- Ерофей Павлович
- Жирекен
- Завитая
- Заводоуковск
- Заиграево
- Залари
- Заозерная
- Зима
- Зуевка
- Ижморская
- Иланская
- Калачинская
- Камышлов
- Канск/Канск-Енисейский
- Каргат
- Карымское/Карымская
- Киров
- Козулька
- Кормиловка
- Котельнич
- Коченево
- Красноярск
- Ксеньевка/Ксеньевская
- Куйтун
- Култук
- Кунгур
- Кутулик
- Ленинское/Шабалино
- Лесозаводск
- Лучегорск
- Любим
- Любинский/Любинская
- Магдагачи
- Майский/Чайковская
- Мантурово
- Мариинск
- Михайловка/Дубининский
- Могзон
- Могоча
- Москва
- Мошково
- Мытищи
- Называевск/Называевская
- Нижнеудинск
- Нижний Ингаш/Ингашская
- Нижний Новгород
- Нижняя Пойма/Решоты
- Новопавловка
- Новосибирск
- Новочернореченский/Чернореченская
- Облучье
- Омутинский/Омутинская
- Оричи
- Переяславка/Верино
- Первоуральск
- Пермь
- Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
- Поназырево
- Приисковый/Приисковая
- Пушкино
- Пышма/Ощепково
- Радонеж
- Ростов-Ярославский/Ростов
- Сергиев Посад
- Свеча
- Свободный
- Серышево
- Сибирцево
- Сковородино
- Слюдянка
- Смидович/Ин
- Софрино
- Спасск-Дальний
- Станционно-Ояшинский/Ояш]]
- Струнино
- Тайга
- Тайшет
- Танхой
- Татарск/Татарская
- Тахтамыгда
- Тугулым
- Тулун
- Тюмень
- Тяжинский/Тяжин
- Убинское/Убинская
- Улан-Удэ
- Усолье-Сибирское
- Уссурийск
- Усть-Кишерть/Кишерть
- Ушумун
- Фаленки
- Хабаровск
- Хилок
- Хотьково
- Черемхово
- Черниговка/Мучная
- Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
- Чулым/Чулымская
- Шарья
- Шелехов /Гончарово
- Шилка
- Шимановск/Шимановская
- Ялуторовск
- Ярославль
- Яшкино
Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):
Москва-Ярославская - Ярославль-Главный - Данилов - Буй - Шарья - Киров - Балезино - Верещагино - Пермь-2 - Екатеринбург-Пассажирский - [Тюмень - Называевск/Называевская - Омск-Пассажирский - Барабинск - Новосибирск-Главный - Юрга-I - Тайга - Анжеро-Судженск/Анжерская - Мариинск - Боготол - Ачинск-1 - Красноярск-Пассажирский - Иланский/Иланская - Тайшет - Нижнеудинск - - Иркутск-пассажирский - -1 - Улан-Удэ - Петровск-Забайкальский/Петровский Завод - Чита-2 - Карымское/Карымская - Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский - Могоча - Сковородино - Белогорск - Архара - Биробиджан-1 - Хабаровск-1 - Вяземский (город)|Вяземский/Вяземская - Лесозаводск/Ружино - Уссурийск - Владивосток
Транссибирская магистраль в литературе
Мажит Гафури путь в литературе начал с книги Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт («Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
Интересные факты о Транссибирской магистрали
- Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции - мыс Астафьева и Восточный порт.
- По Транссибу до недавнего времени курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков - Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 174 часа 10 минут. С 15 мая 2010 этот поезд «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов сохранено. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на данный момент является Киев - Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 187 часов 50 минут.
- Самый «быстрый» поезд Транссиба - № 1/2 «Россия», сообщением Москва - Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа.
- На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали - «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой грани (причём во Владивостоке на знаке написано «9288»).
Планы на реконструкцию
О необходимости реконструкции Транссиба и БАМа было заявлено на совещании у президента РФ Владимира Путина по вопросам модернизации железных дорог в июле прошлого года. На реконструкцию БАМа и Транссиба ОАО "Российские железные дороги" и правительство РФ намерены направить до 2018 года 562 млрд руб., из них 150 млрд руб. выделяется из ФНБ, 110 млрд руб. - в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд руб. планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД. В целом, по минимальным подсчетам, реализация проекта требует 900 млрд руб. вложений. Однако, по заявлению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, реальный объем необходимых инвестиций достигает 1,5 трлн руб. При выполнении проекта к 2020 году предполагается обеспечить пропуск грузопотоков до 55 млн тонн в год при сегодняшних 16 млн тонн. Как показали предварительные результаты ТЦА, экономический эффект от реализации проектов реконструкции БАМа и Транссиба оценивается инвесторами в размере 100 млрд руб.
Постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением .
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов Российской Федерации и 5 федеральных округов. Эти богатые природными ресурсами регионы располагают значительным экспортным и импортным потенциалом. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов Российской Федерации.
По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН , ОСЖД .
- См. также фотогалерею "История строительства Транссибирской магистрали"
Преимущества перевозок по Транссибу по сравнению с морским путем
- Сокращение времени следования грузов более чем в 2 раза : время прохождения контейнерного поезда следованием из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль составляет менее 10 суток, а время следования морским путем составляет 28 суток.
- Низкий уровень политических рисков : до 90% маршрута проходит по территории Российской Федерации - государства с устойчивой демократической системой государственной власти, стабильным политических климатом и уверенно растущей экономикой.
- Сокращение до минимума числа перевалок груза , что уменьшает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.
В настоящее время значительная часть грузопотоков в направлении Восток - Запад идет по морю. Доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. В этой связи железнодорожные перевозки являются разумной экономической альтернативой перевозкам морским.
Основные маршруты контейнерных поездов, пролегающие через Транссиб
- Ст. Находка-Восточная - ст. Марцево (доставка комплектующих Hyundai Motors Co. из Пусана на автосборочный завод в Таганроге).
- Находка - Москва.
- Находка - Брест.
- Забайкальск/Находка - Калининград/Клайпеда.
- Пекин - Москва.
- Калининград/Клайпеда - Москва ("Меркурий").
- Хельсинки - Москва ("Северное сияние").
- Берлин - Москва ("Восточный ветер").
- Брест - Улан-Батор ("Монгольский вектор - 1").
- Хух-Хото - Дуйсбург ("Монгольский вектор - 2").
- Страны Балтии - Казахстан/Центральная Азия ("Балтика - Транзит").
- Находка - Алма-Ата/Узбекистан.
- Брест - Алма-Ата ("Казахстанский вектор").
Сервис
- Использование современных информационных технологий, обеспечивающих полный контроль за проследованием поездов и информирование клиентов в режиме реального времени о месте нахождения, следовании по всему маршруту, прибытии контейнера или груза в любой пункт России.
- Использование технологии электронного декларирования грузов: за счет этого время для досмотра грузов сокращено с 3 дней до 1,5 часов.
- Упрощенный порядок, согласно которому все контейнеры в контейнерном поезде следуют по одному транспортному документу. Эта таможенная практика применяется при перевозках комплектующих из Южной Кореи на автосборочный завод в Таганроге.
- Использование усовершенствованной технологии работы пунктов коммерческого осмотра (ПКО), которые оснащены современными средствами контроля состояния вагонов и контейнеров в поездах.
- Мониторинг сохранности грузов в пути следования.
Перспективы Транссибирской магистрали
Правительством РФ и ОАО "РЖД" разработан и реализуется комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, формируемого на основе Транссиба, а именно:
- реализуются масштабные инвестиционные проекты в восточной части Транссиба для обеспечения роста железнодорожных перевозок и транзита между Россией и Китаем;
- проводится необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и КНДР;
- усиливаются подходы к морским портам;
- проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.
- ведется комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск для обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов в Китай (прежде всего нефти).
В соответствии со "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется специализация Транссиба для пропуска специализированных контейнерных поездов и для пассажирского движения.
Координационный совет по транссибирским перевозкам (КСТП) совместно с руководством ОАО "РЖД" готовит концепцию развития транссибирских перевозок на период до 2020 год а. Концепция предусматривает:
- формирование системного подхода к развитию транссибирских контейнерных перевозок на железных дорогах, морских участках, в портах с участием экспедиторских ассоциаций Европы, России, Республики Корея, Японии, Австрии, а также экспедиторских компаний;
- выработку и применение конкурентоспособных тарифов для перевозки внешнеторговых и транзитных грузов с учетом направлений грузопотоков и условий перевозок грузов по альтернативным маршрутам;
- дальнейшее совершенствование технологии и организации перевозок транзитных и внешнеторговых грузов по транссибирскому маршруту (ТСМ);
- совершенствование условий и принципов совместной деятельности железных дорог, судоходных компаний, портов, экспедиторов и операторов - членов КСТП по привлечению грузов на ТСМ;
- обеспечение высокого качества сервиса в целях привлечения грузов на ТСМ на основе координации на международном уровне деятельности участников транссибирских перевозок грузов (соблюдение сроков доставки, сохранности грузов);
- информационное обеспечение перевозочного процесса по ТСМ (предоставление клиентам информации в реальном масштабе времени о продвижении грузов до места назначения);
- увеличение перерабатывающих возможностей портов на востоке и западе России;
- создание в Московском узле, в других промышленных центрах и на Дальнем Востоке современных логистических центров со складскими комплексами;
- дальнейшее развитие транспортных связей между странами Азии, Россией, странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, Скандинавии и Балтии.
Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) – это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Это дорога, скрепляющая Россию – страну, протянувшуюся на 10 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство. Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана – как не смогла она удержать Аляску, никак не связанную с Российской империей устойчивыми путями сообщения. Транссиб – это также дорога, давшая толчок освоению восточных районов и вовлекшая их в экономическую жизнь остальной части громадной страны.
Некоторые думают, что термин “Транссиб” надо толковать как путь, соединяющий Урал и Дальний Восток, и буквально проходящий “сквозь” Сибирь (Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного значения этой магистрали. А название? Название это дали нам англичане, окрестившие путь не “Great Siberian Way”, как должен был быть буквальный перевод с русского, а “Trans-Siberian Railway” – и оно затем привилось и укоренилось в речи.
И сейчас “Транссиб” как геополитическое понятие имеет смысл как путь, соединяющий Центр и Тихий Океан, Москву и Владивосток, а шире – как путь, соединяющий порты Запада и столицу России, а также выходы в Европу (Москва, Санкт-Петербург, Брест, Калининград) с портами Востока и выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск); а никак не локальный путь, соединяющий между собой Урал и Дальний Восток.
Узкое толкование термина “Транссиб” предполагает, что мы говорим о главном пассажирском ходе Москва – Ярославль – Екатеринбург – Омск – Иркутск – Чита – Владивосток, точный маршрут которого приведен ниже .
Протяженность Транссиба.
Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше – 9298 км и не совпадает с реальной. Имеется несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Ширина колеи на Транссибе – 1520 мм.
Протяженность Великого Сибирского пути перед первой мировой войной от Санкт-Петербурга до Владивостока по северному пассажирскому ходу (через Вологду – Пермь – Екатеринбург – Омск – Читу – Харбин) составляла 8913 верст, или 9508 км.
Транссиб проходит по территории двух частей света: Европе (0 – 1777 км) и Азии (1778 – 9289 км). На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию, соответственно – 80,9%.
Начало и конец магистрали.
В настоящее время начальный пункт Транссиба – это Ярославский вокзал Москвы , а конечный пункт – Владивостокский вокзал .
Но так было не всегда: примерно до середины 20-х годов воротами в Сибирь и на Дальний Восток был Казанский (тогда Рязанский) вокзал, а в самый начальный период существования Транссиба – в начале XX века – Курско-Нижегородский (ныне Курский) вокзал Москвы. Необходимо также упомянуть, что до революции 1917 года начальным пунктом Великого Сибирского Пути считался Московский вокзал Санкт-Петербурга – столицы Российской империи.
Не всегда и Владивосток считался конечным пунктом: небольшое время, начиная с самого конца 90-х годов XIX века и вплоть до решающих сухопутных сражений русско-японской войны 1904-05 гг., завершением Великого Сибирского Пути современники считали военно-морскую крепость и город Порт-Артур, находящийся на побережье Восточно-Китайского моря, на арендованном у Китая полуострове Ляодун.
О географических пределах Транссиба (крайние точки на западе, востоке, севере и юге) вы можете .
Строительство: основные вехи.
Начало строительства: 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.
Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс – Челябинск.
Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом. Но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.
Регулярное сообщение между столицей империи – Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России – Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную (“правильную”) эксплуатацию. Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 г.; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 г. составила 1.455.413 тысяч рублей, о стоимости постройки конкретных участков Великого Сибирского Пути .
Современный маршрут Транссиба.
Начиная с 1956 года, маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская – Ярославль-Гл . – Данилов –Буй – Шарья – Киров – Балезино – Пермь-2 – Екатеринбург-Пасс. – Тюмень – Называевская – Омск-Пасс. – Барабинск – Новосибирск-Главный – Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – Тайшет – Нижнеудинск – Зима – Иркутск-Пасс. – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – Петровский Завод – Чита-2 –Карымская – Чернышевск-Забайкальский – Могоча – Сковородино – Белогорск – Архара –Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток . Это – главный пассажирский ход Транссиба. Он окончательно сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических причин, а Южно-Уральский ход был слишком перегружен в связи с начавшейся индустриализацией СССР.
До 1949 года в районе Байкала основной ход Транссиба проходил по Кругобайкальской дороге, через Иркутск – по берегу Ангары – станцию Байкал – по берегу Байкала – до станции Слюдянка, в 1949-56 гг. действовало два маршрута – старый, вдоль берега Байкала, и новый, перевальный. Причем перевальный маршрут вначале был построен в 1-путном варианте (1941-1948 гг.), а к 1957 г. стал 2-путным и основным.
С 10 июня 2001 года, после введения нового летнего расписания МПС, почти все поезда дальнего транссибирского сообщения были пущены по новому маршруту через Владимир – Нижний Новгород с выходом на “классический ход” в Котельниче. Этот ход позволяет пропускать поезда с более высокой маршрутной скоростью. Но километраж Транссиба пока по-прежнему проходит через Ярославль – Шарью.
Исторический маршрут Транссиба.
До революции 1917 г. и некоторое время после нее (до конца 20-х годов XX века) основной маршрут Великого Сибирского Пути проходил:
От Москвы, начиная с 1904 года: через Рязань – Ряжск – Пензу – Сызрань – Самару – Уфу –Челябинск – Курган – Петропавловск –
«Поднявшись над Россией ввысь и окинув ее взором, можно увидеть голубые и стальные обручи, которые стягивают землю в единую и великую державу. Реки и жизненные дороги скрепляют и приближают ее пространства. И если реки - суть творения Бога, то железные дороги сотворены, хотя и по воле Всевышнего, человеческим разумом, волей и руками людей. И в этом чуде человеческого созидания Транссибирская магистраль - самое великое Рукотворение.»
В. Ганичев, писатель и общественный деятель
В 2016 году мы отмечали 125 лет с начала официального строительства Транссибирской магистрали, которая изначально именовалась Великим Сибирским Путем. Проект по сложности и беспрецедентности сравним разве что с полетом человека в космос. Впрочем, именно так - как стратегическое, эпохальное и грандиозное событие - он и воспринимался современниками на момент строительства. Этот транспортный стержень по сути впервые собрал в единую сущность всю нашу огромную Державу, пересечение которой из конца в конец раньше занимало до нескольких месяцев. Сотни удаленных от каких бы то ни было дорог поселений Сибири получили доступ к бесперебойной трассе, не говоря уж о том, что наконец был создан сухопутный транспортный коридор от восточных морских портов до центральных городов европейской части России, причем проходящий полностью по территории нашей страны.
Удивительно, но и сегодня, как 125 лет назад, Транссибирская магистраль остается непревзойденных памятником технической мысли, трудолюбия и целеустремленности - это самая протяженная (9298, 2 км) в мире двухпутная железная дорога , причем полностью электрифицированная, а на некоторых участках пути поезда курсируют по ней с такими же временными интервалами, как в городском метро. По этим и многим другим показателям она по праву внесена и в книгу рекордов Гинесса.
Через какие города России проходит Транссибирская магистраль
Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).
Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки :
- Непосредственно исторический маршрут (красная линия на карте) - с вышеперечисленными городами.
- Байкало-Амурская магистраль (зеленая линия): Тайшет - Братск - Усть-Кут - Северобайкальск - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань .
- Северный маршрут (синяя линия): Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Тюмень - Красноярск - Тайшет - и далее переход в Байкало-Амурскую магистраль.
- Южный путь (черная линия показывает отрезок Южного пути где он отличается от других маршрутов): Тюмень - Омск - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет .
История строительства Транссибирской магистрали
Исторически Транссибом являлась только восточная часть магистрали от Южного Урала до Владивостока. Именно этот отрезок длиной порядка 7 000 км и был построен с 1891 по 1916 годы. Проект великой стройки был задуман еще при Александре III, который повелел своему наследнику воплотить его в жизнь «…приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».
В 1891 будущий наследник престола Николай II лично отвез первую тачку балласта в полотно будущей дороги и принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке.
Всего через 10 лет (только вдумайтесь!) все рельсовые пути, кроме отрезков на речных переправах, уже были готовы и началась перевозка грузов и пассажиров. То есть в среднем рабочие прокладывали по 700 км в год, или по 1,9 км в день! А ведь условия работы были самыми что ни на есть тяжелыми - дорога прокладывалась в глуши, через леса, балки, скалы, полноводные сибирские реки, болота и слабые грунты, не существовало по сути и инфраструктуры для подвоза материалов. При этом строители были ограничены в средствах и одной из первостепенных задач, поставленных перед инженерами, была задача экономии.
Нельзя не сказать в этой связи чуть больше о самих талантливых инженерах, благодаря которым этот проект стал возможен, несмотря ни на какие климатические и финансовые ограничения. Профессия инженера путей сообщения была одной из наиболее престижных в дореволюционной России, ведь именно в этой сфере на тот момент воплощались все самые передовые разработки научно-технического прогресса. Сегодня мы, пожалуй, могли бы провести аналогию с IT, робототехнкой и нано-материалами …
Но вернемся назад в прошлое. Институт корпуса инженеров путей сообщения, основанный в 1809 году, давал образование такого класса, что по курсовым проектам его студентов можно было немедленно строить без внесения каких-либо правок и дополнений - настолько они были выверены, детально проработаны и технически грамотны. Сам император Николай I говорил: «Мы - инженеры», подразумевая, что именно в этой специальности в наиболее полной мере проявляются все творческие и аналитические качества русского народа. И нужно признать, эти люди действительно с честью выполнили свой профессиональный долг, (а, возможно, и превзошли его) и воплотили самые смелые чаяния своих современников - Транссиб останется вечным памятником их талантам.
«Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».
Евгений Кнорре, инженер-строитель
С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы - по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Впрочем, их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна. Только на первоначальном этапе на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок.
Ровно 100 лет назад - в 1916 (то есть во время Первой Мировой войны и тотальной нехватки финансовых и людских ресурсов), был все же сдан в эксплуатацию сложнейший мостовой переход через Амур. Именно с этого момента начинается отсчет бесперебойного железнодорожного сообщения по всей протяженности Транссибирской магистрали, поэтому он считается датой окончательного завершения строительства.
Император понимал, что готовый участок Транссибирской магистрали - это только начало масштабного развития транспортной инфраструктуры страны. Ведь одной веткой охватить все ключевые точки просто невозможно. В стороне остались золотые прииски в районе Бодайбо, а также главная водная артерия Сибири - река Лена… Планам по строительству новой ветки в царской России не суждено было сбыться из-за войны и революции. Так или иначе, проект все равно был реализован под названием БАМ (Байкало-Амурская магистраль) уже при советской власти. Эта стройка века XX-го заслуживает отдельного исследования - сейчас лишь обратим внимание на то, что она логически продолжает Транссиб и на сегодняшний день являет с ним единое целое.
Сейчас маршрут Транссиба заканчивается во Владивостоке, но уже в ближайших планах - сооружение моста или тоннеля на Сахалин. Утвержден и масштабный план модернизации Транссиба и БАМа на ближайшие годы. Так, общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Сюда входит и сооружение железной дороги до Магадана и к Беринговому проливу. Начались работы по реконструкции Транскорейской магистрали с выходом её на Транссиб и превращение последнего в Магистральный транспортный коридор.
Вот так - Империя сменилась Советами, прошли войны, революции, кризисы, былые достижения унаследовала уже Российская Федерация. Три разных уклада, а Великий Путь продолжает жить и развиваться независимо от того, какая идеология задает вектор в данный конкретный момент - и это еще одно подтверждение его непреходящего цивилизационного значения.
Интересные факты о Транссибирской магистрали 1
- Первые паровозы в России называли пароходами
- Общая протяженность железных дорог к 1865 году - на тот момент учреждения Министерства Путей Сообщения не превышала 3 тыс. км.
- За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год - 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении Р АО «РЖД» - царское наследие.
- У идеи строительства Транссиба имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. Министр внутренних дел Иван Дурново за два года до начала строительства утверждал, что создание Транссиба приведет к массовому переселению крестьян в Сибирь, и во внутренних губерниях возникнет дефицит рабочих рук.
- «Первое, что следует ожидать от дороги - это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем явятся скупщики, цены поднимутся, губерния наводнится иностранцами, наблюдение за сохранением порядка станет невозможным», - тревожился тобольский губернатор.
- Антон Чехов в 1890 году добирался от Москвы до Сахалина три месяца.
- Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба - 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса - 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей.
- Стоимость Транссибирской магистрали - 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов).
- Регулярное движение началось уже 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию.
- Первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
- Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в. форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка - единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
- На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники - миф.
- Самые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество.
- Часть грузов для строительства доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
- Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, в связи с чем работы затянулись на 11 месяцев.
- На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
- Паровозы, вагоны и 27-аршинная модель моста через Енисей стали гвоздем Всемирной выставки в Париже в 1900 году и получили там Гран-при. Французские журналисты называли Транссиб «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».
- К услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены сейчас в Железнодорожном музее в Петербурге.
- В 1930-х годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге специально отправляли множество муляжей.
- Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
- Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
- Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем.
Итоги: Транссиб - гордость страны
Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал Scientific American назвал эту транспортную магистраль самым выдающимся техническим достижением рубежа веков. Великий Сибирский путь по сей день держит пальму первенства по протяженности, количеству станций и темпам сооружения среди всех железных дорог мира.
Во время строительства сотни решений были применены на практике «впервые»: более 1000 из них были официально запатентованы. Так, именно там впервые построили улучшенные притрассовые дороги с гравийным покрытием, именно там впервые соорудили тоннели в вечномерзлых грунтах…
Бесперебойное сообщение, возможность эксплуатации в любых погодных условиях, высокая скорость, а также особенности географического положения нашей страны, с ее необъятной широтой и тысячекилометровыми переходами между крупными городами и ресурсными базами привели к тому, что сразу по завершении строительства Транссиба, железные дороги стали основным транспортом страны.
А сам Транссиб в качестве крупнейшей евроазиатской транспортной артерии внес неоценимый вклад в усиление геополитической мощи Российской Империи и ее наследниц на мировой арене в целом.
Транссибирская магистраль на протяжении века была основным «окном» на Дальний Восток, связывая воедино огромную Россию, он ее западных до восточных границ. Ее строительство, несмотря на то, что с момента его завершения прошло уже почти сто лет (в следующем, 2016 году, как раз будет отмечаться юбилей) - самый масштабный (в плане затраченных усилий и времени) и самый дорогой в истории императорской России проект.
Предпосылки строительства
Выход России к берегам Тихого океана произошел еще в 17 веке, но отдаленность этих мест при тогдашних средствах передвижения была просто неимоверной - достаточно вспомнить трагикомическую историю многолетнего путешествия в столицу, на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, «пригожих камчатских девок». Только к моменту их прибытия Елизавета давно короновалась, и ехать обратно «чуть-чуть опоздавшие» девицы отказались категорически.
В практическую плоскость эта проблема перешла только в веке 19-ом. «Эпоха пара» многократно сократила время, необходимое для перемещения людей и грузов на большие расстояния. Оставалась, правда, одна загвоздка - проложить рельсы и пустить по ним поезда.
Железнодорожное строительство было вызвано потребностями индустриальной эпохи и само стало ее локомотивом: ведь для строительства сотен, а то и тысяч километров рельсовых путей необходимы были и мощнейшая металлургия, и развитое машиностроение, и много чего сопутствующего - производство строительной техники и промышленность стройматериалов, системы связи, подготовка кадров и прочее.
Одновременно железнодорожное строительство стало крупнейшим в эпоху первоначального накопления источником сверхприбылей и феноменальных по наглости афер. Когда в США решили связать железной дорогой берега Атлантического и Тихого океанов, оплачивая компаниям-подрядчикам каждый километр проложенного пути, то выяснилось, что железная дорога «на местности» оказалась в два раза длиннее, чем должна была бы быть при условии нормального строительства. Транссиб, увы, этой участи тоже не избежал: при первоначальной сметной стоимости в полмиллиарда рублей он, в итоге, «потянул» на полновесных полтора. Для наглядности укажем, что миллион тогдашних рублей - это больше тонны золота.
Строительство и модернизация
Обзаведясь во второй половине 19-го века сетью железных дорог в европейской части страны, Российская империя была готова и к более масштабным проектам. После предварительных изыскательских работ, весной 1891 года, Александр II Миротворец подписал указ о начале строительства «Великого сибирского пути» (так Транссиб именовался изначально). Причем строительство началось как со стороны европейской России, так и от Владивостока.
Неимоверные трудности при сооружении магистрали - при том, что основным «механизмом» были лопата и тачка, а дорога проходила по малонаселенной, а то и вообще необжитой местности, через всевозможные, созданные природой препятствия. Приходилось строить мосты и пробивать тоннели, срывать холмы и возводить насыпи, пробиваться сквозь глухую тайгу. Однако строительство - участка за участком - заканчивалось, в основном, в проектные сроки. И этот рекорд - и продолжительности, и скорости строительства в сложнейших условиях, не побит до сих пор!
Транссибирская магистраль включает в себя такие участки:
- Уссурийская дорога;
- Западно-Сибирская дорога;
- Средне-Сибирская дорога;
- Забайкальская дорога;
- Маньжурская дорога;
- Кругобайкальская дорога;
- Амурская дорога.
О ее значении для России нагляднее всего свидетельствует то, что работы по увеличению пропускной способности не прекращались даже в «лихие девяностые», а в 2002 году закончена полная электрификация магистрали. И «разворот России на Восток» будет осуществляться, как и сто лет назад, именно по рельсам Великого сибирского пути.