Немецкие суда рейдеры 2й мировой войны. Немецкие рейдеры Первой мировой. Вспомогательные крейсера во время Русско-японской войны

Карта баз и районов действия тайных рейдеров

Часть первая

Глава 1
ВВЕДЕНИЕ

С 1940-го по 1943 год на море действовали в общей сложности девять немецких вооруженных торговых рейдеров (переоборудованных сухогрузов), потопивших более 130 союзнических или нейтральных торговых судов суммарным тоннажем более 850 000 брутто-регистровых тонн (брт). Это почти в три раза больше суммарного тоннажа торговых судов, потопленных немецкими надводными военными кораблями, чьи названия так хорошо известны – «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Адмирал граф Шпее» и другие. В целом надводные рейдеры потопили не меньше судов, чем мины, установленные немецким военно-морским флотом и военно-воздушными силами и представлявшие такую серьезную опасность для союзников в критический период войны.

Рейдеры бороздили моря всего мира: действовали в Арктике, в Антарктике, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Самым успешным из всех рейдеров всех войн стал «Атлантис», находившийся в море непрерывно в течение двадцати одного месяца и потопивший за это время 22 корабля. «Комет» – крошечный кораблик, едва ли превосходивший по размеру паромы, ходившие через Ла-Манш, – прошел от Нордкапа вдоль берегов Сибири в Тихий океан. «Пингвин» охотился в Антарктике за судами китобойных флотилий союзников, а «Тор» сумел отогнать два превосходивших его по размеру британских вооруженных торговых крейсера1
Вооруженный торговый крейсер, или вспомогательный крейсер, – крупное вооруженное торговое судно, использовавшееся в военное время для сопровождения караванов, поддержания блокады и борьбы с рейдерами. (Примеч. пер. )

И потопить третий.

Два из этих рейдеров были потеряны в бою один на один, причем сражения эти были настолько яростными, что в результате затонули и немецкое судно, и его противник. «Корморан» потопил австралийский крейсер «Сидней» и был потоплен им; аналогично, «Штир» потопил американский сухогруз «Стивен Хопкинс» и сам тоже погиб. В целом из девяти вооруженных торговых рейдеров были потоплены все, кроме двух, но на это военно-морским флотам союзников понадобилось три с половиной года, и это в то время, когда союзники отчаянно нуждались в каждом из своих кораблей для отражения угрозы со стороны подводных лодок и для подготовки к освобождению оккупированных территорий Европы и Азии.

Борьба с германскими рейдерами окончилась двенадцать лет назад, но историю этой борьбы нельзя рассматривать просто как историю, поскольку русские, создавая заново первоклассный надводный военно-морской флот, уделяют в настоящее время максимальное внимание именно быстроходным океанским рейдерам.

Силы НАТО должны по-прежнему принимать во внимание проблемы, представляемые подобными рейдерами, несмотря на развитие, которое получили за последние десять лет самолеты, подводные лодки и управляемые ракеты.

Ожидается, что к 1957 году Россия будет иметь порядка тридцати больших крейсеров, сконструированных по аналогии с рейдерами. Этот факт дает представление о том, в каких масштабах может возникнуть эта проблема. Для сравнения можно заметить, что во время Второй мировой войны с немецкой стороны в качестве рейдеров действовали в общей сложности девять вооруженных торговых судов, четыре крупных и три «карманных» линкора, а также два тяжелых крейсера.

Первый этап подготовки к кампаниям Второй мировой войны, направленных против торгового судоходства союзников, начался в 1927 году, когда Веймарская республика находилась на пике своего могущества. Германский ВМФ, в теории на тот момент, был урезан до чисто символической величины. Об этом позаботились статьи о разоружении Версальского договора2
С 1921-го по 1935 г., до времени, когда Гитлер аннулировал статьи о разоружении Версальского договора, Германия могла иметь в общей сложности шесть старых линкоров (два в резерве), шесть легких крейсеров (два в резерве), двадцать четыре эсминца и торпедных катера (восемь в резерве). Не разрешалось держать ни подводных лодок, ни военно-морских или военных самолетов.

Первым этапом перевооружения стало планирование. В нейтральных портах требовалось организовать некую структуру, которая на случай войны могла бы закупать местные припасы и, грузив их на немецкие торговые суда, выводить эти суда в море через возможную неприятельскую блокаду с целью снабжения продовольствием рейдеров, лишенных возможности заходить в свои воды. В дополнение к этому обязанностью отделений этой организации, которые немцы называли «этапами», должно было стать снабжение рейдеров и немецких военно-морских чинов всевозможными разведданными, касающимися коммерции и судоходства, которые могли бы им в принципе пригодиться. Более того, предполагалось, что агенты «этапов» – в мирное время неоплачиваемые добровольцы – будут осуществлять также мелкие операции войны экономической. В основном имелась в виду манипуляции деятельностью местной биржи через распространение слухов.

В 1928 году главнокомандующим германским военно-морским флотом был назначен адмирал Эрих Редер. Он занимал эту должность вплоть до 1943 года, когда ушел в отставку из-за принципиального несогласия с Гитлером в вопросе использования надводных судов для поддержки операций подводных лодок против торгового судоходства союзников. Именно Редер занимался восстановлением немецкого ВМФ и планированием его стратегии во Второй мировой войне. Во время Первой мировой войны он отличился, находясь в штабе адмирала Хиппера, командовавшего линейными крейсерами «Флота открытого моря» во время Ютландского сражения, и на главный пост ВМФ пришел с вполне определенными представлениями о крейсерской войне. В частности, он написал первые два тома официальной германской истории морских войн, в которых рассматривались крейсерские операции в иностранных водах, и это, вероятно, помогло ему окончательно оформить свою позицию. Через три года после того, как началось планирование «этапов», в военно-морском бюджете на их финансирование стали тайно выделяться средства.

В 1934 году, также тайно, были выделены деньги на строительство четырех вспомогательных крейсеров (замаскированных под торговые суда), но эти корабли не были построены, поскольку немецкая армия соглашалась выделить ВМФ для их вооружения всего 24 пушки калибра 5,9 дюйма. Это вызвало в военно-морских кругах горькие шутки на тему «пушки или масло». Говорили, что Герингу досталось масло, армии – пушки, а ВМФ не получил ничего.

Редер пытался добиться постройки этих фальшивых торговых судов, так как считал, что, пока у Германии и ее союзников нет баз, они не смогут использовать в качестве рейдеров обычные военные суда. Рейдеры необходимо будет маскировать под грузовые суда, так как опыт Первой мировой войны показал, что лайнеры, используемые в этом качестве, слишком заметны, особенно с воздуха.

В 1934 году Редеру не удалось добыть пушки для своих четырех судов. В результате в 1939 году у немецкого ВМФ не готовился вступить в строй – не строился и не переоборудовался – ни один вспомогательный крейсер; однако во время сентябрьского кризиса 1938 года успешно прошла генеральная репетиция системы «этапов».

За неимением вооруженных торговых рейдеров в начале Второй мировой войны Редеру все же пришлось положиться на военные суда. В соответствии с этим, непосредственно перед нападением на Польшу, в море были отправлены «карманные» линкоры «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее». По внешнему виду в них сразу можно было опознать немецкие суда, зато дизельные двигатели давали им возможность долго действовать в открытом море без пополнения запасов топлива.

Если немцам явно не хватало надводных рейдеров, то британский и французский ВМФ были совершенно не способны защитить торговые суда союзников от тех рейдеров, которым все же удалось выйти в море. Такую защиту могла обеспечить только система конвоев на всех основных торговых путях, но достаточного количества крейсеров для сопровождения конвоев просто не существовало в природе.

Единственной возможной альтернативой конвоям было: во-первых, патрулирование узлов коммуникаций, через которые непременно должны проходить судоходные маршруты и которые не было никакой невозможности обойти; во-вторых, организация движения судов по разным, постоянно изменяющимся маршрутам, означавшая, что торговые суда должны тратить дополнительное топливо и время на обход районов, в которых предполагалось присутствие рейдеров. Наконец, были созданы поисковые группы из линкоров, крейсеров и авианосцев, которые могли бы перехватывать рейдеры, когда становился известен район их операций. Всего в первые месяцы войны было сформировано девять таких смешанных британско-французских групп; в них вошли 4 линкора, 14 крейсеров и 5 авианосцев. Всего британские и французские силы на тот момент насчитывали 23 линкора и 8 авианосцев. Таким образом, как мы видим, на борьбу с двумя рейдерами – «карманными» линкорами – в то время уходили значительные силы союзников. Это ясно показывает серьезность ситуации, в которой могли оказаться союзники, если бы Гитлер дал Редеру время для развития первоклассного надводного флота, о котором тот просил.

Редер рассчитывал, что к 1944–1945 годам его силы будут готовы, и планировал операции с их участием исключительно как широкомасштабную крейсерскую войну при поддержке флотилии из более чем ста подводных лодок. Для надводной войны, согласно планам Редера, предполагалось иметь следующие суда:

6 линкоров водоизмещением по 56 000 тонн с восемью 16-дюймовыми пушками;

2 линкора по 42 000 тонн с восемью 15-дюймовыми пушками;

2 линкора по 31 000 тонн с девятью 11-дюймовыми пушками;

3 линейных крейсера по 31 000 тонн с шестью 15-дюймовыми пушками;

3 «карманных» линкора по 14 000 тонн с шестью 11-дюймовыми пушками;

2 авианосца по 20 000 тонн, с 40 самолетами на борту;

8 тяжелых крейсеров по 14 000 тонн с восемью 8-дюймовыми пушками;

9 легких крейсеров по 6000–8000 тонн с восемью или девятью 5,9-дюймовыми пушками, а также эсминцы и другие легкие суда.

Эти суда предполагалось разделить на три группы. Небольшие линкоры «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст» и «Гнейзенау» должны были оставаться в немецких водах и связывать часть британского флота, в то время как линейные крейсеры, «карманные» линкоры, крейсеры и авианосцы должны были выходить в море в качестве рейдеров для охоты за торговыми судами. Ожидалось, что британские тяжелые корабли и крейсеры будут направлены на охоту за рейдерами и сами превратятся при этом в объект охоты для 56 000-тонных линкоров, работающих двумя группами по три в каждой.

Перейти от этих грандиозных планов к ситуации, когда германский военно-морской штаб (SKL или Seekriegsleitung) контролировал передвижения всего лишь двух «карманных» линкоров, было тяжелым отрезвлением, однако Редер, ограничившись лишь посланием протеста, приступил к работе. Необходимо было вести войну имеющимися средствами.

Он нуждался и в кораблях, и в базах. Что касается баз, то Редер рассчитывал на то, что его корабли смогут действовать из русских, итальянских (восточноафриканских) и японских портов, хотя все эти страны на тот момент были нейтральны. Использование этих портов избавило бы его суда от необходимости снова и снова пересекать линию британской блокады, протянувшуюся от Шотландии до Норвегии, каждый раз, когда им нужно было выйти в океан или вернуться в порт. Британскую блокадную линию составляли примерно 25 вооруженных лайнеров; с началом войны их заменили аналогичными военными судами и направили на грузовые линии.

Лишь только началась война, немцы приступили к переоборудованию некоторого количества торговых судов в рейдеры. Действия именно этих судов освещаются в настоящей книге. Как уже говорилось, всего их было девять; еще один не смог пройти через Ла-Манш, а еще два были переоборудованы, но так и не вышли в море. Может показаться удивительным, что из всего торгового флота, насчитывавшего в 1939 году 250 судов вместимостью от 5000 до 10 000 брт, в рейдеры было переоборудовано всего десять судов, однако, как мы увидим, для успешного превращения в рейдеры суда должны были обладать особыми качествами. Однако даже из числа переоборудованных судов далеко не все ими обладали.

Переоборудование первого судна было закончено только в конце марта 1940 года. Чуть позже стало ясно, что вооруженным торговым рейдерам придется, по крайней мере в первое время, заменить большие военные корабли, а не усилить задействованный в Норвежской кампании флот. В ее ходе пострадали «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а тяжелый крейсер «Блюхер» – судно серии с «Адмиралом Хиппером» и «Принцем Ойгеном» – был потоплен.

Первая зима войны была отмечена только походами «Адмирала графа Шпее» и «Дойчланда», а также вылазкой «Шарнхорста» и «Гнейзенау», в ходе которой был потоплен переоборудованный из торгового судна крейсер «Равалпинди». К началу второй военной зимы ситуация успела уже совершенно измениться, хотя к этому моменту рейдеры успели потопить всего 11 судов общей вместимостью 59 000 брт. Падение Франции и вступление Италии в войну привели к тому, что силы Британии были напряжены почти до предела. Большая часть линкоров, а с ними и множество других судов, которые прежде действовали против рейдеров в открытом море, были отозваны и направлены в Средиземное море. Что касается защиты судов на морских линиях, то максимальным приоритетом стали пользоваться конвои с войсками. В опасных водах Северной Атлантики эти конвои обеспечивались полной защитой, то есть их на всем протяжении пути сопровождали тяжелые военные корабли, способные заставить любой рейдер держаться подальше. Конечно, это имело значение, но, с другой стороны, конвои, перевозившие продовольствие и военные материалы, оставались практически без охраны. Им приходилось полагаться в основном на силы прикрытия и поисковые группы.

В самый тяжелый период войны морские силы Британии были столь недостаточны, что для Северной Атлантики, флота метрополии и соединения Н (Force Н) в Гибралтаре нашлось всего два авианосца и пять крейсеров. Если североатлантические конвои с войсками были более или менее защищены, то для защиты всех остальных конвоев с войсками по всему миру имелись один линкор класса R (устаревший), восемь крейсеров и один вооруженный торговый крейсер. На долю же всех торговых конвоев оставались еще один линкор класса R и горстка вооруженных торговых крейсеров. На практике это означало, что суда вынуждены были идти или вовсе без охраны, или в составе караванов с совершенно неадекватным сопровождением. Мы увидим, что почти каждое из 130 с лишним потопленных торговыми рейдерами судов шло в одиночестве, полагаясь только на собственную удачу. Примером того, что могло произойти во втором случае, может служить событие, имевшее место в ноябре 1940 года, когда в океан вышел «карманный» линкор «Адмирал Шеер». Он первым из германских тяжелых кораблей начал действовать в Мировом океане после того, как десятью месяцами раньше был уничтожен однотипный линкор «Граф Шпее».

23 октября «Шеер» под командованием капитана Кранке вышел из Кильского канала через шлюз Брюнсбюттеля в Северное море и под прикрытием тумана обогнул север Исландии. После этого он был готов к выполнению одного простого приказа, получаемого капитаном: «Нападать на североатлантические конвои».

Германская военно-морская разведка сообщила «Шееру», что 27 октября из Галифакса домой вышел большой конвой, и «карманный» линкор поспешил на перехват. Во второй половине дня 5 ноября конвой НХ-84 был замечен с линкора. Конвой состоял из 37 судов в сопровождении вооруженного торгового крейсера «Джервис-Бей» под командованием капитана Королевского ВМФ Э.С.Ф. Фиджена.

Уже темнело, когда «Шеер» пошел в атаку. Это было большое, быстрое и бронированное судно с шестью 11-дюймовыми и восемью 5,9-дюймовыми орудиями, оборудованное современными приборами управления огнем. Противостоял же ему медленный, не имевший ни грамма брони «Джервис-Бей» с устаревшими 6-дюймовыми пушками, управлявшимися совершенно примитивным образом.

Заметив врага, капитан Фиджен сразу же проинформировал адмиралтейство о нападении и приказал конвою рассеяться. Он полным ходом устремился навстречу врагу, одновременно устанавливая перед судами конвоя дымовую завесу. Фиджен надеялся задержать «Шеер» и дать возможность своим подопечным раствориться в темноте. Что же до схватки между его судном и рейдером, то капитан прекрасно сознавал, что результат у нее может быть только один.

«Шеер» открыл огонь с расстояния 18 000 ярдов – далеко за пределами досягаемости орудий «Джервис-Бея», сразу же накрыл противника огнем и не прекращал бомбардировки. Не прошло и часа, а британский корабль уже пылал с носа до кормы. Всякое управление огнем прекратилось, хотя действовавшие еще орудия продолжали самостоятельно вести огонь. В 20.00 «Джервис-Бей» затонул, унеся с собой 200 офицеров и матросов вместе с капитаном. Тем временем «Шеер» на максимальной скорости пустился в погоню за рассеявшимися торговыми судами, но уже было темно, и суда трудно было отыскать. Кроме того, у рейдера оставалось мало времени, ведь Кранке знал, что «Джервис-Бей» сообщил о нападении, и очень скоро могли появиться самолеты и крупные военные корабли. Он так торопился, что сумел отыскать и потопить лишь пять из тридцати семи судов каравана. Одним из кораблей, которым удалось добраться до Соединенного Королевства, был танкер «Сан-Деметрио». Снаряды рейдера подожгли танкер, и экипаж покинул его на шлюпках. Позже одна из шлюпок с экипажем танкера под командованием второго помощника вернулась к горящему судну. Моряки потушили огонь и с триумфом привели танкер домой, в Соединенное Королевство.

Для того чтобы потопить 47 000 брт корабельного тоннажа, «карманному» линкору пришлось потратить треть боеприпасов для орудий главного калибра и половину боеприпасов для вспомогательных орудий.

Тем не менее это событие оказалось чуть ли не катастрофой для североатлантических конвоев. Вся система оказалось дезорганизованной на двенадцать суток; и в течение целой недели в Британию не прибыло ни одного каравана судов. Это стало самым длинным перерывом в прохождении конвоев за все время войны. Было потеряно значительное количество судовой грузоподъемности и времени; пять недель поисковые группы напрасно бороздили море в поисках рейдера, однако тот был уже в Индийском океане. Наконец, после встречи с несколькими вооруженными торговыми рейдерами и снабжавшими их горючим танкерами, «Шеер» вернулся в Германию. Поход продолжался 161 день; было потоплено 16 судов общим тоннажем 99 000 брт.

После получения обнадеживающих новостей о нападении «Шеера» на конвой НХ-84 в Атлантику был также направлен тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». На нем, в отличие от «Шеера», стояли не дизели, а турбинные двигатели, а это означало, что ему требуется в два с половиной раза больше топлива. Кроме того, турбины «Адмирала Хиппера» нового типа работали плохо. Быстро выяснилось, что этот великолепный с виду огромный корабль ненадежен, если в пределах 600 миль от него нет вспомогательного судна. Однако в канун Рождества в 700 милях к западу от мыса Финистерре с крейсера был замечен конвой, перевозивший войска. «Адмирал Хиппер» последовал за конвоем, а ночью атаковал его торпедами. Все торпеды прошли мимо, а сам крейсер отогнали крейсера сопровождения, «Бервик» и «Бонавенчер». Двумя днями позже «Адмирал Хиппер» вошел в Брест, где и оставался до 1 февраля, когда вновь отправился в Атлантику. В 200 милях к востоку от Азорских островов крейсер обнаружил медленно движущийся караван без сопровождения, направлявшийся во Фритаун, и потопил семь из девятнадцати судов. Это произошло 12 февраля. Двумя днями позже «Адмирал Хиппер» вернулся в Брест, поскольку его капитан был обеспокоен состоянием двигателей, недостатком топлива и боеприпасов.

Именно в феврале 1941 года рейдеры – и военные корабли, и вооруженные торговые суда – действовали наиболее активно. В тот момент в море находились два линкора – «Шарнхорст» и «Гнейзенау», – а также «Шеер», «Хиппер» и шесть из переоборудованных в рейдеры торговых судов.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» в двухмесячном совместном походе расправились с 22 судами общим тоннажем 115 622 брт. В начале похода их чуть не перехватил флот метрополии, затем оба линкора вышли на маршрут конвоев, направившихся в Галифакс. Для пополнения запасов топлива они несколько раз встречались в арктических и субарктических зонах с высланными им навстречу танкерами.

8 февраля рейдеры обнаружили конвой НХ-106, однако линкору «Резолюшн» удалось отогнать их. Адмирал Лютьенс не захотел рисковать своими кораблями. Он опасался, что 15-дюймовые орудия устаревшего британского линкора смогут нанести им серьезный ущерб. Напрасно Хофманн, капитан «Шарнхорста», предлагал атаковать британский линкор, с тем чтобы «Гнейзенау» в это время расправился с незащищенными торговыми судами. Однако Лютьенс, вскоре после этого погибший на «Бисмарке», не мог избавиться от мысли, что даже сравнительно небольшой ущерб может означать выход из строя или потерю одного из его больших кораблей, да еще так далеко от какой бы то ни было дружественной базы.

После этой неудачи Лютьенс направился дальше на запад. Он считал, что ближе к американскому побережью британские конвои рассыпаются, что дает возможность легко атаковать одиночные незащищенные суда. В самом деле, были обнаружены и потоплены пять таких судов, но затем была поднята тревога, и германские линкоры ушли дальше к югу. Там они встретили еще один британский конвой, снова под защитой единственного линкора – «Малайи». И вновь не напали по той же причине, что и при встрече с «Резолюшн».

Стоял май 1940 года, шла война, армии нацистской Германии победоносно продвигались на запад, и когда вперёдсмотрящий британского лайнера «Сити оф Эксетер», бороздившего воды Южной Атлантики, доложил о замаячившей на горизонте мачте, капитан насторожился. Но полчаса спустя он с облегчением идентифицировал приближающегося незнакомца как 8400-тонный корабль «Касии Мару» - японский, следовательно, нейтральный.

На его палубе женщина качала коляску, рядом с ней, лениво облокотившись о поручни, стояло несколько членов команды, полы их незаправленных, как у всех японских матросов, рубашек развевались на ветру. Два судна разошлись, не останавливаясь и не подавая никаких сигналов. На самом деле коляска была пустой, а «женщина» вовсе не являлась таковой. Облокотившихся же о поручни «японских» моряков звали Фриц, Клаус и Карл. Остальные члены команды - матросы, комендоры, торпедисты, всего 350 человек - скрылись внутри корабля. Под фанерными вентиляторами, брезентовыми трубами и краской скрывался немецкий рейдер «Атлантис», один из самых опасных хищников, когда-либо выходивших поохотиться на океанские просторы.

За всю войну немцы снарядили девять таких рейдеров, которые утопили в общей сложности 136 судов. Но «Атлантис» имел наибольшее число побед и трофеев на своём счету, наибольшее количество пройденных миль за кормой и одного из самых выдающихся капитанов. Он сошёл со стапелей как «Гольденфельс», 7800-тонное быстроходное торговое судно. Когда началась война, на него скрытым образом поставили шесть 5,9-дюймовых орудий, большое количество пушек меньшего калибра, торпедные аппараты, гидросамолёт и груз мин. Для большего сходства с безобидным торговцем на нём во множестве были установлены всякие опоры, поддержки, растяжки.

В марте 1940 года «Атлантис», находившийся под командой Бернгарда Рогге, сорокалетнего импозантного капитана германского военно-морского флота, прокрался мимо норвежских берегов, прикинувшись советским пароходом, и выскользнул в Северную Атлантику. Данный ему приказ гласил: поражать с максимальной неожиданностью все корабли, проплывающие мимо африканского мыса Доброй Надежды.

После пересечения экватора 25 апреля «Атлантис» спустил советский флаг и убрал фальшивую трубу, превратившись в «японский» теплоход, встреченный «Сити оф Эксетер», который капитан Рогге не стал атаковать из-за большого числа пассажиров на его борту.

Первой жертвой «Атлантиса» стало британское судно «Сайентист». Приказ лечь в дрейф и не передавать радиограмм оказался для британских моряков полной неожиданностью. Радист сохранил присутствие духа и послал сигнал означающий «меня пытается остановить вражеское вооружённое торговое судно». С «Атлантиса» открыли огонь, поразив «Сайентист» в среднюю часть и уничтожив радиорубку. 77 членов команды повреждённого корабля, двое из которых были ранены, один смертельно, погрузились в лодки. Все они были взяты на борт рейдера как военнопленные, а сам «Сайентист» потоплен. Немцы двинулись дальше мимо мыса Доброй Надежды.

Две недели спустя капитан Рогге перехватил переданное британцами предупреждение, что в Индийском океане мог появиться немецкий вспомогательный крейсер, замаскированный под японское судно. Немедленно «Атлантис» сбросил своё «кимоно» и превратился в нидерландский теплоход «Аббекерк».

Второй его жертвой стал норвежский теплоход «Тирранна», гружённый припасами для австралийских войск в Палестине. Капитан Рогге послал на него призовую команду и несколько недель возил за собой, используя как плавучую тюрьму. Через месяц после «Тирранны» жертвами рейдера один за другим стали ещё три судна, а в следующем месяце целых пять.

Сообщения, найденные в мусорной корзине одного корабля, открыли немцам морские торговые коды британцев. После этого Адмиралтейство отдало приказ всем своим кораблям сообщать по радио о подозрительных судах, невзирая на последствия. Как следствие этого, «Атлантис» получил приказ сначала открывать огонь, потом вести переговоры. Радиограммы успевали послать примерно с каждого второго атакованного рейдером корабля, большая часть которых обстреливалась из орудий и иногда со значительными повреждениями. Впрочем, следует отметить, что капитан Рогге вёл свою морскую войну настолько «цивилизованно», насколько было возможно в тех условиях. Он содержал пленников в каютах и брал на борт всё, что можно было спасти. За 20 месяцев, проведённых Рогге в плавании, был момент, когда он держал более тысячи пленников всех возрастов, обоих полов и 20 национальностей. Им всем выдавался тот же рацион, который получала команда. Днём им позволялось выходить на палубу, если только «Атлантис» не вёл бой, и купаться в брезентовом бассейне. Капитаны потопленных судов имели отдельные каюты. Когда пленников предстояло переводить на другие корабли, капитан Рогге устраивал в честь капитанов прощальные обеды.

Первая половина осени 1940 года оказалась для «Атлантиса» крайне скудной на добычу: всего один корабль за сорок дней. Зато в ноябре в течение двух суток ему попались сразу три судна. Норвежский танкер «Оле Якоб», до краёв заполненный высокооктановым бензином, был без сопротивления захвачен двумя подплывшими на моторной лодке офицерами «Атлантиса», переодевшимися британскими офицерами. Норвежский же танкер «Тедди» горел несколько часов, превратившись в огромный факел, видимый за несколько миль. А британский корабль «Аутомедон», перевозивший важные документы, включая совершенно секретный отчёт военного кабинета и почту для британского дальневосточного главного командования, сдался после того, как выпущенный с рейдера снаряд убил всех, кто находился на мостике.

1941 год начался для «Атлантиса» неважно - всего четыре судна за несколько месяцев. Одним из них был египетский лайнер «Зам зам», перевозивший 140 американских миссионеров. И пассажиры, и команда «Зам зама» - всего 309 человек - были благополучно переведены на «Атлантис». На следующий день другой немецкий корабль - «Дрезден» - освободил рейдер от всех пленников и через некоторое время доставил их в Бордо. От ужаса, который внушал рейдер, союзники страдали, пожалуй, не меньше, чем от потери своих судов. Британцам пришлось послать свои боевые корабли, крайне необходимые в других районах, на юг на его розыски; капитаны транспортных судов были вынуждены вести их обходными маршрутами, тратя попусту время и горючее; стало труднее набирать команды, и приходилось выплачивать надбавку за «опасную зону».

Большую часть лета «Атлантис» бороздил южные просторы Индийского океана, не встречая никого, кроме чаек. Наконец, 10 сентября 1941 года он захватил свою 22-ю - и последнюю - добычу, норвежское судно «Силваплана». 21 ноября, совершая посадку после утреннего полёта, разведывательный самолёт «Атлантиса», получив повреждения, вышел из строя, и произошло это как раз в то время, когда он был больше всего нужен. На следующий день рейдеру предстояло встретиться с подводной лодкой U-126, чтобы взять на борт горючее. Это была довольно сложная операция, во время которой «Атлантис» становился очень уязвимым. Рандеву состоялось на полпути между Бразилией и Африкой, и ко времени завтрака перекачка горючего началась. В моторном катере рядом с подводной лодкой сидело несколько членов команды рейдера, а капитан U-126 поднялся на борт «Атлантиса», у которого машины левого борта были разобраны для ремонта.

Неожиданно вперёдсмотрящий, вглядывавшийся в залитый солнечным светом горизонт, заметил верхушку мачты. Несколько минут спустя немцы установили, что к ним приближается тяжёлый британский крейсер «Девоншир», которым командовал капитан Р. Д. Оливер. Мгновенно связывающие два судна тросы были сняты, и U-126 ушла под воду, оставив своего капитана на борту «Атлантиса». Успели ли британцы увидеть подводную лодку? Из поспешно отсоединённого рукава по воде вокруг рейдера радужным пятном разлилось горючее. «Атлантису» оставалось одно: начать переговоры и, затягивая время, постараться ввести противника в заблуждение и заманить его в зону, где его смогут достать торпеды U-126.

Но капитан Оливер был очень осторожен. За исключением вентиляторов и ещё кое-каких частей этот разливший вокруг себя горючее корабль соответствовал данному Адмиралтейством описанию неуловимого рейдера. Поэтому, попеременно меняя курс и держась за пределами досягаемости торпед, он приблизился к «Атлантису» и двумя выстрелами захватил в артиллерийскую вилку.

С рейдера радировали, что судно называется «Полифем». Капитан крейсера послал запрос главнокомандующему в Южной Атлантике: мог ли встретившийся им корабль оказаться настоящим «Полифемом»? Почти целый час «Атлантис», лёжа в дрейфе и мягко покачиваясь на волнах, тянул переговоры. Капитана Рогге не оставляла надежда, что U-126 подкрадётся к крейсеру и выпустит торпеду. Но старший офицер на подводной лодке вместо этого приказал оставаться около рейдера. В 9.34 был получен ответ главнокомандующего в Южной Атлантике: «Нет - повторяю - нет!» Минуту спустя «Девоншир» открыл огонь. После третьего залпа восьмидюймовок, накрывшего «Атлантис», капитан Рогге отдал приказ установить взрывные часовые механизмы и покинуть судно.

За минуту до 10 часов взорвался носовой артиллерийский погреб, и через несколько минут «Атлантис» под аплодисменты и прощальные крики моряков, для которых он был домом на протяжении 20 месяцев, ушёл под воду. Капитан Рогге, находившийся в одной из шлюпок вместе со своим шотландским терьером Ферри, стоя отдал честь.

Капитан Оливер, как он объяснил в своём рапорте Адмиралтейству, не мог подойти и подобрать уцелевших «из-за риска быть торпедированным», поэтому вскоре «Девоншир» скрылся за горизонтом. В результате обстрела на «Атлантисе» погибло только семь человек, не меньше ста плавали в воде и цеплялись за обломки. Всплывшая подводная лодка подобрала раненых и незаменимых специалистов, 200 человек поместились в спасательных шлюпках, а 52, снабжённые спасательными поясами и одеялами, примостились на палубе U-126, а в случае её погружения должны были подплыть к шлюпкам. До ближайшей земли, Бразилии, было 950 миль.

Странная флотилия - шесть шлюпок, которые тащила за собой подводная лодка - отправилась в своё плавание в полдень, сразу после затопления рейдера. Два раза в день при помощи вытаскиваемой из субмарины резиновой лодки производилась раздача горячей пищи.

На третий день им повстречалось немецкое транспортное судно снабжения подводных лодок «Питон». Моряки «Атлантиса» были подняты на его борт - чтобы вскоре опять очутиться в воде, так как «Питон» был встречен и потоплен другим британским крейсером «Дорсетширом», известным тем, что он нанёс «Бисмарку» последний удар в морском бою полгода назад.

В конце концов, на немецких и итальянских подводных лодках члены команды «Атлантиса» добрались до Сен-Назера и оттуда отправились в Берлин, куда и прибыли сразу после наступления нового 1942 года. Капитан Рогге получил чин контр-адмирала и был назначен возглавлять подготовку морских курсантов. Но позднее, когда обнаружилось его антинацистское настроение, его перевели на какую-то маловажную должность.

Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» можно считать последним классическим рейдером – военным кораблем, охотившимся на транспортные конвои противника.

В соответствии с условиями капитуляции Германии в Первой мировой войне, после достижения оставшимися немецкими броненосцами двадцатилетнего возраста их можно было заменить на броненосцы береговой обороны или крейсеры водоизмещением не более 10000 тонн. Немецкое флотское командование сделало выбор в пользу рейдера, способного действовать на значительном удалении от собственных баз. Конструкторам было предложено разработать проект корабля водоизмещением в 10 000 тонн, вооружённого 280-мм орудиями и развивающего скорость порядка 28 узлов. По мнению заказчиков, новый корабль должен был превосходить по огневой мощи крейсеры противника и по скорости – его линкоры. С этого момента берёт своё начало история так называемых «карманных линкоров» типа «Дойчланд». Сами немцы затруднялись с классификацией новых кораблей – первоначально они классифицировались как броненосцы, а 25 января 1940 года были переквалифицированы в тяжёлые крейсеры.

Крейсер «Адмирал Шеер», заложенный 25 июля 1931 года, стал вторым кораблём этой серии, получил литерное название «Броненосец В» и условное наименование «Ersatz Lothringene» (нем. – «замена «Лотарингии»), что было обусловлено политическими целями (Германия представляла постройку новых кораблей как замену старых, остававшихся в составе флота со времён Первой мировой войны).

Крейсер «Адмирал Шеер» на испытаниях, 1935 год
Источник: Сергей Патянин, «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Технические характеристики

Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:

Источник информации

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»

Вальтер Хубач «Захват Дании и Норвегии»

Стандартное водоизмещение, т

Полное водоизмещение, т

Ширина, м

Осадка, м

Скорость, узлов

Запас хода

10 000 миль на 20 узлах или 18 000 миль на 13 узлах

16 300 миль на 18 узлах

Ходовая установка

8 дизелей МАН

8 дизелей МАН

Мощность, л. с.

Экипаж, человек

Расхождение в данных о водоизмещении крейсера связано с тем, что уже после Второй мировой войны стало известно, что второй и третий корабли серии («Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее») строились по улучшенным проектам, что привело к увеличению водоизмещения на 20% по сравнению с кораблями-«предшественниками».


Схема и теневая проекция крейсера «Адмирал Шеер»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Данные о бронировании крейсера в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также различаются незначительно:

Артиллерийское вооружение крейсеров типа «Дойчланд» было стандартным для линейных кораблей и состояло из артиллерии главного калибра (размещённой в башнях), средней артиллерии, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Артиллерия главного калибра состояла из шести 280-мм орудий (длина ствола – 52 калибра; дальность стрельбы – 218 кабельтовых; масса снаряда – 330 кг, скорострельность – 2,5–3 выстрела в минуту), которые размещались в носовой и кормовой трехорудийных башнях, имевших сложную многогранную форму с большим углом наклона плит. Артиллерия среднего калибра состояла из восьми 150-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 45,3 кг; скорострельность – 10 выстрелов в минуту) и располагалась в восьми одноорудийных установках (по четыре в средней части с каждого борта) с 10-мм щитами. Опыт Второй мировой войны впоследствии показал, что средняя артиллерия крейсера не оправдала ожиданий конструкторов – 150-мм снаряды не могли остановить торговые суда или нанести им существенные повреждения в результате первого попадания.

Зенитное вооружение крейсера неоднократно изменялось. Первоначально на нём установили три 88-мм универсальных орудия, которые позднее заменили на шесть 88-мм орудий (длина ствола – 78 калибров; дальность стрельбы – 94 кабельтова; масса снаряда – 9 кг), составлявших три двухорудийные зенитные установки. Однако уже в 1938 году возник проект замены шести 88-мм на шесть 105-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 15,1 кг; скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), составлявших три двухорудийные установки. Установка новых зенитных орудий была произведена в 1940 году. Кроме этого, к 1941 году на крейсере установили 8 зенитных автоматов (четыре двухорудийные установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра; дальность стрельбы – 46,5 кабельтова; масса снаряда – 0,745 кг; скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и 10 одинарных 20-мм зенитных автоматов (длина ствола – 65 калибров; масса снаряда – 0,15 кг; скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). К 1945 году зенитное вооружение было увеличено до восьми одинарных 40-мм, а также шести счетверённых и девяти спаренных 20-мм автоматов.

Минно-торпедное вооружение

В соответствии с представлениями 1930-х годов о будущей войне на крейсере были установлены два счетверённых торпедных аппарата калибра 533 мм. Однако, как показали последовавшие события, потребность в подобном вооружении исчезла.

Авиация

Перед Второй мировой войной крупные надводные корабли всех флотов мира вооружались гидросамолётами для корректировки огня, обеспечения разведки и противолодочной обороны. Запуск самолётов осуществлялся с катапульты (крейсеры типа «Дойчланд» были оборудованы одной катапультой и могли нести по два гидросамолёта каждый).

Планы использования

Построенный в точном соответствии с требованиями кригсмарине, «Адмирал Шеер» превосходил по скорости линкоры и по огневой мощи – крейсеры противника, что теоретически позволяло ему успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабоохраняемые конвои и уклоняясь от боестолкновения с вражескими линкорами. По неизвестным нам причинам немецкое командование не рассматривало варианта сосредоточения против «карманного линкора» нескольких групп вражеских крейсеров и линейных кораблей, что позволяло бы противнику осуществлять непрерывное преследование корабля крейсерами и наведение на него линейных кораблей. Однако на практике выяснилось, что «карманный линкор» способна уничтожить достаточно многочисленная группа крейсеров даже без привлечения линкоров (примером может послужить гибель крейсера «Адмирал граф Шпее», блокированного англичанами в эстуарии реки Ла-Плата и затопленного собственной командой 17 декабря 1939 года).

Боевая служба

Участие «Адмирала Шеера» в гражданской войне в Испании свелось к восьми походам. Во время одного из них, 31 мая 1937 года, крейсер и четыре торпедных катера немецких ВМС открыли огонь по испанскому портовому городу Альмерия в ответ на налёт республиканской авиации на тяжёлый крейсер «Дойчланд» (при этом погиб 21 житель города, и 55 гражданских лиц получили ранения).


Крейсеры «Дойчланд» и «Адмирал Шеер» (на переднем плане) в Свинемюнде перед выходом к берегам Испании. Май 1937 года

Кроме боевых операций у берегов Испании, до начала Второй мировой войны крейсер принял участие в аннексии Клайпеды (март 1939 года).

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, а 4 сентября «Адмирал Шеер», находившийся в гавани Вильгельмсхафена, был атакован бомбардировщиками «Бристоль Бленхейм» из состава 107-й, 110-й и 139-й эскадрилий британских ВВС. В корабль попали три 227-кг бомбы, однако серьёзных повреждений ему не причинили (из-за малой высоты взрыватели бомб не успели прийти в рабочее состояние, и взрывов не последовало). Была повреждена катапульта, а также одна из 88-мм зенитных установок. Данные о результатах работы противовоздушной обороны «Адмирала Шеера» довольно противоречивы. По официальной версии, один бомбардировщик был сбит, а после налёта противовоздушная оборона корабля была улучшена – 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм. Однако эта версия представляется несколько сомнительной, так как замена 88-мм орудий на 105-мм была проведена в 1940 году одновременно на крейсерах «Лютцов» (бывший «Дойчланд») и «Адмирал Шеер» в соответствии с ещё довоенными планами. По ещё одной альтернативной версии (Владимир Кофман «Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха»), были сбиты пять самолётов – четыре «Бристоль Бленхейм» и транспортный «Юнкерс-52» , который не подал опознавательный сигнал и был сбит по ошибке.


Носовая башня главного калибра крейсера «Адмирал Шеер»
Источник: А. А. Михайлов, «Броненосные корабли типа «Дойчланд»

Самым ярким событием в боевой истории «Адмирала Шеера» является совершённый под командованием Теодора Кранке рейд (с 23 октября 1940 по 1 апреля 1941 года), в ходе которого было потоплено и захвачено 16 торговых судов общим водоизмещением 99 059 тонн. История этого рейда также несколько противоречива. По одной из версий, он был тщательно подготовленной операцией. В пользу этой версии говорит выделение крейсеру двух танкеров («Нордмарк» и «Дитмаршен»), причем второй из них являлся резервным, который предполагалось задействовать в случае потопления или «отсечения» «Нордмарка». По другой версии, крейсер по тревоге был направлен на перехват конвоя HX-84, вышедшего из Галифакса 23 октября 1940 года, и затем отправился в рейд, поскольку пути отхода на базы были заблокированы. Эта версия вызывает некоторые сомнения, так как для обеспечения похода в северных водах задействовались два метеорологических судна («Хоманн» и «Фризе»), вышедшие в море еще 19 октября.


«Адмирал Шеер» после модернизации
Источник: Роберт Джексон, «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Точно известно, что «Адмирал Шеер» покинул базу в Готенхафене 23 октября, а 30 октября незамеченным миновал Датский пролив. Этот рейд можно условно разделить на три этапа:

Атака конвоя НХ-84

Главной целью «Адмирала Шеера» являлись трансатлантические конвои, шедшие из Канады в Великобританию. Именно по этой причине корабль 3 и 4 ноября уклонился от встречи с одиночными транспортами.

5 ноября бортовой гидросамолёт «Арадо» обнаружил британский конвой в составе восьми судов, движущийся без охранения восточным курсом в девяноста милях от крейсера. Разведданные оказались ошибочными – фактически конвой НХ-84 в составе тридцати семи транспортов прикрывал вспомогательный крейсер «Джервис-Бэй» (вооружённое грузопассажирское судно водоизмещением 14 164 брт).

Первоначально немецкие моряки действовали в полном соответствии с призовым правом. Британский банановоз «Мопан» (5389 брт) был остановлен и потоплен 105-мм снарядами после того, как его команда перешла на шлюпки.

Коммодор британского конвоя адмирал Молтби принял правильное решение: сразу же после обнаружения вражеского корабля он отдал конвою приказ о рассредоточении, и, несмотря на неравенство сил, направил «Джервис-Бэй» навстречу «Шееру» с целью задержать его и дать конвою дополнительное время.

В отличие от британцев, действовавших абсолютно грамотно, немецкий капитан допустил ошибку. Вместо сосредоточения огня на «Джервис-Бэй» с целью его максимально быстрого затопления и перехода к преследованию не успевшего рассредоточиться конвоя, он приказал обстреливать крейсер противника только из 280-мм орудий, направив огонь 150-мм калибра по другим судам, находящимся в зоне видимости. Были обстреляны танкер «Сан-Деметрио» (8073 брт) и транспорт «Андалусиан» (3082 брт) – оба получили попадания, но смогли скрыться. Добиться попадания в «Джервис-Бэй» удалось только с пятого залпа, и британский крейсер, успевший поставить дымовую завесу, сумел продержаться 20 минут, прежде чем был потоплен. Эта задержка оказалась спасительной для конвоя – до наступления полной темноты «Шеер» смог обнаружить и потопить только пять судов из тридцати семи («Биверфорд» (10 042 брт), «Мэйдан» (7908 брт), «Киебэйн Хэд» (5225 брт), «Тревеллард» (5201 брт) и «Фресно Сити» (4955 брт)). Действия немецких артиллеристов выглядят несколько хаотичными – израсходовав треть снарядов главного калибра и половину 150-мм боезапаса на обстрел девяти судов, «Адмирал Шеер» уничтожил только пять из них. Ещё четыре обстрелянных судна сумели спастись: транспорты «Рангитики» (16 689 брт), «Равалпинди», «Андалусиан» (3082 брт) смогли оторваться от противника, а танкер «Сан-Деметрио» (8073 брт) был временно оставлен, но позднее опять занят экипажем.

Британское Адмиралтейство оперативно отреагировало на атаку: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Худ» и «Рипалс» – подходы к Бискайскому заливу, блокировав пути отхода немецкого крейсера на базы. Существует версия, что именно эти действия противника заставили «Адмирал Шеер» отправиться в крейсерство на юг. Результаты атаки на конвой НХ-84 являются весьма неоднозначными. С одной стороны, угроза нахождения немецкого крейсера на пути трансатлантических конвоев заставила прервать их движение на две недели (до 17 ноября), что следует считать безусловным успехом. С другой стороны, стала очевидной физическая невозможность уничтожения крупного конвоя судов, рассредоточивающегося в разных направлениях, силами одиночного корабля.

Действия в Атлантическом океане

11 ноября 1940 года крейсер взял курс на Центральную Атлантику и вышел в район, назначенный для рандеву с «Нордмарком», днём позже встретил немецкий танкер «Еврофельд», застигнутый войной далеко от Германии и успешно спасавшийся от кораблей союзников, а 16 ноября – «Нордмарк», что позволило пополнить боекомплект, а также запасы топлива и продовольствия.

Первоначально рейдер направился на запад в район между Антильскими и Азорскими островами, однако уже 20 ноября последовал приказ командования, гласивший, что «Шеер» должен перейти в район южнее 42 градуса северной широты и восточнее 20 градуса западной долготы. Однако капитан Кранке решил проявить собственную инициативу и проигнорировал это распоряжение, считая свой план более перспективным.

24 ноября «Адмирал Шеер» захватил транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входило пять лёгких учебных самолётов. Удерживать судно в качестве приза было нерационально, и оно было потоплено. Поскольку «Порт-Хобарт» успел подать радиосигнал о нападении, немцы в очередной раз изменили направление движения, взяв прямо противоположный курс – строго на восток к островам Зелёного Мыса. Резкое изменение курсов позволило крейсеру оторваться от преследователей и 29 ноября незамеченным прибыть в новый район патрулирования.

1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), следовавший из Ливерпуля в Калькутту. Поскольку шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке опять изменил курс, вновь направив корабль в Центральную Атлантику. Через неделю, в соответствии с распоряжением командования, «Адмирал Шеер» направился на юг для совместных действий со вспомогательным крейсером «Тор» в Южной Атлантике (на линии Кейптаун-Фритаун.) 14 декабря состоялась ещё одна встреча с судном снабжения «Нордмарк», во время которой рейдер передал на его борт 150 пленных, а также пополнил запасы топлива и провизии.

18 декабря на линии, соединяющей ближайшие береговые точки Южной Америки и Африки, был захвачен крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), перевозивший 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченное судно было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля.

6 января 1941 года «Адмирал Шеер» вновь пополнил свои танки топливом с «Нордмарка», а 18 января – захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), перевозивший около 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. Танкер также решили не топить – позднее он принял на борт около 250 военнопленных и был отправлен во Францию.

20 января крейсер захватил и позднее потопил голландский транспорт «Барнвельд» водоизмещением 5597 брт (перевозивший 5 легких бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовиков, а также свыше 1000 тонн боеприпасов и военного снаряжения) и английский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт), следовавший вокруг африканского побережья из Порт-Судана во Фритаун с грузом хлопка. 24 января рейдер снова встретился с судами снабжения «Нордмарк» и «Дюкеза».

Крейсерство «Адмирала Шеера» в Атлантическом океане показало, что одиночный рейдер, лишённый информации о путях следования судов противника, обнаруживает их довольно редко (6 случаев за 2,5 месяца) и требует специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности (несмотря на захватываемые трофеи, крейсер был вынужден четыре раза пополнять свои запасы с помощью судна снабжения).

Действия в Индийском океане

3 февраля 1941 года «Адмирал Шеер» обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Мадагаскар. 20 февраля он захватил танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), перевозивший почти 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее – захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля рейдер захватил и потопил канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырьё для производства титана), а 22 февраля – захватил и потопил голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), вёзший уголь из Дурбана в Сингапур.

Британцы получили сигналы с двух последних жертв немецкого рейдера и попытались принять меры по его нейтрализации, а самолёту с лёгкого крейсера «Глазго», находившегося в 140 милях от «Рантаупаджанга», даже удалось обнаружить «Адмирал Шеер». Организованное британским флотом преследование не привело к уничтожению немецкого корабля или установлению с ним визуального контакта, но заставило его повернуть обратно в Атлантику.

Крейсерство «Адмирала Шеера» в Индийском океане показало, что одиночный корабль может действовать в зоне интенсивного судоходства эффективно (за 18 дней потоплено 3 судна), но в течение весьма ограниченного времени (фактически рейдер был вытеснен из зоны действий менее чем за три недели).

Возвращение домой

2 марта «Адмирал Шеер» обогнул южную оконечность Африки, а еще через шесть дней – вышел в квадрат, где его ждали суда снабжения (транспорты «Эрмланд» и «Альстеруфер» и танкер «Нордмарк»). Затем крейсер взял курс на Северную Атлантику и 1 апреля, преодолев Датский пролив, завершил свой поход.

161-дневный рейд крейсера «Адмирал Шеер» гитлеровская пропаганда объявила «самым успешным в истории немецких боевых кораблей», всех членов экипажа наградили «железными крестами» (в том числе восьмьюдесятью крестами 1-го класса), а капитан Кранке был произведён в контр-адмиралы. Однако современные военные историки оценивают этот рейд не столь однозначно. Безусловно, действия крейсера внесли нервозность в судоходство союзников и привели к отвлечению значительного количества крупных надводных кораблей на сопровождение конвоев. В то же время, практический результат оказался довольно низким – одиночному кораблю, вынужденному скрываться от случайного обнаружения, оказалось трудно находить цели, кроме того, крейсер требовал значительных материальных ресурсов для обеспечения своей деятельности. Между тем как использовавшиеся немцами вспомогательные крейсеры, замаскированные под гражданские суда, могли с меньшим риском перемещаться по морским путям, что повышало эффективность их действий.

Сравнительная характеристика действий немецких рейдеров

Водоизмещение

Тоннаж потопленных судов

Соотношение тоннажа потопленных судов и собственного водоизмещения

«Михель»

«Пингвин»

«Атлантис»

«Адмирал Шеер»

среднее значение

«Виддер»

«Корморан»

Результаты «Адмирала Шеера» приблизительно соответствуют среднему уровню эффективности немецких вспомогательных крейсеров, а с учетом того, что затраты на содержание военного корабля во много раз превышали стоимость эксплуатации перестроенного гражданского судна, следует признать, что более выгодным было использование для рейдерства вспомогательных крейсеров. Кроме того, рейды надводных кораблей по результативности оказались несопоставимыми с действиями подводных лодок , что заставило Кригсмарине отказаться от этой тактики.

Служба в 1942–45 годах

После возращения из похода «Адмирал Шеер» непродолжительное время входил в состав немецкого Балтийского флота, а в дальнейшем был переведен в Норвегию, где довольно эффективно использовался в качестве потенциальной угрозы арктическим конвоям, заставляя союзников привлекать к их охране значительное количество крупных надводных кораблей. Дальнейшее участие крейсера в борьбе с конвоями свелось к двум эпизодам.

19 ноября 1941 года в Тихом океане встретились замаскированный под торговое судно немецкий рейдер «Корморан» и австралийский крейсер «Сидней». Корабли вступили в бой, и в результате полученных повреждений оба затонули. Немцам повезло гораздо больше, так как большая часть экипажа сумела спастись на шлюпках, а вот из 645 австралийцев не выжил никто, часть из них погибла во время боя, другие утонули вместе с судном. Долгое время гибель крейсера, имевшего колоссальные преимущества, оставалась загадкой, однако, морские археологи сумели найти ответ на этот вопрос.

Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

«Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина - 171,4 метра, водоизмещение - девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

«Сидней» в Сиднейской бухте

Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение - 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

Рейдер «Корморан»

19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал - название торгового судна Straat Malakka - и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

«Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

Обувь моряков на морском дне

Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

Оторванная носовая часть «Сиднея»

Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

Анемоны на обломках «Корморана»

На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

«Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

Шлюпка и баркас «Сиднея»

Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев - это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

Экипаж «Сиднея»

Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» - в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

Орудие «Корморана»

Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

Корма «Сиднея»

Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

Часть каюты капитана «Сиднея»

Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»

ЭКСМО: 2012. - 96 с.: ил.

ISBN 978-5-699-57874-0

Хотя эти рейдеры прозвали «КОРСАРАМИ КАЙЗЕРА» и «ПИРАТАМИ XX ВЕКА»,

воевали они не по-пиратски гуманно, рыцарски, «в белых перчатках» - так, в августе

1914 года, перехватив британские почтовый пароход «Галисиан» и лайнер «Арланца»,

на которых находились более полутора тысяч человек, германский вспомогательный

крейсер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» отпустил вражеские суда, сославшись на то,

что на них «слишком много гражданских». И этот случай не был исключением - за¬

хватив и потопив в общей сложности три десятка пароходов и парусников, рейдеры

кайзера всегда брали на борт их экипажи, не допуская гибели «некомбатантов»... Дру¬

гой вопрос, насколько ощутим был такой урон для «Владычицы морей»? Стала ли эта

крейсерская война реальной угрозой для судоходства Британской Империи? Оправда¬

ла ли себя практика переоборудования пассажирских лайнеров во вспомогательные

крейсера? Почему их «одиссея» продлилась столь недолго? Как среди германских рей¬

деров оказался российский пароход «Рязань»? И правда ли, что, планируя действия

против морских коммуникаций противника, Кайзерлихмарине учитывал опыт наших

вспомогательных крейсеров, отличившихся в ходе русско-турецкой и русско-японской

войн? Новая книга ведущего историка флота отвечает на все эти вопросы. Коллекци¬

онное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями экс¬

клюзивных чертежей и фотографий.

Введение

«Кап Трафальгар»

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

«Кронпринц Вильгельм»

«Корморан»

«Принц Эйтель Фридрих»

Приложение

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

Настоящая работа представляет собой авторизованный перевод труда Эберхарда Ф. Мантейва "Немецкие вспомогательные крейсера", в котором описаны походы и деятельность вспомогательных крейсеров,действовавших на океанских просторах в начальный период Великой войны.

ВВЕДЕНИЕ

Самым главным при постройке кайзеровского флота

по закону «О флоте» было создание линейного флота,

который должен был добиться решения в отечествен¬

ных водах.

Поэтому первый закон «О флоте» предусматривал

для службы за границей только 3 броненосных и 10

лёгких крейсеров. Полностью построенный флот для

службы за границей планировался всего из 8 броне¬

носных, а также лишь 10 легких крейсеров. Когда

вспыхнула война, за границей находилось (не принимая

в расчёт крейсерскую эскадру) только 2 броненосных и

6 легких крейсеров, из которых «Дрезден» («Dresden»)

уже имел приказ возвращаться на родину. Три из этих

легких крейсеров «Нюрнберг» («Nurenberg»), «Лейпциг»

(«Leipzig») и «Дрезден» были привязаны к крейсерской

эскадре. Оставшиеся 3 крейсера «Карлсруэ»

(«Karlsruhe»), «Эмден» («Emden») и «Кенигсберг»

(«Konigsberg») самостоятельно вели крейсерскую войну.

Из изложенного выше явствует, что в случае воору¬

женного столкновения с великими европейскими дер¬

жавами крейсерской войне придавалось лишь очень

небольшое значение. Так как Германия ни в своих ко¬

лониях, ни в другом месте не обладала укреплёнными

базами, то крейсерская война зависела от очень хоро¬

шо подготовленного снабжения углём через «службу

этапов». Лежит на поверхности, что «служба этапов» в

момент, когда Англия станет нашим противником, ко¬

торый своим морским могуществом задавит любого

нейтрала, должна будет в сравнительно короткое вре¬

мя прекратиться. Следовательно, наши крейсера нуж¬

дались еще в угле, который на призах захватывался.

Так как «Эмден» и «Карлсруэ» после более чем трёх¬

месячной деятельности были уничтожены, вопрос

снабжения этих кораблей продовольствием ещё не

играл роли. Он, может быть, мог бы приобрести еще

большее значение, чем угольный вопрос.

При большой экономической связанности госу¬

дарств между собой ни хозяйственники, ни диплома¬

ты, ни ответственные чиновники не предполагали то¬

го, что война во времени и пространстве примет такие

размеры, как это произошло за четыре года войны. Но

если представить сражение в Северном море как ре¬

шающее войну, то при короткой войне главная задача

крейсеров за границей лежит не столько в уничтоже¬

нии вражеских торговых кораблей, потому что число

этих кораблей, которое кажется можно уничтожить, в

сравнении с общим числом их очень мало, а больше в

том, чтобы, беспокоя торговлю, в общем возможно

большее число вражеских военных кораблей отвлечь

на себя из Северного моря. Это было достигнуто на¬

шими крейсерами в широком масштабе.

Поэтому если уже крейсерам кайзеровского флота в

случае войны была отведена лишь второстепенная

роль, то торговые суда, вооруженные как вспомога¬

тельные крейсера, еще меньше должны были ценить¬

ся. Нигде в предвоенной литературе, в специальных

журналах не было глубокого исследования ценности

или негодности вспомогательных крейсеров, а также в

служебных документах Адмирал-штаба и отдела мор¬

ских перевозок имперского морского ведомства вспо¬

могательные крейсера лишь сравнительно второсте¬

пенно рассматривались. Вся подготовка заключалась

в «службе этапов», которая должна была заботиться о

поставке угля и прочем подвозе. Только она реально

заработала, как появились уже после первого месяца

войны непредвиденные трудности, которые особенно

характерны для вспомогательных крейсеров

«Корморан» и «Принц Эйтель Фридрих» и позже будут

В своей книге «Крейсерская война океанских на те¬

атрах» капитан цур зее Рёдер рассматривал общие

вопросы, касающиеся вспомогательных крейсеров:

Использование части многочисленных немецких

торговых судов для военных целей особенно очевид¬

но для немецкого флота в борьбе против английского

морского могущества, так как немецкая торговля с

началом войны в противоположность английской с са¬

мого начала осуждена почти исчезнуть с океанов, и

поэтому национальный долг по возможности ввести в

борьбу против превосходящих сил заключающуюся в

большом торговом флоте силу. Если нужны уже для

различных целей в войне в отечественных водах мно¬

гочисленные торговые суда, то сверх того нужно ста¬

раться назначенные для ведения крейсерской войны в

океанах военно-морские силы увеличить возможно

большим числом океанских пароходов, которые по

скорости, запасу угля и оборудованию пригодны для

превращения во вспомогательные крейсера. Их оце¬

ниваемая как значительная автономность, кажется,

делает эти корабли особенно пригодными для задач

крейсерской войны, и отсутствие баз не в такой мере

ощущается, как в случае с крейсерами, имеющими

ограниченную дальность плавания. Но эта автоном¬

ность оценивалась слишком высоко, поскольку и

вспомогательный крейсер нуждался в угле, и на всех

вспомогательных крейсерах командиры время от вре¬

мени сталкивались с тяжелой заботой о снабжении

углем. Эта нужда в угле так сильно влияла на коман¬

диров вспомогательных крейсеров, что их решения, в

конце концов, заключались в вопросе: где я найду