Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство. Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство Культура в 1930 е годы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ликвидация безграмотности в России в 1920-1930 гг. Создание государственной единой системы народного образования. Формирование художественного метода "социалистический реализм", принципы которого были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР".

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Исследование уникального периода культурного развития СССР во второй половине 1950-х - первой половины 1960-х гг., получившего название "оттепели". Анализ новых тенденций в развитии отечественных литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг., анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    История культуры России XIX века. Петровские преобразования, екатерининская эпоха просвещенного абсолютизма, установление тесных контактов с Западной Европой как факторы ее развития. Особенности образования, науки, литературы, живописи, театра и музыки.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2012

    Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    Чеченский конфликт до установления советской власти. Из статьи Г.В. Марченко: "Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы". Причины чеченского конфликта. Политика Советского Союза по отношению к горцам. Права чеченского народа.

    статья , добавлен 18.02.2007

    Политическая система в стране с середины 1930-х гг. Становление личной власти Сталина. Эволюция конституционного строя СССР в 1920-1930-е гг. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Массовые репрессии, апогей сталинизма и его основные черты.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2017

1. Объясните значение понятия «культурная революция». Чем была вызвана необходимость ее проведения в СССР? Определите положительные и отрицательные стороны культурных преобразований, проведенных в СССР?

« Культурная революция» в СССР подразумевала под собой борьбу с неграмотностью, создание новой советской школы, подготовку новых кадров, создание новой "народной" интеллигенции, развитие науки, искусства, литературы род контролем большевиков и опираясь на марксистско-ленинскую идеологию. Плюсы были в том, что в короткие сроки ликвидировали неграмотность, создали развитую систему образования, которая была бесплатной и общедоступной, появилась масса высококвалифицированных рабочих, заработала научная мысль, сложилась особая советская культура. Минусы - господство марксистско-ленинской идеологии, тотальный контроль со стороны государства ограничивали развитие наук, запрещали внедрять новшества с Запада, ограничивали сферу искусства.

2. Какие меры были предприняты советской властью с целью ликвидации массовой неграмотности? Как решалась задача подготовки кадров для нужд индустриализации? Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал высокообразованной страной.

Для ликвидации неграмотности уже в 1923 г. было создано общество "Долой безграмотность". Руководили этим обществом Калинин М.И. (глава законодательной власти) и Луначарский А.В. (нарком просвещения). Были открыты тысячи школ и пунктов обучения грамоте. Обучали и детей и взрослых. К 1939 г. 80% населения умели читать и писать, считать. Образование стало бесплатным, созданы трудовые школы, обучение в которых проводилось в два этапа, со сроками 5 лет и 4 года. Появились рабфаки (рабочие факультеты). Они готовили молодежь для поступления в вузы. Это привело к росту студенчества и специалистов с высшим образованием. С 1930 г. введено всеобщее обязательное начальное образование. Индустриализация требовала увеличения числа грамотных специалистов, поэтому уже с 1933 г. для рабочих созданы рабочие школы и профессиональные курсы. По сравнению с 1913 г. количество вузов увеличилось фактически в 8 раз, а число специалистов выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г. Это говорит о том, что СССР к концу 1930- х гг. стал высокообразованной страной.

3. Как Советское государство относилось к развитию науки? Почему особому контролю подверглись гуманитарные науки? Чем были вызваны репрессии против деятелей культуры?

СССР выделял огромные средства на развитие научных исследований, но упор делался на естественные науки. Теория космических полётов К. Э. Циолковского, теория реактивного движения Ф.А. Цандера, достижения И.П. Павлова в области физиологии, Н.И. Вавилова в области генетики, теория биосферы В.И. Вернадского. Прорыв в авиастроении и ракетостроении связан с именами А.Н. Туполева, С.П. Королёва. А гуманитарные науки подверглись гонениям, т.к. многие из них противоречили марксистско-ленинской идеологии. Многие учёные покинули страну в годы Гражданской войны, а многие были репрессированы (А.Ф. Лосев ученый-гуманитарий был репрессирован, великие русские мыслители П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев покинули страну). Они были не согласны с большевистской линией, поэтому подверглись гонениям со стороны государства.

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства? Какую роль в советском обществе играла марксистско-ленинская идеология?

Огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства проявилось в навязывании едино верной с точки зрения государства и партии идеологии марксизма-ленинизма. Большинство произведений писались под указку партии. Например, официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, который предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно партии. Те, кто не согласны с этой линией, покинули страну или были репрессированы. Тотальная цензура боролась с несогласными, а марксистско-ленинская идеология играла основополагающую роль в жизни государства и общества.

5. В чем суть принципа социалистического реализма? Почему советских писателей, отражавших негативные стороны жизни советского общества, обвиняли в очернительстве, уходе от действительности и не допускали публикации их произведений?

Суть принципа социалистического реализма в том, что он предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно большевикам. Необходимо было показывать партийцев только с положительной стороны, как они помогают людям и борются за построение социализма, но то, что не все они делали верно, что людям тяжело жилось в это время, было показывать запрещено. Кулаки, например, изображались как враги народа и государства, а тот факт, что они были хорошими хозяевами, на которых не сумело опереться государство, умалчивался. Как умалчивалось и то, что раскулачивали и середняков. Тех, кто решался написать, как есть, обвиняли в очернительстве, не допускали публикации их произведений, а некоторых и репрессировали.

6. Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 – 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу.

литература М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.
живопись С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.
скульптура В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».
архитектура Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)
музыка С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.
театр Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
кинематограф С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

7. Какую политику по отношению к церкви проводило Советское государство? Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Предлагаем обсудить. Стр. 109. Почему к середине 1930-х гг. они практически прекратили существование?

Потому что произошло становление тоталитарного государства с одно идеологией марксизма-ленинизма, борьба и репрессии против несогласных, борьба с западничеством и т.д. поэтому большинство из них прекратили свое существование.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

Особенности развития культуры n Культурная революция коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)

Задачи культурной революции Демократизация культуры; n Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения; n Всеобуч; n Формирование новой интеллигенции; n Создание новой идеологии. n

Народное просвещение n n Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. 1919 г. - Декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Индивидуально-групповое обучение. Итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80 -120 букв крупного шрифта или написать 5 -7 букв. 1939 г. официальные данные по ликвидации неграмотности – 87, 4% населения стали грамотными. Введение всеобуча. Введение обязательного начального всеобуча произошло в 1930 г.

Проблемы формирования интеллигенции n n ь ь ь Отношение «буржуазных специалистов» к советской власти. Приняли советскую власть: Ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский Поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов Художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов, В. Р. Фальк Скульпторы А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков Архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, Л. В. Руднев

Проблемы формирования интеллигенции n ь ь ь ь ь Не приняли советскую власть и уехали в эмиграцию (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек): Марина Цветаева (1892 -1941) в эмиграции в 1922 -1929 гг. Иван Алексеевич Бунин (1920 -1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г. «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне бы предложили туда переехать, дав самые лучшие условия, я отказался бы. Я не смог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют» . Алексей Максимович Горький (1868 -1936) С 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1 -4 т. , 1925 -1936). Илья Ефимович Репин (1844 -1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала- «Я дачник с 1918 г. » Федор Иванович Шаляпин (1873 -1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 -1943 гг.) С 1917 г. за границей Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960 гг.) С 1926 г. жил во Франции, работал в театрах разных стран Алексей Николаевич Толстой (1882 -1945). 1918 -1923 в эмиграции. В дальнейшем лауреат трех Сталинских премий. Николай Константинович Рерих (1874 -1947 гг.) С 1920 г. за рубежом.

Проблемы формирования интеллигенции n «Философский пароход» . 1922 – высылка из страны 200 деятелей науки и культуры (философы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин; историк Л. П. Карсавин, в будущем создатель телевидения В. В. Зворыкин). Пароход «Обербургомистр Хакен» - 70 человек, пароход «Пруссия» . Высланы ректор Московского университета проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Корсавин (философ), группа математиков во главе с деканом матфака МГУ проф. Стратоновым, социолог Питирим Сорокин и др.

Проблемы формирования интеллигенции n n n Обучение специалистов 1918 г. - отменена плата за обучение в вузах. 1922 г. введены стипендии в университетах. 1928 г. - 41, 3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931 -71%, конец 1930 -х гг. -90, 6% 1919 г. - при вузах созданы рабфаки. 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. 33%, в 1932 г. - более 60%. Рост числа вузов: 1914 г. - 91 1922 г. – 244 1939 г. - 760 1928 г. - число специалистов с высшим образованием -90 тыс. 1930 -1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения. 1932 г. -184, 5 тыс. человек имели высшее образование. В начале 1920 -х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел. 1937 г. - интеллигенция в СССР 9, 6 млн. человек

Научная интеллигенция n n Петр Леонидович Капица (1894 -1984) В 1918 г. П. Капица становится сотрудником Радиологического института, руководимого А. Ф. Иоффе. В 1921 г. П. Капица прибыл в Англию в составе комиссии Российской Академии наук, направленной для восстановления научных связей с зарубежными учеными. Его принимают на стажировку в лабораторию Резерфорда в Кембридже, где он трудится до 1934 г. Член Лондонского королевского общества (1929). В 1931 г. Резерфорд добился получения денег для организации специальной отдельной лаборатории для Капицы. В 1934 г. вернулся в СССР. Один из основоположников физики низких температур. С 1946 по 1955 г. был уволен со службы за отказ работать над советским атомным проектом, но продолжал преподавать в МГУ.

Научная интеллигенция n Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863 -1945) стали основой нового направления в науке – геохимии и учения о биосфере. Под его руководством было организовано производство радия. В 1920 г. Николай Иванович Вавилов (1887 -1943) сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. За развитие учения о центрах происхождения культурных растений ему была присуждена премия имени Ленина. Николай Константинович Кольцов (1872 -1940) создал институт экспериментальной биологии. В нем впервые в СССР начаты исследования по генетике человека. В 1927 г. Н. К. Кольцов обосновал положение о хромосомах как наследственных молекулах.

Научная интеллигенция n n 1933 г. создан первый в мире Институт ракетной техники, в нем был отдел крылатых ракет, который возглавлял Сергей Павлович Королев (1906 -1966). В 1931 -1932 г. при руководстве Фридриха Артуровича Цандера (1887 -1933) была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), с апреля 1932 г. этой группой руководил Королев. Ноябрь 1933 г. по проекту Цандера (умер в 1933 г. 28 марта в Кисловодске во время лечения) была построена и запущена его учениками первая советская ракета ГИРДХ (масса-29, 5 кг, длина-2, 2 м.). Ракета взлетела вертикально на высоту 75 -80 метров, затем упала в 150 м. от места старта. Прототипом главного героя в романе Беляева «Прыжок в ничто» был Ф. А. Цандер.

Творческая интеллигенция n n Пролеткульт – организация, оформившаяся в 1918 г. А. А. Богданов (1873 -1928 гг.), П. И. Лебедев-Полянский. (1881 -1948) Организация, выступившая за создание новой пролетарской культуры. Пролеткультовские организации и их лидеров активно критиковал Ленин.

Принципы формирования советской культуры В. И. Ленин А. А. Богданов Сначала социалистическая революция, потом культурная Сначала культурные преобразования, затем социалистическая революция Руководство культурой со стороны партии и государства Руководство культурой со стороны Пролеткульта, чисто рабочей организации Необходимо учитывать культурное наследие Сначала создать собственную культуру, потом использовать выборочно достижения прошлой культуры Просвещение масс, развитие самодеятельности Отношение к интеллигенции: использование знаний, перевоспитание с целью привлечения к культурному строительству Знания буржуазных специалистов могут быть использованы только в развитии науки, в художественном творчестве нет. Онисозерцатели и не могут встать на позицию рабочих, следовательно не могут передать их переживания

Идеи Пролеткульта n А Платонов «Чевенгур» . Герой Дванов « в душе любил неведение больше культуры: невежество-чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания. Культура - это заросшее поле, где соли почвы взяты растениями, где ничего не растет» . n 1918 г. - реформа правописания. Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН… n Новые имена: Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года)… n n Военизация языка: «Фронт работ» , «солдаты партии» , «наступление на недостатки» , «миллионная армия тружеников села» и тд.

Общественные художественные организации n «Кузница» (1920 – выделились из «Пролеткульта») Поэт Василий Казин Рабочий май (1922) Стучу, стучу я молотком. Верчу, верчу трубу на ломе, И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме.

Общественные художественные организации n n Футуристы В. В. Маяковский (1918 г.) Белогвардейца найдете – и к стенке Время пулям по стенкам музеев тенькать Выстроили пушки на опушке А почему не атакован Пушкин И прочие генералы классики? В. И. Ленин: Пушкина понимаю и признаю, Некрасова признаю, а Маяковского, простите, нет. В. Кириллов стихотворение «Мы» (1920 г.) Во имя нашего завтра Сожжем Рафаэля Разрушим музеи Растопчем искусства цветы

Общественные художественные организации n Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н. Н. Асеев, О. М. Брик, художники Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др. Преемники футуризма, отстаивали новое искусство и отрицали преемственность. n «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) -19221932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР) А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции. n Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А. И. Безыменский, Д. Бедный, Д. А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.

Театр n Многообразие коллективов в 1920 -е гг. n Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др. n Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3 -я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов(18831922) – 1922 г. «Принцесса Турандот» Карла Гоцци

Театральный Октябрь n n Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 -1940) Театры «РСФСР-1» , «РСФСР-2» , «Театр имени В. Э. Мейерхольда» (1923 г.) - С. Эйзенштейн, В. Яхонтов, Э. Гарин, В. Маяковский, С. Мартинсон Массовые действа 1920 г. 7 ноября в Петрограде штурм Зимнего дворца. Участвовала «Аврора»

Кинематограф в 1920 -е гг. n 1920 г. - первая экранизации повести М. Горького «Мать» (реж. Разумный) n 1918 -1919 гг. выходил периодический хроникальный киножурнал «Кинонеделя» , позднее были выпуски «Киноправды» , «Кинокалендаря» и т. д. n С. М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925 г.) В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая награда. n 1922 г. вышли на экраны 9 советских фильмов, 1927 г. - 86, 1931 г. - 261.

Живопись n Плакатное искусство n Художник М. М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, поэт В. В. Маяковский)

Живопись n Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции n Натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д. П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны 1918 г.

Скульптура n 1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах. n Одними из перовых были открыты памятники А. Н. Радищеву работы Л. В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С. Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве.

Скульптура n Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919 -1920 гг. В. Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. Модель, выполненная из дерева и проволоки вскоре была утеряна.

Архитектура n n n Появился новый стиль зданий. Для них характерны: упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. К. С. Мельников Клуб имени Русакова (1927 -1929), (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей). И. И. Леонидов А. В. Щусев Этот стиль получил название конструктивизма.

Формирование новой идеологии n 1930 -е гг. Утверждается принцип социалистического реализма, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г. , авторство приписывают А. М. Горькому. n Государство выступает за жесткий контроль за культурной сферой. Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа» , восхваление Сталина и Коммунистической партии. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР. Только за членами союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя.

Литература 1930 -х гг. n n n Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. М. А. Шолохов «Поднятая целина» , Н. А. Островский «Как закалялась сталь» . В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строительство нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом был признан В. В. Маяковский, ушедший из жизни в 1930 г. Статус великого пролетарского писателя прочно закрепился за Горьким. В то же время произведения, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации. Это произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Детских писателей Д. И. Хармса и А. И. Введенского обвинили во вредительстве и формализме. Продолжились нападки на «чуковщину» . Стало большое внимание уделяться героическому прошлому страны. Их герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, К. Минин и Дм. Пожарский. Подобные произведения, как правило, удостаивались Сталинских премий, учрежденных в 1939 г.

Театр в 1930 -е гг. n n n Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!» Закрытие левых театров Два направления в развитии театра: 1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька» , Арбузов «Таня») 2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия») Развитие самодеятельных театров

Кинематограф 1930 -х гг. n n n n n Кинематограф создал плеяду образов новых людей-героев мирной жизни. «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк)1931 г. «Семеро смелых» (реж. С. А. Герасимов)1936 г. «Трактористы» (реж. И. А. Пырьев)1939 г. «Светлый путь» (реж. Г. В. Александров)1940 г. «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)1934 г. Появилась ленинская тема: «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 г. » (1939 г.) (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. «Партийный билет» (реж. И. А. Пырьев) 1936 г. Музыкальные комедии реж. Г. В. Александрова «Волга» (1938 г.), «Цирк» (1936 г.) (музыка Исаака Дунаевского)


Архитектура 1930 -х гг. n 1934 -1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.

Итоги культурного развития Демократизация культуры. Самодеятельность. n Формирование социалистической идеологии. Патриотизм. Доказала война. Огосударствление культуры. Главную роль в культуре играет государственный заказ. n Формирование новой интеллигенции. Ш. Фицпатрик: «Культурные достижения 30 -х гг. явились скорее результатом усилий старой дореволюционной интеллигенции» . n Не умаляя достоинств этих людей, следует отметить, что в 1923 -1939 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и 40 млн. малограмотных. В начале века 75% взрослого населения России не умели читать и писать. n Философы, социологи: подлинная интеллигенция в СССР после репрессий 30 -х гг. прекратила свое существование. n Историки против. Н. Г. Чуфаров: 1). Многие представители старой интеллигенции продолжали работать. 2). Сформировалась новая советская интеллигенция, которой свойственны такие позитивные качества, как стремление служить Родине, своему народу, целеустремленность, организованность, трудолюбие, стремление к расширению кругозора. Правда, она утратила такие качества старой интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. n


Почему в истории советской культуры период х годов носит название «Культурной революции»? Задание на урок.


Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе- ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се- милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас- писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог- раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру- гие дисциплины. 1.Развитие образования. Школа в колхозе им.К.Маркса. Кабардино- Балкария.


В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе- реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст- рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен- тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи- ли на 110 языках народов СССР. 1.Развитие образования. Сельская школа для взрослых.


Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи- ческим прессом.Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес- кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков-Н.Вавилова,Н.Коль- цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ- яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене- тики были репрессированы, а сама генетика-зап- рещена. 2.Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.


Огромное внимание Ста- лин уделял историчес- кой науке.История ста- ла трактоваться,как ис- тория классовой борь- бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактирован ный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста- лина и фактически стал официальной трактов- кой основ-марксизма- ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром- лены неофициальные школы в исторической науке,ей был нанесен непоправимый ущерб. 2.Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский


Несмотря на идеологичес кое давление предста- вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микроф изика),И.Курчатов(ядер ная физика) и др. обо- гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела- ли фунда-ментальные открытия в области по лучения искусствен- ных веществ и органи- ческих пищевых про- дуктов. 3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица


Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов,В.Пустовой,В.Вильямс и др.Значитель- ных успехов достигли математика, астрономия, ме- ханика,физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география.Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.Были открыты новые залежи по лезных ископаемых:нефти в поволжье,угля в Под- московье и Кузбассе,железа –на Урале и др. 3.Успехи советской науки. В.С.Пустовойт


В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыс- лия в художественной культуре.Отныне иску- сство должно следовать одному направлению-со циалистическому реа- лизму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в предс- тавлении партийных вождей.Искусство стало насаждать мифы и соз- давать иллюзию, что счастливое время уже наступило.Используя его власти умело мани- пулировали обществен- ным мнением и направ ляли его в нужное рус- ло. 4.Социалистический реализм. П.Белов. Песочные часы.


Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф.Документальная хроника осве- щала в нужном свете текущие события.Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре- жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев- ка в жизнь».В й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто- рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. 5.Советский кинематограф. Кадр из фильма «Чапаев»


5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му- зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя- та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать- ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».На- кануне войны появилась целая серия патриотичес- ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были-С.Эйзенштейн,Н.Экк,Г.Алесандров,И.Пырь- ев, В.Пудовкин.


Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева,Д.Шостаковича,Т.Хренникова,И.Дунаевского. Появились музыкальные коллкктивы-Большой симфонический оркестр,квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей,поэтому жесткой кри- тики подвергся Д.Шестакович.Своего расцвета дос тигло песенное творчество.Произведения И.Дуна- евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Пок- расс знала вся страна. 6.Музыка и живопись. И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.


6.Музыка и живопись. Б.Иогансон. Допрос коммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,а идейная направленность сюжета,соответствие принципам социалистическо- го реализма.Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами.В этом стили работали А. Дейнека,Ю.Пименов,М.Нестеров.В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский,А. Лентулов.


7.Театр.Литература. М.И.Калинин среди награжденных писателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли- тературы.Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самги-на», «Егор Булычев и дру- гие».А.Толстой за-канчивант «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огром- ный вклад в историю литературы внесли М.Шоло- хов,М.Булгаков,В.Каверин,А.Платонов и др.


В к. 20-х гг. на сценах со- ветских театров начи- нают утверждаться пье- сы советских драматур- гов. «Человек с ружь- ем»Н.Погодина, «Опти- мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репер- туара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горько- го.Приобщение советс- ких людей к культуре шло благодаря быстро- му росту числа,театров, музеев, филармоний, би блиотек.По всей стране проводились смотры талантов. 7.Театр.Литература. Б.Щукин в роли Ленина В спектакле «Человек с ружьем»