У меня была черная дыра вместо отца. Вера Полозкова: биография и творческий путь поэтессы Вера полозкова личная жизнь

Молодая, но уже известная в широких кругах российская поэтесса, начинающая актриса и певица Вера Полозкова по праву заслужила репутацию «феномена современного поколения». В попытке изменить интересы молодежи, медленно и полностью погружающейся в мир блогов, соцсетей и бесполезного интернет-трафика, она стала сочинять яркие и креативные стихи.

Во многом благодаря творчеству Веры в настоящее время поэзия в России вновь обрела актуальность, стала новым трендом. Смело можно сказать, что популярная на просторах Сети поэтесса стала инициатором новой волны в литературе и настоящим флагманом, собравшим под своим «знаменем» начинающих интернет-поэтов. Поэтому совершенно не удивительно, что жизнь, творчество и биография талантливой девушки интересуют общественность.

Начало творческого пути

Биографический очерк о популярной российской поэтессе следует начать с 1986 года, когда Вера Полозкова появилась на свет. Точная дата рождения милой и одаренной девушки – 5 марта 1986 г. Малышка родилась в одном из столичных роддомов, и от отца ей достались лишь фамилия и отчество: он не жил с мамой Веры. Воспитывалась Вера Николаевна Полозкова матерью-одиночкой, инженером ЭВМ. Между мамой и дочкой всегда были теплые, доверительные отношения, у них не было друг от друга ни единого секрета.

В возрасте пяти лет Верочка стала проявлять литературные способности. Она начала писать свои первые стихотворения, лучшие из которых потом вошли в первый сборник стихов Веры Полозковой. Он, кстати, увидел свет в 2001 году, года автору было всего 15 лет.

В детстве девочка Вера, обожавшая поэзию, не ощущала дискомфорта из-за того, что осталась без отца. У ее папы была другая семья, в которой после его смерти в 1993 году остались еще две дочери. С одной из них (самой младшей) Вера Полозкова поддерживает отношения. Между ними существует не только родственная связь, но и определенное сходство, что, вероятно, и стало поводом для дружбы между сводными сестрами.

В возрасте семи лет Вера поступила в обычную начальную школу в Москве. То, что она одаренная личность, окружающим стало понятно практически сразу. Вера Полозкова, помимо основных уроков, посещала также хореографические занятия и пела в хоре. Но основную часть времени она посвящала поэтическому творчеству. Школу Вера окончила экстерном, когда ей исполнилось пятнадцать. Тогда же она издала первую книгу своих стихов, которая вышла тиражом 350 экземпляров.

Карьера и творческие поиски

После выпуска из школы Полозкова Вера Николаевна стала студенткой факультета журналистики Московского государственного университета. Почти четыре года она училась на отделении художественной культуры и литературной критики.

В этот период Вера дебютировала как журналист на страницах журнала «Cosmopolitan»: она вела авторскую рубрику под названием «Непростая история». Примерно в то же время девушка начала писать публицистические тексты для двух печатных изданий: «Афиша» и «Книжное обозрение».

Не доучившись буквально четыре месяца до вручения диплома, Вера Полозкова ушла из вуза и устроилась на работу в издательский дом «FBI-Press». Будучи сотрудником этого издательства, она публиковала свои авторские работы в изданиях «Шик-Magazine" и "Искра – Spark».

В качестве автора и редактора Вера проработала до 2007 года, параллельно она занималась подготовкой своего поэтического сборника, написанного в «недетском» жанре – «Непоэмание». Этот сборник был издан при содействии А.Н. Житинского (знаменитого в России сценариста, драматурга и издателя, писателя и журналиста).

Позже поэтесса устроилась работать в открывшийся в столице первый частный музей «ART4.RU» – музей современного искусства. В нем талантливая девушка числилась сотрудницей до 2008 года, а после решила сменить направление деятельности и попробовать себя в роли актрисы. Кстати, именно в этом учреждении культуры состоялась официальная презентация «детища» Веры Полозковой – книги «Непоэмание».

В 2008-м писательница приняла участие в интерактивной постановке «Общество анонимных художников» режиссера Георга Жено. Этот спектакль был поставлен благодаря Театру имени Йозефа Бойза на ставшей культовой московской театральной площадке «Театр.doc». Уже тогда своей игрой Вера эпатировала публику.

Ее биография и стихи нашли отклик у множества пользователей Сети. Это подтверждает успех очередного сборника стихотворений Веры – «Фотосинтез», который вышел тиражом 30 000 экземпляров и переиздавался целых три раза.

Популярность Полозковой росла с огромной скоростью. Коммерческий успех ее последней книги сделал Веру знаменитой в широких кругах современных читателей – любителей поэзии. Как яркий, громко заявивший о себе автор она была приглашена на ежегодный летний Открытый книжный фестиваль в Москве. Сам организатор мероприятия, Артемий Троицкий, пригласил Веру и предложил ей роль соведущей на церемонии вручения первой и единственной независимой премии для талантливых литераторов – «Степной волк».

В конце 2008 года для более глубокого познания практики йоги Вера Полозкова отправилась в Индию, откуда вернулась через год. Домой, в столицу, она приехала полной сил и положительной энергии, которую смогла направить на развитие своего творчества. Кроме того, Вера привезла из Индии новые стихи, ставшие основой для первой аудиокниги поэтессы под названием «Фотосинтез».

В выпущенной летом 2009 года аудиокниге были собраны тексты из одноименного печатного издания, а также примечания к ним и интересные высказывания автора. Все стихи и тексты, вошедшие в сборник в формате аудио, писатель Вера Полозкова записала лично. Продюсером этого проекта стала Елена Грачева, а автором музыкального сопровождения – Сергей Геокчаев. Позже вышли новые тексты в авторской «начитке» Веры Полозковой, которые стали новым корпусом поэзии автора и основой ее дебютного музыкального сборника «Знак неравенства».

Личные достижения

По мере творческого роста Вера Полозкова задумалась о расширении рамок своей деятельности и в 2009 году при помощи Лены Грачевой собрала музыкальную группу. Через два года известный поэт в компании молодых музыкантов уже гастролировала по территории России, коллектив также дал несколько концертов на Украине. Мало того, выступление музыкальной группы, которую возглавила Вера, стало самым ожидаемым на музыкальном фестивале «More Amore» летом 2011 года.

Спустя несколько месяцев Полозкова за свой дебютно-экспериментальный проект «Знак неравенства» была награждена премией «Золотая горгулья» от клуба «16 тонн», в котором в будущем она даст еще далеко не один концерт со своей группой.

Начало 2010 года в творческой карьере Веры Полозковой было ознаменовано еще одним масштабным событием – выходом новой версии «недетской» книги поэтессы «Непоэмание». В переиздании читатели смогли найти более двух десятков новых стихов и три поэмы. В дальнейшем «Непоэмание» с новыми дополнениями будет выходить в 2011 и 2012 годах.

Выход каждого нового стихотворения или аудиосборника способствовал росту рейтинга талантливой поэтессы. Все чаще ее стали приглашать на концерты и другие культурные мероприятия в качестве ведущей и соведущей. А в 2010 году даже предложили стать постоянным членом Совета фестиваля с интересным названием «Текстура», в Перми.

В том же году девушка оказалась на сцене еще одного международного фестиваля, проводимого под открытым небом, – «Усадьба Jazz». Ведущей этого масштабного мероприятия совместно с Валерием Марьяновым была талантливая Вера Полозкова, стихи которой можно найти в свободном доступе на страницах Сети.

Полозкову Веру Николаевну можно смело назвать активным общественным и культурным деятелем. Она не просто известная поэтесса, талантливая исполнительница, популярный блогер и привлекательная женщина – это выдающаяся личность в литературной среде современности. В числе ее достижений – лучшие стихи, эпатажные роли в театре и яркие аудиокниги, позволившие ей стать обладательницей многочисленных престижных наград и премий.

Глядя на все это, совершенно понятно, почему популярна героиня нашего рассказа. В свои еще очень молодые годы эта девушка смогла добиться того, о чем многие могут только мечтать. У нее успешная карьера и счастливая личная жизнь: Вера вышла замуж за бас-гитариста из своего музыкального коллектива – Александра Бганцева. Их свадьба состоялась в начале августа 2014 года, а уже в декабре Полозкова и ее муж стали родителями. Под новый год, 29 декабря, у них родился замечательный сынишка, которого назвали Федором.

После рождения первенца пара вернулась к творчеству, ведь у них еще немало интересных проектов, которыми они готовы радовать своих поклонников – любителей поэзии и музыки. О своих ближайших планах и последних событиях личной жизни поэтесса Вера Полозкова сообщает интернет-пользователям на своих страницах в соцсетях.

А вот интервью с ней можно встретить нечасто, поэтесса и музыкант дает их редко и без особого энтузиазма: Веру огорчают злые комментарии и недоброжелательность, которые сбивают ее творческий настрой. Вера Полозкова живет «на своей волне», она никем не притворяется и никому не пускает пыль в глаза. Она ищет себя, самовыражается и одновременно с этим приносит в мир гармонию своими стихами, песнями, творческими решениями. Автор: Елена Суворова

Знаете, за что я недолюбливаю поэзию?
Поэзия - это чрезвычайно личное, глубоко интимное творчество, выражение своих эмоций, впечатлений и воспоминаний, как правило, начисто лишенное сколько бы то ни было сюжетного компонента. А большинству людей - признаемся себе честно - очень мало дела друг до друга, поэтому читать откровения взрослеющей поэтессы, конечно, приятно с эстетической точки зрения (ибо язык у Полозковой весьма богатый), но не то что бы очень увлекательно.

Главная проблема этих стихов - это очень ломаный, буквально размолотый в труху, ритм. Вера Полозкова - это такой контуженный Маяковский, который окончательно потерял представления о ритмике и симметрии стихотворных строк, и, помня только, что слова должны иногда рифмоваться, лепит эту рифму кое-как, когда куда придется.

Каких только стихосложенческих экзерсисов не предлагает нам поэтесса! Тут нам и панторифма, и гипердактилическая рифма, и эхо-рифма с рваной строкой, и заигрывания с зиянием, переходящим в элизию, и еще не пойми какой кинханед - все это порублено на мелкие кусочки и перемешано до состояния неразличимости.
Стихи не «поют», их не получается читать душой, свободно скользя по ним восприятием и вибрируя в резонанс их ритму.
Каждое стихотворение приходится анатомировать скальпелем ледяной логики, чтобы обнаружить, что и с чем тут рифмуется.
Хотя номинально рифма все-таки есть - просто пока ее обнаружишь, рискуешь потерять весь поэтический настрой.

Напрасно я ожидал, что такое вольное отношение к ритму у «Полозковой-ранней» пройдет у «поздней»: не проходит. Буквально в каждом стихотворении, что в 2003, что в 2007 году, спотыкаться приходится по нескольку раз.

Но не будем о грустном. Будем о хорошем.

Вера Полозкова, несомненно, очень актуальна. Ее поэзия, как идеально настроенный музыкальный инструмент, звучит в унисон мыслям ее поколения - условно говоря, людям от пятнадцати до тридцати, живущим в душных силикатных коробках, общающимся друг с другом с помощью десятка заранее заготовленных «эмотиконов» и мечтающих о наступлении некоего абстрактного Завтра, в котором все будет иначе; и мы сами будем лучше - добрее, сильнее и честнее.
Подобно, например, Земфире или Диане Арбениной, Полозкова могла бы стать «голосом и мыслями» целого поколения девочек-подростков, обожающих цитировать строки песен в статусах и твиттерах.
Жалко, что девочки-подростки не умеют читать: хоть как-то разбавили бы всю свою сопливую пошлятину в статусах.

* * *
Вообще, у Веры хорошо получаются две вещи. Первая - это такие вот короткие, хлесткие стихи на грани афоризмов:
«Все леди как леди, а ты как лошадь в пледе»
Или
«Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой.»
Емко, лаконично и глубоко, а главное, почти помещается в формат пресловутых «ста сорока символов».
Стихи-конфеточки, маленькие монпансье со вкусом взрыва.

Второе - это «длинные строки»:
«В какой-то момент душа становится просто горечью в подъязычье, там, в междуречье, в секундной паузе между строф. И глаза у нее все раненые, все птичьи, не человечьи, она едет вниз по воде, как венки и свечи, и оттуда ни маяков уже, ни костров.»
И так, не поэзия вовсе, а случайные вроде бы фразы, как гости незванные с улицы - а то, что тут что-то рифмуется понимаешь как-то не сразу.

И именно такие вот «длинные строки» (я прошу меня извинить, если называю их неправильно и они имеют какое-то специфическое название - я от поэзии бесконечно далек) получаются у Веры Полозковой, как мне кажется, лучше всего. Они читаются, как проза, ощущаются очень легко и текуче, а рифмы, то и дело в них попадающиеся, воспринимаются как приятные сюрпризы. Словом, я бы читал Полозкову только ради такой «полустихотворной» прозы.
Кстати, именно из таких вот стихов получился бы очень колоритный рэп - быстрый и многословный.
Какое счастье, что рэперы тоже не умеют читать!

* * *
В общем, трудно сказать, понравилось ли мне творчество Полозковой, или нет.
Некоторые стихи бьют разрывной пулей «в десятку» навылет: четкие, мелодичные и очень-очень про меня. Их хочется выучить наизусть и цитировать.
Но основная масса стихов - это густой бульон из эмоций, мыслей и переживаний. Бульон, несомненно, очень поэтичный, но чертовски неудобоваримый из-за поструганной кое-как рифмы.

Без оценки. Трудноперевариваемо. Актуально и поэтично. Примечательно. Бродско.

Первый сборник стихов она выпустила в 15 лет, а уже к двадцати завоевала статус одного из самых ярких современных поэтов. 24 ноябре в Московском дворце Молодежи Вера представит новую программу «Высокое разрешение», в которую войдут тексты из будущего сборника. Пять самых пронзительных – в подборке ELLE.

* * *

лучше всего анита умеет лгать:
замирать по щелчку, улыбаться и не моргать,
только милое славить, важного избегать,
целовать мимо щек ароматных сучек

тяжелее всего аните бывать одной,
балерине в шкатулке, куколке заводной,
ведь анита колени, ямочки, выходной,
хохоток, фейсбучек

неуютно аните там, где не сделать вид:
где старуха лук покупает, где пес сидит,
где ребенок под снег подставляет веселый рот,
будто кто-то на ухо шепотом говорит,
отводя идеальный локон:

в тех, кто умен, анита, и в тех, кто глуп
в посещающих и не посещающих фитнес-клуб
во владелицах узких губ и надутых губ
боженька лежит, завернутый в тесный кокон

он разлепит глаза, анита, войдет в права
раздерёт на тебе воланы и кружева,
вынет шпильки твои, умоет тебя от грима,
и ты станешь жива, анита моя, жива
и любима

ФОТО Instagram

* * *

а мы жили тогда легко: серебро и мед
летнего заката не гасли ночь напролет
и река стояла до крестовины окон
мы спускались, где звезды, и ступни купали в них
и под нами берег как будто ткался из шерстяных
и льняных волокон

это был городок без века, с простым лицом,
и приезжие в чай с душицей и чабрецом
добавляли варенья яркого, занедужив;
покупали посуду в лавках, тесьму и бязь
а машины и лодки гнили, на швы дробясь
острых ржавых кружев

вы любили глядеть на баржи из-под руки,
раздавали соседским мальчикам пятаки:
и они обнимали вас, жившие небогато.
и вы были другой, немыслимо молодой,
и глаза у вас были - сумерки над водой,
синего агата.

это был июнь, земляника, копченый лещ,
вы носили, словно царевич, любую вещь
и три дома лишили воли, едва приехав
- тоня говорит, вы женаты? - страшная клевета!
а кругом лежал очарованный левитан,
бесконечный чехов

лестницы, полы в моей комнате, сени, крыльцо, причал -
всюду шаг ваш так весело и хорошо звучал,
словно мы не расцепим пальцев, не сгинем в дыме,
словно я вам еще читаю про древний рим
словно мы еще где-то снова поговорим,
не умрем молодыми

кажется, мы и теперь глядим, как студеной мглы
набирают тропинки, впадины и углы,
тень пропитывает леса и дома, как влага.
черные на фоне воды, мы сидим вдвоем
а над нами мед, серебро и жемчуг на окоем,
жатая бумага.

уезжайте в августе, свет мой, новый учебный год
дайте произойти всему, что произойдет, -
а не уцелеет ни платья, ни утвари, ни комода,
наша набережная кончится и гора, -
вы пребудете воплощением серебра,
серебра и меда.

ФОТО Instagram

* * *

дебора питерс всегда была женщина волевая.
не жила припеваючи - но жила преодолевая.
сила духа невероятная, утомляемость нулевая.

дебора питерс с юности хотела рыжую дочку.
дебора растила джин в одиночку.
перед сном целовала пуговичку, свою птичку, в нежную мочку.

дебора несчастна: девчонка слаба умишком.
эта страсть - в пятнадцать - к заумным книжкам,
сломанным мальчишкам, коротким стрижкам:
дебора считает, что это слишком.

джинни питерс закат на море, красная охра.
джинни делает вид, что спятила и оглохла:
потому что мать орет непрерывно, чтоб она сдохла.

когда ад в этом доме становится осязаем,
джинни убегает, как выражается, к партизанам,
преодолевает наркотики, перерастает заумь,

а тридцатилетняя, свитерочек в тон светлым брюкам,
дебору в коляске везет к машине с неровным стуком:
вот и все, мама, молодчина, поедем к внукам.

дебора сощуривается: бог обучает тонко,
стоило почти умереть, чтоб вновь заслужить ребенка -
лысая валькирия рака,
одногрудая амазонка

стоило подохнуть почти, и вот мы опять подружки,
как же я приеду вот так, а сладкое, а игрушки,
двое внуков, мальчишки, есть ли у них веснушки?

я их напугаю, малыш, я страшная, как пустыня.
ты красавица, мама, следи, чтобы не простыла.
стоило почти умереть, чтобы моя птичка меня простила.

ФОТО Фото Александр Мамаев/ URA.RU/ТАСС

* * *

кровь состояла из лета, бунта, хохота и огня. жизнь рвала поводок,
как будто длится еще два дня, а после сессия, апокалипсис, и тонут
материки. будто только вы отвлекаетесь - и сразу же старики.

где вы теперь, дураки, смутьяны, рыцари, болтуны. дым над
городом едет пьяный, будто бы до войны: никто не вздёрнулся от
бессилия, не загнан, сутул и сед - мы пьем портвейн и сашу
васильева разучиваем с кассет.

так этот дерзкий глядит, что замертво ложатся твои войска. Твой
друг умеет хамить гекзаметром и спаивать в два броска. Пожарные
лестницы и неистовство добраться до облаков. есть те, кто
выживет, те, кто выспится. но это - для слабаков.

ФОТО GettyImages

[ДЕВЯТЬ ПИСЕМ ИЗ ГОКАРНЫ]

VI. temple on the hill

нельзя столько помнить, они говорят, а надо жить налегке.
учитель забвения слабый яд приносит мне в пузырьке:
он прячет в дымку утес рубиновый, стирает тропу в песке,
где мы говорим, как руина с руиной, на вымершем языке.

где мы наблюдаем, века подряд, отшельниками в горах:
империи рвутся наверх, горят, становятся сизый прах,
и я различаю пять тысяч двести причин ухмылки твоей.
нельзя все помнить, умрёшь на месте, старайся забыть скорей

ведь это твой дом, говорят, не склеп, вот весь твой нехитрый скарб,
и тебе всего тридцать лет, а не двенадцать кальп
и ты не знаешь людей в соседней деревне, где бьет родник,
но из плоти твой собеседник в храме из древних книг?

нет, я не знаю мужчин и женщин с той стороны холма.
в храме ржавый засов скрежещет только приходит тьма,
ступени теплые, но прохлада касается плеч, волос
и мы смеемся, как будто ада изведать не довелось

как будто не сменим тысячу тел, не встретим сто сорок войн
я просто сижу и любуюсь тем, как профиль устроен твой
как будто мрамор пришел наполнить какой-то нездешний свет
как будто я это буду помнить из смерти, которой нет

ФОТО GettyImages

" по версии HELLO!, рассказала о своем отношении к моде, творчестве, о процессе становления и изменениях в жизни после рождения ребенка. По признанию Веры, победа на нашей премии стала для нее неожиданностью, учитывая, что на светскую жизнь у нее совершенно нет времени: пять месяцев назад Вера стала мамой и все свои силы отдает сыну Федору. Но, поскольку ее муж Александр полноценно участвует в воспитании сына, Вера с легкостью оставила любимых мужчин вдвоем и в один из июньских дней отправилась на фотосессию и интервью HELLO!. "Я никуда не спешу, семья меня отпустила", - беспечно сообщила она в начале съемки и даже спустя несколько часов нисколько не волновалась, так как знала, что дома все в порядке.

Вера Полозкова

- Вера, насколько для вас важна одежда?

Она должна соответствовать ситуации, только и всего. Практика показывает, что воздушных существ, живущих на каблуках, в укладках, просыпающихся с роскошными стрелками, нет. И на торжественных мероприятиях за кулисами видишь трудоголиков, уставших женщин с бешеным расписанием, детьми, съемками, бесконечными перелетами. Мне раньше, лет в 17, казалось, когда я смотрела на девушек с обложки, что настоящая вечеринка у меня случится, когда на мне будет вот такое платье, вот такая укладка и вот такие серьги до плеч. Как только ты доживаешь до того, что такое платье и такие серьги подразумевают рабочую ситуацию, становятся некой униформой, понимаешь, что настоящая вечеринка начинается тогда, когда ты все это снимаешь, умываешься и едешь с друзьями отдыхать.

- Вам приятно, что на нашей премии вас отметили в специальной номинанции ювелирного бренда PANDORA - Self-made Woman?

Очень приятно, без напускной скромности. Вообще, из всех людей, которые меня окружают и чего-то добились в творчестве, нет не self-made. Творческая сфера предполагает, что ты либо реализуешь свои таланты, либо тебя не существует. Сделать тебя, за тебя, вместо тебя кто-то другой не может, тебе могут придать ускорение в начале, но пахать придется самому.

- Что самое важное в процессе этого становления?

Помимо непосредственно реализации творческих способностей, труда и внутренней дисциплины бесконечно важна осознанность в отношении своей конечной цели, своей роли. Потому что было бы очень легко, если бы творчество было только творчеством. В основном это битва за чистое пространство, выстраивание границ, отстаивание права делать именно то, что хочешь.

- Осознанность роли оставляет место сомнениям?

Конечно. Сомнения - топливо для поиска новых путей. Но твои слабости и черные дни должны оставаться при тебе - люди только и ждут, когда ты споткнешься.

- У вас же наверняка не было цели стать настолько публичной фигурой?

Нет, конечно. Масштаб, в котором это произошло, превышает даже честолюбие моих 16 лет. Если бы мне сказали, что ко мне будут подходить в метро, ко мне, которая просто пишет книжки, а не снимается в кино, не ведет ток-шоу на телевидении, я бы не поверила. Честно признаться, у меня ушло лет пять на выяснение отношений с этим своим новым статусом. К ощущению, что любое твое слово теперь может быть обращено против тебя. Вообще, к 30 годам понимаешь, что всегда будешь кем-то неправильно понят и тем, кто тебя травил, ничего не докажешь, и вообще времени слишком мало, надо просто работать и жить. Я не отоплю Вселенную, не смогу переубедить всех дураков и ханжей, надо заниматься собой, в этом смысле дети тебя очень "центрируют".

Тогда давайте о детях. Беременность - время, когда вроде бы можно подготовиться к появлению ребенка, но, наверное, до конца невозможно быть готовым к этому перевороту.

У меня было только одно горькое чувство, связанное с беременностью, ощущение, что очень дорогой гость на пороге, а ничего не готово: я не знаю, ни где буду жить (вплоть до страны и города), ни как буду обеспечивать себя в период относительной недееспособности, и, что гораздо существеннее, были очень странные, непонятные отношения с семьей. Мысль о том, что я сейчас в этот клубок старых обид и непроговоренностей приведу ни в чем не виновного маленького человека, меня угнетала.

Вера Полозкова

- Что в них было непонятного?

Мы были в ссоре с мамой, мы сходились-расходились с Сашей (муж Веры Александр Бганцев - бас-гитарист в группе, которая аккомпанирует Полозковой на концертах. - Ред.). Мне казалось, я всем только проблемы создаю.

- То есть вы не планировали детей?

Мы говорили о них, но в какой-то очень далекой перспективе. Мы съездили в путешествие, куда долго собирались и про которое говорили даже, что, если будем не вместе, все равно поедем. Это было паломничество в Непал и Индию, невероятное, и оттуда мы, собственно, вернулись уже втроем. Приехав и обнаружив это, мы ужасно обрадовались. Женились мы не из-за ребенка - предложение было сделано много лет назад. Но как-то все не могли собраться и определиться, мотались на гастроли, откладывали многие важные решения. Я благодарю своего сына, который помог нам за полгода преодолеть еще одну ступень жизни. Мы по-женились, съехали с квартиры родителей, разобрались с собственными работами, планами, распределили обязанности, заработали денег, совершили, в общем, прорыв. Так успеваешь убраться в квартире за 20 минут, когда едет человек, которого ты давно не видел, и очень хочешь, чтоб он понял, как ты ему рад.

Александр Бганцев и Вера Полозкова, кадр из Instagram Веры

Меня постоянно пугали, что первые три месяца жизни с ребенком я потом не вспомню, даже если у меня будут бабушки и няни. Что я буду ходить с мешками под глазами и мечтать только о том, чтобы выспаться. Федору сейчас пять месяцев, нам с Сашей никто не помогает, сын на грудном вскармливании. К тому же на нас с мужем упало по нескольку важных проектов, но все эти пять месяцев были наполнены невероятными открытиями. Например, что ты, старый, эгоистичный, разочарованный циник, способен кого-то так любить, открытие того, что тебе так кто-то способен радоваться. Что ты думал, что чудеса в твоей жизни давно кончились, а они, оказывается, только начинаются. Объем высшего восторга ни в какое сравнение не идет с бытовыми проблемами.

- Кажется, вы до сих пор не верите своему счастью...

Вокруг меня случилось множество так горько закончившихся беременностей, что мне было очень страшно не выносить ребенка. И я довольно долго не рассказывала об этом. До восьмого месяца не решалась выложить фотографию: боялась, что меня начнут поздравлять, а через месяц может что-то случиться. Долго не могла заставить себя зайти в детский магазин, потому что это значило признать: это все имеет ко мне отношение. И, когда сын родился, в него еще долго невозможно было поверить.

- Как вы сами изменились с рождением ребенка?

Материнство тебя встраивает в древний, важнейший, подлинный процесс, поэтому все, что успело на тебе нарасти наносного, избыточного, больного, смывается мощной волной происходящего. Ты себе не принадлежишь, и это целительный момент. Главное - с чем тебе предстоит разделаться, так это с большей частью своего эгоизма. Стремление к бытовому комфорту, удовлетворение собственных мелких капризов, неврозы, старые обиды и глупости между вами отходят не на второй и даже не на третий план.

- Что изменилось в плане творчества?

Изменился уровень восприятия. Вернулось ощущение первых эмоций, свежесть, нежность, пишется по-другому, из какого-то другого центра. У твоего ребенка первая весна, и ты немножко видишь мир его глазами. Он находится в таком изумлении от происходящего, что ты тоже подмечаешь вещи, которые своим взрослым, замыленным взглядом давно уже не видел.

Вера Полозкова

- Вообще, получается работать, воспитывая ребенка?

Я удивилась, насколько благодаря жесткому режиму ребенка - в семь вы встаете, в девять он ложится, и вам бы неплохо вслед за ним - выстроился график, которого у меня никогда не было в жизни. Это организует.

- Вы стали писать детские стихи.

Да, я пишу детскую книгу. Примерно половина ее уже готова. Это разные стихи, смешные и грустные, какие мне было бы приятно прочитать в своем детстве. Один я даже прочла на церемонии HELLO! "Самые стильные в России".

- Стих написан от лица ребенка. Это Федор транслирует маме?

Может быть. Вообще, этим очень давно хотелось заняться. И теперь, когда появился Федор, мысль о том, что сын, возможно, будет учиться читать по моей книжке, вдохновляет.

Дети сейчас развиваются по другим правилам, другими темпами, во многом опережая родителей. Вы готовы к этому?

Я думаю, что при определенной осознанности можно не потерять контакт с ребенком. Если не вешать на него собственные грехи и долги, не воспроизводить ошибки собственных родителей, принимать его целиком, то дистанции не будет. Он должен свободно дышать и при этом все время чувствовать тепло и участие. Надо удержаться от соблазна как-то страшно жертвовать и совершать подвиги ради детей - они потом за это платят чудовищную цену и никогда не могут расплатиться. Я догадываюсь, как надо, и на своем опыте точно знаю, как не надо.

- Вера, надо сказать, вы выглядите счастливой. Никаких примет послеродовой депрессии.

А ее нет. Пришлось по-настоящему непросто разве что в первый месяц - ну, потому что ты физически еще очень слаб, организм пережил громадный стресс, перестраивается, а столько всего делать надо. За последние десять лет я никогда не сидела дома. Когда сын родился, первый месяц я вообще не отходила от него ни на шаг. И вот как-то говорю мужу: "Мне нужны новые штаны, потому что из "беременных" я вываливаюсь, а мне надо с сыном гулять". Саша отвечает: "Не вопрос, я привезу". Я говорю: "Нет, я сама привезу". И вот он с коляской провожает меня до такси и шутит, что если не проводит, то я наверняка поймаю машину, скажу: "Ленинградский вокзал!" - и больше он меня не увидит. И вот это был удивительный день. Я села в машину, впервые у меня никого не было на руках, можно было выдохнуть, оглянуться по сторонам. Город, казалось, очень изменился за этот месяц, я смотрела вокруг - и все мне виделось красивым и новым. В магазине я не могла вспомнить, за чем приехала. Я просто ходила и глазела по сторонам в восхищении, как в музее. Вообще, принципиальный момент в профилактике послеродовых депрессий - выбрать правильного отца ребенка. (Смеется.)

Он не обязательно должен находиться 24 часа рядом, хотя это не помешало бы в первые месяцы. Но он точно должен говорить, что вы красивая и любимая. Он должен вас отпускать куда-то одну, понимать, что без возможности глотнуть свежего воздуха, отвлечься, переключиться вы будете несчастны, это и ребенку не будет полезно, потому что вы связаны гормонально. Я не открою секрет, если скажу, что до того, как дети появляются, вы мало знаете друг о друге, вам только предстоит увидеть бездны нежности, на которые вы способны. У вас есть ребенок, вы причастны к абсолютному чуду, и у вас так мало времени друг на друга, что, когда в конце долгого дня вы обнимаетесь или просто держите друг друга за руку, в этом заключено невероятно много.

Текст: Елена Кузнецова