Предмет изучения общественного здоровья. Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.

1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслужи­вания.

В отличие от клинических дисциплин общест­венное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных ин­дивидов, а коллективов, социальных групп и об­щества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как пра­вило, являются определяющими.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разра­батывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здо­ровье населения мероприятий, которые проводит госу­дарство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицин­ских учреждений.

В основе медицины лежат два основных поня­тия - «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».

Определение, принятое ВОЗ: « Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благо­получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек­тов» .

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1 уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;

2 уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье ;

3 уровень - здоровье населения административных территорий – региональное здоровье ;

4 уровень - здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье .

По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской стати­стике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне - процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.

Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения - «психическое здоровье», «репродуктивное здоро­вье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо - здоровье отдельной демографической или соци­альной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.

В настоящее время крайне мало показателей, кото­рые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ве­дется поиск и разработка интегральных показателей и индек­сов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:

1. Доступность данных.Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения слож­ных специальных исследований.

2. Полнота охвата.Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.

3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.

4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определе­ны и влияют на уровень здоровья.

5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.

6. Приемлемость (интерпретируемость).Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интер­претации.

7. Воспроизводимость. При использовании показателя здо­ровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.

8. Специфичность.Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.

9. Чувствительность.Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.

10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.

11.Репрезентативность.Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населе­ния, выделенных для целей управления.

12. Иерархичность.Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.

13. Целевая состоятельность.Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улуч­шения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье нахо­дится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.

Методологическая основа общественного здоровья как науки сос­тоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и обществен­ными отношениями.

К социально-гигиеническим факторам, влияющим на обществен­ное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспи­тание, питание, отношения в семье, качество и доступ­ность медицинской помощи.

На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

Значительная часть названных условий может изменяться са­мим обществом, причем влия­ние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.

2 вопрос. Методы общественного здоровья.

1). Статистический метод - основной метод обществен­ных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача - определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.

3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.

4). Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных про­фессий - используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и сте­пени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.

8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

Использование эпидемиологи­ческих методов на боль­ших популяциях позволяет выделить различные составляю­щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи­ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за­болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.

Лекция 1

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (определение, задачи, принципы, методы).
Название дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в отличие от старых сложившихся дисциплин: терапии, хирургии, гигиены, педиатрии, акушерства и гинекологии и др. с момента становления и развития дисциплины претерпевало изменения. В историческом аспекте для обозначения предмета использовались термины: «Социальная гигиена», «Социальная гигиена и организация здравоохранения», «Теория и организация здравоохранения», «Медицинская социология», «Социология медицины», «Общественное здоровье», «Общественное здравоохранение». С 2000 года дисциплина стала называться «Общественное здоровье и здравоохранение».

Такое положение можно объяснить особенностями самого предмета, его структуры, задач, истории, главное – того места, которое он занимает в медицине, являя собой пример комплексности, сочетания теории и практики врачевания, профилактики, социальной диагностики, реабилитации, социологии, общественной психологии и антропологии, статистики, общей гигиены, а также ряда других наук, дисциплин и проблем естествознания и человековедения.

Данный предмет должен в большей мере отвечать развитию социальной политики общества и государства, социальным программам. И здесь только путем гигиенических подходов, хотя они весьма важны, не решить проблемы защиты, охраны и умножения общественного здоровья и здравоохранения. Нужны решения, касающиеся всех сторон социальной политики в области здравоохранения, решения стратегического характера. И дисциплина в большей степени, чем другие, призвана помочь выполнению этих задач. Она по существу является наукой о стратегии и тактике здравоохранения, так как на основе исследования общественного здоровья разрабатывает предложения организационного, медико-социального характера, направленные на подъем уровня общественного здоровья и качества медицинской помощи. Мы говорим о науке, о стратегии еще и потому , что единственная цель стратегии здравоохранения – повышение уровня здоровья и медицинской помощи на основе рационального использования сил, средств и ресурсов, материальных и иных возможностей общества и государства и ее системы здравоохранения. Но именно разработка предложений для достижения этой цели отвечает назначению предмета.

Итак, предмет, наша наука, дисциплина занимается изучением закономерностей общественного здоровья и здравоохранения с целью разработки научно обоснованных предложений стратегического и тактического характера по охране и повышению уровня здоровья населения и качества медико-социальной помощи. Предмет не ограничивается рамками лишь одной дисциплины – он распространяется на всю медицину, все дело здравоохранения. В самом деле, трудно сегодня представить терапевтов, педиатров, хирургов, психиатров и других медиков, которые не занимались бы оценкой здоровья своих пациентов, вопросами организации медицинской помощи, профилактики, диспансеризации, экспертизой качества, трудоспособности и пр. в своей работе, в рамках своей специальности , т.е. частными вопросами нашей дисциплины. Нашу науку, наш предмет, как и другие, можно разграничить на два раздела, – один сосредоточивается на решении преимущественно общих стратегических проблем охраны и улучшения здоровья, здравоохранения, другой – частных, преимущественно тактических, специализированных.

Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует и разработки новых организационных форм , условий, а иногда и создания совершенно новых, ранее не существовавших, медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширения самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача. Как следствие всего сказанного, создаются условия пересмотра экономических проблем здравоохранения , введение внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и пр.

Указанные проблемы определяют место и значение науки в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.

Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов Общественного здоровья и организации здравоохранения.

Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, т.е. данная дисциплина раскрывает значение всей общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.


Задачи предмета Общественное здоровье и здравоохранение:


  • изучение состояния здоровья населения и влияния на него социальных условий, разработка методологии и методов изучения здоровья населения;

  • теоретическое обоснование политики государства в области здравоохранения, разработка и практическая реализация принципов здравоохранения;

  • изыскание и разработка для практики здравоохранения соответствующих этой политике организационных форм и методов медицинской помощи населению и управления здравоохранением;

  • критический анализ теорий в медицине и здравоохранении;

  • подготовка и воспитание медицинских работников на широкой социально-гигиенической основе.
Общественное здоровье и организация здравоохранения имеет свою методологию и методы исследования . Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражный и метод опроса или интервьюирования и другие.

Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику – все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений , отдельных служб здравоохранения. Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбулаторно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды , ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиники: проверяется их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании может использоваться методика хронометража действий медицинских работников, затрат времени больными на получение медицинской помощи, нередко широко используются методы наблюдения , метод опроса (интервью, анкетный метод ) населения или персонала.

Как предмет преподавания Общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов – врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Структура предмета к настоящему времени представлена следующим образом:


  • История здравоохранения

  • Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения: санология (валеология); социально-гигиенические проблемы; общие теории и концепции медицины и здравоохранения.

  • Состояние здоровья населения и методы его изучения . Медицинская (санитарная) статистика.

  • Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и стра­хование здоровья.

  • Организация медицинской помощи населению.

  • Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.

  • Страховая медицина.

  • Управление здравоохранением. АСУ в здравоохранении.

  • Здравоохранение за рубежом; деятельность ВОЗ и других между­народных медицинских организаций.
История формирования дисциплины.

В начале XX века молодой врач Альфред Гротьян с 1903 г. стал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г. – учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.

Так началась история предмета и науки социальной гигиены, полу­чившей самостоятельность и вставшей в ряд других медицинских дис­циплин.

Вслед за кафедрой А. Гротьяна стали создаваться аналогичные под­разделения в Германии и других странах. Их руководители - А.Фишер, С.Нейман, Ф.Принцинг, Э.Ресле и др., а также их предшественники и последователи, занимающиеся проблемами общественного здоровья и ме­дицинской статистики (У. Фарр, Дж. Граупт, Дж. Прингль, А. Телески, Б. Хайес и др.), вышли за пределы существовавших направлений: гигие­ны, микробиологии, бактериологии, профессиональной медицины, дру­гих дисциплин и сосредоточили свое внимание на социальных условиях и факторах, определяющих здоровье населения, на разработке предложе­ний и требований по организации государственных мероприятий по охра­не здоровья населения, прежде всего трудящихся, по осуществлению со­циальной, государственной политики, включая эффективное медицинское (санитарное) законодательство, страхование здоровья, социальное обес­печение.

В англоязычных странах предмет на­зывают общественным здоровьем или здравоохранением, превентивной медициной, в франкоязычных – социальной медициной, медицинской со­циологией, в США, ранее, чем в других странах, его стали обозначать как социология медицины или социология здравоохранения. В восточно­европейских странах наш предмет называли по-разному, чаще всего как в СССР – "организация здравоохранения", "теория и организация здраво­охранения", "социальная гигиена", "социальная гигиена и организация здравоохранения" и др. В последнее время стали применять термин "ме­дицинская социология", "социальная медицина" (Румыния, Югославия и др.).

В России в развитие социальной медицины крупный вклад внесли М. В. Ломоносов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, И. М. Сеченов, Т. А. Захарьин, Д. С. Самойлович, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман.

Становление и расцвет социальной гигиены (так она называлась до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева. По их инициативе в медицинских институтах стали создаваться кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. Первая такая кафедра создана была Н. А. Семашко в 1922 г. при Медицинском факультете I МГУ. В 1923 г. под руководством 3. П. Соловьева создается кафедра при II МГУ и под руководством А. Ф. Никитина при I Ленинградском медицинском институте. До 1929 г. такие кафедры были организованы во всех медицинских институтах.

В 1923 г. был организован Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для всех кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Учеными социал-гигиенистами проводятся важные исследования по изучению санитарно-демографических процессов в стране (А. М. Мерков, С. А. Томилин, П. М. Козлов, С. А. Новосельский, Л. С. Каминский), разрабатываются новые методы изучения здоровья населения (П. А. Кувшинников, Г. А. Баткис и др.). В 30-е годы издается Г. А. Баткисом учебник для кафедр социальной гигиены, по которому много лет обучались студенты всех медицинских институтов.

Во время Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены переименовываются в кафедры «организации здравоохранения». Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организации медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний. В послевоенные годы активизируется работа кафедр по связи с практическим здравоохранением. На фоне усиления разработки теоретических проблем здравоохранения, социологических и демографических исследований, расширяются и углубляются исследования в области организации здравоохранения, направленные на разработку научно обоснованных нормативов планирования здравоохранения, изучения потребности населения в различных видах медицинской помощи; широко развиваются комплексные исследования по изучению причин распространенности различных неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистой патологии, злокачественных новообразований, травматизма и др.

Большой вклад в развитие науки и преподавания в эти годы внесли: 3. Г. Френкель, Б. Я. Смулевич, С. В. Курашов, Н. А. Виноградов, А. Ф. Серенко, С. Я. Фрейдлин, Ю. А. Добровольский, Ю. П. Лисицин и др.

В 1966 г. кафедры организации здравоохранения стали именоваться кафедрами социальной гигиены и организации здравоохранения и в 1986 г. кафедрами социальной медицины и организации здравоохранения.

На современном этапе развития нашего здравоохранения при внедрении в работу нового хозяйственного механизма в управление медицинскими учреждениями и при переходе к медицинскому страхованию от будущего врача требуется усвоение значительной суммы теоретических знаний и практических организационных навыков . Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит Общественному здоровью и организации здравоохранения как науке и предмету преподавания в системе высшей медицинской школы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фармацевтический колледж

Специальность 060501 Сестринское дело

Квалификация Медицинская сестра

К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

По дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

Согласовано на заседании ЦМК

№ протокола …………….

«___»____________ 2015 г.

Председатель ЦМК Сестринское дело

………………Черемисина А.А.

Составитель:

………… Корман Я.В.

Красноярск 2015

Лекция 1

Тема. 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина

План лекции:

1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения.

2. Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.).

3. Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.

Блок информации:

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.

Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в практической деятельности врача стоматолога, органов и учреждений здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении. Основные методы исследования дисциплины: статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.

Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах и в России.

Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.). Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.



Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины. Биоэтика в деятельности врача стоматолога: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др.

Здоровье как объект службы здравоохранения.

Уровни здоровья:

1. Здоровье отдельного человека - индивидуальное.

2. Здоровье групп людей – коллективное.

Здоровье малых групп (социальная, этническая, профессиональная принадлежность).

Здоровье населения по принадлежности к административно-территориальной единице (население города, села, района).

Общественное здоровье - здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб).

1. Определение понятия - здоровье индивидуума.

В устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включено определение здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Для практического использования мы будем использовать определение здоровья как состояние человека, имеющее физические, психологические и социальные параметры, каждый из которых может быть представлен в виде континуума с положительным и отрицательным полюсами.



Положительный полюс (хорошее здоровье) характеризуется способностью выдерживать воздействия неблагоприятных факторов, а отрицательный полюс (плохое здоровье) характеризуется болезненностью и летальностью.

Индивидуальное здоровье оценивается по субъективным (самочувствие, самооценка) и объективным (отклонение от нормы, отяжеленная наследственность, наличие генетического риска, резервные возможности, физическое и психическое состояние) критериям.

При комплексной оценке индивидуального здоровья население подразделяется на группы здоровья:

1 группа - здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности);

2 группа - практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний);

3 группа - больные с частыми острыми заболеваниями (более 4х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году);

4 группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние);

5 группа - больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние).

2. Определение понятия – общественное здоровье.

Определения, данные Минздравом РФ:

Общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определённых социальных общностей.

Основу оценки состояния общественного здоровья составляет учет и анализ:

Числа случаев заболеваний, травм и отравлений выявленных впервые или обострившихся случаев хронической патологии;

Числа инвалидов впервые установленных и всего состоящих на учете;

Числа случаев смерти;

Данных физического развития.

3. Факторы, обуславливающие здоровье населения.

Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом.

Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции:

На долю образа жизни приходится 50-55%;

На внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - 18-22%;

На факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) - 17-20%;

Уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) - 8-12 процентов.

3.1. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье.

Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».

1.Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность).

2.Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления.

3.Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).

4.Качество жизни (КЖ) понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека.
По определению Минздрава РФ качество жизни это категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», знать основные понятия, разделы, методы. Студенты должны знать о социальной детерминации общественного здоровья.

Здравоохранение в наиболее общем виде представляет собой сложную общественную динамическую, функциональную, открытую и адаптивную систему, которую общество на каждом этапе своего развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.

Общественные мероприятия по охране здоровья в истории человечества стали проводиться с появлением государства. Они видоизменялись в зависимости от смены общественно-экономических формаций, изменений способа производства и производственных отношений, государственного строя.

Общественное здравоохранение (public health system) – система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Предметом общественного здравоохранения является изучение влияния общественных условий жизни на здоровье и медицинское обслуживание населения. Методологической основой общественного здравоохранения является системный подход к определению и изучению общественного здоровья.

Следует отметить, что определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях.

Здоровье (health), согласно Уставу ВОЗ (1948 г.), – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Как следует из определения, в характеристике здоровья объединены три компонента: физическое (биологическое), психическое (душевное) и социальное здоровье.

Физическое здоровье (physical health) – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Психическое здоровье (mental health) – состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Социальное здоровье (social health) – мера социальной адаптации человека, определяемая его местом и ролью в обществе.

Когда мы говорим о состоянии здоровья, то имеем в виду гармоничное сочетание всех трех компонентов. Следствием нарушения одного из них является дисгармония и, в конечном итоге, болезнь.

По определению ВОЗ, болезнь (illness) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные (адаптационные) возможности организма.

Различают несколько уровней здоровья:

индивидуальное здоровье – здоровье человека;

групповое здоровье – совокупность характеристик здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку: семья, трудовые коллективы, студенчество и др.;

региональное здоровье – совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории);

общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

ВОЗ признает, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

На ХХХ сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (1977 г.) важнейшей социальной задачей было провозглашено: «Достижение к 2000 г. всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». На решение поставленной задачи направлена политика ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for all).

Позже принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» (1999 г.). Стратегия «Здоровья для всех в 21-ом столетии» реализуется в каждой стране различно в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем здравоохранения.

История общественного здравоохранения в советском Казахстане отражает основные этапы развития государственного социализма в СССР. С момента установления Советской власти основной задачей государственного здравоохранения была поставлена теоретическая и практическая разработка профилактических принципов здравоохранения. В центре внимания также было обеспечение населения бесплатной общедоступной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны все внимание было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и развертывания тыловых госпиталей. В послевоенные годы нашли отражение задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией санитарных последствий. В дальнейшие годы научно-практические интересы отвечали идеологии социалистического строительства, среди которых наиболее масштабными были мероприятия по всеобщей диспансеризации населения.

На состоявшейся в Алма-Ате в 1978 г. Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ система социалистического здравоохранения (модель Н.А. Семашко) получила мировое признание, а принятая Алма-Атинская декларация провозглашена Великой Хартией здравоохранения ХХ века.

С приобретением суверенитета и формированием рыночных отношений общественное здравоохранение в Казахстане претерпело ряд кардинальных изменений. Современный период можно определить как этап ускоренной модернизации системы здравоохранения, включая переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

Одной из важнейших задач общественного здравоохранения является выявление характера комплексного влияния факторов окружающей среды (природной и социальной) на здоровье населения, поиск закономерностей и тенденций формирования здоровья населения с учетом социально-экономических условий.

Формирование общественного здоровья обусловлено комплексным воздействием факторов, которые можно объединить в следующие основные группы:

- политические (государственная социальная политика, политика в области здравоохранения, государственное регулирование системы здравоохранения, правовые акты в области здравоохранения и др.);

- социально-экономические (ВВП на душу населения, финансирование системы здравоохранения, условия труда и быта, питание, организация системы здравоохранения, образ жизни и др.);

- природно-климатические, экологические (состояние и загрязнение окружающей среды);

- биологические (пол, возраст, наследственность, национальная принадлежность, конституция, тип нервной системы и др.).

В XX веке признали социальную обусловленность здоровья, что закреплено Уставом Всемирной организации здравоохранения. Этим определением здоровья преодолена ограниченность подходов, противопоставляющих социальный и биологический компоненты организации человека.

Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и поли­тическая структура общества.

Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико-социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:

условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния (курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);

- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20% (предрасположенность к наследственным болезням

- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);

- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).

Результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта (2002 г.) обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровни заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания; курение; артериальная гипертензия; неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия; профессиональные вредности; небезопасный секс; злоупотребление алкоголем; загрязнение атмосферного воздуха.

Таким образом, ведущая роль социальных факторов в формировании общественного здоровья опосредована через условия и образ жизни.

Современные исследователи в научном познании проблем формирования здоровья не ограничиваются медико-социальными рамками и все чаще рассматривают образ жизни с широких общественных позиций, используя философские и социологические трактовки:

Образ жизни – формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений; или понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией.

В целом, образ жизни обобщает четыре категории:

- уровень жизни – экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и поддающаяся количественному выражению (размер валового национального продукта, реальные доходы населения, доступность и обеспеченность медицинской помощью, продолжительность рабочего дня и т.д.);

- качество жизни – социологическая категория, характеризующая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни (удовлетворенность трудом, качеством питания, медицинской помощью и т.д.);

- стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности;

- уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая систему производственных отношений в общественно-политической формации.

Несмотря на существенные различия в концептуальных подходах к оценке и критериям образа жизни, роль социальных фак­торов в формировании здоровья населения признана всем междуна­родным здравоохранением.

Выделяют социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасполо­жен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска:

- демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, миг­ранты, беженцы, перемещенные лица;

- профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.);

- функционального, патологического состояния: беременные; недо­ношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генети­ческим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инва­лиды детства;

- низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».

- лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци­ально-психологических и других коллизий: алкоголики, нарко­маны, токсикоманы, проститутки, лица с сексуальными перверзиями, лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Среди всех болезней особое место занимают социально-значимые заболевания, перечень которых устанавливается правительством с целью принятия дополнительных или льготных мер медико-социальной поддержки: онкологические и онкогематологические заболевания, диабет, ревматизм, системная красная волчанка, детский церебральный паралич, психические заболевания, инфаркт миокарда и др.

Признание социальной детерминации здоровья обосновывает необходимость рассматривать проблемы здоровья с широких социальных позиций, а также того, что обеспечение здоровья выходит за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья является солидарной ответственностью государства, работодателя и гражданина, которая реализуется путем межсекторального сотрудничества при активном участии самого населения.

Иллюстративный материал: 20 слайдов в программе «Rower Point».

Литература:

1.Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2.Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

3.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение общественному здоровью и здравоохранению

2.Перечислите компоненты здоровья.

3.Укажите уровни здоровья.

4.Назовите основные разделы дисциплины.

5.Перечислите основные методы дисциплины.

6.Какие факторы влияют на здоровье населения?

7.Какой вклад вносят факторы риска в формирование здоровья?

8.В чем заключается социальная обусловленность здоровья?

9.Дайте определение образа жизни и его категорий.

10.Перечислите социальные группы риска заболеваний.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Курсовая работа

по дисциплине: Общественное здоровье и здравоохранение

Введение

Резкое падение жизненного уровня большей части российских граждан за годы реформ, нестабильность в обществе, снижение уровня социально-гарантированной медицинской помощи, нарастающая безработица, повышение психических и эмоциональных нагрузок, связанных с кардинальным реформированием всех сторон жизни общества, отразились на показателях здоровья населения России. Почти 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье людей.

Резкое увеличение заболеваемости населения обусловлено, прежде всего, изменившимися условиями жизни. Исследования показывают, что здоровье нации лишь на 15% зависит от состояния системы здравоохранения, на 20% оно определяется генетическими факторами, на 25% – экологией и на 55% – социально-экономическими условиями и образом жизни человека.

Резко негативно на здоровье населения России влияет неблагоприятная экологическая ситуация. Около 40 млн. человек проживает в городах, где концентрация вредных веществ в 5-10 раз превышает предельно допустимые. Лишь половина жителей страны использует для питьевых нужд воду, соответствующую требованиям государственного стандарта. Высокий уровень химического и бактериального загрязнения питьевой воды оказывает непосредственное влияние на заболеваемость населения во многих регионах страны, приводит к возникновению вспышек кишечных инфекций, вирусного гепатита А. При изложении вопроса темы следует обратить внимание и охарактеризовать:

1) структуру заболеваемости;

2) методы изучения заболеваемости;

3) показатели заболеваемости за последние годы

Заболеваемость - медико-статистический показатель, определяющий совокупность заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки населения.

Структура заболеваемости

Структура - это распределение частотных показателей (интенсивности) среди различных групп населения.

Неоднородность популяции характеризуется не только тем, что каждый ее представитель имеет какие-то особенности, отличающие его от других, но также тем, что по ряду признаков возможно объединение некоторого количества людей в группы.

В одну группу включаются лица, имеющие однотипные или более или менее сходные показатели либо по биологическим, либо социальным, либо иногда природным факторам. Так, например, население делят на детей и взрослых, поскольку между этими группами по ряду показателей имеется принципиальная разница, в то же время внутри групп отмечается целый ряд объединяющих их характеристик.

Так, дети из-за отсутствия иммунитета или недостаточности его болеют так называемыми детскими инфекциями (краснуха, ветряная оспа и др.), взрослые чаще страдают от злокачественных новообразований и сердечнососудистых заболеваний. Работники животноводства, в отличие от другого населения, составляют группу людей, для которых велика опасность пострадать от зоонозных инфекций, и т. д.

Оценка заболеваемости с учетом хорошо продуманного структурного распределения имеет большое значение для выбора наиболее уязвимых групп населения, так называемых групп риска, и проведения общепринятых первоочередных мер в борьбе с заболеваемостью в наиболее пораженной группе; кроме того, на аналитическом этапе оценка структурного распределения заболеваемости имеет решающее диагностическое значение, поскольку появляется возможность проведения сравнительных исследований.

Надо иметь в виду, что существует стандартная шкала структурной дифференциации, основанная на накопленном опыте противоэпидемической работы, которая обязательна на всех территориях (административных единицах), - без этого невозможно сравнение, сопоставление различных популяций страны (живущих в разных областях, в городах и селах, в местах, отличающихся социальными, экологическими и природными характеристиками).

Но наряду с этим с учетом конкретных особенностей населения возможно (необходимо) разделение на какие-то специфичные для данной популяции группы, которые отражают их частные особенности. Так, например, основоположник популяционных аналитических исследований Дж. Сноу с целью выяснения и доказательства роли воды в распространении холеры разделил население Лондона по принципу обеспечения водой двумя разными водопроводными компаниями, которые отличались местом забора воды из реки Темзы по течению выше города и ниже у места стоков. После аварии на Чернобыльской АЭС население, оказавшееся в зоне радиоактивного облака, было дифференцировано по дозе облучения и степени радиоактивного загрязнения мест проживания.

Своя система структурного разделения населения у эпидемиологов, изучающих сердечнососудистую патологию, у фтизиатров, у акушеров, занимающихся проблемой неонатальной младенческой смертности и т. д.

Методы изучения заболеваемости 1. Сплошной 2. Выборочный Сплошной - приемлем для оперативных целей. Выборочный - используется для выявления зависимости между заболеваемостью и факторами окружающей среды. Выборочный метод использовался в годы переписи населения. Примером его может служить изучение заболеваемости на отдельный территориях. Выбор метода изучения заболеваемости населения на отдельной территории или отдельных его групп определяется целью и задачами исследования. Ориентировочные сведения об уровнях, структуре и динамики заболеваемости можно получить из отчетов лечебно- профилактических учреждений и отчетов центрального управления, использующих сплошной метод. Выявление закономерностей, заболеваемости, связей возможно только при выборочном методе путем выкопировки паспортных и медицинских данных из первичных учетных документов на стат.карту. При оценке уровня, структуры и динамики заболеваемости населения и отдельных его групп рекомендуется проводить сравнение с показателями по Российской Федерации, города, района, области. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу заболевания.

Показатели заболеваемости за последние годы

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2002 - 2009 гг.

(зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

(Данные Минздравсоцразвития России, расчет Росстата)



Всего, тыс. человек

Все болезни









новообразования

болезни нервной системы

болезни системы кровообращения

болезни органов дыхания

болезни органов пищеварения

болезни мочеполовой системы

осложнения беременности, родов и послеродового периода

На 1000 человек населения

Все болезни









новообразования

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

болезни нервной системы

болезни глаза и его придаточного аппарата

болезни уха и сосцевидного отростка

болезни системы кровообращения

болезни органов дыхания

болезни органов пищеварения

болезни кожи и подкожной клетчатки

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

болезни мочеполовой системы

осложнения беременности, родов и послеродового периода 1)

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

1) На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.

1. Современные тенденции заболеваемости населения России

Уровень общей заболеваемости, на 1000 населения соответствующего возраста, имеет тенденцию к росту на протяжении последних лет. Рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Структура заболеваемости у взрослых: 1-е место - болезни системы кровообращения; заболевания органов дыхания (у подростков - 42,6%, у детей - 58,6 %); 2-е место у взрослых - заболевания органов дыхания (15,9%), у подростков - травмы и отравления (6,5%), у детей - болезни мочеполовой системы - (5%); 3-е место - у взрослых - болезни мочеполовой системы, у подростков - болезни глаза (6,7%), у детей - травмы (4,1%).

Профилактика и лечение болезней системы кровообращения в настоящее время являются одной из приоритетных проблем здравоохранения. Это обусловлено теми значительными потерями, которые наносят данные заболевания в связи со смертностью и инвалидностью. Сердечнососудистые заболевания обусловливают высокий уровень смертности и инвалидизации населения. На долю болезней сердечнососудистой системы в структуре причин общей смертности приходится более половины (55%) всех случаев смерти, инвалидности (48,4%), временной нетрудоспособности (11,6%). В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано около 7,2 млн. человек, страдающих артериальной гипертензией, из них у 2,5 млн. больных имеются осложнения в виде ишемической болезни сердца и у 2,1 млн. больных – в виде цереброваскулярных болезней. Однако, по мнению специалистов, артериальной гипертензией страдают 25-30% населения, т.е. более 40 млн. человек.

Ежегодно впервые регистрируется около 500 тыс. больных, у которых ведущим или сопутствующим заболеванием является артериальная гипертензия; 26,5% больных, состоящих под диспансерным наблюдением по поводу болезней системы кровообращения, страдают этим заболеванием. Особую тревогу вызывает высокая распространенность артериальной гипертензии у лиц молодого и трудоспособного возраста. Неблагополучная ситуация усугубляется недостаточной работой органов и учреждений здравоохранения по снижению распространенности артериальной гипертензии. Несвоевременная диагностика и неэффективное лечение приводят к развитию тяжелых форм артериальной гипертензии и обусловленных ею сердечнососудистых заболеваний, требующих оказания специализированной кардиологической помощи.

Значительный рост цен на импортную медицинскую технику и многие жизненно важные лекарственные препараты сделали их труднодоступными для лечебно-профилактических учреждений и широкого круга населения. Очень низок уровень санитарно-просветительной работы среди населения. В средствах массовой информации практически не проводится пропаганда здорового образа жизни, отсутствует информация о вредных последствиях факторов риска сердечнососудистых заболеваний и методах их коррекции. Недостаточная осведомленность населения о причинах, ранних проявлениях и последствиях артериальной гипертензии обусловливает отсутствие у большинства людей мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, в том числе и контролю за уровнем артериального давления.

Отсутствует система мониторинга и оценки факторов риска артериальной гипертензии и смертности населения от ее осложнений Общая заболеваемость системы кровообращения, по обращаемости взрослого населения выросла. Подобная картина сохраняется и при остром инфаркте миокарда. В структуре общей заболеваемости, болезни системы кровообращения заняли первое место. Почти в 1,5 раза увеличилась заболеваемость артериальной гипертонией. Отмечается также небольшой рост заболеваемости стенокардией. Несколько категорий болезней определяют неврологическую заболеваемость населения. К ним в первую очередь относятся сосудистые заболевания головного мозга, заболевания периферической нервной системы, черепно-мозговая травма. Сосудистые заболевания мозга, из – за значительной их распространенности и тяжелых последствий, занимают одно из первых мест в структуре общей смертности населения. По данным статистики частота этих заболеваний составляет 80,6 на 1000 населения. Летальность в острой стадии заболеваний - 20,8%. Показатель смертности от цереброваскулярных заболеваний один из самых высоких в мире, и тенденции к ее снижению не отмечается. В то же время, во многих экономически развитых странах мира, в течение последних 15 -20 лет наблюдается устойчивое снижение смертности населения от цереброваскулярных заболеваний. К наиболее важным причинам такого явления специалисты относят успехи в активном выявлении и лечении артериальной гипертонии в национальном масштабе, и осуществляемые на государственном уровне благоприятные изменения образа жизни и характера питания населения этих стран.

2. Рост болезней системы кровообращения на 1000 человек населения

В России последние 25 лет характеризуются стремительным распространением инфекционных, аллергических заболеваний органов дыхания, экологически обусловленных заболеваний легких, что нашло отражение в оригинальных документах ВОЗ. По прогнозам специалистов 21 век станет веком легочной патологии из-за резких изменений экологии, и эта группа заболеваний будет делить первые места с патологией сердечнососудистой системы и новообразованиями. Проведенные в России исследования свидетельствуют о том, что более 25% больных ежедневно обращаются к врачам общей практики, с заболеваниями органов дыхания преимущественно верхнего отдела. Распространенность патологии дыхательных путей носит глобальный характер и занимает одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости по классам и группам болезней.

Заболеваемость органов дыхания в связи с обширностью территории Российской Федерации зависит от географического положения субъекта Федерации. По данным мониторинга окружающей среды в 282 городах России среднегодовые концентрации пыли, аммиака, фтористого водорода, диоксида азота, сажи и других технических веществ, превышают предельно допустимые концентрации в 2-3 раза. При повышении концентрации нескольких исследуемых загрязнителей, уровень увеличения риска возникновения заболевания в среднем увеличивается на 18-20% для респираторных заболеваний и на 6-22% для злокачественных опухолей.

Среди легочных заболеваний важное место занимают хронический бронхит и эмфизема, при этом обращает на себя внимание тенденция роста этой патологии, хотя и нарушаемая колебаниями, связанными с эпидемиями гриппа. Вероятно, эту тенденцию можно объяснить увеличением доли пожилых людей в популяции, количеством курящих.

Резко увеличился уровень по болезням эндокринной системы, расстройствам питания.

Острую медико-социальную проблему, требующую от государства радикальных мер по организации современной диагностической и лечебной помощи, представляет сахарный диабет. За последние годы количество больных сахарным диабетом в Российской Федерации резко увеличилось Регистр показал, что распространенность инсулинозависимого сахарного диабета среди детского населения составляет 0,7, заболеваемость - 0,1 на 1000 детского населения; среди подросткового населения 1,2 и 1,0 на 1000; среди взрослого населения - 2,2 и 0,1 на 1000.

4. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ на 1000 человек населения

Остаются напряженными показатели эпидемической ситуации по туберкулезу. В Российской Федерации отмечается неблагополучная ситуация по заболеваемости населения туберкулезом. Учитывая значительное количество источников туберкулезной инфекции среди населения, рост числа инфицированных, распространение лекарственно-устойчивых форм туберкулеза, состояние материальной базы фтизиатрической службы, социальные проблемы общества, а также влияние экономической нестабильности на уровень жизни населения и на финансирование противотуберкулезных программ, в ближайшие годы прогнозируется рост показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза. Величина и темпы роста этих показателей будут зависеть от своевременности и эффективности проводимых противотуберкулезных мероприятий на всех уровнях.

В 2008 году зарегистрирован 120 021 случай впервые выявленного активного туберкулеза (в 2007 г. – 117 738 случаев). Показатель заболеваемости туберкулезом составил 84,45 на 100 тыс. населения (в 2007 г. – 82,8 на 100 тыс.) и в 2,5 раза превысил уровень заболеваемости до начала ее роста в 1989 г. (33,0 на 100 тыс. населения). Заболеваемость туберкулезом сельского населения выше – 90,84 на 100 тыс. сельских жителей.

В 2008 году активным впервые выявленным туберкулезом заболели 3155 детей в возрасте до 14 лет (2007 г. – 3372 ребенка); показатель заболеваемости детского населения в среднем по стране составил 15,13 на 100 тыс. данной возрастной группы (2007 г. – 16,01). Среди детей в возрасте до года заболеваемость составила 6,92 на 100 тыс. данной возрастной группы, у детей 1-2 лет – 13,34 на 100 тыс., 3-6 лет – 21,5.

Высока заболеваемость среди подростков 15-17 лет. В среднем по стране показатель заболеваемости туберкулезом в данной возрастной группе составил в 2008 г. 33,85 на 100 тыс. (2007 г. – 33,5). По предварительным данным Центра мониторинга туберкулеза, показатель смертности населения от туберкулеза в 2008 году составил 16,6 на 100 тыс. населения (2007 г. – 18,4, 2006 г. – 20,0).

Распространенность (болезненность) всех форм туберкулеза почти в 2,1 раза превышает показатель заболеваемости. Показатель смертности от туберкулеза за последние пять лет снижается. Стабилизировались показатели, характеризующие организацию выявления и диспансерного наблюдения за больными туберкулезом. Прекратилось снижение показателей эффективности лечения больных туберкулезом. Самые высокие показатели заболеваемости туберкулезом в 2009г. имели место в Приморском крае, Республике Тыва и Еврейской автономной области (в 2,8-2,3 раза выше, чем в среднем по России), Республике Бурятия, Омской, Кемеровской, Амурской областях, Хабаровском крае, Иркутской области и Алтайском крае (в 2,0-1,6 раза выше). Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения.

5. Рост новообразований на 1000 человек населения

По данным официальной статистики, каждый пятый житель России заболевает в течение жизни одной из форм злокачественных опухолей. В 2006 году продолжался рост заболеваемости злокачественными новообразованиями. В 2006 году заболеваемость составила 418,5 на 100 тысяч. населения против 382,6 на 100 тысяч в 2002 году. Одновременно происходит ухудшение некоторых показателей состояния онкологической помощи: низкая выявляемость при профилактических осмотрах -11,8% в 2005 году, уменьшается доля активно выявляемых опухолей визуальных локализаций; морфологическая верификация диагноза составила в 2006 году - 80,7% ; остается выше российского такой показатель, как летальность на 1–ом году с момента установления диагноза - 33,2 за 2005 год; смертность от злокачественных новообразований в 2006 году составила 232,8 на 100 тысяч. населения (в 2002 году - 220,8 на 100 тысяч). В структуре заболеваемости преобладают рак кожи (12,9%); рак трахеи, бронхов, легких (11,9%); рак желудка (10,7%); рак молочной железы (10,4%). При относительно благополучной ситуации в целом по стране, в ряде субъектов Российской Федерации в 2009г. оставался значительным уровень заболеваемости сифилисом. Так, в Республике Тыва он был в 6,8 раза выше среднероссийского показателя.

Высокие показатели заболеваемости сифилисом наблюдались в Еврейской автономной области, Республике Хакасия, Амурской области и Забайкальском крае (в 3,2-2,7 раза выше), Республике Алтай, Иркутской области, Республике Бурятия, Кемеровской и Сахалинской областях (в 2,4-1,9 раза выше). В 2008 году зарегистрировано 611634 случая заболеваний инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), что составило 403,5 на 100 000 населения. В структуре заболеваемости ИППП сифилис составил 13,9%, гонококковая инфекция – 13,1%. Преимущественную часть, как и в предыдущие годы, составили трихомоноз (38,9%) и хламидийная инфекция (20,8%), наименьшую – вирусные ИППП (генитальный герпес – 5,3%, аногенитальные бородавки – 8,0%). Относительно 1997 г. число больных ИППП уменьшилось в 3,2 раза.

За последние три года в целом по России прослеживается снижение числа больных ИППП, в том числе сифилисом – на 8,7%, гонококковой инфекцией – на 12,0%, хламидийной инфекцией – на 8,4%%, трихомонозом - на 16,5%, генитальным герпесом - на 3,0%, аногенитальными бородавками - рост на 2,0%. Заболеваемость сифилисом в России не была стабильной и менялась в динамике по годам. Наиболее интенсивный рост показателей заболеваемости отмечен в начале 90-х гг. ХХ века, уровень которой в этот период был более чем в два раза выше довоенного. Максимальные показатели заболеваемости отмечены в 1997 году (277,3 на 100 000 населения).

В 2009г. зарегистрировано 13995 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 34992 человека - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте 0-17 лет - соответственно 399 человек и 703 человека. Более половины (60,0%) всех выявленных больных ВИЧ-инфекцией учтено в 10 субъектах Российской Федерации: в Санкт-Петербурге, Челябинской, Нижегородской, Ульяновской областях, Приморском крае, Ростовской, Омской, Свердловской, Иркутской областях и Пермском крае.

Среднероссийский показатель распространенности алкоголизма (включая алкогольные психозы - АП) в 2005 году составил 1650,1 больных на 100 тысяч населения, или около 1,7% его общей численности. Динамика этого показателя за последние 5 лет была стабильной: среднегодовой прирост показателя составлял 0,4%, общий прирост за последние 5 лет - 2,0% (рис. 1). Распространенность алкогольных психозов (АП) имела более выраженную тенденцию к росту, увеличиваясь в среднем за год на 4,5%. За последние 5 лет он увеличился с 75,1 больных в расчете на 100 тысяч населения в 2000 году до 93,6 в 2005 году, или на 24,7% .

"Лидером" по распространенности алкоголизма в 2005 году была Магаданская область - 5409,2 больных на 100 тысяч населения, или 5,4% его общей численности. Высокие показатели отмечались в Сахалинской области - 4433,0, Чукотском автономном округе - 3930,4, Новгородской - 2971,6, Ивановской областях - 3157,4, Республике Карелия - 2922,1, Камчатской - 2850,8, Нижегородской - 2545,5, Липецкой - 2585,3, Брянской - 2615,8, Костромской областях - 2508,1. Особенно высока распространенность алкоголизма (свыше 5% населения) в Корякском (5633,6) и Ненецком - (5258,1) автономных округах. Наиболее низкие показатели отмечались в Ингушетии - 15,8 больных на 100 тысяч населения (в 104 раза ниже среднего показателя по стране) и Дагестане - 363,3 на 100 тысяч населения. Самый высокий уровень заболеваемости алкоголизмом в 2005 году отмечался в Чукотском автономном округе - 846 на 100 тысяч населения, или 0,8% общей численности населения этого округа. Высокие показатели зафиксированы в Магаданской - 575,9, Сахалинской - 615,9, Иркутской - 322,7, Брянской - 242,5, Пермской - 240,7, Новгородской - 242,3, Ивановской - 249,4 областях, а также в республиках - Карелия - 239,2, Якутия - 303,6, Коми - 249,5. Высокие показатели отмечались в большинстве автономных округов: Таймырском, Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Корякском, Ненецком.

На территории Российской Федерации в 2009г. по сравнению с 2008г. эпидемиологическая обстановка характеризовалась определенным ростом заболеваемости населения по ряду инфекционных заболеваний, в их числе: острые кишечные инфекции, отдельные социально значимые болезни, коклюш, острые респираторно-вирусные инфекции.

В декабре 2009г. зарегистрировано 2 случая заболевания корью, случаев заболевания дифтерией не зарегистрировано (за аналогичный месяц 2008г. - 3 случая заболевания дифтерией, случаев заболевания корью не зарегистрировано). По сравнению с соответствующим месяцем 2008г. на 9,7% больше выявлено больных болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, в 1,6 раза - острыми инфекциями верхних дыхательных путей, в 76,3 раза - гриппом.

Среди заболевших инфекционными болезнями в 2009г. дети в возрасте 0-17 лет составляли: по гепатиту А - 48,6%, паротиту эпидемическому - 56,4%, острым кишечным инфекциям - 66,1%, менингиту инфекционному - 73,1%, краснухе - 76,8%, коклюшу - 97,1%.

Отмечается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Известна строгая корреляция между снижением здоровья женщин, прежде всего беременных, и увеличением вероятности рождения уже больных детей. Более трети беременных (35.8%) страдало анемией и почти треть (31.3%) детей родились уже больными.

Наиболее частыми осложнениями беременности являются: малокровие матери и плода, недоразвитие плода, внематочная беременность, токсикозы беременных, аборт, различные патологические состояния плаценты, гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

Нужно отметить, что в большинстве случаев грамотное наблюдение за беременностью и оказание своевременной помощи беременной женщине могут либо предотвратить развитие осложнений, либо значительно облегчить их течение.

7. Осложнения беременности, родов и послеродового периода на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.

Обращаемость к психологам в период кризиса, выросла на 20 проц. Свыше 70% населения РФ живёт в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, целого ряда внутренних заболеваний, психических срывов, алкоголизма и наркоманий, антисоциальных вспышек у индивидуумов, повышающего опасность неадекватных массовых разрушительных реакций и взрывов у населения. Количество больных шизофренией в России превышает 500 тыс. человек, в Москве их насчитывается 60 тыс. При этом 60% таких людей (300 тыс.) - инвалиды, их болезнь сопровождается тяжелыми галлюцинациями и бредом. С развитием мировой цивилизации усиливаются стрессы, которые испытывает человек, и справляться с ними становится сложнее, считают психиатры. Человеческий мозг не успевает за быстро изменяющимися технологиями - он развивается медленнее. К тому же во всем мире в последнее время увеличиваются риски чрезвычайных ситуаций, происходит старение человечества в целом, а в старости появление психических расстройств возможно в 5-7 раз чаще, чем в молодом возрасте. В возникновении шизофрении ведущая роль отводится генетическому фактору, но при отрицательных социальных условиях, стрессе риск появления этой болезни увеличивается. Психиатры утверждают, что в городах шизофреников больше, чем в деревнях и селах. Все эти негативные факторы, по мнению психиатров, могут привести менее чем через 20 лет к росту всех психических расстройств, включая шизофрению.

8. Болезни нервной системы

Анализ федеральных отчетов за 2005-2008 гг. о составе выписанных больных из стационара показал, что в среднем доля травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин колеблется от 7,7% до 8,1% в общей структуре госпитальной заболеваемости. Кроме того, в среднем доля недифференцированных диагнозов в структуре этого класса болезней составляет за этот период от 58,8% до 63,2%. Это не означает, что болезни клинически не идентифицированы. Сама структура отчетной формы не позволяет распознать, какие нозологические формы не могут быть подвергнуты статистическому анализу. По данным федеральной статистической отчетности, переломы послужили причиной госпитализации по этому классу болезней в динамике от 24,2% до 27,1% с заметным снижением этого показателя в 2008 году.

Отравления занимают вторую позицию, и их доля колеблется от 7,8% до 9,8% с заметным снижением этого показателя в 2008 году. Доля термических и химических ожогов в динамике составляет от 4,2% до 4,8% случаев госпитализации. Следует отметить, что госпитальная летальность от болезней по классу "Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин" имеет динамическую тенденцию к ежегодному снижению. Это снижение летальности по Российской Федерации несущественно и составляет в настоящее время 0,1% ежегодно.

9. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

Вывод

Подводя итоги рассмотрению заболеваемости населения России, необходимо отметить ухудшение качества здоровья населения. Выражается это ухудшение в росте числа таких тяжелых хронических заболеваний, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, онкологическая патология, болезни мочеполовой системы. Одна из наиболее серьезных причин складывающейся ситуации - постарение населения и груз тяжелых событий недавнего и отдаленного прошлого, вызывающих у многих, особенно пожилых людей, периодически возникающий эмоциональный стресс. Результат этих сложных событий - увеличение заболеваний пожилого и старческого возраста. Об этом же говорит и рост инвалидности.

Для снижения заболеваемости болезнями, а также смертности от них, обусловленной воздействием загрязненного атмосферного воздуха, в первую очередь, необходимо принять меры по снижению выбросов автотранспорта и энергетических установок.

Развитие национального проекта «Здоровье» оказало значительное влияние на демографическую ситуацию в стране. За два года коэффициент рождаемости увеличился на 11%, а коэффициент смертности населения снизился на 9%. Однако негативные тенденции уменьшения населения России пока сохранятся, и чтобы преодолеть этот демографический тренд, понадобится еще много лет. Таким образом, современная патология свидетельствует о множестве проявлений и форм заболеваемости населения, которые могут привести к снижению трудового и интеллектуального потенциала, к существенным ограничениям биологических и социальных функций отдельных групп населения, в том числе их участия в улучшении социально–экономической ситуации в стране. Необходима более активная ориентация всей службы медицинской помощи на эти новые проявления в характере заболеваемости населения. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Использованная литература

1. Травма. Российская энциклопедия по охране труда.

2. Международный классификатор болезней МКБ-10.Электронная версия.

3. Сайт федеральной службы государственной статистики

4. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 г: Статистические материалы. М.: Минздрав РФ, 2002.

5. Медведев С.Ю., Перельман М.И. Туберкулёз в России. "Туберкулёз и вакцинопрофилактика", №1 Январь-февраль 2002 г.

6. Применение методов статистичечкого анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения под ред. Чл.-корр. РАМН проф В.З. Кучеренко. ГЭОТАР-Медицина. 2006г.

7. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студ.мед.вузов – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.

8. . Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. – М., 1993 (доп. 2005 г.).