Гуманизация образования предполагает усиленное внимание. Гуманизация образования. Вставьте пропущенные слова

ПЛАН

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка . Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам ;

· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

· обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др..

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. , .-М, 1990.-с. 21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Основные положения

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности , организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании)-ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Помните источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой-орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т. д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.

2.2. «Мое педагогическое кредо»

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учереждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти - он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили цели: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Дошкольное воспитание №8.-М., 1990

3. Зимняя психология. - М.: Логос, 1999

4. Классный руководитель №4.-М., 2001

5. Подласый Педагогика.

6. Сластенин Педагогика.

7. Соловейчик для всех. - М.: Детская литература, 1989

  • Цели и задачи урока
  • Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.
  • Задачи:
  • познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе
  • формировать правовую культуру;
  • побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня.
  • Что такое образование?
  • Записать свое определение понятию «образования»
  • Найти в параграфе и выписать в тетрадь определение «образование»
  • Образование

Сверить с записью в тетради.

  • Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре и ценностям мировой цивилизации.
  • Актуальность темы
  • Является ли актуальной заявленная сегодня тема урока?
  • Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
  • Документы, регулирующие деятельность
    государства в сфере образования:
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ,
  • ФЗ «Об образовании».
  • Конституция РФ статья 43
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования…
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование…
  4. Основное общее образование обязательно.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  • Тенденции развития образования
    в современном мире

  • ПРИОРИТЕТНОСТЬ
  • ГУМАНИЗАЦИЯ
  • ГУМАНИТИЗАЦИЯ
  • АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
  • Новые понятия
  • Гуманизация

— поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.

  • Гуманитаризация

усиленное внимание общества к изучению общественных наук.

  • Пути достижения образования
  • Ступени современного российского
    образования

1.Дошкольное образование

2.Среднее общее образование

Начальное общее (1-4 кл.)

Основное общее (5-9 кл.)

Полное среднее общее (10-11 кл.)

3.Профессиональное образование

Начальное профессиональное

Среднее профессиональное

Высшее профессиональное

4.Послевузовское образование

  • Проблемная задача

Права граждан на образование, на пользование достижениями культуры гарантированы государством и признаны обществом.

Кому принадлежит главная роль в реализации этих прав?

  • Главная роль в реализации прав
    на образование принадлежит человеку

Внутренняя потребность

Умение в саморазвитии, самообразовании

  • Закончить предложения…

1.Право на образование предоставляется…

2.Право на образование не только право, но и…

3.Главная роль в реализации прав на образование принадлежит..

4.Значит повышается ответственность каждого за…

  • Проверка усвоенного

Гуманизация образования это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности;

4) свободное посещение занятий

  • Проверка усвоенного

Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2)преподавание на иностранных языках является обязательным

3)среднее образование в РФ является обязательным

4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

  • Проверка усвоенного

Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг

2)компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4)особое внимание к общественным дисциплинам

  • Проверка усвоенного

Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  • Проверка усвоенного

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Домашнее задание

Параграф 47

Название: Презентация «Право на образование»
Номинация: Школа, Презентация, Обществознание 8-9 класс, Обществознание (5-11 класс)

Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: МКОУ Новожизненская ООШ
Месторасположение: посёлок Новая Жизнь Аннинского района, Воронежской области

Тест «Наука. Образование»

А1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется:

    наука 3) образование

    философия 4) общественное сознание

А2. Гуманизация образования предполагает:

А3. Верны ли следующие суждения?

А. Исторически наука возникла позже религии, образования, искусства

Б. Развитие науки является одним из важнейших факторов развития и материального производства, и социальных отношений, и духовной жизни

А4. Гуманитаризация образования предполагает:

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А5. Интернационализация образования предполагает:

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А6. Какое суждение является верным?

А. Особенность научных знаний заключается в их теоретическом характере

Б. Научные знания основываются на авторитете исследователя

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Какое направление является неактуальным в настоящее время для развития образования:

    политизация 3) гуманитаризация

    гуманизация 4) интернационализация

А8. При проведении уроков преподаватель использует индивидуальные задания, большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся, способствует созданию психологически комфортной обстановки в классе. Какое направление в развитии образования он реализует:

А9. Какое суждение является верным?

А. Научное знание всегда носит практический характер

Б. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А10. При составлении нового учебного плана для учащихся 1 курса профессионального лицея введён курс «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

    гуманизация 3) интернационализация

    гуманитаризация 4) политизация

А11. Какое суждение является верным?

А. Наука не является непосредственной производительной силой общества

Б. Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например, термодинамика)

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А12. Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, её филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы.

О какой тенденции в развитии образования идёт речь?

1) гуманизация 3) интернационализация

2) гуманитаризация 4) автономизация

А13. Какое суждение является верным?

А. Наука – это мышление в художественных образах

Б. Наука – это мышление в понятиях

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идёт речь?

    гуманизация 3) национализация

    гуманитаризация 4) интернационализация

А15. Какое суждения является верным?

А. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание явлений действительности

Б. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей чёткостью и строгостью

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А16. Какое суждение является верным?

А. Наука является одной из областей политической сферы общества

Б. Наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Какое суждение является верным?

А. Гуманизация образования предполагает большое внимание общества к личности, её психологии, интересам, запросам

Б. Гуманизация образования- это создание единого образовательного пространства для разных стран

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А18. Особенностью научных знаний является:

    их теоретический характер

    практическое использование

    истинность

    их содержание в книгах

А19. Вид деятельности людей, который направлен на получение новых знаний о природе, обществе и человеке, называется:

    образование 3) социализация

    наука 4) воспитание

А20. Особенностью научных знаний является

    их теоретический характер

    практическое использование

    истинность

    они содержатся в книгах

А21 Ученые-зоологи изучают поведение гималайских медведей в неволе. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

    Культурная

    Мировоззренческая

    Познавательная

    Социальная

А22 Ученые-сейсмологи, изучив состояние земной коры в населенном пункте Н., предупредили местных жителей о возможности землетрясения. Какая функция науки проиллюстрирована данным примером?

    Познавательно-прогностическая

    Производительная

    Культурная

    Мировоззренческая

А23 Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням и быстро растущих пород домашней птицы отражает функцию науки:

    Мировоззренческую

    Производственную

    Познавательную

    Социальную

А24 У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идет речь?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Национализация

    Интернационализация

А25 Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, ее филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы. О какой тенденции в развитии образования идет речь?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Интернационализация

    Автоматизация

А26 Какое суждение является верным?

А) Наука-это мышление в художественных образах

Б) Наука- это мышление в понятиях

    Верно только А

    Верно только Б

    Оба суждения верны

    Оба суждения неверны

А27 Создание и практическое внедрение морозоустойчивых, скроспелых сортов винограда иллюстрирует функцию науки:

    Социальную

    Мировоззренческую

    Творческую

    Производственную

А28 При составлении нового учебного плана для студентов 1 курса колледжа был введен факультатив «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Интернационализация

    Политизация

А29 Какое суждение является верным?

А) Наука не является непосредственной производительной силой общества

Б) Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например. термодинамика)

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения неверны

А30 Целью современного образования не является

    политическая ориентация личности

    приобщение к национальной и мировой культуре

    передача знаний, умений, навыков

    социализация личности

А31 Какое направление является неактуальным в настоящее время для современного образования7

    политизация

    гуманизация

    гуманитаризация

    интернационализация

А32 Суть прогностической науки состоит в том, чтобы

    познавать и объяснять мир

    предвидеть последствия изменения окружающего мира

    совершенствовать социальное устройство

    создавать дополнительные ресурсы по экономике

А33 Современному развитию образования не соответствует

    широкое применение компьютеров и электронных средств обучения

    увеличение объема содержания образования за счет гуманитарных дисциплин

    усиление сословности образования

    создание системы непрерывного образования

А34 Гуманизация образования предполагает

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А35Для научного знания не является обязательным

    открытие объективных законов

    наличие понятийного аппарата

    эксперимент как метод поиска истины

    логичность построения теории

А36Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется

    наука

    философия

    образование

    общественное сознание

Принцип гуманизации образования требует

Отв:1 ,

165 .


Гуманизация образования предполагает

Отв:1 ,

166 .


Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

Отв:3 ,

167 .


Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

Отв:2 ,

168 .

Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

Ответ: _______________ .

Отв:духовная ,

169 .


Впишите пропущенное слово: «__________________________________ называют совокупность идей, поступков, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности».

Отв:гуманизмомгуманизм ,

170 .


Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.

Отв:134 ,

171 .


Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

премьера телесериала

массовая

конкурс фольклорных коллективов

народная

празднование дня Ивана Купалы

скандал с участием поп-звезды

переиздание детектива-бестселлера

172 .


Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________

Отв:124 ,

173 .


Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

стремление к достоверности

обоснованность предположений

искусство

субъективность

чувственное отражение реальности

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Отв:1122

174 .


Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

образность

логическая доказательность

искусство

эстетическое освоение мира

воздействие на эмоции человека

комплексное описание объекта

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

175 .


Ответ: _______________________________________________.

Отв:образование

176 .


Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _______________________________________________

Отв:религия ,

177 .


Какое слово пропущено в схеме?


племенные

(архаические)


Ответ: _________________________.

Отв:национальные

178 .


Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.

Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Ответ: _______________________________________________

Отв:право

179 .


Комментарий

Анализ основных содержательных проблем, выявленных по итогам выполнения выпускниками заданий по тематике духовной культуры общества, начнем с понятия «культура». Оно проверяется заданиями различных типов. Одна из наиболее сложных интеллектуальных операций – различение нескольких значений данного понятия, выбор наиболее общего из них. Обратимся к примеру:

Понятие «культура» в широком смысле включает в себя

1) общество как целое

2) весь материальный и духовный мир

3) природу, испытавшую воздействие человека

4) все, что создано человечеством

Анализ данного задания целесообразно построить в логике последовательного рассмотрения каждого из вариантов ответа. Можно начать с тех, которые уже на первый взгляд выглядят как ошибочные. Очевидно, что, природу, даже испытавшую воздействие человека, нельзя включить в сферу культуры. Избыточным по отношению к понятию «культура» выступает и суждение «весь материальный и духовный мир», поскольку материальный мир наряду с обществом включает в себя и природу. Наиболее близким к правильному выглядит первое суждение. Анализируя его, следует обратить внимание на то, что понятие «общество» шире понятия «культура», поскольку охватывает объективно складывающиеся отношения между людьми в различных сферах жизни.

Рассматривая значения понятия «культура», еще раз акцентируем внимание на различных его смыслах. Напомним, что в узком смысле под «культурой» обычно понимают совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством; как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, образование. Можно обозначить и другой смысл понятия «культура »: исторически обусловленный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. В широком смысле культуру можно определить, например, как универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; все, что было создано человеческим обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколения при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Последние два определения являются практически идентичными по смыслу.

Тема «Формы и разновидности культуры», как правило, не вызывает у экзаменуемых серьезных затруднений. Можно выделить два направления экзаменационной проверки знаний и умений по данной теме: 1) проверка знания видовых признаков понятий «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура» и умения их различать в конкретных ситуациях; 2) выявление уровня сформированности умений, связанных с оперированием знаниями о проявлениях, продуктах различных форм культуры. Эти направления прослеживаются применительно к экзаменационным заданиям разных типов.

Следующий проверяемый элемент содержания – «Искусство, его формы и основные направления». Напомним, что в произведениях искусства, даже наиболее приближенных к реальности (как, например, художественная фотография), всегда отражается авторское «видение», особое отношение к окружающему миру. Собственно, творческий процесс в искусстве является выражением авторского восприятия мира в художественных образах.

Перейдем к анализу содержательного элемента «Наука». Отдельные ее аспекты рассматриваются в разделе «Познание», но там акцент делается на специфике научного познания и его результатов и особенностях социально-гуманитарного знания. В разделе «Культура и духовная жизнь» нас интересуют социально значимые функции науки, ее специфика в сравнении с другими отраслями культуры.

Следующая проверяемая единица содержания - «Образование и самообразование». В центре внимания - социальные функции системы образования, основные принципы развития современной системы образования, организация системы образования в РФ. Напомним, что под системой образования принято понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится ее функционирование. В системе образования РФ существуют следующие образовательные ступени:

- дошкольное образование ,

- общее образование , которое, в свою очередь, состоит из трех ступеней:

Начальное общее образование (1-4 классы)

Основное общее образование (5-9 классы);

Среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы);

- профессиональное образование , в котором выделяются ступени:

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование.

Параллельно, охватывая каждую из перечисленных образовательных ступеней, действует система дополнительного образования (всевозможные кружки, секции, курсы и т.п.).

Перейдем к рассмотрению содержательной единицы «Религия как феномен культуры». Особое внимание обратим на наличие нескольких критериев типологии религий. Один из них основывается на количестве божеств в пантеоне: религии разделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие).

Другая типология предполагает выделение следующих типов религий:

    родоплеменные (архаические, «ранние формы религии»), к которым относят тотемизм, анимизм, фетишизм, ведовство, знахарство, шаманизм, архаические аграрные культы, культы мужских союзов и т.п.;

    национально-государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

    мировые религии (буддизм, христианство, ислам), для которых характерно огромное число последователей во всем мире, космополитизм (они выходят за пределы этносов, носят «надэтнический» характер), эгалитаризм (проповедь равенства всех людей перед Богом), активная миссионерская деятельность.

Еще одной важной проверяемой единицей содержания в разделе «Духовная жизнь общества» является «Мораль и ее категории». Объектами проверки, как правило, является содержание понятия «мораль», умение сравнивать мораль с другими видами социальных норм.

Акцентируем внимание на ряде существенных позиций. Мораль – это феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм, целью которого является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Специфика норм морали ЕГЭ Перечень учебных пособий по подготовке к егэ разработанных с участием фипи пособия разработанные в 2010 г

Тест «Наука. Образование»
А1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется:
наука 3) образование
философия 4) общественное сознание
А2. Гуманизация образования предполагает:




А3. Верны ли следующие суждения?
А. Исторически наука возникла позже религии, образования, искусства
Б. Развитие науки является одним из важнейших факторов развития и материального производства, и социальных отношений, и духовной жизни

А4. Гуманитаризация образования предполагает:
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А5. Интернационализация образования предполагает:
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А6. Какое суждение является верным?
А. Особенность научных знаний заключается в их теоретическом характере
Б. Научные знания основываются на авторитете исследователя
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А7. Какое направление является неактуальным в настоящее время для развития образования:
политизация 3) гуманитаризация
гуманизация 4) интернационализация
А8. При проведении уроков преподаватель использует индивидуальные задания, большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся, способствует созданию психологически комфортной обстановки в классе. Какое направление в развитии образования он реализует:


А9. Какое суждение является верным?
А. Научное знание всегда носит практический характер
Б. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. При составлении нового учебного плана для учащихся 1 курса профессионального лицея введён курс «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?
гуманизация 3) интернационализация
гуманитаризация 4) политизация
А11. Какое суждение является верным?
А. Наука не является непосредственной производительной силой общества
Б. Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например, термодинамика)
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А12. Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, её филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы.
О какой тенденции в развитии образования идёт речь?
1) гуманизация 3) интернационализация
2) гуманитаризация 4) автономизация
А13. Какое суждение является верным?
А. Наука – это мышление в художественных образах
Б. Наука – это мышление в понятиях
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идёт речь?
гуманизация 3) национализация
гуманитаризация 4) интернационализация
А15. Какое суждения является верным?
А. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание явлений действительности
Б. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей чёткостью и строгостью
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А16. Какое суждение является верным?
А. Наука является одной из областей политической сферы общества
Б. Наука оказывает комплексное воздейст
·вие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А17. Какое суждение является верным?
А. Гуманизация образования предполагает большое внимание общества к личности, её психологии, интересам, запросам
Б. Гуманизация образования- это создание единого образовательного пространства для разных стран
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А18. Особенностью научных знаний является:
их теоретический характер
практическое использование
истинность
их содержание в книгах
А19. Вид деятельности людей, который направлен на получение новых знаний о природе, обществе и человеке, называется:
образование 3) социализация
наука 4) воспитание
А20. Особенностью научных знаний является
их теоретический характер
практическое использование
истинность
они содержатся в книгах
А21 Ученые-зоологи изучают поведение гималайских медведей в неволе. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
Культурная
Мировоззренческая
Познавательная
Социальная
А22 Ученые-сейсмологи, изучив состояние земной коры в населенном пункте Н., предупредили местных жителей о возможности землетрясения. Какая функция науки проиллюстрирована данным примером?
Познавательно-прогностическая
Производительная
Культурная
Мировоззренческая
А23 Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням и быстро растущих пород домашней птицы отражает функцию науки:
Мировоззренческую
Производственную
Познавательную
Социальную
А24 У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идет речь?
Гуманизация
Гуманитаризация
Национализация
Интернационализация
А25 Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, ее филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы. О какой тенденции в развитии образования идет речь?
Гуманизация
Гуманитаризация
Интернационализация
Автоматизация
А26 Какое суждение является верным?
А) Наука-это мышление в художественных образах
Б) Наука- это мышление в понятиях
Верно только А
Верно только Б
Оба суждения верны
Оба суждения неверны
А27 Создание и практическое внедрение морозоустойчивых, скроспелых сортов винограда иллюстрирует функцию науки:
Социальную
Мировоззренческую
Творческую
Производственную
А28 При составлении нового учебного плана для студентов 1 курса колледжа был введен факультатив «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?
Гуманизация
Гуманитаризация
Интернационализация
Политизация
А29 Какое суждение является верным?
А) Наука не является непосредственной производительной силой общества
Б) Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например. термодинамика)
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения верны
4) Оба суждения неверны
А30 Целью современного образования не является
политическая ориентация личности
приобщение к национальной и мировой культуре
передача знаний, умений, навыков
социализация личности
А31 Какое направление является неактуальным в настоящее время для современного образования7
политизация
гуманизация
гуманитаризация
интернационализация
А32 Суть прогностической науки состоит в том, чтобы
познавать и объяснять мир
предвидеть последствия изменения окружающего мира
совершенствовать социальное устройство
создавать дополнительные ресурсы по экономике
А33 Современному развитию образования не соответствует
широкое применение компьютеров и электронных средств обучения
увеличение объема содержания образования за счет гуманитарных дисциплин
усиление сословности образования
создание системы непрерывного образования
А34 Гуманизация образования предполагает
усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
создание единой системы образования для развитых стран
усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам, запросам
введение обязательных предметов по изучению религии
А35Для научного знания не является обязательным
открытие объективных законов
наличие понятийного аппарата
эксперимент как метод поиска истины
логичность построения теории
А36Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется
наука
философия
образование
общественное сознание