Положение московской политики и жизни в конце XVII века. избирательные на царство

ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XVII ВЕКЕ


Вступление

XVII век – сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Современники недаром называли его «бунташным временем». Развитие социально-экономических отношений привело к необычайно сильному росту классовых противоречий, взрывов классовой борьбы, кульминацией которой явились крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина. Эволюционные процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка традиционного мировоззрения, сильно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» – наукам, а также накопление разнообразных знаний отразились на характере культуры XVII в. Искусство этого столетия, особенно второй его половины, отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальностью их трактовки.

В это время постепенно рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, приобретшего невиданный размах.

В XVII в. необычайно расширяются культурные связи России с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Русью левобережной Украины и части Белоруссии). Украинские и белорусские художники, мастера монументально-декоративной резьбы и «ценинной хитрости» (многоцветных поливных изразцов) оставили свой след в русском искусстве.

Многими своими лучшими и характерными чертами, своим «обмирщением» искусство XVII в. было обязано широким слоям посадских людей и крестьянства, наложивших отпечаток своих вкусов, своего видения мира и понимания красоты на всю культуру столетия. Искусство XVII в. достаточно четко отличается как от искусства предшествующих эпох, так и от художественного творчества нового времени. Вместе с тем оно закономерно завершает историю древнерусского искусства и открывает пути грядущему, в котором в значительной мере реализуется то, что было заложено в исканиях и замыслах, в творческих мечтах мастеров XVII в.


Каменное зодчество

Зодчество XVII в. отличается прежде всего нарядным декоративным убранством, свойственным зданиям различных архитектурно-композиционных конструкций и назначения. Это сообщает постройкам данного периода в качестве некоего родового признака особую жизнерадостность и «светскость». Большая заслуга в организации строительства принадлежит «Приказу каменных дел», который объединял наиболее квалифицированные кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних вышли создатели крупнейшего светского сооружения первой половины XVII в. – Теремного дворца Московского Кремля (1635–1636).

Теремной дворец, построенный Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым, несмотря на позднейшие неоднократные переделки, все же сохранил свою основную конструкцию и в известной мере первоначальный внешний облик. Трехэтажное здание терема выросло над двумя этажами прежнего дворца Ивана III и Василия III и образовало стройную многоярусную пирамиду, увенчанную небольшим «верхним теремком», или «чердаком», окруженным гульбищем. Построенный для царских детей, он имел высокую четырехскатную кровлю, которую в 1637 г. златописец Иван Осипов украсил «репьями», наведенными золотом, серебром и красками. Рядом с «теремком» находилась шатровая «смотрильная» башенка.

Дворец был изобильно декорирован как снаружи, так и изнутри, резным по белому камню ярко раскрашенным «травным орнаментом». Интерьер дворцовых палат расписал Симон Ушаков. Рядом с восточным фасадом дворца в 1678–1681 гг. поднялись одиннадцать золотых луковок, которыми архитектор Осип Старцев объединил несколько теремных Верхоспасских церквей.

В архитектуре Теремного дворца весьма ощутимо влияние деревянного зодчества. Его относительно небольшие, обычно трехоконные палаты общей конструкцией напоминают ряд приставленных друг к другу деревянных хоромных клетей.

Гражданское каменное строительство в XVII в. постепенно приобретает большой размах и ведется в различных городах. В Пскове, например, в первой половине столетия богатые купцы Поганкины соорудили громадные разноэтажные (от одного до трех этажей) хоромы, в плане напоминающие букву «П». Поганкины палаты производят впечатление суровой мощью стен, с которых настороженно «смотрят» маленькие «глазки» асимметрично расположенных окон.

Один из лучших памятников жилищной архитектуры этого времени – трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве (ок. 1657), частично перестроенные в начале XVIII в. Немного асимметричные в плане, они состояли из нескольких пространственно обособленных хором, перекрытых сомкнутыми сводами, с главной, «крестовой палатой» посредине. Здание было богато декорировано резным белым камнем и цветными изразцами.

Галерея-переход соединяла хоромы с церковью (Никола на Берсеневке), украшенной в той же манере. Так создавался достаточно типичный для XVII в. архитектурный ансамбль, в котором культовая и гражданская постройки составляли единое целое.

Светское каменное зодчество влияло и на культовую архитектуру. В 30–40-х годах начинает распространяться характерный для XVII в. тип бесстолпного, обычно пятиглавого приходского храма с сомкнутым или коробовым сводом, с глухими (не световыми) в большинстве случаев барабанами и сложной затейливой композицией, в которую помимо основного куба входят разномасштабные приделы, низкая вытянутая трапезная и шатровая колокольня на западе, крыльца паперти, лестницы и т.д.

К числу лучших сооружений этого типа относятся московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652) и Троицы в Никитниках (1628–1653). Первая из них совсем невелика по размерам и имеет шатровые завершения. Живописность композиции, включившей объемы разной высоты, сложность силуэтов и обилие декора придают зданию динамичность и нарядность.

Церковь Троицы в Никитниках представляет собой комплекс разномасштабных, соподчиненных объемов, объединенных пышным декоративным нарядом, в котором белокаменная резьба, расписанные красками и золотом архитектурные детали, зелень черепичных главок и белизна «немецкого железа» крыш, поливные изразцы «наложены» на ярко окрашенные кирпичные поверхности. Фасады главного Троицкого храма (а также приделов) расчленены двойными круглыми полуколонками, усиливавшими игру светотени. Над ними проходит нарядный антаблемент. Тройной ярус профилированных килевидных кокошников «вперебежку» мягко выносит вверх главы. С юга находится великолепное крыльцо с изящным шатром и двойными арками со свисающей гирькой. Хоромная асимметричность Троицкой церкви придает ее внешнему облику особую прелесть непрерывной изменчивости.

Церковные реформы Никона коснулись и архитектуры. Впрочем, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретив воздвигать, как не отвечающие этим требованиям, шатровые храмы, выступая против светских новшеств, патриарх кончил тем, что построил под Москвой Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), главный храм которого (1657–1666) был невиданным доселе явлением в древнерусской архитектуре. По мысли Никона, собор должен был стать копией прославленной святыни христианского мира – храма «гроба Господня» в Иерусалиме XI–XII вв. Довольно точно воспроизведя в плане образец, патриаршие зодчие создали, однако, вполне оригинальное произведение, украшенное со всей пышностью, свойственной архитектурной декорации XVII в. Ансамбль Воскресенского храма Никона состоял из гигантского комплекса больших и малых архитектурных объемов (одних приделов здесь было 29), в котором господствовали собор и шатровая ротонда «гроба Господня». Огромный, величественный шатер как бы венчал ансамбль, делая его неповторимо торжественным. В декоративном убранстве здания главная роль принадлежала многоцветным (до этого употреблялись одноцветные) поливным изразцам, контрастировавшим с гладью беленых кирпичных стен.

Стеснительные «правила», введенные Никоном, приводят в зодчестве третьей четверти XVII в. к большей упорядоченности и строгости конструкций. В московской архитектуре типична для этого времени упоминавшаяся церковь Николы на Берсеневке (1656). Несколько иным характером отличаются храмы в подмосковных боярских усадьбах, строителем которых считают выдающегося зодчего Павла По-техина, в частности храм в Останкине (1678). Его центральный прямоугольник, возведенный на высоком подклете, окружен стоящими по углам приделами, по своему архитектурно-декоративному решению представляющими как бы миниатюрные копии главной, Троицкой церкви. Центричность композиции подчеркнута зодчим с помощью тонко найденного ритма глав, узкие шеи которых несут вспученные высокие луковицы.

Богатство архитектурного декора особенно свойственно было постройкам поволжских городов, в первую очередь Ярославля, в архитектуре которого наиболее ярко отразились народные вкусы. Большие храмы типа соборных, возведенные богатейшими ярославскими купцами, сохраняя некоторые общие традиционные черты и общую композиционную структуру, поражают удивительным разнообразием. Архитектурные ансамбли Ярославля обычно имеют центром очень просторный четырех- или двухстолпный пятиглавый храм с закомарами вместо московских кокошников, окруженный папертями, приделами и крыльцами. Такой выстроили на своем дворе близ берега Волги церковь Ильи Пророка купцы Скрипины (1647–1650). Своеобразие ильинскому комплексу придает юго-западный шатровый придел, вместе с шатровой колокольней на северо-западе как бы формирующий панораму ансамбля. Значительно наряднее возведенный купцами Неждановскими архитектурный комплекс в Коровниковской слободе (1649–1654; с доделками до конца 80-х годов), состоящий из двух пятиглавых храмов, высокой (38 м) колокольни и ограды с башнеобразными воротами. Особенностью композиции церкви Иоанна Златоуста в Коровниках являются ее шатровые приделы.

Государственное устройство и внутренняя политика

В первой половине XVII в. Россия по своему политическому устройству продолжала оставаться сословно-представительной монархией. Однако, начиная примерно с середины столетия, сословно-представительные органы власти все больше и больше теряют свое значение, некоторые вообще исчезают, власть царя приобретает самодержавный характер, и Россия начинает превращаться в абсолютную монархию. Процесс этого превращения завершится уже в следующем столетии, в царствование Петра Великого.

В XVII в. во главе страны находился царь, в руках которого сосредотачивалась вся верховная власть. Он был верховным законодателем, главой исполнительной власти и высшей судебной инстанцией. В сокращенном виде царский титул звучал так: "государь царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые России самодержец", а еще более кратко - "великий государь". (Полный титул, который писался только в самых важных государственных и дипломатических документах, занял бы не меньше десятка строк.)

Следующим уровнем власти была Боярская дума. Члены думы назначались царем. Это был высший законодательный и совещательный орган при великом государе. В думе обсуждались все важные текущие дела внутренней и внешней политики, а наиболее важные указы издавались от имени царя и думы ("царь указал и бояре приговорили").

Для обсуждения наиболее важных государственных вопросов созывались Земские соборы. На них присутствовали царь, члены Боярской думы, высшие церковные иерархи, а также представители от различных сословий (кроме владельческих крестьян), выбранные на местах, в уездах. В первое время после Смуты, когда верховная власть была еще слаба и нуждалась в поддержке сословий, Соборы созывались почти ежегодно. Затем их собирают все реже и реже, и последним Земским собором, который рассматривал действительно важный вопрос, был Собор 1653 г., утвердивший присоединение Левобережной Украины к России. К концу XVII в. Земские соборы уже не созывались.

Решение повседневных вопросов управления страной было сосредоточено в приказах. Их число и состав не были постоянными, но всегда единовременно существовало несколько десятков приказов. Одни из них ведали отдельными отраслями управления (например, Посольский приказ - внешними сношениями, Разрядный - вооруженными силами, Поместный - всеми вопросами поместного землевладения и т.д.), другие - всеми вопросами управления в пределах какой-либо территории (приказ Казанского Дворца - территорией бывшего Казанского ханства, Сибирский - Сибирью). Были приказы, которые образовывались лишь для выполнения какой-либо конкретной задачи и затем упразднялись.


Системе приказов не хватало четкости; функции их нередко переплетались, одни и те же вопросы решались сразу несколькими приказами, и, наоборот, в одном и том же приказе занимались множеством разнородных дел, часто не имевших ничего общего с названием данного приказа. Кроме того, приказы одновременно обладали и законодательными, и исполнительными, и судебными функциями.

Россия в XVII в. делилась на уезды, которых насчитывалось более 250. Во главе уезда стоял назначавшийся соответствующим приказом воевода. В его руках сосредотачивалась вся власть в уезде. Выборные от сословий должностные лица (типа губных и земских старост), появившиеся в XVI в., в XVII столетии играли все меньшую роль и, наконец, исчезли. Воеводская власть, состоявшая из самих воевод и воеводских канцелярий - приказных изб, стала единственной властью на местах.

В конце XVI в. отменой Юрьева дня (заповедные годы) и затем введением урочных лет начался процесс закрепощения российского крестьянства. В 30-40-х гг. XVII в. служилые люди по отечеству, владевшие поместьями и вотчинами, несколько раз обращались к царю с просьбой сделать сыск беглых крестьян бессрочным. Однако правительство не спешило выполнять эти пожелания. Дело в том, что большая часть беглых крестьян оказывалась на землях крупных и влиятельных феодалов: там оброки и барщина были меньше, чем у рядовых служилых людей. Нередки были случаи, когда "сильные люди" попросту увозили крестьян в свои вотчины из поместий служилой мелкоты. Таким образом, правящая верхушка страны пополняла число рабочих рук в своих владениях и не была заинтересована во введении бессрочного сыска беглых: в течение установленных урочных лет занятые на службе помещики не успевали даже разузнать, где живут их крестьяне, а когда срок сыска заканчивался, крестьяне оставались у новых владельцев.

Политический кризис 1648 г. (московское и другие городские восстания, в которых приняли участие и служилые люди, падение правительства Морозова) показал, что верховная власть нуждается в твердой опоре и поддержке двух сословий - служилых и посадских людей. Их требования были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 г.

Специальная глава Уложения была посвящена "крестьянскому вопросу". Главным в ней были отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян. Запрещалось также под угрозой крупного штрафа принимать у себя беглых или утаивать их. Тем самым Соборное Уложение завершило процесс складывания крепостного права в России.

Чтобы помочь служилым людям найти и вернуть своих беглых крестьян, правительство в 50-60-х гг. организовало массовые сыски беглых, их поимку и возвращение на старые места жительства. Все эти мероприятия делали правительство весьма популярным сред мелких помещиков и вотчинников, которые составляли большинство служилых людей по отечеству, и обеспечивали ему поддержку со стороны служилого сословия.

Поддержка со стороны посадских людей была обеспечена включением в Соборное Уложение целого ряда статей, которые были ответом на требования посадов. Торговля и промыслы в городах объявлялись монопольным правом посадских людей, и это ликвидировало конкуренцию со стороны других сословий (например, крестьян, которые до 1649 г. тоже нередко занимались этим в городах). Кроме того, были ликвидированы так называемые белые слободы - частные земли в городах, жившие на которых ремесленники и торговцы (их называли "беломестцами") не платили государственных налогов и находились, следовательно, в более выгодном положении, чем их "коллеги", жившие на государственной земле. Теперь "беломестцы" включались в число посадских людей и облагались всей суммой государственных платежей и повинностей.

Военные неудачи России, особенно в войнах с западными соседями во второй половине XVI - начале XVII в., во многом объяснялись тем, что русское войско было организовано, обучено, вооружено хуже, чем армии противника.

Русская кавалерия состояла из полков дворянской конницы, вооруженных разномастным оружием, не прошедших систематическую военную подготовку, имевших самое смутное представление о воинской дисциплине. Поместья и вотчины считались жалованьем, которое государство платило служилым людям. Покупать лошадей, амуницию, оружие и т.д. они должны были из тех доходов, которые получали от своих поместий и вотчин. Средств этих часто не хватало, да и покидать родные усадьбы, хозяйство было делом нелегким. Поэтому типичным явлением были неявки на службу под самыми различными предлогами. Если военный поход затягивался или же военные действия приходились на время полевой страды, начиналось дезертирство.

Что касается пехоты, то ее основу составляли стрелецкие полки. По обученности они не намного превосходили дворянскую конницу и были также тяжелы на подъем, поскольку в свободное от службы время стрельцы занимались и хлебопашеством, и ремеслом, и торговлей. Иными словами, жили они не за счет службы, а за счет своих хозяйств.

Это была не регулярная армия или профессиональная наемная армия (как в ряде европейских стран), а постоянное войско, на содержание которого государство практически не затрачивало средств; служба в нем не была единственным занятием служилых людей, поскольку все они занимались еще и собственным хозяйством. Платой за дешевизну содержания такого войска была его низкая боеспособность.

Уже в 30-е гг. русское правительство начало формировать регулярные части, которые организовывались по западноевропейскому образцу. Были образованы первые солдатские полки. Предполагалось содержать их исключительно за казенный счет с тем, чтобы все время солдаты посвящали службе и военной подготовке. Однако из этого ничего не вышло. Хронические финансовые трудности не позволили перейти к этой новой системе. Хотя были закуплены за границей оружие и амуниция, хотя были приняты на службу десятки офицеров-иностранцев, в конце концов в качестве жалованья солдатам и офицерам стали раздавать земли в поместья. Это и понятно: денег в казне всегда не хватало, а земли в России XVII в. было более, чем достаточно.

В последующие два десятилетия создание полков нового строя - солдатских, драгунских, рейтарских - приняло массовый характер, особенно на юге страны. Эти мероприятия укрепили русское войско, поскольку и вооружением, и организацией, и обученностью, и командирами-иностранцами полки нового строя превосходили дворянскую конницу и стрельцов. Но достичь принципиально нового качественного уровня вооруженных сил все-таки не удалось: новые полки стали пусть лучшей, но все же частью старого постоянного войска. Создание регулярной армии в XVII в. не состоялось; эту задачу предстояло решить в эпоху Петра Великого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Развитие феодальных отношений

21 февраля 1613 года Земский собор объявил об избрании царем 16-летнего сына митрополита Филарета Михаила Федоровича Романова (1613-1645). Так в России утвердилась династия Романовых, правивших страной более 300 лет.

Россия XVII в. - централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Важнейшей тенденцией социального развития России в XVII в. явилось укрепление феодально-крепостнических отношений. В течение всего столетия правительство раздавало дворянству огромные массивы земель. При этом часть владений перевели из по-местья в вотчину, разрешили передавать поместья по наследству. В свою очередь потомки вотчинников активно привлекались к госу-дарственной службе, получая за это новые земли.

Политика царского правительства в этот период была направлена на регламентацию и унификацию сословий. Все более стирались грани между различными категориями крестьянства, происходило как бы уравнивание их крепостным правом. Переписные книги 1678 года насчитали по стране 888 тысяч тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тысячи дворов, или 9,3%; церкви - 118 тысяч (13,3%); боярам 88 тысяч (10%); более же всего дворянам - 507 тысяч дворов, или 57%. Примерно 85% крестьян составляли владельческие (10% - дворцовые и 5% - черносошные). Всё население делилось на свободных и зависимых. В число свободных входили феодалы (владельцы земли и зависимых крестьян), государственные крестьяне, многие посадские люди, казаки, ясачные люди.

Название сословия

Группы, на которые делится сословие

Бояре, окольничие, провинциальные и другие

Думные дворяне, думные дьяки, дворяне

Духовенство

Черное, белое, кроме того, по имуществу: богатые, бедные

Крестьяне

Государственные (черносошные), крепостные: помещичьи, дворцовые, монастырские, бобыли (обедневшие крестьяне)

Посадские люди

Купцы, ремесленники, работные люди

Несли военную службу, лично свободны

Ясачные люди

Малые народы, платили ясак

Согласно Соборному Уложению ликвидировались беломестные слободы - городские районы, принадлежавшие боярам и монастырям, жители которых не имели посадских повинностей. Увеличившееся посадское население было прикреплено к соответствующим общинам, им было запрещено покидать свои города. Таким образом, происходило сближение правового статуса двух тяглых классов за счет сужения (в целом) их прав, усиления эксплуатации.

Прикрепление к тяглу коснулось и других сословий, закреплялись на местах отдельные категории посадского населения. Дворяне в России были не более свободными, чем крестьяне и горожане; они были связаны обязательством пожизненной службы. За каждой общественной группой в общегосударственной структуре закреплялось определенное место. Применяя гибкую тактику, центральная власть сумела закрепить в структуре государства и казачество. Москва признала за казаками право на самоуправление, на владение землей, оказывала им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество, со своей стороны, обязывалось нести службу на рубежах Московского царства.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам.

Положение крестьян и холопов в XVII веке существенно ухудшилось. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине ("изделье"), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер "изделья" - от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.п. Появлялись новые общественные группы - предприниматели и наемные работники.

Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. Число зависимых крестьян росло, в первую очередь за счет обращения в данную категорию свободных крестьян и перевода в эту категорию дворовых, которые ранее находились в личном услужении феодала (певчие, портные, сокольники, слуги для посылок и др.), число их у знатных бояр достигало нескольких сотен.

Эти тенденции явились как бы оборотной стороной другого принципиально важного процесса - усиления и консолидации служилого "класса". На протяжении многих лет из-за широкого притока в ряды феодалов многих выходцев из других слоев (вследствие войны и Смуты) численность служилого класса росла опережающими темпами по отношению к крестьянству. Это привело к увеличению повинностей и закрепощению крестьян. Происходило и дальнейшее сближение статуса дворян и бояр. В дворянстве утрачивалась связь между службой и земельным вознаграждением. Поместье оставалось за дворянином и его семьей даже в том случае, если он прекращал службу; более того, поместье теперь разрешалось менять, отдавать в качестве приданного и пр.

Таким образом, утрачивался сословный характер поместного землевладения и оно вплотную приблизилось к вотчине. Отменив в 1682 г. местничество - назначение на военные и гражданские посты по месту (древности и значимости рода), Федор Алексеевич сделал решающий шаг к слиянию дворянства и боярства дворян в один замкнутый класс-сословие. В немалой степени этому способствовало оскудение древних фамилий, потеря новой знатью интереса к архаическим родовым счетам.

С другой стороны, правительство, нуждающееся в служилом сословии, запрещает переход дворян и бояр в другие сословия. Например, в указе 1642 года запрещалось принимать в холопство боярских и дворянских детей. В результате государева служба становится наследственной повинностью высшего сословия. В XVII веке окончательно определились сословные привилегии дворян и бояр как землевладельцев, имеющих вотчину или поместье.

Обособлению подвергалось и посадское население. Соборное уложение 1649 года и ряд указов окончательно сформировали привилегии посадских людей (право городского торга и промысла) и повинности (тягла с торгов и промыслов). Происходят изменения и в положении сельского земледельческого населения, основу которого составляли владельческие крестьяне.
В результате всех правительственных мер на протяжении XVII века складывается определенная четкая сословная структура общества - сословный строй. За каждой общественной группой закрепляются определенные наследственные привилегии и обязанности, определенное место в общегосударственной структуре.
Между крестьянами появляется расслоение на многокоровных, многолошадных. В районах, близких к крупным городам, начинает появляться отходничество - крестьяне уходят на заработки для выплаты денежного оброка.
В течение всего столетия правительство, с одной стороны, раздавало феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевело из поместья в вотчину.
Соборное Уложение 1649г. завершило процесс формирования крепостной системы в стране. Под системой крепостного права не следует понимать только лишь прикрепление крестьян к земле помещика.
Крепостная система - это прикрепление к государству всех социальных структур российского общества. Аристократические сословия бояре и дворяне были прикреплены обязательством государственной службы и землёй, реальным собственником которой продолжало оставаться государство.

Несмотря на дальнейшее развитие феодальных отношений, в социально-экономическом развитии страны в XVII веке появляются новые моменты. Хотя помещичье и крестьянское хозяйства сохраняли в основном натуральный характер, во второй половине столетия стали постепенно формироваться районы, производившие товарный хлеб: Среднее Поволжье, Черноземный центр. Развиваются кустарные промыслы. Появились и промысловые села, производившие поташ, соль. Правда их было немного.

Постепенно росли города. В европейской части России с начала 20-х и до 50-х годов XVIII в. их число возросло со 181 до 226. Правда каждый четвертый - пятый город не имел посада (а следовательно, ремесленного и торгового населения) и представлял собой в основном лишь крепость.

Все это способствовало росту ремесленного производства. В результате в XVII в. усилилась торгово-промышленная специализация районов, наметившаяся в XV-XVII вв. и обусловленная главным образом природно-географическими условиями. Центрами металлообработки стали Тульско-Серпуховский, Устюжно-Железнопольский, Тихвинский районы, Занежье; солеварения - Поморье и Поволжье; производства полотна и холста - Новогородско-Псковский, Онежский, Ярославский и другие районы.

Принципиально новым явлением в экономике России XVII в. стало появление мануфактур -- крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

Эти мануфактуры были казенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей с рынком они не имели.
Земские соборы XVI века

Слово "земский в XVI веке значило "государственный". Отсюда "дела земские" означают в понимании XVI -- XVII вв. общегосударственные дела. Иногда термин "земские дела" употребляется для отличия от "ратных дел" -- воинских. Таким образом, для современников земские соборы -- это совещание представителей "Земли", посвященное государственному строительству, это совет "о устроении земском", о чинах, "судах и управах земских".

Со второй половины XVI века начали созываться Земские соборы, ознаменовавшие собой начало складывания в России сословно-представительной монархии. Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.

Соборов с 1549 по 1683 года состоялось около 60. Черепнин в своей книге "Земские соборы русского государства XVI -- XVII в.в." перечислил в хронологическом порядке 57 соборов, из них 11 соборов в XVI веке и 46 соборов в XVII веке Черепнин Л. В.Земские соборы русского государства XVI -- XVII в.в. - М., 1968. .
Ключевский классифицирует соборы по признакам:
- Избирательные. Они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).
- Совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.
- Полные, когда земские соборы имели полное представительство.

Неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума, "освященный собор" и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси. Соч. т. 8. - М., 1990. .

В свою очередь С.Ф.Платонов считал, что земский собор-- это "совет всей земли", состоящий "из трёх необходимых частей":
1) "освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе";
2) боярской думы;
3) "земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства".
С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на четыре группы:
- созванные царем;
- созванные царем по инициативе сословий;
- созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
- избирательные на царство.

История земских соборов-- это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.
Периодизация земских соборов ХУП века.
1) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
2) 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

3) 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит много вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.

С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

4) 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики - внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско - польские, и русско - крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.

6) После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
Роль Земских соборов возросла в годы Смуты, но еще более - в начале царствования Михаила Романова.
Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
Приведем для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:
- 1607 г. Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;
- 1611 г. Приговор (учредительный акт) "всей земли" о государственном устройстве и политических порядках;
- 1613 г.О посылке по городам сборщиков денег и запасов;
- 1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др. О взыскании пятинных денег, то есть о сборе средств на содержание войска и общегосударственные расходы.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах, они активно помогали восстановлению Российского государства после Смуты и рассматривали даже текущие государственные вопросы.. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

Для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий.

Усиливая централизм в управлении, московские цари понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Они признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивающих самодержавие. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных, которое отражалось в работе Земских соборов, представляющих все русские земли и города. Мнение Земских соборов для Михаила и Алексея Романовых было весомым.

В новом способе управления страной отразилось понимание Михаилом и его окружением ситуации в стране. Постепенно страна оправилась от потрясений Смутного времени. При Алексее Михайловиче роль Земских соборов в жизни государства уменьшается. Крепнувшая самодержавная власть больше не нуждалась в поддержке сословно-представительного органа.

Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. В 1648 - 1649 и 1651 - 1653 годах состоялись последние соборы. Соборы обсуждали взятие Азова казаками (1642 г.), принятие нового свода законов (1648 г.) и др. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией. Некоторые историки собор 1653г. о принятии Украины в русское государство считают практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже не так актуальна и переживала процесс отмирания.

В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к концу XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке "всей земли" своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.

Соборное Уложение 1649 г. и усиление основ самодержавия во второй половине XVII века
В 1648 г. вспыхнуло в Москве движение, получившее название "соляного бунта". Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства боярина Морозова.

Для стабилизации положения властями был созван Земский собор, принявший решение подготовить новое "Уложение". Заседал он долго. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Составлением проекта занималась специальная комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно ("по палатам"). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места. Источниками Соборного Уложения были:
- Судебник 1550 г. (Стоглав)
- Указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов
- Коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей
- Кормчая книга (византийское право)
- Литовский статус 1588 г. и др.

Проект "Соборного Уложения" обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года. С принятием Соборного Уложения 1649 года впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. В результате кодификации материал был сведен в 25 глав и 967 статей.

В Уложении намечается разделение норм по отраслям и институтам. Уже после 1649 г. в корпус правовых норм уложения вошли новоуказанные статьи о "разбоях и душегубстве" (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).
В Соборном Уложении определялся статус главы государства -- царя, самодержавного и наследственного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском Соборе не колебало установленных принципов, напротив - обосновывало, легитировало их. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления.

В области уголовного права были осуществлены следующие изменения. Прежде всего, определяется круг субъектов преступления: ими могут быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству). В связи с этим субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина.

Вместе с этим необходимо отметить, что от второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: пособников (лиц, создававших условия для совершения преступления), попустителей (лиц, обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), недоносителей (лиц, не сообщивших о подготовке и совершении преступления), укрывателей (лиц, скрывших преступника и следы преступления). Уложение, помимо всего прочего, вводит деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожное преступление виновный наказывается так же, как за умышленное преступное действие (наказание следует не за мотив преступления, а за его результат).

Закон также выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относятся состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект), а к отягчающим - повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления. Закон также водит понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с понятием "лихой человек", и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.

Объектами преступления по Соборному Уложению 1649 года были: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Преступления против церкви считались наиболее опасными и именно поэтому были поставлены на первое место, что было сделано впервые в истории русских светских кодификаций. Такое изменение имело двоякое значение. С одной стороны церковь занимала особое место в общественной жизни, а с другой - принятие церкви под защиту государственных институтов и законов указывало на их приоритет в политической системе.

В главе Уложения "Суд о крестьянах" Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость крестьян от феодалов и от государства.
Отменялись "урочные лета" для сыска и возврата беглых крестьян, устанавливалась наследственность крепостного состояния. Юридическое закрепление на местах касалось не только владельческих крестьян, но и крестьян государственных и дворцовых, несших повинности только в пользу государства.
В целом крестьянство изживало прежнее деление на многочисленные категории (серебряников, старожильцев, новоприходчиков и т.д.). Появляется единое понятие тягловые люди, крепостные крестьяне.

По этому же Соборному уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение принадлежавшими им крестьянами государственных повинностей.

Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии абсолютной монархии и крепостного строя. Соборное Уложение 1649 г. -- это свод феодального права.
В Соборном Уложении впервые в светской кодификации предусмотрена ответственность за церковные преступления. Принятие на себя государством дел, ранее относившихся к церковной юрисдикции, означало ограничение власти церкви.
Всеобъемлющий характер и соответствие историческим условиям обеспечивало Соборному Уложению долговечность, оно сохранило свое значение закона России вплоть до первой половины XIX в.
Таким образом, деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.
Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. Вторая и третья главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца.
Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел ("злое умышление") против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор).
Вторая половина ХVII в. характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными факторами:
- закрепощением населения и обострением социальных противоречий;
-завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;
- восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления;
- усложнением системы управления, ростом аппарата чиновников;
- появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, призванных теперь противостоять не отсталым восточным, а передовым европейским армиям; кроме того, с присоединением Украины возникла острая проблема ее сохранения и интеграции в составе России.
Абсолютистские тенденции проявлялись:
1. В изменении титула царя. Вместо прежнего "государь, царь и великий князь всея Руси", после присоединения Украины он стал следующим: " Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец". В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.
2. В укреплении авторитета власти и престижа личности царя Соборным Уложением. Преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма.
3. В принятии самого этого Уложения, систематизирующего и кодифицирующего законы.
4. В затухании деятельности Земских соборов. Центральная власть, окрепнув, более не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа, вот почему после решения 1653 г. о воссоединении с Украиной они не собирались в полном составе.

5. В изменении состава и роли Боярской думы. С одной стороны, в ней увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в Думу не за знатность, а за личные способности и службу царю, а с другой - численное расширение превращало ее в громоздкий, неэффективный орган управления, что заставляло царя обсуждать наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц, входивших в Расправную палату.

6. В развитии приказной системы. Примерно 40 постоянно действовавших приказов можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. В свою очередь, среди государственных можно выделить территориальные, ведавшие управлением отдельных областей (Сибирский, Смоленский, Малороссийский и др.) и отраслевые (приказы Большой казны и Большого прихода, ведавшие финансовыми и экономическими вопросами; Поместный приказ - земельным обеспечением служилых людей; военные - Стрелецкий, Пушечный, Рейтарский; Посольский - руководил внешней политикой и т.д.)

Росла численность приказных людей, основную массу которых составляли "беспородные люди". Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма.
7. В укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Литература
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Л.: Наука, 1988.
2. Исаев И.А. История государства и права России. - М., БЕК, 1993.
3. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова, - М.: АСТ, 1996.
4. История России с древнейших времен / Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2003.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1-4 - М.: Русское слово, 1998.
6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Книга, 1990.
7. Ключевский В.О. Состав представительства на земских соборах древней Руси. Соч. т. 8. - М., 1990.
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов.- М.: Инфра М-Норма, 1997.
9. Рогов В.А. История государства и права России. - М., 1995.
10. Черепнин Л.В.Земские соборы русского государства XVI -- XVII в.в. - М., 1968.

Подобные документы

    Соборное уложение 1649 года как свод законов Московского государства, регулирующих различные области жизни, памятник русского права XVII века. Причины принятия Соборного Уложения. Система наказаний и их цели. Законодательная защита достоинства церкви.

    презентация , добавлен 23.02.2015

    Исторические предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года. Источники и положения Соборного Уложения 1649 года. Система обязательств и положение договора по Соборному уложению 1649 г.Формирование гражданско-правовых норм по Соборному Уложению.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Характеристика и предпосылки принятия Соборного Уложения 1649 года. Изучение эволюции законодательного закрепления норм, регулирующих гражданско-правовые отношения. Основные тенденции развития гражданского и уголовного права в Уложении. Судебный процесс.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2016

    Основные предпосылки, обусловивших принятие Соборного уложения 1649 года. Необходимость упорядочения законодательства и оформление его в едином кодексе. Общая характеристика Соборного уложения. Уголовное и процессуальное право в Соборном уложении.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2014

    Соборное уложение 1649 года как источник права русского централизованного государства периода сословно-представительной монархии. Предпосылки, обусловившие принятие Соборного уложения. Упорядочение законодательства и оформление его в едином кодексе.

    реферат , добавлен 22.02.2010

    Психологическая структура преступного деяния, особенности импульсивных преступлений. Учет волевого характера преступного поведения, анализ психологического содержания структурных элементов преступного действия. Мотивы и цели совершения преступления.

    реферат , добавлен 08.01.2012

    Характерные черты русского менталитета в XVII веке как отображение национальных исторических традиций. Истоки и процесс формирования российской законодательной традиции, отличительные черты процесса ее европеизации. Особенности влияния западной культуры.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Структура Уложения, систематика правовых норм. Особенность социальной системы России XVI–XVII в. Правовое положение разных классов. Право собственности на заложенную вещь. Две формы наследования по Уложению. Преступления против личности, виды наказаний.

    лекция , добавлен 17.02.2016

    Соперничество купеческого и крестьянского торга по свидетельствам Соборного уложения 1649 г. и Новоторгового устава 1667 г. Правовое положение русских и иностранных купцов. Зарождение всероссийского рынка. Меркантилистские мотивы в работах Крижанича.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Решение споров между должником и заимодавцем на основе текста "Русской правды". Взыскание головщины на основании "Псковской судной грамоты". Изменения в уплате налогов и отбывании крестьянами повинностей после принятия Соборного Уложения 1649 года.

Освобождение от монголо-татарского ига (1480 г.) ускорило объединение северо-восточных княжеств бывшей Киевской Руси вокруг Московского княжества и образования Русского государства (до середины XVII в. Россия имела официальное название Московское государство).

Иван III (1440-1505) провозглашает себя "государем Всея Руси", а Москву - Третьим Римом, то есть наследницей Византии и центром православия. В этой форме, помимо прочего, концентрировалось и стремление московских правителей до независимого статуса русской церкви, который отвечал бы суверенному статусу и политической мощи Московского государства.

В начале XVI ст. Россия начала войну с Лівонією (1500 - 1503), результатом которой стало присоединение к Московскому государству территории верхнего течения рек Днепр и Ока и Чернигово-Северской земли. В течение 1510-1521 гг. в состав государства вошли Псковская республика и Рязанское княжество. Этим присоединением завершился в основном процесс сбора большинства русских земель в единое государство.

Однако, несмотря на успехи в объединительной политике, часть русских земель оставалась в составе других государств (Литовского княжества, Прибалтийских орденов, татарских ханств), которые не только владели этими землями, но и закрывали выход Московском государстве до балтийских и черноморских торговых путей. К этому следует добавить, что на Московское государство продолжались постоянные грабительские набеги волжских ханств, крымских татар Ногайской орды. Естественно, что такое положение определяло и внешнюю политику Москвы.

в Течение XVI ст. российские князья (с 1547 г. - цари) вели активную борьбу на Востоке против татар, на Западе - за выход к Балтийскому морю, которое для России было жизненно необходимым, поскольку открывало выгодное морскую беспошлинную торговлю со странами Западной Европы.

В свою очередь и европейские страны были заинтересованы в экономических связях с Россией, поскольку она была для них надежным рынком сбыта товара и приобретения сырья, особенно для тех государств, в которых начали зарождаться капиталистические отношения.

Решая эти важные для государства проблемы, Иван IV Грозный (1533-1584 гг.) прежде всего повел активную восточную политику и в 1552 и 1556 гг. ликвидировал Казанское и Астраханское ханства, присоединив тем самым к России Поволжье, Урал, Северный Кавказ, вплотную подойдя к Азовского и Каспийского морей, Западной Сибири, степей Казахстана.

До 1580-х годов в этих неосвоенных землях было построено много русских поселений, особенно на Урале купцами Строгая-новыми. В 1582 г. волжские и уральские казаки во главе с Ермаком организовали торгово-военную экспедицию вглубь Сибири. Они преодолели сопротивление хана Кучума (1598 г.) и присоединили к России Западная Сибирь, вышли впоследствии до Байкала, Алтая, а затем и до Дальнего Востока.

На Западе политика России была не такая удачная, как на Востоке. Начатая Иваном IV Грозным война против Ливонии (1558-1583 гг.) за выход к Балтийскому морю сначала проходила успешно. Территорию ордена от Финского залива до верховья р. Западная Двина с выходом к г. Либава заняли московские войска. Ливонский орден с 1561 г. перестал существовать. Но в войну вмешались Польша, Швеция, Дания, Литва, Крымское ханство. Затяжная 25-летняя война против сильных государств Европы, внутренняя боярская оппозиция, борьба на востоке против остатков татарских орд обескровили военные силы Московского государства, и она в 1582 г. вынуждена была заключить мир с Польшей, а в 1583 г. - со Швецией. В результате этих договоров Россия потеряла Ливонию, получив лишь узкий выход к Балтийскому морю у устья Невы.

После смерти царя Ивана IV Грозного в России началась длительная борьба за власть между различными династійними ветвями. На царствовании Федора (1584-1598), сына Ивана Грозного, заканчивается династия Рюриковичей, и царями по очереди становятся представители разных дворянских родов: Борис Годунов (1598 - 1605), Лжедмитрий i (1605-1606), Василий Шуйский (1606 - 1610). Претендовал на российский престол и польский король Владислав. Этот период вошел в историю под названием "унылых лет". Изнурительная борьба за власть дополнилась крестьянскими восстаниями во главе с Хлопком (1603 г.), Иваном Болотниковим (1606-1607 гг.), неурожаями, захватом поляками Москвы. Россия стояла на грани полной катастрофы. Спасло государство от полного развала и нового иностранного порабощения народное ополчение (его возглавили посадский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский), которое в 1612 г. освободило Москву от поляков.

В 1613 г. Земский собор посадил на царский престол сына митрополита Филарета, 16-летнего Михаила Романова (1613 - 1645 гг.). Он основал династию Романовых, которая правила Россией до марта 1917 г.

С избранием нового царя завершились "смутные годы", наметилось экономическое оживление. Началось интенсивное освоение Поволжья, Урала, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. Расширились торговые связи с Англией, Данией, Голландией и другими странами Западной Европы.

Налаживание с этими государствами экономических связей обусловило и соответствующие экономические отношения с ними в Тридцатилетней войне. Россия выступила на стороне "Антигабсбургской коалиции" и в 1632 г. начала военные действия против Польши. Эта война завершилась поражением Речи Посполитой, которая в 1634 г. заключила с Россией Поляновский мир, вернув ей часть земель Чернигово-Сиверщины, Смоленск, Великие Луки.

Но затишье в российско-польских отношениях длилось недолго. В 1620-1630-х годах в Речи Посполитой проходила полоса антипольских, антифеодальных украинских крестьянско-казацких восстаний, которым активную помощь оказывала Россия. С началом Освободительной войны Б. Хмельницкого (1648-1654 гг.) Россия продолжала политику поддержки украинского и белорусского населения в их национально-освободительной и антифеодальній борьбе. Эти отношения завершились заключением в марте 1654 г. Московского долговременного военно-политического союза между Украинской казацко-гетманской государством и Россией. За ним,

Россия признала Украину как автономное государство и вступила на ее стороне в войну против Речи Посполитой и ее союзников.

Совместная российско-украинская антипольская борьба, в ходе которой украинские гетманы переходили то на сторону Польши, то крымских татар, Турции и даже Швеции (этот период вошел в историю Украины под названием Руина), завершилась заключением между Россией и Речью Посполитой в 1686 г. "Вечного мира". По этому договору Россия получила часть земель в районе Смоленска, Восточной Белоруссии, Чернигово-Сиверщину. Польша отказалась от претензий на Левобережную Украину с Киевом, которая сохранила свое автономное управление, однако в последующие годы постепенно перешла под протекторат Российского государства. Запорожская Сечь попала под российско-польское влияние. Остальные территории Украинской гетьмансько-казацкого государства отошла к Речи Посполитой. Последняя вскоре ликвидировала здесь все признаки украинской государственности и начала нещадно эксплуатировать и уничтожать украинский народ.

Частью договора было также обязательства России вступить в войну против крымских татар и Турции на стороне антитурецької "Священной лиги" (Австрия, Венеция, Польша). Русско-украинские войска в 1687 и 1689 гг. совершили походы в Крым, которые закончились неудачно. Это привело к отстранению от власти царицы Софии и восшествия на престол Петра i (1689-1725 гг.). Он начал в России новые экономические и политические реформы, которые за короткий исторический отрезок времени превратили Российскую империю (с 1721 г.) в одно из сильнейших государств мира.

Таким образом, на протяжении XVI-XVII вв. в политическом плане Российское государство прошло путь от княжо-боярской власти к формированию абсолютизма. Что касается экономического развития, то в России за этот период произошло полное закрепощение крестьян, зародились первичные формы капиталистического производства в промышленности, осваивались гигантские территории государства, границы которой простирались от берегов Днепра до Тихого океана, у западных берегов Америки, Аляски. Из размельченных феодальных удельных княжеств Россия превратилась в огромную и достаточно крепкой экономически и военно государство, которая играла большую, а периодами и ключевую роль в европейской и мировой политике в последующие века.

Экономика страны в 70-80-х годах XVI в. испытывала временный упадок, выразившийся в уменьшении населения по ряду районов, сокращении общей площади возделываемых земель, расстройстве торговли, финансовых затруднениях и т. п. Причины хозяйственного разорения были как внешнего, так и внутреннего порядка. Сказались длительные и дорогостоящие войны (Казанский поход, Ливонская война), опустошительные набеги врагов, в особенности крымских татар па южные и центральные районы Русского государства. Серьезное значение имела и опричнина с ее перетасовкой земельных владений и злоупотреблениями опричников. Хозяйственное потрясение сопровождалось запустением ряда районов страны.

С начала 90-х годов XVI в. наступает экономический подъем, характеризующийся увеличением площади возделываемых полей, освоением запустевших земель, ростом населения.

Предпосылки крестьянской войны

Восстановление экономики, происходившее на базе старой техники и в условиях неизменившихся социальных отношений, означало укрепление хозяйства феодалов за счет дальнейшего наступления на крестьянство. Оно совершалось путем расширения земельных владений феодалов, роста эксплуатации крестьян и усиления их крепостной зависимости.

Рост феодального землевладения приводил к уменьшению, а в ряде районов и прежде всего в центре государства даже к почти полному исчезновению черносошного крестьянства.

Опричнина, укрепившая основы классового господства феодалов-крепостников, явилась новым шагом в развитии феодально-крепостнической эксплуатации крестьянства. В то же время опричнина, сопровождавшаяся появлением массы новых поместий, обострила борьбу за крестьян. Право крестьянского перехода все больше принимало форму перевода помещиками крестьян из одного поместья в другое. Все это приводило к разорению крестьянских хозяйств и вызывало бегство крестьян.

На массовое бегство крестьян феодалы-землевладельцы и выражавшая их волю государственная власть ответили в последние два десятилетия XVI в. рядом мероприятий, которые имели своей целью усиление личной зависимости крестьянина от помещика и обеспечение его беспрепятственной эксплуатации. Решающим из этих мероприятий явилось установление с 1581 г. «заповедных лет», впредь до отмены которых крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. «Заповедные годы», которые были введены как временное явление, фактически означали ликвидацию права крестьянского выхода и отмену статей Судебников о Юрьеве дне. Составленные в результате общего описания земель в 80-90-х годах писцовые книги явились основным документом, удостоверявшим права феодалов на крестьян, живших в то время в их владениях.

Отмеченные мероприятия начали осуществляться в последние годы жизни Ивана IV и при его сыне Федоре (1584-1598), когда полновластным правителем государства сделался член регентского совета Борис Годунов. После смерти Федора Борис Годунов стал царем (1598-1605). Поддержанный некоторыми сподвижниками Ивана IV, Борис Годунов продолжал его политику и стремился удовлетворить основные требования дворянства.

Важным законодательным актом правительства Бориса Годунова по крестьянскому вопросу явился указ 1597 г. о сыске беглых крестьян, сыгравший большую роль в развитии процесса закрепощения. Согласно указу крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежали безусловному возвращению их прежнему владельцу; крестьяне же, бежавшие ранее 1592 г., оставались за новым владельцем.

Изданный в том же 1597 г. закон о кабальных людях лишил лиц, которые попали во временную зависимость на основании долга, взятого по служилой кабале с обязательством отрабатывать проценты во дворе господина, права освобождаться от зависимости путем уплаты долга. Этот закон оставлял их в этой зависимости вплоть до смерти господина и называл «кабальными холопами». Одновременно закон превратил в кабальных холопов итак называемых добровольных людей, живших у своих хозяев «без крепостей», предписав взять на лиц, служивших своим хозяевам более полугода, служилые кабалы. Тот же закон ввел запись всех кабальных холопов в особые кабальные книги, которые, подобно писцовым книгам, закрепляли зависимое положение человека.

Указы о крестьянах и холопах вместе с увеличением барщины и других крестьянских повинностей накалили социальную атмосферу и вызвали взрыв борьбы крестьянства против растущего феодального гнета.

Рост феодальной эксплуатации приводил также к резкому ухудшению положения низших слоев городскою населения. Дальнейшее развитие ремесла и торговли в конце XVI в. увеличивало имущественное неравенство среди посадских людей, обострившее классовую борьбу в городах. Она развивалась по двум направлениям. С одной стороны, посадские люди стремились вырваться из-под феодального гнета, а, с другой, «молодшие люди» посадов вели борьбу с городскими верхами.

Крестьянские волнения конца XVI в.

В 1594-1595 гг. произошли крестьянские волнения в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. Крестьяне прекратили выполнять барщину, платить оброк, а также повиноваться монастырским властям. Волнение было настолько сильным, что монастырь обратился за помощью к представителям государственной власти. Острая и напряженная борьба крестьян происходила в конце XVI в. и в других районах Русского государства. Наступление монастырей на черные крестьянские земли Белозерского края сопровождалось упорной борьбой крестьян, выливавшейся в самые различные формы - от порубки лесов и насильственного покоса лугов до избиения представителей монастырской администрации. То же самое можно было наблюдать и на севере страны, в вотчине Антониево-Сийского монастыря. Крестьяне отказались выполнять монастырские «изделья», уплачивать оброк, открыто выступив против угнетателей. Борьба имела упорный и затяжной характер.

Все эти разрозненные выступления явились предвестниками надвигавшейся крестьянской воины.

Голод 1601-1603 гг.

На обострение классовой борьбы оказали большое влияние неурожай и голод 1601-1603 гг. Цены на хлеб резко возросли, чем немедленно воспользовались купцы, крупные духовные и светские землевладельцы, скопившие огромные запасы зерна в ожидании еще большего роста цен. В то время как население массами умирало от голода, правящие классы безудержно спекулировали хлебом. Крестьяне целыми деревнями бросали свои насиженные места и уходили на поиски работы и хлеба. Они бродили по дорогам, шли в Москву, хотя население столицы тоже голодало.

По рассказам современников, в Москве ежедневно умирало от голода от 90 до 300 человек. Боясь народного гнева, Борис Годунов велел выдавать хлеб из казенных житниц и производить раздачу денег. Однако количество раздаваемых денег и хлеба не соответствовало потребностям населения. Кроме того, в значительной сноси части деньги и хлеб попадали в руки приказных. Разорившиеся и голодающие крестьяне, ремесленники, свободные люди самых различных слоев вынуждены были идти в кабалу. Все это ускорило процесс вовлечения свободных элементов населения в сферу феодальной эксплуатации. На годы голода падает массовое «по-холопление» городского и сельского населения.

Усилившееся бегство крестьян осложнило положение многих мелких и средних помещиков. Поэтому указами царя Бориса в 1601 и 1602 гг. было частично и временно восстановлено за помещиками право вывоза крестьян. На словах правительство как бы восстанавливало свободу крестьянского перехода, отмененную указами о «заповедных годах». В действительности указ лишь разрешал мелким и средним помещикам «возити меж себя» крестьян - одного или двух. Крестьянский переход был подменен вывозом крестьян помещиками и то в очень ограниченных размерах, причем эта мера не распространялась на Московский уезд. Как денежная «помощь» голодающим Москвы, так и указы 1601-1602 гг. не облегчили положения голодающего крестьянства. Эти указы не имела серьезного значения и для укрепления хозяйства мелкопоместных дворян. По указу 1603г. холопы, брошенные в голодные годы своими господами на произвол судьбы, могли получить свободу и отпускные грамоты в Приказе холопьего суда, но и этот указ ни в какой мере не улучшил положения голодающих людей. Получившие отпускную шли в кабалу к другим землевладельцам или бежали на окраины страны, где надеялись найти лучшие условия жизни.

Восстание Хлопка

В прямой связи с голодом стоит восстание Хлопка в 1603 г. Оно охватило центральные районы государства. Восставшие крестьяне и холопы расправлялись со своими господами. Карательные отряды, посылаемые Борисом Годуновым, терпели поражения. Восстание приближалось к Москве, в которой начались выступления городских низов против богатой верхушки населения. Создавшаяся угроза для господствующего класса вызывала большую тревогу в правящих кругах. Осенью 1603 г. правительство приняло решение дать восставшим генеральное сражение и направило против них воевод с «многою ратыо». Сражение произошло близ Москвы. В ожесточенном бою Хлопко и его товарищи проявили геройство, но были разбиты. Часть уцелевших участников восстания бежала на Северскую Украину, где вскоре вспыхнуло восстание Болотникова. Таким образом, хотя правительству Бориса Годунова и удалось подавить восстание, однако практически это означало лишь перемещение основного очага классовой борьбы из центра на южную окраину Русского государства, населенную мелким служилым людом и казачеством, основная масса которого состояла из беглых крестьян.

Борьба в городах

Последняя четверть XVI в. отмечена рядом городских движений. В 1584 г., сразу же после смерти Ивана Грозного, вспыхнуло восстание в Москве. В нем принимали участие низы московского посада и стрельцы. Еще более серьезное значение имело выступление московских посадских людей в 1587 г., когда правительству пришлось сесть в осаду в Кремле. В 1586 г. произошло восстание в Соли Вычегодской, направленное против Строгановых, один из которых, Семен, был убит. В этом же году происходило волнение посадских людей в Ливнах. В 1592 г. произошло крупное восстание угличского посада. Толчком к нему послужил распространившийся слух о том, что смерть царевича Дмитрия, сына Ивана IV, была делом рук людей, подосланных Борисом Годуновым. Основную силу восстания составляли черные посадские люди и судовые «казаки» (чернорабочие), а также уездные «посошные люди», оказавшиеся в то время в Угличе. Движение было направлено против царской администрации и посадской верхушки. Завершилось оно разгромом «дьячей избы», убийством государева дьяка и нескольких «добрых» (зажиточных) посадских людей.

Противоположность интересов городской бедноты, с одной стороны, богатых посадских людей и феодалов - с другой, ярко сказалась в годы голода, когда посадская беднота «богатых домы грабила».

Отличное определение

Неполное определение ↓