Биология элективный курс. Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии. Просмотр содержимого документа «Рабочая программа элективного курса по биологии "Живой организм"»

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Методическое и техническое обеспечение курса:

*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Методы организации обучения:

* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.

Формы организации обучения:

*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.

Введение (1 час).

Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.

Лабораторные работы.

№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.

Клетка и ткани организмов (8 часов).

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Лабораторные работы:

№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Царства живой природы (3 часа)

Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения

Способы питания организмов (4 часа).

Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.

Лабораторные работы.

№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.

Корень и его роль (2 часа).

Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.

Стебель и его роль (2 час).

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Лабораторные работы.

№ 9 Поперечный срез древесного стебля.

№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль (5 часа).

Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.

Лабораторные работы.

№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.

№ 12 Виды соцветий и их особенности.

Многообразие цветковых растений (5 часов).

Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

Лабораторные работы.

№ 13 Определение растений по определительным карточкам.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.

Защита творческих работ (2 урока).

Учебно-тематическое планирование (35 часов).

Название темы и урока Кол-во часов Лабораторные работы Контрольные работы, итоговые работы
Введение

Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

Клетки и ткани организмов

Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.

Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль.

Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль.

Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль.

Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток.

Урок № 8. Механизм обмена веществ.

Урок № 9. Обобщающий урок.

Царства живой природы

Урок № 10. Систематика растений и животных.

Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов.
(семинар)

Урок № 12. Особенности растений и животных.
(семинар)

Способы питания организмов

Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен.

Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов.

Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза.

Урок № 16. Гетеротрофный способ питания

Корень и его роль

Урок № 17. Строение корня и его роль.

Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды.

Стебель и его роль

Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений.

Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль

Урок № 21. Строение цветка.

Урок № 22. Особенности гинецеев.

Урок № 23. Соцветия, виды соцветий.

Урок № 24. Виды опылений.

Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Многообразие цветковых растений

Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений.

Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных.

Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых.

Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных.

Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений.

Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Урок № 33. Жизненный цикл развития растений.

Защита творческих работ

1 час л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов.

л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки.

л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора

л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма

л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма

л/р № 6 Митоз клеток корешка лука

л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

л/ р № 8 Клетки мякоти листа

л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля

л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю

л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам

л/р №12 Виды соцветий и их особенности

Контрольная работа

“Органоиды клеток”

Программа элективного курса

«Трудные вопросы в биологии»

Количество часов: 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Этот курс позволит учащимся 9 класса иметь целостное представление о биологической науке и решить вопрос выбора предмета при профилизации обучения. Курс отражает сложность и многогранность биологии, как науки о живом: он основывается как на классических, так и на современных достижениях биологической науки. Анализ хода подготовки выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации по биологии показывает, что, как правило, затруднения у них вызывают вопросы по темам, которые изучаются на ступени основного общего образования и не имеющих продолжения на старшей ступени. В частности это вопросы морфологии и систематики растений.

Цель курса заключается в том, чтобы учащиеся основательно усвоили учебный материал

Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Генетика». - способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии; - развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии. - реализация образовательных потребностей.

Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.

Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.

Предполагаемые результаты:

Данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.

Учащиеся должны знать:

Строение и функции клетки; Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений.

Сведения о таксономических единицах;

Способы размножения растений;

Основные этапы развития растительного мира;

Распознавать и описывать строение простейших. губкок, кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, объяснять усложнение тела изучаемых животных по сравнению с ранее изученными. Знать особенности строения членистоногих, выделять особенности строения изучаемых животных в разных средах обитания, распознавать и описывать животных типа Хордовые. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

знать значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,

находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс. Знать сущность процесса дыхания, строение дыхательной системы, Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, : знать функции и строение кожи, особенности строения выделительной системы,строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга, органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, объяснять значение анализаторов. знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы.

Учащиеся должны знать основные термины цитологии, генетики, устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза, уметь применять знания о наследственности и изменчивости.

Учащимся пригодятся умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.

Программа ориентирована на подготовленных учащихся. Программа рассчитана на одно полугодье (17 часов)

Тематический план

Название темы

Количество часов

Дата проведения

Теория

планируемая

фактическая

Раздел1. I. Ботаника.

Тема: Ткани растений. Органы растений.

Тема: Основные отделы растений

Тема: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Тема: Способы размножения растений. размножение высших и низших растений.

Раздел 2. Зоология.

Тема: Простейшие

Тема: Беспозвоночные

Тема: Хордовые

Тема: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Раздел 3.Анатомия.

Тема: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Тема: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Тема: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система

Тема: Нервная система человека. Анализаторы

Раздел 4. Общая биология.

Тема: Клеточный уровень.

Тема: Организменный уровень.

Тема: Обмен веществ в клетке – метаболизм

Тема: Основные понятия генетики.

Решение задач.

Итого: 17ч.

I. РАСТЕНИЯ (5 ч.).

Тема 1: Ткани растений. Органы растений.

Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений. Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение. Побег. Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Репродуктивные органы растения. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения

Демонстрация: таблицы, гербарий. Побег и почки, различные способы распространения плодов и семян. Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия»,

Тема 2: Основные отделы растений.

Водоросли – низшие растения. Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями. Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». гербарные экземпляры, Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений

Тема 3: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация цветковых растений. Класс двудольные растения морфологическая характеристика. Класс однодольные растения морфологическая характеристика. Демонстрация живых и гербарных растений.

Тема 4: Способы размножения растений. Размножение высших и низших растений.

Бесполое размножение растений разных жизненных форм. Значение размножения. Размножение спорами. Половое размножение. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; таблицы «Вегетативное размножение».

Раздел 2. Зоология. (4 ч)

Тема 1: Простейшие

Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.

Тема 2: Беспозвоночные.

Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные.

Тема 3: Хордовые.

Тип хордовых: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Пресмыкающиеся- внешнее и внутреннее строение. Птицы. Биологические особенности. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение.

Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажного препарата – «Лягушка». Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий, таблицы с изображением рептилий, таблицы с изображением птиц. Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих.

Тема 4: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Демонстрация: таблиц и рисунков по теме.

Раздел 3. Анатомия. (4 ч)

Тема 1: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Скелет и мышцы, их функции. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Тема 2: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.

Тема 3: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система.

Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча

Тема 4: Нервная система человека. Анализаторы.

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анализаторы и органы чувств. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 4. Общая биология. (4 ч)

Тема 1: Клеточный уровень.

Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки - основа размножения.

Тема 2: ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации

Тема 3: Обмен веществ в клетке – метаболизм.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Автотрофное питание. Фотосинтез. Синтез белков в клетке.

Тема 4: Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Занятие 12.

Тема: Нервная система человека. Анализаторы .

Цель: вспомнить о строении и значении нервной системы и органов чувств.

1.Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие.

2. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

    Практическая часть: выявление объема памяти

Занятие 16

Тема: Основы генетики . Решение задач на моногибридное скрещивание Цель : повторениеи обобщение знание по теме генетика. Повторить определение основных термин, вспомнить законы генетики повторениеи обобщение знание по теме моногибридное скрещивание.Ход занятий

    Основные термины и понятия в генетике (работа с комментированными ответами):

Законы Менделя. Генетика - наука, изучающая закономерности наслед­ ственности и изменчивости живых организмов, а также механизмы управления этими процессами. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ

Определение

Наследственность

Способность организмов передавать свои при­знаки и особенности развития потомству

Изменчивость

Свойство организма приобретать новые призна­ки в процессе индивидуального развития

Участок молекулы ДНК, содержащий информа­цию о структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены, образуя «группы сцепления»

Аллельные гены

Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответствен­ные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха)

Альтернативные признаки

Противоположные качества одного и того же признака

Доминантный при­знак

Господствующий, преобладающий -обознача­ется заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный при­знак

Подавляемый признак, обозначается соответст­вующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь. с и т. д.

Гомозигота

Клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа)

Гетерозиготна

Клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа}, то есть несущая альтернативные признаки

Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей

Совокупность внутренних и внешних призна­ков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индиви­дуального развития

Чистая линия

Генотипически однородное потомство, полу­ченное исходно от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи с помощью отбора и дальнейшего самоопыления (самооп­лодотворения)

Общепринятые в генетике обозначения:

Закономерности наследования впервые были установле­ны Г. Менделем в результате многолетних (1856-1863 гг.) опы­тов с различными сортами гороха с помощью гибридологиче­ского метода.

Гибридологический метод - это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования этих признаков у потомства.

Скрещивание особей, различающихся по одной паре призна­ков, называется моногибридным скрещиванием. Для скрещива­ния выбираются две гомозиготные особи с альтернативными признаками. 2.Первый Закон Менделя- закон единообразия первого поколения гибридов. 3. Второй закон Менделя закон расщепления 4.Практическая часть: Решение задач

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия им.прп. АмвросияОптинского

Липецкой Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

Элективный курс

по биологии

для 10 класса

УЧИТЕЛЬ: Некрасова Валентина Сергеевна

КЛАССЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

В НЕДЕЛЮ

В ГОД

Количество учебных недель – 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

Предлагаемый курс расc читан 35 часов (1 час в неделю, 2 часа резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.

Целью курса является:

    Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.

    Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

    Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.

    Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания

1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера

3.Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные,социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Благодаря элективному курсу по биологии выполняется несколько функций:

1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.

2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.

Планируемый результат

В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:

    Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

    Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.

    Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.

    Обобщать и применять знания о многообразии организмов.

    Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

    Сопоставлять биологические объекты, процессы,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

    Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

    Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).

    Работать с текстом или рисунком.

    Обобщать и применять знания в новой ситуации.

    Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

    Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

    Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

Структура программы

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 10 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу « Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1).Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания : создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.

Формой отчётности по изучению данного курса может быть:
  • Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;
  • Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного;
  • Контрольная работа по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии 2017 года;
  • Защита проектных работ.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Биология как наука. Методы научного познания контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, обосновных уровнях организации живой природы.

Клетка как биологическая система содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения организмов, процессы, протекающие в них.

Организм как биологическая система контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Система и многообразие органического мира проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельностии размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;умения сравнивать организмы, характеризовать и определять ихпринадлежность к определённому систематическому таксону.

Организм человека и его здоровье направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

Эволюция живой природы включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях

и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Экосистемы и присущие им закономерности содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических

закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Резервное время – 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ


Учащиеся должны знать:

    Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;

  • Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
  • Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Учащиеся должны уметь:
  • Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
  • Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
  • Применять знания в новых и измененных ситуациях;
  • Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
  • Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические пособия и дополнительная литература

Литература для учащихся .

    П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть. – М.; Просвещение. - 2006.

    Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

    Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с.

    О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

    Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.

    Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

    Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

    Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Multimedia – поддержка курса «общая биология»

    Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006

    «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»

    «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»

    Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)

    Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)

    Другие ЭОР на усмотрение учителя

Интернет-ресурсы

    http://www .km .ru /education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

    http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    https://bio-ege.sdamgia.ru/

    http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

    http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

    http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

    Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Ресурсы дистанционного обучения

    http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.

    http://testipobiologii.ucoz.ru/ - тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторский персональный сайт)

    http://www.ballov.net/login.php - тесты на странице электронного дневника ballov.net (авторские ресурсы)

Оборудование

    Мультимедийный проектор

    Компьютер Оргтехника

    Интернет ресурс

    Дидактические ресурсы кабинета биологии

    Ресурс школьной библиотеки

    ЭОР различного характера (см. выше)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

РАЗДЕЛ 1 . МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 2, 7, 9-11, 19, 22 - 24, 26, 27)

Свойства живых систем. Живое вещество, его свойства. Уровни организации жизни. Методы биологии

Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика

сентябрь

        Развитие и эволюция живого вещества. Онтогенез и филогенез. Законы и теории биологии

сентябрь

        Классификации биосистем. Систематические категории и таксоны

Тестирование

сентябрь

      Бактерии, Простейшие, Грибы, и Лишайники

сентябрь

      Многообразие и классификация растений и животных

        Покрытосеменные растения. Ткани растений. Строение и назначение органов растений.

      Многообразие растений. Отделы споровых: мхи, папоротники, хвощи и плауны. Жизненные циклы споровых растений

Практикум по решению задач

      Семенные растения. Жизненные циклы семенных растений. Голосеменные

      Отделы Покрытосеменных. Оплодотворение у цветковых растений. Семейства цветковых растений

Эволюция растительности. Направления эволюции. Взаимодействие растений и животных с факторами окружающей среды. Стратегии выживания организмов

        Отличительные признаки животных. Многоклеточные животные

        Типы беспозвоночных животных: Кишечнополостные, типы плоских, круглых и кольчатых червей, Моллюски

        Классы типа Членистоногие - ракообразные, паукообразные, насекомые. Способы развития беспозвоночных на примерах отрядов насекомых

        Классификация позвоночных животных. Хордовые животные. Характеристика классов амниот и анамний

        Направления эволюции и адаптация животных к средам обитания. Биотические отношения животных. Значение животных в экосистемах

Практикум по решению задач

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 3-8, 19, 22-24, 27, 28)

      Строение и функционирование биосистем: клетка

Практикум по решению задач

        Жизнедеятельность клеток: обмен веществ. Брожение, его значение. Гетеротрофы. Экологические группы гетеротрофов

Практикум по решению задач

        Обмен веществ клеток, организмов. Фотосинтез - биосинтез углеводов. Фазы фотосинтеза

Распределение биомассы и функции живого вещества на Земле

Практикум по решению задач

      Жизнедеятельность биосистем. Размножение.

      • Матричные реакции биосинтеза - редупликация ДНК. Пластический обмен - биосинтез белка. Решение задач

        Воспроизведение клеток. ДНК. Митоз, мейоз - механизмы деления клеток. Фазы митоза и мейоза. Решение задач

Практикум по решению задач

        Воспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение. Гаметогенез животных и человека. Циклы развития животных

Практикум по решению задач

3. РАЗДЕЛ. ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 15, 16, 19, 22, 24,26)

Экология биосистем.Экологические факторы. Биоценозы и экосистемы. Разнообразие экосистем (биогеоценозов)

Практикум по решению задач

        Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие

Условия устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека

4. РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. (задания ЕГЭ по биологии: 1, 11, 12-14, 18, 20-26)

Строение и функционирование организма человека. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы

Практикум по решению задач

        Кровь, форменные элементы. Иммунитет. Свертывание. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система

        Дыхательная система

Практикум по решению задач

        Система пищеварения, строение и функции органов. Питательные вещества и их усвоение

        Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция

Практикум по решению задач

        Строение нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга Спинной мозг и головной мозг.

        Физиология высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство

        равновесия, вкус, обоняние и др.)

Практикум по решению задач

        Железы внутренней секреции. Половые железы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Практикум по решению задач

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО БИОЛОГИИ

« МНОГОЛИКАЯ БИОЛОГИЯ »

для 9 класса

на 2017/2018 учебный год

Учитель: Мельникова Ирина Викторовна

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО

Зам. директора по УВР

протокол №1 от

Руководитель ШМО

М.П. Шайдукова

Планируемые результаты освоения элективного курса

В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен :

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра зие видов растений и животных, на среду их обита ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива- ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма че ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране- ния продуктов питания, профилактики отравле ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных;

Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.

Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.

В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.

Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.

Цели курса:

Поддержать интерес учащихся к биологии.

Определить готовность учащихся осваивать знания на повышенном уровне.

Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.

Данный курс решает задачи:

Углубить знания об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни; о взаимодействии генов и молекулярной генетике.

Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путём самообразованию

Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

п/п

Дата

Лаб. раб.

Часы

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

Клетка растений и животных

Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом

Бактерии- Прокариоты Формы, строение,

значение бактерий. Меры борьбы с патогенными бактериями

Клетка грибов.

Сходство растительной, животной и грибной клетки

Демонстрация клетки дрожжей и пеницилла.

Ткани растений и животных

Органы и системы органов животных (внешнее строение)

Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

Эволюция и классификация животного мира

Органы и системы органов человека

ЦНС. Строение и функции

Периферическая и вегетативная нервная система человека

Правильное питание и здоровый образ жизни человека

Решение задач на энергозатраты

Решение задач по генетике

Итоговый контроль в форме ОГЭ

Тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс

Литература

Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)

Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

1 Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

2 Клетка растений и животных. Строение, сходство и отличие.

3 Бактерии -Прокариоты. Формы, строение и значение бактерий. Правила гигиены.

4 Клетка грибов. Строение и функции органоидов клетки. Сходство растительной, животной и клетки грибов.

5 Ткани растений и животных (группы тканей и их функции)

6 Органы и системы органов животных (внешнее строение).

Покровы тела, органы чувств.

7 Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

8 Эволюция и классификация животного мира. Палеонтологические и

Профилактика вирусных заболеваний у человека.

15 Решение задач на энергозатраты

16 Решение задач по генетике

17 Итоговый контроль в форме ОГЭ. Решение КИМов по биологии ОГЭ.

Пояснительная записка

Цель курса

Задачи курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии "Живой организм"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Козловой Татьяны Ильиничны

Элективный курс

«Живой организм»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20 _ г.

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.03.953.Д.004992.08.05 от 16.08.2005 Издательство «Дрофа» 2006г.

Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом,системни-органном).

Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах

Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.

Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.

Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения кабинета и резерва времени.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю)

Цель курса

Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Введение (1 ч)

Живой организм как открытая биологическая система.

Раздел 1. Клетка ( 2 ч )

Химический состав клетки. Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Демонстрация схем и таблиц:

    многообразие клеток;

    строение эукариотической клетки;

    строение животной клетки;

    строение растительной клетки;

    строение прокариотической клетки.

Раздел 2. Ткани (5 ч)

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.

Растительные ткани

Разнообразие растений - результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасаюшая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) ткани. Колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Выделительные (секреторные] ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.

    Строение основной и проводящей ткани листа.

    Строение кожицы листа.

Ткани животных

Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы тканей животного организма. Общепринятая классификация животных.

Эпителиальные ткани. Ткани - производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

Соединительные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).

Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства - возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальныс клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Нейроглия: астрсшиты, олигоденлроииты. эпендимоииты, микроглиатьные клетки.

Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.

Раздел 3. Органы (8ч)

Орган - обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Органы растений

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней.

Побег - стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторные и практические работы

    Строение корневых волосков и корневого чехлика.

    Строение стержневой и мочковатой корневых систем.

    Микроскопическое строение стебля.

    Строение луковицы, клубня.

    Строение почек, расположение их на стебле.

    Простые и сложные листья.

    Строение семян двудольных и однодольных растений.

Органы животных

Группа органов, связанных друг с другом анатомически, имеющих общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию - физиологи ческая система органов. Системы органов в животном организме на примере млекопитающих.

Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Грудная и брюшная полости.

Покровная система. Кожа и слизистые оболочки.

Опорно-двигательная система. Скелет и скелетные мьшшы.

Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Дыхательная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие.

Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудоч­ная железа).

Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Половая система. Мужские и женские железы и половые органы.

Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).

Демонстрация схем систем органон человека или других млекопитающих.

Раздел 4. Организм как единое целое (1ч)

Организм высших растений. Целостный организм высших растений - совокупность тесно интегрированных между собой органов. Жизненные формы растений: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.

Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем - обеспечение целостности организма. Формирование в процессе жизнедеятельности функциональных систем - временных объединений центральной нервной системы с органами и системами органов, направленных на достижение определенных результатов. Гомеостаз, его роль в поддержании целостности организма. Единая нейро-гуморальная регуляция физиологических функций.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 ч)

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни организмов.

Растения. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.

Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение - важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Лабораторные и практические работы

    Движение инфузории туфельки.

    Перемещение дождевого червя.

Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.

Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ

Перенос веществ в организме, его значение.

Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.

Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.

Лабораторные и практические работы

    Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

    Строение клеток крови лягушки и человека.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Питание и пищеварение

Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.

Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.

Демонстрация:

    действие желудочного сока на белок, слюны - на крахмал;

    опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Выделение

Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.

Растения. Выделение у растений. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.

Животные. Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

    модели почек;

    схемы строения кожных покровов человека.

Обмен веществ и энергии

Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии.

Растения. Обмен веществ у растительных организмов.

Животные. Обмен веществ у животных организмов.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.

Демонстрация способов размножения растений.

Лабораторные и практические работы

14. Черенкование комнатных растений.

Рост и развитие

Онтогенез, или индивидуальное развитие.

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.

Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.

Лабораторные и практические работы

    Прямое и непрямое развитие насекомых.

    Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к изменениям окружающей среды.

Растения. Ростовые вещества растений.

Животные. Раздражимость как способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система, особенности строения и функционирования. Основные типы нервных систем. Рефлекс как ответная реакция организма на воздействие из внешней среды, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

Эндокринная (гуморальная) система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Демонстрация:

    микропрепараты нервной ткани;

    коленный и мигательный рефлексы;

    модели нервных систем, органов чувств;

    растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

контр.тестирование

Введение.

Организм как единое целое.

Жизнедеятельность организма.

Заключение.

Итого:

Контрольные работы - 0

Тестовые работы - 3

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Практикум

Введение.

выучить записи в тетр.

Раздел 1. Клетка (2 часа).

Базовые понятия: прокариоты, эукариоты, органоиды, включения, неклеточные формы жизни (вирусы).

1.Химический состав клетки.

выучить записи в тетр.

2.Сравнение клеток разных царств живых организмов.

выучить таблицу в тетр.

Раздел 2. Ткани (5 часов).

Базовые понятия: ткань, основные группы тканей (растительные: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные), животные (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные); дифференциация клеток.

1. Дифференцировка клеток. Ткани простые и сложные.

выучить записи в тетр.

2. Ткани растений: общая характеристика. Образовательные, механические и покровные ткани.

Л.р.№ 1«Строение кожицы листа»

3. Ткани растений: основные, проводящие, выделительные.

Л.р.№2 «Строение основной и проводящей ткани листа»

учить табл.; отчёт к лаб. раб.

4. Ткани животных.

выполнить рисунки к записям в тетр.

5. Семинар по разделам «Клетка», «Ткани» .

мини-проекты

Раздел 3. Органы (8 часов).

Базовые понятия: орган, классификация органов: вегетативные, генеративные, аналогичные, гомологичные; системы органов: классификация систем органов по выполняемым функциям.

1. Корень.

Л.р.№3 «Строение корневых волосков и корневого чехлика»,

Л.р.№ 4«Строение стержневой и мочковатой систем».

Л.р.№ 5 «Микроскопическое строение стебля». Л.р.№ 6 «Строение луковицы, клубня».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.

3. Почка. Лист.

Л.р.№ 7 «Строение почек, расположенных на стебле», Л.р.№ 8 «Простые и сложные листья».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.

4. Цветок.

выучить записи в тетр.

5. Плод. Семя.

Л.р.№ 9 «Строение семян двудольных и однодольных растений».

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.

6. Органы и системы органов животных.

учить табл.

7. Органы и системы органов животных.

учить табл.

8. Систематизация и контроль знаний по разделу « Органы»

повторное решение контр. тестов (со сменой вариантов)

Раздел 4. Организм как единое целое (1 час).

Базовые понятия: целостность, интеграция, жизненная форма, гомеостаз, физиологические процессы, нейро-гуморальная регуляция.

1. Организм высших растений. Организм животных.

выучить записи в тетр.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (16 часов).

1. Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.

выучить записи в тетр.

2. Опорные системы животных. Значение двигательной активности.

Л.р.№10 «Движение инфузории-туфельки»; Л.р.№11 «Перемещение дождевого червя»

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.

3. Дыхание растений.

выучить записи в тетр.

4. Дыхание животных.

выучить записи в тетр.

5. Перенос веществ в организме, его значение.

Л.р.№12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»; Л.р.№13 «Строение клеток крови лягушки и человека»

выучить записи в тетр.; отчёт к лаб. раб.

6. Особенности питания растений.

выучить записи в тетр.

7. Особенности питания животных.

выучить записи в тетр.

8. Пищеварение.

выучить записи в тетр.

9. Выделение.

мини-проекты

10. Обмен веществ у растительных организмов.

выучить схемы в тетр.

11. Обмен веществ у животных организмов.

выучить схемы в тетр.

12. Размножение растений.

Л.р.№14 «Черенкование комнатных растений»

выучить записи в тетр.

13. Размножение животных.

выучить записи в тетр.

14. Рост и развитие живых организмов.

выучить схемы в тетр.

15. Регуляция процессов жизнедеятельности.

выучить записи в тетр.

16. Систематизация и контроль знаний по разделу «Жизнедеятельность организма »

Знать базовые понятия курса

Заключение (1 час).

1. Итоговое тестирование по курсу «Живой организм».

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

    особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;

    сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:

    особенности неклеточных форм жизни;

    строение, происхождение, функции растительных тканей;

    строение, происхождение, функции животных тканей;

    внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;

    строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);

    основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;

    особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

    сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;

    распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

    схематично изображать строение органов и систем органов;

    изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

    осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

    составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Литература:

    Биология. Большом энциклопедический словарь. М.: Боль­
    шая Российская энциклопедия, 2001.

    Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по­
    нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

    Мамонтов. Г. Биология: пособие для поступающих в ву­
    зы. М.: Дрофа, 2004.

    Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология.Пособие для поступающих в вузы. Т. 1-2. М.: «Новая волна», 2002г.

    Элективные курсы. Сборник 2. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006г.