Кто из русских императоров посещал усадьбу кузьминки. Усадьба Голицыных в Кузьминках. История, как добраться, адрес, фото. Конный двор в подмосковной усадьбе

В самом начале XVIII века Пётр I презентовал именитому человеку Григорию Строганову участок подмосковной земли, ставший позднее известным как усадьба Влахернское-Кузьминки. Название Кузьминки связано, вероятно, с церковным праздником святых Космы и Дамиана, которому был посвящён не сохранившийся храм. Позднее здесь построили храм во имя Влахернской иконы Божьей Матери и тогда появилось второе название этой местности.



Григорий Строганов был крупным землевладельцем, торговцем пушниной и промышленником, которому принадлежали солеварни и металлолитейные заводы на Урале и в Сибири. Строгановы давали правительству Петра I деньги на организацию армии и построили за свой счет несколько военных судов, за что и получали в благодарность земельные участки, наградные нагрудные портреты Петра, усыпанные алмазами, а вдова и дети Григория Строганова - баронский титул. При них в Кузьминках появились деревянный господский дом и несколько хозяйственных построек. В 1757 году внучка Григория Строганова Анна вышла замуж за представителя знатного рода князей Голицыных Михаила, а село Влахернское фигурировало в качестве приданого.

Супруги занялись благоустройством усадьбы и пригласили для этой работы архитектора И.Жеребцова, перестроившего господский дом, мельницу, пристани. Чуть позднее была разбит Французский регулярный парк, реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом, в 1774 году открылся для прихожан новый каменный Влахернский храм. После смерти родителей Кузьминки унаследовали сыновья Александр и Сергей Голицыны.

Сергею Голицыну пришлось восстанавливать любимую усадьбу после наполеоновского нашествия и к 1830-1840 годам стараниями архитектора Доменико Жилярди Влахернское предстало изысканным ансамблем. По проектам Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроены господский дом, Птичник, Скотный двор.

Во второй половине XIX века Кузьминки стали привлекательным дачным местом и на этом идиллия закончилась - грянувшие в 1917 году революционные события радикально изменили жизнь усадьбы. Ценность, к примеру, Кусково или Останкино сразу была очевидна Советской власти, а вот Кузьминки почему-то вместо музейного статуса получили неожиданных постояльцев - сотрудников Государственного института экспериментальной ветеринарии. Учёные не только работали, но и жили на территории усадьбы.

В 1898 году в Санкт-Петербурге была основана лаборатория ветеринарного управления Министерства внутренних дел России, на базе которой постановлением Временного правительства 10 октября 1917 года создан научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии. В годы Гражданской войны институт эвакуировали в подмосковную усадьбу Кузьминки, где он и квартировал до 2003 года.

Здравый смысл восторжествовал лишь спустя несколько десятилетий, когда ВИЭВ перевели на Рязанский проспект, а парк вернули горожанам. Впрочем, эта история пока не завершилась счастливым финалом, ибо некоторые исторические здания, нуждающиеся в срочной рестраврации, оказались в частной собственности и их дальнейшая судьба весьма туманна.

Прогулку по центральной исторической части усадьбы Влахернское-Кузьминки логично начать с начала - от въездных чугунных ворот, которые также называли Триумфальными. Увы, ворота утрачены и о них напоминает лишь название улицы - Чугунные Ворота.


Триумфальные ворота. 1904 год: https://pastvu.com/p/544337

Ворота представляли собой великолепный образец чугунолитейного искусства, копию Николаевских ворот в Павловске, - двойную дорическую колоннаду, из четырёх пучков колонн, завершённых аттиком. Ворота венчал герб князей Голицыных, который отливался, предположительно, в мастерской скульптора Сантино Кампиони по модели Ивана Витали. Для отливки монументального сооружения потребовалось 288 тонн чугуна.


Забавная пластиковая версия ворот была изготовлена для одного из общегородских праздников и по его завершении установлена в парке. Конечно, хотелось бы видеть Чугунные ворота более чугунными и более аутентичными.


Белый обелиск. 1974 год: https://pastvu.com/p/182157

От прежних времён здесь сохранился белокаменный обелиск в память о визите в Кузьминки царственных особ – скорее всего приезда в усадьбу в конце 1830-х годов цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, которому тогдашний хозяин Сергей Голицын был крёстным (также в Кузьминках гостили Пётр I, Николай I, императрица Мария Федоровна, в честь которых в усадьбе устанавливались памятники, не сохранившиеся до наших дней).


Современный вид белого обелиска


Фото 2010 года – ныне ограда обелиска, пояснительная табличка к нему и архитектурные формы с эмблемой фестиваля цветников и гербом Юго-Восточного округа Москвы снесены.

Липовая аллея, ведущая от Чугунных ворот к господскому дому, называлась Влахернским проспектом, а теперь - Кузьминской улицей. На всём протяжении аллеи на обочине стояли чугунные тумбы с цепями. Весной здесь разбивают цветники, а сравнительно недавно проводились и смотры ландшафтного дизайна.


По правую руку остаётся деревянный Дом главного садовника голицынского имения, в котором с 1987 года размещается экспозиция Московского литературного музея-центра Константина Паустовского - русского советского прозаика, журналиста, автора рассказов о природе. На «Серую дачу» мы ещё заглянем на экскурсию. В соседних кирпичных зданиях XIX века ранее проживали остальные нанятые садовники усадьбы, а ныне размещается частная школа.


Фундамент чугунного обелиска, сооружённого по проекту М.Быковского и установленного в 1844 году в память о пребывании в Кузьминках императора Петра I: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого». После Февральской революции был сбит символ самодержавия - золочёный двуглавый орёл, а в 1920-е годы демонтирован и сам памятник.


Парк «Часы» разбит в распространённом в середине XVIII века французском регулярном стиле, его планировка представляет собой окружность в центре, куда сходятся 12 аллей-лучей. В центре стояла статуя Аполлона, а в начале каждой аллеи - статуи муз. Позднее в моду вошёл английский пейзажный стиль с извилистыми дорожками и неровным рельефом. После революции парк был заброшен и зарос, но в 1960-е годы первоначальную планировку восстановили.

Памятный знак «300 лет усадьбе Влахернское-Кузьминки» установлен в 2004 году


Парадный двор. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/31221

Господский дом сгорел по неизвестной причине ещё в феврале 1916 года (во время Первой Мировой войны там размещался госпиталь) и на его месте в тридцатые годы по проекту С.Торопова возведён корпус ветеринарного института, а перед входом установлен памятник Ленину. От прежних владельцев сохранились ворота с чугунными грифонами, созданными по проекту Сантино Кампиони, и ограда с лежащими львами.


Княжеский дворец. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/12704


Интерьер Круглой залы дома Голицыных. 1902 год: https://pastvu.com/p/98633


Здание ВИЭВ на месте Главного усадебного дома. 1964 год: https://pastvu.com/p/85108


Памятник Ленину и Восточный флигель главного дома. 1968 год: https://pastvu.com/p/52134 В левом флигеле господского дома в советское время размещался кинотеатр, а статуя Ильича со временем была заменена на другую. Статуя Ленина стоит на постаменте, на котором до революции в другом месте стояла стела, посвященная визиту в усадьбу императора Николая I.


Господский дом со стороны пруда. 1914 год: https://pastvu.com/p/13618

При строительстве парадного двора и выравнивании площадки, образовался откос на берегу пруда, в котором обустроили одноарочный и трёхарочный гроты - искусственные земляные пещеры, выложенные «диким» камнем, созданные Д.Жилярди. В гротах всегда прохладнее, чем снаружи. Большой грот во время праздников использовался для любительских театральных постановок, которые ставились силами хозяев и их гостей. Грот также являлся своеобразным резонатором во время концертов в Музыкальном павильоне Конного двора.


На противоположной стороне Верхнего Кузьминского пруда находится отреставрированный Конный двор.


Египетский павильон. 1912 год: https://pastvu.com/p/65685

Левее главного дома расположен Египетский павильон, построенный Доменико Жилярди. Это хозяйственная постройка - в подвалах хранились продукты, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили повара.


Влахернский храм. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/45774

Каменный храм Влахернской иконы Божьей Матери построен на месте деревянного в 1774 году и впоследствии трижды перестраивался. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список со старинной Влахернской иконы, привезенной в 17 веке из находящегося под властью турок Константинополя (если считать подлинником Влахернскую икону, доставшуюся царской династии, и ныне хранящуюся в Успенском соборе Московского Кремля). Но необычность Влахернской иконы из Кузьминского храма – объемное изображение, слепленное восковой мастикой, говорит в пользу версии, что эта икона и была подлинником, который богатейшим людям России Строгановым удалось получить, а царю досталась копия иконы. Икона Строгановых ныне хранится в Третьяковской галерее.

В 1929 году власти запретили богослужения, была полностью уничтожена колокольня, а церковь разрушена до первого этажа, который в разные годы использовался как клуб, магазин, общежитие водителей, диспетчерская автобусная станция. В 1992 году храм был возвращён верующим и за три года восстановлен по имевшимся чертежам.


Иконостас. 1909 год: https://pastvu.com/p/80837


Здание храма в 1964 году: https://pastvu.com/p/85115


Отдельно стоящая Ризница храма. В ходе её реставрации выяснилось, что основание можно датировать 1760-ми годами. К пруду и храму от неё вели подземные ходы, назначение которых неизвестно.


Крестильня при церкви


За церковью был построен дом для сотрудников Института экспериментальной ветеринарии


Постройки Слободки голицынских времён

От церкви на восток ведёт Тополевая аллея (улица Старые Кузьминки). Эти места называли Слободкой, вдоль аллеи выстроились в ряд несколько старинных домов: в первом проживали священнослужители, во втором (Служительском флигеле) размещалась казарма для дворовых людей и прислуги, в третьем - прачечная, в четвертом - больница (в ней умер от туберкулёза художник В.Перов). Ещё была богадельня, в которую селили пожилых крепостных голицынских крестьян, чтобы они не ходили и не просили милостыню. Со второй половины XIX века и вплоть до революции в некоторых домах Слободки проживали дачники, а позднее - сотрудники Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии.


В Служительском флигеле развёрнута экспозиция Музея русской усадебной культуры


Слободка, бывшая прачечная. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/221995 Кажется, сохранность исторических зданий не слишком заботила администрацию института ветеринарии.


Голицынская больница открыта с 1816 года для оказания врачебной помощи жителям усадьбы и окрестных сёл. Сейчас в здании размещаются реставрационные мастерские.


Скотный двор (больница). 1936 год: https://pastvu.com/p/48218

На северном берегу пруда за деревьями скрывается Скотный двор, возведённый в 1840-е годы племянником архитектора Доменико Жилярди – Алессандро. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части располагались стойла образцового коровника, животных для которого часто покупали за границей. Для украшения скотного двора Клодт изваял две бронзовые скульптуры быков, которые в 1930-е годы оказались на территории Микояновского мясокомбината и вроде бы находятся там по сей день.

В 1889 году после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной ещё при князе Сергее Голицыне. Медицинское учреждение работало здесь и после революции, больница выведена из старинного здания лишь в 1978 году. Ныне краснокирпичное здание с флигелями огорожено высоким забором, доступ закрыт по причине ветхости построек.


Ванный домик. 1950-1965 гг.: https://pastvu.com/p/51243

Небольшая каменная постройка в стиле ампир – Ванный домик (Мыльня). Одноэтажный павильон, построенный при Михаиле Голицыне, со временем обветшал и был снесён в 1804 году. На прежнем месте архитектор Доменико Жилярди в 1816-1817 годах выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Она включала в том числе спальню и библиотеку. Ванный домик неоднократно горел, его разбирали и перестраивали. В 2008 году здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Верхний и Нижний Кузьминские пруды разделены плотиной, на которой стояла водяная мельница. Это была старейшая здешняя постройка, первое упоминание о которой относится к 1623-1624 годам: в «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница». Поначалу и усадьбу Влахернское-Кузьминки называли Мельницей.

На мельнице получали различные сорта пшеничной и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и другие. Построенный на фундаменте мельницы флигель Голицыны использовали как гостевой домик, который позднее сдавался в наём дачникам, а в 1976–1999 годах здесь находился Музей ветеринарии.

Птичий двор в усадьбе Кузьминки известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В 1805-1806 годах вместо деревянного Птичника архитектор Иван Еготов возвёл каменный - вольеры с декоративными голубями, цесарками, лебедями, индюшками располагались в центральной части здания, в боковых флигелях и под колоннадой. Однако простоял новый Птичник недолго - до нашествия французской армии: неприятельские солдаты истребили птиц и сожгли дом. Доменико Жилярди перестроил остатки здания в Кузницу, которая стала обеспечивать Конный двор подковами и инвентарём.


По соседству небольшой домик кузницы, превратившийся в руину

Чугунные ворота уничтожены, господский дом сгорел, Птичник не сохранился, Ванный домик перестроен, Скотный двор и Египетский павильон разрушаются... А сохранилось ли в имении Голицыных что-то уникальное и что не стыдно показать любознательным туристам? Конечно. Например, Конный двор постройки Доменико Жилярди с неожиданным для хозяйственного служебного двора концертным залом. Ветеринары оставили ансамбль Конного двора в плачевном состоянии и потребовалось лет десять, чтобы его реанимировать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер.

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО

Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ

Адрес: Москва Тополёвая аллея, 6
Телефон: +7 495 377‑94-57, +7 495 376‑76-10, +7 495 657‑65-84
Официальный сайт: kuzminki-msk.ru

Часы работы: вт,ср 10:00–17:30; чт 13:00–21:00; пт-вс 10:00–17:30


Усадьба «Влахернское-Кузьминки» - место с богатой историей и непростой судьбой. Несмотря на упадок последних десятилетий, один лишь взгляд на старинные здания комплекса наводит на мысли о былом величии ушедшей эпохи. Сегодня москвичи, живущие по соседству, и туристы съезжаются сюда ради неспешных прогулок, фотосессий на фоне дикой природы и экскурсий, освещающих быт дворянского сословия XVIII-XIX вв.

История места

1702 год – именно от этой даты отсчитывает свое существование усадьба Голицыных «Влахернское-Кузьминки». Изначально имение принадлежало семье Строгановых – богатейшей династии в России. Эти земли были подарены Григорию Дмитриевичу Строганову Петром Великим за преданную службу: царь весьма жаловал купцов, принадлежащих к их фамилии.

Чтобы лучше понять историю этого необычного места, стоит обратиться к происхождению его названия. Первая часть – «Влахернское» - была получена местностью в честь церкви, первое здание которой было возведено ещё при сыновьях Григория Строганова в 1716 году – в ней находилась подаренная Алексею Михайловичу Влахернская икона Божьей Матери, датируемая VII в. Это изображение было одним из наиболее почитаемых в России, поскольку ему приписывались чудодейственные свойства.
Вторая часть названия – «Кузьминки» - была дана селу, где проживал мельник Козьма. В дальнейшем его мельничный флигель, или Дом на плотине, станет одним из важных архитектурных объектов комплекса.

После смерти Григория Строганова обустройство усадьбы перешло в руки его старшего сына Александра – при нем на территории имения был возведен каскад из четырех прудов, дошедший до наших дней. В 1754 году усадьба «Влахернское-Кузьминки» официально перешла во владение не менее знатной, чем Строгановы, семьи Голицыных: произошло это благодаря браку внучки Григория Анны и Михаила Голицына. Именно при Михаиле местность приобрела облик, который сохранился до сегодняшнего момента.

Имение не раз переживало периоды спада: так, во время Отечественной войны 1812 года многие здания пострадали в пожаре, а в XX веке село и вовсе пришло в полную запущенность – почти все объекты комплекса нуждались в масштабной реконструкции. Реставрация началась только в начале 2000х годов и до сих пор не закончена.

Что посмотреть в усадьбе «Влахернское-Кузьминки»?

Музей-усадьба встречает гостей аркой с соответствующей табличкой, цветущими клумбами и ровными английскими газонами. Если начать продвигаться вглубь парка, можно увидеть много всего интересного. Например, дошедшие до нас горбатые мостики, восстановленную львиную пристань, многочисленные архитектурные малые формы вроде обелисков.

Сама усадьба, к сожалению, практически недоступна к посещению – Господский дом, Скотный двор, Птичник (Кузница), Ванный домик и Египетский павильон (Кухня) находятся в удручающем состоянии. Многочисленные посетители объекта надеются, что вскоре все эти здания будут отреставрированы. А пока можно посетить другие не менее интересные места.

Конный двор и музыкальный павильон – одно из центральных сооружений ансамбля, объединяющее в себе конюшни, сараи для карет и жилые флигели. Относится к характерным представителям русского ампира начала XIX в. Как и многие другие объекты усадьбы Голицыных, Конный двор был спроектирован под началом архитектора Доминико Жилярди. К сожалению, на данный момент все экспозиции в Конном дворе закрыты в связи с обрушением потолка в здании манежа в апреле 2019 года.

Серая дача, или дом Садовника – здесь расположен музей литературного искусства имени К.Г. Паустовского. Здание относят к памятникам архитектуры XVIII в. – за годы своего существования оно не раз перестраивалось и реставрировалось. Сейчас оно представляет собой двухэтажный деревянный коттедж с балконом и мезонином.

Мельничный флигель, или Дом на плотине – одно из самых посещаемых мест усадьбы «Влахернское-Кузьминки». Первое строение было возведено в 1840-е годы по проекту И. Жилярди, И. Жеребцова, И. Еготова и А. Воронихина – самых видных и талантливых архитекторов того времени. Однако уже в середине следующего десятилетия мельница была трансформирована в деревянное здание в стиле Ренессанса высотой в два этажа. Работы проводились под руководством М.Д. Быковского. В XX веке здесь находился музей Ветеринарии, а сегодня в здании находится ресторан для посетителей парка. Стоит отметить, что нынешний вариант здания – так называемый «новодел»: старое сгорело в 90-е годы прошлого века.

Служительский флигель – ещё один музей на территории усадьбы. Здесь гости могут ознакомиться с экспозициями, воссоздающими крестьянский и помещичий быт. Музей является филиалом Музея истории Москвы.

Для любителей пчел и меда тоже найдется занятие: на территории имения находится целый Музей меда – демонстрационная пасека с 50 ульями – школа практического пчеловодства, а также клуб любителей меда. Около здания музея есть необычный памятник пчеле. Местное население ласково окрестило крылатую труженицу Кузей – в честь усадьбы. Если прикоснуться к изваянию, вам всегда будет сопутствовать удача!

Стоит посетить и Влахернскую церковь – каменное здание, сохранившееся до нынешних дней, было построено в 1762 году.
Усадьба «Влахернское-Кузьминки» - место, ставшее культурным центром для дворянства XIX в, которое почти 150 лет называли «Русским Версалем». Хотя от былого величия осталось не так много, парковый ансамбль все равно привлекает людей всех возрастов, покоряя своей энергетикой и живописными пейзажами как с дикой, так и окультуренной растительностью.

© Все права защищены. Россия 360 o 2020.

Известная также как «усадьба Кузьминки » и «Старые Кузьминки », некогда принадлежала известным российским семействам Строгановых и Голицыных.

Владения располагались по обе стороны от русла речушки Чурилихи, на протяжении которой было устроено несколько прудов, среди которых Нижний и Верхний Кузьминский, Шибаевский, Люблинский и другие.

Происхождение название и начало истории

Первое упоминание о местности находим в летописных документах XVII столетия, а именно при описании периода между 1623 и 1624 годами, где она описана, как «пустошь, что была Кузьминская мельница». В те годы эти земли являлись вотчиной Николо-Угрешской обители, а сама мельница была предана огню еще в Смутное время.

Прошло время и ее восстановили, а в 1680-х появилась и летописная запись, где она значится «мельницей Кузминка».

Интересно, что даже после закрепления земель за Григорием Дмитриевичем Строгановым, владение называлось то «Мельницей», то по обозначению последней - «Кузьминка (Кузьминское)», а уже со временем преобразовалось в привычные нам «Кузьминки».

Вопрос, почему мельницу именовали именно так, до сих пор остается открытым. Гипотез достаточно - от имени предполагаемого владельца мельницы по имени Кузьма и до наименования по возможно стоявшей здесь церквушке во имя Косьмы (Кузьмы) и Дамиана.

История усадьбы при Строгановых

Земли вокруг Мельничного пруда (ныне - Нижний Кузьминский), принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю, были дарены Григорию Дмитриевичу Строганову - промышленнику, финансисту и крупному государственному деятелю - самим императором Петром Первым в 1702 или в 1704 году.

Тогда же к строгановским владениям присоединили и часть земель Симонова монастыря , включавшие в себя ряд пустошей в окрестностях деревеньки Грайвороново.

Вскоре здесь появился и главный дом, который Строганов выстроил из древесины дуба.

К 1720-му году на территории владения отстроили деревянную церквушку, освященную во имя Влахернской иконы Божией Матери , после чего имение в официальных документах начали именовать, как «село Влахернское, Мельница тож».

Почему церковь возвели в честь Влахернской иконы Богоматери?

Еще в 1653-м году самодержец Алексей Михайлович - батюшка императора Петра Великого - получил из Иерусалима два списка с этого образа, являвшегося чудотворным. Один из них он передал в кремлевский Успенский собор, а другой вручил за особые заслуги Дмитрию Григорьевичу Строганову - отцу Григория Дмитриевича (список, принадлежавший Строгановым, сегодня хранится в Третьяковской галерее).

К 1740-му году единственным владельцем усадьбы Влахернское-Кузьминки становится Александр Григорьевич Строганов. При нем речку Чурилиху перегородили плотинами, благодаря чему появился нынешний Верхний Кузьминский пруд.

История усадьбы Кузьминки при Голицыных

К Голицыным усадьба Кузьминки с наделом земли в 518 десятин отошла в качестве приданного Анны Александровны Строгановой, дочери Александра Григорьевича, которая обвенчалась с князем Михаилом Михайловичем Голицыным.

При новом хозяине Влахернское-Кузьминки ждали большие изменения.

Михаил Михайлович особое внимание придавал ландшафтному дизайну, благодаря чему на Чурилихе появился каскад из 4 прудов, сохранившихся до сей поры. Именно благодаря водоемам вокруг образовался своеобразный и неповторимый микроклимат.

Сын хозяина - Сергей Михайлович Голицын, как младший сын, унаследовал полностью эти земли и значительно расширил владения за счет присоединения ближайших поселений, среди которых нынешние Котельниково, Ильинское и Чагино, а также пустошь Вешки, приобретенная у представителя дворянства Е.Д. Фалеева.

Весь XIX век на усадебной территории всегда что-то строилось-перестаивалось. Именно в этот период здесь появились на Липовой аллее парадные въездные ворота - Чугунные. Изготовили их на принадлежащем Голицыным уральском металлургическом заводе.

В гостях у Сергея Михайловича и его супруги Авдотьи Ивановны Голицыной (Измайловой), которую за ее привычку принимать гостей в своем салоне поздними вечерами или ночью прозвали «ночной княгиней» и «княгиней полуночи», часто останавливались царственные особы:

  • Вдовствующая супруга Павла I Мария Федоровна пробыла во Влахернском-Кузьминках с конца июня и до середины июля 1826 года. Специально для нее была выстроена специальная беседка, которая простояла здесь вплоть до революции.
  • В 1830-м и в 1835-м году усадьбу Голицыных посетили уже сыновья императрицы Марии Федоровны - великий князь Михаил Павлович и император Николай Первый, соответственно. В память о приезде царствующих Романовых в имении поставили памятный знак.
  • В июле 1837-го в усадьбу наведался будущий император Александр II, а тогда еще цесаревич Александр Николаевич. Сопровождал его в той поездке поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский. Это был не последний приезд императора. Сюда он вернулся уже в августе 1858-го со своей супругой Марией Александровной.
  • Последним из рода Романовых здесь побывал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной, которые заезжали сюда по пути в Николо-Угрешскую обитель и обратно.

В 1859-м году, после ухода в мир иной Сергея Михайловича Голицына, усадьбу унаследовал его внучатый племянник - полный тёзка. Последний проживал в Кузьминках с семьей все летние дни вплоть до 1883-го года, после чего оставил усадьбу в пользование своей прежней супруге Александре Осиповне и сменил место отдыха на голицынскую усадьбу в Дубровицах (ныне - Подольский район).

В конце XIX столетия во владениях появились так называемые наемные загородные дачи. В разное время в них отдыхали и трудились Федор Михайловича Достоевский (1866 год), который снимал домик в стоящей по соседству усадьбе Люблино, где трудился тогда над своим произведением «Преступление и наказание», и Владимир Ильич Ленин (1894), проживавший в усадьбе Вешки.

В 1912-м Сергей Михайлович Голицын продал владение городу и все семейные ценности с реликвиями перевез в Дубровицы.

После начала I Мировой в главном усадебном доме разместился военный госпиталь.

К сожалению, в один из февральских дней 1916-го он полностью выгорел. Тогда в огне погибла старинная мебель, выполненная из красного дерева, большая коллекция старых художественных полотен, а также бесценные гравюрные работы. Причины назывались разные - от искры из дымоходов до не затушенного окурка, который бросил кто-то из раненных офицеров.

Послереволюционная история усадьбы Влахернское-Кузьминки

Пришедшие к власти большевики экспроприировали усадьбу Влахернское-Кузьминки и закрепили ее за петроградским Институтом экспериментальной ветеринарии, впоследствии реформированным во ВНИИЭВ. Научное заведение оставалось здесь вплоть до начала нашего столетия.

В советский период усадьбе Кузьминки был нанесен значительный и, по большей части, невосполнимый урон.

Большинство строений переоборудовали для размещения лабораторий или под устройство жилья. На переплавку отправили отлитые из чугуна уникальные парковые скамьи для отдыха, памятники и знаки, а также въездные Чугунные ворота. Была закрыта и перестроена Влахернская церковь. Огнем уничтожены практически все деревянные постройки. Частью были вырублены лесные массивы.

На месте главного усадебного дома построили со временем главный корпус НИИ ветеринарии.

Развернувшееся в 1930-х годах дачное строительство на границе усадьбы вскоре привело к образованию Ново-Кузьминского поселка, а сама она вместо «Кузьминок» стала именоваться «Старыми Кузьминками».

В 1978-м полностью выгорело историческое здание Музыкального павильона, входившего в ансамбль Конного двора . Правда, со временем его воссоздали.

В 1997-м году усадьба была преобразована в «Природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино».

В 1999-м в бывшем Служительском флигеле, расположенном на Тополевой аллее, открылся Музей русской усадебной культуры, который находится в ведении «Музея Москвы».

Сегодня бывшая усадьба «Кузминки (Влахернское-Кузьминки)» обладает самым большим среди московских усадеб количеством объектов недвижимости, но, к сожалению, большая часть из них - это своеобразна бутафория.

Одним из любимых мест отдыха жителей Москвы и приезжих является усадьба князей Голицыных в Кузьминках – это музей русской культуры на берегу реки Чурилихи, который позволяет ощутить атмосферу жизни XVIII века, быт и нравы князей, насладиться архитектурной красотой и великолепными пейзажами.

История усадьбы начинается еще с Петровских времен. В 1702 г. это было поместье с мельницей, которое принес в подарок своему фавориту А.Г. Строганову Петр І. Так он отблагодарил графа за то, что тот помог оснастить армию и флот. На земле, выделенной Петром І, построили храм в 1716 г. Его освятили в честь Влахернской Божьей Матери и ее именем назвали ближайшее село – Влахернское.

Дело отца продолжил его наследник – сын Александр, благодаря которому на территории появились несколько прудов. Дочь Строганова, Анна Александровна, в 1757 г. стала женой князя М.М. Голицына, а имение было отдано ей в приданое. Семья князя владела Кузьминками до 1917 г.

За это время поместье превратилось в загородную благоустроенную и расширенную усадьбу, построенную по европейским стандартам. Чтобы она достигла такого высокого уровня, над ее усовершенствованием трудились известные архитекторы, художники, скульпторы. После революции усадьбу национализировали и передали Институту экспериментальной ветеринарии.

С 1995 г. некоторые объекты усадьбы подлежали реставрации:

  • храм;
  • круглая пристань;
  • флигели, расположенные вокруг главного господского дома.

Усадьба Голицыных в Кузьминках знаменита тем, что здесь проявили свое мастерство известные деятели культуры того времени: русские и швейцарские архитекторы С. Чевакинский, Р. Казаков, П. Клодт, династия архитекторов и художников Быковских. Благодаря величию архитектурных ансамблей, красивому расположению, изысканной обстановке в помещениях это место называли Русским Версалем.

С 1999 г. это Музей русской усадебной культуры, где проходят различные экскурсии, тематические вечера, концерты народной и классической музыки, организованы занятия по интересам. Желающие приобщиться к истории отечественной культуры могут посетить усадьбу и насладиться ее красотой и величием.

Полная стоимость билета – 300 руб., посетители, относящиеся к льготной категории, платят 150 руб.

История усадьбы

За годы своего существования усадьба менялась, как и менялись ее владельцы и название. Мельница, Кузьминки, село Влахернское – каждый этап развития усадьбы является яркой страницей истории нашей страны.

При Строгановых

С тех пор как Петр І преподнес в дар графу Строганову землю с лесом, прудом и мельницей, началась история усадьбы. Граф начал строительство с господского дома и нескольких строений для хозяйственных нужд. В 1720 г. здесь была возведена деревянная церковь, куда привезли подаренный графу Строганову чудотворный образ Влахернской иконы Божьей Матери, ставшей навсегда фамильной ценностью.

В эти же годы семья Строгановых возвела большой пруд. Сейчас его называют Верхний Кузьминский.

При Голицыных

Голицынский период развития усадьбы начался со свадьбы старшей дочери графа Строганова и князя М. Голицына (1757 г.) и продлился вплоть до революции 1917 г.

Это время ознаменовалось такими изменениями:

  1. Построен каскад прудов.
  2. Площадь земельного участка увеличивалась за счет приобретения соседних владений.
  3. Велась перестройка господского дома, конного двора и некоторых других сооружений.
  4. Украшением Липовой аллеи стали въездные ворота.
  5. Построены дачи.

Усадьба Голицыных в Кузьминках принимала немало гостей, среди которых были представители царской семьи: императрица Мария Федоровна и император с сыновьями. Памятным знаком в честь визита императора Николая І стал возведенный ему памятник.

1912 г. для этой местности был отмечен переходом территории к новому владельцу – властям города. В 1916 г. сгорел господский дом, огонь унес много картин, мебель из красного дерева, коллекцию гравюр.

Национализация 1917 г. не обошла стороной эту усадьбу: следующим ее владельцем вплоть до 2001 г. стал Институт экспериментальной ветеринарии, размещенный на месте сгоревшего господского дома.

После революции за усадьбой не было должного ухода. Здания были перепрофилированы и стали лабораториями и административными помещениями.

Парковая чугунная мебель, ворота, а также памятники превратили в металлолом. Подобная участь постигла и церковь: ее закрыли и перестроили. Деревянные постройки, находившиеся на территории, сгорели. Часть некогда красивого парка была вырублена.

Объекты усадьбы Голицыных

С 1997 г. внимание властей было обращено на этот исторически ценный участок, и он стал природным и историко-культурным комплексом «Кузьминки-Люблино». Был отреставрирован музыкальный павильон, открыт музей, подготовлены экспозиции.

Здание на месте господского двора

Основным зданием участка был жилой деревянный дом, в котором проживали хозяева усадьбы. С 1916 г. в нем размещался военный госпиталь, который впоследствии сгорел. На его месте в 30-х годах ХХ века возвели новое здание, которое сейчас привлекает внимание посетителей.

Флигели, некогда размещенные с обеих сторон от основного здания, были отреставрированы. В них размещены экспозиции, рассказывающие гостям об истории развития усадьбы.

Египетский павильон

Это здание находится в Красном дворе, раньше его использовали в качестве кухни, соединенной с хозяйским домом галереей. Продукты хранились в подвалах, а первый этаж был предназначен для приготовления пищи, на втором этаже проживали княжеские повара. В 1813 г. была произведена перестройка павильона.

Его современное название связано с тем, что архитектура сооружения включает мотивы древнеегипетской культуры: необычные оконные проемы, расширенные книзу, колонны портика, напоминающие пальмы, фронтон с головой сфинкса, который держат женские фигуры с крыльями. На стенах здания расположены скульптурные украшения в виде человеческих голов (маскароны).

Круглая пристань

Украшением Верхнего пруда является Круглая пристань, которую называют Львиной. Когда-то это были 2 площадки круглой формы, между которыми были установлены лестницы, украшенные скульптурными композициями. В 1830 г. архитектору Д. Жилярди было поручено реконструировать пристань: в верхнем круге произвели замену каменных перил на кованные, установили фигуры львов, вылитых из чугуна.


Усадьба Голицыных в Кузьминках имеет еще одну достопримечательность — круглую пристань.

С этого места пассажиры переправлялись на пароме. С началом ХХ века пристань потеряла первоначальную красоту и была разрушена, все скульптурные украшения были вывезены. В 2006 г. произвели крупную реконструкцию, восстановив прежний вид и установив скульптуры львов.

Оранжерея

Дата постройки оранжереи –1811–1815 гг. Тогда на месте деревянного здания возвели каменное. Оно перестраивалось дважды: в 1836 г. и в конце ХІХ в. (когда был построен второй этаж).

Это было выступающее за линию фасада основное здание в форме восьмигранника. К нему с обеих сторон подходили боковые галереи. Во всей оранжерее были большие арочные окна. Такое количество света было благоприятным для выращивания вечнозеленых померанцевых деревьев, персиков, экзотических ананасов, бахчевых культур и других теплолюбивых растений.

Центральное помещение было декорировано в египетском стиле. Его внутренняя часть напоминала шатер, стропила которого состояли из 8 граней, и каждая из них была украшена красивыми узорами с греческими и египетскими мотивами. Колонны с капителями, подпирающие стропила, были построены в виде пальм.

Во время последней перестройки здание превратилось в жилое помещение. В первой половине ХХ века здесь размещались Голицынские женские сельскохозяйственные курсы.

Некогда красивое помещение было разрушено пожаром, случившимся в конце ХХ века, после чего оранжерея была перестроена и стала выглядеть по-другому. Теперь здание заброшено, полуразрушено и нуждается в реставрационных работах.

Конный двор

Настоящим шедевром московского зодчества считают Конный двор усадьбы. Этот объект вошел в число первых при реставрации. В XIX веке здесь содержалось много лошадей, среди построек были сараи, в которых стояли кареты и содержался фураж.

Сегодня это место выставок: одна из них («Северный фуражный сарай Конного двора») посвящена особенностям быта прошлого, культуры народа, другая («Возрождение Конного двора») проходит под открытым небом и рассказывает об истории создания этой части усадьбы.

Взрослые и дети здесь могут взять уроки верховой езды, совершить конную прогулку в лес. Молодожены часто арендуют свадебные экипажи, делают фотосессии.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Первый построенный здесь храм (1720 г.) был из дерева, впоследствии его заменили на каменный (1759–1774 гг.). Революция, отвергающая религию, привела к тому, что храм закрыли, а само здание стали использовать как жилье.

Только в конце ХХ века храм снова стал функционировать и был освящен. Он внесен в список святынь, требующих немедленного восстановления. Разрушенные части храма (колокольню, внешнее убранство и интерьер) воссоздали по старым чертежам.

Слободка

Слободка – это место в усадьбе, где жили дворовые люди. Сюда входили служительский флигель, дома служителей церкви, прачечная и больница. Строения первоначально были деревянными, а в 1828 г. их архитектура была изменена.

Возле построек высадили тополиную аллею, что значительно преобразило территорию. До революции 1917 г. в этих домах жили дачники, но потом их заняли рабочие строительных организаций.

Хозяйственные флигели

Недалеко от египетского павильона и Верхнего пруда расположились хозяйственные постройки. Здесь есть флигель, где жили священнослужители, казарма для проживания прислуги. На территории была богадельня для пожилых крепостных (так хозяева заботились о том, чтобы они не просили милостыню). Служительский флигель теперь – это место размещения Музея русской усадебной культуры.

Дом садовника

Дом садовника – памятник архитектуры, двухэтажное здание из дерева, построенное в конце ХVIII в. для личного садовника хозяев усадьбы. В нем есть балкон и мезонин. С середины ХІХ в. оно использовалось как дачи и было выкрашено в серый цвет, поэтому еще его называют «Серая дача».

В 1987 г. в этом здании открыли литературный музей К.Г. Паустовского. Посетители музея могут ознакомиться с рукописными и фотодокументами, книгами писателя, выставленными на первом этаже, увидеть его личные вещи. Список экспонатов музея внушительный – 17 000. Второй этаж предназначен для проведения различных тематических выставок, интересных для детей и взрослых.

Скотный двор

Скотный двор (или Молочная ферма) – это одноэтажное здание в форме буквы П, расположенное в конце Тополевой аллеи и спроектированное архитектором А. Жилярди. В нем были конюшни, кладовки, коровник. Флигели, идущие по обеим сторонам от основного здания, имели 2 этажа и предназначались для проживания людей, ведущих хозяйство, – скотников, конюхов.

Павильон, построенный в центре Скотного двора, имел крестообразную форму, в нем проживал один из членов дворянской семьи. Эта постройка была сделана с роскошью: в ней полы были покрыты паркетом, а стены завешены дорогими фламандскими тканями, печи привезены из Голландии.

С 1889 г. по 1978 г. здесь располагалась Влахернская больница. Сегодня это здание – памятник архитектуры. В перспективе в этом здании будет открыт музей.

Птичий двор

Постройка первого Птичьего двора в усадьбе датируется 1765 г. В 1805–1806 гг. в Кузьминках по проекту архитектора И. Еготова были построены 3 кирпичных павильона, между которыми располагались красивые колоннады.

Птичий двор предназначался для разведения домашней и экзотической птицы – индеек, гусей, уток, павлинов, лебедей, египетских голубей.

От пожара 1812 г. здание было разрушено, позже в нем размещалась кузница, прекратившая действовать вскоре после революции 1917 г. Со временем здание все больше ветшало. Уже в 2008 г. его воссоздали по старым проектам.

Парк при усадьбе

В парке при усадьбе есть несколько прудов, по одному из которых плавает корабль-кафе. Во время катания посетители наслаждаются красивой природой, сидя за столиками.

Здесь много торговых павильонов, игровых площадок, есть парк аттракционов, можно взять на прокат велосипеды или самокаты. На территории работают спортивные клубы, желающие могут заняться йогой или покататься на картингах.

Экскурсии по усадьбе

Усадьба Голицыных в Кузьминках предлагает посетителям окунуться в атмосферу жизни дворян в XVIII–XIX вв., узнать о том, как князья жили, воспитывали и обучали детей, покататься на конных экипажах, увидеть живописные шедевры.

Конный двор в подмосковной усадьбе

Взрослые и дети могут записаться на экскурсию по Конному двору, которая включает посещение выставки, рассказывающей об особенностях коневодства в XIX – нач. ХХ вв., средствах передвижения далекой эпохи, досуге жителей, увидеть театрализованные конные представления, покататься на фаэтоне или карете, обучиться навыкам верховой езды.

В план обзорной экскурсии входит посещение конюшни, каретного и фуражного сараев. Экскурсию можно заказать заранее по телефону, стоимость – от 770 руб.

С путеводителем по Москве

Место экспозиции – Конный двор. Она предназначена для посетителей любых возрастов, экскурсия проводится на русском и английском языках. Желающие знакомятся с жизнью общества ХІХ – нач. ХХ вв., развлечениями дворян и особенностями проведения досуга. Это постоянная экспозиция. Стоимость входного билета – 200 руб., льготная цена – 100 руб.

Воспитание и образование в усадьбе в ХІХ – нач. ХХ вв.

Эта постоянная экспозиция размещена в Служительском флигеле, она знакомит гостей усадьбы с особенностями дворянского быта, интерьером дома. В ней собраны экспонаты, рассказывающие о домашнем воспитании и образовании детей в ХІХ – нач. ХХ вв. Время экскурсии – 45 мин., стоимость 200/100 руб.

Князья Голицыны на службе Отечеству

Об истории дворянского рода рассказывает выставка «Князья Голицыны на службе Отечеству». Ее могут посетить все, кто хочет узнать о наиболее известных представителях этого рода, их вкладе в развитие мировой и отечественной культуры. Экскурсия проходит в господском доме усадьбы.

Ее стоимость – 200/100 руб.

«Храни, селенье, лес и дивный садик мой»

Выставочный тематический проект «Храни, селенье, лес и дивный садик мой» посвящен особенностям эпохи конца XVIII – начала ХХ вв.

Среди экспонатов выставки:

  • графика;
  • живопись;
  • костюмы той эпохи;
  • предметы старины.

О быте дворянской усадьбы рассказывает галерея картин, гравюр и литографий из личной коллекции А.Савинова. На выставке представлены и картины современных художников. Входной билет на выставку стоит 50 руб., льготный – 20 руб.

Программы для детей

Усадьба Голицыных в Кузьминках – место отдыха взрослых и детей. Пока дети занимаются в кружках, оттачивая свое актерское мастерство или создавая живописные картины, взрослые могут полюбоваться памятниками архитектуры, посетить экскурсии, увидеть экспозиции и просто погулять, наслаждаясь замечательной природой.

Детский музейный центр

Детский музейный центр расположен в Южном флигеле Конного двора, включает множество кружков, секций и экскурсий, где дети смогут больше узнать о прошлом страны и развить свои творческие способности. Студии рассчитаны на детей разных возрастов.

Желающие научиться рисовать овладеют техникой живописи, акварели. Дети, имеющие актерские способности, могут заниматься в театральной студии. Занятия проводятся по субботам или воскресеньям и длятся 1 ч. 30 мин.

Студии при усадьбе

В усадьбе по воскресеньям функционируют детские студии:

  • живописи, акварели и рисунка;
  • керамики;
  • театральная.

Участниками студии живописи могут быть дети от 6 до 15 лет. Здесь традиционно проводится конкурс работ будущих художников, после чего лучшие из картин выставляются в музее. Цена билетов: полный – 450 руб., льготный – 400 руб. Можно приобрести абонемент на 10 (3600 руб.) или 20 (7500 руб.) занятий.

На занятиях в театральной студии «Домашний театр в русской усадьбе» дети учатся держаться и двигаться на сцене, мастерству речи, участвуют в различных постановках. Режим занятий в этих студиях: по воскресеньям в течение 1ч.30 мин.

Кружки

Кружки работают по субботам или воскресеньям. На кружке бисероплетения «Рукоделие в русской усадьбе» дети учатся делать простые вещи-украшения из бисера. Возрастная категория любителей этого рукоделия – школьники.

Участники ботанического кружка «Мой усадебный сад: мир зеленых иноземцев» знакомятся с особенностями выращивания различных растений, произрастающих в усадьбе, осваивают агротехнику комнатных цветов, слушают легенды и сказки о представителях флоры. Режим занятий: 1 раз в месяц в субботу в 14.00.

Перечень фактов:

  1. Влахернская икона Божьей Матери считается чудотворной. Легенда гласит, что она содержит небольшие фрагменты одежды Богородицы. Необычной является и техника ее изготовления: воскомастика.
  2. Скульптуры лошадей, которые размещены в усадьбе, являются точной копией установленных в Санкт-Петербурге на Аничковом мосту.
  3. Усадьба занимает первое место среди других старинных усадеб по количеству собранных в ней архитектурных объектов.
  4. Кузьминки знамениты еще и тем, что в усадьбе Голицыных есть резиденция Деда Мороза.
  5. В советское время на территории оранжереи проводились опыты над животными.

Расположение усадьбы, адрес, как добраться

Усадьба расположена в юго-восточном секторе Москвы по адресу: ул. Тополевая аллея, 6 или ул. Старые Кузьминки, 15.

Добраться сюда можно на метро:

  • до ст. Кузьминки (от станции нужно пройти до кинотеатра «Высота», справа от которого находится вход в парк культуры и отдыха);
  • до ст. Волжская (дальше на маршрутном такси № 532м);
  • до ст. Рязанский проспект (дальше на маршрутном такси № 429м, 313м или автобусах № 28к, 29, 725).

Режим работы

Парк работает в таком режиме:

Дни недели Время работы усадьбы Время работы касс
Вторник 10.00–18.00 10.00–17.30
Среда
Четверг 13.00–21.00 13.00–20.30
Пятница 10.00–18.00 10.00–17.30
Суббота
Воскресенье
Летом по субботам 12.00–22.00 12.00–21.30
Понедельник Выходной
Последний вторник месяца

В третье воскресенье каждого месяца любой желающий может посетить постоянную экспозицию бесплатно. В усадьбе князей Голицыных в Кузьминках можно отдыхать всей семьей. Различные экскурсии, кружки и уроки декоративно-прикладного искусства – это далеко не весь перечень услуг, которые предоставляются посетителям.

Здесь можно отметить семейные праздники в русских традициях с чаепитием и старинными забавами, а молодоженам предложат провести незабываемую церемонию бракосочетания с участием карет и конных экипажей.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о усадьбе Голицыных в Кузьминках

Парк Кузьминки. Усадьба князей Голицыных:

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).