Mba международный. Master of Business Administration курсы MBA. Московская школа управления «Сколково»

Национальные требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА
(НАСДОБР, 2015. извлечение)

1. Программа уровня МВА - это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.

2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:

  • систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
  • развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
  • развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
  • развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
  • развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
  • сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
  • сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
  • способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Не менее 60% преподавателей , участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.

К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА , если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.

7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

  • концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
  • концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
  • теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
  • процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
  • макро-и микроэкономика.
  • влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
  • навыки управления изменениями.
  • политика бизнеса и стратегии.
  • лидерство и предпринимательство.
  • устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес - решений.
  • современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

8. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.

9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости , из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме

10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня , использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.

Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

В программах, разработанных на модульной основе , структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения» . Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.

Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)


Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.

Раздел 1. Экономика - правовая среда бизнеса

  • Закономерности экономического поведения субъектов
  • Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
  • Предпринимательское право
  • Трудовое право
  • Корпоративное управление
  • Институциональные отношения

Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие

  • Системное мышление менеджера
  • Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
  • Персональное управленческое искусство
  • Командообразование (тренинг)
  • Бизнес - коммуникации (тренинг)
  • Программа развития карьеры
  • Самоменеджмент
  • Английский язык

Раздел 3. Управление финансами

  • Финансово-кредитная система
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Налогообложение
  • Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий учет
  • Финансовый анализ
  • Управление финансами фирмы
  • Базовые концепции финансового менеджмента
  • Инвестиционный менеджмент
  • Оценка стоимости предприятия
  • Риск-менеджмент (курс по выбору)
  • Финансовые технологии
  • Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
  • Принятие краткосрочных финансовых решений
  • Налоговый менеджмент (курс по выбору)
  • Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)

Раздел 4. Менеджмент

  • Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
  • Общий и операционный менеджмент
  • Внедрение системы сбалансированных показателей
  • Логистический менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент качества
  • Бизнес-планирование
  • Управление проектами

Раздел 5. Человек в организации

  • Организационное поведение
  • Управление конфликтами
  • Стратегия выживания (тренинг)
  • Управление человеческими ресурсами
  • Управление изменениями (тренинг)
  • Кросс - культурный менеджмент (курс по выбору)
  • Управленческие технологии
  • Лидерство в менеджменте (тренинг)
  • Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)

Раздел 6. Управление информацией

  • Информационные системы и технологии
  • Управление информацией и знаниями
  • Телекоммуникационные квалификации

Раздел 7. Маркетинг

  • Общий маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Принятие ценовых решений.
  • Технологии маркетинговых коммуникаций
  • Маркетинговые технологии
  • Управление продажами (тренинг)
  • Брэндинг (курс по выбору)

Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент

  • Международная среда бизнеса
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Технологии международного бизнеса

Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа

  • Консультирование.
  • Управленческий консалтинг.
  • Стажировки (по выбору).
  • Компьютерная деловая игра (курс по выбору).

Аттестационный проект.

Программа MBA (Master of Business Administration) - исторически главная (флагманская) программа в бизнес-школе. Помимо программ MBA, Executive MBA и DBA бизнес-школы предлагают среднесрочные и краткосрочные программы бизнес-образования: профессиональную переподготовку , повышение квалификации.

В картинке много правды; к подобной ситуации рано или поздно приходят множество карьероориентированных менеджеров и владельцев бизнеса. Возможность решить проблемы дают только новые знания и новые навыки. Ничего другого человечество не придумало.

В «ядро компетенций» топ-менеджеров входит всё, что является основой современного стандарта MBA и EMBA (об этом, в частности - исследование компетенций топ-менеджеров МШУ "Сколково")

MBA - программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (см.).

По итогам обучения присваивается квалификационная степень МВА . Для обучения на МВА необходимо иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2 лет. (бизнес школы и институты бизнеса, имеющие аккредитацию AMBA, устанавливают минимальный стаж в 3 года).

Выпускники программ MBA имеют базовые знания по общему и стратегическому менеджменту, маркетингу, финансам, развитию бизнеса, эккаунтингу, управлению человеческими ресурсами, управлению проектами и др. (см.полный перечень компетенции выпускника MBA). Выпускнику программы MBA школа бизнеса выдает диплом о профессиональной переподготовке установленного (государством) образца и свой диплом MBA.

Компетенции MBA важны для российских менеджеров потому, что:

  • уровень конкуренции среди работодателей за хорошо образованных и талантливых кандидатов высок.
  • навыки примерно половины действующих руководителей в области менеджмента не соответствуют современным требованиям: нет умений и инструментария для внедрения инноваций, управления изменениями, не хватает компетенций для управления стоимостью бизнеса, управления проектами, недостаточно развиты коммуникативные качества и т.д.
  • старшие поколения менеджеров уходят на пенсию, и налицо нехватка компетентных и опытных менеджеров, которые могли бы их заменить. На сегодняшний день число топ-менеджеров со степенью МВА пока невелико.

По данным опроса журнала "Генеральный директор"

1. Где необходима степень МВА?

  • наличие диплома МВА заметно повышает шансы кандидата на успешное трудоустройство в любой сфере на любом уровне управления, особенно в финансовом и банковском секторе, маркетинге и продажах, управлении проектами и операциями, консалтинге, государственном и муниципальном управлении.
  • наиболее востребованы выпускники бизнес-школ в сфере стратегического управления.
  • в компаниях, оперирующих на международном рынке или вовлеченных в международные торговые операции.
  • знания. полученные на МБА, будут ценны для тех, кто ведет собственный бизнес или планирует создать свой стартап.

2. Что можно найти на МВА?

Знания, умения, навыки. Даже люди с внушительным опытом, полагающие, что они все знают, после поступления на программу МВА убеждаются, что это далеко не так. Дело в том, что бизнес-школа аккумулирует знающих, опытных, амбициозных, думающих людей и этот "коллективный разум" обогащает каждого участника обучения.

Более 70% выпускников MBA считают знания самым главным результатом обучения . И не только знания. Вот как они об этом говорят в интервью нашему порталу:

  • «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
  • «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
  • «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
  • «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
  • «веру в себя»
  • «самосознание и другой взгляд на происходящее»
  • «изменение мировоззрения»
  • «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
  • «инструментарий для реорганизации компании»
  • «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
  • «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
  • «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе»
  • «стимул для стартапа» и др.

Изменения. Учеба и общение в кругу интересных людей приводит к изменениям и в вашем подходе к работе, бизнесу. Вы начинаете меняться, раскрывать в себе новые таланты и развивать новые навыки, становитесь увереннее в себе. Вы можете говорить на одном профессиональном языке с профессионалами любого бизнеса. Растет ваша цена на рынке труда.

Среда общения (Networking) . В школе бизнеса на программе МВА собираются активные, карьерно- и бизнес-ориентированные люди. Люди, для которых стремление к новому, творчество и интерес к жизни естественны. Это ли не идеальная среда для вашего дальнейшего личностного и профессионального роста? Деловые связи и знакомства во время обучения на МВА часто приводят к кардинальным изменениям в карьере, да и жизни. Часто это многократно окупает затраты на обучение. База ваших контактов расширяется, и вы тоже оказываетесь в других базах: базе бизнес-школы, базах ассоциаций выпускников.

3. Кто учится на МВА?

Получение бизнес образования напрямую связывают с успехом в бизнесе. Однако, эффективным оно может быть лишь для тех, кто имеет практический опыт работы после окончания высшего образования. Обычно это, как минимум, 2 года стажа практической деятельности (необязательно на руководящей позиции) или 3 года в бизнес школах, имеющих престижные международные аккредитации.

Бизнес-образование строится на обсуждениях бизнес-ситуаций (case-studies), предполагающих, в значительной степени, опору на собственный практический опыт. Поэтому тем, у кого такой опыт невелик, мы советуем не торопиться на МБА.

В отличие от распространенных представлений, в российских бизнес школах на программах MBA учатся не только руководители компаний.

27 лет - 33 года - cредний возраст слушателей МВА. Наиболее многочисленная когорта слушателей МВА - в возрасте 29-44, хотя есть слушатели моложе и старше.

Cостав группы программы МВА (на примере вечерней программы):

50 - 60% - менеджеры среднего звена.

25 - 30% - топ-менеджеры (генеральные, коммерческие, финансовые директора, владельцы бизнеса).

10 - 15% - линейные менеджеры.

4. Мотивы поступающих на программы МВА см.

5. Насколько может увеличиться годовой доход после окончания МВА?

По статистике нашего портала, менеджеры, кто за 2 года после окончания МВА продвинулся по карьерной лестнице , увеличили свой доход в среднем в 1,5 раза , причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена.

Среди тех, кто остался на прежней позиции , наблюдается различие: топ-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза , менеджеры среднего звена - на 30% .

Зарплата кандидата с МВА, как правило, на 25-30% превышает зарплату обычного соискателя, говорят рекрутеры.

6. Изменения в карьере и рост доходов после MBA см.

7. Кому не стоит идти на МВА?

  • Тем, кто не имеет четкой цели в своем развитии и не имеет мотивации к изменению себя, своей работы, своего бизнеса.
  • Тем, кто не готов к серьезной работе во время обучения и воспринимает MBA как "волшебную палочку", которая автоматически повысит зарплату и перенесет в кресло топ-менеджера.

8. Лидер или не лидер?

МВА - еще и прекрасная возможность развить в себе такое качество как лидерство. Понять, каких качеств у вас больше можно, пройдя

MBA (Master of Business Administration, МБА) представляет собой программу дополнительного к высшему профессионального управленческого образования в сфере менеджмента, признанного во всем мире. Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, руководителей высшего звена. Продолжительность обучения в среднем составляет 2 года. За этот период студенты овладевают необходимыми фундаментальными знаниями в области бизнеса, управления и делового администрирования. Одно из условий поступления на программу – наличие высшего образования. Получение диплома MBA дает его обладателю значительные карьерные преимущества, оказывает существенное влияние на профессиональные перспективы и рост заработной платы.

О чем нужно помнить при выборе

При выборе программы необходимо учитывать наличие у школы международной аккредитации, которая подтверждает высокое качество проведения курсов MBA. Также следует обратить внимание на рейтинг программ в российских и зарубежных бизнес-сообществах, а также на наличие у бизнес-школы налаженных международных контактов.

Преимущества получения образования в РАНХиГС:

  • РАНХиГС является родоначальником обучения бизнесу в стране. Впервые программы МВА в Академии были открыты еще в 1999 г.
  • Сегодня Президентская академия стала одним из признанных лидеров, подготавливающих менеджеров высшего уровня для российских организаций и предприятий.
  • Большая часть программ образования MBA и ЕМВА в РАНХиГС имеют аккредитации престижных ассоциаций мира.
  • Президентская академия обладает широкими международными связями с ведущими зарубежными университетами, включая Гарвардский, Кингстонский и Стэнфордский, Университет Дьюка и другие учебные заведения Великобритании, Франции и Германии.
  • Программа MBA в РАНХиГС дает возможность слушателям курсов получить сразу два диплома об образовании: один от Академии и другой от одного из престижных европейских или американских университетов.

Программа МВА (Master of Business Administration) – это программа для действующих менеджеров и предпринимателей с опытом работы в бизнесе, как правило, не менее 3-5 лет. «МВА – степень, которая является стандартом бизнес-образования во всем мире», – отмечает ректор Президентской академии Владимир Мау .

В отличие от программ магистратуры, ориентированных на углубленные знания и отработку навыков научных исследований и проектной работы, программа МВА нацелена на получение и развитие практических навыков управленческой работы и ведения бизнеса, на интенсивный обмен практическим опытом, на развитие инновационного и креативного мышления. Это программа для людей, работающих в бизнесе и ориентированных на карьерный рост.

Как правило, программы МВА рассчитаны на менеджеров линейного и среднего уровня, стремящихся быстро подняться по карьерной лестнице. Поэтому такие программы при их «дженералистском» характере обычно имеют функциональные специализации (маркетинг, HR, предпринимательство, финансы и т.п.), важные для линейного и среднего менеджмента, работающего в соответствующих подразделениях компаний. Здесь много «бизнес-техники», конкретных инструментов ведения бизнеса на практике.

Для топ-менеджеров и владельцев бизнеса существует специальная категория программ МВА – Executive МВА, или ЕМВА. Эти программы в значительной степени нацелены на развитие лидерского потенциала и стратегического видения участников, на то, чтобы научить их видеть компанию не через призму отдельных функций, а, что называется, с высоты птичьего полета. Здесь намного меньше, чем на программах МВА, «бизнес-техники» и практического инструментария, поскольку у участников программы в подчинении находится достаточно людей и сами они техникой уже не занимаются. В учебных курсах этих программ превалируют стратегические мозговые штурмы и тренинги по личностному развитию.

Программа МВА появилась в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, «опоздав» по сравнению с США и Европой более чем на 50 лет. Первые российские программы МВА были разработаны и прошли апробацию в РАНХиГС.

Как вспоминает академик-реформатор Абел Гезевич Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства в 1989–2002 гг. (впоследствии АНХ образовала РАНХиГС при слиянии с РАГС): «Мы взяли критерии авторитетного западного бизнес-образования и создали свою систему MBA – уже под нашим руководством. При нашем участии была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Мы были родоначальниками MBA в России и вывели его на государственный уровень. Также мы установили стандарты МВА в нашей стране».

По предметному составу программы МВА представляют собой синтез экономики, управленческой социологии и психологии, а также гражданского и предпринимательского права. Отметим еще раз: программы МВА – это прикладное бизнес-образование, предназначенное для сложившихся бизнесменов, у которых уже есть практический опыт. Именно акцент на практический опыт, в первую очередь, отличает МВА от любых других программ.

Рано или поздно в работе бизнесмена наступает период, когда приходит осознание, что его первого образования уже не хватает. Ему недостает управленческих компетенций. Таким образом, назревает необходимость получения второго образования – прикладного, в сфере бизнеса и менеджмента. Такое образование и дают программы МВА. Ключевое место в них отводится интерактивным занятиям с преподавателями-консультантами, проводящими тренинги, вовлекающими слушателей в мозговые штурмы и разбор проблемных ситуаций, или «кейс стадиз».

«Чем выше уровень программы, тем меньше на ней дают канонической теории. В Harvard и Wharton получению новых добротных знаний управленческой теории в лучшем случае уделяется 25-30% времени, – отмечает проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов. – Лучший преподаватель бизнес-школы – это всегда искусный ведущий и тренер. Он инициирует дискуссию и дирижирует ею. Он знает реальные проблемы бизнеса, умеет разговорить людей, наладить обсуждение и выслушать позицию, позволить людям обменяться опытом и найти крупинки решения, еще не описанные в учебнике».

МВА – программы, рассчитанные на тех, кому дан талант управленца, предпринимателя и лидера. Если этого таланта нет, то учеба на МВА даст примерно такой же эффект, какой учеба в консерватории даст человеку без музыкального слуха. Поэтому на хорошую программу МВА слушателей отбирают, проверяя их способность к бизнесу на входных испытаниях. Задача бизнес-школы и программы бизнес-образования – помочь усовершенствовать имеющийся талант, структурировать знания и опыт, отточить навыки работы с людьми. «Невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха, – проводит параллель Сергей Мясоедов. – Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. C вами еще должны поработать профессиональные педагоги в Московской консерватории, которые помогут развить и отшлифовать ваш талант. Похожую роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров».

Основа программ МВА – принцип «enrichment through sharing». Менеджеры, работающие в разных отраслях, перед которыми возникает необходимость принимать конкретные управленческие решения, сопоставляют свой опыт с опытом коллег и совместно с преподавателем-коучем или бизнес-тренером вырабатывают управленческие подходы, применимые в различных сферах. Синергия от командной работы в группе и общение с профессорами и преподавателями, среди которых успешные бизнесмены и консультанты, не только обеспечивает выпускникам бизнес-школ структурирование практических знаний, наработку навыка эффективного принятия стратегических управленческих решений, но и позволяет расширить круг профессиональных контактов, что, наряду с престижным дипломом, открывает новые горизонты в бизнесе.

Можно ли стать успешным специалистом без профильного образования? Крайне сложно. Можно ли стать успешным управленцем, не имея бизнес-образования? Примеров масса.

Тогда зачем существует бизнес-образование? Почему компании тратят миллионы, чтобы их управленцы имели диплом MBA? И как эта степень может пригодиться простому человеку?

Мы решили ответить на эти популярные вопросы совместно с - одной из самых популярных в России бизнес-школ, в которой можно получить степень MBA и стать мастером бизнес-администрирования.

В чем фишка бизнес-образования?

Бизнес-образование действительно в корне отличается от того, что преподают в вузе или на курсах повышения квалификации. Теоретически оно находится на стыке нескольких дисциплин, которые имеют отношение к управлению - права, психологии, экономики, статистики. Но теория не является его основной частью просто потому, что проблемы, с которыми сталкиваются руководители, не имеют узкого специфического характера. На первый план выходит умение применить полученные знания из разных областей, поэтому программы MBA строятся в первую очередь с опорой на практику.

Представьте: крупная фабрика по производству текстиля преподнесла «подарок» на Рождество, сгорев за пару недель до праздника. Восстановление производства займет полгода - очевидно, что за это время все работники разбегутся. В какой учебник заглядывать, чтобы найти решение?

Проблема в том, что ни в какой - скорее всего, учебника просто не существует. В отличие от других сфер деятельности, в бизнесе не так много готовых решений, иначе мы все давно стали бы миллионерами. Слишком много независимых параметров, слишком много непредсказуемых обстоятельств.

Бизнес-образование учит действовать в ситуациях, когда пространство выбора огромно, а готовых решений нет. Для этого необходимы навыки высокого порядка: стратегическое мышление, планирование, анализ. Именно поэтому бизнес-образование не похоже на изучение юриспруденции или материаловедения - только знаний не бывает недостаточно.

Решающую роль в формировании мышления руководителя играет практика или case study - разбор реальных ситуаций из бизнеса. Кстати, пример со сгоревшей фабрикой тоже из реальной жизни. Управляющий убедил владельцев выплачивать работникам полную зарплату на протяжении полугода, пока шло восстановление производства.

После возвращения компании на рынок производительность труда на фабрике выросла на 40%, клиенты и персонал стали почти в два раза более лояльны. Управляющий гордо носил статус бизнес-гуру, пока спустя несколько лет завод не вынужден был подать на банкротство. Универсальных решений не существует, и важно учитывать любой опыт.

Кто получает бизнес-образование?

Студенты по программе MBА - либо управленцы, либо кандидаты в управленцы. Кто-то стремится дорасти до должности начальника на работе, кто-то мечтает завоевать долю рынка со своей компанией. MBA пригодится обоим, но, скорее всего, они выберут разные программы обучения.

В мире распространены несколько программ для разных уровней и направлений подготовки - от наиболее общего MBA General до узкоспециализированных. Но ядро обучения, состоящее из основ различных функциональных специальностей (от маркетинга до HR) и предметов по аналитике и этике в бизнесе, сохраняется во всех программах.

В Moscow Business School наиболее базовый вариант обучения представлен в виде программы MBA Start, направленной на решение практических кейсов. Также можно выбрать отраслевые специализации MBA и углубленно изучать свое направление в бизнесе, или функциональные, дающие возможность погрузиться в одно из направлений бизнес-администрирования: это полезно для тех, кто стремится возглавить департамент в компании.

Учеба по общей программе ориентирована на руководителей всех категорий. Руководитель, который решает рабочие проблемы своих подчиненных, - плохой руководитель, поэтому каждому начальнику в первую очередь необходимы комплексные, а не узкоспециализированные знания.

Чему именно учат руководителей?

Навыки мастера бизнес-администрирования выходят за рамки стандартных технических умений работать с отчетностью и персоналом. Вот пример из практики: одна из выпускниц Moscow Business School сразу после окончания программы MBA столкнулась на новой работе с проверкой на прочность - нужно было за два месяца с нуля запустить работу одного из департаментов строящегося торгового центра.

«Здесь было важно все: грамотная постановка и распределение задач между ограниченным числом сотрудников, рациональное планирование времени, мотивация сотрудников к большому объему работы в условиях стройки, способность быстро принимать важные решения», - рассказала она. Выполнить задание казалось едва ли возможным без полученных в обучении навыков.

Преподаватели по программе MBA - люди с релевантным опытом. Как правило, чем выше статус образовательного учреждения, тем лучше специалисты, которых оно приглашает. В этом одно из главных отличий процесса обучения по программе MBA от других курсов - роль личности преподавателя здесь выше.

Это то же самое, что бизнес-тренинги и коучинг?

Настоящее бизнес-образование не похоже на коучинг. Программа MBA не сводится только к психологическим тренингам, хотя есть и они - успех в бизнесе слишком часто бывает завязан на лидерские качества конкретного человека, поэтому их развитие также необходимо. Но тренинги занимают не самую существенную часть обучения: в программе MBA Start Moscow Business School модуль «Навыки личной эффективности менеджера» является лишь одним из 15.

Нередко важность обучения по программе MBA сводят к нетворкингу. Вы не только учитесь строить бизнес-коммуникации через общение с коллегами, но и создаете актив из социальных связей на будущее. Популярно мнение, что нетворкинг - вообще самое ценное, что есть в обучении по программе MBA, и идти получать степень стоит только из-за правильного круга общения.

Что делать после MBA?

Многое зависит от программы, которую вы выбрали. Если это функциональная программа, то для начала можно стать линейным руководителем, и это, пожалуй, самый надежный с точки зрения карьерного роста вариант для специалистов и ведущих специалистов.

Отраслевые программы популярны среди тех, кто уже определился со сферой бизнеса или направлением развития карьеры управленца. Общая программа MBA является классическим вариантом, с которого началась история MBA-образования в США: в нее идут для получения максимально развернутого опыта, который пригодится на любой управленческой должности.

Узнать больше о программах обучения в Moscow Business School можно .