Государственные символы ссср и неофициальные. Презентация - советская символика. Символика герба ссср

В гостях мы часто можем замечать предметы и некие символы Советского Союза. Для каждого СССР остался в памяти по-своему. Для кого-то это мороженое по 5 копеек. Для других это качественные детские игрушки.
Для третьих это доступная медицина и образование. Вернуть те годы мы уже никогда несхожем. Многие забыли, что именно в то время познакомились наши родители. Что именно тогда вышла передача КВН…

Проигрыватель пластинок

Проигрыватель виниловых пластинок это дед кассетного магнитофона. Хоть история проигрывателя и начинается с 1877 года, но его всё равно можно назвать символом эпохи СССР. В Советском Союзе не было ни одной семьи, у которой не хранилось хотя бы одной пластинки с Аллой Борисовной Пугачёвой. А какое звучание было? А этот специфический треск? Его лучше один раз услышать. Если у вас, где-то на чердаке запылился проигрыватель, вам обязательно стоит поставить пластинку «Синей птицы», «Песняров» или «Арии» и просто послушать, и проникнутся этим временем - беззаботным и стабильным.

Дисковый телефон


В СССР на вопрос о телефоне можно было назвать только его цвет и номер. И мелодия там была только одна. Это был жуткий звонотреск. Правда, многим нравился звук набора номера. Это был удивительный звук. Кто бы мог подумать, что пройдёт совсем немного времени и старые дисковые телефоны заменят современные смартфоны. Чем ценилась техника Советского Союза так это тем, что она практически никогда не ломалась.

Ковры


Я даже не знаю с чего начать описание данного Советского тренда. Ковёр - это всё. Они были кругом. На стенах, на полу, ими накрывали кровати и машины, ковры дарили, хранили как приданое, дорогие ковры были символом богатства и престижа. Многие и сейчас хранят этот атрибут Советского времени. Чаще всего таких можно встретить в деревнях и посёлках. Но мода не стоит на месте и сейчас наши полы украшают паркеты, искусственно меховые покрытия и шкуры животных.

Автоматы с газировкой


Седьмое место в списке самых известных символов эпохи СССР занимают “Автоматы с газировкой”. Газировка в Советское время была экзотикой, и никто не мог удержаться, чтобы не выпить несколько стаканов. Тем более, когда цена на неё составляла пару копеек. Мы не ошиблись, действительно стакан воды с автомата стоил пару копеек. Сейчас в это сложно поверить, но раньше это было нормой.

Будильник


Говорят, что будильник придумал дьявол для того, чтобы люди по утрам были злыми. Мне кажется, у него это получилось. Звук Советского будильника слышали даже соседи. Этот душераздирающий звон мог поднять даже мёртвого с могилы. Особым дизайном они не отличались друг от друга, но все, же различия во внешнем виде у них были.

Фотоаппарат


В Советское время почти каждый мужчина был неравнодушен к фотоаппаратам. Одним из первых в то время был фотоаппарат «Зенит». После него появились не менее известные «Киев» и «ФЭД». В СССР выпускали зеркальные и беззеркальные фотоаппараты и у каждого были свои сторонники. Получение фотографий ранее было более трудоёмким, нежели сейчас, но это не мешало людям увлекаться фотографией.

Телевизор


В Советское время телевизоры были чёрно-белые. Цветные начали появляться гораздо позже, а что такое пульт люди вообще не знали, поэтому включение телевизора и переключение каналов приходилось выполнять самому, подходя к телевизору вплотную. Часто можно было наблюдать картину, как бабушки накрывали салфеткой телевизор. Для чего это делалось так никто и не знает до сих пор.

Журналы


«Мурзилка», «Огонёк», «Весёлые картинки», «Вязание», «Перец» - эти журналы можно перечислять очень долго. Это не были глянцевые журналы, с ярко красочной картинкой распечатанные на современных лазерных принтерах. В них не было статей о том, как известная певица родила от жирафа или об плюс и минусах измены и т. д. Те кого фотографировали для этих журналов не были известными моделями с тонной макияжа на лице, это были обычные люди. У каждого журнала были свои фанаты и своя история.

Картина “Три богатыря”


Вы, наверное, удивитесь, почему я именно эту картину вынес отдельно от остальных? Ну а как по-другому? Три богатыря это символ эпохи СССР. Припоминаете ковры? Так вот с тремя богатырями было примерно так же. Картина либо чеканка, либо портсигар, или ещё какая-нибудь статуэтка с тремя богатырями была почти у каждого. Но чаще всего встречалась картина великого художника Виктора Васнецова.

Электроника «Ну погоди»


Самым известным символом эпохи СССР является Электроника «Ну погоди». Существуют два вида людей, одни помнят эту игру и сейчас улыбнулись, когда её увидели, а другие не знают и даже не слышали о ней. И поэтому объяснять им, что это такое и как в неё играть я попросту не смогу. А для нас знающих тут и так всё понятно - волк ловит яйца.

Серп и молот (☭) - логотип, ассоциирующийся с главной советской государственной эмблемой, а также с символом союза рабочих и крестьян. Является символом коммунизма.

Слайд 3

Символы
Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Многие технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо вместе с молотком изображалось другое ремесленное орудие - гаечный ключ, топор, кирка и т. д. Пролетарские организации Западной Европы начиная со второй половины XIX века, избирают молот своим классовым символом. Накануне первой русской революции молот, как символ рабочего класса, становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

Слайд 4

Символы
В русской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах многих городов. Это было наиболее массовое общекрестьянское орудие труда, символизировавшее жатву, урожай. В гербе СССР серп изображался всегда наложенным на молот. Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как её видит зритель: вначале называется серп, а затем молот. В гербах советских республик в ряде случаев серп наложен на молот, а в ряде других - наоборот.

Слайд 5

Использование в СССР
Эмблема «серп и молот» была установлена правительственным решением в конце марта - начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 года. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 года. До этого использовалась эмблема плуг и молот. Серп и молот были так называемым малым гербом СССР, применявшемся до середины 1930-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. В то время встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота.

Слайд 6

Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в конституции. Серп и молот помещался также на флагах и гербах советских республик. Был описан в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов.

Слайд 7

В связи с особо важным значением этой эмблемы в советской символике порядок её изображения в ряде случаев был определён законодательством (например, положением о Государственном флаге СССР, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955).

Слайд 8

Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и т. д.

Слайд 9

Существует ряд вариантов использования герба:
На эмблемах предприятий и организаций серп и молот часто используется в классическом виде: серп и молот на фоне крыльев является символом «Аэрофлота». «Серп и молот» - название Московского металлургического завода и расположенной рядом железнодорожной платформы на линии «Москва Курская - Петушки».

Слайд 10

В скульптуре наиболее известна композиция Рабочий и колхозница В. И. Мухиной, созданная в 1937 году.

Слайд 11

Сталинская архитектура
В архитектуре было создано большое количество вариации на тему серпа и молота. Большое количество таких композиций создано в стиле сталинской архитектуры, к примеру построенный в центре Санкт-Петербурга Куйбышевский райсовет

Слайд 12

Использование в прокоммунистических странах
Герб Лаоса с 1975-го года был выполнен с серпом и молотом в советском стиле. В 1991-м году серп и молот были заменены на изображение храма Пха Тхат Луанг во Вьентьяне.

Слайд 13

Современное использование
Партии Серп и молот широко используется как символика политических партий и движений.

Слайд 14

В странах бывшего СССР
В других странах Серп и молот являются интернациональными символами труда, преимущественно физического. Поэтому этот символ охотно начал использоваться всем спектром правящих рабочих партий.

Слайд 18

Коммунистическая символика «Серп и молот» запрещена в ряде стран, в первую очередь, странах бывшего советского блока. В отдельных государствах использование и демонстрация символики влечет уголовную ответственность. Эмблема запрещена в Венгрии, Литве и Молдавии.
Запрет использования

Посмотрите на несколько символов советской эпохи. Это те символы,
без которых нельзя было представить нашу жизнь, когда все мы являлись гражданами Советского Союза.
И все же есть в них что-то объединяющее всех.

Залп «Авроры»

Каждый моряк знает эту примету. Знали её и моряки «Авроры». Женщина на корабле - быть беде. Но эта женщина была настолько красива, что матросы не посмели ей отказать, не смогли прогнать её с корабля. Высокая, стройная, одетая в белоснежное платье, оттенившее её суровую бледность. «Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы. Именно эта женщина вечером 25 октября 1917 года взошла на «Аврору», и именно она в 21 час 40 минут отдала приказ произвести холостой выстрел. И моряки не посмели её ослушаться…Эта легенда живёт с тех пор, как комендор Огнев произвёл из орудия «Авроры» тот самый выстрел, ставший не просто сигналом к штурму Зимнего дворца, а точкой отсчёта новой эпохи. Эпохи, коренным образом изменившей жизнь огромной страны. Историки, изучавшие октябрьские события 1917 года, утверждали, что таинственной незнакомкой могла быть известная революционерка и писательница Лариса Рейснер. Но в народе говорили, что красавица - на самом деле была «духом революции» и исчезла сразу же после выстрела.

«Знает каждый человек: с буквы А заглавной начинается „Артек“ - детский лагерь славный». Так писал об «Артеке» Самуил Маршак. Но в советское время «Артек» был не просто «детским лагерем славным» - это была витрина, которую очень любили показывать иностранцам, мол, «смотрите, как отдыхают наши дети, смотрите и завидуйте!». Здесь бывали президенты, премьер-министры, короли и королевы, космонавты, артисты и писатели. Если какой-нибудь важный иностранный гость оказывался в Крыму, то его обязательно везли в «Артек».«Артек» - явление уникальное, феномен которого трудно объяснить. Дети со всех концов СССР и из других стран ехали в Крым не просто отдохнуть и оздоровиться. В «Артеке» всегда присутствовал дух коллективизма (не толпы или стаи, а именно сплочённого коллектива), какая-то особая артековская атмосфера. А сотрудники «Артека» за короткую летнюю смену становились детям почти родными.

Байкало-Амурская магистраль

По планам, сквозное движение на БАМе должно было открыться в 1985 году. Однако строительство было завершено на год раньше намеченного срока. 29 сентября 1984 года на разъезде Бамбухта в Читинской области состоялась «золотая стыковка» - строители, 10 лет шедшие навстречу друг другу с востока и запада, встретились.Как и на любой советской «стройке века», объём выполненных работ поражал воображение. При сооружении БАМа и притрассовых дорог строители за десять лет переместили более 600 миллионов кубометров грунта, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, проложили более 5 тысяч километров главных и станционных путей, построили 56 железнодорожных станций и 119 разъездов. В строительстве магистрали принимали участие до полумиллиона человек. И как это часто бывало, рядом с грандиозными объёмами и невероятными трудовыми подвигами соседствовала полная бытовая неустроенность людей, которые эти подвиги совершали. Дорогу построили, поезда пустили, обо всём отрапортовали, а о людях забыли…

Владимир Высоцкий

Писать песни Владимир Семёнович начал в начале 60-х годов. Сперва это была модная в те времена «блатная» романтика. Записи Сергея Кулешова (под этим псевдонимом некоторое время «скрывался» Высоцкий) стали расходиться по Москве, но самому автору творческого удовлетворения не приносили. И только после появления песни «Подводная лодка» Высоцкий мог сказать себе: «Я - поэт!». «„Подводная лодка“ - это было уже всерьёз, - вспоминал один из самых близких друзей поэта Игорь Кохановский. - И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Большой театр

«Содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во всё назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». 17 марта 1776 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II великий князь Пётр Васильевич Урусов получил исключительное право на содержание русской театральной труппы и обязанность построить в Москве на Большой Петровской улице здание, в котором можно было бы круглогодично играть оперные, балетные и драматические спектакли. Именно этот день и считается датой основания Большого театра, уникального явления в истории не только Российской империи и Советского Союза, но всей мировой культуры. «Bolshoy» - это русское слово без перевода понимал любой иностранец, побывавший в Москве. Символ, в истории которого как в зеркале отражается сама эпоха, величественная и трагичная одновременно.Князь Урусов с усердием взялся за дело, но, увы, ещё не достроенный театр из-за неосторожности сгорел, так и не открывшись. Дела Петра Урусова, вложившего в театр почти всё своё состояние, оказались на грани краха, и он передал привилегию на театр своему компаньону Майклу Мэддоку. Англичанин оказался более удачливым и довёл начатое дело до конца.30 декабря 1780 года, в день открытия театра, тогда называвшегося Петровским, было дано торжественное представление из двух частей - аллегорического пролога «Странники» и пантомимного балета «Волшебная школа». Труппа Петровского театра состояла из 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. В те времена артистам приходилось быть, как говорится, «многостаночниками» - они играли и в драме, и в опере, и в балете.

Юрий Гагарин

Однажды знаменитого диктора Гостелерадио Юрия Левитана спросили: «Какие события в своей дикторской работе вам запомнились больше всего?». «9 Мая 1945 года - День Победы и 12 апреля 1961 года - день полёта Юрия Гагарина в космос, - без раздумий ответил Юрий Борисович. - 9 Мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полёта человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!..». А точнее ведь и не скажешь. Май 45-го и апрель 61-го… Две великих Победы. Победа над страшным врагом и Победа над силой притяжения, удерживавшей человека на Земле… Те, кому довелось пережить оба этих события, вспоминали, что никогда более в своей жизни не испытывали такого душевного подъёма. Гордость, чувство чего-то сверхважного и сверхисторического - вот что такое апрель 1961-го. Гордость не только за страну, за того парня с потрясающе-волшебной улыбкой, но и за себя. Ведь я живу в этой стране, я работаю для этой страны, значит, в этом космическом прорыве есть и мой вклад, моя, пускай микроскопически малая, но всё-таки личная толика…День 12 апреля 1961 года начался в 9 часов 7 минут по московскому времени. Нет, обычные сутки начались, как и положено, в полночь, в 00 часов 00 минут. Но день исторический, день космический, день, ознаменовавший собой начало новой эры в жизни человечества, начался утром в 9 часов 7 минут. Именно в этот момент с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель с космическим кораблём «Восток». На борту космического корабля находился лётчик Юрий Алексеевич Гагарин.

«Семнадцать мгновений весны»

«Когда Штирлиц идёт по улицам Берлина, улицы всех городов Советского Союза пустеют…». Успех «Семнадцати мгновений весны» был просто ошеломляющим. Первая серия фильма была показана в полвосьмого вечера 11 августа 1973 года. А уже через три месяца, как говорили в те времена, «по многочисленным просьбам трудящихся» сериал был показан ещё раз. С тех пор на разных каналах «Семнадцать мгновений весны» показывали сотни, если не тысячи раз.Сказать, что фильм пользовался популярностью у телезрителей, - значит не сказать ровным счётом ничего. Сериал «Семнадцать мгновений весны» после первого же показа стал явлением культурной жизни страны, а его герои перешли в разряд народных фольклорных персонажей, Штирлиц встал в один ряд с Ильёй Муромцем и Чапаевым.В чём же секрет фильма? Отвечая на этот вопрос, Вячеслав Тихонов однажды сказал: «В „Семнадцати мгновениях…“ есть баланс между вымыслом и фактом, между жёсткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нём нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, „перебора“ художественных допущений нет».

Мавзолей Ленина

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на подмосковной даче в Горках. На следующий день профессор кафедры патологической анатомии Московского университета Алексей Иванович Абрикосов произвёл временное бальзамирование тела (через аорту была сделана инъекция смеси спирта, формальдегида и глицерина). «Два месяца в склепе пролежит?» - спросили Абрикосова на заседании ЦИК СССР. «Думаю, да. Если будет сухо и прохладно». На это же заседание был приглашён известный архитектор Алексей Викторович Щусев, которому и было поручено строительство временного склепа для гроба Ленина. Интересно, что до 1917 года Щусев строил церкви, причём преимущественно в Украине. Первой его самостоятельной работой был проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. По его проектам построены монастырский комплекс в Овруче, Троицкий собор Почаевской лавры, несколько других церквей. Среди других известных работ Щусева - Казанский вокзал Москвы, здание гостиницы «Москва», он принимал участие в разработке проекта послевоенного восстановления и реконструкции Крещатика. Но самой знаменитой его работой, конечно же, стал Мавзолей Ленина…

«Голубой огонёк»

6 апреля 1962 года в эфире Центрального телевидения появилась новая еженедельная передача. Около декорации, изображающей шаболовскую телебашню, были поставлены столики, обстановка в студии по виду напоминала вечернее кафе. Так что и название родилось само собой - «Телевизионное кафе», через некоторое время трансформировавшееся в «Голубой огонёк». Первоначально авторы хотели сделать музыкальную программу, основу которой составляли выступления артистов различных эстрадных жанров. От обычного концерта «Телевизионное кафе» отличалось тем, что ведущими в нём были артисты, которые не только вещали с телеэкрана, но и сами могли исполнить песни. Кроме того, ведущие не просто объявляли «а сейчас выступит такой-то», но и беседовали с артистами перед их выступлением. Первый выпуск «Телевизионного кафе» вели Михаил Ножкин, Борис Брунов и Роза Урузбаева.

«Рабочий и колхозница»

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), - восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, - вспоминала Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым».Выставка закончилась, отгремели фанфары, «Рабочий и колхозница» должны были возвращаться домой. Первоначально скульптуру планировали установить на Волге, на плотине в районе Рыбинска. Но после того как «Рабочим и колхозницей» восхищались в Париже, Рыбинск показался «недостойным» местом для скульптуры, и её решили установить в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Вера Игнатьевна Мухина резко возражала против этого, считая, что постамент, который в три раза ниже выставочного павильона, уничтожает художественное восприятие скульптурной группы: «Фигуры ползут, а не летят». Автор мечтала увидеть своё творение на Воробьёвых горах, где оно, по её мнению, смотрелось бы в выигрышном ракурсе.

Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба — пятиконечная звезда.
Статья 170. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

"Наша Советская Родина"(1968):

ЭМБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик — государство рабочих и крестьян. Оно обладает эмблемами своей независимости. Это прежде всего Государственный флаг и Государственный герб.

Алое знамя впервые вспыхнуло ярким пламенем революции над баррикадами во время восстания парижских трудящихся в июне 1832 г. Оно вновь было высоко поднято над столицей Франции в дни Парижской коммуны.
И с того времени красное знамя осеняло все битвы труда с капиталом.
А в России красное знамя впервые заполыхало на первой демонстрации рабочих Петербурга в 1876 г. Его взметнул к небу поднятый могучими руками товарищей молодой мастеровой Павел Потапов.
Под красным знаменем рабочие, солдаты и крестьяне во главе с партией Ленина победили в октябре 1917 г. После этой победы красное знамя стало государственным флагом нового, Советского государства. И мы можем с гордостью сказать, что красный цвет наш флаг получил в наследство от многих поколений революционных бойцов всего мира.
Серп и молот на нашем флаге символизируют неразрывную дружбу рабочих и крестьян. А пять концов звезды, блистающей золотом над серпом и молотом, олицетворяют интернациональное братство и единство трудящихся всех континентов земного шара. Вот он какой, наш флаг.

В нем — человечеству привет,—
И краше флага в мире нет;
В нем — нашей славы жаркий цвет,—
И жарче в мире флага нет;
В нем — нашей силы грозный свет,—
Сильнее в мире флага нет;
В нем — правда наших красных лет,—
Правдивей флага нет!
Этими чеканными стихами рассказал о нашем флаге поэт Н. С. Тихонов.

В одной из народных легенд рассказывается: зимой первого года революции В. И. Ленин пригласил в свой кремлевский кабинет на совет представителен народа и своих ближайших соратников. За одним столом с Лениным сидят кузнец, крестьянка, ткачиха.
Созванный Владимиром Ильичем совет решает, что на гербе перво-наперво будет изображен земной шар. Но, кроме того, будут и небо, и сияющие лучи восходящего солнца, и красная пятиконечная звезда.
Остальное, что нужно для герба, дадут делегаты народа — люди труда. И вот, по словам поэта Ярослава Смелякова, написавшего стихи об этой легенде,

Принес кузнец
из дымной мастерской
свое богатство —
вечный молот свой.
В куске холста
из дальнего села
свой острый серп
крестьянка принесла.
И, сапогами мерзлыми стуча,
внесла ткачиха свиток кумача.
И молот тот,
что кузнецу служил,
с большим серпом
Совет соединил.
Тяжелый сноп,
наполненный зерном,
Совет обвил
октябрьским кумачом...

* * *
В первоначальном проекте герба художник изобразил вместе с серпом и молотом обоюдоострый меч.
Проект показали В. И. Ленину. Владимир Ильич посмотрел внимательно на проект.
— Интересно!.. Идея есть, но зачем меч?..
Завоевательная политика нам совершенно чужда... и меч — не наша эмблема!
И Ленин решительно крест-накрест перечеркнул меч своим карандашом.
Так был создан герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. А когда был образован Советский Союз, в основу его герба тоже легли символы свободного труда, мира и дружбы народов.
Герб СССР состоит из серпа и молота на фоне земного шара, обрамленного колосьями. Восходящее солнце освещает герб радостными лучами, которые символизируют счастливое настоящее людей труда и их уверенность в коммунистическом будущем. На алых лентах, обвивающих колосья, на языках народов союзных республик написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
* * *
...Все пятнадцать союзных республик также имеют свой флаг и герб. Они во многом похожи на герб и флаг СССР и имеют много общего друг с другом. Ведь все советские республики имеют один, социалистический строй. Народы всех республик, опираясь на братскую дружбу и взаимопомощь, борются за осуществление одной великой цели — построение коммунистического общества.
Поэтому на гербах всех республик изображены серп и молот и на национальном языке начертан призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Но у каждой республики есть и свои исторические, хозяйственные, природные особенности. Они тоже отражены в гербах и флагах. Так, в гербах Азербайджанской и Туркменской ССР изображены нефтяные вышки, а в гербах всех среднеазиатских советских республик — коробочки хлопчатника... На флагах Эстонской и Латвийской ССР изображены пенящиеся синие волны, ведь море играет большую роль в жизни этих республик. Флаг Белорусской ССР украшен национальным орнаментом.

Каждый день мы слышим по радио звон кремлевских курантов. А вслед за ним величаво-торжественную мелодию Государственного гимна Советского Союза.

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!



Партия Ленина — сила народная

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!

Символы великих революционных завоеваний советского народа — Государственный флаг, герб и гимн — близки и дороги сердцу каждого советского человека.

Люди во все времена уделяли внимание знакам и символам. Пятиконечная звезда красного цвета, один луч которой устремлен вверх, благодаря коммунистам стала одним из основных символов СССР. И за довольно короткий период она стала одним из главных символов тоталитарной государственности. Давайте узнаем, как красная звезда стала одним из главных символов СССР.

С чего начиналась история красной советской звезды? После Великой октябрьской революции изменился не только государственный строй, но и многие знаки, атрибуты ушли в небытие. Так стала формироваться новая система символики. Изначально возникновение звезды, как символа, связывают с масонскими обществами. Поскольку влияние масонства на революционную деятельность в разных уголках мира (в том числе СССР) было поистине значительным. Однако подлинных доказательств данному факту не имеется.

На территории СССР алая звезда появилась в качестве эмблемы Советской Армии. К сожалению, на сегодняшний день нет возможности назвать точно имя автора эмблемы. Так, одни историки предполагают, что впервые ее предложил для армии Н.А. Полянский (комиссар военного Московского округа). Другие историки связывают с красной звездой имя К.С. Еремеевна (командующий войсками Петроградского округа).

Официальная история эмблемы начинается 18 апреля 1918 года. Именно тогда красная пятиконечная звезда с золотой каймой, на которой изображен золотистый молот и плуг, приказом Наркомата по военным делам была назначена нагрудным знаком для всего личного состава Рабоче-Крестьянской красной армии (РККА). Она стала отличительным знаком, который позволяла на «своих» и «чужих» делить людей. В связи с этим был издан акт, которым запрещалось носить эмблему людям, не состоящим на службе в РККА. Нарушение этого правила каралось трибуналом.

Значение красной звезды. Алая звезда – это геральдический знак, который связан тесно и с советской армией, и непосредственно с СССР. Данный знак изображался на флаге и гербе Советского Союза.

Каково же значение этого ключевого символа СССР? Считалось так, что звезда – это символ, который должен был объединить мировой пролетариат. Так, например, 5 концов звезды ассоциировались 5 континентами, на которых распространялся коммунизм. Кроме того, это символ безопасности и охраны. А красный цвет ассоциировался с пролетарской революцией, был цветом братства и крови, пролитой в борьбе за права пролетариата.

Также некоторые ученые связывают алую звезду с богом войны Марсом (древнеримский бог), который считался защитником и покровителем трудящихся. Не исключено, что и некоторые советские влиятельные люди руководствовались этой теорией.

Изображение такого символа на флагах, гербах социалистических стран обозначало единство идеологий и солидарности на пути развития. Многие советские газеты описывали, что красная звезда характеризует борьбу крестьянства, которое пыталось освободиться от нищеты, голода войны, рабства.

Молот и плуг как дополнение символа. На нагрудном знаке советской армии, как выше описывалось, имелось еще изображения плуга и молота. Они также символизируют союз рабочих и крестьян. Позже изображение было немного доработано: вместо плуга для наглядности на знаке поместили серп. Но значение эмблемы « » от этого не поменялось.

Примечательным является также то, что изначально звезда изображалась двумя концами вверх. Однако такое расположение у советских людей ассоциировалось с «сатанинской» пентаграммой. И это в стране, где негативно относились . Так, звезду стали изображать одним концом вверх, а двумя — вниз. И больше положение звезды никогда не менялось. По этому поводу даже была в СССР выпущена листовка большим тиражом с названием: «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда».

Звезда и Великая отечественная война. В период Второй мировой войны данная советская эмблема стала приобретать новые качества. В 1943 году в армию вместе с дореволюционными погонами вернулись и звезды, которые помогали различать звания офицерского состава. Кроме того, в это же время красная звезда берется за основу во многих орденах и медалях (например, медаль «Золотая Звезда», Орден Славы, Орден «Красная Звезда»).

Так или иначе, звезда считается древним символом, который использовался и используется в различных традициях. Наверное, это и обеспечило культовую роль данного знака в советском обществе.