Презентация "актуальные проблемы экологии калмыкии". Экологические проблемы степного региона в оценке населения (на примере Калмыкии) Экологические проблемы калмыкии

Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривает утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и населением.

Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обуславливается, прежде всего, географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории республики.

Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования рационального потребления.

В связи с этим одна из экологических проблем, которая в ближайшем будущем станет для Калмыкии актуальной, будет связана с разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспия в непосредственной близости от калмыцкого побережья. Мировой опыт проведения работ по изысканию и освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении всех установленных норм и правил, морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами, эмульгаторами, поверхностно-активными веществами и смазочными маслами (Матишов, 2006). Поэтому здесь также должны разрабатываться компенсационные меры для морского и прибрежного рыболовства.

На территории Республики Калмыкия числится 41 месторождение углеводородного сырья, в том числе 19 нефтяных, 11 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

По степени промышленного освоения месторождения Республики Калмыкия подразделяются на находящиеся: в разработке – 26 месторождений, в разведке – 5 месторождений, в консервации – 10 мелких месторождений.

Всего на территории РК работают 15 компаний-недропользователей по поиску, разведке и добыче УВС.

Из них добычу нефти осуществляют 6 компаний:

ООО «Управляющая компания «Калмнефть»;

ЗАО НК «Калмпетрол»;

ЗАО «Ильменскнефть»;

ООО «Промресурс»;

ОАО «РИТЭК»;

ОАО «Нижневолжскнефтегаз».

Добычу газа ведут 2 компании:

ОАО «Калмгаз»;

ООО «Газпром Добыча Краснодар».

Поиск и разведку УВС проводят 7 компаний:

ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания»;

ЗАО НК «Калмрост»;

ЗАО «КалмТатнефть»;

ООО «Межозерное»;

ООО «ЗААБ Инвест»;

ООО «Шелл НефтеГаз Девелопмент (III)»;

ООО «НК-Альянс»;


В результате контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по РК отмечается тенденция снижения существенных нарушений. Практически у всех компаний на данный момент имеются разрешительные документы необходимые при добыче УВС: лицензии на право пользования недрами, проект на разработку месторождения, утвержденные горноотводные акты, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и др.

Сохраняется тенденция небольших (площадью менее 5-10м 2) проливов нефти у ООО «Управляющая компания «Калмнефть» (в виду протяженности и ветхости нефтепровода) и у ЗАО «Ильменскнефть» (в виду проведения работ по расконсервации и обустройству месторождения).

У компаний, занимающихся поиском и разведкой месторождений УВС, основными выявляемыми нарушениями являются – не проведение геологоразведочных работ в соответствии с лицензионным соглашением.

Забор подземных вод осуществляют 28 недропользователей по 29 лицензиям. В основном забор воды производится из артезианских одиночных скважин - 23 лицензии и 6 лицензий на добычу питьевых подземных вод на водозаборах и месторождениях для обеспечения крупных населенных пунктов республики.

В эксплуатации находятся 28 нефтяных, нефтегазовых газовых и нефтегазоконденсатных месторождениях (лицензии НЭ).

На территории Республики Калмыкия в распределенном фонде в данный момент находится 9 поисковых и разведочных участков (лицензии НР и НП), большая часть участков республики находится в нераспределенном фонде.

В настоящее время на территории Республики Калмыкия осуществляют свою деятельность 15 предприятий – недропользователей:




Пользователи недр

НЭ

НП

НР

Всего

1

ООО «Шелл Нефтегаз Девелопмент (III)»

-

1

1

2

ООО «Управляющая компания Калмнефть»

15

15

3

ОАО «Калмгаз»

2

-

-

2

4

ЗАО «КалмТатнефть»

-

1

1

5

ЗАО НК «Калмпетрол»

3

-

3

6

Филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» «Калмнедра»

1

-

-

1

7

ООО «Газпром добыча Краснодар»

1

-

-

1

8

ОАО «РИТЭК»

2

-

-

2

9

ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания»

1

1

-

2

10

ЗАО НК «Калмрост»

-

2

-

2

11

ООО «Ильменскнефть»

1

-

-

1

12

ООО «ЗААБ Инвест»

-

-

1

1

13

ООО «Промресурс»

1

-

-

1

14

ООО «НК-Альянс»

1

-

1

2

15

ООО "Межозерное"

2

2

ИТОГО:

28

3

6

37

Виды лицензий:

НЭ - Добыча углеводородов. Выдается на 20 лет либо до полной выработки запасов.

НП - Геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья. Выдается на 5 лет.

НР - Геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья. Выдается на 25 лет.
В 2007 году практически на всю территорию Республики Калмыкия были выданы лицензии (по видам лицензий НР и НП), но, к сожалению, часть из них лицензионные условия не выполняли. В 2008-2009 годах, совместными усилиями Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики РК, Управления Росприроднадзора по РК и Управления по недропользованию по РК была проведена планомерная работа по избавлению от таких фирм. В результате на сегодняшний день более 70% территории республики находится в нераспределенном фонде и ждет потенциальных недропользователей.
В 2010 г. суммарная добыча нефти на территории республики составила около – 215 тыс. тонн, что составляет около 40% к уровню 1995 г., и показывает положительную динамику с 2008 года.

Уровень добычи по Республике Калмыкия значительно меньше чем у соседних регионов (Волгоградская обл. – более 3 млн. тонн, Ставропольский край – более 1 млн. тонн, Чеченская Республика – более 2 млн. тонн, Дагестан – около 400 тыс. тонн).

В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:

1. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. тонн - в 1995 г. до 156 тыс.тонн - в 2008г.и его стабилизацией в настоящее время;

2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;

3. Высоким износом технологического оборудования;

4. Выработанностью разрабатываемых месторождений;

5.Крайне тяжелым финансовым состоянием ряда добывающих предприятий.
Все месторождения Калмыкии находятся на 3-4 стадии разработки, т.е. 70 и более процентов выработаны и находятся на стадии падающей добычи. При этом мы имеем очень высокий процент бездействующих скважин, практически не применяются методы интенсификации притока, геолого-промысловая работа фактически не ведется. И, к сожалению, республика не имеет никаких рычагов воздействия на недропользователей. Согласно действующему законодательству, контроль над ними осуществляют только федеральные органы (Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФНС), у региона нет возможности хоть как-то участвовать в лицензировании недр, составлении лицензионных условий и контроле за их исполнением.

Без открытий новых месторождений и прироста запасов по имеющимся данным, рост нефтедобычи весьма затруднителен.

В настоящий момент добычу нефти на территории Республики Калмыкия осуществляют 5 предприятия: ООО «Управляющая компания Калмнефть», ЗАО НК «Калмпетрол», ОАО «РИТЭК», филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» - «Калмнедра», ЗАО «Ильменскнефть». Еще 2 предприятия имеют лицензии на добычу нефти (вида НЭ), но на сегодняшний день к эксплуатации своих месторождений еще не приступили, это: ООО «ПромРесурс» (Двойное месторождение), ООО «НК Альянс» (Южно-Плодовитенское месторождение).

Потребление природного газа в Республике Калмыкия составляет 300 – 310 млн. м 3 в год. Источники поступления газа можно разбить на внутренние и внешние. За счет внутренних источников закрывается примерно 20% потребности республики или около 60 млн. м 3 в год. Собственным газом снабжается в основном северная часть Калмыкии, за счет газа, добываемого ОАО «Калмгаз» на месторождении «Совхозное». Остальная часть газа (более 80%) поступает в Калмыкию извне. Внешними поставщиками выступают две организации ООО «Межрегионгаз» и ООО «Ставропольрегионгаз», которые поставляют 10% и 70% газа соответственно.

Динамика потребления газа относительно спокойная. В структуре потребления наибольший вес имеют население и комунально-бытовые потребители.

Запасы природного газа числятся по 19 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 4-м нефтегазовым и 3-м нефтегазоконденсантным. Промышленная добыча природного газа ведется на 4 месторождениях. Более 90% газа добывает ОАО «Калмгаз», остальное добывает ООО «Газпром добыча Краснодар» (Радыковское м-е) (газ поставляется потребителям в Ставропольский край) и ООО «Управляющая компания Калмнефть» (газ используется на нужды республики). ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания» к добыче газа из открытого ими газового месторождения «Хонгор» не приступило.

Но, к сожалению, в связи с пассивной позицией ОАО «Калмгаз» в обустройстве имеющихся газовых месторождений, республика не обеспечена газом, хотя все геологические возможности для этого имеются.


Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 2,81 млрд.т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая её часть, всего около 3% от всех ресурсов.

Территория Республики Калмыкия поделена на поисковые и разведочные участки (лицензии НР и НП), в распределенном фонде в данный момент находится 9 участков. Большая часть участков находится в нераспределенном фонде.

В настоящий момент на территории республики должны вести геологоразведочные работы 15 организаций, но, к сожалению, из за высокой стоимости геологоразведочных работ, активность предприятий не высока.
Общераспространенные полезные ископаемые:
Республика Калмыкия имеет весьма разнообразную минерально-сырьевую базу общераспространенных полезных ископаемых, являющихся основой строительного производства. Основными общераспространенными полезными ископаемыми Республики Калмыкия являются: известняки-ракушечники для пильного камня, цементного производства и обжига извести, строительные пески, суглинки для изготовления керамического кирпича, глины для производства керамзитового гравия и аглопорита, глино-гипсы, песчаники и другое сырье для строительной индустрии.

В республике разведано 64 месторождения природных строительных материалов, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, но промышленное освоение этих видов полезных ископаемых в республике еще не получило должного развития.


Количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых по Республике Калмыкия:


Виды полезных ископаемых

Количество месторождений

Запасы на 01.01.2011г.

1.

Кирпично-черепичное сырье,тыс.м 3

29

51754

2.

Пески для строительных работ и силикатного кирпича, тыс.м 3

12

67097

3.

Глины керамзитовые, тыс.м 3

5

20617

4.

Известняки-ракушечники для пильного камня, тыс.м 3

3

42391

5.

Глино – гипсы, тыс.т

5

5825

6.

Камни строительные-песчаники, тыс.м 3

6

361

7.

Аглопоритовое сырье, тыс.м 3

2

3922

8.

Породы карбонатные для производства извести, тыс.м 3

1

1450

9.

Известняки для производства цемента, млн.т

1

46,2

Кирпичное сырьё

Республика не испытывает дефицита в сырье для производства керамического кирпича. На базе неограниченных запасов суглинков открыто 29 месторождений кирпично-черепичного сырья.

По двум месторождениям получены лицензии на их разработку. В разработке находятся Элистинское-II месторождение (недропользователь – ООО «Элистинский кирпичный завод») и участок с запасами категории «А» Троицкого месторождения кирпичных суглинков (недропользователь-ООО «Троицкий кирпичный завод»).
Строительные пески

На территории Республики Калмыкия имеются значительные залежи природных кварцевых песков, но пески изучены и признаны пригодными только для строительных нужд. Практически во всех районах республики открыты месторождения песков, балансом запасов учтены 12 месторождений.

Лицензии на разработку песков выданы на восемь месторождений и отдельных участков: Салынское и Гашунское месторождения, три участка на Троицком и три участка на Аршаньском месторождениях. Добыча песков в 2010году велась на пяти участках, остальные участки не разрабатывались и находятся в стадии оформления земельных документов, разработки проектов.

Суммарные балансовые запасы на 01.01.2011г. по распределенному и нераспределенному фонду составляют по категориям А+В+С 1 - 67097 тыс. м 3 .

9 месторождений песков находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.
Известняки-ракушечники для камней пильных

На территории Республики Калмыкия по состоянию на 01.01.2011г. разведаны три месторождения известняков-ракушечников, пригодных для получения пильного камня: Чолун-Хамурское, Чограйское и Зунда-Толгинское месторождения. В настоящее время лицензии на добычу пильного камня выданы на все месторождения. Эксплуатируются Чолун-Хамурское и Зунда-Толгинское месторождения, Чограйское месторождение находится в стадии подготовки к разработке.

Всего по трем месторождениям распределенного фонда запасы известняков-ракушечников для пильного камня составили по категориям А+В+С 1 - 42391 тыс.м 3 , по категории С 2 -1968 т.м 3 .
Глины керамзитовые

На территории Республики Калмыкия открыто 5 месторождений керамзитовых глин.

На два месторождения Гашунское и участок Аршаньского месторождения на разработку керамзитовых глин выданы лицензии, остальные месторождения находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия. Запасы распределенного фонда по двум месторождениям составляют по категориям А+В+С 1 - 963тыс.м 3 .

Три месторождения: «Восход» (Октябрьский район), Малодербетовское (Малодербетовский район), Вознесеновское (Целинный район) и отдельный участок с запасами категорий В, С 1 и С 2 Аршаньского месторождения (на землях г. Элисты), находятся в нераспределенном фонде Республики Калмыкия. Запасы керамзитовых глин нераспределенного фонда Республики Калмыкия составляют по категориям А+В+С 1 - 19654 тыс.м 3 по категории С 2 -3829 тыс.м 3 и забалансовые -207тыс.м 3 .

Глино – гипсы

На территории Республики Калмыкия открыто пять месторождений глино-гипсов. По двум месторождениям (Яшкульское и Ленинское) запасы полезного ископаемого утверждены, три месторождения (Башантинское, Сухотинское и Западно-Октябрьское) с неутвержденными запасами требуют доизучения. Суммарные утвержденные запасы глино-гипсов по категориям А+В+С 1 – 5456 тыс. т, неутвержденные запасы балансовые – 179тыс.т. Балансовые запасы по категориям А+В+С 1 – 5825тыс.тонн и забалансовые – 822тыс.тонн.

На разработку Яшкульского месторождения выдана лицензия, добыча полезного ископаемого не начата. Остальные месторождения глино-гипсов находятся в нераспределенном фонде Республики Калмыкия:

Камень строительный (песчаник)

На территории Республики Калмыкия открыто 6 месторождений строительных камней-песчаников. Два месторождения (Аршаньское и Балковское) с утвержденными запасами, суммарные запасы которых составляют 254тыс.м 3 . Аршаньское месторождение ранее эксплуатировалось, остаточные запасы по этому месторождению составляют 140 тыс.м 3 .

Четыре месторождения мелкие (Ар-Харское, Каменское, Целинное и Троицкое-II) c неутвержденными запасами, запасы по этим месторождениям составляют 131тыс.м 3 . По данным месторождениям требуется разведка с доизучением сырья.

Все месторождения камней строительных - песчаников находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.

Аглопоритовое сырье

На территории Республики Калмыкия выявлены и разведаны два месторождения аглопоритового сырья: Башантинское и Ики-Бурульское, с балансовыми запасами по категориям А+В+С 1 - 3922 т.м 3 и С 2 - 728 т.м 3 . Месторождения в настоящее время не разрабатываются, балансовые запасы утверждены и подготовлены к эксплуатации. Месторождения находятся в нераспределенном фонде Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия.


Карбонатные породы для строительной извести

В республике разведано месторождение карбонатных пород для строительной извести - Зунда-Толгинское-II. Балансовые запасы по категориям А+В+С 1 подсчитаны в объеме - 1450 т.м 3 , запасы не утверждены. Месторождению требуется доразведка.

Кроме этого, на Чолун-Хамурском месторождении известняков-ракушечников для пильного камня разведан участок с утвержденными запасами в качестве сырья для производства извести в количестве - 5413 тыс.тонн.

Цементное сырье

На территории Республики Калмыкия разведано Чолун-Хамурское-II месторождение цементного сырья, запасы его подсчитаны как карбонатной составляющей для производства портландцемента, запасы не утверждались и составляют по категории С 1 - 46,2 млн. т и С 2 - 128,6 млн. т. Для организации производства цемента необходимо проведение геологоразведочных работ по изучению глинистой составляющей.

Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия, на которое возложено решение задач недропользования и лицензирования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения, во главу угла ставит задачу дальнейшего развития и использования новых потребительских возможностей полезных ископаемых. Одной из важных задач Министерства является также недопущение самовольной, безлицензионной разработки недр. Такие разработки приводят не только к расхищению полезных ископаемых, уничтожению почвенно-растительного слоя, наносят ущерб окружающей среде - места разработок превращаются в свалку мусора, создается опасная зона для животных, людей и транспорта, а также это влечет за собой снижение поступления налогов в бюджет республики.

Инспекторы Министерства проводят регулярные рейды мест несанкционированной разработки недр.

Атмосферный воздух
Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные).

Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

На территории республики отсутствуют крупные промышленные объекты, осуществляющие выброс более 5 тыс. т/год загрязняющих веществ в атмосферу.

В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно данным государственной статистической отчетности по форме №2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила в 2009 году 35,133 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников 2,210 тыс. тонн (6,1%), автотранспорта - 32,915 тыс. тонн (93,7%), железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) – 8,291 тонн (0,02%).

Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств.


Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу за 2007-2009годы


Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2007г. в целом по республике составили 37,3 тыс. тонн; в 2008г. 36,2 тыс. тонн; в 2009г. 35,1 тыс. тонн.

Распределение суммарной массы выбросов по ингредиентам показало, что значительная часть приходится на газообразные вещества, и, в большей степени, на углеводороды и оксиды углерода.

Айса Баатыровна Менглинова


Digital object identifier

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 13-05-96502



Аннотация

В статье рассмотрена степень антропогенной трансформации природных ландшафтов. На основе анализа количественных показателей и экспертных балльных оценок произведена эвальвация остроты экологических проблем в Республике Калмыкия. Автором выполнена оценка территориальной структуры заболеваемости и смертности населения по определенному набору показателей (новообразования, врожденные пороки развития)


Литература

Антонова И. В., Богачева Е. В, Китаева Ю. Ю. Роль экзогенных факторов в формировании врожденных пороков развития (обзор) // Экология человека. Экология детства. 2010. № 6. С. 30–35.

Верзилина И. Н., Агарков Н. М., Чурносов М. И. Влияние антропогенных загрязнителей атмосферы на частоту врожденных аномалий развития среди новорожденных детей в г. Белгороде. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 10–14.

Ильин Ф. Е., Кадырова 3. 3., Кадырова Ю. Я. Статистический анализ заболеваемости жителей Тюменской области: сравнительная характеристика 2000–2001 гг. // Северный регион: стратегия и перспективы развития. Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. С. 78–80.

Куролап С. А., Клепиков О. В., Епринцев С. А. Экологическая экспертиза и оценка риска здоровью. Воронеж: Научная книга, 2012. 108 с.

Менглинова А. Б., Сангаджиева Л. Х., Кикильдеев Л. Е., Сангаджиева О. С. Эколого-гигиеническая оценка факторов среды для аридных условий с разной антропо-техногенной нагрузкой // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 3 (2). С. 668–672.

Прохоров Б. Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. 72 с.

Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. Элиста: Калмыкиястат, 2011. 321 с.

Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. Элиста: Калмыкиястат, 2012. 299 с.

Сангаджиева Л. Х. Микроэлементы в почвах Калмыкии и биогеохимическое районирование ее территории. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 115 с.

Семенова А. Н. Оценка регионального здоровья населения Краснодарского края // Проблемы региональной экологии. 2010. № 2. С. 181–186.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Научный журнал «Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН)»

®
2008–2018

По любым вопросам функционирования журнала обращайтесь по адресу: [email protected]

Свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-71236 от 27 сентября 2017 г.
ISSN 2075-7794

Любые попытки нарушения
закона РФ об авторском праве
будут преследоваться в судебном порядке.

Учредитель / Редакция:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий научный центр Российской академии наук
358000, Элиста, ул. им. И.К. Илишкина, 8

Презентация по экологии родного края учителя биологии МБОУ «Краснопартизанская СОШ им. Героя россии З.А. Даудова» Парахоня Владимира Алексеевича Актуальные проблемы экологии Калмыкии

Карта экологических рисков Калмыкии

Что такое экологическая проблема?

1.Экологическая проблема – это негативные с точки зрения человека изменения окружающей среды, обусловленные как антропогенными, так и природными факторами.

Антропогенные

Биотические

Абиотические

Окружающая среда

2.Экологическая проблема - изменение природной среды в результате техногенного воздействия, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям (Б.И. Кочуров, 1998).

Техногенное воздействие

Окружающая среда

Экономика

3.Экологические проблемы– это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратными природы на человека и его экономику, жизненно и хозяйственно значимые процессы (Н.Ф. Реймерс, 1992).

Экономика

1.Опустынивание

Перегрузка пастбищ

(перевыпас)

Ветровая эрозия

(дефляция)

Водная эрозия

Засоление почв

Загрязнение почвы и воды продуктами нефтедобычи

2.Вторичное засоление почв

Просчеты в строительстве

оросительных

В Республике Калмыкия площадь засоленной пашни составила

2824,7 тыс. га.

3.Загрязнение водоемов

(плохое качество питьевой воды)

В водоёмы Республики Калмыкия из соседних краев и областей ежегодно сбрасывается около 3 млн. м3 промышленных сточных вод, содержащих более 200 наименований соединений различных классов опасности

В целом, по Калмыкии санитарно-химические показатели воды являются наихудшими в России.

4.Уменьшение численности особей охраняемых видов растений и животных

  • Научный подход к природопользованию;
  • Местный (локальный) экологический мониторинг, т. е. контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;

Пути решения экологических проблем:

Восстановление и охрана биогеоценозов; - дальнейшее расширение и увеличение заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов; - охрана и разведение редких видов растений и животных;

Международное сотрудничество в деле охраны среды; - широкое просвещение и экологическое образование населения.

Источники

Г. М. Борликов, В. А. Бананова "Динамика опустынивания засушливых земель Прикаспийского региона"//Социально-экономические преобразования в Прикаспийском регионе… - Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 256с.

Дедова Э. Б. Повышение природно - ресурного потенциала деградированных сельскохозяйственных угодий Калмыкии средствами комплексной мелиорации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук. - М.: 2012.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЛМЫКИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2008 г. С.В. Габунщин

Северо-Кавказская академия государственной службы North Caucasus Academy of Government Service, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya St., 70

Подробно описывается экологическая ситуация в современной Калмыкии. Вследствие активной хозяйственной деятельности в республике наблюдается деградация земель и их опустынивание, продолжается загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и водоемов.

Экологические проблемы оказывают серьезного негативное влияние на социальную среду обитания жителей республики. Постепенно вопрос из экологической перетекает в экономико-политическую плоскость, формирует электоральные предпочтения избирателей.

Ключевые слова: экология, политика, Калмыкия.

The author depicts convincingly the ecological situation in modern Kalmikia. Because of high industrial activity one can observe several negative tendencies in republic: degradation of agricultural land, expenditure of deserts, growing pollution of air, water and even under land streams.

Ecological problems exert serious negative influence upon social environment of local population. Steadily ecological problem sharpen the situation in the political sphere: it forms electorate preference of voters.

Keywords: ecology, policy, Kalmikia.

Вопросы взаимодействия общества с окружающей средой никогда не были политически нейтральными. Повышение антропогенного давления на природную среду обитания людей, появление глобальных и локальных экологических проблем, экологизация всех сторон жизни общества самым непосредственным образом воздействуют на политические процессы в мировых регионах, странах и их субъектах, порождают потребность в их научном осмыслении .

Экологическую политику государства целесообразно рассматривать на всех взаимосвязанных уровнях: международном, национальном, региональном, муниципальном, уровне хозяйствующего субъекта (предприятия). Наибольшее значение в практической реализации государственной экологической политики имеет региональный уровень .

Значимость локальных проблем неизмеримо возросла в эпоху глобализации, когда любые действия в условиях неустойчивого равновесия природной системы могут привести к непредсказуемым глобальным последствиям, и наоборот .

Ярким подтверждением этому является субъект Российской Федерации в ЮФО - Калмыкия, которая расположена в аридной зоне с частыми суховеями и пыльными бурями, где даже зимой, когда вся территория покрыта снегом, из космоса видна пыльная «серая накидка» над территорией республики. Экстенсивная хозяйственная деятельность в период стагнации, неконтролируемое наращивание поголовья скота в угоду выполнения госпланов без учета существующих реалий, привели к деградации земель и их опустыниванию на значительных площадях. Эти процессы не знают границ, и активный пылесолеперенос идёт с опустынен-

ных территорий Калмыкии далеко за её пределы и даже достигает границ европейских государств.

В российском обществе, тем не менее, отсутствует понимание растущей потенциальной угрозы опустынивания в Калмыкии. Между тем это - проблема, порождающая циклическую совокупность социальных и экономических причинно -следственных отношений, представляющая сегодня реальную угрозу не только республиканского, российского, но и международного масштаба .

Продолжает оставаться актуальной проблема состояния атмосферного воздуха за счет эмиссии загрязнений от предприятий газонефтедобычи и транспортировки, выбросивших в атмосферу в 1997 г., например, более 73 тыс., загрязняющих веществ, в 2000 г. - почти 85, в 2002 г - около 81 тыс. т. От стационарных источников выбросы, в числе которых вещества с довольно высокой токсичностью, в 1993 г. составили 4868 т, в 1997 г. увеличились почти в два раза - до 8674, в 2000 г. объем загрязнений составил 7424 т.

В атмосферу, кроме пыли, взвешенных частиц, поступают оксиды углерода, азота, сажа, сернистый газ, углеводороды, формальдегид. Содержание вредных твердых взвешенных частиц (силикатная пыль, пыль цементная, сажа и др.) превышают предельно допустимые концентрации в 1,6-3,4 раза, окислов азота - в 2,8, формальдегида - в 10-14 раз .

Властные структуры устанавливают нормативы предельно допустимых норм выбросов с помощью административных методов, не понимая глубины экологических процессов, с трудом оценивая реальный ущерб, наносимый окружающей природной среде. Поэтому уровень загрязнения, обусловленный высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, растет год от года.

На некоторых предприятиях республики с помощью улавливающего оборудования снижается выброс вредоносных компонентов в атмосферу. Но, как правило, это улавливание из-за устаревших технологий, оборудования происходит в пределах всего лишь от 3 до 36,5 %, т.е. нередко до 97 % загрязнителей воздуха все же попадает в атмосферу .

Высокий уровень износа основных производственных фондов и в то же время отсутствие элементарного финансирования мероприятий по охране окружающей среды не способствуют улучшению экологической ситуации в республике. Предприятия-загрязнители окружающей природной среды привлекаются к ответственности, но мизерность экономических санкций не стимулирует развития природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности населения. Зачастую владельцы предприятий избегают наказаний за экологические преступления, используя административный ресурс, подкупы и т.д.

Административные рубежи чаще всего не совпадают с границами экосистем, и экологические проблемы охватывают несколько территорий, т.е. носят межрегиональный характер. Становится ясным, что многое зависит от способности властных структур осознать, что решение экологических проблем в рамках экосистемы возможно лишь на основе объединения усилий по поддержанию равновесия всей экосистемы, а не отдельных ее частей.

Анализ хозяйственной освоенности территории республики показывает, что местные источники загрязнения оказывают определенное негативное воздействие на окружающую среду, однако значительное воздействие связано и с источниками, расположенными за ее пределами.

Вред почвам и водным ресурсам, наносимый некоторыми предприятиями сопредельных территорий экосистемам Калмыкии, довольно существенный. Однако в стране пока не создано соответствующее правовое поле для предъявления исковых претензий экологического характера одного субъекта РФ к другому. Более того, власти предпочитают «не ссориться с соседями» и на многие нарушения закрывают глаза. Не чувствуется обеспокоенности местных властей о влиянии на республику, например, воздействия Астраханского газоконденсатно-го комплекса, сбросов высокоминерализованных сточных вод в наши водоемы с территории Ставропольского края, влияние отходов промышленных предприятий Волгоградской области. Обеспокоенность населения носит узколокализованный характер. Выступления экологов остаются незамеченными. «Зеленое» партийное движение, как и везде по России, не воспринимается властями серьезно.

В структуре экономики прилегающих к Калмыкии территорий (Астраханская, Волгоградская области, Ставропольский край) главенствующая роль принадлежит промышленности, которая включает в себя три межотраслевых комплекса: топливно-энергетический, металлургический и химический.

Топливно-энергетический комплекс представлен газодобывающей и газоперерабатывающей отраслями, базирующимися на крупнейшем в Европе Астраханском

газоконденсатном месторождении. Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от этого источника, первое место занимает диоксид серы, затем идут диоксид углерода, окислы азота и твердые вещества, а также разнообразные углеводороды. Из последних особенно опасны их полиароматические разновидности, в частности, бензапирен .

Влияние выбро сов промышленных предприятий г. Волгограда на северные районы республики подтверждается результатами обследований, проведенных ГГО им. А.И. Воейкова, МНВЭЦ «Экотон», которые показали наличие в атмосферном воздухе сложных органических веществ - меркаптанов, ксилола, хлористого углерода, паров ртути, белка и др. На расстоянии от 0,5 до 9 км от прудов-накопителей, расположенных фактически на границе республики, куда сбрасываются химзагрязненные стоки предприятий Волгоградского промузла, зарегистрировано превышение среднесуточных значений концентрации в воздухе: фенола - до 37 раз, сероводорода - до 77, фтористого водорода - до 3,8 раза. Превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по метилмеркап-тану составили от 1444 до 38111 раз .

В данном случае пример Волгоградской области свидетельствует об отсутствии зависимости состояния окружающей среды от принятия политического решения . Волгоград входит в список наиболее загрязняющих атмосферный воздух городов России (41 город). Влияние его производственных загрязнителей связано с мощнейшим воздействием на природные экосистемы области и сопредельных территорий, а последствия для окружающей среды уже непредсказуемы. Пока не будет принято политическое решение о стабилизации агрессивных производств области, разрушение экосистемы региона будет продолжаться.

С 1964 г. хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды предприятий Волгоградской области сбрасываются в пруды-накопители и испарители, общая площадь которых составляет 230 км2. Расположены они на южной окраине области у границы с Калмыкией. Ежегодно в них сбрасывается около 3,2 млн м3 промышленных сточных вод, в составе которых фиксируется ежесуточно около 340 т неорганических и 32 т органических примесей.

Осенью 1989 г. произошла авария на отстойниках промышленных предприятий г. Волгограда и сточные воды по оросительному каналу попали на территорию республики в Сарпинские озера, что привело к массовой гибели птиц, земноводных и рыб . Высокоминерализованные воды с оросительных систем Ставропольского края, стекающие на территорию республики, лишь усугубляют и без того негативную экологическую ситуацию.

Эколого-токсикологическая оценка почв Октябрьского, Малодербетовского и Приютненского районов позволила выделить в пределах исследуемых территорий участок с максимальной степенью загрязнения. Он располагается в западной части Малодербетовско-го района, на границе с Волгоградской областью и в геоморфологическом плане приурочен к восточным

склонам Ергеней и Сарпинской ложбине. Участок характеризуется высокой плотностью локализации зон загрязнения, в пределах которых содержание многих опасных химических веществ превышает ПДК в несколько раз.

На участке, расположенном в непосредственной близости к отстойникам Волгоградских химических предприятий, зафиксировано максимальное превышение ПДК хрома, ванадия, меди. Суммарный показатель загрязнения здесь равен 28, что является наивысшим значением.

На остальной территории Малодербетовского района выявлены зоны с содержанием опасных веществ в 1,5 раза выше нормы. В Октябрьском районе обнаружены локальные превышения ПДК меди, цинка, брома. В Приютненском районе почвы слабо загрязнены ванадием.

Обследование проб питьевой воды и поверхностных вод в пределах Малодербетовского района показало наличие загрязнителей в количествах, превышающих норму в 1,5-5 раз. В большей части проб установлено повышенное содержание нефтепродуктов (до 28 норм), общее же количество токсикантов, обнаруженных в пробах питьевой воды, достигает 9 . Анализ загрязнения водоемов I и II категорий в районах республики также показывает наличие загрязнений по микробиологическим и санитарно-химическим показателям .

В 50-е гг. ХХ в. государственным геологическим предприятием «Кольцовгеология» на территории республики выявлен Ергенинский уранорудный район. В течение длительного периода здесь в секретном режиме шли работы по добыче урана. Население, проживающее в нескольких километрах от урановых разработок (пос. Нарта, 3 км), пребывало в неведении и, естественно, никаких мер для защиты своего здоровья не принимало. Долгое время урановые шахты на месторождениях «Степное», «Шаргадык», «Вишневское» и «Буратин-ский» находились в открытом состоянии, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и человека.

На территории республики отмечается и воздействие ураносодержащих отложений на радиоактивность вод Ергенинского водоносного комплекса, используемого населением для питьевого водоснабжения. Снабжение питьевой водой с. Воробьевка, например, осуществляется из родника Годжур Ергенинского водоносного горизонта. Общая радиоактивность воды здесь составляет 17 Бк/л, при норме по СанПиН 0,1 Бк/л. Концентрация радона составляет 10 Бк/л. Радиоактивность воды родника, расположенного в 2 км от родника Годжур, - 35 Бк/л, концентрация радона - 19 Бк/л, что явно указывает на загрязнение радоном подземных вод.

На сопредельных с Калмыкией территориях Ставропольского края и Астраханской области проводились подземные ядерные взрывы. Как известно, в целях

создания опытно-промышленных подземных емкостей (ПЕ) в 35 км севернее г. Астрахани было произведено 15 ядерных взрывов. В 90 км севернее г. Ставрополя был проведен подземный ядерный взрыв. На территории республики по программе «Регион-4» в 80 км северо-восточнее г. Элисты с целью глубинного сейсмического зондирования земной коры для поиска структур, перспективных для разведки полезных ископаемых, также был произведен подземный ядерный взрыв. Только в конце 90-х гг. общественности стало известно об этом. Влияние последствий подземных ядерных взрывов на радиоактивное загрязнение территории республики никем не исследовалось. А причина этого - отсутствие соответствующего финансирования и адекватного понимания сложившейся экологической ситуации во властных структурах. В настоящее время на Астраханском газоконденсатном месторождении как следствие 15 подземных ядерных взрывов отмечаются глобальные радиоактивные загрязнения, распространяющиеся на северо-восточную территорию нашей республики .

В пределах нефтяных месторождений Черноземель-ского НГДУ ОАО «Калмнефть» Республики Калмыкия в 1996 г. ГГП «Кольцовгеология» были обследованы грунты в местах пролива нефти, емкости для ее хранения, поля испарения, пункты сбора и перекачки, трубопроводы, участки скважин и их отдельные конструкции. На 9 объектах установлено превышение фона мощности дозы гамма-излучения от 2 до 8 раз, что составляет 0,20 и 0,80 мкГр/ч соответственно .

Экспедицией калмыцких ученых вдоль трассы неф-тепроводной системы КТК-Р по территории республики в 2001 г. выявлены значительные содержания радиоактивных веществ в пробах почвы и растительности. Почти во всех пробах отмечается присутствие значительной концентрации урана-238 (и) и урана-235 (и), которые разнесены по территории с законсервированных в настоящее время уранодобывающих разработок.

Остро стоит проблема загрязнения почв радионук-леидом цезия-137 (137Сб), который, предположительно, занесен в недавнем прошлом с атмосферными осадками и пылевлагопереносом. Максимальные значения 137Сб превышают среднестатистические в 7-10 раз .

Приведенные данные - лишь малая часть насущных экологических проблем республики. Требует срочного решения проблема загрязнения почвы от свалок, полигонов с бытовыми и промышленными отходами на фоне ежегодного увеличения твердых бытовых отходов до 282 тыс. м3/год и жидких бытовых отходов до 120 тыс. м3/год. Как всегда, у местных властей не хватает финансовых средств, не находится грамотных управленческих решений, способных закрыть проблему. Это приводит к тому, что свалки отходов расползаются по всей республике, словно раковая опухоль, нанося природе невосполнимый урон.

Существует реальная эпидемиологическая и токсикологическая опасность в связи с запущенным состоянием скотомогильников (из 110 лишь 15 соответствуют ветсанправилам) . Для территории, где они расположены, это стало санитарно-эпидемиологической миной

замедленного действия. Налицо преступное бездействие лиц, от которых зависит принятие решения для обеспечения экологической безопасности граждан.

В столице отсутствует ливневая канализация, дождевые и паводковые воды все отходы и нечистоты смывают в район Ярмарочного и Колонского прудов, места отдыха горожан.

В конце 50-х гг. ХХ в., когда калмыки вернулись из ссылки, власти отложили строительство ливневой канализации на лучшие времена, обеспечивая первостепенные жизненные потребности людей. Так, до сих пор эти лучшие времена не настали, и город задыхается в собственных отходах. Причина этому - безграмотность властных структур и непонимание населением экологической проблемы.

Ситуация осложняется тем, что государственным мониторингом не учитываются многие негативные процессы, протекающие в экосистемах республики. Поэтому чрезвычайно важны политическая воля и усилия органов законодательной и исполнительной власти для создания работоспособной системы государственного экологического мониторинга, разработка соответствующих нормативных правовых актов, ужесточающая ответственность за загрязнение среды обитания и необходимых мер по стабилизации ситуации в республике с целью обеспечения экологической безопасности, которая должна гарантировать любому человеку чистую окружающую среду, устраняя угрозу жизни и здоровью от ее негативных воздействий, не попирая основное право человека - право жить в благоприятной среде.

Поступила в редакцию

Литература

1. Шилов А.С. Экополитология. М., 2003. С. 159.

2. Муравых А.И. Государственная экологическая политика. М., 2003. С. 49.

3. Габунщина Э.Б. Как остановить пустыню. Элиста, 1997.

4. Доклады о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия в 1993-2001 гг. Элиста, 2002.

5. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды по Астраханской области за 2004 год. Астрахань, 2005.

6. Закруткин В.В. О состоянии экологической обстановки в Республике Калмыкия на примере Мало-дербетовского, Октябрьского и Приютненского районов: Тематический отчет МНВЭЦ «Экотон» РГУ Ростов н/Д, 1996.

7. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Калмыкия в 2005 г.». Элиста, 2006. С. 111.

8. Информационные материалы Комитета экологии и природных ресурсов Астраханской области. «Объект Вега». Астрахань, 1994. С. 66.

9. Материалы ГГП «Кольцовгеология». Ессентуки, 1993.

10. Крайнев А.М., Назаров А.Г., Цуцкин Е.В. Распределение естественных и искусственных радионуклидов на территории пустынной зоны Калмыкии // Проблемы экологии. М., 2004.

11. Материалы Департамента ветеринарии Республики Калмыкия. Элиста, 2007.

В 2007 г. выбросы от автотранспорта рассчитывались по методике, разработанной ФГУП НИИ “Атмосфера” (г. Санкт-Петербург), которая для Республики Калмыкия не корреспондируется с ранее применявшейся методикой ФГУП “Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта”.

Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2007 г. в целом по республике составили 37,3тыс. т, из них 14,7% - выбросы от стационарных источников; 85,3% - от автотранспорта.

По сравнению с 2006 г. уменьшились выбросы на предприятиях нефтегазодобычи (на 1,3 тыс. т) и предприятиях, транспортирующих нефть и газ (на 1,2 тыс. т), в результате уменьшения объемов добычи.

Значительное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от оборудования достигнуто НПС “Комсомольская” КТК-Р в результате перевода турбогенераторов и турбонасосов на газ вместо турбинного топлива.

В связи с переходом котельных в районах республики с жидкого и твердого топлива на природный газ уменьшились выбросы оксидов азота, оксида углерода, сернистого ангидрида и сажи на 21%.

В среднем улавливается около 5% количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, при этом очистке подвергаются только выбросы, содержащие пыль.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия, осуществляющие производство, передачу и распределение пара, тепла и горячей воды (МУП “Энергосервис”, г. Элиста; МУП “Городовиковский тепловик”, г. Городовиковск; Ики-Бурульское МПОКХ, пос. Ики-Бурул; Южненское МПОКХ, пос. Южный и др.), добычу нефти и газа (Черноземельское НГДУ ОАО “Калмнефть”, ЗАО “КалмТатнефть”, ОАО “Калмгаз” и др.), транспортировку нефти и газа (подразделения ООО “Кавказтрансгаз”), производство нефтепродуктов (ООО “Цорос”, г. Городовиковск; ООО “Терра” Кетченеровский район; ООО “Форвард”, г. Элиста), другие предприятия.

В течение 2007 г. автотранспортными средствами выброшено в атмосферный воздух 31,8 тыс. т загрязняющих веществ. Из общей массы выброса 62% приходится на оксид углерода, что свидетельствует, в первую очередь, о низком качестве моторного топлива и о неполном его сгорании в двигателе автомобиля. В воздушный бассейн г. Элиста от автотранспортных средств поступило 11,7 тыс. т загрязняющих веществ.

Централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 66% населения в городах Элиста, Городовиковск, Лагань и 11 районных центрах. До 76% сельских жителей пользуются водой из шахтных колодцев, открытых водоемов и каналов. В 24 населенных пунктах республики питьевая вода доставляется специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, население пос. Яшалта, пос. Сарул использует воду оросительных систем для хозяйственно-питьевых нужд без предварительной очистки и обеззараживания.

Техническая изношенность систем водоснабжения, высокая коррозионная активность воды и ее высокая природная минерализация, отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений, недостаточная водоподготовка и устаревшие методы обработки воды являются основными причинами несоответствия питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.

В 2007 г. пробы воды из источниковцентрализованного водоснабжения не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 13,7% случаев (2006 г. - 31%), по микробиологическим показателям - в 20,7% случаев (2006 г. - 21,5%).

Из 45,88 млн. м 3 сточных вод, поступивших в 2007 г. в водные объекты республики, 82% относятся к загрязненным (сбросы рисоводческих хозяйств в Октябрьском районе), около 15% - к нормативно очищенным.

Суммарные затраты на выполнение водоохранных работ в 2007 г. составили 79 млн. руб.

Республика Калмыкия расположена на стыке двух зон растительности - степной и полупустынной. Степь представлена наиболее засушливой подзоной - пустынной степью, а пустыня - наименее засушливой подзоной - остепненной пустыней.

Все лесонасаждения в республике являются уникальным примером искусственного разведения леса в условиях пустыни и полупустыни. Создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О мелиорации земель” и Генеральной схемой по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ.

Основными объектами, оказывающими негативное техногенное воздействие на окружающую среду в области обращения с отходами, на территории Республики Калмыкия являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции, а также автотранспорт.

На начало 2007 г. на балансе предприятий республики имелось в наличии 0,4 тыс. т отходов производства и потребления; образовалось за год 27,1 тыс. т отходов, из которых использовано и обезврежено - 21,5%. С учетом передачи отходов для использования, обезвреживания, захоронения, размещения на конец 2007 г. на балансе предприятий республики оставалось в наличии 6,4 тыс. т отходов.