Предельно допустимые выбросы в атмосферу. Предельно допустимый выброс и их нормы Что такое предельно допустимый выброс пдв

Разрабатывается на основании Закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха". "Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТа 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" в соответствии с "Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТом 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

ПДВ. Предельно допустимые выбросы. Предельно допустимый выброс (проект ПДВ) - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Основной задачей проекта нормативов ПДВ является разработка оптимальных мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин. При этом для каждого источника выделения вредных веществ в атмосферу должен быть установлен такой ПДВ, чтобы суммарная предельная концентрация указанных веществ с учетом фонового загрязнения не превышала санитарных норм.

При разработке проекта проводится первичная оценка источников загрязнения . На данном этапе определяются возможные источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов. Выявляются объекты, попадающие в нормативную санитарно-защитную зону предприятия. На основании полученных данных с заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на разработку и согласование тома ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

    Перечень документов, необходимых для разработки проекта ПДВ

    Общие вопросы при разработке проекта ПДВ

    Порядок разработки проекта ПДВ

    Согласование проекта ПДВ

    Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

    Нормативно-законодательная документация для проекта ПДВ

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ.

    Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

    Реквизиты предприятия.

    Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.

    Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

    Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

    Справка о расходе сырья и материалов за год.

    Перечень технологического оборудования.

    Описание технологического процесса (подробно).

    Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.

    Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.

    Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

    Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

    Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установлениеследующих нормативов выбросов:

    технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

    предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух

Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Ростехнадзором.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Ростехнадзором.

Под предельно допустимымвыбросом (ПДВ) следует понимать:

    норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферыпри условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

    норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.

    ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

    независимое действие веществ;

    суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;

    сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;

    антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

    превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);

    наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

    проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и

    данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВи лимита ВСВ следует учитывать:

    физико-географические и климатические особенности местности;

    расположение промышленных площадок;

    расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;

    перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;

    значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е. Сi + Сiф меньше или равно ПДКi или

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации ("iIIгр.с), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования, их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд должны удовлетворять следующему условию:

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКiмр. При отсутствииустановленных максимальных разовых концентраций допускаетсяпроизводить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКiсс как

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

    Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.

    Район, для которого требуется определить значение фона.

    Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.

    Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.

    Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).

    Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПДВ.

При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

    проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;

    собственно разработку нормативов ПДВ;

    получение Разрешения на выброс.

При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.

При использовании инструментального методаинвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.

Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

    Информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога.

    Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия.

    Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя.

    Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции.

    Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.

ПДВ. Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия).

К третьей группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых удовлетворяют Ф критерию по всем отдельным ингредиентам и группам суммации. Удовлетворение Ф критерию является свидетельством крайне низкого уровня приземной концентрации рассматриваемого вещества в сравнении с ПДК.

Ко второй (II) группе сложности относятся проекты предприятий, величины выбросов загрязняющих веществ которых могут для части (или всех) отдельных ингредиентов и групп суммации не удовлетворять Ф критерию, но во всех случаях приземные концентрации рассматриваемого вещества с учетом фона не превышают ПДК и нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются на уровне фактических выбросов.

К первой (I) группе сложности относятся проекты предприятий, для которых хотя бы по одному веществу (с учетом фона) выбросы не соответствуют предельно допустимым нормативам.

Проекты первой группы сложности выполняются в полном объеме с разработкой всех разделов.

Проекты второй группы сложности выполняются не в полном объеме. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которых относятся коII группе сложности освобождаются от:

А) разработки мероприятий по регулированию выбросов:

    При наступлении НМУ по веществам, удовлетворяющим Ф критерию,

    а также в случае создания максимальной приземной концентрации на границе СЗЗ, не превышающей 0,3 ПДК по специфическим веществам;

б) необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля в случае если:

    Смах < 0,1 ПДК – для основных загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки,

    максимальная приземная концентрация Смах < 0,3 ПДК – для специфических загрязняющих веществ при отсутствии систем очистки.

Для веществ, удовлетворяющих Ф критерию, расчеты приземных концентраций не проводятся.

Проекты третьей группы сложности выполняются в сокращенном варианте. Предприятия, проекты нормативов ПДВ которыхотносятся к III группе сложности, освобождаются от:

    разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ и

    необходимости представления и согласования плана-графика производственного контроля.

В этом случае для обоснования отнесения проекта к третьей группе сложности в состав проекта включают:

    письменное обращение организации о согласовании нормативов ПДВ на уровне данных инвентаризации, согласованной в соответствии с требованиями и

    расчеты параметра Ф с указанием величин санитарно-гигиенических нормативов.

Поскольку все вещества удовлетворяют Ф критерию, расчеты приземных концентраций вообще не проводятся.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ (проект ПДВ) .

В структуру проекта ПДВ входят следующие разделы:

В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ следует отразить основные результаты проведенной работы с указанием:

(1) общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
(2) количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
(3) числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
(4) сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;
(5) величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

1. Введение.

Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

2. Общие сведения о предприятии В этом разделе приводят:

    Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

    Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

3. Характеристика предприятия как источника атмосферы

В состав раздела входят:

    Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

    Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

    Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

    Перспективы развития или технического перевооружения предприятия. При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительстве новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкций, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д.

    Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы. Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.

    Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

    Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляются с учетом требований приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78.

    Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные - из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами.

    Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.

4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ.

Состав раздела включает:

    Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы.

    Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ.

    Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития, выполненные в соответствии с ОНД-86, ситуационные карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций; максимальные приземные концентрации в жилой зоне и на границе санитарно-защитной зоны; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы.

    Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    План мероприятий оформляется по нижеприведенной форме: ПЛАН мероприятий по снижению выбросов

    Дается обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и других планируемых мероприятий, в том числе перепрофилирования или сокращения объема производства.

    Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы, осуществленная по отраслевым и федеральным методикам

    Приведено уточнение размеров санитарно-защитной зоны.

    Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.

    Документы (материалы), свидетельствующие об учете специальных требований (при их наличии) к качеству атмосферного воздуха для данного района, в случае, если в районе размещения предприятия или в прилегающей к предприятию территории расположены зоны заповедников, музеев, памятников архитектуры и т.д.

5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

Состав этого раздела должен содержать:

    План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (см. раздел 14.4).

    Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ (см. раздел 14.4).

    Краткую характеристику каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования (сущность технологии, необходимые расчеты и обоснование технологий).

    Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.

    План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

    Экономическую оценку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ

6. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ). При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ (ВСВ), а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

    контроль непосредственно на источниках выбросов;

    контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

    При контроле за соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.

    В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.

    План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)

    Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы:

Контрольные значения приземных концентраций вредных веществ для контроля нормативов ПДВ (ВСВ) на ___________ 200_ год

7. Приводятся предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованные выбросы (лимиты) устанавливаются территориальными органами Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзором по г.Москве. ПДВ и ВСВ устанавливаются для каждого конкретного стационарного источника выбросов и юридического лица в целом или его отдельных производственных

До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в Ростехнадзор по г. Москве на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора.

Для получения соответствующего Заключения проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) малого предприятия следует представлять в Роспотребнадзор административного округа по месту нахождения предприятия. Проекты нормативов ПДВ объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения Заключения в Роспотребнадзор по г. Москве.

Проект нормативов ПДВ представляется в Отдел нормирования Ростехнадзора г. Москве после предварительного внесения платы за поведение экспертизы в соответствии с "Временным порядком оплаты государственной экологической экспертизы в г.Москве от 12.08.93 г.Оплата и рассмотрение проекта нормативов ПДВ в отделе нормирования и заключений проводится в зависимости от группы сложности проекта и экспертных работ с учетом количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ.

Для согласования и утверждения разработанных нормативов ПДВ и получения Разрешения на выброс индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормированияРостехнадзора по г. Москве следующие документы:

    Заявку (письмо, заявление) природопользователя с просьбой о согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ.

    Проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу предприятия - природопользователя, заверенный организацией разработчиком нормативов ПДВ и утвержденный природопользователем.

    Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приложением расчетов выбросов, ситуационным планом, климатическими и фоновыми характеристиками объекта, справкой по расходу сырья, материалов и топлива, заверенной природопользователем.

    План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на текущий период времени, утвержденный природопользователем.

    Заполненные бланки Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Для получения (продления) Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу при наличии действующих нормативов ПДВ индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в Отдел нормирования Ростехнадзора по г. Москве следующие документы:

    Заявку (письмо) предприятия - природопользователя о продлении сроков действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу не позднее, чем за 30 дней до его истечения.

    Технический отчет по продлению разрешения на выброс по установленной форме.

    Заполненный бланк Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

    План-график контроля на текущий период.

Отдел нормирования рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение о согласовании проекта нормативов ПДВ и выдачи Разрешения на выброс или отклоняет их, отправляя на доработку.

Результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ оформляются Заключением. Заключение подписывается экспертом и начальником отдела нормирования и разрешений. При выявлении в проекте отступлений от экологических требований, действующих норм и правил проект возвращается предъявителю проекта на доработку для устранения замечаний Заключения. При соответствии материалов проекта требованиям нормативно-методической документации предъявителю проекта выдается письмо о согласовании за подписью руководителя Ростехнадзора по г. Москве. Проекту присваивается номер, производится его регистрация в журнале учета.

В следующих случаях допускается согласовывать проект нормативов ПДВ с условиями:

    при необходимости заключения в установленный срок договора на разработку ПДК (ОБУВ);

    при подтверждении экспертизой отсутствия технических решений по сокращению выбросов до нормативного уровня (при условии, что Смах < ПДК без учета фона).

Отделом нормирования Ростехнадзора по г. Москве может быть дано предписание надоработку проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в следующих случаях:

    при выявлении неполноты учета источников выделений, выбросов, ингредиентов;

    при установлении факта несоответствия (превышения) фактических выбросов над согласованным проектом нормативов ПДВ (ВСВ) по данным производственного или государственного контроля;

    при обнаружении в проекте неверных сведений о расходе и типе используемого сырья и материалов, чистого времени работы оборудования, о расположении ближайшей жилой застройки, других объектов с повышением требованиями к качеству атмосферного воздуха;

    переутверждения вышестоящими органами методов расчета и замеров концентрации;

    изменения экологической обстановки в городе или фоновых концентраций загрязняющих веществ.

В-первых трех случаях принимается решение о мере ответственности и оформляется соответствующее предписание, устанавливается срок для проведения доработки (корректировки) проекта (до 3-х месяцев).

В других случаях Отдел нормирования направляет в адрес предприятия уведомление о необходимости и сроках доработки проекта.

Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет до 5 лет.

Проекты нормативов ПДВ, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки, что и при первом представлении, т.е. в течение 30 дней.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:

    изменении экологической обстановки в регионе,

    появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды,

    изменении технологии или производственной программы предприятия.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается сроком на один год.

Действие Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может быть аннулировано или приостановлено Ростехнадзором по г. Москве.

Основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может являться:

    Превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля.

    Нарушение "Правил эксплуатации установок очистки газа", приводящее к превышению установленных нормативов выбросов.

    Невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий.

    Превышение установленных годовых лимитов выбросов.

    Неуплата предусмотренных природоохранных платежей.

Для установления временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу Ростехнадзор по г. Москве по согласованию с органами Роспотребнадзора по г. Москве или ее административному округу:

    определяет возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

    представляет их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации (г. Москвы);

    устанавливает временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который разрабатывается и реализуется предприятием - природопользователем.

Нормативы предельно допустимых выбросов микроорганизмов и биологических веществ в атмосферу утверждаются органами Роспотребнадзора по г. Москве или ее административному округу.

Предельно допустимые и временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются Разрешениями на выбросы. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает:

    определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ;

    проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;

    проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, оказывающих влияние на соблюдение нормативов ПДВ.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами Ростехнадзора, осуществляющими государственный контроль.

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПДВ.

Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха" (96-ФЗ - 1999 г.)

Ст. 1. Основные понятия.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

- загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

- предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

- временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

    технические нормативы выбросов;

    предельно допустимые выбросы.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, . разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение.

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Ст. 30. Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Ст. 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, глава 8:

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штрафа на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).

ПДВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОЕКТА ПДВ.

    Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха", 04.05.1999г № 96-ФЗ.

    ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.

    ГОСТ 17.2.1.01-76. Атмосфера. Классификация выбросов по составу.

    ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метрологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения.

    ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., издательство стандартов, 1979, 14 с.

    ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.

    ГОСТ. 17.2.3.01-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен с 01.01.79 г. Издательство стандартов, 1979, 4 с.

    СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика.

    СНиП 245-71. Строительные нормы проектирования промышленных предприятий.

    ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.

    ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1.Санкт-Петербург, ВНИИОПЗД, 1991. 98 с.

    РД 50-210-80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления ПДВ вредных веществ промышленными предприятиями.

    РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Новосибирск, 1986. Ленинград, 1987.

    Методические указания по расчету количественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу от основного технологического оборудования предприятий пищеконцентратной промышленности, Гипропищепром, м., 1993.

    Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. Гидрометеоиздат, 1986.

    Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности. Новосибирск, 1987.

    Методы расчета выделения вредных веществ в атмосферный воздух технологическим оборудованием на предприятиях химической промышленности. М., Химия, 1982.

    Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. НИИАТ, 1998.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм (по величинам удельных показателей). Санкт-Петербург, " Интеграл", 1999г.

    Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров. Государственный комитет РФ по охране окружающей Среды, 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (на основе удельных выделений). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей). НИИ охраны атмосферного воздуха, "Интеграл", 1997 г.

    СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Москва 1989 г.

Податок на додану вартість є обов"язковим до сплати для будь-якого підприємства, що займається виробництвом,

Наданням послуг. У даній статті ми поговоримо про податкові ставки, об"єкти оподаткування, системі розрахунку ПДВ і важливості заповнення податкової декларації.

Поняття ПДВ

Податок на додану вартість непрямий. Він перераховується до бюджету держави продавцем, але на виході оплачується споживачем. ПДВ врахований в ціні будь-якого товару і його завжди оплачує останній покупець.

Складові ПДВ

Зрозуміти суть ПДВ для "чайника" буде простіше, якщо розібратися в поняттях податкового кредиту та зобов"язання, різниця між якими і є фактичною сумою для сплати в казну держави:

  • Податковий кредит - це сума, на яку можна зменшити податкове зобов"язання у цьому звітному періоді, так як вона вже сплачена раніше.
  • Податкове зобов"язання - загальна сума податку за звітний період. Наприклад, продавець хоче реалізувати товар вартістю 10000 у.о. з націнкою 15%, тобто за 11500 у.о. Ставка ПДВ для нього - 20%, тобто податок становить 2300 у.о.

Документальне оформлення розрахунків за товари та послуги відбувається за допомогою податкових накладних. Крім них є ще один важливий документ - рахунок-фактура, що виписується у двох примірниках: один призначається для продавця, інший - для покупця. Якщо ви купуєте товар, то реєструєте свою рахунок-фактуру в книзі покупок, якщо продаєте, то в книзі продажів.

Розрахунок ПДВ для "чайника" буде нескладний, якщо зберігати всю податкову документацію. За відсутності, неправильному оформленні або втраті рахунки-фактури від продавця ви не маєте права на податковий кредит, що означає переплату ПДВ, так як вам нема чого відняти з податкового зобов"язання.

Розрахунок

Облік ПДВ для "чайників" починається з реєстрації рахунків-фактур у книзі продажів і книзі покупок. Різниця між податковим зобов"язанням і загальною сумою податкового кредиту за звітний період - це ПДВ до сплати. Якщо ретельно вести бухгалтерську документацію, то дуже просто розрахувати ПДВ. Для "чайників" проводки можуть становити більшу складність, тому записи повинен виробляти професіонал, так як на їх підставі відбувається підсумковий розрахунок податку в кінці звітного періоду.

Ставка податку на додану вартість залежить від діяльності, яку здійснює підприємство, а також від його річного грошового обороту. Пояснимо розрахунок ПДВ на прикладі виробництва і реалізації жіночих суконь на території РФ, ПДВ для якої становить 18%. Виробник закупив тканину і фурнітуру на суму 20000 руб., А також заплатив ПДВ 3600 руб. Він отримав рахунок-фактуру, яку вніс до книги покупок. 3600 руб. - Це податковий кредит в даному випадку.

З вихідних матеріалів було вироблено 10 суконь, які планується реалізувати за ціною 3500 руб. кожне, тобто загальна націнка на товар складе 15000 руб. Податкове зобов"язання вважається таким чином: (3500 * 10) * 18/100 = 6300 руб. Формула обов"язкового до сплати ПДВ для "чайника" проста: з податкового зобов"язання віднімається податковий кредит. У нашому прикладі необхідно зробити наступне: 6300-3600 = 2700 руб. Підприємець повинен сплатити ПДВ у розмірі 2700 руб., Так як 3600 руб. він уже вніс, коли набував тканину і фурнітуру.

Платники податків та об"єкти оподаткування

Індивідуальні підприємці, організації та особи, що транспортують товари через кордон держави, є платниками податків ПДВ. Що це таке для "чайників"? Це означає, що з"ясувати, чи будете ви платити податок на додану вартість, можна наступним чином: необхідно визначити свій статус у відповідності з Податковим кодексом країни, де зареєстровано ваше підприємство.

Об"єктами оподаткування в РФ є наведені нижче операції:

Податкові ставки в РФ

ПДВ для "чайників" (2014) - це 3 ставки: 0%, 10% і 18%, що визначаються залежно від роду діяльності підприємства. Податком на додану вартість в розмірі 0% обкладається реалізація наступних товарів, послуг чи робіт:

  • Зобов"язання, що виконуються організаціями нафтопродуктів, природного газу.
  • Послуги міжнародного перевезення товарів.
  • Надання залізничного рухомого складу.
  • Реалізація товарів, які вивезли за митною процедурою експорту.

Повний список об"єктів оподаткування викладений у ст. 164 НК РФ. ПДВ у розмірі 10% платять при реалізації продовольчих товарів:

  • м"яса, птиці, морепродуктів, риби;
  • яєць;
  • солі, цукру;
  • зерна, круп
  • макаронних виробів;
  • молокопродуктов;
  • хлібобулочних виробів;
  • овочів;
  • дитячої та діабетичного харчування.

10% стягується при реалізації таких дитячих товарів:

  • одягу та взуття;
  • ліжок і матрацев;
  • подгузніков;
  • колясок;
  • канцелярського приладдя.

Книжкова продукція освітнього характеру, пов"язана з наукою чи культурою, а також періодичні друковані видання обкладаються ПДВ у розмірі 10%. Це не відноситься до поліграфічної продукції еротичного чи рекламного характеру. Медичні товари: препарати та вироби медичного призначення також входять до числа товарів, які обкладаються ПДВ у розмірі 10%.

У всіх інших випадках застосовується податкова ставка 18%. Якщо мова йде про товари, що ввозяться на територію РФ, то вони обкладаються податком на додану вартість у розмірі 10% або 18%.

Податкові ставки в Україні




Ставки ПДВ в Україні сьогодні такі: 0%, 7% і 20%. Ставка ПДВ 0% застосовується в наступних випадках:

  • операції вивезення товарів з території України у митному режимі експорту;
  • поставка товарів для заправки морських суден територіальних вод інших держав, а також суден ВМС України;
  • поставка товарів для заправки або змісту повітряних суден, що виконують міжнародні рейси або входять до складу ВПС України;
  • міжнародні перевезення пасажирів, багажу і вантажів різними видами транспорту.

Повний список об"єктів оподаткування зі ставкою 0% викладений у ст. 195 ПК України. Податком на додану вартість в розмірі 7% обкладаються товари медичного призначення. У всіх інших випадках застосовується ставка ПДВ 20%. У ст. 196 ПК України перераховані операції, які не є об"єктами оподаткування. ПДВ для "чайників" 2013 і 2014 років не підлягав серйозним законодавчим змінам. У 2015 році можливе зниження основної ставки до 17%.

Сплата податку та звітність

Реєстрація рахунків-фактур є основою для розрахунку ПДВ до сплати. Податковий кредит та податкове зобов"язання здійснюються лише за наявності цих документів. Важливо, щоб рахунки-фактури були правильно оформлені, інакше вони є недійсними. У Росії ПДВ відраховують до бюджету після закінчення звітного періоду - кварталу, в Україні - щомісяця. У платника податків є 20 днів на оформлення документів, що відображають ПДВ. Що це таке для "чайників": декларація, яка здається в податкове управління. На її основі проводиться камеральна податкова перевірка.

Відшкодування податку

Якщо податкове зобов"язання менше, ніж податковий кредит, то здійснюється Платник податків заявляє податковому органу суму до відшкодування, яка визначається при проведенні камеральної перевірки. Якщо порушень немає, то через 7 приймає рішення про відшкодування коштів. Протягом 5 днів після прийняття рішення про нього повідомляється платнику податків у письмовому вигляді. Необхідну суму повертає територіальний орган федерального казначейства протягом робочого тижня.

Якщо в ході камеральної перевірки виявляються порушення, то складається акт, який відправляється на розгляд керівнику податкового відділу. Він або його заступник виносять рішення про наявність податкового правопорушення і притягнення платника податків до відповідної відповідальності. Варто відзначити, що заявлена до повернення сума може бути відшкодована в рахунок погашення недоїмки, боргів і штрафів по федеральних податків.

Правила подання декларації з ПДВ в РФ і в Україні

В кінці звітного періоду кожним підприємством, зареєстрованим в податковій інспекції, здається декларація з ПДВ. Для "чайників" відзначимо: у Росії звітним періодом вважається квартал, а в Україні - місяць. Квартальний період для звіту використовується тільки в тому випадку, якщо обсяг оподатковуваних операцій за останні 12 місяців не перевищує суму в 300 000 грн. Протягом двадцяти днів, наступних за останнім днем податкового періоду, декларацію необхідно надати відповідним органам. Сплата відрахувань в Україні має відбуватися протягом тридцяти днів після закриття звітного періоду, а в Росії - протягом двадцяти.

Подання податкової декларації в Україні може здійснюватися особисто платником податків, передаватися в електронному вигляді або пересилатися поштою як цінний лист з обов"язковим повідомленням. У Росії з 01.01.2014 року декларацію з ПДВ можна подавати лише в електронному вигляді по телекомунікаційних каналах зв"язку. Вибрати оператора електронного документообігу можна на регіональних сайтах ФНС. З ним необхідно укласти договір, отримати кошти криптозахисту і посилену кваліфіковану електронний підпис, який буде використовуватися для засвідчення рахунків-фактур і декларацій.

Заповнення декларації з ПДВ має здійснюватися у суворій відповідності з формою, встановленою на дату її подачі.

Експортний ПДВ

Компанії РФ, які просувають свою продукцію за кордон, мають пільгу від держави - це 0% ставка ПДВ, так як повну суму податку за будь-який товар завжди платить кінцевий покупець (в даному випадку - іноземний споживач, але в казну своєї держави). Експортний ПДВ для "чайників": компанія, що надає товари або послуги за кордон, може відшкодувати ПДВ, сплачений раніше, при витратах на сировину, виробництво, роботу, так як він часто перевищує ПДВ, записаний у книзі продажів.

Для цього компанія-експортер повинна підтвердити правомірність прийняття нульової ставки ПДВ, факт експортної операції і обгрунтованість відшкодованої суми податку. До податкової інспекції необхідно надати документи:

  • декларацію з ПДВ;
  • рахунки-фактури та копії накладних;
  • контракт з іноземним партнером;
  • митну декларацію, що підтверджує відправку товару за граніцу;
  • копії документів, що підтверджують отримання товару в іншій країні;
  • заяву на відшкодування ПДВ.

Після цього податковий орган проводить камеральну перевірку і приймає рішення про можливість повернення заявленої суми. Якщо в якомусь документі виявляться неточності або помилки, це загрожує не тільки відмовою у відшкодуванні необхідної суми, але й нарахуванням штрафу. Для повернення грошових коштів важливо дотримуватися термінів і правила подачі документів, а також своєчасно реагувати на запити податкової інспекції, якщо необхідна буде додаткова інформація про діяльність компанії.

ПДВ для держави

ПДВ є податком, який платить кожен. Продавець завжди включає його в ціну реалізованого продукту, щоб повернути свої кошти, які він уже перерахував до бюджету. Таким чином, ПДВ - це значні та постійні надходження в казну держави. Нульова ставка ПДВ для компаній-експортерів робить привабливим розвиток зовнішньоекономічних відносин, а це стимулює приплив валюти в бюджет і стабілізує платіжний баланс країни.

Система формування та сплати ПДВ досить проста, більш докладно про це можна почитати в Податковому кодексі. У статті написано все про ПДВ, для "чайників" цієї інформації цілком достатньо, щоб зрозуміти суть розглянутого податку, а також правила його розрахунку, відрахувань у скарбницю і формування відповідної документації.

Поділися в соц мережах:


Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые государственными органами охраны окружающей среды по каждому стационарному либо передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия в целях предупреждения загрязнения окружающей среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ПДВ" в других словарях:

    ПДВ - предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу мн. ч., экол. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пдв парашютно десантный взвод авиа, воен. ПДВ ПДВ ИРИ …

    ПДВ - См. Предельно допустимый выброс EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010 … Экологический словарь

    ПДВ - абревіатура податок на додану вартість незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

    ПДВ - предельно допустимый выброс … Словарь сокращений русского языка

    ПДВ ИРИ - ПДВ ПДВ ИРИ Партия деятелей возрождения Иран, полит. ПДВ Источник: http://www.regnum.ru/expnews/256652.html … Словарь сокращений и аббревиатур

    ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ВЫБРОС (ПДВ) - научно технический норматив, устанавливаемый с условием, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха (ПДВ в атмосферу) не превышало нормативов качества воздуха для населения, а также для растения и животных. В СССР введен… … Экологический словарь

    Выброс радионуклидов предельно-допустимый (ПДВ) - 3.10. Выброс радионуклидов предельно допустимый (ПДВ) норматив мощности выброса, определяемый из условия соблюдения санитарных норм по пределу дозы с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения. Источник: МР 2.6 …

    предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ - 13 предельно допустимый выброс (газообразных радиоактивных отходов); ПДВ: Норматив мощности выброса газообразных радиоактивных отходов, определяемый по пределу дозы излучения с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) - Научно технический норматив, устанавливаемый из условий, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного миров… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Выброс предельно допустимый - (ПДВ) – объем (количество загрязняющего вещества за единицу времени, превышение которого» дет к неблагоприятным последствиям в окружающей природной сред или опасно для здоровья человека (ведет к превышению предельно допустимых концентраций – ПДК… … Словарь по экономической теории

Книги

  • Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распространение в воздухе. Справочник , Н. Ф. Тищенко. Приведены расчетные методы определения вредных веществ, поступающих в окружающую среду через неплотности в оборудовании, при отборе проб, открытом хранении сырья, а также от воздушен…
  • Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве Учебно-методический комплекс , Нисковская Е.. Учебно-методический комплекс дисциплины "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в строительстве" содержит в своем составе курс лекций, лабораторные работы,…

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.

В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:

  • стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
  • передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.

В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:

Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.

После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).

К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:

  • показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
  • приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.

Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.

В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.

После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.

В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.

В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»

Проект ПДВ – это научно обоснованная оценка воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду какого-либо региона и разработка эффективных мер по защите атмосферы и снижению концентрации приземных вредных веществ до нормативных величин.
Проект ПДВ разрабатывается для каждого предприятия индивидуально, с учетом мощностей и производственных потребностей данного субъекта деятельности.

Начинается проект ПДВ с определения источников загрязнения. Источники загрязнения делятся на:
- стационарные и передвижные
- организованные и не организованные.
К стационарным организованным источникам относят окна, вент системы, трубы и така далее.
Территории временного хранения пылящихся материалов открытым способом, автостоянки, проведение сварочных и металлорезательных работ на улице относятся к неорганизованным источникам загрязнения.
А вот автотранспорт и погрузчики относятся к передвижным источникам выбросов.

Проект ПДВ (предельно допустимых выбросов) опирается на следующие понятия:

ГОСТ 17.2.3.02-78 определяющий ПДВ, как количество выбросов загрязнений за единицу времени
- рабочий норматив задающий максимальную массу выброса за единицу времени при наступлении неблагоприятных климатических условий.
- норматив ПДВ для стационарного источника загрязнения с учетом экологических норм

Составляя проект ПДВ специалист-разработчик учитывает множество различных факторов:
Естественный фон местности
Точки максимальной концентрации загрязняющий веществ
Месторасположение санитарных зон

Стоимость работ по составлению проекта ПДВ так же определяется для каждого предприятия индивидуально и зависти от:
Количества источников загрязнения
Количеству загрязняющих веществ
Сложности градостроительной конструкции и рельефа местности.

ПДВ является одной из составляющих ПНООЛР .

После согласования проект ПДВ является основным документом для получения разрешения на производство выбросов хозяйственной деятельности предприятия в окружающую атмосферу.