Нетрадиционные методы работы логопеда при постановке. Коченева Ольга Евгеньевна, учитель-логопед. «Использование нетрадиционных методов в практике учителя-логопеда ДОУ. Министерство образования московской области

Практическую часть своего мастер – класса, я начну с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

- Добрый день, всем! Сегодня я приглашаю вас побывать на логопедическом занятии и поучаствовать в нем вместе со мной. Ребята, давайте мы познакомимся.

Упражнение «Приветствие»

Участники встают в круг и, начиная с ведущего, должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом (локтями), все остальные участники повторяют приветствие каждого участника или, бросая мяч друг другу, называем свои имена.

Здоровьесберегающие технологии неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и не традиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

Улучшение памяти, внимания, мышления; - повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния; - повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции; - снижается утомляемость;

Улучшаются пространственные представления; - развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция; - улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас свыше названными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает:

    улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

    улучшить подвижность артикуляционных органов;

    укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

    уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

Задание. Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Сказка про язычок».

Одной из форм оздоровительной работы является– пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Варианты:

-многоразовые дорожки для развития моторики ваших пальчиков, необходимо взять фломастер и как можно ровнее пройти по ним, не касаясь крайних линий, от верблюда до кузнечика

-игрушки на пуговицах с отстегивающимися деталями

- пробки

- загадочные прищепки

- сказочные скрепки

- счетные палочки

-игры с песком

- мозаика и т.д.

В своей работе с детьми я использую самомассаж рук . Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Выполним упражнение

Если пальчики грустят – доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони.)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит. (Трясем кистями.)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них.)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать.)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке.)

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому– и болезнь отступит».

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.

«ЧАСИКИ» «ПЕТУШОК»

Часики вперёд идут, Крыльями взмахнул петух,

За собою нас ведут. Всех нас разбудил он вдруг.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. Встать прямо, ноги слегка расставить,

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) Руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть

2- взмах руками назад «так» (выдох) Ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повтор. 5-6 раз.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в любом виде деятельности: как часть физкультурного занятия, на уроке музыки, на прогулке, в игре, н-р, можно дуть на ватку-мяч и загонять ее в ворота или на кораблик в тазу ит.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я же использую как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз . Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки. Упражнения с детьми провожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас упражнения для глаз.

Перышко мы увидали- и с пером жар-птицы поиграли.

Берут перо в руку, вытянуть его вперёд перед собой, сфокусировать на нем взгляд.

Перья вправо полетели, дети вправо посмотрели . Отвести перья вправо, проследить движение взглядом.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа . Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать«лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний

«Наступили холода»

Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.

А на улице зима, наступили холода. Да-да-да- наступил холода.

Потереть ладошки друг о друга.

Да-да-да- превратилась в лёд вода.

Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду- поскользнусь я на льду. Указательными пальцами п риставить ладони

ко лбу и помассировать крылья носа .

Ду-ду-ду- Я на лыжах иду. Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды- на снегу есть следы. Приставить ладони ко лбу «козырьком»

и энергично растирать лоб движениям в стороны – к середине лба.

Ди-ди- ди- ну, заяц. Погоди! Погрозить пальцем.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су – Джок терапия .

Су – Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су–кисть, Джок–стопа. СуДжок–терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактик речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, показывать движения, а вы повторяйте.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек, п о ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. ( движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

Кинезиология –наука о развитии головного мозга через определённы едвигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" ит.д.

-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок - и зажали в кулачок.

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Что же такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика является новым интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био–человек, энергия–сила, пластика-движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения руки, артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика руки соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

«Дятел»

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку–постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую–наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Дорожка для развития общей моторики «Дорожка Здоровья»

Цель: формировать знания детей о способах укрепления связочно - мышечного аппарата стопы и профилактики плоскостопия, дорожки помогают детям уверенно выполнять задание, формируют у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп.

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки, пуговицы, пластмассовые цветы, косточки,палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.).

В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.

До чего трава высока, то крапива, то осока,

Поднимаем выше ноги, коль идем мы по дороге.

Проходя по дорожке, произносим чистоговорку.

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос). Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас). Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Релаксация. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. И давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем - СПАСИБО! Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Итог мастер- класса

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер–класса предлагаю вам помедитировать.

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет горит и разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

МКОУ Половинская СОШ

Краснозерский район Новосибирская область

Мастер - класс

«Нетрадиционные методы работы в логопедической практике »

Тема: «Путешествие по загадочным дорожкам в игровой гостиной»

Цель : расширить информационное поле применения инновационных технологий в коррекционном воспитательно- образовательном процессе.

Задачи:

    показать варианты игр, способствующих развитию и улучшению памяти, внимания, мышления; стимулированию двигательных функций и снижению утомляемости; развитию дыхательного и артикуляционного аппаратов;

    развивать коммуникативные навыки и позитивные взаимоотношения,

    создать положительную доброжелательную атмосферу,

    познакомить присутствующих с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Девиз : Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься, сделай лучше нас.

Каждый день: всегда, везде, на занятиях, в игре –

верно, четко говорим никуда мы не спешим!

Подготовила:

учитель-логопед

I категории

Калашникова Лариса Викторовна





Февраль- 2016

Горбунова Альфия Муллахматовна учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13 «Рябинка» г.Чайковский, Пермский край
(статью в формате MS_Word скачать 41KB )

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у нихнизкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы.

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.

Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в ДОУ.

Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.

С уверенностью можно сказать о том, что применяемый нами комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции: артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой,логопедический массаж и самомассаж, локальная контрастотермия, ДЭНС - терапия, биоэнергопластика.

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения с водой, с успехом применяемые нами в практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла.

Изучая рефлекторные связи языка, полости рта и головного мозга, учёные пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны, особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа – ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.

Активно используемый нами в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, комбинируем их и дополняем отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов, зубных щёток, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, мы автоматически стимулируем и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.

Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяем локальную контрастотермию (криотерапию) – поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и горячего яйца, обёрнутых в носовые платки.

С целью нормализации тонуса артикуляторных мышц эффективно используем ДЭНС – терапию. При применении этой физиотерапевтической процедуры намного сокращается срок постановки звуков и их автоматизация.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Спланированная нами система мероприятий по активизации органов артикуляции с использованием нетрадиционных методов зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство, которое можно активно применять в логопедической практике.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

Нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

Стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

Активизируется речевая функция

Повышается работоспособность,

Улучшается соматическое состояние.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко» п. Адамовка Оренбургской области

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017
Подготовила: учитель – логопед высшей категории Н.В. Макарова
Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
(Лев Семёнович Выготский)

Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование:
1. Индивидуальные зеркала
2. Ватные диски.
3. Ватные палочки.
4. Напальчник.
5. Коктельные трубочки.

6. Стаканчики с крышкой,
7. Постановочные логопедические зонды.
8. Ротовая полость «РАТАТУШКА».
9. Театр язычка.
10. Воздушные шары.
11. Бабочка из папирусной бумаги.
12. Вертушка.
13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
14. Массажный мяч с шипами «Ёжик».
15. «Су-джок».
16. Шар с резинками.
17. Прищепки.
18. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
3. Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
В последние годы наблюдается рост числа дош¬кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз¬вития. Цепочка неблагоприят¬ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
профилактика речевых нарушений.

Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.
Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.
Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?
(Строим дом)
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
3. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
5. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2. Сдуть бабочку с кончика носа.
3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
5. Вертушка, губы.

3 этап -
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Массажный мяч.
2. Шар с резинками.
3. Прищепки.
4. Су-джок терапия.

5 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

4 этап –
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;
2. р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.

3. ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су - джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

  • нормализовать мышечный тонус,
  • Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии .

  • В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.
  • Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

  • Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.
  • Мятное повышает настроение.
  • Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.
  • Розмариновое - улучшает память.
  • Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.
  • Масло чайного дерева - эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.
  • Пихтовое - устраняет депрессию, чувство неуверенности.
  • Кедровое - Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

  • Создавать положительный эмоциональный фон.
  • Стимулировать двигательные функции.
  • Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  • Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений,
  • Ритмические движения под музыку,
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
  • Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,
  • На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. (цветотерапия, светотерапия)

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия - это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой - успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый - успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су - джок терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су - Джок терапия, последнее достижение восточной медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су - джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

  • Развить тактильно - кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов - цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 - 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых , в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В - третьих , в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика.

В - четвертых, совершенствуется предметно - игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Разделы: Логопедия

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

К фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется “лексический” подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

  • сформулировать тему и цели занятия;
  • продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
  • запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
  • осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • формулировать инструкции кратко и четко;
  • использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  • уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.

Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

В последнее время стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей. Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей. Деятельность педагогов в проекте должна быть сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе дошкольных логопедов могут быть логосказки. Целью логопедической сказки является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок логопеды могут решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Прежде всего, все логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедической практике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы, как

  • Логопедический массаж
  • Массаж языка
  • Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
  • Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • Имаготерапия – театрализация
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с природным материалом - водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами - включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма; снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации).

Игровые приемы в логопедической работе

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На занятиях широко используются игровые приемы обучения. Именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях, так как наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр. По наблюдениям логопедов, даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается нередко. Сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. и лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Есть игры на активизацию артикуляционной моторики . К подготовительным можно условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. (звукопостановка). Потешки, чистоговорки, считалки должны быть сгруппированны также на звуки или группы звуков. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме. Эти игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны иметь всегда ввиду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр. Важная задача педагогов: логопедов и воспитателей – донести до родителей значение игр. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Таким образом, с помощью компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Все чаще в современной логопедии применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Задача современного логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Желание ребенка участвовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Список использованной литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.

2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.

3. Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.

4. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.

5. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.

8. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 64 с.