Министр образования васильева об образовании. Рубрика: Министр образования Ольга Васильева: хроника работы. Ранние годы и образование Ольги Васильевой

Просвещение, на самом деле, может быть разным. Таким, каким оно должно быть по своему уровню и качеству. Таким, каким его удобнее всего видеть профильным госчиновникам. Или таким, на котором этим самым чиновникам можно неплохо погреть руки и набить карманы. А что? Средства есть и немалые, а уж способы найдем. А что до преподавания — вспомним при случае как раньше было, и успокоим всех…

Министр просвещения РФ Ольга Васильева, как выяснилось 7 ноября на правительственном часе в Госдуме, грезит довоенными годами. По ее мнению, преподавание в советских школах в 30-е годы прошлого века является эталоном, к которому она предлагает стремиться. Чего же хочет Ольга Васильева? Того, чтобы физик, к примеру, мог преподавать биологию. Ведь «иногда ветеринарный врач преподает иностранный язык».

Таким весьма, надо сказать, экстравагантным способом глава Минпросвещения хочет победить дефицит учителей в школах. Спикеру Госдумы Вячеславу Володину предложение Васильевой не понравилось. Действительно, как может разбираться в просвещении человек, который по мнению некоторых участников рынка, может быть заинтересован только в лоббировании интересов близкого к себе издательства?
« » напоминают, как Ольга Васильева пытается протащить в школы «офшорные» схемы.

Кипрские учебники

Как ранее сообщали «Документы и факты», практически волевым решением отдала эксклюзивное право выпускать школьные учебники издательству «Просвещение», которым владеет зарегистрированная на Кипре компания PROSVESHCHENIYE HOLDINGS LIMITED. Кипр, как известно, благодатная территория для ухода от налогов и отмывания денег. А теперь там оседают и деньги, выделяемые на выпуск школьных учебников.

Министр просвещения приютила иркутского чиновника в «Просвещение»?

Директор издательства «Просвещение» - личность небезынтересная. Виктор Басюк ранее возглавлял министерство образования Иркутской области. Как ранее сообщало издание , в свое время чиновник чуть было не стал фигурантом уголовного дела, но вовремя исчез из поля зрения правоохранительных органов. Его к себе и приютила Ольга Васильева, доверив печать школьных учебников. Не исключено, что министр поспособствовала тому, чтобы Басюк возглавил вышеупомянутое издательство. И теперь все подряды от правительства России достаются «Просвещению»! От этого хорошо и Васильевой, и Басюку. Вот только российскому просвещению плохо.

А ведь в свое время был снят с тиража учебник по математике профессора Людмилы Петерсон, по которому учился гениальный ученый Григорий Перельман. В том числе благодаря этому учебнику математик первым в мире доказал гипотезу Пуанкаре. Теперь этого учебника нет в школьной программе. Не потому ли, что он оказался не совсем патриотичным? Только ведомство Ольги Васильевой может решать, как в принципе учебник математике может быть патриотичным.

Васильева потеряла контроль над министерством?

Минувшим летом Ольга Васильева не поддержала поправки в федеральное законодательство об ужесточении правил усыновления. Причем ее же ведомство соответствующий законопроект и инициировало! Изначально Васильева поддерживала ужесточение правил усыновления. А затем, словно почуяв, откуда ветер дует, министр резко изменила свое мнение, заявив, что законопроект, оказывается пытались продвинуть у нее за спиной! Что же это за министр такой, который не знает, чем занимаются подчиненные в министерстве? Тут одно из двух: либо это действительно так и Васильева некомпетентна, либо она говорит неправду. Оба варианта из рук вон плохи, причем, как для самой министра, так и для всего российского школьного образования.

Министр против аналитического мышления?

Ольга Васильева последовательно выступает против отмены единого государственного экзамена (ЕГЭ). По ее мнению, он идет российским школьникам во благо. А то, что этот экзамен отбивает напрочь способность детей к аналитическому мышлению, министра, видимо, не волнует. Ведь, упаси Господь, с таким мышлением можно и про Минпросвещения чего недоброе замыслить… А поводы для этого есть! Когда в ведении Васильевой было высшее образование, она предлагала, к примеру, ликвидировать большинство российских вузов. В частности, вместо 15 университетов она предлагала оставить только шесть.

Как быть остальным девяти, что с ними делать? Быть может, проще нам поменять министра? Похоже, президент понял, что здесь что-то не так и лишил Васильеву контроля над высшим образованием, теперь она отвечает только за школы. Но лучше бы она и за них не отвечала.

Миллиардные нарушения

Как тут не вспомнить еще один вопиющий случай в Минобрнауки. В июне Счетная палата (СП) установила, что ведомство Ольги Васильевой допустило нарушений на общую сумму 1 млрд руб.! При этом в период с 2016 по 2017 годы Минобрнауки было выделено 3,6 млрд руб. Вот такая эффективность от министра Васильевой.

Также Счетная палата выявила, что система для анализа активности ученых и научных организаций «Карта российской науки» попросту не работает! А на ее создание было выделено ни много, ни мало 450 млн руб. Где эти деньги, Ольга Юрьевна? Нарушения были обнаружены и при формировании и выполнении госзадания, осуществлении закупок и хранении библиотечного фонда.

«На 1 января 2018 года библиотечный фонд Учреждения составлял более 8 млн единиц хранения стоимостью 152,2 млн руб. При этом здание Библиотеки не позволяет разместить более 3 млн книг, а 5,6 млн экземпляров хранятся в неприспособленных подвальных и полуподвальных помещениях, которые составляют более 83% от общей площади хранилищ Библиотеки», - заявляли в пресс-службе Счетной палаты.

По итогам проверки СП направила все материалы в Совет Федерации и Госдуму, а также в Генпрокуратуру и ФСБ. Как видим, правоохранительные органы уже взяли министра просвещения на карандаш. Следующие нарушения в ведомстве могут стать роковыми для Ольги Васильевой. Так может не совершать их и уйти по-хорошему?

Атака системных либералов на министра образования Ольгу Васильеву, начатая на фоне презентации нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и литературе, продолжает набирать обороты. Заказчики компании, Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина , уже даже не считают нужным скрывать своих «ушей», а равно своей цели-«уйти» Васильеву и поставить на ее место подконтрольного глобалистам человека, например директора центра «Сириус» Елену Шмелеву-которая продолжит линию Фурсенко и Ливанова на «вариативность» образования с поправкой на тотальную цифровизацию образования и «индивидуальные траектории развития». На днях в СМИ даже появился проект очередной реформы образования от Кудрина и ВШЭ стоимостью 8 трлн руб.

Сражение за будущее российских детей вступает в финальную фазу. На состоявшемся два дня назад заседании общественного совета при министерстве Васильева ясно дала понять, что обязательный минимум классических произведений с задачами воспитания патриотов, с ключевой ролью русского языка и русской культуры в ближайшее время годы будет введен в наши школы. Новый ФГОС, кроме всего прочего, призван нанести мощный удар по пресловутой «вариативности», послужив восстановлению уничтоженного либералами единого образовательного пространства.

Несмотря на развернутую либералами травлю, Васильева не стала останавливаться на ФГОС по русскому и литературе. На днях она покусилась на святое святых нашей глобалистской «элиты» - цифровизацию всех сфер жизни, назвав ее «дичью»: « Невозможно ввести «цифру» в школе, не зная как она будет влиять на детей определенного возраста. Этого нельзя делать. Невозможно этим заниматься, не зная как это отражается на детях в раннем возрасте», - заявила Васильева. Еще немного-и Ольга Юрьевна начнет отменять «вариативность» преподавания истории а потом, даст Бог, и до ЕГЭ доберется.

Граждане асмоловы и прочие фурсенки такого стерпеть, разумеется, не могли: не для того они верой и правдой 20 лет служили интересам американской метрополии, чтобы Васильева и К взяли и уничтожили все их «завоевания».

Неслучайно «Телеграм»-каналы, специализирующиеся на политических инсайдах, уже несколько месяцев переполнены слухами о скорой отставке Васильевой. Кто-то пишет, что к июню нынешнего года Минобрнауки будет преобразовано в два ведомство Министерство просвещения (начальное и общее образование) и Министерство науки (высшее образование), причем кандидатура Васильевой в качестве их главы даже не рассматривается. А кто-то прямо говорит, что Ольгу Юрьевну в новом правительстве в мае этого года заменит директор центра «Сириус» Елена Шмелева. Шмелева – 46-летний социолог, выпускница СПбГУ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», курирующего инновационный образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи . В «Сириусе» избранные дети получают образование по западным «модульным» стандартам (например, совмещение занятий по классическому балету с уроком английского языка), при этом территория центра-лагеря тщательно охраняется, а обязательным условием является отправка туда детей 10-17 лет в одиночестве, без возможности посещения родителями. В попечительском совете «Сириуса»-- предшественники Васильевой-бывшие министры образования Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов (что само по себе говорит о многом) а саму Шмелеву в последнее время все чаще видят на официальных мероприятиях рядом с Президентом…

В такой ситуации консервативные силы российского общества пытаются объединяться чтобы выступить в поддержку Ольги Васильевой . «Катюша» уже сообщала о письме академиков из Гражданского комитета возрождения образования и науки, о выступлениях представителей родительских организаций и др. На днях аналогичное обращение в поддержку Васильевой направил секретариат Союза писателей России

«Литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений, - возмущены труженики пера . - И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «образование», в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю. Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией.

Так что же скрывается за этими претензиями? Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании. На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации.

За этими претензиями и за организованным возмущением «профессионального сообщества» стоят те, кто находился у руля всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная «общественность», связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица «простых педагогов» выступает немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве «Гильдия словесников». На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают», – гласит заявление Союза писателей России.

К писателям присоединяются простые педагоги, причем делают это по зову сердца, а не берут «под козырек», как работающая в тесной связке с ВШЭ «Гильдия словесников». Один из них создал петицию в поддержку Васильевой на сайте change org, которую на момент написания материала поддержали более 11 тыс. человек. Уместно будет привести полный текст этого открытого письма на имя Президента России:

«Уважаемый господин Президент РФ, уважаемые депутаты Госдумы и члены правительства!

Мы, педагоги средней и высшей школы, категорически не согласны с распространяемым сегодня письмом ряда учителей-словесников, протестующих против введения Министерством образования новых стандартов по литературе, предложенных министром Васильевой. На наш взгляд, введение этих стандартов - как нельзя более своевременно.

Во-первых, аргумент о перегрузке детей здесь несостоятелен. Множество педагогов отмечают (и практика давно показывает), что перегрузка возникает не столько от объема знаний, сколько от нарушения дидактических и методических принципов образования, чем грешат современные ФГОСы, непрерывно сменяющие друг друга.

Во-вторых, общеизвестно в высшей степени благотворное и ничем не заменимое влияние именно серьезной классической литературы на формирование не только общей культуры подрастающего поколения, на его гражданское и нравственное воспитание, но и на развитие мышления, речи, памяти, что подтверждается уже многими исследованиями.

В-третьих, утверждаемая все последние годы «поливариативность» образовательных программ должна тем не менее, как прочное здание, покоиться на незыблемом фундаменте. Иначе вместо «поливариативности» мы получаем хаос и бессистемность. Для литературы как учебной дисциплины таким фундаментом служат именно произведения классиков. Напомним в связи с этим, что еще Гегель называл классическим то состояние общества, при котором достигается равновесие между индивидуальным и общественным – и с этих позиций можно назвать классическим то искусство, которое способствует этой цели. Поэтому оно не может «устареть»: оно вне времени.

Исходя из сказанного, убедительно просим Вас поддержать инициативу министра Ольги Васильевой по воссозданию некогда единого образовательного пространства с высоким качеством содержания учебных школьных программ в России ».

Между тем, в СМИ уже попало описание стратегических планов противников Васильевой. Как пишет РБК, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и глава направления «Человеческий капитал» в кудринском Центре Стратегических разработок Лилия Овчарова (которая сейчас пишет раздел по образованию в «10-летке детства» в рамках рабочей группы при правительстве РФ), представили некий доклад «12 решений для нового образования», в котором предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус».

Стоимость этой программы эксперты оценили в 8 трлн рублей.

Суть предложений, если вдуматься, довольно людоедская. «Система поддержки раннего развития» предлагает не что иное как внедрение обязательного ювенального патроната над всеми семьями путем создания службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет-которые должны ежемесячно наблюдать ребенка и консуль¬тировать родителей (любой нормальный человек понимает, что в столь раннем возрасте дети не умеют еще говорить и нуждаются не в кураторстве от г-на Кузьминова и ему подобных, а материнской ласке и любви) Целью этой системы является составление все той же «индивидуальной траектории развития». Определит Вашего ребеночка какая-нибудь девушка из ВШЭ в дворники в трехлетнем возрасте, и все, будет дворником-все дороги вне начертанной глобалистами «образовательной траектории» ему будут заказаны…

Не лучше и другие предложения от Кузьминова сотоварищи. Тотальная цифровизация образовательного процесса-- «радость» весьма сомнительная. Хотя бы потому что замена нормальных бумажных учебников на мониторы (равно как и подмена бумажных дневников электронными) лишает ребенка наглядности и демотивирует его. О замене живого общения с учителем на «тьюторов» и «общение» с искусственным интеллектом мы и не говорим… Что же до строительства кванториумов и Сириусов», то это, может, и неплохо-но это капля в море. Причем капля, которую системные либералы могут вырастить только за счет абсолютного большинства остальных детей, не попавших в число «избранных». Об истинных авторах и заказчиках этой идеологии «Катюша» недавно рассказывала: Всемирный банк , Фонд Сороса, Фонд Форда и др.

В общем, патриотам и все здравомыслящим людям пора объединяться и открыто выступать против экспериментаторов из ВШЭ-и проще все сделать это, поддержав Ольгу Васильеву. Активисты родительских организаций в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах готовят пикеты и митинги в поддержку государственнических инициатив министра и против продолжения либеральных экспериментов над детьми. Пока идет процесс согласований дат и мест с властями. РИА Катюша обязательно сообщит о об этих акциях. А пока предлагаем нашим читателям самостоятельно писать письма и телеграммы Президенту, взяв, при желании, в качестве образца то же письмо ГК ВОИН.

Андрей Цыганов, Иван Ваганов

Ольга Юрьевна Васильева — российский государственный деятель, доктор исторических наук (1998), профессор (2005), министр образования и науки Российской Федерации (2016−2018), министр просвещения РФ (с 18 мая 2018). Ольга Васильева — первая женщина в истории, являющаяся министром просвещения. Васильева — заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС (с 2002 года), почетный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Ранние годы и образование Ольги Васильевой

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в городе Бугульма (Татарская АССР, РСФСР, СССР).

Отец министра просвещения — Юрий Васильев — ученый-математик, занимал высокий пост и постоянно находился под пристальным вниманием общественности. Но это не мешало ему оставаться православным и провести обряд крещения над дочерьми в Георгиевске, расположенном в Ставрополье, говорится в биографии Ольги Васильевой в Википедии.

О матери будущего министра просвещения практически ничего неизвестно, Ольга Васильева часто говорит в интервью о том, что все, что она умеет сейчас, привил ей любимый отец.

У Васильевой есть младшая сестра.

Родители Ольги перебрались в Татарстан из-за распределения после окончания высшего учебного заведения.

Уже в трехлетнем возрасте Оля научилась читать и писать. Естественно, все ее считали вундеркиндом. И хотя девочка была болезненным ребенком, страдала частыми ангинами, она окончила школу в 14 лет. Ольга Васильева любила не только учиться, но и петь, танцевать.

В результате, окончив школу, Васильева смогла получить почти одновременно три высших образования.

Ольга Васильева окончила Московский государственный институт культуры, Московский педагогический институт, и Дипломатическую академию МИД России. Все же Васильева связала свою жизнь с педагогикой.

В 1990 году в Институте истории СССР Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (специальность — «история СССР»).

В 1998 году Ольга Юрьевна Васильева защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 годах».

Трудовая деятельность и карьера Ольги Васильевой

Свою трудовую биографию Ольга Васильева начала с работы в обычной школе. Ольга Юрьевна долгое время работала учителем пения и истории в Москве.

В начале девяностых Васильева трудилась в Центре истории религии и церкви при Академии наук. Вскоре она возглавила этот центр. С 2002 Ольга Васильева была главой кафедры в Российской академии госслужбы при президенте РФ, позднее преподавала в духовной семинарии.

Карьера Васильевой-политика началась еще в 2012, когда Ольга Юрьевна заняла пост сначала заместителя директора департамента культуры правительства Российской Федерации, а потом заместителя главы управления по общественным проектам департамента культуры.

Потом Ольга Васильева стала государственным советником. Указом президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 сентября 2014 года Васильевой присвоен классный чин «действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса».

В биографии Ольги Васильевой в Википедии сообщается, что в 2014 году Ольга Васильева была одним из инициаторов дискуссии о консерватизме на площадке Общероссийского народного фронта. Ольга Васильева входила в совет по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при министерстве образования Российской Федерации, комиссию по делам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации и рабочую группу комиссии при президенте по делам инвалидов — по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Ольга Васильева была членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Ольги Васильева на посту министра

19 августа 2016 года на рабочей встрече в Крыму премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту России Владимиру Путину на смену Дмитрию Ливанову назначить главой Министерства образования и науки «женщину — Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список».

С августа 2016 Ольга Васильева заняла пост министра образования.

18 мая 2018 года Ольга Юрьевна Васильева вошла в состав нового Правительства РФ. Структура правительства претерпела изменения. Министерство образования разделилось на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Васильева была назначена министром просвещения, тогда как министром науки был назначен Михаил Котюков . Теперь ведомство Васильевой отвечает за общее школьное и специальное образование.

Взгляды Ольги Васильевой

Ольга Васильева убеждена, что россияне должны учиться в России. Первое высшее образование следует получать в России, уезжать за границу для обучения стоит только в случае необходимости. По ее словам , российское образование является одним из мощнейших в мире, а потому «базу, первое высшее», следует получать в России, и «только потом уже совершенствоваться за границей».

Ольга Васильева заявила о необходимости вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ.

«Вот сейчас мы должны вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ — это шрифт кириллический, потому что, как показывают опросы, население наше, ближайшего зарубежья, все-таки говорит о привязанности и необходимости кириллического шрифта», — сказала Васильева на III Ливадийском форуме.

Она подчеркнула , что за последние двадцать лет позиция России в вопросе распространения кириллического шрифта немного ослабла, хотя ее нужно «держать очень четко»

После распада СССР в Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане осуществляется переход с кириллического алфавита на латиницу.

Критика и скандалы с Ольгой Васильевой

Критики Ольги Васильевой полагают, что ей не удалось предложить четкой программы реформ в образовательной сфере РФ. Проект новых образовательных стандартов (ФГОСы), разработанный ведомством Васильевой, был раскритикован многими преподавателями литературы, говорится в Википедии.

В период руководства Минобрнауки Ольгу Васильеву стали обвинять в связях с издательством «Просвещение», которое в последние годы начало стремительно наращивать свою долю на отечественном рынке учебной литературы, причем в основном за счет госконтрактов на закупки учебников, входящих в единый федеральный перечень учебников. По какой-то причине доля издательства на рынке уже сегодня превышает 31% и продолжает расти. Чистая прибыль предприятия тоже растет, как на дрожжах. В 2016 году она увеличилась на 30% и составила 4,4 млрд. рублей, а в 2017 уже превысила 6 млрд. рублей. Общий тираж произведенной за год продукции составил свыше 90 млн экземпляров в 2017 году против 79,1 млн. экземпляров в 2016. После окончательной монополизации рынка, чистая прибыль может возрасти , до 12−15 миллиардов рублей.

В биографии Ольги Васильевой в Википедии говорится, что ее фокусирование на вопросах религии и стремление внедрить соответствующие темы в учебный процесс вызвало ряд негативных оценок. Критиком деятельности Васильевой на посту министра является журналист Александр Невзоров , считающий, что «несчастным детям» теперь предстоят 11-летние мучения в школе после всех нововведений Министерства образования.

В июне 2018 года Ольга Васильева поддержала вводимую властью реформу пенсионной системы, вызвавшую резко негативную реакцию российского общества.

Личная жизнь Ольги Васильевой

Ольга Васильевна была замужем. Разведена. В 1985 году у нее родилась дочь Вера. Вера Васильева окончила академию музыки имени Гнесиных. Она проживает в столице.

Семья Ольги Васильевой была полной, религиозной и интеллигентной. Ольга Юрьевна — также человек православный и глубоко верующий.

Кроме того, Ольга Юрьевна как настоящий педагог считает своими детьми школьников, которых долгое время обучала истории и музыкальной грамоте.

У Ольги Юрьевны были изданы 240 работ научного характера, она постоянно читала патриотические лекции, в том числе, и перед членами партии «Единая Россия». Под руководством Ольги Васильевой подготовлено и защищено 3 докторские и более 25 кандидатских диссертаций.

Сфера научных интересов Ольги Васильевой затрагивает историю Русской православной церкви в XX веке, государственно-церковные отношения в советский период, международные отношения, проблемы религиозно-политического экстремизма и т. д.

Министр просвещения Ольга Васильева пытается выкрутиться из опасной для себя ситуации, в которую она загнала себя попытавшись усидеть на двух стульях. После разгромной критики патриотических ресурсов, а также организованного патриотами вала обращений по поводу цифровизации школы, Васильева снова стала заигрывать с патриотами, заявив что «страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура — беспочвенны». Но эти метания ей вряд ли помогут: на стороне либерал-глобалистов из Высшей школы экономики выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, чье ведомство выявило нарушения в Минобрнауки.

Ольга Васильева, сохранившая должность министра благодаря заступничеству некоторых иерархов РПЦ и отдельных высокопоставленных «захожан», а также благодаря нашей с вами поддержке (которую патриоты обеспечили Васильевой за принципиальную позицию при утверждении ФГОС по русскому и литературе), став министром, тут же «переобулась» и стала активно «топить» за цифровизацию школы. В «благодарность» Васильева тут же получила шквал гневных писем - в частности, вот таких.


И вот, результат: в конце прошлой недели Ольга Васильева неожиданно решила дать «пас» патриотам, заявив в авторской программе председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас»: «Слишком сильная зависимость от компьютера и гаджетов мешает детям развиваться. Главная задача школы — это подготовить ребенка к тем вызовам в жизни, которые есть. Мы с вами прекрасно знаем, что сейчас способность в гаджетах жить — она мешает во многом, и продвижению в том числе. Есть вещи, которые уже тормозят, это очевидно. Потому что вот эта вот компьютерная привязанность, она становится проблемой общей, общемировой».

К этому можно добавить что в Британии также запрещено школьникам пользоваться телефонами, а зависимость от видеоигр включена международными медицинскими ассоциациями в перечень болезней.

Однако Ольга Васильева и ее подчиненные продолжают с упорством достойным лучшего применения проталкивать проект «цифровой школы», разработанный в недрах ВШЭ и Сколково. «Школы России в ближайшее время будут переходить на цифровой формат, но стопроцентной замены бумажных учебников электронными не запланировано. Страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура — беспочвенны. Как мы писали, так мы и будем писать. Детям нужно развивать мелкую моторику. И мультимедийное сопровождение — это только часть урока. Главной целью является безопасность, которая в цифровой школе обеспечивается через видеоидентификацию. Такая система не только более надежная, но и бюджетная. По словам Васильевой, в библиотеке цифровой школы обязательно останутся бумажные книги, в другой части библиотеки будут компьютеры, где все собрано в цифровом варианте», — заявила Ольга Васильева вчера.

На самом деле это, разумеется, неправда: как показывает опыт реализации проекта Московская электронная школа (МЭШ)--которая внедряется при молчаливом согласии Васильевой несмотря на отсутствие научных обоснований и экспертиз и массовые протесты родителей детям сразу же дают планшет и это - обязательная часть учебного процесса. Моторики там уже почти не осталось, прописи почти уничтожены. И это при том, что любой нормальный педагог, не зараженный вирусом либерализма, знает: экрана, минимум, до средней школы, быть вообще не должно. Неслучайно в ФРГ до старших классов дети учатся вообще без компьютеров в силу закона.

Что же до «безопасности», которая, по Васильевой, является главной целью образования, то тут тоже немало вопросов. Пресс-служба Минпросвета заявила что «в ближайшее время во всех школах России появятся электронные системы распознавания лиц, что серьезно повысит безопасность школьников». Как заявила Васильева на встрече с представителями предметных ассоциаций «главная цель проекта - выйти на новый уровень безопасности школьников. В цифровой школе она будет контролироваться через систему видеоидентификации. Благодаря этому посторонние не смогут попасть в школы. В тоже время министр отметила, что несмотря внедрение цифровых технологий, отказываться от бумажных учебников в России не намерены. Общая стоимость реализации проекта может составить более 500 млрд руб. Ольга Васильева заявила, что проект будет реализован в течение ближайших 7 лет.

Так вот, оказывается, куда уйдут народные деньги которые правительство предлагает отобрать у пенсионеров! Кстати, с безопасностью за 500 млрд тоже не все так просто: согласно ФЗ «О Персональных данных» сбор таких данных, включая биометрию, возможен только с согласия субъекта персональных данных - а ФЗ 210 «О госуслугах» дает право на альтернативную форму госуслуг. Как показывает наша практика, те родители которые требуют соблюдения закона, нередко добиваются своего - и дети ходят вместо электронных карт с бумажными пропусками. Есть и другая сторона: как-то странно что у Минпросвета нет денег на учебники, но зато есть 500 млрд на планшеты и на рамки металлодетекторов с оборудование для распознавания лиц...

Все это, как и вся программа цифровизации, попахивает ничем иным как большим «распилом».

Что же касается Васильевой, то вернуть доверие патриотов с помощью таких интервью ей вряд ли удастся--мы ждем реальных дел, реального сворачивая всех этих МЭШ и т.п. экспериментов. Тем более что либерал-троцкисты Васильеву в покое точно не оставят несмотря ни на какие заигрывания и демонстрации лояльности. Как сообщают СМИ, один из «серых кардиналов» российской прозападной «элиты», Алексей Кудрин, готовится нанести мощный удар по Васильевой-возглавляемая им Счетная палата уже направила в Генпрокуратуру и ФСБ результаты своей проверки Минобрнауки, в ходе которой были выявлены нарушения более чем на 1 млрд рублей.

Ольга Юрьевна, сегодня вы в качестве министра просвещения впервые встречаетесь с региональными министрами, начальниками управлений образования и педагогами. Какие задачи ставите перед собой? Что нового ждет школу?

Ольга Васильева: У нас сменилось несколько руководителей в регионах, и первым делом хочу поблагодарить коллег, которые работали со мной прежде. Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Суть первой - системные изменения, которые прежде всего повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.

Когда появятся новые стандарты для средней и старшей школы, вокруг которых было много споров? Какие учебники и программы придется заново переписать - математики, технологии?

Ольга Васильева: Вокруг стандартов было много споров, в том числе надуманных. Например, часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остается даже в "обязательной" части программы. Были веские замечания - например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям. В итоге нами созданы координационные советы по доработке стандартов, мы будем привлекать предметные ассоциации. Это очень важно. Например, у нас почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Хочу подчеркнуть: все вносимые изменения касаются основной, обязательной части стандартов. Вариативная часть, хотя мне больше нравится слово "творческая", остается без изменений. Все экспертные замечания и предложения будут учтены, и нет сомнений, что стандарты мы утвердим. Нынешние школьники до 7-го класса занимаются по рамочным стандартам 2012 года, старшеклассники - по стандартам 2004 года. При этом в стране есть единый госэкзамен, который призван оценивать знания всех. Пока получается, что он оторван от содержания обучения, потому-то учителя и часто жалуются на то, что приходится натаскивать учеников на ЕГЭ. Но есть, конечно, и другое. 400 баллов на ЕГЭ в этом году получил ученик московской школы. Когда его спросили, в чем секрет, он ответил: "Нас хорошо учили в школе!"

Почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда

В вузах появились онлайн-курсы. Школы тоже перейдут на онлайн-уроки?

Ольга Васильева: В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Началась работа, направленная на проведение исследований, как гаджеты влияют на здоровье детей, их возможности. Только после того, как мы получим результаты наших исследований, изучим международный опыт, могут быть приняты какие-то решения.

Ольга Васильева: Цифровая школа - большой инфраструктурный проект. Фото: Александр Корольков

О том, что в школе все же будут электронные учебники?

Ольга Васильева: Цифровая школа - это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу - вам не надо показывать пропуск, карточку школьника или другой документ. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, куда же без бумажных книг, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы.

У нас 42 тысячи школ, 26 из них - сельские. Сколько школ технологически готовы к таким переменам?

Ольга Васильева: Подготовка педагогов к работе в цифровой школе уже началась. На базе Академии переподготовки и повышения квалификации работников образования только что прошли обучающие курсы представители 5 регионов. За электронной школой большое будущее. Я вам приведу такой факт: в России пять с половиной тысяч школ не имеют лабораторий. Но можно будет показать устройство двигателя внутреннего сгорания в 3D на экране. Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Учитель сможет показать на экране виртуальные экскурсии, спектакли, библиотеки, архивы…

Так может, и учитель не так уж нужен. Кнопку "старт" на компьютере сможет нажать и робот.

Ольга Васильева: Профессия учителя никогда не исчезнет. Как показывают современные исследования, только 2 процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог, разумеется, в эти 2 процента не входит. Педагог - это миссия и призвание.

Не всегда учителям понятно, из чего состоит их зарплата. Комиссии, которые должны распределять стимулирующие надбавки, остались в некоторых школах только на бумаге. В итоге директор получает 100 тысяч, учитель - 20. Как быть?

Ольга Васильева: Фонд заработной платы школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Он везде разный. Но схемы, когда директор единолично решает, кому и сколько заплатить, быть не должно. Напомню, что школам рекомендуется не менее 70 процентов фонда оплаты труда на оклады, обеспечивая тем самым для каждого учителя понятную гарантированную сумму ежемесячной оплаты труда. А уже оставшуюся часть - на различные премии и стимулирующие выплаты.