Что такое учебная литература. Значение учебная литература в большой советской энциклопедии, бсэ. Виды научной литературы

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические v программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие v буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные v хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. v учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): "Просвещение" (РСФСР) на русском языке, "Радянська школа" (УССР), "Народная асвета" (БССР), "Укитувчи" (Узбекской ССР), "Мектеп" (Казахской ССР), "Ганатлеба" (Грузинской ССР), "Маариф" (Азербайджанской ССР), "Швиеса" (Литовской ССР), "Лумина" (Молдавской ССР), "Валгус" (Эстонской ССР), "Мектеп" (Кирг изскойССР), "Луис" (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства ("Колос", "Медицина" и др.), центральное издательство "Высшая школа" и республиканские издательства "Вища школа" (УССР), "Вышэйшая школа" (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Б. Г. Тяпкин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛИТЕРАТУРА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-30 Time: 19:05:35 * Литература обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Япония от А до Я.
  • ЛИТЕРАТУРА в Высказываниях известных людей:
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре Одно предложение, определения:
    - это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких- либо …
  • ЛИТЕРАТУРА в Афоризмах и умных мыслях:
    это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких- либо талантов. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    [лат. lit(t)eratura букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА
    [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства - искусство слова. Термином "Л." обозначают …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Литература. H.J. Raymond, "Life and public services of Abraham L."(Нью-Йорк, 1864); J. G. Holland, "Life of A. L." (Springfield, 1865);Corsby, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЛИТЕРАТУРА
    (латинское lit(t)eratura, буквально - написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Совокупность письменных и печатных произведений вообще. Древнерусская л. Л. Востока. 2. Совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная …
  • УЧЕБНАЯ
    УЧ́ЕБНАЯ ПРОГРАММА, документ, определяющий по каждому уч. предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам …
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛИТЕРАТ́УРА [лат. lit(t)eratura, букв.- написанное], произведения письменности, имеющие обществ. значение (напр., худ. Л., науч. Л., эпистолярная Л.). Чаще под Л. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    литерату"ра, литерату"ры, литерату"ры, литерату"р, литерату"ре, литерату"рам, литерату"ру, литерату"ры, литерату"рой, литерату"рою, литерату"рами, литерату"ре, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова. Жанры литературы. История литературы. Соединила …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. litteratura) 1) совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества; 2) художественная литература как вид искусства; …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре иностранных выражений:
    [лат. litteratura] 1. совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества; 2. художественная литература как вид искусства; произведения …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, …
  • ЛИТЕРАТУРА в словаре Синонимов русского языка:
    агиография, беллетристика, лубок, письменность, публицистика, словесность, спецлитература, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2) а) …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре русского языка Лопатина:
    литерат`ура, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    литература, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Орфографическом словаре:
    литерат`ура, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) Теория литературы. Советская л. литература совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по …
  • ЛИТЕРАТУРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [лат. lit(t)eratura, букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    литературы, ж. (латин. litteratura). 1. Вся Совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в …
  • ЛИТЕРАТУРА в Толковом словаре Ефремовой:
    литература ж. 1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2) …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2. Вид …
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. отт. Совокупность произведений такого …
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ (УЧЕБНАЯ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    учебная, один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с …
  • АКАДЕМИЯ УЧЕБНАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    учебная, см. Высшие учебные заведения, Военно-учебные заведения …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • РОССИЯ, РАЗД. ХИМИЯ
    Рзучение химии в России формально ведет свое начало с учреждения в 1725 г. в Санкт-Петербурге Академии Наук. В 1727 г. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • ПАУЛЬСОН ИОСИФ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Паульсон (Иосиф Иванович) - русский педагог, родился в 1825 году. Наибольшим успехом пользовалась его "Книга для чтения". Написал еще: "Способ …
  • ДАВЫДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Давыдов, Иван Иванович - педагог и писатель (1794 - 1863). По окончании курса в Московском университете, защитил диссертацию на степень …
  • МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Мордовская автономная область расположена в бассейне рек Мокши и Шуры. Мордва делится на две почти равные численно группы: эрзя и …
  • МАРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    так же молода, как и советская автономная Маробласть. Именно Октябрьской революции обязана она своим развитием, если не самим возникновением. Дореволюционная …
  • ЭКСКУРСИЯ
    учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений …
  • в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (НСИ) имени Н.Г. Смидовича, в Ленинграде (1930-41). Осн. для подготовки специалистов из числа представителей коренного населения Крайнего Севера и организации …
  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о …
  • УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы, учрежден в 1960 в Москве ВЦСПС, Сов. комитетом солидарности стран Азии и Африки, Союзом …
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Учебная литература

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические √ программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие √ буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные √ хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. √ учебник .

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

1

В статье рассматриваются основные виды учебной литературы. Дана краткая характеристика печатным изданиям по целевому назначению, характеру информации и структуре. Приведены примеры казахстанских изданий.

учебная литература

виды издания

структура

стиль изложения

научный аппарат

преподаватель

1. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Книга 1986.

2. Школьный учебник. Д.Д.Зуев. – Издательство «Педагогика», 1983.

3. Колеснокова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб., 1999.

4. Кусаинов А.К. Асылов У.А. Актуальные проблемы учебниковедения изд. Москва: «Просвещение», 2003.

5. Нурахметов Н.Н. Дидактические требования к разработке и экспертизе программ, учебников и элементов УМК. – Алматы РИК, 1998.

В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.

Для того чтобы квалифицированно разобраться в огромной массе произведений печати, быстро найти необходимую книгу или какое-либо другое издание, недостаточно классифицировать литературу по содержанию, отраслям знания. Важно также уметь ориентироваться в видах изданий.

Особенно важно ориентироваться в видах изданий литературы по структуре, целевому назначению и характеру информации.

В основе деления литературы на виды изданий лежат различия в задачах и целях изданий, а также различия в возможностях использования книг и брошюр читателями.

Более подробно рассмотрим виды изданий учебной литературы. Каждая книга имеет определённую цель (задачу). Например, целевое назначение учебника по педагогике - помочь учащимся овладеть этим предметом, словарь - помочь быстро отыскать нужные сведения о том или ином слове. Определяя целевое назначение учебников, можно легко убедиться, что целевое назначение отражает отношение книги к решению конкретных учебно - воспитательных задач. Целевое назначение всех учебников одинаково - помочь учащимся в овладении предметом. Задача автора - собрать и изложить материал так, чтобы книга полностью отвечала поставленной цели.

Рассматривая характер информации, мы выделяем язык и стиль изложения, степень использования научно-справочного аппарата, иллюстраций и других элементов. Характер изложения всецело зависит от целевого назначения и определяется им.

Большинство указанных видов изданий имеют разновидности (подвиды).

Официальные издания публикуются от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств; они носят законодательный, нормативный или директивный характер. К ним относятся, прежде всего, книги, брошюры и другие издания, содержащие указы Президента, документы правительства по вопросам регламентации деятельности образования.

Научные издания. Научные издания, содержащие теоретические исследования обогащают науку новыми фактами, теориями, выводами, расширяют и углубляют представления по важнейшим проблемам воспитания, образования и обучения.

К числу наиболее распространённых разновидностей (подвидов) научных изданий принадлежат монографии, обобщающие труды сборники научных трудов, документальные издания.

Монография - научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, посвящённой вопросам педагогики, образования.

Обобщающие труды излагают основные достижения той или иной педагогико- психологической науки, подводят итог развития данной области знания. Они отличаются широтой научной тематики и обычно создаются большими авторскими коллективами. Например, фундаментальное многотомное издание «Проблемы школьного учебника» (Россия, Москва).

Сборник научных трудов содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным проблемам педагогических наук и образования, имеющим принципиальное научное значение и практическую ценность. Большинство сборников трудов готовят научные и учебные заведения, они выходят небольшими тиражами, рассчитанными на специалистов. Например, «Развитие общего образования в условиях становления национальной модели школы» (МОН РК КАО им.Ы. Алтынсарина изд. «МерСал» 2003 г.). Чаще издаются сборники научных статей, посвящённых самым разнообразным проблемам образования. Например, «Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение» (Материалы III Международной научно-практической конференции 2003 год), «Современные тенденции управления развитием управления развитием человеческих ресурсов в системе образования» (Материалы Международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2005 года).

Документальное научное издание - непериодический научный сборник или моноиздание, содержащее преимущественно исторические документы, памятники культуры, тексты художественных или иных произведений, являющихся источниками для дальнейших исследований в области культуры и образования. Например, «Исторические личности» (Издательство «Алматыкітап» 2007 год). В этот сборник вошли краткие жизнеописания более 250-ти лучших представителей казахского народа - великих предков, казахских ханов, легендарных батыров, борцов за независимость, героев ВОВ, ветеранов труда, учёных, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и образвания. «Этнография традиционного вооружения казахов» (Издательство «Алматыкітап» 2006 год). Эти книги можно использовать не только как справочные пособия, но они являются источником дальнейших исследований.

Научно-популярные издания - книги, брошюры, содержащие сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области педагогических наук. К примеру, «12-летнее образование» (Министерство образования и науки Республики Казахстан типография ТОО «Регис-СТ-Полиграф» 2004 год г. Астана).

Часто научно-популярные книги группируются в различные серии, выходят они большими тиражами. Такого рода издания-одно из действенных средств педагогического просвещения.

Массово-политические издания - книги и брошюры, содержащие произведения общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского и воспитательного характера, форма изложения которых доступна широким кругам читателей. Например, «Модернизация системы образования в Казахстане» касается почти всего населения республики и конечно документ, освещающий данную проблему будет массово-политическим изданием.

Учебные издания - непериодические издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. Учебные издания - основной вид издания педагогической литературы. Миллионы школьников и студентов постоянно работают с учебной литературой. Создание высококачественной учебной литературы - одно из важнейших условий получения качественных знаний и успешной подготовки высококвалифицированных специалистов.

Учебная программа - учебное издание, определяющее содержание, объём, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или её раздела, части.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида изданий.

Учебник - основная учебная книга, предназначенная для активного и сознательного усвоения знаний. В учебниках излагаются основы изучаемых в школе наук. Учебники должны способствовать развитию познавательных интересов учащегося. В них на доступном, научном уровне даётся последовательное краткое изложение изучаемого материала, а также задания позволяющие самостоятельно добывать необходимые знания и принимать самостоятельное решение в разных жизненных ситуациях. Учебник содержит стабильный материал, включающий современные достижения науки, техники, культуры. К нему предъявляются определённые требования со стороны содержания, изложения и оформления. Важнейшее из них - доступность изложения материала для учащихся определённого возраста, рациональное соотношение между фактическим и теоретическим материалом.

Многообразные функции в учебнике выполняют иллюстрации. Они должны давать представления об изучаемых явлениях, способствовать прочности усвоения материала, служить наглядной опорой мышления. Особенно велико значение иллюстраций в учебниках, предназначенных для учащихся младших классов. Большие требования предъявляются к языку учебника. Он должен быть ясным, точным и доступным учащимся данного возраста.

Современный учебник должен:

● формировать общеучебные навыки средствами конкретного учебного предмета

● развивать когнитивные способности учащегося (память, внимание, мышление и др.)

● помогать ученику овладевать умениями и навыками, необходимыми для самообразования (работа со справочной литературой, умение составлять план, конспект) и др.

● развивать коммуникативные навыки (формировать речевую культуру учащихся)

● развивать навык постановки вопросов различных типов

● формировать навык группового взаимодействия, умение участвовать в дискуссии и т.д.

В настоящее время формируется представление об учебнике нового поколения который, прежде всего, должен создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей его от уже имеющихся в системе образования. Создание нового поколения учебных материалов сложно планировать, так как это процесс творческий, но, тем не менее, этим процессом надо управлять.

Качество учебного материала зависит от автора: если он четко будет представлять цели и задачи будущего учебника или пособия, способы изложения учебного материала, методы проверки знаний, и все это изложит в концепции того или иного учебника, то учебник получится хороший. В каждом учебнике должна быть выражена позиция автора на преподавание данного предмета. Конечной целью учебного материала является формирование мировоззрения обучающегося.

Библиографическая ссылка

Имангожина О.З. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-3. – С. 516-519;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7968 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. – Учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Б. Г. Тяпкин.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/bse/82899/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Учебная литература в Большой Советской Энциклопедии;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Учебная литература в Большой Советской Энциклопедии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конструкции учебной литературы

Введение

1. Понятие и функции учебной литературы

2. Виды учебной литературы

Заключение

Список литературы

Введение

Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) является одним из основных средств представления обучающимся систематизированного и методически грамотно структурированного материала соответствующей области человеческой деятельности. Она составляет основу для формирования компетенций выпускников образовательных учреждений, на основе самостоятельного приобретения ими знаний, умений и навыков в своей профессиональной сфере, опыта творческой деятельности. Поэтому от качества учебной литературы в значительной мере зависит уровень подготовки выпускников вуза, качество получаемого ими профессионального образования, а значит и их конкурентоспособность на рынке труда.

В период модернизации и перехода к уровневой системе высшего профессионального образования особое значение приобретает создание учебно-методического обеспечения инновационного типа, так как важнейшим нововведением в технологию подготовки выпускников в новой системе обучения стало увеличение числа профилей в рамках направлений подготовки и предоставление студенту права самостоятельного формирования своей образовательной траектории в условиях обеспечения мобильности обучения, значительное количество интерактивных форм проведения занятий (от 20 до 40% времени аудиторных занятий), увеличение трудоёмкости и усиление креативного характера самостоятельной работы студентов при сокращении объёма аудиторных занятий.

В этих условиях достижение высокого качества подготовки невозможно без обеспечения самостоятельной работы студента достаточным количеством разнообразного вида учебной литературы. Чем более многообразен будет спектр предоставляемых студенту учебников, учебных и учебно-методических пособий, тем более успешна будет его внеаудиторная работа, тем более творчески он подойдёт к освоению содержания учебной дисциплины.

Целью работы является изучение понятия учебной литературы, ее конструкции, видов учебной литературы.

Задачи работы следующие:

1) раскрыть понятие и рассмотреть функции учебной литературы;

2) изучить виды учебной литературы.

1. Понятие и функции учебной литературы

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений .

Отечественная учебная литература это: 1) система учебников, учебных пособий, словарей и других средств обучения, которая существует в данной стране в данный промежуток времени и обслуживает определенную модель образования, сложившуюся в данной стране; 2) педагогическое, книговедческих и социальное явление .

Учебная литература как печатное средство материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. От того, какой учебный материал содержится в учебной литературе, зависит и организация учебного процесса. При наличии заданий (упражнений), обучающийся сам может проектировать свою образовательную траекторию в части формирования навыков и умений.

Важной особенностью учебной литературы является материализованная фиксация учебного материала, воспроизводство этим материалом содержания обучения в том объёме и качестве, которых удалось добиться авторскому коллективу (автору) .

Учебную литературу можно рассматривать как фиксированный объём социального опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения. Содержание образования и процесс обучения тесно взаимосвязаны. Одно без другого или не имеет смысла, или невозможно. Учебная литература есть своеобразный показатель, дидактический объект, который одновременно выступает и как носитель содержания образования, форм фиксации его различных элементов, и как проект учебного процесса. В ней реализуются содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве. То есть учебная литература способна выступать в роли проекта как современного содержания образования, так и современного учебного процесса.

Учебник как основной представитель учебной литературы включает содержание предмета, которое должно быть в той или иной мере усвоено студентами. Одновременно он проектирует учебный процесс, т.е. организацию процесса усвоения содержания образования. Можно сделать вывод, что главная функция учебника - руководство процессом усвоения содержания образования, т.е. познавательной деятельности студентов. Реализация главной функции обеспечивается через такие функции, как информационная, системообразующая, функция средств закрепления и самоконтроля, средств самообразования, интегративная, координационная, развития и воспитания.

Данные функции на высоком методическом уровне раскрыты в пособии Д. В. Чернилевского .

Информационная функция - раскрытие сути учебника как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.

Функция руководства - раскрытие дидактико-методологического содержания программы, т. е. учебник определяет набор, акцентирование, ранжирование всего учебного материала (текстов, заданий, примеров). Благодаря этому он становится для преподавателя средством планирования, подготовки и проведения обучения.

Функция стимулирования - определение значения учебника в закреплении знаний и стимулировании учения, повышение интереса студентов к материалу, возможностям его использования. Материал учебника должен вырабатывать умение работать с дополнительной литературой и справочниками.

Функция упражнений, самоконтроля - обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений, что достигается посредством упражнений, повторений, систематизации, организации контроля и самоконтроля.

Функция координации - установление взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины. Последние представляют собой систему дидактических средств обучения (при ведущей роли учебника), которая обеспечивает наиболее полную реализацию учебно-воспитательных задач и развитие личностных качеств специалиста.

Функция рационализации - ориентирование на экономию времени преподавателя и студентов как на аудиторных занятиях, так и вне их. Обеспечивается регулирование трудозатрат, использование дополнительных средств и аппарата для выработки рациональной основы ориентировочных действий учебного процесса.

Воспитательная (мировоззренческая) функция - развитие у студентов с помощью учебника научного мировоззрения, научного и творческого мышления, экономической культуры, целостного отношения к научным знаниям, формирование на основе всего этого эмоционально-мотива-ционной сферы. Иными словами, речь идёт о выявлении гуманистической ориентации естественнонаучного знания посредством текстов, заданий и иллюстраций. Эффективность воспитания в процессе обучения зависит от того, насколько объективные возможности учебного предмета используются преподавателем и реализуются в учебной литературе.

Воспитательную функцию в процессе обучения имеют содержание образования, методы обучения, организационные формы, единство аудиторной и внеаудиторной работы. Но особую роль в воспитании играет личность преподавателя, личное восприятие им науки, общая культура, отношение к студентам, его ценностная ориентация.

Функция руководства познавательной деятельностью студентов как одна из функций учебной книги состоит в следующем: учебник - это развернутая во времени и пространстве содержательная программа учебной деятельности, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета посредством дидактических средств .

Учебно-методическое издание любого вида или жанра при всем разнообразии материалов, дисциплин и авторских концепций, должно обладать следующими качествами:

Точно и понятно определять цели, задачи и назначение издания;

Отражать технологии и методы обучения, способствующие усвоению материала, формированию общекультурных и профессиональных компетенций;

Обеспечивать преемственность знаний и навыков, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин;

Осуществлять междисциплинарные связи;

Последовательно и упорядоченно излагать материал;

Выделять наиболее существенные смысловые связи и ключевые понятия;

Представлять единый подход к употреблению терминов.

В учебном пособии традиционно выделяется предисловие, введение, основная часть, заключение, приложение.

Предисловие - сравнительно небольшой, но очень важный в методическом отношении раздел, расположенный в самом начале издания. Предисловие, прежде всего должно ориентировать обучающегося в содержании издания, в его направленности и методических установках. В нем дается краткая характеристика курса (дисциплины или модуля), указывается его объем (в часах или зачетных единицах), структура (количество лекций, практик и других видов работ, их последовательность и т.п.) Не лишним будет именно в предисловии объяснить место и роль данного издания в освоении дисциплины и образовательной программы в целом, так же, как указать на связи с другими дисциплинами цикла или модуля. Отдельно формулируются конкретные цели и задачи курса. Обязательная часть раздела - определение компетенций, которыми может овладеть изучающий курс, как общекультурными, так и общепрофессиональными. Рекомендуется оговорить и специфику курса, его особенности по сравнению с другими курсами. Раздел может включать разного рода размышления и умозаключения преподавателя о сложностях усвоения материала. Можно сформулировать и пожелания студентам по освоению материала, если в этом есть необходимость .

Предисловие должно быть построено так, чтобы, ознакомившись с ним, обучающийся мог самостоятельно выбрать не только пособие, необходимое ему для освоения дисциплины (модуля), но и сам модуль, а, следовательно, и траекторию своего обучения.

Введение. Если предисловие является обязательной частью в учебном издании, то введение зависит и от вида издания, и от особенностей изложения материала. Как правило, введение характерно для учебников. В таком случае во введении дается история вопроса, обзор научной, учебной литературы и источников, рассматриваются различные точки зрения исследователей, отмечаются противоречия, а так же раскрывается позиция автора излагаемого материала.

Основная часть - самая объемная и индивидуальная с точки зрения содержания, а так же это самая вариативная часть. Вариативность связана и с видом данного учебно-методического издания, и с авторской установкой, и с конкретными целями и задачами курса и с его содержанием. Возможно несколько вариантов группировки материала. Для лучшей ориентации, в большом, как правило, материале требуется четкое деление на темы (главы); разделы (части). Желательно, чтобы в начале темы (раздела) был дан план, который позволит студентам заранее представить логику излагаемого материала, связь отдельных вопросов. Пункты плана могут быть сформулированы как в виде законченных суждений, так и в виде вопросов.

Материал в учебном пособии может быть расположен:

по тематическому принципу с выделением частей, тем или дидактических единиц и раскрытием содержания каждой из них, с включением заданий для усвоения материала, его закрепления и проверки остаточных знаний, со списком рекомендуемой литературы; в каждой части могут быть помещены контрольные вопросы и тесты;

по методическим единицам (формам); в таком случае в отдельном разделе помещается развернутая программа или краткие тезисы содержания курса, в другом - задания и вопросы для проверки усвоения материала, в третьем - тексты или их фрагменты для разного рода упражнений и т.д.

В пособии может быть представлен какой-то один или несколько (выборочно) видов работы. Допустим, только контрольные задания или только тезисы лекций и т.д. В этом случае на титульном листе в подзаголовке должны быть указания на это, а в предисловии должны содержаться соответствующие разъяснения.

Предполагается, что преподаватель, владея приемами инновационных технологий, может включить технологически разнообразные задания, среди которых должны быть задания, формирующие и развивающие профессиональные навыки, задания для внеаудиторной работы, представленные в активных и интерактивных формах и другие.

Заключение может носить свободный характер и зависит как от содержания и специфики курса, так и от представлений самого преподавателя о своих методических задачах.

Приложение содержит таблицы, графики, схемы, фрагменты текстов, примеры, задачи, необходимые для более детального рассмотрения материала, изложенного в основной части. Здесь может быть помещен и список рекомендуемых источников .

Итак, согласно общепринятому определению, учебная литература - это произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования. Учебная литература выполняет функцию передачи научных знаний и практического опыта, обслуживая потребности системы образования. В учебном пособии традиционно выделяется предисловие, введение, основная часть, заключение, приложение.

2. Виды учебной литературы

В учебных программах дисциплин учебную литературу структурируют на основную и дополнительную (рис. 1).

К основной литературе относят учебники и учебные пособия, полностью отвечающие требованиям, предъявляемым к учебным изданиям, и имеющим гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, у которых есть в ведении высшие учебные заведения, государственных учреждений, уполномоченных для подготовки рецензий по приказу Минобрнауки России от 15 января 2007 г. № 10 и учебно-методических объединений (комиссий) вузов России.

Рис.1. Структура учебной литературы

Перечень дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Также к дополнительной литературе относятся научные труды (монографии, сборники научных трудов), содержащие знания по быстро развивающимся отраслям науки, что обеспечивает получение обучающими конкурентного образования, ориентированного на инновационную деятельность на основе внедрения передовых достижений в экономику страны

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. "Об определении терминов "учебник" и "учебное пособие" отмечено, что "Учебник - это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине" .

В работах других исследователей учебник определяется как:

1 . "Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей" .

2 . "Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания" .

3 . "Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания" .

4 . "Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу" .

Если обобщить указанные определения термина "учебник", то можно сделать вывод, что учебник - это: средство обучения; источник учебной информации; основной и ведущий вид учебной литературы .

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой .

Курс лекций - учебно-теоретическое издание, как и учебник, полностью раскрывающее содержание учебной дисциплины, название которой также должно соответствовать наименованию дисциплины федерального компонента ФГОС-3. В "Курсе лекций", так же как и учебнике, автор не должен излагать только одну единственную собственную концепцию, он обязан представить обучающемуся разнообразие подходов к данной проблеме, возможные варианты ее решения, направлять познавательную деятельность студента, помогать ему определиться в принципах работы. Целью становится получение студентом углубленных знаний по предмету для успешной самостоятельной работы и дальнейшей профессиональной деятельности. Текст этого издания не должен абсолютно копировать устную речь лектора, а должен быть дидактически и методически отработанным, в нем необходимо соблюдать правила и стиль письменной речи. Материал должен быть систематизирован, логически выстроен, определения, термины и понятия выверены, лаконичны и точны .

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. "Об определении терминов "учебник" и "учебное пособие"" отмечено, что "Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия".

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия "учебное пособие".

1 . "Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками" .

2 . "Учебное пособие - это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги" .

3 . "Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам" .

4 . "Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера" .

5 . "Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний" .

6 . "Учебное пособие - это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания" .

Обобщив приведенные определения термина "учебное пособие", можно сделать вывод, что учебное пособие - это: средство обучения; источник учебной информации; вид учебной литературы, дополняющий учебник .

Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее тексты, документы, фрагменты текстов, научных публикаций, необходимых для усвоения курса. Оно предназначенное как для практических занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов. Чаще всего хрестоматия является приложением к курсу лекций или учебнику. Тексты в хрестоматии могут сопровождаться пояснениями, примечаниями автора, списками литературы, контрольными вопросами-заданиями, вопросами для анализа и для самопроверки. В обязательном порядке в хрестоматии должно быть авторское разъяснение принципа отбора текстов, логики их расположения и указания или ссылки на источники полных текстов, которые должны помочь студенту овладеть основными методами, способами и средствами отбора, систематизации и переработки информации.

Практикум представляет материалы для системы занятий, проводимых с целью практического изучения вспомогательной литературы и информационных источников (словарей, энциклопедий, справочников), освоения методов работы с ними. Они имеют повторительно-обобщающий характер, являются одной из форм самостоятельной работы студентов. Практикумы содержат таблицы, схемы, облегчающие освоение материала. В конце каждого раздела, темы дается список литературы, указываются другие источники информации, здесь могут быть помещены материалы для самостоятельной работы, а также приложения справочного характера, необходимые для такого рода работы. К данной разновидности учебного пособия относится лабораторный практикум, лабораторные работы и задачник, содержащие практические задачи и упражнения, советы и рекомендации по их выполнению, способствующие усвоению пройденного материала. учебник методический систематизированный материал

Справочник - издание, содержащее справочный материал по конкретной дисциплине или ее разделу. Может включать краткие сведения по истории вопроса, структуре и системе того или иного понятия, а также словарь терминов и понятий. К данной разновидности пособия относятся словарь-справочник и решебник. Словарь-справочник тоже содержит справочный материал, но он представлен в виде упорядоченного перечня языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными. Решебник содержит ответы на задачи и упражнения определенного учебного пособия - практикума или другого учебно-методического издания .

Наглядное пособие - учебное издание, содержащее наглядные материалы (карты, атласы, альбомы, карточки, иллюстрации и т.п.) визуального характера и помогающее в освоении курса, дисциплины. Объем пособия не регламентируется.

Учебно-методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике и технологии преподавания, изучения конкретной дисциплины (предмета) и, как правило, учебно-методическое пособие предназначается для преподавателей. В тоже время учебно-методическое пособие может быть использовано в учебных целях для помощи студенту в овладении средствами самостоятельного, методически правильного использования методов познания в данной области. Оно может пояснять определенные разделы, темы и вопросы курса, указывать на род деятельности, а так же характер действий при выполнении определенного задания. В случае необходимости для пояснения могут быть привлечены отдельные формулы, графики, примерные расчеты. Если эти материалы ограничены по объему, то могут быть озаглавлены как методические рекомендации или указания. Объем пособия не регламентируется.

Рабочая тетрадь - рабочая тетрадь - особый вид учебно-методического пособия, предназначенного для работы студентов, как на лекции и на практическом (семинарском) занятии, так и для самостоятельной подготовки, в котором соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и профессиональных компетенций у студента. В рабочей тетради содержится как тезисное изложение основных положений курса, так и методические рекомендации по его усвоению, а так же многочисленные и разнообразные примеры и задания для работы на лекции. Рабочая тетрадь дает возможность преподавателю широко использовать многочисленные современные обучающие технологии. Все многообразие приемов и форм изложения материала в рабочей тетради направлено на выработку культуры мышления, способности к восприятию, анализу, обобщению информации, на активизацию и проверку внимания студентов, на выработку навыков выделения главного и логики изложения. С помощью рабочей тетради осуществляется контроль за восприятием материала и проверка остаточных знаний.

Учебная (рабочая) программа дисциплины - нормативный документ, в котором определяются цели освоения дисциплины, место дисциплины в основной образовательной программе, круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению, логика изучения основных идей, с указанием последовательности тем, вопросов, их трудоемкость в зачетных единицах (часах). В программе должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом. Программа должна обеспечить обучающемуся студенту реальную возможность участвовать в формировании своей индивидуальной образовательной программы. Объем программы не регламентируется .

Итак, выделяют следующие виды учебной литературы: учебный план; программа курса; учебное пособие; учебник; практикум; учебно-методические рекомендации; учебно-методическое пособие; хрестоматия; учебный справочник; печатная лекция (текст лекции); конспект лекций и др.

Заключение

Учебная литература представляет собой произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

Учебная литература выполняет функцию передачи научных знаний и практического опыта, обслуживая потребности системы образования. Учебную литературу можно рассматривать как фиксированный объём социального опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения. Содержание образования и процесс обучения тесно взаимосвязаны. Одно без другого или не имеет смысла, или невозможно. Учебная литература есть своеобразный показатель, дидактический объект, который одновременно выступает и как носитель содержания образования, форм фиксации его различных элементов, и как проект учебного процесса. В ней реализуются содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве. То есть учебная литература способна выступать в роли проекта как современного содержания образования, так и современного учебного процесса.

Целесообразно придерживаться следующей внешней структуры учебного пособия в виде следующих последовательно расположенных структурных элементов: название учебного издания; аннотация; принятые сокращения, аббревиатура; условные обозначения физических величин (если такие используются в тексте учебного издания); предисловие и введение (могут даваться отдельными разделами, но могут быть представлены одним разделом - "введение"); текстовая часть, структурированная по подразделам в соответствии с требованиями к проектированию учебных текстов и программе изучения учебной дисциплины; список литературы; приложения; содержание.

Учебную литературу группируют по видам изданий: программно-методические: программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие: буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные: хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат

Список литературы

1. Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. - Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд., 2002. - 110 с.

2. Жосан А. Теория учебной литературы: подходы к определению понятия // Лаборатория менеджмента (http://pidruchnik.ucoz.ua/)

3. Зуев Д.Д. Термины и их определения // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 352 с.

5. Овчинникова Е.Н. К определению терминов "учебник" и "учебное пособие" // Гуманитарные научные исследования (http://human.snauka.ru/2012/05/1189)

6. Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. - СПб.: Изд-во МВАА, 2005. - Ч. 2. - 278 с.

7. Oригинал-макет учебного пособия. Правила разработки и оформления: В.Н. Козлов [и др.] - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 146 с.

8. Подготовка учебной литературы: учебно-методическое пособие / сост. : Н.П. Пучков, А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 60 с.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: "Педагогическое общество России", 2004. - 608 с.

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2007 г. № 10 "О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" // Вестник образования. - 2007.- № 13.

12. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. - 2001. - № 10. - С. 16-26

13. Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. - М.: "Просвещение", 1991. - С. 269-304.

14. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация видов учебной литературы, требования, предъявляемые к ее качеству. Функции и структура учебника. Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Органолептический метод оценки качества учебника.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Учебник как книга, в которой систематически излагается материал по определенной области знаний, ведущий вид учебной литературы. Применение электронного учебника. Что такое методические рекомендации. Открытие, изобретение, рационализаторское предложение.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Методические указания к курсовому проектированию как вид учебно-методической литературы, предназначенной для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов. Цели курсового проекта. Общие требования к выполнению курсового проекта, выбор темы.

    методичка , добавлен 09.11.2010

    Особенности и факторы учебной мотивации. Определение ведущих мотивов учебной деятельности и уровня учебной мотивации у подростков. Рекомендации по решению выявленных проблем для направления внимания педагогов на способы повышения учебной мотивации.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Формирование студента высшей школы как субъекта учебной деятельности - овладение им основными формами этой деятельности, умением планировать и организовывать эту деятельность, определять учебные действия необходимые для учёбы и программу их выполнения.

    реферат , добавлен 05.08.2008

    Логико-историческая реконструкция понятия функции и введение его в программах Горбова и Мордковича "Алгебра 7". Представление об учебной задаче в начальной и подростковых школах. Учебные и методические материалы для учителя по теме "Линейная функция".

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    История моделирования как метода познания и средства развития мышления, классификация его моделей и видов, а также методические рекомендации по его использованию в учебной работе с дошкольниками. Особенности развития образного мышления у дошкольников.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2009

    Учебные программы преподавания психологии, а также методические особенности. Формы учебных занятий и методика их проведения. Управление самостоятельной работой обучающихся. Контроль и коррекция учебной деятельности. Функции преподавателя психологии.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Понятие "учебная мотивация". Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников. Средства диагностики мотивов учения. Методы исследования мотивации. Методические рекомендации по развитию мотивации младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2012

    Характеристика процесса обучения. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых. Развитие мышления, памяти, творческих способностей.