Сообщение на тему духовность и здоровье семьи. О духовном здоровье семьи - ано семья россии. Релаксация — путь к внутренней гармонии

Міністерство науки і освіти України

Луганський коледж будівництва, економіки та права

Реферат

На тему: «Сім"я та здоров’я»

Виконала:

Безсмертна А.І.

Перевірив викладач

Пустовойтова О.В.

Луганськ, 2010


План

Введение

1. Определение понятия семьи

1.1 Влияние семейных отношений на здоровье человека

2. Этапы формирования личности

2.1 Тактики воспитания в семье

Заключение

Введение

Семья́ - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

· предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца

· репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей

· социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)

· прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей


1. Определение понятия семьи

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая - заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

2. Сексуально-эротическая - обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

3. Репродуктивная - обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная - состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

5. Эмоциональная - заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

6. Духовного общения - состоящая во взаимном духовном обогащении.

7. Первичного социального контроля - обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.


1.1 Влияние семейных отношений на здоровье человека

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.

В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.

Человек становится личностью в обществе других людей. Формируясь как личность, человек проходит через процесс социализации, который позволяет усвоить идеологию и мораль, нравственные ценности и нормы поведения в обществе, в котором он живет. Процесс социализации продолжается практически всю жизнь, но особенно он интенсивен у детей, подростков и юношей. Основными институтами социализации являются семья и школа, а конкретными носителями усваиваемых норм и правил выступают родственники, воспитатели, педагоги, сверстники, окружающие взрослые. Последующая профессиональная деятельность также оказывает социализирующее воздействие на человека, из чего следует, что процесс формирования личности никогда не останавливается.

2. Этапы формирования личности

В детском и подростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гармоничной системы отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезни связаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и мероприятия наиболее продуктивны, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.

Существуют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (до 3 лет), дошкольный (3-6 лет), младший школьный (6-11), средний школьный (11-15), старший школьный возраст (15- 17 лет).

В раннем детском возрасте развитие личности протекает в семье. На этом этапе ребенок усваивает простейшие навыки и умения, овладевает языком как средством общения, выделяет свое «я» из окружающего мира и противопоставляет себя окружающим, учится управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых. Важность этого периода развития ребенка состоит в том, что он усваивает тип отношений, сложившихся в семье, претворяя их в черты своей формирующейся личности. В течение первых лет жизни формируется эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру, которое проявляется в том, как много и по поводу чего ребенок улыбается или плачет, чего боится, чему радуется и т. д. Следует помнить, что дефицит общения ребенка с матерью нарушает его эмоциональное развитие, поэтому рекомендуется избегать даже кратковременных разлук (поездки в отпуск, командировки и т. д.) с ребенком по крайней мере до достижения им 2-3 лет.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников (чаще всего в условиях детского сада). На этом этапе ребенок усваивает нормы и способы одобряемого родителями и другими взрослыми (воспитателями) поведения в условиях взаимодействия с другими детьми, стремится найти в себе что-то, выделяющее его среди других детей: либо позитивно, в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, при этом ориентируясь на оценку не столько детей, сколько взрослых. Вместе с тем многие дети болезненно реагируют на помещение их в ясли.

Специалисты доказали, что в возрасте до шести месяцев малыши адаптируются к яслям безболезненно, однако в последующем может выявиться отставание ребенка в развитии, прежде всего эмоциональной сферы: снижается эмоциональная чувствительность, ослабевает способность к сопереживанию и отзывчивости, что в будущем вызовет проблемы в межличностном общении, может привести к формированию негативных изменений в эмоциональной сфере, к возникновению невротических расстройств, трудностям создания своей семьи и т. д.

Определение малыша в ясли, начиная с семимесячного возраста, является для него психотравмирующим фактором: происходит болезненное для ребенка отторжение от матери. После 2 лет привязанность к матери, как правило, уже не носит столь зависимого характера, что облегчает ребенку адаптацию к условиям детского сада. Решая вопрос о помещении ребенка в садик, следует помнить, что беспокойство при разлуке с матерью у девочек сохраняется до 2,5 лет, у мальчиков - до 3,5 лет.

В раннем детстве ребенок переживает первый кризис! кризис 3 лет. Проявляется он прежде всего в негативизме по отношению к требованиям родителей, причем ребенок бывает негативистичен и к тем требованиям, которые совпадают с его желаниями.

За кризисом 3 лет начинается дошкольный период, где доминирует игровая деятельность. В игре моделируются человеческие отношения, ребенок усваивает ролевые формы поведения. Игра является той деятельностью, в которой перед ребенком открывается весь внешний мир.

В младшем школьном возрасте ребенок входит в группы одноклассников, учится строить новые отношения, усваивает более сложные нормы и поведенческие правила, В этом возрасте формируется отношение к себе, окружающим людям. Особое влияние оказывает на развитие ребенка учительница, которая, выставляя ему отметки, оценивая его учебную деятельность, влияет на взаимоотношения ребенка с его родителями и сверстниками, формирует их отношение к нему и самооценку ребенка. К концу пребывания в младших классах отношение к себе все чаще определяется взаимоотношениями в классе, со сверстниками, групповые оценки становятся важнее мнения взрослых. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не игра, а учение.

По данным американских психологов, 35-40 % взрослых людей страдают от застенчивости и испытывают трудности в общении. Специалисты считают, что источником чрезмерной застенчивости являются, как правило, те формы воспитания, когда родители постоянно сдерживают детей или делают им замечания по поводу того, что они что-то делают либо говорят не так.

Специфической особенностью подросткового периода является то, что развитие подростка протекает параллельно в различных группах сверстников, конкурентных для него по своей значимости (школа, двор, спортивная секция и т. д.). Общение со сверстниками становится наряду с учением ведущей деятельностью. В этом возрасте отчетливо выражена потребность «быть личностью», самоутвердиться. При этом существуют достаточно выраженные противоречия между оценками и требованиями сверстников и родителей, вообще взрослых.

С началом полового созревания подросток становится более импульсивным, появляются немотивированные колебания настроения, конфликтность. Родителям надо учитывать эти изменения. Чрезмерная опека с их стороны приводит к развитию несамостоятельности и агрессивности, а чрезмерная свобода может обусловить эгоистические и асоциальные тенденции. Необходима доверительность в отношениях с родителями, что благотворно влияет и на эмоциональную сферу подростка, и на стиль общения с людьми. В эти годы подросток переживает кризис переходного возраста. Жан-Жак Руссо говорил, что человек рождается дважды, что период полового созревания и является вторым рождением. Подростковый кризис - один из самых сложных. В это время происходит понижение ценности общения в семье и повышение значимости общения со сверстниками. Родители должны знать эту психологическую закономерность и вместе с тем помнить, что снижение авторитета взрослых носит временный характер.

Главная особенность юношеского возраста - осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. В юности завершается формирование личности, происходит профессиональное самоопределение.

Опыт медиков и педагогов свидетельствует, что порой вся жизнь человека определяется его детством. Многие черты характера взрослого человека, интересы, поведение находятся в прямой зависимости от условий и содержания воспитания. Ребенок-увеличительная линза зла: малейшее зло, которое есть вокруг него, он многократно преломляет и увеличивает, и это не может пройти для ребенка бесследно.

2.1 Тактики воспитания в семье

Психологи выделили четыре основные тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество (А. В. Петровский).

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и натиск, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, который может отвечать на принуждение лицемерием, обманом, грубостью. Если сопротивление ребенка сломлено, вместе с ним оказываются сломленными такие ценные качества личности, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, вера в себя, инициативность.

Опека - это такая система отношений в семье, при которой родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека - явления одного порядка, различия в форме, а не в существе. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность и инициатива. Эти дети дают большое число срывов в подростковом возрасте, восставая против чрезмерной опеки.

«Невмешательство» основано обычно на признании целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей. При этой форме отношений наблюдается обособленность детей и взрослых в семье, в основе которого лежит пассивность родителей как воспитателей, которые не вмешиваются в жизнь ребенка, а предпочитают комфортное сосуществование с ним. Это путь формирования индивидуалиста.

Сотрудничество - тип воспитания, предполагающий опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной жизни. Психологи определяют такой тип семейных отношений как оптимальный. В ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, он становится прямым соучастником жизни семьи, разрешения общих проблем и трудностей.

Заключение

Родительские установки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей - это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.

Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна была уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контакт с ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.

Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть - признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе и на родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, но негативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания - это всегда и процесс самовоспитания.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

В прошлой публикации о системе «7 Д» («Доктор как менеджер по здоровью») мы говорили о докторе как друге и профессиональном коуче, который материально не заинтересован в вашей болезни, что позволяет объективно работать на ее профилактику. Сегодня врач-остеопат Александр Иванов рассказывает о другом аспекте сохранения здоровья — духовности и приверженности традиционным семейным ценностям. Речь идет не о конкретной религиозной практике, а о методах сохранения внутреннего спокойствия и гармонии.

Фото: kzn.ru

ДУХОВНОСТЬ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ — КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Напомню, что входит в систему здоровья «7 Д»:

1) доктор;
2) духовность;
3) диета;
4) дыхание;
5) движение;
6) детоксикация;
7) день — ночь (биоритмы).

Понятие духовности и приверженности к традиционным семейным ценностям я рассматриваю с позиции психологического и социального здоровья. Из определения по ВОЗ, здоровье человека складывается из трех компонентов: физическое, психологическое и социальное. Речь идет о последних двух.

Многочисленные исследования феномена долгожительства показали, что для всех, кто перешагнул столетний рубеж и вошел в почетный клуб «100+», характерно пять признаков: приверженность духовным и семейным ценностям, умеренное питание, физическая активность, жизнь в гармонии с биоритмами и умение справляться со стрессом. Это четко прослеживается в образе жизни долгожителей в Японии (остров Окинава), Италии (Сардиния), на полуострове Никоя (Коста-Рика), а также обитателей Северного Кавказа и Грузии. Очень интересное исследование на тему долгожительства было проведено американским исследователем и путешественником Дэном Бюттнером, который написал книгу «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Рекомендую всем моим читателям прочитать эту книгу, в которой просто и доступно описан феномен долгожительства и даны четкие рекомендации по продлению жизни на основе научных данных.

Духовность и следование традиционным семейным ценностям — это основа долголетия. Большинство долгожителей — верующие люди. Вера в Бога позволяет людям снять часть ответственности за события, происходящие в жизни, что является своего рода механизмом самосохранения нервной системы. Выражение «на все воля Бога» является мощным инструментом защиты в критических жизненных ситуациях.

НАЙДИ СВОЙ «ИКИГАЙ» И ЖИВИ 100 ЛЕТ

У японцев есть такой термин «икигай», что переводится как «цель в жизни» или «миссия». Это то, ради чего ты встаешь по утрам. Если человек востребован обществом, семьей или имеет четкую цель в жизни — это основа его психологического здоровья. В Японии проводились научные исследования, в которых было показано, что наличие «икигай» достоверно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также приводит к нормализации секреции гормонов счастья — дофамина, серотонина и эндорфина.

Для всех долгожителей характерно наличие четкой цели в жизни. Для кого-то это забота о детях, внуках, правнуках, какие-то социальные обязанности, которые наполняют смыслом и продлевают жизнь. Таким образом, крепкая связь с семьей, родственниками, общение и проявление заботы — это еще один из секретов долгожительства людей. Поэтому очень важно окружить себя близкими людьми, не терять связей с миром и быть социально активным.

Традиционные семейные ценности создают спокойную лакуну в жизни человека, место, где он может отдохнуть от всех тревог. Известно, что в расширенных семьях, где присутствует сразу несколько поколений родственников, живущих вместе, любая трагедия переживается легче, так как все поддерживают друг друга.

МОИ НАБЛЮДЕНИЯ

В остеопатической практике мне часто приходится работать с пожилыми людьми, кому далеко за 60, и я могу с уверенностью сказать, что наличие семьи, хобби или работы положительно влияет на уровень здоровья пожилого пациента. Одинокие старики чаще болеют и хуже себя чувствуют. Возможно, это один из защитных механизмов привлечения внимания к себе. Социально активные пожилые люди, наоборот, могут выглядеть на 20–30 лет моложе, имеют бодрое расположение духа и быстрее выздоравливают.

УПРАВЛЯЙ СТРЕССОМ — МЕДИТАЦИЯ, МОЛИТВА, АФФИРМАЦИИ

В одной из своих публикаций, посвященных стрессу (см. ), мы немного поговорили о физиологии стресса как гормональном всплеске в организме человека, а также о реакции внутренних органов на хронический стресс. Стресс — спутник нашей жизни, и он необходим для повышения адаптации человека к среде. Это стресс со знаком плюс. Но что делать, когда стресс выводит вас из равновесия и мешает нормально жить и работать? К сожалению, на приеме врача-невролога и врача-остеопата много пациентов с психосоматикой, то есть их эмоциональные проблемы переходят на физический уровень и проявляются в виде болезни, например панических атак.

С убеждением могу сказать, что духовная практика сильно снижает уровень психологической нагрузки. Современный мир очень нестабилен — в политической, экономической, социальной и даже личной жизни человек не может быть уверен практически ни в чем, потому что каждый день происходят события, которые влияют на предполагаемый результат (будь это финансовый кризис, измена, тяжелая болезнь и т. д.). Однако регулярная духовная практика (будь это православное правило, мусульманский намаз или что-то иное) — это то, что задает ритм жизни человека. Все священные писания призывают человека в любых обстоятельствах сохранять спокойствие и продолжать выполнять свои обязанности перед Богом, определенные ритуалы, полагаясь на Его волю и милость. Любая религиозная практика предполагает наличие общества с определенным набором ценностей, поведенческих моделей и включением человека в историческое сообщество, наследующее традиции, берущие свое начало в глубине веков.

Кроме того, важность духовной практики объясняется тем, что она снимает главный страх, сидящий в подсознании каждого человека и являющийся основной причиной всех стрессов, — это страх смерти. Получая ответ на вопросы о том, в чем смысл жизни и что нас ждет за пределами материального существования, человек гораздо легче справляется с каждодневными трудностями и испытаниями.

РЕЛАКСАЦИЯ — ПУТЬ К ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ

Тем же пациентам, которые не готовы к духовной практике, но все же хотят уменьшить градус внутреннего напряжения и снять тревогу, я всегда рекомендую техники релаксации. Это может быть прослушивание музыкальных произведений (музыкотерапия), посещение театра, музея (арт-терапия), а также медитация или молитва. В большинстве случаев есть результат. Особенно при панических атаках. Как правильно медитировать? Для начала вам понадобится 5–10 минут свободного времени, полного уединения, так, чтобы вас никто не отвлекал. Желательно, чтобы было приятное место, помещение, где вы могли бы спокойно и удобно расположиться. Поза не так важна, но вначале лучше медитировать сидя, так как лежа можно просто уснуть. Итак, нужно удобно сесть, закрыть глаза, расслабить все мышцы, спокойно дышать через нос. В голову будут приходить мысли, возникать «мысленный шум», необходимо переключаться с него на внутренний сигнал (это может быть ваше дыхание, какое-то слово, звук и т. п.). Это очень важно. Идеальным отвлекающим сигналом может быть ваше дыхание. Прожектор внимания должен быть направлен на дыхание. Вы внимательно следите за вдохом и выдохом. Если поток мыслей начинает отвлекать вас, не корите себя, это нормально, просто переведите прожектор внимания снова на дыхание. Не нужно беспокоиться о том, что у вас что-то не получается в первое время или вы не достигли нужного расслабления. Также желательно медитировать через 1,5–2 часа после еды, т. к. полный желудок мешает релаксации. Важно сделать медитацию ежедневным ритуалом, своего рода полезной привычкой, так же как чистка зубов по утрам. Результат не заставит себя ждать.

Расскажите, дорогие читатели, как вы справляетесь с внутренним напряжением, используете ли для этого медитацию.

С уважением, ваш доктор Иванов.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Духовно–нравственное здоровье семьи .

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство», в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе.

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому» - так говорила государыня императрица Александра Федоровна.

Понятие «семья» имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение, по которому связано с несением «креста», повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, духовно совершенствуясь самим – вот о чем можно думать, когда устраиваешь свой дом, создаешь семью. И как сказала последняя русская императрица Александра Федоровна: «Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истины и благородной жизни, для Бога».

Сегодня говорят о мировоззренческом кризисе, о том, что поколением растет вялым и беспринципным. Наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту же отчужденность

В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство.

Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится «таинством благодати» – образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как «домашняя церковь».

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Семья, призвано поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно религиозную традицию. Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача.

Особая роль семьи - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В общении с близкими, взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Источниками духовной любви и духовной веры человека в воспитании семьянина может только семья. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Не нужно доказывать простую истину, чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя и прежде всего, духовно совершенствуясь, должны сами родители.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная – ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров…


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное автономно образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни»

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление «Менеджмент»

профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Наумова Наталья Александровна

Северодвинск - 2012

Введение

1. Понятие здорового образа жизни

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Заключение

Список литературы

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.

К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными и умными.

1. Понятие здорового образа жизни

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена

Положительные эмоции.

духовность воспитание здоровье дети семья

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ в современный период 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями; 63 % - имеют нарушения осанки; 18 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония. Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья у детей становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы и ДОУ, стратегическая цель которых - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны - далеко не у всех благополучные социально-экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья человека, но поведение, разрушающее здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, малоподвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны случаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самостоятельно побеждали серьезные болезни.

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи.

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя духовное воспитание, помните:

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.

Важная задача, которую родители должны решить, осуществляя духовное воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Духовное воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни -- основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики -- первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.

2. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998.

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М.: Просвещение, 1986.

4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема, влияние подвижных и спортивных игр их на его формирование. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    дипломная работа , добавлен 20.02.2011

    Понятие и роль основных компонентов здорового образа в формировании жизненно важных качеств учащихся 1–4 классов. Исследование и оценка уровня влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Здоровый образ жизни студента как основа полноценной жизни. Составляющие здорового образа жизни человека. Распорядок дня, личная гигиена, двигательная активность. Снятие эмоционального напряжения с помощью физических упражнений, необходимость закаливания.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Легкая атлетика как основа здорового образа жизни. Значение двигательной активности для организма. Основные задачи при занятиях легкой атлетикой. Влияние закаливания на школьников. Бег как средство укрепления здоровья. Основные критерии в беге.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.