Современные правовые проблемы военно-космической деятельности. Международно-правовой режим военно-космической деятельности и перспективы его совершенствования

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, операции, осуществляемые в околоземном пространстве для поддержки военных действий на земле, в воздухе, на морях и под водой.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ


Историческая справка. Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые открылись с появлением спутников связи, навигационных и метеорологических спутников и в особенности систем разведки и дальнего обнаружения баллистических ракет. После окончания Второй мировой войны Сухопутные войска, ВМС и ВВС США приступили к разработке баллистических ракет, имея в виду не только поражение ими целей, но и выведение спутников на околоземные орбиты, откуда они могли бы оказывать поддержку военным действиям.

См. также РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ; РАКЕТА; КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ.

В конце 1950-х годов ВВС стали основной военно-космической службой США. Их план запуска спутников, разработанный в 1956, предусматривал выполнение как разведывательных функций (наблюдение из космоса за объектами возможного противника), так и дальнего обнаружения баллистических ракет. Спутники, снабженные фотооборудованием и ИК-датчиками, предполагалось выводить на полярные орбиты, чтобы обеспечить непрерывное глобальное наблюдение.

Формирование военно-космической программы США в период холодной войны имело важнейшее значение для сбора разведывательной информации о Советском Союзе. Ведущую роль в сборе такого рода разведданных играло, конечно, ЦРУ, которое с 1956 проводило полеты разведывательных самолетов U-2 над территорией СССР. В августе 1960 президент Д.Эйзенхауэр создал управление ракетных и спутниковых систем, которое позже было переименовано в Национальное разведывательное управление - НРУ. Ему были переданы соответствующие задачи ЦРУ, ВВС и ВМС. К началу 1961 на него была возложена ответственность за национальные программы как оперативной, так и стратегической разведки, а ВВС было поручено отвечать за «полуоткрытые» программы в военной области, к которым относятся связь, метеорология, навигация и дальнее обнаружение.

Оперативная разведка. Возвращение пленки на Землю. Полеты самолетов-разведчиков над территорией Советского Союза пришли к обескураживающему финалу 1 мая 1960, когда был сбит пилотировавшийся Ф.Пауэрсом U-2. Это привлекло интерес к спутниковым системам. Программа возвращения экспонированной пленки со спутников на Землю (кодовое название CORONA) выполнялась под «крышей» программы «Дискаверер» в условиях наивысшей секретности. Первое успешное возвращение отснятой пленки на Землю было выполнено со спутника «Дискаверер-14», выведенного на орбиту 18 августа 1960. После того как возвращаемая капсула была выпущена со спутника на 17-м витке его полета, транспортный самолет C-130 поймал ее в воздухе с третьего захода при помощи специального трала.

В период с августа 1960 по май 1972 по программе CORONA были успешно выведены на орбиту и работали 145 спутников, которые собрали множество фотоизображений, представляющих интерес для стратегической разведки и картографии. Первые спутники KH-1 обеспечивали разрешение наземных объектов ок. 12 м (KH - сокращение от кодового названия KEYHOLE - замочная скважина). Затем появилось несколько более совершенных вариантов спутников серии KH, последние из которых давали разрешение 1,5 м. В программу CORONA были включены также система картографирования KH-5 (семь спутников) и система повышенного разрешения KH-6 (один спутник).

Все эти спутники относились к категории платформ для широкозахватной обзорной съемки, так как разрешение их фотокамер позволяло получать на каждом снимке изображение территории размером 20ґ190 км. Такие фотоснимки оказались исключительно важными для определения состояния стратегических вооружений в СССР.

См. также ВОЙНА ЯДЕРНАЯ.

С июля 1963 началась эксплуатация первой серии спутников, оснащенных аппаратурой для съемки крупным планом. Спутники KH-7 давали снимки с разрешением 0,46 м. Они существовали до 1967, когда на смену им пришли KH-8, эксплуатировавшиеся до 1984 и позволявшие получать снимки с разрешением 0,3 м.

Спутник KH-9 был впервые запущен в 1971 и сделал снимки обширной территории с разрешением 0,6 м. Он имел размеры с железнодорожный вагон и массу более 9000 кг. Съемочная камера этого спутника разрабатывалась для пилотируемой орбитальной лаборатории MOL.

См. также КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ.

Электронная передача в режиме реального времени. Хотя эти первые космические системы обеспечивали получение ценной информации, они имели несколько недостатков, связанных со способом передачи информации на Землю. Самым существенным из них был большой промежуток времени от съемки до доставки фотоинформации специалистам. Вдобавок после отделения капсулы с возвращаемой пленкой от спутника остававшееся на нем дорогостоящее оборудование становилось бесполезным. Обе проблемы были частично решены оснащением спутников, начиная с KH-4B, несколькими капсулами с пленкой.

Кардинальным решением проблемы стала разработка системы электронной передачи данных в режиме реального времени. С 1976 до начала 1990-х годов, когда эта программа была завершена, США запустили восемь спутников серии KH-11 с такой системой передачи данных.

См. также ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ.

В конце 1980-х годов начали эксплуатироваться усовершенствованные спутники серии KH-11 (массой ок. 14 т), работающие в ИК-области спектра. Оснащенные главным зеркалом, имевшим диаметр 2 м, эти спутники давали разрешение ок. 15 см. Вспомогательное зеркало меньшего размера фокусировало изображение на прибор с зарядовой связью, который преобразовывал его в электрические импульсы. Эти импульсы могли затем посылаться наземным станциям или портативным терминалам непосредственно либо с ретрансляцией через спутники связи SDS, находящиеся на сильно наклоненных к плоскости экватора эллиптических орбитах. Большой запас топлива на этих спутниках позволила им работать в космосе не менее пяти лет.

Радиолокация. В конце 1980-х годов НРУ эксплуатировало спутник«Лакросс», на котором был установлен радиолокатор с синтезируемой апертурой. «Лакросс» обеспечивал разрешение 0,9 м и обладал способностью «видеть» сквозь облака.

Радиотехническая разведка. В 1960-х годах ВВС США при содействии НРУ запустили несколько спутников, предназначенных для сбора информации об электронных сигналах, излучаемых с территории Советского Союза. Эти спутники, летавшие на низких околоземных орбитах, делились на две категории: 1) аппараты радиотехнической разведки, т.е. малые спутники, запускаемые обычно вместе со спутниками фоторазведки и предназначенные для сбора данных об излучениях радиолокационных станций, и 2) крупные спутники электронной стратегической разведки «Элинтс», предназначавшиеся в основном для сбора данных о работе средств связи.

Спутники «Кэньон», нацеленные на прослушивание советских систем связи, начали эксплуатироваться в 1968. Они выводились на орбиты, близкие к геостационарной. В конце 1970-х годов они были постепенно заменены спутниками «Чейлет» и затем «Вортекс». Спутники «Райолит» и «Аквакейд» работали на геостационарной орбите и предназначались для отслеживания данных телеметрии советских баллистических ракет. Эксплуатация этих спутников началась в 1970-х годах, а в 1980-х они были заменены спутниками «Магнум» и «Орион», запускавшимися с многоразового транспортного космического корабля

(см . КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ШАТТЛ»).

По третьей программе, названной «Джампсит», спутники запускались на сильно вытянутые и сильно наклоненные орбиты, обеспечивавшие им длительное нахождение над северными широтами, где действовала значительная часть советского флота. В 1994 все три программы были завершены, уступив место новым и гораздо более крупным спутникам.

Спутники радиотехнической стратегической разведки относятся к числу наиболее секретных систем военного ведомства. Собранные ими разведданные анализируются Агентством национальной безопасности (АНБ), которое использует мощные суперкомпьютеры для расшифровки информации, передаваемой по линиям связи, и данных телеметрии ракет. Спутники, о которых идет речь, достигали в размахе 100 м, и в 1990-х годах их чувствительность позволяла принимать на геостационарной орбите передачи портативных раций типа «уоки-токи».

См . РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ.

В дополнение к этим системам ВМС США в середине 1970-х годов начали вводить в действие систему «Уайт Клауд», представлявшую собой серию небольших спутников, предназначенных для приема излучения средств связи и радиолокационных станций советских военных кораблей. Зная положение спутников и время приема излучений, находящиеся на земле операторы могли с высокой точностью определять координаты кораблей.


Дальнее обнаружение. Спутниковая система оповещения о запуске баллистических ракет и их обнаружении «Мидас» позволила увеличить почти в два раза время предупреждения об атаке баллистических ракет противника и, кроме того, предоставила в распоряжение военных ряд других преимуществ. Спутник системы «Мидас», оснащенный датчиком инфракрасного излучения для обнаружения факела при запуске ракеты, дает возможность определить ее траекторию и конечную цель. Система «Мидас» использовалась с 1960 по 1966 и включала в себя по меньшей мере 20 спутников, запускавшихся на маловысотные околоземные орбиты.

В ноябре 1970 был выведен на орбиту первый геостационарный спутник по программе DSP, на котором имелся большой ИК-телескоп. Спутник вращался со скоростью 6 об/мин, что позволяло телескопу сканировать поверхность Земли. Спутники этой системы, размещенные один у восточного побережья Бразилии, второй - близ берегов Габона (запад экваториальной Африки), третий - над Индийским океаном и четвертый - над западной акваторией Тихого океана, а также еще один на резервной орбите (над восточной частью Индийского океана), оказались очень полезными во время войны в Персидском заливе 1991, предупреждая об атаках иракских ракет «Скад» (хотя они и не предназначались первоначально для обнаружения сравнительно небольшого теплового излучения тактических баллистических ракет). В конце 1980-х годов усовершенствованные спутники серии DSP средний срок службы имели около 6 лет.

Связь. В июне 1966 ракета-носитель «Титан-3C» вывела на орбиту, близкую к геостационарной, семь связных военных спутников по программе IDCSP. Эта ограниченная по своим возможностям система в ноябре 1971 была заменена системой геостационарных спутников второго поколения DSCS II. Спутники DSCS II могли использовать наземные терминалы меньшего размера.

См. также СПУТНИК СВЯЗИ.

На протяжении 1970-х и 1980-х годов количество военных спутников связи США быстро росло. Многие из этих спутников связи оставались на орбите до 10 лет. С 1994 ВВС США начали выводить на орбиту спутники серии «Милстар», работающие в диапазоне крайне высоких частот (EHF). На таких частотах обеспечивается более высокая устойчивость к создаваемым противником помехам и к перехвату. Спутники «Милстар» первоначально предназначались для использования во время ядерного нападения. Однако когда они наконец стали вводиться в эксплуатацию, холодная война закончилась.

Метеорология. Чтобы обеспечить своевременное получение данных о погоде для американских вооруженных сил и баз, размещенных по всему миру, военное руководство Соединенных Штатов использует множество разнообразных метеорологических спутников различных гражданских служб. Все эти спутники работают на геостационарных орбитах, кроме спутников «Тайрос» национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA), которые находятся на полярных орбитах. Вооруженные силы США во время войны в Персидском заливе пользовались также информацией с российских спутников «Meтeoр».

См. также МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ.

Одним из первых заданий военных метеорологических спутников DMSP было определение толщины облачного покрова над возможными целями для спутников, выполнявших фоторазведку. Спутники серии DMSP, использовавшиеся в середине 1990-х годов, хотя и имели некоторую секретную аппаратуру, в основном были такими же, как спутники NOAA. В 1994 NOAA и министерство обороны США договорились объединить свои системыдля уменьшения расходов и пригласили европейскую организацию по метеорологическим спутникам EUMETSAT принять участие в программе.

Навигация. ВМС США, которым необходимо было иметь надежную навигационную информацию для подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами «Поларис», занимали в первые годы космической эры ведущее положение в разработке спутниковых навигационных систем. В ранних вариантах спутников ВМС «Транзит» использовалась аппаратура, использовавшая эффект Доплера. Каждый спутник передавал в эфир радиосигнал, который принимали наземные приемники. Зная точное время прохождения сигнала, земную проекцию траектории спутника и высоту расположения приемной антенны, штурман судна мог вычислить координаты своего приемника с точностью 14-23 м. Несмотря на разработку улучшенного варианта, получившего название «Нова», и широкое использование этой системы гражданскими судами всего мира, в 1990-х годах она прекратила свое существование. Система оказалась недостаточно точной для сухопутной и воздушной навигации, не имела защиты от шумовых помех, а навигационные данные можно было получать только тогда, когда спутник оказывался в зените.

См. также АЭРОНАВИГАЦИЯ.

С начала 1970-х годов велась разработка глобальной спутниковой системы определения местонахождения GPS. В 1994 эта система, состоящая из 24 средневысотных спутников, была полностью введена в эксплуатацию. На каждом из спутников есть атомные часы. Из любой точки земного шара в любое время можно видеть не менее трех спутников этой системы.

GPS обеспечивает сигналы двух уровней точности. Код «грубого захвата» C/A, передаваемый на частоте 1575,42 МГц, дает точность ок. 30 м и предназначен для гражданских пользователей. Прецизионный P-код, излучаемый на частоте 1227,6 МГц, обеспечивает точность определения координат 16 м и предназначается для государственных и некоторых других организаций. P-код обычно зашифровывают, чтобы предотвратить доступ к этим данным потенциальному противнику.

См. также НАВИГАЦИЯ; ГЕОДЕЗИЯ.

Дифференциальная спутниковая система DGPS позволила еще больше увеличить точность определения местонахождения, доведя погрешность до 0,9 м или еще меньше. В DGPS используется наземный передатчик, координаты которого точно известны, и это позволяет приемнику автоматически исключать ошибки, присущие системе GPS.

Обнаружение ядерных взрывов. В период с 1963 по 1970 ВВС США запустили на очень высокие круговые орбиты (111 тыс. км) 12 спутников «Вела» для обнаружения ядерных взрывов из космоса. С начала 1970-х годов спутники дальнего обнаружения DSP оснащались оборудованием для обнаружения ядерных взрывов на земле и в атмосфере; позднее на спутниках устанавливали датчики для обнаружения взрывов также и в космическом пространстве. С 1980-х годов такие датчики стали устанавливать на навигационных спутниках GPS.

Противоспутниковое оружие. В 1960-х годах Соединенные Штаты создали противоспутниковую ракетно-ядерную систему ASAT. Однако эта система имела ограниченные возможности, поскольку начинала работать, лишь когда цель оказывалась в пределах досягаемости. В 1980-х годах ВВС США приступили к разработке ракеты ASAT, которую можно было бы запускать с самолета-истребителя F-15 практически в любой точке земного шара. Эта ракета была снабжена устройством самонаведения по инфракрасному излучению мишени.

Другие программы. Рода войск США также осуществляли многочисленные работы в космосе, но их результаты были гораздо менее убедительными. С середины 1980-х годов организация стратегической оборонной инициативы осуществляла запуски малых спутников для испытаний различных систем обнаружения и уничтожения баллистических ракет во время их полета.

См. также ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ.


Оперативная разведка. Несмотря на ранние успехи в выведении на орбиту больших полезных нагрузок, по темпам развития и разнообразию военной космической программы Советский Союз уступал Соединенным Штатам. Спутник «Космос-4», который должен был стать первым советским разведывательным спутником, был запущен 26 апреля 1961 с помощью космического корабля «Восток-Д», - такого же, как корабль, на котором летал Юрий Гагарин

(см . ГАГАРИН, ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ). В отличие от американских спутников, на которых предусматривалось возвращение пленки на землю, на спутниках серии «Восток-Д» для возвращения в атмосферу использовалась более крупная капсула, содержавшая и камеры, и пленку. Спутники третьего поколения выполняли обычные задачи дистанционного зондирования и картографирования

(см . также ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ). На спутники четвертого поколения возлагались задачи разведки с маловысотных орбит. В 1990-х годах спутники обоих поколений все еще находились в эксплуатации. В декабре 1982 Советский Союз вывел на орбиту спутник пятого поколения, в котором, по-видимому, использовалась электронная передача данных, обеспечивавшая получение разведывательной информации в режиме реального времени.

Связь. Другие военные космические программы СССР были аналогичны выполнявшимся Соединенными Штатами, хотя в нескольких аспектах имелись и различия. Из-за особенностей расположения страны и недостаточного числа заокеанских союзников СССР запускал много спутников на сильновытянутые эллиптические орбиты, имевшие большой наклон плоскости к плоскости экватора. На таких орбитах летали спутники связи «Молния». Советский Союз широко использовал также малые спутники. Такие спутники записывали и сохраняли передаваемую с Земли информацию, чтобы затем ретранслировать ее на наземную станцию при пролете над ней. Эта система оказалась вполне приемлемой для обеспечения неэкстренной связи.

Раннее оповещение. Советский Союз запускал спутники раннего оповещения «Око» на орбиты такого типа, как у спутников «Молния», что позволяло этим спутникам одновременно иметь в поле зрения американские базы баллистических ракет и советскую наземную станцию. Однако для обеспечения постоянного охвата обоих объектов потребовалось иметь в космосе целое созвездие из девяти спутников. Кроме того, Советский Союз вывел на геостационарную орбиту спутники «Прогноз» для раннего оповещения о начале атаки баллистических ракет США.

Наблюдение за океаном. В спутниковой системе радиолокационной разведки над океанами для поиска американских военных судов использовался радиолокатор с синтезируемой апертурой

(см . АНТЕННА). В период с 1967 по 1988 в космос было запущено более тридцати таких спутников, на каждом из которых имелся ядерный источник питания радиолокатора мощностью 2 кВт. В 1978 один такой спутник («Космос-954») вместо того, чтобы перейти на более высокую орбиту, вошел в плотные слои атмосферы и его радиоактивные обломки упали на обширные участки территории Канады. Это событие заставило советских инженеров усовершенствовать системы безопасности на существующих спутниках радиолокационной разведки и начать разработку более мощного ядерного источника питания «Топаз», позволяющего аппаратуре спутника работать на более высокой и безопасной орбите. Два спутника с источниками питания «Топаз» в конце 1980-х годов работали в космосе, но в связи с окончанием холодной войны их эксплуатация была прекращена.

Оружие нападения. С конца 1960-х до начала 1980-х годов Советский Союз выводил в космос оперативное противоспутниковое оружие, размещая его на орбите цели и используя радиолокатор для наведения на цель. Когда спутник оказывался в пределах досягаемости цели, он выпускал по ней две короткие очереди поражающих импульсов. В начале 1980-х годов СССР приступил к разработке небольшого двухместного воздушно-космического самолета, предназначенного для нападения на многоразовый транспортный космический корабль, но после аварии «Челленджера»

(см . КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ) работы по этому проекту были прекращены.

Период после холодной войны. Советские спутники были, в общем, менее совершенными и работали в космосе не так долго, как их американские аналоги. Чтобы компенсировать этот недостаток, СССР запускал в космос гораздо большее число спутников. К концу холодной войны срок службы советских спутников на орбите вырос, а сами спутники стали существенно более совершенными. К середине 1990-х годов руководители российского космического агентства, вынужденные заниматься поисками зарубежных источников доходов, выступили с предложением продавать свою технологию и опыт за границу. Они также развернули широкую продажу фотоснимков высокого разрешения практически любого участка земной поверхности.

ДРУГИЕ СТРАНЫ


Европа. К началу 1990-х годов некоторые страны, кроме США и СССР, разработали собственные сравнительно небольшие военно-космические программы. Дальше всех продвинулась Франция. Начало было положено в 1980-х годах созданием комбинированной военно-коммерческой спутниковой системы связи «Сиракюз». 7 июля 1995 Франция вывела на орбиту свой первый разведывательный спутник «Элиос IA», разработанный с участием Италии и Испании. Французские специалисты по космической технике в середине 1990-х годов разрабатывали также спутник радиолокационного наблюдения «Озирис», аналогичный американскому спутнику «Лакросс», проектировали спутник «Экут» для радиотехнической разведки и исследовали возможности создания спутника системы раннего оповещения «Алерт».

Великобритания в 1990-х годах использовала собственный специализированный военный спутник связи, работавший в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ), для связи с флотом. Италия также располагала спутниковой СВЧ-системой военной связи «Сиркаль», которая, подобно «Сиракюз», была реализована как дополнительная полезная нагрузка другого спутника. НАТО пользовался космической связью через свой спутник НАТО-4, который работал в СВЧ-диапазоне и был очень похож на американский спутник «Скайнет-4».

Другие программы. КНР время от времени запускала спутники оперативной фоторазведки с возвращением на Землю отснятой пленки и имела несколько других систем, использовавшихся как в военных, так и в гражданских целях. Несмотря на наличие у Израиля доступа к американским источникам получения фотоизображений из космоса, эта страна запустила в 1995 собственный экспериментальный разведывательный спутник.

ЛИТЕРАТУРА Справочник по спутниковой связи и вещанию . М., 1983
Арбатов А.Г. и др. Космическое оружие: дилемма безопасности . М., 1986

980 руб


Ежегодник 1983 года - двадцать седьмой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1983 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1983 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1982 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1982 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

259 руб


Словарь составлен из более 30 тысяч слов (нарицательных существительных в единственном числе, а также аналогичных распространенных существительных, не имеющих формы единственного числа, и названий народов мира), которые содержат в себе от 2 до 27 букв. Принцип решения и составления кроссвордов основан на использовании букв - подсказок - одной (в любом месте слова) или двух (в различных комбинациях). Словарь предназначен для решения и составления кроссвордов средней сложности, а также для выполнения заданий, связанных с местоположением буквы в слове.

779 руб


Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) - одна из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий в мире.

Издание 1970- 1978 годов - третье издание.
Всего вышло 30 томов (24-й том в двух книгах, вторая целиком посвящена СССР). Третье издание по сравнению с предшествующими наиболее свободно от идеологических наслоений. Авторам и редакторам энциклопедии удалось сосредоточить в ней поистине все богатство знаний, накопленных человечеством за тысячелетия.Том 3: Вакидiй - Герардеска.
Ответственные редакторы издания - В. М. Карев, М. Н. Хитров.

160 руб


Ежегодник 1971 года - пятнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, новый Ежегодник - самостоятельное универсальное справочное издание.
В Ежегоднике БСЭ 1971 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой энциклопедии года, - о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных государствах, несамоуправляющихся территориях и колониях; о международных организациях и конференциях; обзоры экономики социалистических, капиталистических и развивающихся стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; спорте; биографические статьи-справки и др. Открывается Ежегодник статьей о XXIV съезде КПСС и статьей, посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В биографическом разделе Ежегодника опубликованы справки о всех лицах, избранных XXIV съездом КПСС в руководящие органы партии.
Сообщаемые в Ежегоднике 1971 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1970 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, были изменены, т. к. они уточнялись. Данные за 1970 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках сосредоточены в соответствующих разделах статьи "СССР".
Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, общества "Австрия - СССР", Английского общества по культурным связям с СССР, обществ "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Франция - СССР", "Швеция - СССР", Института культурных связей "Бразилия - СССР", Японской ассоциации культурных связей с зарубежными странами, а также отдельных организаций и лиц из Австралийского Союза, Аргентины, редакции Энциклопедии "Британика" в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.
Как правило, упоминаемые в статьях Ежегодника названия новых литературных произведений, пьес и кинофильмов, выпущенных не на русском языке, даются в буквальных переводах, за исключением тех случаев, когда в русской советской печати за этими произведениями закрепились другие названия. ...

299 руб


В широком смысле казнь является высшей мерой наказания. Казни могли быть как относительно легкими, когда жертва умирала мгновенно, так и мучительными, рассчитанными на долгие страдания. Во все века казни были самым надежным средством подавления и террора. Правда, известны примеры, когда пришедшие к власти милосердные правители на протяжении долгих лет не казнили преступников.
Часто казни превращались в своего рода зрелища, собиравшие толпы зрителей. На этих кровавых спектаклях важна была буквально каждая деталь: происхождение преступника, его былые заслуги, тяжесть вины и т.д.
О самых знаменитых казнях в истории человечества рассказывает очередная книга серии. Но - все мы дети единой, древнейшей мифологии символов. Возможно, понимание этой нашей `основы основ` поможет нам лучше понять друг друга?..

599 руб

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
операции, осуществляемые в околоземном пространстве для поддержки военных действий на земле, в воздухе, на морях и под водой.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ


Историческая справка. Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые открылись с появлением спутников связи, навигационных и метеорологических спутников и в особенности систем разведки и дальнего обнаружения баллистических ракет. После окончания Второй мировой войны Сухопутные войска, ВМС и ВВС США приступили к разработке баллистических ракет, имея в виду не только поражение ими целей, но и выведение спутников на околоземные орбиты, откуда они могли бы оказывать поддержку военным действиям. См. также
РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ ;
РАКЕТА ;
. В конце 1950-х годов ВВС стали основной военно-космической службой США. Их план запуска спутников, разработанный в 1956, предусматривал выполнение как разведывательных функций (наблюдение из космоса за объектами возможного противника), так и дальнего обнаружения баллистических ракет. Спутники, снабженные фотооборудованием и ИК-датчиками, предполагалось выводить на полярные орбиты, чтобы обеспечить непрерывное глобальное наблюдение. Формирование военно-космической программы США в период холодной войны имело важнейшее значение для сбора разведывательной информации о Советском Союзе. Ведущую роль в сборе такого рода разведданных играло, конечно, ЦРУ, которое с 1956 проводило полеты разведывательных самолетов U-2 над территорией СССР. В августе 1960 президент Д.Эйзенхауэр создал управление ракетных и спутниковых систем, которое позже было переименовано в Национальное разведывательное управление - НРУ. Ему были переданы соответствующие задачи ЦРУ, ВВС и ВМС. К началу 1961 на него была возложена ответственность за национальные программы как оперативной, так и стратегической разведки, а ВВС было поручено отвечать за "полуоткрытые" программы в военной области, к которым относятся связь, метеорология, навигация и дальнее обнаружение.
Оперативная разведка. Возвращение пленки на Землю. Полеты самолетов-разведчиков над территорией Советского Союза пришли к обескураживающему финалу 1 мая 1960, когда был сбит пилотировавшийся Ф.Пауэрсом U-2. Это привлекло интерес к спутниковым системам. Программа возвращения экспонированной пленки со спутников на Землю (кодовое название CORONA) выполнялась под "крышей" программы "Дискаверер" в условиях наивысшей секретности. Первое успешное возвращение отснятой пленки на Землю было выполнено со спутника "Дискаверер-14", выведенного на орбиту 18 августа 1960. После того как возвращаемая капсула была выпущена со спутника на 17-м витке его полета, транспортный самолет C-130 поймал ее в воздухе с третьего захода при помощи специального трала.



В период с августа 1960 по май 1972 по программе CORONA были успешно выведены на орбиту и работали 145 спутников, которые собрали множество фотоизображений, представляющих интерес для стратегической разведки и картографии. Первые спутники KH-1 обеспечивали разрешение наземных объектов ок. 12 м (KH - сокращение от кодового названия KEYHOLE - замочная скважина). Затем появилось несколько более совершенных вариантов спутников серии KH, последние из которых давали разрешение 1,5 м. В программу CORONA были включены также система картографирования KH-5 (семь спутников) и система повышенного разрешения KH-6 (один спутник). Все эти спутники относились к категории платформ для широкозахватной обзорной съемки, так как разрешение их фотокамер позволяло получать на каждом снимке изображение территории размером 20x190 км. Такие фотоснимки оказались исключительно важными для определения состояния стратегических вооружений в СССР. См. также ВОЙНА ЯДЕРНАЯ . С июля 1963 началась эксплуатация первой серии спутников, оснащенных аппаратурой для съемки крупным планом. Спутники KH-7 давали снимки с разрешением 0,46 м. Они существовали до 1967, когда на смену им пришли KH-8, эксплуатировавшиеся до 1984 и позволявшие получать снимки с разрешением 0,3 м. Спутник KH-9 был впервые запущен в 1971 и сделал снимки обширной территории с разрешением 0,6 м. Он имел размеры с железнодорожный вагон и массу более 9000 кг. Съемочная камера этого спутника разрабатывалась для пилотируемой орбитальной лаборатории MOL.
См. также КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ . Электронная передача в режиме реального времени. Хотя эти первые космические системы обеспечивали получение ценной информации, они имели несколько недостатков, связанных со способом передачи информации на Землю. Самым существенным из них был большой промежуток времени от съемки до доставки фотоинформации специалистам. Вдобавок после отделения капсулы с возвращаемой пленкой от спутника остававшееся на нем дорогостоящее оборудование становилось бесполезным. Обе проблемы были частично решены оснащением спутников, начиная с KH-4B, несколькими капсулами с пленкой. Кардинальным решением проблемы стала разработка системы электронной передачи данных в режиме реального времени. С 1976 до начала 1990-х годов, когда эта программа была завершена, США запустили восемь спутников серии KH-11 с такой системой передачи данных.
См. также ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ . В конце 1980-х годов начали эксплуатироваться усовершенствованные спутники серии KH-11 (массой ок. 14 т), работающие в ИК-области спектра. Оснащенные главным зеркалом, имевшим диаметр 2 м, эти спутники давали разрешение ок. 15 см. Вспомогательное зеркало меньшего размера фокусировало изображение на прибор с зарядовой связью, который преобразовывал его в электрические импульсы. Эти импульсы могли затем посылаться наземным станциям или портативным терминалам непосредственно либо с ретрансляцией через спутники связи SDS, находящиеся на сильно наклоненных к плоскости экватора эллиптических орбитах. Большой запас топлива на этих спутниках позволила им работать в космосе не менее пяти лет.
Радиолокация. В конце 1980-х годов НРУ эксплуатировало спутник "Лакросс", на котором был установлен радиолокатор с синтезируемой апертурой. "Лакросс" обеспечивал разрешение 0,9 м и обладал способностью "видеть" сквозь облака.
Радиотехническая разведка. В 1960-х годах ВВС США при содействии НРУ запустили несколько спутников, предназначенных для сбора информации об электронных сигналах, излучаемых с территории Советского Союза. Эти спутники, летавшие на низких околоземных орбитах, делились на две категории: 1) аппараты радиотехнической разведки, т.е. малые спутники, запускаемые обычно вместе со спутниками фоторазведки и предназначенные для сбора данных об излучениях радиолокационных станций, и 2) крупные спутники электронной стратегической разведки "Элинтс", предназначавшиеся в основном для сбора данных о работе средств связи. Спутники "Кэньон", нацеленные на прослушивание советских систем связи, начали эксплуатироваться в 1968. Они выводились на орбиты, близкие к геостационарной. В конце 1970-х годов они были постепенно заменены спутниками "Чейлет" и затем "Вортекс". Спутники "Райолит" и "Аквакейд" работали на геостационарной орбите и предназначались для отслеживания данных телеметрии советских баллистических ракет. Эксплуатация этих спутников началась в 1970-х годах, а в 1980-х они были заменены спутниками "Магнум" и "Орион", запускавшимися с многоразового транспортного космического корабля (см. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "ШАТТЛ"). По третьей программе, названной "Джампсит", спутники запускались на сильно вытянутые и сильно наклоненные орбиты, обеспечивавшие им длительное нахождение над северными широтами, где действовала значительная часть советского флота. В 1994 все три программы были завершены, уступив место новым и гораздо более крупным спутникам. Спутники радиотехнической стратегической разведки относятся к числу наиболее секретных систем военного ведомства. Собранные ими разведданные анализируются Агентством национальной безопасности (АНБ), которое использует мощные суперкомпьютеры для расшифровки информации, передаваемой по линиям связи, и данных телеметрии ракет. Спутники, о которых идет речь, достигали в размахе 100 м, и в 1990-х годах их чувствительность позволяла принимать на геостационарной орбите передачи портативных раций типа "уоки-токи".
См. РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ . В дополнение к этим системам ВМС США в середине 1970-х годов начали вводить в действие систему "Уайт Клауд", представлявшую собой серию небольших спутников, предназначенных для приема излучения средств связи и радиолокационных станций советских военных кораблей. Зная положение спутников и время приема излучений, находящиеся на земле операторы могли с высокой точностью определять координаты кораблей.



Дальнее обнаружение. Спутниковая система оповещения о запуске баллистических ракет и их обнаружении "Мидас" позволила увеличить почти в два раза время предупреждения об атаке баллистических ракет противника и, кроме того, предоставила в распоряжение военных ряд других преимуществ. Спутник системы "Мидас", оснащенный датчиком инфракрасного излучения для обнаружения факела при запуске ракеты, дает возможность определить ее траекторию и конечную цель. Система "Мидас" использовалась с 1960 по 1966 и включала в себя по меньшей мере 20 спутников, запускавшихся на маловысотные околоземные орбиты. В ноябре 1970 был выведен на орбиту первый геостационарный спутник по программе DSP, на котором имелся большой ИК-телескоп. Спутник вращался со скоростью 6 об/мин, что позволяло телескопу сканировать поверхность Земли. Спутники этой системы, размещенные один у восточного побережья Бразилии, второй - близ берегов Габона (запад экваториальной Африки), третий - над Индийским океаном и четвертый - над западной акваторией Тихого океана, а также еще один на резервной орбите (над восточной частью Индийского океана), оказались очень полезными во время войны в Персидском заливе 1991, предупреждая об атаках иракских ракет "Скад" (хотя они и не предназначались первоначально для обнаружения сравнительно небольшого теплового излучения тактических баллистических ракет). В конце 1980-х годов усовершенствованные спутники серии DSP средний срок службы имели около 6 лет.
Связь. В июне 1966 ракета-носитель "Титан-3C" вывела на орбиту, близкую к геостационарной, семь связных военных спутников по программе IDCSP. Эта ограниченная по своим возможностям система в ноябре 1971 была заменена системой геостационарных спутников второго поколения DSCS II. Спутники DSCS II могли использовать наземные терминалы меньшего размера. См. также СПУТНИК СВЯЗИ. На протяжении 1970-х и 1980-х годов количество военных спутников связи США быстро росло. Многие из этих спутников связи оставались на орбите до 10 лет. С 1994 ВВС США начали выводить на орбиту спутники серии "Милстар", работающие в диапазоне крайне высоких частот (EHF). На таких частотах обеспечивается более высокая устойчивость к создаваемым противником помехам и к перехвату. Спутники "Милстар" первоначально предназначались для использования во время ядерного нападения. Однако когда они наконец стали вводиться в эксплуатацию, холодная война закончилась.
Метеорология. Чтобы обеспечить своевременное получение данных о погоде для американских вооруженных сил и баз, размещенных по всему миру, военное руководство Соединенных Штатов использует множество разнообразных метеорологических спутников различных гражданских служб. Все эти спутники работают на геостационарных орбитах, кроме спутников "Тайрос" национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA), которые находятся на полярных орбитах. Вооруженные силы США во время войны в Персидском заливе пользовались также информацией с российских спутников "Meтeoр".
См. также МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ . Одним из первых заданий военных метеорологических спутников DMSP было определение толщины облачного покрова над возможными целями для спутников, выполнявших фоторазведку. Спутники серии DMSP, использовавшиеся в середине 1990-х годов, хотя и имели некоторую секретную аппаратуру, в основном были такими же, как спутники NOAA. В 1994 NOAA и министерство обороны США договорились объединить свои системыдля уменьшения расходов и пригласили европейскую организацию по метеорологическим спутникам EUMETSAT принять участие в программе.
Навигация. ВМС США, которым необходимо было иметь надежную навигационную информацию для подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами "Поларис", занимали в первые годы космической эры ведущее положение в разработке спутниковых навигационных систем. В ранних вариантах спутников ВМС "Транзит" использовалась аппаратура, использовавшая эффект Доплера. Каждый спутник передавал в эфир радиосигнал, который принимали наземные приемники. Зная точное время прохождения сигнала, земную проекцию траектории спутника и высоту расположения приемной антенны, штурман судна мог вычислить координаты своего приемника с точностью 14-23 м. Несмотря на разработку улучшенного варианта, получившего название "Нова", и широкое использование этой системы гражданскими судами всего мира, в 1990-х годах она прекратила свое существование. Система оказалась недостаточно точной для сухопутной и воздушной навигации, не имела защиты от шумовых помех, а навигационные данные можно было получать только тогда, когда спутник оказывался в зените.
См. также АЭРОНАВИГАЦИЯ . С начала 1970-х годов велась разработка глобальной спутниковой системы определения местонахождения GPS. В 1994 эта система, состоящая из 24 средневысотных спутников, была полностью введена в эксплуатацию. На каждом из спутников есть атомные часы. Из любой точки земного шара в любое время можно видеть не менее трех спутников этой системы. GPS обеспечивает сигналы двух уровней точности. Код "грубого захвата" C/A, передаваемый на частоте 1575,42 МГц, дает точность ок. 30 м и предназначен для гражданских пользователей. Прецизионный P-код, излучаемый на частоте 1227,6 МГц, обеспечивает точность определения координат 16 м и предназначается для государственных и некоторых других организаций. P-код обычно зашифровывают, чтобы предотвратить доступ к этим данным потенциальному противнику.
См. также НАВИГАЦИЯ ; ГЕОДЕЗИЯ . Дифференциальная спутниковая система DGPS позволила еще больше увеличить точность определения местонахождения, доведя погрешность до 0,9 м или еще меньше. В DGPS используется наземный передатчик, координаты которого точно известны, и это позволяет приемнику автоматически исключать ошибки, присущие системе GPS. Обнаружение ядерных взрывов. В период с 1963 по 1970 ВВС США запустили на очень высокие круговые орбиты (111 тыс. км) 12 спутников "Вела" для обнаружения ядерных взрывов из космоса. С начала 1970-х годов спутники дальнего обнаружения DSP оснащались оборудованием для обнаружения ядерных взрывов на земле и в атмосфере; позднее на спутниках устанавливали датчики для обнаружения взрывов также и в космическом пространстве. С 1980-х годов такие датчики стали устанавливать на навигационных спутниках GPS.
Противоспутниковое оружие. В 1960-х годах Соединенные Штаты создали противоспутниковую ракетно-ядерную систему ASAT. Однако эта система имела ограниченные возможности, поскольку начинала работать, лишь когда цель оказывалась в пределах досягаемости. В 1980-х годах ВВС США приступили к разработке ракеты ASAT, которую можно было бы запускать с самолета-истребителя F-15 практически в любой точке земного шара. Эта ракета была снабжена устройством самонаведения по инфракрасному излучению мишени.
Другие программы. Рода войск США также осуществляли многочисленные работы в космосе, но их результаты были гораздо менее убедительными. С середины 1980-х годов организация стратегической оборонной инициативы осуществляла запуски малых спутников для испытаний различных систем обнаружения и уничтожения баллистических ракет во время их полета. См. также ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ/РОССИЯ


Оперативная разведка. Несмотря на ранние успехи в выведении на орбиту больших полезных нагрузок, по темпам развития и разнообразию военной космической программы Советский Союз уступал Соединенным Штатам. Спутник "Космос-4", который должен был стать первым советским разведывательным спутником, был запущен 26 апреля 1961 с помощью космического корабля "Восток-Д", - такого же, как корабль, на котором летал Юрий Гагарин
(см. ГАГАРИН Юрий Алексеевич).
В отличие от американских спутников, на которых предусматривалось возвращение пленки на землю, на спутниках серии "Восток-Д" для возвращения в атмосферу использовалась более крупная капсула, содержавшая и камеры, и пленку. Спутники третьего поколения выполняли обычные задачи дистанционного зондирования и картографирования
(см. также ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ). На спутники четвертого поколения возлагались задачи разведки с маловысотных орбит. В 1990-х годах спутники обоих поколений все еще находились в эксплуатации. В декабре 1982 Советский Союз вывел на орбиту спутник пятого поколения, в котором, по-видимому, использовалась электронная передача данных, обеспечивавшая получение разведывательной информации в режиме реального времени.
Связь. Другие военные космические программы СССР были аналогичны выполнявшимся Соединенными Штатами, хотя в нескольких аспектах имелись и различия. Из-за особенностей расположения страны и недостаточного числа заокеанских союзников СССР запускал много спутников на сильновытянутые эллиптические орбиты, имевшие большой наклон плоскости к плоскости экватора. На таких орбитах летали спутники связи "Молния". Советский Союз широко использовал также малые спутники. Такие спутники записывали и сохраняли передаваемую с Земли информацию, чтобы затем ретранслировать ее на наземную станцию при пролете над ней. Эта система оказалась вполне приемлемой для обеспечения неэкстренной связи.
Раннее оповещение. Советский Союз запускал спутники раннего оповещения "Око" на орбиты такого типа, как у спутников "Молния", что позволяло этим спутникам одновременно иметь в поле зрения американские базы баллистических ракет и советскую наземную станцию. Однако для обеспечения постоянного охвата обоих объектов потребовалось иметь в космосе целое созвездие из девяти спутников. Кроме того, Советский Союз вывел на геостационарную орбиту спутники "Прогноз" для раннего оповещения о начале атаки баллистических ракет США.
Наблюдение за океаном. В спутниковой системе радиолокационной разведки над океанами для поиска американских военных судов использовался радиолокатор с синтезируемой апертурой (см. АНТЕННА). В период с 1967 по 1988 в космос было запущено более тридцати таких спутников, на каждом из которых имелся ядерный источник питания радиолокатора мощностью 2 кВт. В 1978 один такой спутник ("Космос-954") вместо того, чтобы перейти на более высокую орбиту, вошел в плотные слои атмосферы и его радиоактивные обломки упали на обширные участки территории Канады. Это событие заставило советских инженеров усовершенствовать системы безопасности на существующих спутниках радиолокационной разведки и начать разработку более мощного ядерного источника питания "Топаз", позволяющего аппаратуре спутника работать на более высокой и безопасной орбите. Два спутника с источниками питания "Топаз" в конце 1980-х годов работали в космосе, но в связи с окончанием холодной войны их эксплуатация была прекращена.
Оружие нападения. С конца 1960-х до начала 1980-х годов Советский Союз выводил в космос оперативное противоспутниковое оружие, размещая его на орбите цели и используя радиолокатор для наведения на цель. Когда спутник оказывался в пределах досягаемости цели, он выпускал по ней две короткие очереди поражающих импульсов. В начале 1980-х годов СССР приступил к разработке небольшого двухместного воздушно-космического самолета, предназначенного для нападения на многоразовый транспортный космический корабль, но после аварии "Челленджера"
(см. КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ)
работы по этому проекту были прекращены.
Период после холодной войны. Советские спутники были, в общем, менее совершенными и работали в космосе не так долго, как их американские аналоги. Чтобы компенсировать этот недостаток, СССР запускал в космос гораздо большее число спутников. К концу холодной войны срок службы советских спутников на орбите вырос, а сами спутники стали существенно более совершенными. К середине 1990-х годов руководители российского космического агентства, вынужденные заниматься поисками зарубежных источников доходов, выступили с предложением продавать свою технологию и опыт за границу. Они также развернули широкую продажу фотоснимков высокого разрешения практически любого участка земной поверхности.

ДРУГИЕ СТРАНЫ


Европа. К началу 1990-х годов некоторые страны, кроме США и СССР, разработали собственные сравнительно небольшие военно-космические программы. Дальше всех продвинулась Франция. Начало было положено в 1980-х годах созданием комбинированной военно-коммерческой спутниковой системы связи "Сиракюз". 7 июля 1995 Франция вывела на орбиту свой первый разведывательный спутник "Элиос IA", разработанный с участием Италии и Испании. Французские специалисты по космической технике в середине 1990-х годов разрабатывали также спутник радиолокационного наблюдения "Озирис", аналогичный американскому спутнику "Лакросс", проектировали спутник "Экут" для радиотехнической разведки и исследовали возможности создания спутника системы раннего оповещения "Алерт". Великобритания в 1990-х годах использовала собственный специализированный военный спутник связи, работавший в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ), для связи с флотом. Италия также располагала спутниковой СВЧ-системой военной связи "Сиркаль", которая, подобно "Сиракюз", была реализована как дополнительная полезная нагрузка другого спутника. НАТО пользовался космической связью через свой спутник НАТО-4, который работал в СВЧ-диапазоне и был очень похож на американский спутник "Скайнет-4".
- обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория,… … Энциклопедия Кольера

Проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… … Энциклопедия Кольера

Военно воздушные силы России … Википедия

Экспериментальное исследование и практическое использование пространства за пределами земной атмосферы при помощи пилотируемых космических кораблей (КК), искусственных спутников Земли (ИСЗ) и автоматических межпланетных станций (АМС). В понятие… … Энциклопедия Кольера

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в "прокрустово ложе" международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил повлекли за собой необратимую милитаризацию околоземного пространства в интересах решения задач разведки, связи, навигационного и метеорологического обеспечения,предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Распространенным считается мнение, что такие функции космических средств носят стабилизирующий характер и находятся в соответствии со статьей 51 Устава ООН, обеспечивая право государств на самооборону.

Военный аспект современной космонавтики проявляется, таким образом, в осуществлении военно-космической деятельности (ВКД), под которой принято понимать любую деятельность, связанную с проведением работ по исследованию и использованию космического пространства в целях обеспечения и поддержания обороноспособности и безопасности. К ВКД могут быть отнесены: военно-прикладные космические исследования и разработки; космическая связь, разведка,стратегическое предупреждение, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение из космоса; решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны, а также другие виды деятельности, осуществляемой в интересах военных и околовоенных ведомств. Современная военно-космическая деятельность, строго говоря, весьма слабо регламентируется международным правом. Это обус-ловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, относительно недавнее и ограниченное использование космического пространства в сугубо военных целях пока еще не обусловило признанной всеми необходимости развития исчерпывающих правовых норм военнокосмической деятельности,да и реальные перспективы их появления в ближайшем будущем оста-ются весьма туманными. Во-вторых, до настоящего времени термин "военно-космическая деятельность" юридически не определен и в международном праве не закреплен (приведенная выше формулировка этого понятия является одной из многих, имеющих практическое "хождение"). Многообразие толкований этого термина объясняется тем, что такая деятельность,особенно осуществляемая в мирное время, может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время ее дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, техникоэкономическими и прочими последствиями.

В-третьих,в международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия "деятельность в мирных целях". Наиболее распространенным, но юридически не закрепленным является понятие "средства двойного назначения" (предназначенные для решения в космосе и из космоса как сугубо мирных, так и военно-прикладных задач). Таким образом, существующий некодифицированный режим военно-космической деятельности зиждется на одном из основных принципов международного права - "что не запрещено - то разрешено". И несмотря на это ВКД можно с той или иной степенью условности категоризировать на запрещенную, разрешенную и не оговоренную меж-дународным правом.

Положения международного права по контролю над космическими вооружениями и военной деятельностью в космосе обеспечивают хотя и весьма слабый,но логически последовательный правовой режим. В его основе - уже упоминавшиеся выше два договора: многосторонний международный "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела" (1967 г.) и двусторонний (Россия - США) "Договор об ограничении систем противоракетной обороны" (1972 г.). При этом вопросом первостепенной важности является постоянное и добросовестное соблюдение существующих норм "поведения в космосе",что требует периодической актуализации этих двух договоров. Сегодня первый из них в силу появления в космосе систем неядерного, но достаточно эффективного оружия, во многом утрачивает свой сдерживающий потенциал. Второй - из-за головокружительного необратимого прогресса в области современных технологий, по существу, снял сдерживающие начала с гонки космических вооружений в ее противоракетном и противоспутниковом вариантах.

Организация Объединенных Наций сыграла весьма значительную роль в создании международного режима контроля над вооружениями особенности в том,что касается космического пространства. Она располагает системой форумов и процедур,позволяющих содействовать этой важной работе. Тому же способствовала и более чем десятилетняя деятельность космического спецкомитета в рамках Конференции по разоружению. Общность ключевых направлений развития военно-космических средств России и США позволяет подойти к вопросу развития международно-правового регулирования ВКД с общих позиций: на что могут рассчитывать оборонные ведомства двух ведущих в военном и космическом отношении держав в деле реализации своих замыслов и планов с точки зрения исключения политических и дипломатических конфликтов,вызываемых их несоответствием принципам и нормам международного права?

Проблемы, возникающие в ходе дальнейшего развития военно-космической деятельности стабилизирующего характера, - использование систем связи и управления в глобальном масштабе, разведка в космосе и из космоса, предупреждение о потенциально опасных (кризисных) ситуациях на Земле и в околоземном пространстве, будут носить преимущественно политический и экономический, а не правовой характер. Политическая окраска будет связана с эскалацией требований стран третьего мира относительно неограниченного распространения ракетно-космической техники и технологии, а также информации, получаемой со спутников (в том числе и военных) для решения своих внутренних (также зачастую военных) задач. Экономический аспект интенсификации военно-космической деятельности стабилизирующего характера связан с общим сокращением военных расходов и необходимостью решения вопросов самоокупаемости и конверсии военных производств. Таким образом,международно-правового регулирования ВКД стабилизирующей (сугубо информационной) направленности в обозримом будущем ожидать не следует.

Одним из направлений военно-космической деятельности, которое может потребовать правового регулирования, является неблагоприятное антропогенное воздействие на космическую среду. Такое воздействие может быть обусловлено причинами как традиционного (возрастание масштабов проведения космических операций), так и военно-стратегического характера (стремление предупредить и предотвратить реализацию чьих-либо агрессивных намерений в околоземном космическом пространстве).

Многолетний практический опыт переговоров по космосу показывает, что в обозримом будущем реальные возможности для достижения каких-либо новых ограничений военно-космической деятельности отсутствуют. Несмотря на готовность многих государств вести дело по крайней мере к согласованию "пакета" мер доверия и предсказуемости в космосе - по типу стокгольмских договоренностей любые попытки продвижения инициатив в этом направлении наталкиваются на безразличие основных участников военно-космической деятельности, готовых в лучшем случае вести речь о выработке не "запретительных", а, скорее, "разрешительных" мер, которые давали бы известную свободу в создании и развертывании противоспутниковых систем,а также противоракетных компонентов космического базирования.

Что касается идей, смысл которых заключался бы в международном обмене информацией, получаемой с помощью средств космического базирования, то США не намерены "делиться" такими данными. Опыт боевых действий в Персидском заливе продемонстрировал достаточность американского космического потенциала для решения этих задач, под тверд ив заинтересованность США в получении дополнительной информации такого рода извне. Реальные перспективы международно-правового регулирования космической деятельности в ее военном аспекте могут быть связаны с приложением дипломатических усилий исключительно на двустороннем уровне. Среди возможных направлений правотворчества можно выделить:

  • достижение договоренности о выработке критериальных основ деятельности по предотвращению и парированию преднамеренных и естественных стратегических угроз в космосе и из космоса на уровне как количественных, так и качественных параметров;
  • заключение международного соглашения о порядке применения силы в космическом пространстве (сертификация такого порядка в отношении естественных либо преднамеренных угроз) в развитие статьи 51 Устава ООН и правовых основ ведения боевых действий в свете конкретизации понятия "принуждение к миру", правомерность которого определяется статьей 42;
  • выработку условий совместного (международного) контроля из космоса за процессами разоружения и нераспространения;
  • согласование правовых рамок космического экомониторинга Земли и околоземного космического пространства; регламентацию вопросов сотрудничества в осуществлении конверсионных процессов в условиях радикального сокращения ракетно-ядерных потенциалов.
r Специалистам, работающим в области ракетно-космической техники, и другим людям, интересующимся российской космонавтикой, хорошо известна книга Максима Тарасенко “Военные аспекты советской космонавтики”, вышедшая в свет в 1992 году. До настоящего времени эта книга является уникальным, независимым отечественным исследованием в области военной космонавтики. В ней впервые были освещены многие политические, организационные, технические аспекты, оказавшие влияние на становление и развитие отечественной военной космонавтики. Книга вызвала огромный резонанс. Затронутые в ней вопросы в течение многих лет обсуждались западными аналитиками на страницах различных изданий, которые по большей части были недоступны в нашей стране.

В 1992 г. никто в России еще не мог осмелиться финансировать издание “Военных аспектов советской космонавтики”. Тираж книги, изданной в итоге за счет автора, оказался явно недостаточным, и сегодня она стала просто библиографической редкостью. Многие специалисты поднимали вопрос о переиздании “Военных аспектов советской космонавтики” большим тиражом.

r С течением времени политическая обстановка в стране изменилась, в открытой печати появилось много материалов, ранее недоступных. Были собраны и проанализированы большие объемы новых серьезных аналитических материалов о разнообразных аспектах многолетней истории российской космонавтики. Новое исследование в области военного космоса по своей глубине, детальности, точности изложения фактов и корректному анализу событий существенно отличалось от первой работы. В связи с этим в 1995 году Максим Тарасенко отказался от публикации 2-го издания “Военных аспектов советской космонавтики”, считая ее нецелесообразной.

Одним из результатов многолетней работы автора стала рукопись новой книги - “Военно-космическая деятельность России” - практически законченная в начале 1999 года. Данная работа представляет собой систематизированное описание эволюции отечественных космических комплексов и систем военного и двойного назначения.

r Основное внимание уделяется космическому сегменту комплексов, т.е. группировкам космических аппаратов, функционирующим на околоземных орбитах. Приводится классификация космических систем по выполняемым функциям, описывается космическая инфраструктура и спутниковые системы военного и двойного назначения. Рассматривается общая логика развития военно-космических программ и вопросы организации космической деятельности в СССР, СНГ и России.

Первая часть книги посвящена общим вопросам военной деятельности в космосе.

  • Приводятся сведения об организации и управлении космической деятельностью, а также ее эволюция с начала государственной ракетной программы СССР в 1946 г. и до 1999 года.
  • Рассматриваются основные задачи военного характера, которые могут решаться с помощью космических средств; основные требования, предъявляемые к аппаратам для решения тех или иных целевых задач; приводятся сведения о нормах и документах международного права, регулирующих космическую деятельность в военных целях.
  • Исследуются возможности независимого определения задач космических аппаратов по данным объективного стороннего наблюдения.
  • Дается обзор наземной космической инфраструктуры, обеспечивающей подготовку и осуществление космических запусков и управление космическими аппаратами на орбите.
  • Кроме того, рассматриваются эволюция и тактико-технические и эксплуатационные характеристики отечественных ракет-носителей.

Вторая часть посвящена конкретным космическим комплексам. В каждом ее тематическом разделе описываются космические системы того или иного целевого назначения: аппараты связи, навигации, боевые космические системы, системы предупреждения о ракетном нападении и другие. Кроме описания самих комплексов и систем, приводятся хронология и статистика их использования.

Представления государств о военных угрозах, связанных с космической деятельностью, выражаются в двух аспектах: угрозы с применением космических систем и угрозы в отношении космических систем. Международные дискуссии об этом активизировались в 2000-е годы в связи с американской программой создания стратегических систем противоракетной обороны и в связи с китайским и американским экспериментами по уничтожению своих спутников в 2007 и 2008 годах, соответственно. Однако реальные экономические, технические и политические возможности военного использования космоса отличаются от общеупотребляемых риторических фигур.

Военная космическая деятельность традиционно включает в себя обеспечение доступа в космос, разведку, связь, навигацию и контроль передвижений на суше, на море, в воздухе и в космосе, включая системы предупреждения о ракетном нападении.

Сегодня наиболее развитыми военными космическими программами обладают Соединенные Штаты, Россия, Китай : 147, 84 и 58 из 352 военных аппаратов, находящихся на орбите, соответственно. Это обусловлено внешнеполитическими интересами, выходящими далеко за пределы их границ. Европейские члены НАТО вместе обладают немногим более 30 военных спутников, остальные принадлежат другим государствам.

При этом всего на орбите находится свыше 1420 аппаратов. И коммерческие аппараты связи и дистанционного зондирования земли также могут использоваться военными тех государств, в чьей юрисдикции находятся компании-владельцы.

Орбитальный маневр

Одно из наиболее перспективных направлений – создание спутников, способных маневрировать на околоземной орбите. Важно понимать, что с развитием ионных двигателей эту опцию получают все более совершенные микроспутники. В 2005–2010 годах Соединенные Штаты запускали несколько экспериментальных аппаратов, обладающих такими возможностями. В 2014 году Россия также запустила малый спутник, который самостоятельно передвигался на околоземной орбите. Орбитальное маневрирование позволит создавать гибкие спутниковые системы: концентрировать их над зоной конфликта, модернизировать их компоненты без замены спутников целиком и т.д.

В то же время международное общественное мнение укреплено в мысли, что маневрирующие спутники в условиях конфликта могут быть использованы для уничтожения спутников противника. Принципиальных технических ограничений для такого шага нет, но эта затея для развитых стран представляется совершенно бессмысленной – затрачиваемые ресурсы при гипотетическом результате и его политических последствиях ничем не оправданы.

В условиях, когда вокруг Земли находятся сотни аппаратов, а противник использует десятки из них, включая коммерческие спутники, ему не принадлежащие, уничтожение нескольких спутников никак не может повлиять на ситуацию. Более того, вне зависимости от политической ситуации и на достаточном уровне точности для решения военных задач можно использовать глобальные навигационные системы GPS (США), ГЛОНАСС (Россия) и создаваемую европейцами систему Galileo .

Следовательно, гораздо более эффективным способом лишения противника доступа к космическим системам станет не их уничтожение, а подавление каналов связи между спутниками и его принимающими устройствами в зоне конфликта. И зачастую это гораздо удобнее делать с помощью наземных систем, а не за счет развертывания специальных спутников.

Еще раз подчеркнем – описанная аргументация работает для стран, являющихся ответственными участниками системы международных отношений, вовлеченных в мировую торговлю и обладающих современными вооруженными силами. Но эта аргументация не работает применительно к политическим режимам наподобие Северной Кореи, движущие мотивы которых сводятся к удержанию власти правящей группой и слому существующих международных правил игры.

Такие режимы сами мало зависят от космических систем, и потому уничтожение спутников других государств может стать для них хорошей возможностью для внешнеполитического шантажа. Учитывая удешевление платформ для создания малых спутников и доступа в космос, такую угрозу со стороны аутсайдеров международных отношений стоит иметь в виду. И здесь как раз могут потребоваться активные меры защиты космических систем, включающие маневрирование в космосе.

Контроль околоземного пространства

Высокую важность в последние годы приобрели космические системы контроля околоземного пространства, позволяющие получить полную картину космической деятельности разных государств, а также конвертировать это в усиление безопасности и внешнеполитический капитал. Первенство здесь также принадлежит американской стороне.

Соединенные Штаты, помимо развитой наземной инфраструктуры, расположенной в разных точках мира и позволяющей контролировать околоземную орбиту, имеют три спутниковых системы. Среди них: орбитальная система космического наблюдения (Space Based Surveillance System , SBSS ), космическая система сопровождения и наблюдения (Space Tracking and Surveillance System , STSS ) и геосинхронные спутники системы выявления космических объектов (Geosynchronous Space Situational Awareness Program , GSSAP ). При этом к 2020 году американские военно-воздушные силы планируют заменить единственный существующий спутник SBSS , расположенный на солнечносинхронной орбите, тремя новыми геосинхронными аппаратами малого размера.

Система STSS состоит из трех спутников, два из которых выполняют функции демонстраторов технологий и интегрированы с морским компонентом американской противоракетной обороны. Соответственно, главными объектами для нее являются баллистические ракеты и боеголовки, которые она может отслеживать на всех участках полета.

Система GSSAP на сегодняшний день является самой новой – в июле 2014 года были запущены оба ее спутника. Их особенность состоит в возможности орбитального маневрирования, что позволяет им с относительно близкого расстояния изучать интересующие космические аппараты, выводимые другими странами на геосинхронные орбиты. Конечно, в данном случае речь идет о ситуациях, когда этими самыми странами не заявлено назначение новых космических объектов.

С развитием технологий и промышленности появление аналогичных систем вероятно и у других крупных участников освоения космоса, к тому же для этого не требуется развертывания больших спутниковых группировок. Вместе с тем, такие системы становятся необходимыми, когда экономическая и политическая деятельность страны и ее ключевых партнеров критически зависит от спутниковых систем этой страны. Сегодня это актуально только для Соединенных Штатов и зависящих от них в сфере безопасности европейских стран.

Таким образом, для России пока нет нужды тратить ограниченные ресурсы на создание собственной спутниковой системы глобального контроля космического пространства. Достаточно поддерживать контроль орбиты над своей территорией с помощью наземных систем.

Идея военного «шаттла»

Экспериментальный вектор развития военной деятельности в космосе с 2010 года демонстрирует американский беспилотный космический корабль многоразового использования X -37 B . Этот аппарат способен на протяжении многих месяцев находиться в околоземном пространстве, за счет двигателей менять свою орбиту, совершать посадку на аэродром и после необходимого обслуживания снова отправляться в космос.

Еще одно достоинство X -37 B – наличие отсека, куда устанавливается оборудование в зависимости от выполняемых кораблем задач. Таким образом, космоплан может играть роль тяжелого спутника разведки и связи, может выступать носителем микроспутников и, гипотетически, автоматическим ремонтным кораблем.

Однако в настоящее время X -37 B служит научной лабораторией американских военно-воздушных сил, демонстратором технологий, и говорить о его рутинном использовании в ближайшие годы преждевременно. Также необоснованными представляются и разговоры о том, что космоплан может стать носителем высокоточных вооружений и/или средством уничтожения спутников. Аргументы здесь те же самые, что и применительно к маневрирующим спутникам, – несоответствие затрачиваемых ресурсов и вероятного результата.

Нужен ли «гиперзвук»?

Попытки создания гиперзвуковых летательных аппаратов стали еще одним экспериментальным направлением военной космической деятельности. Такие аппараты перемещаются в верхних слоях воздушного пространства и по суборбитальной траектории и управляются с помощью космических систем. При этом запуск может осуществляться с использованием ракеты-носителя легкого класса.

Именно гиперзвуковое движение открывает дорогу к практической реализации концепции быстрого глобального неядерного удара (Prompt Global Strike ), сформулированной в 2000-е годы в США. Американцы в 2010–2011 годах дважды испытали над Тихим океаном аппараты HTV -2 , целью которых был сбор телеметрии и других данных о полетах в атмосфере на скоростях до 20М. После проведенных экспериментов исследовательская работа на этом направлении пока вернулась в лаборатории. В области гиперзвуковых летательных аппаратов, фактически стирающих границу между атмосферой и космосом, исследовательские программы сегодня имеют Россия и Китай.

Это также ставит проблему, что любые нынешние и будущие комплексы противоракетной обороны должны противодействовать всем суборбитальным целям. И насколько можно судить, для современной России гиперзвуковые технологии интересны, в первую очередь, в контексте повышения возможностей ее стратегических сил по преодолению противоракетных систем.

Что касается Китая, то эта страна в 2014 году провела три летных эксперимента с гиперзвуковыми аппаратами Wu -14 , чья скорость достигала 10М. В контексте создания китайской глобальной навигационной системы и постепенного наращивания Пекином национальной группировки спутников это может означать стремление к приобретению в ближайшие десятилетия возможностей глобального неядерного удара. Вероятно, китайская техника будет уступать американской, но окажется достаточной для решения военных задач за пределами КНР.

В связи с этим необходимо учитывать, что концепция быстрого глобального удара в американском, китайском или любом другом исполнении может и не реализоваться. Но наработанные новые знания и технологии точно будут использованы в создании новых поколений аэрокосмической техники в военных и коммерческих целях. Это означает, что России необходимо продолжать именно фундаментальные исследования в этой сфере и, возможно, без привязки к созданию конкретных систем.

И снова противоракетная оборона

С военной космической деятельностью связана американская программа противоракетной обороны. Системы стратегической ПРО можно относить к сфере космической деятельности, поскольку они предполагают перехват боеголовок, летящих по суборбитальной или низкоорбитальной траектории. К тому же она выполняет свои задачи, опираясь на спутники и наземные средства контроля космического пространства.

В то же время, несмотря на проведенный в 2008 году эксперимент по уничтожению сходящего с орбиты спутника с помощью противоракетной системы «Иджис» (Aegis ), рассматривать ПРО как средство уничтожения спутников неверно. Огромная часть спутников находятся за пределами досягаемости любых противоракетных комплексов, да и негативные последствия уничтожения спутника непосредственно на орбите в 2007 году продемонстрировал китайский эксперимент. Тогда в результате попадания специально запущенной баллистической ракеты спутник превратился в большое облако космического мусора, который в течение нескольких лет представлял опасность для других аппаратов. Да и для международной репутации, не говоря уже о долгосрочных внешнеполитических целях, подобные действия чреваты лишь ущербом.

При этом, как уже говорилось выше, для государств уничтожение единичных вражеских спутников никак не влияет на безопасность и не создает никакого военного превосходства в случае конфликта. И учитывая тот факт, что противоракетные системы могут себе позволить только развитые в экономическом и политическом отношении страны, риск боевого, а не экспериментального использования этих систем в качестве противоспутникового оружия можно считать стремящимся к нулю.

Космос начинается на земле

К военной космической деятельности также относится совершенствование и повышение устойчивости наземной космической инфраструктуры. Именно наземная инфраструктура обеспечивает эксплуатацию спутников, а сами спутники используются в интересах потребителей, находящихся на суше, на море и в воздухе, и связаны с ними через чипы спутниковой навигации, телефоны и т.д.

Самые актуальные угрозы здесь – создание радиоэлектронных помех для таких устройств, для каналов связи спутника с Землей и уничтожение наземных станций, что вскользь уже было упомянуто выше. По большому счету, сегодня и в обозримой перспективе самыми эффективными и распространенными способами борьбы с космическими системами будут те, которые никак не связаны с понятиями «космические вооружения» или «противоспутниковое оружие».

В этом контексте весьма показателен пример американской системы Raiders , предназначенной для распознавания постороннего воздействия на каналы связи со спутниками. Весной 2013 года было завершено развертывание этой системы, состоящей из пяти мобильных антенн в разных точках мира, включая космодром на мысе Канаверал, Гавайские острова, Японию, Германию (местоположение еще одной антенны не указывалось).

Эта система призвана защищать связь через коммерческие спутники, а также каналы связи американских войск за рубежом, которые тоже зачастую используют коммерческие космические системы. И понятно, что перехват информации, идущей через спутники, подавление каналов связи или нанесение ударов по наземной космической инфраструктуре доступны гораздо большему числу государств и негосударственных игроков, чем создание и использование собственных спутников.

Более того, Соединенные Штаты как страна, чья деятельность в наибольшей мере зависит от космических систем, вынуждены тратить наибольшее количество ресурсов на защиту своих преимуществ. В то же время все остальные игроки (за исключением американских союзников) в зависимости от вероятности вооруженного конфликта с США являются или могут оказаться заинтересованными в сокращении этих преимуществ.

Отсюда становится ясным, что наибольшую вероятность имеют «космические баталии», протекающие исключительно на земной поверхности. Соотношение затрачиваемых ресурсов, военных и политических издержек и прогнозируемого результата здесь представляется оптимальным.

В контексте всего вышесказанного можно заключить: нынешний этап развития военной космической деятельности имеет несколько основных векторов. Во-первых, это повышение устойчивости и гибкости спутниковых систем – за счет технологий орбитального маневрирования, автоматических многоразовых аппаратов и т.д. Во-вторых, это развитие систем контроля космического пространства. В-третьих, это развитие систем радиоэлектронной борьбы и противодействия таким системам. В-четвертых, это исследования гиперзвукового движения и совершенствование противоракетных технологий, позволяющих в перспективе бороться с аппаратами, перемещающимися с гиперзвуковой скоростью.

Как видно, речи о каком-то варианте «звездных войн» до сих пор не идет. Тем не менее, возможны исключительные ситуации, когда уничтожение космического аппарата или крупных фрагментов космического мусора может быть признано необходимым в силу их угрозы другим спутникам, орбитальной станции, пилотируемым кораблям или людям на Земле. Но именно исключительность подобного развития событий подчеркивает тот факт, что специальное создание космических вооружений сегодня не является рациональным шагом. Для подобных обстоятельств будет использована техника, созданная или создаваемая для других целей.

В свете всего вышесказанного для России представляется оптимальным следующий подход к собственной военной космической программе:

  • Сосредоточиться на повышении надежности собственных спутниковых систем;
  • Создавать условия для развития коммерческих космических систем, которые в случае необходимости могут быть использованы военными. Это снизит издержки обеспечения вооруженных сил космическими системами;
  • Сделать приоритетом фундаментальные научные исследования в космической сфере, что в перспективе улучшит и российскую военную безопасность.

Ценность военно-космического паритета самого по себе ведет к неоправданным издержкам. России необходимо исходить из идеи, что размер военной спутниковой группировки прямо пропорционален уровню экономического развития страны и роли космических систем в ее хозяйственной деятельности.