Что такое социальный портрет. Социальный портрет человека. Вопросы для самопроверки

Мустафаева А.А., Актаулова Б.Ж.

Алматы, Казахстан

Термин «социальный портрет»: понятие, значимость и его особенность в проведении исследования

Несмотря на столь широкое применение «портрета», он в первую очередь ассоциируется с живописью и представляет одного из ее жанров. Цель формирования портрета также определяет и тип портрета, так среди основных разновидностей выделяется и литературный портрет, который дает характеристику своему персонажу «изображая» внешний вид человека, включая черты лица, одежду, фигуру, жесты и мимику. Целью литературного портрета является воссоздание целостного облика героя, включающего не только физические, но и духовные стороны. Наряду с литературным портретом, можно выделить исторический, творческий, историографический портреты. В последнее время отдельного внимания заслуживают и другие разновидности, такие как философский, культурологический и социальный портреты. Нередко наблюдаются и смешанные типы портретов, к примеру, историко-политический, культуролого-философский, социально-демографические портреты.

Понятие «портрет» функционирует во многих сферах, не стала исключением и социология. В социологии портрет применяется для исследования поведения и (или) характера портретируемой группы людей. Особенность социального портрета определяется в первую очередь коллективностью, то есть коллективным характером. Следует подчеркнуть и то, что с практической стороны невозможно создать социальный портрет, способный охватить или охарактеризовать все стороны. Так Р. Арон считает, что социальный портрет, требует глубокого знания оригинала и приходит к выводу, что портрет не может быть абсолютно завершен . Среди основных трудностей, с которыми сталкивается академическая среда при составлении социального портрета некоторые факторы трудно зафиксировать. К примеру, при формировании социального портрета предпринимателя исследователи обнаружили, что как личные качества, так и мотивы каждого предпринимателя отличаются друг от друга. Соответственно, сформировать единый обобщающий социальный портрет нелогично и невозможно. В данном случае вполне возможным и логичным является выявление наиболее общих черт внешности и внутренности, в том числе образа жизни.

При создании портрета той или иной разновидности важнейшим условием, пожалуй, единым, является сходство созданного «изображения» с оригиналом или так называемой моделью, что осуществляется не только абсолютной трансформацией внешности портретируемого объекта, но и передачей духовности, свойственных черт, функционирующих в определенную эпоху и месте, порой отражающие социальную среду портретируемого и даже национальность и вероисповедание.

Наряду со стремлением портрета передать наружный (внешний) образ, немаловажно для него раскрыть и психологические характеристики портретируемой группы, при помощи последнего выявляются типические черты или особенности, присущие рассматриваемой группы людей и которые берутся за основу формирования социального портрета с учетом особенностей ментальности, образовательных, возрастных, гендерных и профессиональных характеристик. Таким образом, созданный социальный портрет способен оценить как социальную принадлежность, так и характер объекта. Однако в данном случае необходимо учитывать и методологию исследования, то есть перечень вопросов анкетирования или опроса при в результате которого создается портрет. Так как при формировании такой анкеты некоторые характеристики в зависимости от цели исследования не определяются.

Описать представителей конкретной группы, ее развитие и отличительные стороны дает возможность наука «социология». Поэтому социология воспринимается в роли художника, способного написать и нарисовать портрет группы людей, общества или целого народа. Однако рассмотрение группы людей по профессии, образованию или религиозной принадлежности отличается от всего общества или народа. Так как в первом случае портрет создается на основе единых характеристик. Общество в настоящее время настолько многообразно, что нелегко подвергается к обобщению для создания портрета.

Рассмотрим ряд определений термина «социальный портрет»:

§ жанр, применяемый в социологическом исследовании, где детально рассматриваются особенности какой-либо социальной группы;

§ жанр, функционирующий в научном исследовании и описывающий основные аспекты жизнедеятельности портретируемой социальной группы.

Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» . Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).

В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.

Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов.

Литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Общ. ред и предисл. П.С. Гуревича. М., 1992.

2. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1986

3. Словарь иностранных слов. М., 1996.

4. Советский энциклопедический словарь, 1989

Понятие «социальный портрет» широко используется в современной социологии, но понимается не всегда однозначно, поскольку не выработано общего научно обоснованного определения этого понятия. Теоретической основой составления социального портрета в социологии стала концепция идеальных типов M. Вебера. Определение понятия социальный портрет дано в работе М.П. Карпенко, М.В. Кибакина, В.А. Лапшова. Социальный портрет молодёжи, студенчества и возрастных когорт рассмотрен в исследованиях Л.А. Беляевой, Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной и т. д.

«Социальный портрет» - это особый жанр социологических исследований, в котором характерные черты определенной социальной группы максимально детализируются.

По словам Луначарского: «социальный портрет» -- это такой портрет, когда художник «в конкретном лице, в конкретном индивидууме увидел и показал нам целый общественный слой».

Социологический портрет - это особый жанр научного исследования, который должен содержать описание главных аспектов жизнедеятельности изучаемой социальной общности.

Следует отметить, что понятия «социологический портрет», «социальный портрет» используются в отечественной социологии еще с 1970-х гг., когда было популярно разрабатывать портреты представителей определенных социальных групп (например, социальный портрет советского рабочего). Сегодня исследователи составлением социологических портретов занимаются довольно часто - можно встретить социологический портрет среднего американца (исследование Ф. Голова, Л. Гудкова, Б. Дубина), социологический портрет студенчества (исследование Т. Суярковой), социологический портрет Украины или пермского сотового абонента. Все подобные портреты представляют собой некоторое социологическое описание, в основу которого были положены усредненные данные, полученные в ходе различных социологических исследований, исключающие построение каких-либо типологий и выявление каких-либо закономерностей. Категория «социологический портрет», несмотря на широкое использование ее в социологическом дискурсе, является довольно размытой, определяемой в рамках каждого отдельного исследования по-разному. Поэтому прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «социологический портрет» и выработать методологию составления социологических портретов различных социальных объектов вообще и регионов в частности.

Под социологическим портретом мы будем понимать целостное описание социальной сущности объекта (социальной группы, общности, организации и пр.), включающее системную характеристику всех составляющих его компонентов, а также социальных процессов и отношений, с ним связанных.

Составление социологического портрета любого социального объекта предполагает реализацию ряда базисных принципов, к которым следует отнести универсальность формируемого портрета, его целостность и сохранение уникальности описываемого объекта.

Говоря о частоте появления определений термина в научной литературе, следует отметить, что в ряде исследований не было предпринято даже попытки каким-то образом обосновать необходимость применения термина “социальный портрет”, при этом сам термин объяснен не был. Отсутствие методического описания характерно не только для современных исследователей, но и для советских ученых, которые достаточно часто пользовались термином “социальный портрет”, понимая под ним некую абстрактную обобщенную характеристику определенного социального класса - “среднее арифметическое” в социологии. .

Под социальным портретом в самом широком смысле понимается описание человека или группы людей при этом портрет запечатлевает вместе с внешним сходством и духовный мир человека (модели), иногда создает типичный образ представителя народа, сословия, эпохи .

Очень частное определение, применимое ситуативно и очень локально, было предложено группой ученых из Современной гуманитарной академии (СГА): «Под социально-типологическим портретом <...> мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности <…>». Не ставя под сомнение правомерность использования термина, отметим, тем не менее, что экстраполяция индивидуального опыта на групповые характеристики еще не является социальным портретом совокупности из-за недооценки всех входящих в нее личностей.

Близкое к «социальному портрету» определение «социального типа» было введено Якубовским А.Э.: «Социальный тип в современном понимании <…> - это определённое число людей, находящихся в сходном социальном положении, обладающих близкими социальными и ценностными установками (то есть ментальным родством) и примерными социальными возможностями, реализующие единую модель образа жизни». Действительно, социально-ценностные установки людей должны быть одной из составляющих, хотя эти установки более характерны для совокупного образа целого поколения, а не группы людей.

Интересный подход продемонстрировали составители сборника документов, объединив и опубликовав под понятием «социальный портрет» ряд исторических источников, повествующих о судьбе «лишенцев» в период с середины 20-х до конца 30-х гг.

Ушаков Б.Г. ассоциировал понимание «социального портрета» с социопсихологическим анализом определенного состояния и его социального статуса , что также можно назвать, одним из компонентов искомого определения. Исследователь фольклора отождествлял «социальный портрет» с социальным анализом, однако, «социальный портрет» предполагает не только анализ, но и синтез, воссоздающий «портретную составляющую».

Необходимо понимать, что «социальный портрет» не научный метод, применяемый в социологии, так как его определение и описание отсутствуют в методической литературе по социологии , а скорее один из факторов сбора и группировки материала, своеобразный алгоритм, направляющий работу по определенному руслу. При этом в зависимости от тематики проводимого исследования «социальный портрет» в качестве фактора обобщения материала может включать в себя различные критерии.

Надо сказать, что портретные исследования мы находим, прежде всего, в социологии, хотя именно в социологической справочной литературе определения такого понятия не содержатся .

Итак, социальный портрет - это интегрированные и обобщенные характеристики социальной группы, часто получаемые с применением математических и компьютерных методов научного исследования и фиксирующие наиболее общие и устойчивые - «усредненные» - признаки исследуемого объекта, реализующего определенную модель поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Социальный портрет современной личности"

Береговой В.

Социальный портрет -- это важнейший элемент любого социологического исследования, так как именно с его помощью определяют состояние человека и его отношение к внешнему миру. В основном социологи разделяют общество на три группы: молодежь, поколение родителей и старшее поколение, то есть наши бабушки и дедушки. Я предлагаю рассмотреть социальные портреты представителей каждой из этих групп.

Современную молодежь можно охарактеризовать её стремлением к своему развитию как моральному, так и интеллектуальному; чутким отношением к родным и близким; пониманием главных ценностей жизни, ведь сейчас почти все молодые люди определяют, что важнее для них семья, деньги, карьера или просто отдых. В возрасте до 20 лет, по моему мнению, люди всё же больше стремятся к деньгам и отдыху, но когда они становятся взрослее на пару лет - их жизненные приоритеты меняются, потому что кто-то влюбляется и хочет завести семью, кто-то находит работу, о которой действительно мечтал, и желает сделать себе блестящую карьеру. Но, к сожалению, не вся молодежь имеет такой типаж. Многие студенты не желают ни учиться, ни работать, что в будущем значительно отразится на нашем обществе, ведь именно молодежь должна сделать будущее своей страны, но на данный момент людей, которые действительно желают этого, очень мало и это огорчает. Также странным фактом является то, что современные молодые люди не спешат заводить свою собственную семью, потому что считают, что ещё не пришло то самое время. В заключении можно сказать, что современная молодежь развивается на уровне развития общества, является патриотами своей страны и имеет уважение к старшему поколению, что является немаловажным фактором.

Наши родители застали времена, когда происходили глобальные перемены в обществе, можно сказать, что они успели побывать в двух разных государственных строях. Поэтому, я считаю, что именно они это те люди, которые верят во всё хорошее, искренне относятся ко всему происходящему, знают свои жизненные ценности и понимаю важность своего материального состояния. Это люди, которые имеют какой-то жизненный опыт и могут помочь, они разбираются в вопросах современного трудоустройства и формирования карьеры, знают всё необходимое. Можно сказать, что состояние этого поколения более благополучное, чем у молодежи. Родители - это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за всё то, что они для нас сделали, ведь если бы не они, то нас бы вовсе не было на этом свете.

Старшее поколение - это те люди на которых мы должны равняться. Именно бабушек и дедушек можно охарактеризовать такими чертами как честность, порядочность, ответственность, любовь к своей Родине и, конечно же, совершенно искренняя любовь к своим детям, внукам и правнукам. Также именно они сохранили настоящую дружбу, ведь очень интересно наблюдать за тем, как твоя бабушка отмечает свой 70-летний юбилей со своими школьными подругами. В современном обществе дружба цениться не настолько, поэтому я искренне завидую старшему поколению и очень хочу, чтобы и у нас дружба длилась годами и никогда не прекращалась.

Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.

Что касается друзей, то, наверное, они желают видеть меня в своей компании уверенным в себе, дружелюбным человеком. Друзья - это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое "Я" гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Это те, кто поймут и подадут руку помощи в любой момент и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Я считаю, что именно взаимности и поддержки ожидают мои друзья от моего поведения. Отношение преподавателей к нашему социальному поведению очень даже заинтересованное. Каждый преподаватель желает видеть своего студента или ученика только на активистских и лидерских позициях, сделать из нас достойных членов общества, которые в дальнейшем будут стремится только к новому и лучшему.

Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое "Я". Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.

Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.

Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что смогу составить портрет среднестатистического украинца. Я думаю, что украинец - это добрый, и отзывчивый человек, который щедр и всегда может помочь, имеет моральные ценности, ценит настоящую дружбу и любовь. Также можно сказать, что это тот, кто по-настоящему любит свою Родину, хочет сделать всё для лучшего развития страны, в которой проживает, желает трудиться и приносить этим пользу обществу. социологический индивидуальность молодежь родитель

Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.

Но не каждая личность может стать индивидуальностью. На мой взгляд, индивидуальность - это тот человек, который самоутвердился в обществе, тот, кто имеет лидерские качества, тот кому доверят какое-либо важное дело и всегда поддержат. Я думаю, что меня можно считать индивидуальностью, потому что я действительно хороший сын, заботливый брат, отличный друг и товарищ, всегда добиваюсь своих целей и развиваю в себе все качества, которые необходимы для современного человека.

На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы "Молодежь Хайбуллинского района".

    дипломная работа , добавлен 09.06.2010

    Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2009

    Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.

    реферат , добавлен 08.09.2015

    Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.

    реферат , добавлен 01.05.2015

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Основные концепции бюрократии, понятие "социальный портрет" в научной литературе. Портрет современного чиновника: результаты социологических эмпирических исследований. Рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие "молодежь" в России. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Социальное здоровье российской молодежи. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

    реферат , добавлен 05.06.2007

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

Проблема изучения личности в социологии занимает одно из центральных мест, а индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни как данной социальной группы так и всего общества.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но только в качестве члена социума.

Формирование личности осуществляется в процессе ее социализации и направленного воспитания как освоения индивидом норм и функций при овладении им различных видов и форм деятельности, в данном случае речь пойдет о правоохранительной деятельности.

Отечественная социология качественно различает институционализированные и конвенционные социальные роли личности, где первые являются ведущими, что особенно важно при рассмотрении социального портрета личности сотрудника ОВД, т.к. они вытекают из социальной структуры общества. Однако для преодоления односторонности ролевого подхода в рассмотрении личности необходимо исследовать и ее субъективные свойства как: самосознание, нормативное сознание, ценностные ориентации, которые формируются в процессе предметной деятельности и выражаются в различных творческих проявлениях, включая и активное становление новых общественно необходимых функций и образцов поведения с учетом социально-исторических и предметно-локальных условий для достижения общественно-значимых целей. При этом специфика условий и содержание труда представителей различных профессий определяет и особые черты профессионального типа.

Социологический же анализ личности ставит своей целью выделение социально типического как целостного необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации, социальных установок, доминирующих мотивов в деятельности правоохранительных органов.

В условиях демократизации всех сфер общества и расширения гласности резко возросла роль самой личности в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы. Нравственность и культура сотрудников ОВД приобрели огромную значимость. Своеобразным символом Закона и Государства должен быть сегодня каждый сотрудник правоохранительных органов. Поэтому личные представления о добре и зле, долге, справедливости, патриотизме есть дело государственной важности.

Профессиональная солидарность, взаимопомощь, морально-психоло-гическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях, постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта - все эти перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Однако соответствует ли образ сотрудника ОВД столь значимой цели? В результате научных исследований и опросов граждан получен такой обобщенный социологический портрет: грубый - 44%; безразличный - 39.8%; некультурный - 31.8%; энергичный - 30%; смелый - 25%; вежливый - 19.1%; профессионально - подготовленный – 9.1%.

В чем же причины достаточно противоречивого образа представителя правоохранительных органов?

Каждая эпоха, отличающаяся своими традициями и новациями, создает присущий ей исторический тип личности, а также нравственный идеал. Переоценка ценностей при этом не означает отрицания преемственности определенных нравов, ценностных ориентации. Адаптируясь к новым условиям окружающей среды, представители правоохранительных органов также пытаются «план о-во войти» порой не лучшим образом в новые социально-экономические условия жизни, происходящие в обществе, которые диктуются товарно-денежными отношениями. Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности населения, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, негативно воздействуют на возможность реального восстановления должного правопорядка. Неверие в возможности права как эффективного средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет роль психологической защиты как своеобразного внутреннего оправдания в ситуациях отчуждения от целей правоохранительной деятельности и переориентации определенной части сотрудников ОВД на достижение собственного благополучия. В результате такой установки у сотрудника ОВД формируется безразличие к задачам оперативно-служебной деятельности, что также может стать решающим условием, к совершению действий, противоречащих правовому статусу и нравственному характеру деятельности. Требования службы замещаются исполнением функций по охране объектов негосударственной собственности, сопровождению перевозимых ценностей и приватного обеспечения личной безопасности сомнительных личностей, а также осуществлением оперативно-розыскных действий по поручению частных лиц, детективных агенств, использованием других служебных возможностей для получения незаконного дохода. Отчужденность порождает служебную пассивность, скептическое отношение к таким нравственным категориям как профессиональный долг, честь, неподкупность. Действие экономического фактора не только причина оттока кадров, но и фактор, облегчающий ангажирование криминалитетом сотрудников правоохранительных органов, их коррумпирование, и создающий предпосылки для других форм невыполнения своих прямых служебных обязанностей. Социологические исследования позволили ученым выявить дефекты правосознания сотрудников ОВД, порождаемых спецификой службы и произвести их классификацию. Первая группа: «правовое невежество»;

вторая - «правовой нигилизм»; третья - «неприятие личностью известных и одобряемых правовых предписаний. При этом важно отметить и такой фактор, порождаемый спецификой службы у сотрудников ОВД, как правовой негативизм, обусловленный в частности, низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры, а также рядом отклонений нравственно-психологического характера.

Исследования показали, что основными мотивами правонарушений, совершаемые сотрудниками ОВД являются следующие: - совершая правонарушение по службе, сотрудник правоохранительных органов руководствуется чаще всего общественнополезной целью - изобличить и наказать преступника, забывая о норме мере, которая исходит из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую, какой бы социальной целесообразностью оно ни оправдывалось, становится однозначно безнравственным. Опыт правоохранительной деятельности наглядно свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, поступков и даже преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая культура и ущербная нравственность.

Общество на всех этапах своего исторического развития всегда сохраняло и развивало идеалы подлинной человечности и гражданственности, которые не оставались лишь благими пожеланиями, а практически подтверждались жизнью многих людей. Из чего следует, что:

1. Ни социальность, ни индивидуальность, взятые сами по себе, не раскрывают особенностей личности;

2. Индивидуальные характеристики личности вне их соотношения с социальными не имеют этического смысла, только в единстве этих характеристик, где при признании ведущего значения социального открывается путь для определения личности как субъекта нравственных отношений. Это означает, что складывающиеся в условиях совместной общественной жизни нравственные способности и потребности людей и являются выражением социальной необходимости, где создание совершенного правового порядка и соотносимое с этим развитие общества в сторону его гуманизации постепенно сократить область отношений, связанных с необходимостью жертв или строгих ограничений собственных интересов. Тогда и происходит сокращение оснований для абсолютного подхода к морали. Понятно, что несмотря на все теоретические объяснения того, почему человек может пожертвовать жизнью ради других, на практике - это есть реакция подсознания, как абсолют, что выходит за пределы контроля со стороны сознания.

В абсолютистской тенденции мораль как бы преодолевает сама себя, передавая свои функции гаранта равноодинакового отношения между людьми более действенному и в то же время более дифференцированному применительно к конкретным ситуациям жизни регулятору, т.е. правду. Закрепление этих функций в правовом порядке не есть ослабление моральной позиции, не есть признание факта, что мораль не справляется с регулятивными функциями, а, напротив, рассматривается как усиление морали. Мораль соединенная с правом, приобретает силу практической стабилизации всего целого - силу, которой она не имеет, оставаясь этикой, ориентированной преимущественно не мотивы, а не на результаты поведения. Кратко говоря, можно отметить, что мораль переключается с традиционных вопросов о счастье и благе человека на вопрос о том, как можно создать справедливые правила общественной жизни, которые выполнимы для всех, независимо от их жизненных ориентации, от их частных представлений о счастье, смысле своего бытия, добре.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что личность - это сложное, многомерное и в то же время вполне конкретное понятие, отнюдь не тождественное понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность". Скорее всего, это человеческий индивид, рассматриваемый с позиции его социальных качеств.

Личность является субъектом социальных отношений, обладает способностью активно влиять на общество, творчески преобразовывать действительность. Это подтверждают, правда, каждая по своему, марксистская, диспозиционная, ролевая и другие теории личности.

Личность является и объектом общественных отношений. В этом и состоит ее сущность и подтверждается большинством социологических теорий, рассматривающих процесс социализации личности.


Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий: "человек" - "индивид" "индивидуальность" - "личность"?

2. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

3. В чем проявляется сущность личности?

4. Назовите основные подсистемы структуры личности, какова их роль?

5. Каковы основные элементы социальной структуры личности?

6. Каковы основные подходы к исследованию типологии личности.

7. Какую роль в социализации играют мотивационный механизм, диспозиционный механизм и механизм памяти?

8. Что представляет собой процесс социализации индивида?

9. Каковы основные этапы социализации?

10. Какие факторы обуславливают процесс социализации?

11. В чем проявляется социальная активность личности?

12. Раскройте понятия «агенты» и «институты» социализации?

13. Что такое первичная и вторичная социализация?

14. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: l968.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.

Асмолов А.Г Психология личности. М.: 1990.

Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений, Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: 1995.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993.

Коган А.Н Человек и его судьба. М.: 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для вузов. М.: 1994.

Кон И.С. Социология личности М.: 1967.

Кон И.С. Открытие «Я». М: 1978.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: 1979.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: 1984.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

Кравченко А И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.: 1995.

Кравченко А И Социология. Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: 1997.

Краткий словарь по социологии. М.: 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.

Смелзер Н Социология. М.: 1994.

Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

Социология. Учебное пособие. (МГИМО Университет) МИД РФ. М.: 1995.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л.Ядова.Л.: 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1984.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969.

Челябинские социологи провели любопытное исследование студентов-отличников, их взглядов на жизнь, учёбу и вообще, как говорится. Поскольку я сам, в своё время, относился к таковым, то мне было очень интересно почитать. Всем «коллегам» краснодипломникам тоже рекомендую прочитать и проверить на соответствие себе любимому)

Итак, студенты-отличники составляют особенную и весьма специфическую по характеру социальной позиции группу, которая наиболее активно включается в статусно-ролевые отношения и в большей степени выражает успех-ориентированное жизненное кредо молодых россиян. Вместе с тем, трансформация социальной структуры российского общества в значительной степени изменяет положение, основные модели социализации и общественные перспективы студентов-отличников. Существующая система высшего образования не гарантирует успешной профессиональной социализации отличников учебы. Высшее образование приобрело ярко выраженный коммерческий оттенок, стало массовым и доступным. Исчезли механизмы распределения, отсутствуют четкие, конкретные перспективы социальной реализации отличников. Соответствующая ситуация складывается и на отечественном рынке труда. В результате сегодняшние отличники рискуют в социальном плане, не имея гарантий получения «билета в жизнь» по результатам успешного окончания вуза. С другой стороны, ценностные ориентации и социальные ожидания отличников перемещаются в сторону саморазвития, создания «общего» социального капитала (а не четких вариантов профессиональной социализации) в виде подтверждения ими личностно-профессиональных навыков, коммуникативных компетенций и т. д.

Социологическая ролевая модель личности студента отличника.

Как известно, роль задает индивиду образцы его действий в конкретных ситуациях. Исходя из такого понимания, общество можно представить также как сложную ролевую систему, состоящую из шаблонов (форм) поведения, устанавливающих стандарты тех или иных ситуаций, упорядочивающих социальную структуру, воспроизводящих различные социальные отношения и взаимосвязи. В ходе проигрывания тех или иных ролей, индивид принимает правила общественного поведения: становится частью взрослого мира; занимает свое место в обществе, осваивая профессии; достигает успеха в жизни и т. д.

Осваивая ролевой репертуар с соответствующими идентификациями, индивид становится личностью, и его положение в обществе определяется количеством, а также сложностью освоенных ролей. Таким образом, общественная жизнь человека является чередой социальных драм – театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. В процессе освоения ролей формируется ядро личности, возникает его «Я». Таким образом, не «Я» определяет состав роли. Наоборот, «Я» подобно мозаике составляется из различных ролей – образцов, шаблонов социального поведения.

Роли, освоенные индивидом в ходе социальной практики, составляют его ролевую систему или ролевой набор, который детерминирует линию поведения, жизненную стратегию, иные «параметры жизни». При этом с различными ролями индивид идентифицирует себя по-разному – с одними, личностно значимыми, больше (ролевая идентификация), с другими, второстепенными, меньше (дистанцирование от роли). Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми, предусматривая непохожие на другие отношения. «Правильное» исполнение роли вознаграждается, «неправильное» – наказывается обществом.

Ролевая теория наглядно демонстрирует, как тот или иной человек играет драматические роли в «грандиозной пьесе общества», и, говоря языком П. Бергера, личность – «есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли». Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

Т. Парсонс писал: «Роль – есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями».

В основу динамической модели роли «отличника» может быть положена теория социального действия М. Вебера, поскольку она раскрывает и описывает «социальные формулы роли» или сам принцип ролевой социализации индивида: «сделай то, что от тебя требуется – получишь то, что тебе обещано», реализованный в четко определенных социально-психологических механизмах. Социализация в таком понимании может быть определена как процесс освоения социальных ролей, умелое исполнение которых позволит человеку найти свое место в обществе (приобрести социальный статус).

В рамках социальной роли студента-отличника происходит систематизация норм его поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую данная роль обслуживает. Например, отличник – и это его отличает от остальных студентов – поддерживает хорошие отношения с преподавателем, всегда идет ему на помощь, активно участвует в общественной жизни вуза. И все это благодаря тому, что он обладает высокой «социальной» ответственностью, берет повышенные обязательства и т. д. Кроме того, отличная учеба предполагает демонстрацию «лучшего» знания предметов, прилежного выполнения всех заданий, близкую к ста процентам посещаемость, наличие в срок пройденных контрольных точек и т. д.

Таковы формальные ожидания-требования общества и ключевых социальных институтов (семья, система образования, включая администрацию вуза и студенческое сообщество). Именно родители и учителя напрямую участвуют в создании образцов выполнения социальной роли отличника, вменяя обучающемуся четкий набор моральных, трудовых и других качеств, которым он должен соответствовать (чтобы чего-то добиться в жизни). Большинство из общественных ожиданий относительно поведения отличника, его типовых стремлений и гарантированного вознаграждения принимают вид жестких формализованных требований и стандартов, следовать которым строго обязательно. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Как показывают авторские исследования по данной проблематике, практически каждый отличник осознает, что условием его успеха является соблюдение ролевых инструкций. Так, каждые семь из десяти опрошенных отличников, независимо от пола, возраста и профиля, отметили, что существует четкий алгоритм учебы на отлично, когда соблюдая определенные правила, следуя «несложному алгоритму», студент сдает сессии на отлично.Среди таких принципов, правил и т. д. были отмечены:

– работа «на автомат» (93 %);

– выполнение всех домашних заданий в срок (83 %);

– контакт с преподавателем (76 %);

– отсутствие пропусков (74 %);

– участие в НИРС (74 %);

– подготовка не менее 3–5 докладов по каждому предмету за семестр (61 % – гуманитарии, 45 % – технические и иные) и т. д.

Если отличник играет роль, нарушая социальные ожидания, то к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние меры принуждения к надлежащему исполнению социальной роли. К числу таковых, например, относятся лишение стипендии, воспитательные официальные и неофициальные беседы и т. д. Жесткость социального ролевого контроля зависит от рядафакторов. «Игра по правилам» или «принятие правил» обещает студенту в качестве вознаграждения активизацию тех или иных социальных возможностей. Активизация возможностей в нашем понимании означает общественное признание за индивидом в социально утвержденном (институционализированном) порядке тех или иных прав, дозволение на совершение тех или иных социальных действий, привилегий, часто признание за ним определенного уровня власти как возможности и способности определять действия иных.

К таковым респонденты относят:

– повышенные перспективы статусного трудоустройства (86 % среди «старшей» группы, 67 % среди «младшей» группы респондентов):

– легкость сдачи сессии – большинство предметов автоматом (78 %);

– наличие повышенной стипендии (65 %);

– гарантия бесплатной очной аспирантуры и перспективы научной карьеры (63 %);

– возможность пройти практику в хорошем месте (42 %);

– возможность стажировки (38 %);

хорошее отношение со стороны преподавателей, администрации вуза в целом (29 %);

– возможность участия в грантах, НИР под руководством преподавателя (19 %);

– уважение со стороны одногруппников (15 %).

«Социальные формулы роли» или принципы ролевой социализации студента-отличника, как показывает проведенное исследование, таковы:

– я учусь на отлично (окончил с красным дипломом) для того, чтобы чего-то добиться в жизни (51 %);

– для того, чтобы добиться в жизни, нужно быть успешным, в том числе окончить вуз с красным дипломом. Это дает конкретные перспективы (34 %);

– красный диплом не гарантирует успеха в жизни и не дает значимых плюсов в устройстве на работу, карьере и т. д. (11 %).

Ценностное ядро социальной роли отличника формирует социальный феномен успеха. Под успехом личности обычно понимается социальная позиция, актуализирующая (активизирующая) ряд социальных возможностей и свидетельствующая о достижении индивидом общественно признанных результатов в различных сферах деятельности, которые личностью также оцениваются как значимые.

Отметим также, что успех личности является ее символическим капиталом (П. Бурдье), олицетворяя влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Успешный человек обладает значительным символическим капиталом, к его мнению гораздо чаще прислушиваются, он получает возможность влиять на принятие значимых решений. Формирование модели успеха зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою, она существенно различается у представителей высших и низших слоев современного западного и российского общества.

Институт успеха имеет два измерения: личностное и общественное. Соответственно имеет место двоякое понимание успеха. Успех социальный или общественный напрямую связан с социальной позицией в обществе. Критерием успешности жизни становится занятие выгодной социальной позиции, распоряжение большим социальным капиталом. Данная социальная позиция напрямую связана с отношениями престижа, избранности, знаменитости (популярности), власти.

Другое, личностное измерение института успеха исходит из удовлетворенности индивида собственной жизнью, степени его самореализации и т. д. Успех в этом измерении тесно связан с социальным самочувствием индивида, комфортом и удовлетворенностью теми социальными отношениями, ролями, статусом и пр., в которые он включен.

Таким образом, институциональный комплекс успеха имеет две основные оси – субъективную и объективную, в социологическом понимании этих терминов.

Залогом общественного успеха является преуспевание в общественной жизни, «в делах» и т. д. Это предполагает развитие таких коммуникативных и личностных качеств, как интуиция, коммуникативная компетентность, творческие способности, изобретательность, способность налаживать и использовать сетевые и кластерные производственные структуры и многое другое.

Итак, институциональный функционал успеха можно выразить следующим образом:

1. Успех – это нормативно-ценностная основа поведения отличника;

2. Успех – формирует ценностные рамки и критерии социализации;

3. Успех – положен в основу большинства социально-ориентированных моделей поведения (социальных ролей) студента-отличника. Необходимо выделить, по крайней мере, две концептуальные основы успеха применительно к ролевому набору студента-отличника. С одной стороны, члены семьи (будущего) отличника и преподаватели утверждают, что добиться успеха возможно лишь при условии отличной успеваемости, которая гарантирует выпускнику повышенные возможности карьерного роста, в том числе в закрытой от остальных сфере образования и науки (со слов преподавателя – отличная учеба является пропуском в аспирантуру), то есть правильным образом проигрывая ситуации, приносящие успех, осваивая лишь те роли, в результате проигрывания которых можно добиться успеха. В данном случае выполняется схема «чтобы стать успешным, сделай вот это». Родители и преподаватели как представители важнейших институтов социализации – семьи и образования – продуцирует и распространяет «рецепт успеха».

В книге психолога А. В. Иванова «Психология успешного бизнеса в России» показывается, что успех в бизнесе, в обретении материального достатка, в первую очередь зависит от определенного стиля поведения, который в России обладает ярко выраженной спецификой. И формулируются три ключевых признака стремящегося к материальному успеху человека: активность и последовательность действий, результатом которых является материальный достаток; способность генерировать бизнес-идеи, основанные на реальном опыте; наработка связей.

Для отличника подобная схема также подходит. В адаптированном виде она выглядит так:

– активная студенческая общественная деятельность и упорная работа на результат – свидетельством чему является наличие красного диплома. Последний, в свою очередь, открывает более широкие возможности карьерного роста: хорошая должность, высокая зарплата и т. д.;

– отличные знания, приобретенные в процессе обучения, профессиональная компетентность. Ориентированность на карьерный рост;

– умение коммуницировать с «нужными людьми» и добиваться желаемого результата, наличие большого количества важных знакомств.

Нормативный комплекс социального института «успеха» удачно очерчивает И. Богуславский в своей работе «Американский успех: люди и символы», выделяя десять особенностей, присущих самым успешным деловым лидерам:

(1) страстность;

(2) интеллект и ясность мышления;

(3) великое искусство общения;

(4) высокий запас энергии;

(5) эгоизм под контролем;

(6) внутреннее спокойствие;

(7) умение извлекать пользу из раннего жизненного опыта;

(8) крепкая семья;

(9) позитивная позиция;

(10) «делать нужные вещи правильно».

Как показала фокус группа, эти и другие ролевые особенности личности присущи также и студентам-отличникам.

Ключевые социальные ожидания студента, играющего роль отличника, связаны в первую очередь с:

1. Возможностью начать научную или преподавательскую карьеру: поступить в бюджетную аспирантуру и т. д., иными словами создать выгодные условия для «научной» профессиональной социализации, «получить приглашение» на работу в вуз.

2. Практическим подкреплением, официальным свидетельством наличия у него как будущего работника таких личностных профессиональных качеств, как: работоспособность, интеллект, целеустремленность, аккуратность, коммуникативный талант, успешность, амбициозность. Красный диплом, по сути, признание формального института (образования) за ним этих качеств, что повышает его шансы на занятие вакантной должности. Кроме того, «отличное» образование по специальности говорит о максимально возможной профессиональной компетентности соискателя на вакансию.

3. Решением ряда психологических комплексов, таким как «стремление оправдать надежды родителей», доказательством собственной состоятельности в той или иной социальной группе и т. д.

4. Получением возможности продвижения по общественной линии (партия, а также различные общественные объединения и союзы).

Принятие на себя роли отличника подразумевает интериоризацию определенного нормативно-ценностного комплекса, коррекцию «картины мира». Отличник старается отличиться, выделиться из общей массы окружающих его людей. Это, с одной стороны, отнесение себя к социальной группе с повышенным статусом, с другой стороны, стремление следовать эффективным путем социализации, который поддерживается и одобряется существующей общественной системой. Однако существует масса иных ролей, исполнение которых обещает индивиду успех в социализации. Отличная учеба в вузе – лишь одна из возможностей успешной социализации. Роли можно условно «сложить» в модели жизненных стратегий, или жизненная стратегия может быть раскрыта через соответствующий набор социальных ролей.

Другими словами, социологи хотят сказать, что отличная учёба в ВУЗе вовсе не так важна для человека, как думают сами отличники, причём даже не с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а, в том числе, и для успешной самореализации личности. Хотя остаётся открытым вопрос: если личность самореализует себя через учёбу и науку, почему бы ей не быть отличником? Короче говоря, почему нельзя быть отличником не для «кого-то», а для себя...