Из воспоминаний советского и партийного деятеля. Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева. Xv съезд партии
Практика 3.2.14 Горбачев
1 Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
1) либерализация общественно-политической жизни в стране
2) резкое улучшение отношений между СССР и США
3) появление критических оценок состояния советского общества, исходящих от власти
4) начало проведения либеральных рыночных реформ в стране
2.Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР?
1) снижение темпов роста экономики страны
2) крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы
3) массовые выступления рабочих в Москве
4) задача построения в СССР развитого социализма
3 то стало одним из результатов проведения политики перестройки в духовной сфере?
1) создание Союза писателей СССР
2) расцвет творчества писателей-«деревенщиков»
3) освобождение СМИ от цензурного гнёта
4) травля писателя Б. Л. Пастернака
4 Что является одним из результатов политических преобразований 1988-1990 гг.?
1) усиление власти союзного центра
2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС
4) начало разрушения однопартийного режима
5 Что из названного было основной причиной перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.?
1) необходимость освоения восточных районов СССР
2) массовые демонстрации населения
3) экономический и политический кризис в стране
4) ухудшение отношений с социалистическими странами
6 Что было одной из причин неудач экономической политики периода перестройки во второй половине 1980-х годов?
1) приоритетное развитие лёгкой промышленности в ущерб тяжёлой
2) увеличение зависимости экономики от иностранных инвестиций
3) сохранение командно-административных основ управления
4) рост хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий
7 Что явилось одним из результатов деятельности XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г.?
1) принятие программы партии, поставившей задачу создания материально-технической базы коммунизма в СССР
2) разгром «антипартийной группы Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова»
3) решение о созыве Съезда народных депутатов СССР
4) принятие курса на ускорение социально-экономического развития страны
8 Что явилось одним из последствий реализации концепции «нового политического мышления» М. С. Горбачёвым?
1) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
3) разрешение Карибского кризиса
4) объединение Германии
9 Что явилось причиной срыва подписания нового союзного договора в 1991 г.?
1) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению
2) принятие новой Конституции РФ
3) результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР
4) создание Съезда народных депутатов РСФСР
10 Появление какого из перечисленных постов связано с периодом перестройки?
1) Первый секретарь ЦК КПСС
2) Председатель Верховного Совета СССР
3) Председатель Совета Министров СССР
4) Президент СССР
11Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти.
12Установите соответствие между событиями и датами Соответствующие цифры запишите в ответ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
15 Какой новый орган власти появился в период перестройки?
1) Государственная Дума
2) Верховный Совет
3) Съезд народных депутатов
4) Государственный совет
16 Какой из документов был принят в годы, перестройки?
1) закон «О кооперации в СССР»
2) постановление «О журналах
3) указ о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР
17 Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе «перестройки» в СССР предполагал
1) интенсификацию производства на основе достижений НТР
2) усиление централизации управления экономикой
3) переход к рыночной экономике
4) переход на семилетнее планирование
18 Какое из понятий характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?
1) «оттепель»
2) неосталинизм
3) «железный занавес»
4) многопартийность
19 Появление какого понятия относится к периоду 1985-1991 гг.?
1) «новое политическое мышление»
2) «год Великого перелома»
3) «космополитизм»
4) «разрядка»
20 Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» был принят в период
1) 1945-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1964-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.
21 Что из названного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?
1) переход на семилетнее планирование
2) полное освобождение цен от контроля государства (либерализация цен)
3) признание многообразия форм собственности
4) создание советов народного хозяйства (совнархозов)
22 Попытка отстранить Президента СССР М. С. Горбачёва от власти была предпринята в августе 1991 г.
1) Верховным Судом СССР
2) Верховным Советом СССР
3) Президентом России Б. Н. Ельциным
4) членами ГКЧП
23 Принятие какого законодательного акта относится к 1986 г.?
1) Закона об индивидуальной трудовой деятельности
2) Указа Президента РФ о роспуске Верховного Совета РФ
3) Конституции «развитого социализма»
3.1 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985-1991 гг.
1) многопартийность
2) бюджетный дефицит
3) вертикаль власти
4) монетизация льгот
5) референдум
6) ускорение социально-экономического развития
3.2 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду перестройки в СССР (1985–1991 гг.).
1) народный депутат
2) гласность
3) федеральный округ
4) кооперация
5) национальные приоритетные проекты
6) «новое политическое мышление»
3.3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода перестройки в СССР.
1) ускорение
2) «война законов»
4) новое политическое мышление
5) референдум
4.1 Напишите пропущенное слово.
Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».
7.1 Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) созыв Съезда народных депутатов
2) введение госприёмки
3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами
4) либерализация цен
5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
6) ликвидация КГБ
7.2 Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) усиление и развитие планирования экономических показателей
2) проведение «политики ускорения»
3) приватизация государственной собственности
4) децентрализация управления экономикой
5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы
6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства
7.3 Укажите трёх государственных деятелей, которые занимали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Л. И. Брежнев
2) М. С. Горбачёв
3) А. Н. Косыгин
4) К. Е. Ворошилов
5) Ю. В. Андропов
6) Г. М. Маленков
7.4 Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) замена продразвёрстки продналогом
2) усиление роли Советов в управлении государством
3) борьба с «космополитизмом»
4) отказ от политики «холодной войны»
5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса
6) введение многопартийности
7.5 Какие три из перечисленных мер относятся к периоду «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
1) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности».
2) Курс на приватизацию собственности.
3) Либерализация цен.
4) Внедрение бригадного и арендного подряда.
5) Борьба с пьянством и алкоголизмом.
7.6 Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выпуск приватизационных чеков
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности
3) начало забастовочного движения в стране
4) снижение цен на потребительские товары
5) острый дефицит товаров
6) либерализация цен
7.7 Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало забастовочного движения в стране
2) либерализация цен
3) развитие индивидуальной трудовой деятельности
4) выпуск приватизационных чеков
5) острый дефицит товаров
6) снижение цен на потребительские товары
7.8 Какие из перечисленных положений характеризуют политическую ситуацию конца 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) проведение альтернативных выборов
2) рост национальных конфликтов на территории СССР
3) усиление роли партии в управлении государством
4) политика гласности
5) сокращение полномочий союзных республик
6) проведение кампании по борьбе с космополитизмом
7. 9 акие из перечисленных положений характеризуют внешнюю политику и внешнеполитическое положение СССР в конце 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) участие советских специалистов во Вьетнамской войне
2) улучшение отношений с западными странами
3) укрепление единства социалистического лагеря во главе с СССР
4) наращивание гонки вооружений
5) улучшение отношений с Китаем
6) проведение политики «нового политического мышления»
7.10 Что из перечисленного относится к периоду перестройки в СССР? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) расширение самостоятельности союзных республик
2) введение альтернативных выборов
3) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов
4) усиление роли КГБ в управлении страной
5) перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование
6) проведение ваучерной приватизации
9.1Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
9.3Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями руководителей СССР, в период управления которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
9.5Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями лидеров СССР, в период руководства которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10.1 Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений. Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно... Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, – труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года. Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это – самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, а потому что еще не научились пользоваться свободой.».
10.2 Прочтите отрывок из выступления руководителя страны и укажите фамилию автора.
«...В современной обстановке должны быть осмыслены и приведены в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных
республик. Видимо, целесообразно, чтобы, выполнив обязательства перед союзным фондом, они могли наращивать производство для собственных нужд за счет умелого, инициативного хозяйствования. Это тоже отвечало бы требованиям социальной справедливости в развитии национальных отношений, стимулировало наше общее движение вперед. В последние годы в процессе демократизации и гласности высвечиваются и такие проблемы, существование которых не всегда достаточно учитывалось, - например, вопросы, связанные с языком, культурой, литературой и искусством, историческими памятниками, охраной природы.
Развитие нашего многонационального государства, естественно, сопровождается ростом национального самосознания. Явление это позитивное, но, поскольку возникающим в связи с ним новым потребностям
не всегда уделялось должное внимание, некоторые вопросы начали осложняться, приобретать в ряде случаев националистическую окраску.»
10.3 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на.производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством <...>
Был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе <...> На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты <...>
Не сомневаюсь, что отпусти судьба... еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти...»
10.4 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Чувствуя, что угасает, [он] героически продолжал бороться за жизнь, трудился до последних дней, считая, что его долг перед партией заключается в том, чтобы успеть сделать всё, что можно. Но эта борьба осложнялась тем, что находился он в атмосфере потрясающего бездушия, которое проявляло к нему подавляющее большинство членов Политбюро (...) Он направил записку в Политбюро, касающуюся вопросов подготовки к XXVII съезду партии, и она получила единодушное одобрение. [Он] предлагал приблизить по времени созыв съезда, провести его в октябре-ноябре 1985-го, а не весной будущего года, как это обычно происходило».
10.5 Прочитайте отрывок из работы современного политика и укажите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь:
«... Подобно многим гражданам СССР, первое время после назначения ___________ на высший государственный пост СССР я относился к нему с восхищением. Появление сравнительно молодого, энергичного человека на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, который до него занимали немощные старики, задыхавшиеся при прочтении длинных докладов, не могло не вызывать надежд и симпатий к ___________. Он говорил о создании новой федерации, о демократизации всей нашей жизни. Поэтому впечатления от его выступлений не портило ни его южнорусское произношение, ни то, что подобно другим советским правителям, он не мог, к примеру, произнести слово «Азербайджан», а говорил «Азебаржан». Но это было лишь первое впечатление. Через несколько месяцев я стал относиться к ________ более критически».
10.6 Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.
«В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР Принимаю это решение по принципиальным соображениям.
Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства целостности страны.
События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».
11.1Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) катастрофа на Чернобыльской АЭС
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
4) учреждение поста Президента СССР
5) испытание первой советской ядерной бомбы
6) И. В. Сталин
7) Л. И. Брежнев
8) М. С. Горбачёв
11.2Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) «О культе личности и его последствиях»
3) Л. И. Брежнев
5) «Записки социалиста-революционера»
6) М. С. Горбачев
7) «Неизвестная война: Восточный фронт»
9) «Год великого перелома»
Пропущенные элементы:
1) Ю. В. Андропов
2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство
3) разрыв дипломатических отношений с СССР
4) прекращение существования государства
5) Афганистан
6) И. В. Сталин
7) Венгрия
8) Чехословакия
9) Л. И. Брежнев
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12.1Прочтите отрывок из доклада руководителя коммунистической партии СССР.
«Товарищи!
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Руководитель партии, выступивший с данным докладом, - М. С. Горбачёв.
2) На съезде, о котором идёт речь, руководитель партии выступил с докладом о культе личности И. В. Сталина.
3) Доклад относится к периоду «оттепели».
4) Выступление относится к 1980-м гг.
5) Результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет.
6) Перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители.
12.2Прочтите отрывок из воспоминаний.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно- технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит, и социально-
экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения<...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это, в свою очередь, диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Генеральный секретарь, о котором говорится в тексте - Ю. В. Андропов.
2) Воспоминания относятся к 1980-м гг.
3) Период, к которому относятся воспоминания, в литературе получил название «оттепель».
5) Одним из преобразований, проведённых в тот же период, к которому относятся воспоминания, было принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности.
6) В период, к которому относятся воспоминания, в СССР была принята «Конституция развитого социализма».
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг.
2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев.
3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки, относится начало Косыгинской реформы.
4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной экономике.
5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому относится марка, с событиями 1917 года.
19Какие из представленных плакатов относятся к тому же периоду, что и марка, изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
18Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв.
2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.
3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.
4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.
5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.
19На какой из фотографий, представленных ниже, изображёны деятели культуры, которые были наиболее популярны в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
21Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления
22Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
20. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
21 азовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
22Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
23.1 Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чём проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова (приведите одно положение)? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Черненко.
23.2После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской
страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.
24.1В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение.
Часть 3
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК. На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка. При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии». С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана
IV
Грозного.
В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства. С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в. С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).
ВАРИАНТ 2
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других? 1) битва на Калке 2) восстание древлян 3) первое упоминание о Москве в летописях 4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцевА2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны? 1) введено новое летосчисление 2) открыта Петербургская Академия наук 3) дана Жалованная грамота городам 4) открыт Московский университетA3. Что такое «Соборное уложение?» 1) свод гражданских законов 2) военный устав 3) свод церковных законов 4) свод челобитных царюА4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.? 1) захват и разгром Киева 2) разорение Великого Новгорода 3) начало политической раздробленности Руси 4) разорение северо-восточных русских земельА5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского». 1) Петру I 2) Алексею Михайловичу 3) Павлу I 4) Михаилу РомановуА6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи? 1) 1809 г., 1829 г., 1856 г. 2) 1831 г., 1848 г., 1863 г. 3) 1865 г., 1873 г., 1876 г. 4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.? 1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли 2) В. Кожина, Г. Курин 3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов 4) Н.Н. Раевский, М.И. ПлатовА8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева? 1) социал-демократы 2) славянофилы 3) западники 4) народникиА9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.? 1) образован единый суд для – представителей всех сословий 2) помещики потеряли право суда над крестьянами 3) ограничена состязательность судебного процесса 4) присяжным заседателям передали функции адвокатовА10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум. Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр». 1) русско-турецкой 1877-1878 гг. 2) Крымской 1853-1856 гг. 3) русско-иранской 1804-1805 гг. 4) русско-турецкой 1806-1812 гг.А11. Первая российская революция началась 1) в 1894 г. 2) в 1905 г. 3) в 1907 г. 4) в 1914 г.А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал 1) Г.В. Плеханов 2) С.Ю.Витте 3) В.И.Ленин 4) П.А. СтолыпинА13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие 1) концессия 2) доктрина Трумэна 3) план Маршалла 4) ленд-лизА14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.? 1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения 2) установление советской власти в Финляндии 3) разрыв левых эсеров с большевиками 4) проведение выборов в Учредительное собраниеА15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов». 1) диссиденты 2) народники 3) челюскинцы 4) стахановцыА16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена 1) в 1964 г. 2) в 1985 г. 3) в 1990 г. 4) в 1993 г.А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства 1) И.В. Сталина 2) Н.С.Хрущева 3) Л.И.Брежнева 4) М.С. ГорбачеваА18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.? 1) рост внешней задолженности 2) сокращение числа мелких предпринимателей 3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса 4) отсутствие инфляционных процессовА19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для 1) первого послевоенного десятилетия 2) периода «оттепели» 3) периода «застоя» 4) перестройкиА20. Что было одной из причин начала «холодной войны»? 1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы 3) ввод советских войск в Афганистан 4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской ЯпониейЧасть 2
Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Осип Бове Б) Андрей Рублев В) Варфоломей Растрелли Г) Аристотель Фиораванти Ответ: ___________________В2. Установите соответствие между именами монархов и событиями, относящимися к их царствованию. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Запищите в таблицу выбранные цифры.Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.
Часть I состоит из 21 задания (А1-А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть II состоит из 13 заданий (В1-В13), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Часть III состоит из 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I
А1. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?
1) с Любечским съездом князей
2) с дунайскими походами
3) с разгромом хазар
4) с разгромом печенегов
А2. Прочтите отрывок из сочинения и укажите, при каком правителе названные территории были присоединены к Москве. «В 1463 г. все князья ярославские... били челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой... В 1485 г. была завоевана Тверь...».
1) Дмитрии Донском
2) Иване III
3) Федор Иванович
4) Иване Калите
А3. Какое из названных событий произошло раньше других?
1) создание Лжедмитрием II тушинского лагеря
2) создание Совета всея земли
3) осада войск в Туле
4) смерть Бориса Годунова
А4. Под руководством Аристотеля Фиораванти на территории Московского Кремля был возведен
1) Успенский собор
2) Архангельский собор
3) Благовещенский собор
4) колокольня Ивана Великого
А5. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.
«Сказал [он] матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
3) Святославе
4) Ярославе
А6. Что явилось следствием укрепления армии в первой половине XVII в.?
1) появление артиллерии
2) создание полков нового строя
3) введение рекрутских наборов
4) создание гвардейских полков
А7. Какую должность занимал?
1) министр государственных имуществ
2) министр внутренних дел
3) министр иностранных дел
4) военный министр
A8. Что из названного относится к последствиям победы России в русско-турецкой войне гг.
1) был основан город Одесса
2) пала Османская империя
3) Крым получил независимость
4) Россия получила возможность контролировать проливы Босфор и Дарданеллы
А9. Прочтите отрывок из книги участника общественного движения XIX в. и укажите его фамилию
«первая и главная черта – это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству…
Хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек – недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню».
А10. Что стало одной из причин русско-турецкой войны гг.?
1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях
2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе
3) поддержка Россией греческого восстания
4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря
___________________ (В)
____________________ (Г)
____________________ (Д)
__________________ (Е)
2) реформа управления государственными крестьянами
6) учреждение III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
9) предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом
В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка И. И. Долуцкого.
«Петербургские куплетисты... распевали куплеты: “Вот шимоза пролетела, меня нисколько не задела”, а на сопках Маньчжурии лилась кровь. Шимозы (мощные разрывные снаряды) косили российское воинство, таких снарядов не имевшее.
Железные дороги могли обеспечить переброску из России только двух-трех дивизий в месяц...
Сухопутной армией командовал, бывший военный министр. Известный генерал Скобелев, у которого Куропаткин служил начальником штаба в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг., дал ему такой совет: “Помни, ты хорош на вторых ролях. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника: тебе не хватает решимости и твердости воли. Какой бы ты великолепный план не разработал, ты его не сможешь довести до конца”.
Плана действий сухопутных сил и флота не было. Макаров, недавно назначенный на Дальний Восток, еще не успел реализовать большинство своих планов по перестройке флота. Ситуация усугублялась тем, что над обоими командующими поставлен еще и главком – адмирал Алексеев, не ладивший ни с одним из них».
Используя документ и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) этот военный конфликт завершился подписанием Портсмутского мирного договора
2) Россия вела военные действия против Китая
3) Императором России в это время был Александр II
4) По итогам войны Россия потеряла южную часть Сахалина и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром
5) Россия выиграла Цусимское сражение
6) война сделала неизбежной революцию в России
Рассмотрите изображения и выполните задания В12 и В13
В12. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберете два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления того же императора, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Из воспоминаний советского партийного деятеля.
С5. В современной историографии высказывается следующая оценка причин замедления, «застоя» в экономической и социально-политической жизни в СССР в 1970-х – 1980-х гг.:
«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».
Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие данную оценку и три аргумента, опровергающие ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают, а какие опровергают ее.
С6. ОДНОГО и выполните задание.
1) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ
Вариант № 2
КЛЮЧИ
Часть I . 1 балл за правильный ответ
А 5. 3
А 9. 4
А 12. 2
А 14. 1
А 15. 2
А 17. 3
Часть II.
В1. 1 балл
В2. 2 балла
В3. 2 балла
В4. 1 балл Бенкендорф
В5. 1 балл Промышленный переворот.
В6. 3 балла
1 |
В13. 1 балл 1
Часть III
С1. 2 балла
Ответ: Перестройка. Горбачев
С2. 2 балла
Ответ: Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.
С3. 2 балла
Ответ: ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.
С4. 3 балла
1) Рост налогов
2) Окончательное закрепощение крестьян.
3) Церковная реформа
1) Создание регулярной армии
2) Защита суверенитета и территориальной целостности
С5. 4 балла
Подтверждение:
1) административно-командная модель не восприимчива к НТП
2) рост номенклатурных привилегий
3) обострение проблем потребления
Опровержение:
1) темпы роста снижались, но ситуация не была критической
3) влияние субъективного фактора (личность)
С6. Ниже даны четыре исторических деятеля различных эпох. Выберете из них ОДНОГО и выполните задание.
2) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из направлений.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Задание 20
Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Задание 21
Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Задание 22
Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Задание 23
Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии.
Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.
Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Задание 25
1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
ЕГЭ по истории часть 2 (Вариант 2)
Нужно записать развёрнутый ответ на следующие задания.Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20, 21, 22. Используйте информацию из источника, а также знания по курсу истории соответствующего периода.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны кэкономическому и социально-политическому кризису.
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
Задание 20
Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
Задание 21
Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.
Задание 22
Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
Задание 23
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:
1). 1019 – 1054 гг. 2). 1725 – 1762 гг. 3). 1917 – 1922 гг.
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Часть I
НАЧАЛО ПУТИ
XV СЪЕЗД ПАРТИИ
На XV партсъезде развернулась очень острая борьба с зиновьевцами. Ленинградская делегация выступила с письмом в президиум съезда и потребовала на основе Устава ВКП(б), чтобы от этой делегации выступил содокладчик. Они выдвинули Зиновьева и хотели, чтобы он сделал содоклад к докладу Сталина. Я сейчас точно не могу вспомнить, но, по-моему, на XIV съезде партии доклад делал еще Зиновьев, а Сталин выступал с содокладом по оргвопросу. А на XV съезде Сталин уже делал доклад. Это было для нас, делегатов съезда, вполне понятным, выявились разные точки зрения, разная политика, в ЦК партии наметились большинство и меньшинство. Поэтому должен делать доклад не Зиновьев, как было раньше, после смерти Ленина, а Сталин. Помню, когда мы приехали на съезд, уже, как говорится, воробьи обо всем чирикали, и довольно громко был слышен в народе глас, даже и для обывателей, что в партии наметился глубокий раскол.
Мы и во время XV съезда тоже разместились в Каретном ряду, в Третьем Доме Советов. Нам сказали, что к нам приедет Яковлев 1) и проинформирует нас по вопросам, которые наметились в партии и которые будут подняты и обнажены на съезде. Пришел Яков Аркадьевич Яковлев. Он тогда работал в РКИ. Серго тогда, по-моему, был председателем РКИ, а он - одним из его заместителей. Это было собрание, на которое мы никого не допускали, кроме членов украинской делегации. Возглавлял тогда украинскую делегацию Каганович, в ее руководство входили Петровский, Чубарь, Шлихтер и Скрыпник, основные члены Политбюро ЦК КП(б)У. Яковлев рассказал, по каким вопросам имеются разногласия с зиновьевцами и что проблема стоит очень остро. Таким образом, нас уже как бы подготовили. В этом смысле то было фракционное собрание, но оно велось с согласия Сталина и, я думаю, по его поручению. Мне неизвестно, кто знал об этом из других членов Политбюро ЦК ВКП(б).
Когда открылся съезд и только что создали его руководящие органы, зиновьевцы сейчас же выставили своего содокладчика по докладу от Центрального Комитета. Так было принято. Потом Сталин сделал доклад. Зиновьев выступил с содокладом. Мы опять занимали места в центре, справа от нас находилась Ленинградская делегация, а слева - Московская. С Московской делегацией мы по всем вопросам контактировали и ополчились против ленинградской оппозиции, как тогда ее называли. Вот тогда мне и пришлось встретиться не как с другом, а как с врагом с моим хорошим товарищем, которого я очень уважал.
Когда я пришел из армии в 1922 г., редактором газеты “Диктатура труда” 2) в Юзовке был Абрамсон. Я не помню его имени. Тогда он работал в Ленинграде секретарем одного из райкомов партии. Очень хороший коммунист. И вот теперь он - зиновьевец, как и все ленинградцы. Из известных в партии людей к зиновьевцам примыкал, в частности, Бадаев 3). Он работал тогда в Ленинграде, и зиновьевцы выставляли его как щит. Для увеличения веса своей делегации зиновьевцы привлекли и Николаеву 4). Она тоже была хорошим, активным членом партии, очень страстно выступала, будучи хорошим оратором. Дискуссия эта продолжалась затем по группам и индивидуально, при личных схватках во время перерывов между заседаниями съезда, в Георгиевском зале и в коридорах. Одним словом, везде, где встречались двое, уже шла дискуссия, если эти люди принадлежали к разным лагерям.
Сталин, Бухарин и Рыков 5) выступали за линию ЦК, то есть за линию Сталина. Это грубовато, но так говорили - вот линия ЦК, а там - линия оппозиции. Не помню, от какой организации приехала одна делегация, которая передала в президиум съезда стальную метлу6. Председательствовал Рыков. Рыков взял эту метлу и сказал: “Я передаю эту метлу товарищу Сталину, пусть он выметает ею наших врагов”. Это было воспринято тогда дружными аплодисментами, смехом, да и сам Рыков при этом улыбался. Уже позднее, когда Рыков сам стал жертвой этой метлы, я вспомнил эти слова и как они были тогда сказаны. Тогда, видимо, Рыков доверял Сталину и считал, что эта метла не будет направлена во вред партии, а будет направлена только против антипартийных отщепенцев, оппозиции, которая сворачивала с генеральной линии.
А тогда у нас не было сомнений, что Сталин и те, кто был вокруг него и поддерживал Сталина, правы. Я и сейчас считаю, что тогда наша идейная борьба была в основе правильной. При другом характере Сталина эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми. Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали по-дровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией.
Если оглянуться на путь, пройденный нашей партией и народом, и в свете этого пройденного пути оценить тогдашнюю роль Сталина, то она на фоне тех событий и соотношения сил в партии окажется в основе положительной. Я имею в виду такие оппозиции, как троцкистская, зиновьевская, право-левацкий блок Сырцова - Ломинадзе7. Если же оценивать персонально роль Сталина, то он резко выделялся: его роль и его деятельность по сплочению партии, по мобилизации ее сил на преодоление трудностей, восстановление промышленности, сельского хозяйства, на индустриализацию и строительство Красной Армии были решающими. Поэтому не случайно Сталин занял ведущее место в партии, и партия его поддержала. Надо принять во внимание и то, что в первые годы революции его фамилия была недостаточно популярна среди широких масс и даже в самой партии. Более популярными были Зиновьев, Каменев и особенно Бухарин. Ленин правильно сказал: “Бухарчик- это любимец партии”. По “Азбуке коммунизма”, написанной Бухариным, наши кадры учились марксизму-ленинизму. Популярность его в широких массах была очень большой. Но как организатору предпочтение все-таки отдавалось Сталину, а Бухарин занимал видное положение в партии как пропагандист, как агитатор. Он был редактором “Правды”, и это действительно был редактор, который требовался для “Правды”. Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки.
Примечания
1 ЯКОВЛЕВ Я.А. (1896-1938) - сын учителя, член РСДРП с 1913 г., участник борьбы за Советскую власть на Украине, с 1921 г. на ответственной партийной работе в Москве, с 1926 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1929-1934 гг. нарком земледелия СССР и председатель “Колхозцентра”, далее работал в аппарате ЦК ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. Репрессирован, реабилитирован посмертно.
2 Эта газета выходила в свет с 1918 г. В 1922 г. она являлась органом Юзовского уездного комитета РКП(б) и уездного исполкома.
3 БАДАЕВ А.Е. (1883-1951) - крестьянин, член РСДРП с 1904 г., работал слесарем в Петербурге, депутат IV Государственной думы, с 1913 г. официальный издатель газеты “Правда”, с 1917 года занимал ответственные должности в продовольственно-снабженческих и кооперативных учреждениях, с 1930 г. председатель Центросоюза и с 1931 г. Московского союза потребительских обществ, заместитель председателя Моссовета, член ЦИК СССР, с 1935 г. зам.наркома пищевой промышленности СССР, в 1937-1938 гг, нарком пищевой промышленности РСФСР, в 1938-1943 гг. председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, затем член коллегии Наркомата (Министерства) пищевой промышленности СССР, член ЦК ВКП(б) с 1925 года.
4 НИКОЛАЕВА К.И. (1893-1944)- рабочая, член РСДРП с 1909 г., с 1917 г одна из руководящих деятельниц советского женского движения, в 1924-1926 гг. заведующая отделом работниц в ЦК ВКП(б), затем на ответственной партийной работе на Кавказе, в Москве, Сибири и Иванове, с 1936 г. секретарь ВЦСПС; с 1924 г кандидат в члены и член ЦК ВКП(б), с 1937 г. член Президиума Верховного Совета СССР.
5 РЫКОВ А.И. (1881-1938) - член Коммунистической партии с 1898 г., активный участник революционного движения, нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 г., председатель ВСНХ в 1918-1921 и 1923-1924 гг., зам.председателя Совнаркома и СТО с 1921 г., председатель Совнаркома СССР в 1924-1930 гг. и председатель СТО в 1926-1930 гг., нарком почт и телеграфов (нарком связи) СССР в 1931-1936 гг. Многие годы был членом ЦК партии. Политбюро и Оргбюро ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Репрессирован, реабилитирован посмертно.
6 Это была делегация от 6 тысяч металлистов Сталинграда.
7 СЫРЦОВ С.И. (1893-1937) - служащий, член РСДРП с 1913 г., участник Гражданской войны в Советской России, видный партийный деятель в Донбассе, с 1921 г. работник аппарата ЦК РКП(б) и с 1924 г. редактор журнала “Коммунистическая революция”, с 1926 г. секретарь Сибирского крайкома ВКП(б), с 1929 г. председатель Совнаркома РСФСР, после 1931 г. - на различных руководящих административных и партийных постах, кандидат в члены Политбюро в 1929-1930 годах. Репрессирован, реабилитирован посмертно.
ЛОМИНАДЗЕ В.В. (1897-1935)-сын учителя, член РСДРП с 1917 г., до 1924 г. находился на ответственных партийных постах, в 1925-1929 гг. видный работник Коммунистического Интернационала, затем занимал различные партийные должности, перед репрессированием был секретарем Магнитогорского горкома ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года.