Восточный фронт 1914 год. Восточный фронт первой мировой войны кратко

Первый вариант изучения
Традиционный подход к изучению этого вопроса - составление хронологической таблицы «Основные события Первой мировой войны» в ходе коллективной работы класса под руководством учителя. Учитель называет сражение, указывает его хронологические рамки, учащиеся прослеживают ход событий по карте, фиксируют сражение в таблице и устно определяют взаимосвязи между параллельно происходящими на разных фронтах событиями. Дополняется изучение вопроса сообщениями учеников.

Материал для сообщения ученика на тему: «Военные действия в Восточной Пруссии в 1914 г.»
Реализуя «план Шлиффена», в начале августа 1914 г. германские войска развернули наступление против Франции. Германия правильно рассчитала сроки, необходимые для мобилизации всей российской армии. Войска России еще не подтянулись к границам, а из Парижа уже сыпались просьбы о развертывании наступления. На приеме у Николая II 5 августа 1914 г. французский посол М. Палеолог говорит: «Я умоляю Ваше Величество приказать Вашим войскам немедленное наступление. Иначе французская армия рискует быть раздавленной». И 8 августа Северо-Западный фронт, развернутый против Германии, получает указание готовить наступление, а 10 августа командующий фронтом получает приказ Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича: «Армиям Северо-Западного фронта необходимо теперь же подготовиться к тому, чтобы в ближайшее время, осенив себя крестным знаменем, перейти в спокойное и планомерное наступление». Планировался захват Восточной Пруссии. 1-я русская армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа (1854-1918), наступая с востока, и 2-я армия, под командованием А.В. Самсонова (1859-1914), наступая с юга, действовали против 8-й немецкой армии. Противник был сильнее в огневой мощи, опирался на хорошо укрепленный район и располагал великолепной сетью путей сообщения. 20 августа войска 1-й армии одержали победу под Гумбиненом (ныне г. Гусев Калининградской области). От Ренненкампфа ждали наступления на Берлин, особенно активно настаивали на этом представители Франции. Самсонов должен был преградить отход 8-й немецкой армии, которую считали поверженной, и разбить ее в окружении.
Германия вынуждена была активизировать свои действия в Восточной Пруссии. Командование 8-й армией было поручено генералу Гинденбургу, генерал-квартирмейстером (начальником штаба) был назначен Людендорф. Начинается переброска с Западного на Восточный фронт двух корпусов. К 26 августа Германия создала двойное превосходство в силах против находящейся на марше 2-й русской армии. В сражении 26-31 августа русские войска потерпели поражение. Героизм отдельных частей не мог спасти армию. В болотах Восточной Пруссии погибли отборные гвардейские полки. Из 80 тыс. человек из немецкого окружения вышло 20 тыс., было убито 6 тыс., 20 тыс. раненых остались на поле боя. Около 30 тыс. человек были взяты в плен. Генерал Самсонов застрелился. Первая армия генерала Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, приказ об этом, по словам командующего, пришел слишком поздно. Впоследствии Ренненкампфа неоднократно обвиняли в предательстве. Однако ряд военных историков, в частности, Н.Яковлев, считают, что причины этой катастрофы - «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, ... переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия. Эти причины вызваны главным образом желанием спешно помочь союзникам в их тяжелом и безысходном положении...» (цит. по: Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993). Своими жертвами русские войска помогли французской армии. Командующий 9-й французской армией, остановившей продвижение Германии на Марне, в своих мемуарах писал: «Мы не можем забывать о наших союзниках на Восточном фронте, о русской армии, которая своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил противника и тем позволила нам одержать победу на Марне».

Материал для сообщения ученика на тему: «Брусиловский прорыв»
В 1915 г. позади отступавших русских армий остались Польша, Литва, Галиция, часть Белоруссии. К осени войска закрепились на новых позициях, линия фронта стабилизировалась, война стала позиционной. Армия страдала от «снарядного голода», справиться с которым благодаря усиленной работе промышленности удалось лишь к весне 1916 г.
В начале 1916 г. державы Антанты договорились начать наступление на Западе 1 июля, а на Востоке - на две недели раньше. Генерал М.В.Алексеев на совещании в Ставке изложил свой план: главный удар в направлении на Вильно наносит Западный фронт генерала А.Е.Эверта, Северный фронт (А.М.Куропаткин) и Юго-Западный (А.А.Брусилов) содействуют наступлению главных сил. Эверт и Куропаткин высказали сомнения в успехе операции. Генерал Брусилов не только не сомневался в необходимости наступления, но и добился для своего фронта разрешения нанести «вспомогательный, но сильный удар».
С просьбами о скорейшем переходе в наступление к русской армии обращалось французское (французы вели тяжелейшие бои под Верденом) и итальянское командование (итальянская армия спешно отступала под ударами австрийских войск). Алексеев попросил командующих фронтами ускорить операцию. Брусилов решил начать наступление 4 июня.
К началу июня у Брусилова было 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий (636 тыс. человек), у австрийцев - 39 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (478 тыс. человек). Русская армия опережала противника по количеству легких орудий, но по тяжелым впереди были австрийские войска (545 орудий против 168). Австрийцы девять месяцев укрепляли свои позиции, состоявшие из двух-трех полос на расстоянии пяти километров друг от друга. В первой полосе было три линии окопов, прикрытых рядами проволочных заграждений. На некоторых участках через проволоку пропускали электрический ток. Оборонительные сооружения были усилены бетонированными блиндажами, на вооружении у солдат появилась новинка - огнемет.
Прорыв таких позиций раньше осуществлялся на узком участке, к которому стягивались главные ударные силы. Противник отвечал тем же, и наступление превращалось в массовое истребление сторонами друг друга до полного истощения сил. В случае успеха наступавшие войска продвигались на считанные километры. Идея Брусилова заключалась в том, чтобы атаковать всем фронтом (протяженность 340 км), выделив четыре ударных участка (15-20 км). Противник не смог определить направление главных ударов. Глубокое продвижение русских армий в начавшемся наступлении не имело аналогов в войне: 8-я армия, например, за первые одиннадцать дней прошла 70-75 км. Брусиловский прорыв был первым успешным наступлением целого фронта в условиях позиционной войны. Западный и Северный фронт поддержки Брусилову не оказали, а противнику пришлось спешно перебрасывать на этот участок войска не только из-под Вердена и из Италии, но и из Турции. До конца июля были отвоеваны часть Восточной Галиции и вся Буковина. К осени 1916 г., когда русских удалось остановить на реке Стоход, ими уже было занято 25 тыс. кв. км. Противник потерял до полутора миллионов человек, наши войска - втрое меньше.
Таким образом, расчет Четверного союза на то, что Россия не оправится от поражений 1915 г., провалился. Тяжелейшее поражение понесли австро-венгерские войска. Была спасена итальянская армия. Из Италии перебросили на Восток шестнадцать австрийских дивизий; из Франции - восемнадцать немецких и еще четыре вновь сформированные дивизии; с Салоникского фронта - три немецких и две лучших турецких дивизии. Под влиянием победы Брусилова в войну на стороне Антанты вступила Румыния.

Второй вариант изучения вопроса
В данном варианте используется групповая форма. Задания предлагаются пяти группам, представляющим основные события на главных фронтах войны в 1914, 1915, 1916, 1917, 1918 гг.

Задания группам :
1) Определите, какая группировка владела стратегической инициативой в этом году.
2) Каков был основной военный замысел стороны, владеющей стратегической инициативой?
3) Назовите главные события на фронтах Первой мировой войны в этом году, определите их результаты и значение, покажите ход событий на карте.
4) Определите взаимосвязь событий на разных фронтах войны.
5) Каковы результаты военных действий в этом году?

Третий вариант изучения вопроса
В этом случае используется страноведческий подход и организуется групповая работа, выделяются группы, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции, США (можно добавить такие страны, как Сербия, Бельгия, Румыния). Представители групп, используя материал учебника и историческую карту, выполняют задание в течение 7-10 минут. Далее заслушиваются выступления представителей групп. Ответ на шестой вопрос фиксируется в графе «Результаты войны» таблицы 10.

Задания группам :
1) В какой блок входила ваша страна?
2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.
3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?
4) Назовите людей (политиков, военных и т. д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.
5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для хода военных действий и для вашего государства?
6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?

V. Результаты и последствия войны

Kлассу дается задание подвести итоги урока: на основании информации, изученной в ходе урока, определить результаты войны и ее последствия. Заканчивается занятие словами Л.Аннинского:
«Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран - победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914 - 1918 годов - у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914- 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Домашнее задание

Закончить составление таблицы 10 (если эта работа не была проведена на уроке). Ответить на вопрос: «Какова роль России в Первой мировой войне?»
Повторить материал и проверить усвоение фактов учитель может с помощью тестов (в некоторых вариантах правильными являются несколько ответов).
Вариант I:
1) «Три императора, сыгравшие главную роль в том, чтобы выстрелы в Сараево стали сигналами войны»: а - Николай II, б - Вильгельм II, в - Франц Фердинанд, г - Франц Иосиф.
2) В первой мировой войне принимали участие: а - 23 страны, б - 28 стран, в - 35 стран, г - 38 стран.
3) Морская блокада противников Антанты установлена в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - после вступления в войну США.
4) В 1915г. позиционная война идет на: а - Западном фронте, б - на Восточном фронте, в - на обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Четверной союз не входила: а - Турция, б - Болгария, в - Италия, г - Австро-Венгрия.
6) Танки в войне были применены впервые в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
7) Распад Восточного фронта не характеризуют: а - братания, б -дезертирство, в - перемирие, г - наступление.
8) Сражения на Марне происходили в: а - 1914 и 1917 гг., б - 1914 и 1918 гг., в - 1915 и 1917 гг., г - 1915 и 1918 гг.
9) Маршал Фош был главой вооруженных сил: а - Антанты, б -Четверного союза, в - России, г - США.
10) Мир в Брест-Литовске подписали: а - Австро-Венгрия, б - Германия, в - Сербия, г - Россия.

Вариант II:
1) Австро-Венгрия объявила войну Сербии в: а - 28.06.1914 г., б -28.07.1914 г., в - 1.08.1914 г., г - 3.08.1914 г.
2) Германские колонии были захвачены Великобританией: а - в 1914 г., б - в 1915 г., в - после вступления в войну США, г - после подписания Компьенского перемирия.
3) «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а - Германии, б - Франции, в - Австро-Венгрии, г - Бельгии.
4) В 1915 г. маневренная война идет на: а - Западном фронте, б - Восточном фронте, в - обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Антанту не входила: а - Румыния, б - Болгария, в - Италия, г - Франция.
6) Сражение на Сомме произошло в: а - 1914 г., 6 - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917г.
7) Стратегическая инициатива была впервые утрачена Германией: а - в 1915 г., б - после сражений под Верденом и на Сомме, в - после вступления в войну США, г - после сражений под Аррасом и на Марне.
8) Битва у Капоретто происходила на: а - Восточном фронте, б - Тихом океане, в - Салоникском фронте, г - итальянском фронте.
9) По плану Гинденбурга Германия: а - отказывалась от наступательных действий на Западном фронте, б - заключала сепаратный мир с Россией, в - выходила из войны, г - вводила рыночное регулирование экономики.
10) Компьенское перемирие подписано: а - 3 марта 1918 г., б - 11 ноября 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.

Вариант III
1) Германия объявила войну России: а - 28 июня 1914 г., б - 28 июля 1914 г., в - 1 августа 1914 г., г - 3 августа 1914 г.
2) «План Шлиффена» предусматривал ведение: а - маневренной войны, б - молниеносной войны, в - позиционной войны, г - коалиционной войны.
3) Брусиловский прорыв был осуществлен в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
4) В 1915 г. стратегическая инициатива у: а - Антанты, б - Четверного союза, в - переходит от Антанты к Четверному союзу, г - переходит от Четверного союза к Антанте..
5) Ютландский морской бой происходил в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - в 1917 г.
6) Перестройку экономики в воюющих странах в максимальной мере характеризует: а - введение трудовой повинности, б - введение карточного распределения, в - жесткое государственное регулирование экономики, г - мобилизации и реквизиции.
7) Генерал-фельдмаршал Гинденбург был верховным главнокомандующим: а - Антанты, б - Четверного союза, в - России, г - Германии.
8) План расчленения Османской империи подписали представители: а - Четверного союза, б - Антанты, в - Германии и России, г - Австро-Венгрии и России.
9) В Первую мировую войну погибло: а - 5 млн человек, б - 10 млн человек, в - 12 млн человек, г - 14 млн человек.
10) Брестский мир подписан: а - 15 декабря 1917 г., б - 3 марта 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.
// Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: 9 класс: История России, XX век: методическое пособие / Т.В.Коваль. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - С. 70-77..

Первая мировая война (1914-1918)

В ней участвовали 38 государств с населением 1,5 миллиарда человек.

Каждая страна преследовала в ней свои цели. Это была война за передел мира. Но ни одна страна не добилась своих целей.

В начале войны народы воюющих стран поддерживали свои правительства. Однако война затягивалась, принося одни лишь бедствия - и поддержка масс постепенно сменялась недовольством. Росло число антиправительственных выступлений, в 1917-1918 годах они достигли апогея. По Европе прокатилась волна буржуазных революций, в результате которых пали крупнейшие империи мира - в том числе российская. А в России вскоре после падения самодержавия к власти пришли большевики.

Причины войны.

Германия планировала сокрушить Францию и Россию. Цель - захватить некоторые французские колонии в Африке, добиться подавляющего влияния в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке, присоединить к себе часть западных территорий России (ее прибалтийские и польские губернии).

Австро-Венгрия рассчитывала подчинить Балканские государства.

Россия стремилась захватить проливы Босфор и Дарданеллы, а также город Константинополь, что позволило бы ей безраздельно контролировать Черноморский бассейн.

Франция намеревалась вернуть утраченные в 1871 году территории и подчинить себе берег Рейна.

Великобритания преследовала цель вывести из игры Германию как своего главного соперника в Европе и мире.

Война была неизбежна, и достаточно было повода, чтобы она началась.

Начало войны.

28 июня 1914 года в Сараево (Босния) был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц Фердинанд. Убийца - член националистической организации Гаврило Принцип. Он оказался сербом, и это послужило для Австро-Венгрии поводом обвинить Сербию в террористическом акте. Австрийские власти предъявили Сербии ультиматум, который ущемлял независимость страны. С 28 июля события начали стремительно развиваться. В этот день Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 30 июля Россия, союзник Сербии, объявила всеобщую мобилизацию. Тогда Германия 1 августа объявила войну России, а 3 августа - Франции. Война началась. В ней противостояли два военных блока - Антанта (Россия, Франция, Англия) и Тройственный Союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Но Италия объявила о нейтралитете, и против стран Антанты выступили Германия и Австро-Венгрия. В 1915 году Тройственный союз был преобразован в Четверной союз: в него вошли Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция. Так в войну вовлекалось все большее число стран.

Ход войны.

Германия разработала план, который помог бы ей избежать войны на два фронта - с Францией и Россией. Согласно этому плану, она рассчитывала в молниеносной войне за два месяца разгромить Францию, а затем уже обрушить всю свою мощь на Россию.

1914 год.

В августе 1914 года Германия начала наступление на Париж. Тогда Франция потребовала у России начать боевые действия на Восточном фронте, чтобы отвлечь часть германских войск на западном направлении и ослабить их мощь. Русские войска перешли в наступление на Восточном фронте. Германии пришлось снять с Западного фронта значительные силы и направить их на Восток. Неподготовленные русские армии были разбиты. Но благодаря действиям России Париж был спасен, а германский план молниеносной войны провалился.

1915 год.

Германское командование приняло новый план войны. Теперь оно решило сначала сокрушить русские войска, вывести Россию из войны, а затем уже окончательно «разобраться» с Францией. На Западе Германия перешла к стратегической обороне, направив основные силы на Восток. 1915 год стал для России самым тяжелым. Русские войска не были готовы к затяжным боевым действиям. Не хватало оружия, боеприпасов. При этом им противостояла хорошо вооруженная германская армия. Силы были явно неравны. Русская армия была вытеснена из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины. А союзники (Франция и Англия) так и не пришли на помощь России, не организовали ни одной крупной военной операции на Западном фронте.

1916 год. «Брусиловский прорыв».

Германия решила, что русская армия хоть и не разбита окончательно, но уже слишком слаба, чтобы продолжать войну. Поэтому она перешла ко второй части своего плана - разгромить Францию. Германское командование организовало широкое наступление против франко-английских войск в районе Вердена, за которым открывалась прямая дорога на Париж. Франция вновь обратилась за помощью к России. И Россия вновь пришла на помощь. Войска Юго-Западного фронта, которым командовал генерал А.А.Брусилов, двинулись в наступление на австрийские позиции. Был совершен знаменитый «Брусиловский прорыв»: русские войска прорвали фронт на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км. Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. Германии пришлось снять с Западного фронта большие силы и бросить их в Австро-Венгрию. Наступление у Вердена было остановлено.

Однако успешные боевые действия русских войск не принесли стратегических успехов, так как союзники опять не поддержали их наступательными операциями на Западном фронте.В результате война приобрела позиционный характер.

1917 год.

В России, как и во всех воюющих странах, ухудшалось положение народных масс. В феврале разразилась революция. Царь отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству. Летом оно организовало новое наступление, которое не принесло успеха. Это усугубило политический кризис в стране. Началась новая революция - Октябрьская. Временное правительство было свергнуто, к власти пришли большевики во главе с В.И.Лениным. Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире. Однако это предложение не было поддержано. Тогда было решено провести мирные переговоры с Германией.

1918 год. Брестский мир. Окончание войны.

Переговоры с Германией прошли в Бресте. Ленин выступал за мир любой ценой. И 3 марта 1918 года грабительский Брестский договор был подписан. Согласно договору, Германии отходили огромные территории России. Кроме того, Россия должна была выплатить громадную контрибуцию.

Россия вышла из мировой войны, но договор мира так и не принес. Бывшие союзники стали врагами. Страны Антанты организовали против Советской России интервенцию. В России началась гражданская война.

Тем временем мировая война продолжалась. В августе в сражении под Амьеном войска Антанты нанесли решающее поражение германской армии. Антанта продолжила боевые действия, стремясь окончательно сломить сопротивление войск Четверного союза. В Германии началась революция, в результате которой монархия была свергнута. Германия была провозглашена республикой. Прошли революции в Австро-Венгрии и Турции. Четверной союз распался.

11 ноября 1918 года Германия подписала акт о капитуляции. Первая мировая война закончилась. После капитуляции Германии Россия аннулировала Брестский мирный договор.

План урока

Тема урока: «Первая мировая война. Боевые действия1914-1918 годов».

Цель урока:

- сформировать представление о масштабах и основных событиях Первой мировой войны.

Развивать умение работать в группах; продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы;

Воспитывать неприятие войны, жестокости, уважение к человеческой жизни как высшей ценности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока :

    Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.:Просвещение, 2013.

    Карта «Первая мировая война. 1914-1918 гг.».

    Раздаточный материал – фрагменты документов.

План урока :

    Причины войны. Повод к войне.

    Участники и их цели.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

    Итоги Первой мировой войны.

Эпиграф: «Двадцатый век...
И черная, земная кровь,
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...!»

Александр Блок.

Ход урока

    Организационный момент.

а) сообщение цели и задач урока.

Уже 100 лет отделяет нас от даты – 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель работая с историческими документами и учебником мы должны будем дать оценку Первой мировой войне???

    продолжительность – 1554 дня;

    число стран-участниц – 38;

    состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран:

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

    число государств, на территории которого походили военные действия –14;

    численность населения стран-участниц войны – 1,5 млрд человек (62% населения планеты).

II. Объяснение нового материала.

1. Причины войны. Повод к войне.

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

2. Участники и их цели.

Самостоятельная работа обучающихся.

Задание 1: Проанализировав текст учебника на стр.37-40 составить таблицу: Участники войны и их цели.

Участники войны и их цели

Задание 2: Проанализировав документы выскажите свое мнение о готовности к войне стран Антанты и Тройственного союза: - вооружение - вооруженные силы – затраты.

Численность вооруженных сил

(ведущие державы и их владения)

В строю

(млн. чел.)

Австро-Венгерская империя

Австрия и Венгрия

Британская империя

Великобритания

Германская империя

Германия

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Прямые военные расходы

Вооружение.

Пуле-меты

(млрд. шт.)

Аэро-планы

Авто-мобили

Воен-ный флот

Вин-товки

Австро-Венгерская империя

Британская империя

Германская империя

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Выступления представителей от групп.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

Работа в группах.

Перед обучающимися ставится задача: Изучив материал учебника и данные таблицы, рассказать об основных военных операциях 1914-1918 гг. их результатах, показать на карте основные сражения.


1) 1914 год
В чем заключался план молниеносной войны? Почему он был сорван? Назовите крупнейшие сражения 1914 года. Каковы главные итоги военной компании 1914 года?
2) 1915 год
Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза? Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему? Итоги военной компании 1915 года.
3) 1916 год
Назовите главные сражения 1916 года и их итоги. Основные сражения на море и их итоги. Как отражались военные события на жизненном уровне населения воющих стран?
4) 1917 год
Россия в I мировой войне в 1917 - начале 1918 гг. Каковы особенности военных действий в 1917 году? Назовите главные сражения 1917 года. Главные итоги военной кампании 1917 года.
5) 1918 год
В чем заключается последний стратегический план германского командования, разработанный Гинденбургом? Почему он провалился? Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза? Где и когда закончилась I мировая война?
Выступление представителей групп.

Таблица: Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

    Итоги Первой мировой войны.

Обобщение преподавателем.

Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки.

В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции. Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации.

Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

    Закрепление изученного материала.

Тест: «Первая мировая война».

    Исключите лишнее.

Причины Первой мировой войны.

    Стремление индустриальных держав к ослаблению государств конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических проблем.

    Стремление индустриальных держав к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

    Стремление колоний к политической независимости.

    Стремление стран-участниц разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

    Вставьте пропущенные слова.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило …………………………………

    Подчеркните правильный ответ.

План Шлиффена предполагал:

    1. Маневренную войну.

      Молниеносную войну.

      Позиционную войну.

      Коалиционную войну.

4. Исключите лишнее .

В Антанту не входила:

    Великобритания

    Болгария

    Италия

    Франция

5. Исключите лишнее .

В Четверной союз не входила:

    Турция

    Болгария

    Италия

    Австро-Венгрия

    Подчеркните правильный ответ .

Компьенское перемирие было подписано:

    Подведение итогов урока.

Выставление общей оценки группе и комментирование оценок

    Домашние задание:


Первая мировая война Статистика Продолжительность: – дней 33 Число стран - участниц млн. человек Численность мобилизованных 74 млн. человек Убитых - 10 млн. Раненых - 20 млн.




Германия Захват новых колоний за счет Англии и Франции, ослабление Франции и России, установление господства в Европе Австро-Венгрия Расширение сферы влияния на Балканах, подавление национально-освободительных движений угнетенных славянских народов Великобритания Ослабление Германии, захват части германских колоний, раздел Османской империи Франция Ослабление германии, возвращение Эльзаса и Лотарингии, Саарской и части Рейнской области Германии Россия Установление господства на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы, ослабление Германии, ликвидация опасности установления господства Австро-Венгрии на Балканах Италия Искала поддержки против Франции из-за контроля над Северной Африкой


Страна Рост численности армии (в %) Число военнослужащих на 1000 мужчин Расходы на содержание армии и флота (в руб.) на душу населения Англия 38,825,615,2 Франция 48,752,512,5 Италия 22,927,46,3 Германия 44,3489,2 Австро- Венгрия,9 Россия 19,533,73,9


Повод к войне Эрцгерцог Франц Фердинанд Гаврила Принцип 28 июня 1914 г. - в столице Боснии Сараево сербский террорист Гаврила Принцип убил австрийского наследного принца Франца Фердинанда. Убийца мстил австрийцам за захват Боснии, на которую претендовала Сербия. Для расследования убийства Австро- Венгрия потребовала введения своих войск на территорию Сербии. Сербы не согласились на оккупацию..




Соотношение сил воюющих сторон Страны Антанты Германия и её союзники Население (не считая колоний) 260 млн. (Россия, Франция, Сербия, Черногория, Бельгия, Великобритания) 120 млн. (Германия, Австро- Венгрия) Вооружённые силы в начале войны 5800 тыс. военнослужащих, 221 пехотная и 41 кавалерийская дивизия 3800 тыс. военнослужащих, 148 пехотных и 22 кавалерийских дивизий Орудия Самолёты Крейсеры 31662


План Шлиффена Альберт фон Шлиффен России потребуется для мобилизации не менее 100 дней, а немцам и австрийцам - 14 дней. Нанести поражение Франции до того, как Россия сумеет ей помочь. Сосредоточить 90% немецких армий на западном фронте. Обойти с фланга линию Мажино на германо-французской границе. Пройти по территории Бельгии. Взять Париж. Оккупировать Францию за 40 дней.


Периоды Западный фронт Восточный фронт Результат 1914 г. Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии Неудачное наступление двух русских армий (генералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии. Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро- Венгрии г. Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия). Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав). Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно- экономический перевес стран Антанты г. Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме. Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось. Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро- Венгрия оказалась на грани полного поражения г. В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты. Революция в феврале-марте 1917 г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой. Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу г. Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал- демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года. В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией. Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты. Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.


Война становится мировой Антанта Франция Англия Россия Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста- Рика, Гондурас, Бразилия. Дипломатические отношения с Германией разорвали Боливия, Перу, Уругвай, Доминиканская республика, Эквадор. Четверной союз Германия Австро-Венгрия Турция Болгария



Учебник. Стр вариант. Составить сложный план пункта «Переход к позиционной войне». 2 вариант. Составить сложный пункт плана «Борьба на истощение».


Перелом в войне перелом в войне. Одновременное наступление Антанты на Западном и Восточном фронтах. Брусилов поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы.





Брестский мир 1917 г. Февраль - революция в России. Экономика не выдерживает г. Декабрь - большевики приходят к власти г. Март - Брестский мир с Четверным союзом.


Капитуляция Четверного союза 1918 г.- май-июнь - Германия - 5 мощных наступлений на Западном фронте. Но! Прорвать фронт не удалось г.-июль - Антанта в наступление. Но! Линию Гинденбурга прорвать не удалось. Оборонительное сооружение линии Гинденбурга


Капитуляция Четверного союза 1918 г.-сентябрь - войска Антанты начали штурм линии Гинденбурга г.-октябрь - линия была прорвана. В Германии - революция. 9 ноября 1918 г. - Германия стала республикой. 11 ноября 1918 г. - капитуляция Германии. Штурм линии Гинденбурга




ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1. Политические итоги: Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии; ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены; Германия урезана территориально и ослаблена экономически. 2. Территориальные изменения: присоединение к Англии Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; присоединение к Бельгии Бурунди, Руанды и Уганды; присоединение Францией Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; оккупация Францией Саара; присоединение Италией Южного Тироля и Истрии; провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии и Югославии; основаны Веймарская и Австрийская республики; демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.


3. Военные итоги: Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия; широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера; резко выросла огневая мощь войск; появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты; авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную; возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация; у величилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии; появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы. 4. Экономические итоги: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов; ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.); рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.


В в результате военных действий погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества… В войну были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек.

Являясь одним из двух главных театров военных действий Первой мировой войны, Западный фронт по своему военно-политическому значению, безусловно, занимает первое место. Именно здесь германским командованием в августе – сентябре 1914 г. была сделана решающая ставка на победу, а ее провал обусловил конечное поражение кайзеровской Германии, неспособной выдержать затяжную войну на истощение против объединенного потенциала держав Антанты. Будучи первостепенным по важности для Германии, с одной стороны, и Великобритании и Франции, с другой, Западный фронт просуществовал вплоть до заключения Компьенского перемирия в ноябре 1918 г.
После объявления войны России 1 августа 1914 г. Германия предъявила Франции ультиматум, требуя от нее сохранения нейтралитета, однако Франция заявила, что исполнит свои союзнические обязательства перед Россией, и 3 августа Германия объявила ей войну под предлогом якобы имевшей место бомбардировки германской территории французскими аэропланами. Поскольку германский план молниеносной войны (план Шлиффена) предполагал вторжение главных сил германской армии во Францию через территорию Бельгии, отказ бельгийского правительства пропустить германские войска привел к нарушению последними нейтралитета Бельгии, что послужило основанием к вступлению в войну Великобритании, связанной военно-политическими соглашениями с Францией и Россией.

Кампания 1914 г.

В ходе Пограничного сражения в августе 1914 г. французским войскам и британскому экспедиционному корпусу не удалось сдержать наступления семи германских армий, хлынувших через границы Бельгии и Франции. Германский план ведения войны на два фронта заключался в том, чтобы в короткий срок мощным ударом разгромить войска своих противников на Западе, овладеть Парижем и принудить Францию к капитуляции, после чего перебросить главные силы германских войск на Восточный фронт и во взаимодействии с австро-венгерской армией нанести решающее поражение России. Однако этот план был сорван благодаря активным действиям русских войск в Восточной Пруссии. Несмотря на то, что русская 2-я армия генерала Самсонова в итоге потерпела тяжелое поражение под Танненбергом, германское командование, располагая против русских весьма ограниченными силами, было вынуждено подготовить к отправке на Восток резервы – два армейских корпуса, предназначенные для усиления ударной группировки, наступающей на Париж. Это сыграло решающее значение в поражении немцев в битве на Марне.

Битва на Марне (Marne).

5 сентября 1914 г. сосредоточенная восточнее Парижа французская 6-я армия генерала Монури нанесла контрудар в незащищенный правый фланг неприятеля на реке Марна. У германского командования не было свободных сил, чтобы парировать удар, и командующий правофланговой германской 1-й армией генерал фон Клюк перебросил против армии Монури два корпуса, а затем еще две дивизии, оголив стык с соседней 2-й армией.Это позволило французской 5-й армии и британским войскам нанести второй контрудар в открывшуюся брешь. Германская 2-я армия оказалась перед угрозой окружения и была вынуждена отступать на север, потянув за собой соседние 1-ю и 3-ю армии. К 12 сентября германские войска откатились на 60 км, заняв оборону по линиям рек Эна и Вель. Таким образом, германский план разгромить Францию одним ударом потерпел крах, что предопределило неблагоприятный для Германии исход всей войны.
Во второй половине сентября – октябре обе стороны продолжали маневренные действия, пытаясь обойти противника с открытого северного фланга (т.н. «Бег к морю»), в результате чего линия фронта вытянулась до побережья Северного моря, и война приобрела позиционный характер.

Кампания 1915 г.

С конца 1914 г. противоборствующие стороны зарылись в землю, отстроив блиндажи, траншеи, пулеметные точки, надежно прикрытые проволочными заграждениями и минными полями. Попытки прорвать такую оборону всякий раз оборачивались для наступающей стороны огромными потерями при незначительных результатах. В изменившихся условиях военных действий наряду с усилением роли артиллерии, прежде всего тяжелой, стали развиваться новые средства ведения вооруженной борьбы, включая химическое оружие, аэропланы, танки, специально подготовленные штурмовые отряды из пехотинцев и бойцов инженерно-саперных частей. В то же время значение кавалерии, оказавшейся чрезвычайно уязвимой от огня автоматического оружия, авиационных средств поражения (бомбы, аэропланные стрелы) и отравляющих веществ, было сведено на нет. Весной 1915 г. основные усилия Германии были перенесены на Восточный фронт, и англо-французские войска попытались воспользоваться этой ситуацией для перехода в наступление. Однако предпринятая в мае – июне операция в Артуа не увенчались успехом. За две недели боев союзники потеряли 130 тыс. чел., продвинувшись вперед всего на 3-4 км на французском участке фронта и на 1 км на британском.

Конференции в замке Шантийи (Château de Chantilly).

Неудачи англо-французских войск в операциях на Западном фронте, отступление русских армий в Галиции и Польше серьезно обеспокоили военно-политическое руководство держав Антанты.

В середине 1915 г. французское правительство предложило союзникам осуществлять общую разработку будущих операций и внесло проект созыва конференции , где располагалась Главная квартира французской армии. За полтора года было проведено четыре межсоюзнических конференции. Первая конференция (июль 1915 г.) обсудила план союзников на вторую половину 1915 г. На второй конференции (декабрь 1915 г.) обсуждался общий план кампании 1916 г. и рекомендации правительствам стран Антанты по экономическим и политическим вопросам. Третья конференция (март 1916 г.) рассмотрела и одобрила план кампании 1916 г. Четвертая конференция (ноябрь 1916 г.) приняла решение о подготовке согласованных операций к весне 1917 г. На конференциях также неоднократно обсуждался вопрос о централизованном органе по координации действий союзных армий, но военно-политические противоречия между их участниками не позволили создать его. Высший военный совет Антанты был образован лишь в ноябре 1917 г.

Кампания 1916 г.

Несмотря на одержанные в 1915 г. на Восточном фронте крупные успехи, австро-германским войскам не удалось сокрушить Россию и вывести ее из войны, и германское командование решило вновь попытать счастья на Западе.

Битва за Верден (Verdun).

Главной точкой приложения сил был избран укрепленный район Вердена, против которого немцами были стянуты небывалые в истории силы артиллерии (1225 орудий, из них 703 тяжелых, 110 орудий на 1 км фронта). Предполагалось, что в битве за Верден, являющийся ключом к Парижу, французы будут вынуждены истощить свои ресурсы живой силы, вооружения и боеприпасов. Однако в ходе ожесточенных боев, продолжавшихся с февраля по декабрь 1916 г., германская армия смогла добиться лишь очень ограниченных успехов ценой огромных потерь. Этому способствовало, в частности, и то, что в течение года германскому командованию приходилось неоднократно снимать с фронта войска, чтобы поддержать свою союзницу Австро-Венгрию, оказавшейся в тяжелом положении в результате наступления русских войск (Брусиловский прорыв), предпринятом в соответствии с решениями,принятыми на совещаниях представителей генеральных штабов союзных держав в Шантийи.

Битва на Сомме (Somme).

В июле – ноябре 1916 г. объединенное командование союзников предприняло наступательную операцию на реке Сомма, которая вошла в историю как одно из крупнейших сражений Первой мировой войны. Несмотря на многодневную артиллерийскую подготовку, наступление развивалось медленно и ценой больших потерь. Общие потери сторон убитыми и ранеными составили более 1 млн. чел. Для прорыва вражеской обороны в ходе этого сражения впервые в истории были применены танки. В итоге операции союзники на участке в 35 км прорвали германский фронт всего на 10 км. в глубину. Чтобы не допустить развития прорыва, немцам пришлось срочно создавать новую линию обороны. Потери под Верденом и на Сомме серьезно сказались на моральном духе и боеспособности германских войск. Стратегическая инициатива надолго перешла к союзникам.

Кампания 1917 г.

Кампания 1917 г. была отмечена новыми попытками союзников прорвать фронт. Этому предшествовал отход германских войск на тыловой оборонительный рубеж (линия Гинденбурга), подготовленный зимой 1916-17 гг. Сокращая линию фронта, германское командование освобождало тем самым часть своих сил.

Апрельское наступление британцев и французов под Аррасом, вошедшее в историю как «бойня Нивеля» (по имени французского главнокомандующего Робера Нивеля), не достигло поставленных целей, а понесенные в ходе него потери вызвали протестные настроения и беспорядки во французской армии на почве нежелания солдат идти в бой. Столь же малоуспешными были действия британских войск в ходе нескольких операций, предпринятых в июле – ноябре во Фландрии (битва при Пашендейле). Их результаты оставались далеки от желаемых, однако полученный опыт позволил усовершенствовать наступательную тактику союзников, успешно применявшуюся в операциях 1918 г.

Битва при Камбре (Cambrai).

В конце ноября – начале декабря 1917 г. британские войска предприняли крупномасштабную операцию против нового германского рубежа обороны в районе города Камбре, сделав ставку на массированное применение танков (476 единиц) и новую штурмовую тактику пехотных подразделений. В первый день наступления им удалось добиться ощутимых успехов, прорвав немецкий фронт на участке 12 км на 6-8 км в глубину при довольно небольших потерях. Однако задержка с вводом в прорыв канадской кавалерии позволила немцам оправиться от первоначального шока и закрыть брешь. В течение последующих дней германские войска смогли полностью остановить продвижение противника, а затем перешли в контрнаступление и оттеснили британцев на исходные позиции.
В ходе кампании 1917 г. обе стороны почти до предела истощили свои силы. Решить исход борьбы в пользу одной из них могло лишь воздействие внешних факторов. Для Германии это был выход из войны России в результате большевистской революции и возможность использования на Западном фронте дополнительных сил, переброшенных с Востока; для Великобритании и Франции – вступление в войну США на стороне Антанты и прибытие в Европу многочисленных и свежих американских войск. В такой ситуации Германия могла рассчитывать лишь на достижение решительной победы до того, как на фронте появятся достаточно крупные американские контингенты.

Кампания 1918 г.

В марте 1918 г. после заключения Брестского мира между Германией и Советской Россией германские войска предприняли на Западе ряд наступательных операций, вошедших в историю под общим названием «Битва кайзера». Немцам удалось значительно потеснить своих противников и вновь, как в 1914 году, выйти на подступы к Парижу. Однако материальные ресурсы Германии и моральный дух армии и населения были окончательно надорваны. В июле в ходе второго сражения на Марне немецкое наступление было остановлено, а в августе, прорвав германский фронт под Амьеном, англо-французские войска перешли в наступление, поддержанное прибывшими во Францию американскими войсками. Германское командование было вынуждено оставить все территории, занятые в ходе наступления, и отвести войска на тыловые позиции. Неудачи на фронте и крайне тяжелое положение в тылу привели в начале ноября к революции в Германии, монархия пала, и пришедшее к власти временное правительство подписало 11 ноября в Компьене (Compiegne) перемирие с державами Антанты, признав поражение в войне и обязавшись эвакуировать все территории, еще занимаемые германскими войсками на тот момент.

С.И. Дробязко,
кандидат исторических наук