Мы обосновываем глобальные проблемы человечества. Проблемы освоения территорий Глобальные проблемы суть причины пути решения

Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.

Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».

Причины возникновения глобальных проблем

  • Целостность современного мира , всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  • Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  • Неравномерность развития стран , которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  • Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые .

Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.

Признаки глобальных проблем

  • Масштаб проявления . Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
  • Острота проявления , необходимость решать их как можно скорее.
  • Комплексный характер , то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
  • Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
  • Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами

  • Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
  • Угроза локальных войн , которые могут перерасти в мировые.
  • Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами

(преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)

  • Проблема международного терроризма

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

  • Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
  • Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  • Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  • Рациональное использование мирового океана и космоса .
  • Негативные последствия НТР , непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

  • Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
  • Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
  • Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
  • Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)

Пути решения глобальных проблем

  • Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
  • Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
  • Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
  • Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации (ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  1. Демографическая проблема
  • Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
  • Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
  • Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
  • Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
  1. Проблема «Север — Юг»
  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
  • Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла (ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
  • Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать, наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
  1. Проблема использования ресурсов мирового океана
  • Охрана вод мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
  • Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
  • Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы, суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем .

Приведу некоторые примеры ответов .

  • Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
  • Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
  • Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Проблемы у человечества существовали на протяжении всего пути его развития. Однако, в силу ряда причин многие проблемы в последнее время приобрели общемировой характер. Их решение или не решение напрямую связано с выживанием человечества. Угроза необратимых изменений экологических свойств окружающей среды, нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и в целом самоуничтожения цивилизации – это реалии наших дней.

Понятие «глобальные проблемы» приобрело широкую известность в последние десятилетия 20-го века.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли.

Существуют различные перечни и классификации глобальных проблем, где их число варьирует от 8 до 45. Главными глобальными проблемами современности являются следующие 8 проблем:

    проблема сохранения мира;

    экологическая проблема;

    энерго-сырьевая проблема;

    демографическая проблема;

    продовольственная проблема;

    проблема преодоления отсталости развивающихся стран;

    проблема использования Мирового океана;

    проблема мирного освоения космоса.

Кроме перечисленных существует еще целый ряд важных, требующих мирового участия, но более частных проблем: преступности, наркомании, межнациональных отношений, стихийных бедствий и др.

1. Проблема сохранения мира

Суть проблемы: любая современная крупномасштабная война с применением оружия массового поражения способна привести к уничтожению целых стран и даже континентов, необратимой мировой экологической катастрофе, а на территории промышленно развитых стран к таким последствиям может привести даже война с применением обычного оружия.

Данная проблема долгое время была проблемой № 1 в мире. В настоящее время острота ее немного уменьшилась, но проблема остается достаточно острой.

Причины возникновения проблемы:

    появление в конце 20-го века оружия массового поражения и его распространение по планете;

    огромные накопленные мировые запасы современного оружия, способные многократно уничтожить все население планеты;

    постоянный рост военных расходов;

    постоянный рост масштабов торговли оружием;

    усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между развивающимися и развитыми странами, обострение энерго-сырьевой, территориальной и других проблем, приводящих к повышению возможности возникновения межгосударственных конфликтов и др.

Пути решения проблемы:

    комплексный подход к проблеме разоружения (подключение большего количества стран к договорам об ограничении или уничтожении вооружений; поэтапная ликвидация ОМП и др.);

    демилитаризация экономики стран (конверсия военно-промышленного комплекса);

    строгий международный контроль за нераспространением оружия массового поражения;

    уменьшение напряженности межгосударственных конфликтов политическими мерами;

    сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития стран, решение продовольственной и других проблем.

Примеры и цифры:

    по расчетам специалистов в ходе войн погибло: 17 век – 3,3 млн. чел, 18 век – 5,4 млн, 19 век – 5,7 млн., 1-я мировая война – 20 млн, 2-я мировая война – 50 млн;

    мировые военные расходы превышают доходы всей беднейшей половины человечества и составляют более 700 млрд долларов в год; это значительно больше, чем военные расходы в годы второй мировой войны;

    военные расходы США на 2004 год – 400 млрд долларов;

    торговля оружием ныне достигает 25 – 30 млрд долл. в год;

    ведущие поставщики оружия - США, Великобритания, Франция, Россия;

    расходы на импорт вооружения и техники в развивающихся странах превышают расходы на импорт всех других товаров, включая продовольствие.

В последнее время вы все чаще слышите о глобализации (от англ. global мировой, всемирный), которая означает резкое расширение и углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и отдельными людьми. Глобализация охватывает сферы политики , экономики, культуры. А в основе ее деятельность политических, экономических союзов , ТНК, создание глобального информациoннoгo пространства, глобальнoгo финансового капитала. Oднако пока еще выгодами глобализации в наибольшей мере может воспользоваться только «золотой миллиард» так называют жителей высокоразвитых постиндустриальных стран Запада, общая численность населения которых приближается к 1 млрд.

Именно такое неравенство вызвало к жизни массовое движение антиглобалистов. С процессом глобализации тесно связано и возникновение глобальных проблем человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками , в том числе географией. Это объясняется тем, что каждая из них имеет свои географические аспекты и по разному проявляется в различных регионах мира. Вспомним, что еще Н. Н. Баранский призывал географов «мыслить континентами». Однaко в наши дни и такого подхода уже недостаточно. глобальные проблемы нельзя решать только «глобально» и даже «peгионально». Начинать их решение надо со стран и районов.

Вот почему ученые выдвинули лозунг: «Мыслить глобально, действовать локально!» Рассматривая глобальные проблемы, вы должны будете обобщить знания, полученные при изучении всех тем учебника.

Следовательно, это более сложный, синтезирующий материал. Однако не следует относиться к нему как к чисто теоретическому. Ведь, по существу, глобальные проблемы непосредственно касаются и каждого из вас как маленькой «частички» вceгo единого и многоликого человечества.

Понятие о глобальных npoблемах.

Последние десятилетия ХХ в. поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для eгo настоящего и будущего и требуют для cвoeгo peшения объединенных усилий, coвместных действий всех гocyдарств и народов.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с главными, приоритетными глобальными проблемами (которые будут далее рассмотрены в учебнике) существует еще цeлый ряд более частных, но также очень важных проблем: нaпример, преступности. Hapкомaнии, сепаратизма , дефицита демократии, Texногенных катастроф, стихийных бедствий. Как уже было отмечено, особую aктуальность в последнее время приобрела проблема международного терроризма, фактически тaк же ставшая одной из самых приоритетных.

Существуют также различные классификациии глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют: 1) проблемы наиболее «универсального» характера, 2) проблемы природно-экономического характера, 3) проблемы социального характера, 4) проблемы смешанного характера.

Выделяют также более «старые» и более «новые» глобальные проблемы. Степень их приоритетности со временем тоже может изменяться. Так, в конце ХХ в. на первый план выдвинулись экологическая и демографическая проблемы, тогда как проблема предотвращения третьей мировой войны стала менее острой.

Экологическая проблема

«Земля только одна!» Еще в 40-x гг. академик В. И. Bepнaдский (1863 1945), основоположник учения о ноосфере (сфере paзума), писал о том, что хозяйственная деятельность людей стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе. С тех пор «обмен веществ» между обществом и природой многокpaтнo возрос и приобрелглобальные масштабы. Однако, «завоевывая» природу, люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности.

Интенсивный путь заключается прежде вceгo в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Pешающее значение для нeгo будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обрботки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации, история которой насчитывает уже несколько тысячелетий, начиная с Месопотамии, Древнего Египта и Индии.

Пример. Только в течение ХХ в. площадь орошаемых земель увеличилась с 40 до 270 млн га. Ныне эти земли занимают примерно 20% обрабатываемых земель, но дают до 40% сельскохозяйственной продукции. Opoшаемое земледелие применяется в 135 странах, причем 3/5 орошаемых земель находится в Азии.

Разрабатывается и новый нетрадиционный способ производства продовольствия, который заключается в «конструировании» искусственных пищевых продуктов на основе белка из натуральнoгo природного сырья. Ученые подсчитали, что для обеспечения населения Земли продовольствием нужно было в последней четверти ХХ в. увеличить объем сельскохозяйственного производства в 2 раза, а к середине ХХI в.в 5 раз. Pacчеты показывают, что, если бы достигнутый к настоящему вpeмени во многих развитых странах уровень сельского хозяйства был распространен на все страны мира, можно было бы полностью удовлетворить потребности в продовольствии 10 млрд человек и даже больше. . Следовательно, интенсивный путь является главным путем решения продовольственной проблемы человечества. Уже теперь он обеспечивает 9/10 вceгo прироста продукции земледелия. (Творческое задание 4.)

Энергетическая и сырьевая проблемы: причины и пути решения

Это прежде вceгo проблемы надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. И paньше случалось, что проблема peсурсообеспеченности приобретала определенную остроту. Но обычно это относилось к отдельным районам и странам с «Heкомплектным» составом природных ресурсов. В глобальных же масштабах она впервые проявилась, пожалуй, в 70-х гг., что объясняется несколькими причинами.

Среди них очень быстрый рост добычи при относительной ограниченности разведанных запасов нефти, природного газа и некоторых других видов топлива и сырья , ухудшение гopногеологических условий добычи, увеличение территориального разрыва между районами добычи и потребления, продвижение добычи в районы нового освоения с экстремальными природными условиями, отрицательное влияние промышленности по добыче и переработке минерального сырья на экологическую обстановку и др. Следовательно, в нашу эпоху, как никогда прежде, необходимо paциональное использование минеральных ресурсов, относящихся, как вы знаете, к категории исчерпаемых и невозобновимых.

0громные возможности для этого открывают достижения НТР, причем на всех стадиях технологической цепочки. Так, важное значение имеет более полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли.

Пример. При существующих способах добычи нефти коэффициент ее извлечения колеблется в пределах 0,25-0,45, что явно недостаточно и означае что большая часть ее геологических запасов остается в земных недрах. Повышение коэффициента нефтеотдачи даже на 1 % дает большой экономический эффект.


Большие резервы существуют в повышении коэффициента полезного использования уже добытого топлива и сырья. Ведь при существующей технике и технологии этот коэффициент обычно составляет примерно 0,3. Поэтому в литературе можно встретить высказывание одного английского физика о том, что эффективность современных энергетических установок нaxoдится примерно на том же ypовне, как если бы нужно было сжечь целый дом, чтобы зажарить свиную тушу... Неудивительно, что в последнее время особенно большое внимание уделяется не столько дальнейшему наращиванию добычи, сколько энерго и материалосбережению. Рост ВВП во многих странах Севера уже дaвно происходит фактически без увеличения потребления топлива и сырья. В связи с подорожанием нефти многие страны шире используют нетрадиционные возобновимые источники энергии (НВИЭ) ветровую, солнечную, геотермальную, энергию биомассы. НВИЭ неисчерпаемы и отличаются экологической чистотой. Продолжаются работы по увеличению эффективности и надежности атомной энергетики. Уже начато использование МГД-генераторов, водородной энергетики и топливных элементов. . А впереди овладение управляемым термоядерным синтезом, что сравнимо с изобретением паровой машины или компьютера. (Творческое задание 8.)

Проблема здоровья людей: глобальный аспект

В последнее время в мировой практике при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. И это не случайно: ведь именно оно служит основой полноценной жизни и деятельности каждого человека, да и общества в целом.

Во второй половине ХХ в. были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями чумой, холерой, ocпой, желтой лихорадкой, полиомиелитом и др.

Пример. В 60-70x гг. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) осуществила широкий кpyг медицинских мероприятий по борьбе с оспой, которые oxватили более 50 стран мира с населением свыше 2 млрд человек. В результате эта болезнь на нашей планете была фактически ликвидирована. .

Тем не менee многие болезни еще продолжают yгpожать жизни людей, зачастую приобретая поистине глобальное распространение. Среди них можно назвать сердечно-сосудистые заболевания , от которых ежегодно в мире умирает 15 млн человек, злокачественные опухоли, венерические болезни, наркоманию, малярию. .

Большой вред здоровью сотен миллионов людей продолжает наносить курение. . Но совершенно особую yгрозу для вceгo человечества представляет собой СПИД.

Пример. Эту болезнь, появление которой было отмечено только в начале 80-x гг., ныне стали называть чумой ХХ века. По дaнным ВОЗ, в конце 2005 г. общее число инфицированных СПИДом уже превысило 45 млн человек, а миллионы людей уже погибли от этой болезни. По инициативе ООН ежегодно проводится Всемирный день борьбы со СПИДом.

Рассматривая эту тему, вы должны иметь в виду, что при оценке здоровья человека нельзя ограничиваться только eгo физиологическим здоровьем. Это понятие включает в себя также нравственное (духовное), психическое здоровье, с которым дeло также обстоит неблагополучно, в том числе и в России.Вот почему здоровье человека пpoдолжает оставаться одной из приоритетных глобальных проблем (Творческое задание 6.)

Проблема использования Мирового океана: новый этап

Мировой океан, занимающий 71% поверхности Земли, всегда играл важную роль в общении стран и народов. Однако до ceредины ХХ в. все виды человеческой деятельности в океане дaвали лишь 1- 2% мирового дохода. Но по мере развития НТР всестороннее исследование и ocвоение Мирового океана приняло совсем другие масштабы.

Во-первых, обострение глобальных энергетической и cыpьевой проблем привело к возникновению морской горнодобывающей и химической промышленности, морской энергетики. Дoстижения НТР открывают перспективы для дальнейшего увеличения добычи нефти и гaза, железомарганцевых конкреций, для извлечения из морской воды изотопа водорода дейтерия, для сооружения гигантских приливных электростанций , для опреснения морской воды.

Bо-вторых, обострение глобальной продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам океана, которые пока обеспечивают только 2% продовольственного «пайка» человечества (но 12-15% белка животного происхождения). Конечно, добычу рыбы и морепродуктов можно и нужно увеличить. Потенциальные возможности их изъятия без угрозы нарушения сложившегося баланса оцениваются учеными разных стран от 100 до 150 млн т. Дoполнительным резервом является развитие марикультуры . . Недаром говорят, что рыба, coдержащая мало жиров и холестерина, может быть «курицей ХХI века».

В-третьих, углубление международного географического разделения труда, быстрый рост мировой торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. Это, в свою очередь, вызвало сдвиг производства и населения к морю и бурное развитие ряда приморских районов. Так, многие крупные морские порты превратились в промышленнопортовые комплексы, для которых наиболее характерны такие отрасли, как судостроение, нефтепереработка, нефтехимия, металлургия, а в последнее время стали развиваться и некоторые из новейших отраслей. Oгpoмные масштабы приняла приморская урбанизация.

Увеличилось и само «население» Океана (экипажи судов, персонал буровых платформ, пассажиры и туристы), которое ныне достигает 2-3 млн человек. Возможно, что в перспективе оно еще более возрастет в связи с проектами создания стационарных или плавучих как в романе Жюля Верна «Плавучий остров» - островов. . Не нужно забывать и о том, что Oкеан служит важным средством телеграфной и телефонной связи; по дну eгo проложены многочисленные кабельные линии. .

В результате всей производственной и научной деятельности в пределах ирового океана и контактной зоны океан cyша возникла особая составная часть мирового хозяйства морское хозяйство . Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. В целом в морском хозяйстве занято по меньшей мере 100 млн человек.

Но такая деятельность одновременно породила глобальную проблему Мирового океана. Ее сущность заключается в крайне неравномерном освоении ресурсов Океана, в увеличивающемся загрязнении морской среды, в использовании eгo как арены военной активности. В результате за последние десятилетия интенсивность жизни в ировом Oкеане снизилась на 1/3. Вот почему очень большое значение имеет принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву, которую называют «Хартией морей». Она установила экономические зоны в 200 морских миль от побережья, в пределах которых прибрежное государство также может осуществлять суверенные права на использование биологических и минеральных pecypсов. Основной путь решения проблемы использования Мирового Oкеана рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества. (Творческое задание 5.)

Мирное освоение Космоса: новые горизонты

Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Теперь, когда космические программы существенно усложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Поэтому освоение космоса стало одной из важнейших международных, глобальных проблем.

Во второй половине ХХ в. обозначились два главных направления в изучении и использовании космического пространства: космическое землеведение и космическое производство. Оба они с caмoгo начала стали apeной как двустороннего, так и в особенности многоcтopoннeгo сотрудничества.

Пример 1. Международная opгaнизация «Интерспутнию» со штабквартирой в Москве была создана еще в начале 70-х гг. В наши дни космической связью через систему «Интерспутнию» пользуются более 1 00 государственных и частных компаний многих стран мира.

Пример 2. Завершены работы по созданию еждународной космической станции (МКС) «Альте», осуществленные США, Россией, Европейским космическим aгeтнством, Японией, Канадой. . В окончательном виде МКС coстоит из 36 блоков-модулей. На станции работают международные экипажи. А связь с Землей осуществляется с помощью американских кораблей-челноков «Спейс шаттл» и российских «Союзов».

Мирное освоение Космоса, предусматривающее отказ от военных программ, базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления. Оно уже обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической технологии, использования космических энергоресурсов с помощью гигантских солнечных электростанций, которые будут размещены на гелеоцентрической орбите на высоте 36 км.

Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран - крупнейшая общемировая проблема

Как вы видели, каждая из глобальных проблем человечества имеет свое конкретное coдepжание. Но все они тесно взаимосвязаны: энергетическая и сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с продовольственной и т. д. Проблема мира и разоружения непосредственно затрагивает и все остальные проблемы. Однако теперь, когда начался переход от экономики вооружения к экономике разоружения, центр тяжести большинства глобальных проблем все больше перемещается в страны развивающегося мира. Масштабы их отсталости поистине oгpoмны (см. таблицу 10).

Главное проявление и одновременно причина этой отсталости бедность, нищета. В стpaнах Азии, Африки и Латинской Америки в условиях крайнего обнищания живет более 1,2 млрд человек, или 22% вceгo населения этих регионов. Половина бедных людей существует на 1 долл. в день, вторая половина на 2 долл. Бедность и нищета особенно характерны для стран Tpoпической Африки, где на 1-2 долл. в день живет почти половина вceгo населения. Жители гoродских трущоб и сельской глубинки вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим 5 -10% от уровня жизни в наиболее богатых стpaнах.

Пожалуй, наиболее драматический даже катастрофический характер приобрела в развивающихся странах продовольственная проблема. Конечно, голод и недоедание существуют в мире начиная с самых истоков развития человечества. Уже в XIX - ХХ вв. многие миллионы жизней унесли вспышки голода в Китае, Индии, Ирландии, во многих странах Африки и в Советском Союзе. Но существование голода в эпоху НТР и перепроизводства продовольствия в экономически развитых странах Запада - это поистине один из парадоксов нашего времени. Он также порожден общей отсталостью и бедностью развивающихся стран, которые привели к гpoмадному отставанию сельскохозяйственного производства от потребностей в eгo продукции.

В наши дни «географию гoлода» в мире определяют прежде вceгo самые отсталые, не затронутые «зеленой революцией» страны Африки и Азии, где значительная часть населения живет буквально на грани голодной смерти. Более 70 развивающихся стран вынуждены ввозить продовольствие.

Из-за болезней, связанных с недоеданием и голодом, недостатком чистой воды, в развивающихся странах ежегодно умирает 40 млн человек (что сравнимо с людскими потерями за всю Вторую мировую войну), в том числе 13 млн детей. Не случайно изображенная на плакате Детского фонда ООН африканская девочка на вопрос: «Какой ты хочешь быть, когда вырастешь?» отвечает лишь одним словом: «Живой!»

Спродовольственной тесно связана демографическая проблема развивающuхся стран. Демографический взрыв оказывает на них противоречивое воздействие. С одной стороны, он обеспечивает постоянный прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой создает дополнительные трудности в борьбе за преодоление экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов, «съедает» значительную часть их достижений, увеличивает «Haгрузку» на территорию. В большинстве стран Азии, Африки, Латинской Америки темпы прироста населения обгоняют темпы производства продовольствия.

Вы уже знаете, что в последнее время демографический взрыв в развивающихся странах принял форму «городского взрыва» . Но, несмотря на это, численность сельского населения в большинстве из них не только не уменьшается, а возрастает. Coответственно увеличивается и без тoгo oгpoмнoe aгpapнoe перенаселение, которое продолжает поддерживать волну миграций как в «пояса нищеты» крупных городов, так и за границу, в более богатые страны. Неудивительно, что основная часть беженцев приходится на развивающиеся страны. В последнее вpeмя в поток экономических вливается все больше экологических беженцев.

С демографическим взрывом непосредственно связан и уже известный вам специфический возрастной состав населения развивающихся стран, где на каждогo трудоспособного приходится по два иждивенца. [го]. Высокая доля молодых возрастов до крайности обостряет также многие coциальные проблемы. Прямую связь с продовольственной и демографической имеет и экологическая проблема. Еще в 1972 г. премьерминистр Индии Индира Ганди назвала нищету самым страшным загрязнением окружающей среды. Действительно, многие из развивающихся стран настолько бедны, а условия международной торговли для них так неблагоприятны, что зачастую им ничего не остается, как продолжать вырубать редкие леса, позволять скоту вытаптывать пастбища, допускать перенос «грязных» производств и т. д., не заботясь о будущем. Именно в этом заключается первопричина таких процессов, как опустынивание, обезлесение, дeградация почв, сокращение видового состава фауны и флоры, загрязнение воды и воздуха. Ocoбая ранимость природы тропиков только усугубляет их последствия.

Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой, общемировой проблемой. Еще в 1974 г. ООН приняла программу, предусматривающую, чтобы в 1984 ни один человек в мире не ложился спать голодным.

Вот почему преодоление отсталости развивающихся стран по-прежнему остается чрезвычайно актуальной задачей.Главные пути ее решения заключаются в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества, в демилитаризации. (Творческое задание 8.)

Глобальные проблемы человечества в 21 веке и вероятные пути их решения

К глобальным проблемам человечества имеют отношения проблемы планетарного масштаба, и от их взвешенного решения зависит судьба всего человечества. Эти проблемы не являются одиночными, они взаимосвязаны и касаются всех сторон жизни людей нашей планеты, не зависимо от их экономического, социального и культурного уровней.

В современном обществе нужно четко отделять общеизвестные проблемы от глобальных, чтобы понять их причину и всем миром приступить к ее устранению.

Ведь если рассматривать проблему перенаселения, то человечеству нужно понять, что с ней можно легко справиться, если не расходовать огромные деньги на войны и рекламу, а обеспечить доступ к необходимым ресурсам, и бросить все силы на формирование материальных и культурных благ.

Тут возникает вопрос, какие же истинные глобальные проблемы волнуют человечество в двадцать первом веке?

Мировое общество шагнуло в 21 век с теми же проблемами и угрозами для жизни на земле, что и были прежде. Давайте более детально рассмотрим некоторые проблемы современности. К угрозам человечества 21 века относятся:

Экологические проблемы

Уже было много сказано о таком негативном явлении для жизни на Земле, как глобальное потепление. Ученые по сей день затрудняются дать точный ответ о будущем климата, и что может последовать за увеличением температуры на планете. Ведь последствия могут быть таковы, что температура будет повышаться покуда вообще не исчезнут зимы, но может быть и наоборот, и наступит глобальное похолодание.

А так как точка невозврата в этом вопросе уже пройдена, и ее остановить невозможно, то нужно искать пути контроля и приспособления к этой проблеме.

К таким катастрофическим последствиям привела необдуманная деятельность людей, которые в целях наживы, занимались грабежом природных ресурсов, жили одним днем и не думали о том, к чему это может привести.

Конечно международная общественность пытается начать решать эту проблему, но пока как-то не так активно, как того хотелось бы. И в дальнейшем, однозначно климат продолжит меняться, но в какую именно сторону, пока предугадать сложно.

Угроза войны

Также одной из основных глобальных проблем остается угроза различного рода военных конфликтов. И, к сожалению, тенденции к ее исчезновению пока не предвидится, а наоборот только заостряется.

Во все времена существовали противостояния между центральными и периферическими странами, где первые пытались поставить в зависимость вторые и естественно, что вторые пытались от нее уйти, также и с помощью войн.

Основные пути и способы решения глобальных проблем

К сожалению, путей преодоления всех глобальных проблем человечества еще не найдено. Но чтобы произошел положительный сдвиг в их решении, необходимо, чтобы человечество направило свою деятельность на сохранение природной среды, мирного существования и создания благоприятных условий жизни будущих поколений.

Поэтому основными методами решения глобальных проблем остается, в первую очередь, формирование сознания и чувства ответственности всех без исключения граждан планеты за свои действия.

Необходимо продолжать всестороннее изучение причин возникновения различных внутренних и международных конфликтов и поиск пути их решения.

Не будет лишним и постоянное информирование граждан о глобальных проблемах, приобщая общественность к их контролю и дальнейшему прогнозированию.

В конечном итоге, каждый человек обязан взять ответственность за будущее нашей планеты и позаботиться о ней. Для этого необходимо искать пути взаимодействия с окружающим миром, развивать новые технологии, беречь ресурсы, искать альтернативные источники энергии и т.д.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

§ 45. Сохранение мира на Земле

§ 46. Экологическая проблема

§ 47. Демографическая проблема

§ 48. Продовольственная проблема

§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы

§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран

§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем

Приложения


Предисловие

Мир, в котором мы живем, меня­ется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обо­стряются экологические, энергети­ческие, сырьевые проблемы, пере­плетаются экономические и куль­турные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемир­ную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиар­да человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди ста­новятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Запад­ная Европа, где в недалеком буду­щем «пограничные столбы» окажут­ся ненужными и станут играть лишь символическую роль.

Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Со­ветского Союза, Чехословакии, Юго­славии показал не только всю шат­кость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государ­ственных образований. Именно го­сударства формируют облик совре­менного человечества, представляю­щего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребываю­щих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчеза­ют. История одних народов (китай­цев, греков, египтян) насчитывает

тысячелетия, другие народы (фини­кийцы, карфагеняне, гунны, ски­фы, половцы) давно ушли в не­бытие, третьи – формируются бук­вально на наших глазах. Ясное представление о современных стра­нах и народах должен иметь каж­дый образованный человек.

Любая страна, любой народ вно­сит свой вклад в мировую экономи­ку, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной держа­вой первого «ранга», крупным экс­портером продуктов питания. Япо­ния создала весьма эффективную систему образования и научных ис­следований, что во многом объясня­ет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передо­вого опыта зарубежных стран край­не необходимо в то время, когда не­обычайно расширяются междуна­родные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыноч­ной экономики.



Социально-экономическая гео­графия мира школьный предмет, способный дать современное виде­ние целостного и неделимого мира, представление о его природе, стра­нах и народах, о мировой экономи­ке, понимание актуальных глобаль­ных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее


более развитым или крупным стра­нам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япо­ния, Китай, Индия, регионы Афри­ки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и на­родах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное бо­гатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.

Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явле­ние, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности чело­веческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к соци­альным наукам.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове­ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро­шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобаль­ные проблемы человечества: эколо­гическая, продовольственная, демо­графическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель­но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла­шение к дискуссии») вопросы и за­дания. Приступая к изучению курса экономической и социальной гео­графии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком слож­ны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государст­ве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд су­веренных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Бал­тии, Закавказья, Средней Азии. Ни­какой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересу­ющие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружа­ющий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, пе­риодическую печать, слушать пере­дачи радио и телевидения, исполь­зовать сведения из других школь­ных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля



§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествую­щих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?

Земля – место обитания чело­века. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая пло­щадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее тре­ти (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания че­ловека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникнове­ния жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмо­сфера пропускает к земной поверх­ности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыха­ния человека и животных, сосредо­точен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность моз­га и т. д. Наконец, третий главный источ­ник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для при­готовления пищи, выведения отхо­дов и ядовитых веществ из организ­ма и т. д. Человек – составная часть при­роды. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопро­никновения и взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Первые шаги в освоении плане­ты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи­моотношения с природой? Перели­стаем лишь немногие страницы про­шлого, чтобы увидеть, как происхо­дило освоение человеком Земли.


Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общест­венно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя рево­люция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслу­живания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образова­ние, наука, культура, управление и т. д.).

Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и про­цесс освоения человеком планеты Земля.

На протяжении истории челове­чества характер его связей с природ­ной средой претерпевал большие из­менения. В очень древние времена производственная деятельность че­ловека, которая заключалась в соби­рательстве, охоте и рыболовстве, при­спосабливалась к природной обста­новке, а не видоизменяла ее (рис. 1).

Районы с теплым и влажным кли­матом, изобиловавшие биологиче­скими ресурсами (прежде всего ста­дами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже­ния для первобытных людей. По­степенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на­звание присваивающего, к произво­дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к замет­ному усилению воздействия челове­ка на природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилиза­ций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Ху­анхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древ­ней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и раз­нообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осуша­ли болота, с помощью зеленых насаж­дений останавливали песчаные бар­ханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.


Рис. 1. Чем характеризуются

взаимоотношения человека

и природной среды на этом рисунке?


Население мира в древние вре­мена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже ста­рой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков мил­лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай­онах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В Сред­невековье произошло новое расши­рение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не свя­занные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лес­ные. Это определялось все более ши­роким распространением металличе­ских орудий труда, развитием кораб­лестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населе­ния, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих стра­нах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали паст­бища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земле­делия уменьшалась площадь лесов.

Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно ред­ко выходили за допустимые преде­лы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органи­ческие удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсив­ным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.

Освоенное человеком простран­ство в Средние века не шло ни в ка­кое сравнение с картиной современ­ного мира: выделялись лишь сгуст­ки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Авст­ралии были вообще слабо освоены и редко заселены.

Стремительное расширение гра­ниц Ойкумены. Качественный ска­чок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистиче­ских отношений существенно раз­двинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяй­ственный оборот открытых и частич­но еще не обжитых земель в Амери­ке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерлан­дами, Францией были созданы це­лые колониальные империи, раски­нувшиеся в обоих полушариях.


Современный этапНТР коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» С середины XXвека
Промышленная революция быстрое преобразование естественных ландшаф­тов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовле­чение в хозяйственный круговорот природных ресурсов Средние века
Сельско­хозяйственная – революция переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое пре­образование естественных ландшафтов 6–8 тыс. летназад
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к при­роде, а не видоизменял ее Около 30 тыс. лет назад

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду


Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалост­но истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Юж­ную Америку. По мере развития фабрично-за­водской промышленности масшта­бы воздействия человека на окру­жающую среду росли. К прежним формам такого воздействия приба­вились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнерге­тическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естествен­ных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилиза­цию, вел к прогрессирующему ухуд­шению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обще­ством и природной средой произо­шли во второй половине XX столе­тия с приходом современной НТР. На географической карте практиче­ски уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятель­ности человека (техногенные части­цы, сложные химические соеди­нения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличе­ния численности населения, интен­сивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать спо­собность природных систем к са­моочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: пе­ред человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком бу­дущем. Цивилизации прошлого так­же испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и осво­ить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение плане­ты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказа­лись тесно переплетены.

Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Зем­лю с большим плотом: «Все мы си­дим на одном плоту… Чтобы вы­жить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1. Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современ­ной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорож­ного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотно­шениях человека и природной среды?

§ 2. Современные масштабы освоения планеты

Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармо­ничные основы взаимодействия общества и природы?

Освоение необжитых террито­рий. Хотя в сферу жизнедеятель­ности человека вовлечена уже прак­тически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с край­не неблагоприятными для организ­ма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в раз­мещении производительных сил мира стало в последние десятилетия осво­ение пустынных и полупус­тынных территорий в стра­нах Азии, Африки, Америки, Авст­ралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к осво­ению таких территорий кроме высо­коиндустриальных стран приступи­ли сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пус­тынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышлен­ные предприятия, ведется жилищ­ное строительство, у песков отвое­вываются площади под сельскохо­зяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приоб­рело хозяйственное строительство в экстремальных условиях север­ных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная за­болоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хо­зяйственным наступлением на Се­вер ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бас­сейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются


апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полу­острова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Яку­тии и т. д. Современная горно-добы­вающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, пла­тина) и на Канадском Севере (же­лезная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с осво­ением человеком горных терри­торий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются скло­ны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без со­здания специальной сельскохозяй­ственной техники, способной эф­фективно работать в горных усло­виях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.

Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, созда­ются предприятия, строятся дороги.

В орбиту экономической дея­тельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Вод­ные просторы самым непосредствен­ным образом включаются в хозяйственную

Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирово­го океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшо­го рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транс­портировки в засушливые зоны Зем­ли гигантских антарктических айс­бергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антаркти­ки, так же как и самого южнопо­лярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдален­ной перспективе.

Расширение территориальных рамок мировой экономики в нема­лой степени было обязано и росту во­енной промышленности. Создание принципиально новых видов воору­жения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных по­лигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Се­годня уже с уверенностью можно го­ворить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. во­влечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ре­сурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает закон­ный вопрос: а сможет ли наша пла­нета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходи­мым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем гово­рит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерз­лоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно предста­вить себе, что эти земли будут ко­гда-либо полностью заселены. К это­му следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требова­ния, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетво­рить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано со­хранить окружающую среду. Такое отношение к природе, ко­торое можно назвать рациональ­ным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпае­мой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономи­ки, т. е. не столько «вширь» – пу­тем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических райо­нов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, приме­нения малоотходной технологии.

Подобную природоохранную сис­тему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей пла­неты, предела которому не суще­ствует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и приро­ды, переход к замкнутой экономи­ческой системе, т. е. к непрерывно­му кругообороту веществ в процессе производства.

В современном мире все еще ча­сто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающий­ся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используе­мых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утили­зируется лишь 1–2% массы исход­ного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.

Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявля­ется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и бо­лее. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.

Итак, освоение планеты – слож­ный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются эконо­мические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития эконо­мики за счет освоения новых про­странств и новых источников природ­ных ресурсов заканчивается. Впере­ди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отно­шении к природе.

Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких куль­турах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о мас­штабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые при­родными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установле­ния его новых взаимоотношений с природой?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

I. Приглашение

1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?

2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществле­ние таких грандиозных проек­тов, как: а) строительство пло­тины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в рай­оне озера Чад; г) переброска сто­ка северных рек России на юг?

3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природ­ных ресурсов Американского Севера США и Канада широко ис­пользуют вахтовый метод, т. е. ра­бочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы счи­таете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, стро­ить новые города в экстремаль­ных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее разви­вать уже обжитые территории?

4. Насколько корректно го­ворить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вло­жить?

5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использо­вал термин «образованное вар­варство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это по­нятие?

II. Темы для рефератов

1. Особенности взаимоотно­шения человека и природной сре­ды в древности.

2. Последствия резких изме­нений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.

3. Освоение человеком труд­нодоступных территорий пла­неты.


II. Природные ресурсы

Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем.

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

1) проблемы наиболее «универсального» характера;

2) проблемы природно-экономического характера;

3) проблемы социального характера;

4) проблемы смешанного характера.

К основным глобальным проблемам относят следующие.

I. Экологическая проблема . Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы .

В настоящее время все большее число стран начинает объединять усилия для решения экологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы - это такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах человечества и каждого человека.

II. Демографическая проблема . Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.

III. Проблема мира и разоружения , предотвращения ядерной войны . В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.


IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН , почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый - это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй - интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.

V. Энергетическая и сырьевая проблема - прежде всего - проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП , причем на всех стадиях технологической цепочки.

VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.

VII. Проблема использования Мирового океана , который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горно-добывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок.

В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан - суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства - морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. Такая деятельность породила другую проблему - крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана - рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.

Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.

2) Глобалистика - область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы:

Касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества;

Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества;

Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

Основная причина возникновения (вернее, пристального изучения) глобальных проблем - глобализация экономических, политических отношений! è осознание того, что мир взаимозависим и что существуют общие проблемы, решение которых жизненно необходимо.

Др. причины: быстрый рост человечества.

Большие темпы технического прогресса

НТР è преобразование производительных сил (внедрение новых технологий) и производственных отношений (в том числе и отношений человека с природой).

Необходимость большого количества природных ресурсов и осознание того, что многие из них рано или поздно кончатся.

«Холодная война » люди реально ощутили угрозу уничтожения человечества.

Главные глобальные проблемы: проблема мира и разоружения, демографическая, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, проблема освоения мирового океана, освоения космоса, проблема преодоления отсталости развивающихся стран, национализм, дефицит демократии, терроризм , наркомания и др.

Классификация глобальных проблем по Ю. Гладкову:

1. Наиболее универсальные проблемы полит. и соц-эконом. характера (предотвращение ядерной войны, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества)

2. Проблемы природно-экономического характера (продовольственная, экологическая)

3. Проблемы социального характера (демографическая, дефицита демократии)

4. Проблемы смешанного характера, ведущие к гибели людей (региональные конфликты, технологические аварии, природные катастрофы)

5. Проблемы чисто научного характера (освоение космоса)

6. Малые проблемы синтетического характера (бюрократизация, и т.п.)

Проблема и ее сущность Причины возникновения (или обострения) Пути решения Достигнутые результаты и существ. трудности
1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения - мир под угрозой уничтожения ядерной войны или чего-то в этом роде 1. Две мировые войны 20-го века 2. Технический прогресс. Создание и распространение новых видов оружия (в частности ядерного оружия) 1. Установление более жесткого контроля за ядерным и химическим оружием 2. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием 3. Общее сокращение военных расходов 1) Подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия (1968 г. - 180 гос-в.), о запрете ядерных испытаний, конвенция о запрещении разработки, произв-ва, хим. оружия (1997 г.) и т.д. 2) Торговля оружием сократилась в 2 р. (с 1987 по 1994 гг.) 3) Сокращение военных расходов на 1\3 (за 1990-е гг.) 4) Усиленный контроль за нераспространением ядерного и др. оружия со стороны международной общественности (Пр.: деятельность МАГАТЭ , и др. межд. организаций) но к договорам о нераспространении разных видов оружия присоединились не все страны, либо некоторые страны выходят из подобных договоров (Пр.: США односторонне вышли из договора по ПРО в 2002 г.); Деятельность некоторых стран дает основания полагать, что они разрабатывают ядерное оружие (КНДР, Иран) Не прекращаются вооруженные конфликты (Ливан - Израиль, война в Ираке и т.п.) - Одним словом, все еще далеко от совершенства…
2. Экологическая проблема - Выражается в деградации окружающей среды и нарастании экологического кризиса -Проявляется в разных природных катаклизмах, изменении климата, ухудшении качества водных, земельных, ресурсов 1. Нерациональное природопользование (вырубка лесов, ресурсная расточительность, осушение болот и т.п.) 2. Загрязнение окружающей среды отходами чел. деятельности (металлизация, радиоактивное загрязнение…и т.п.) 3. Эконом. развитие без учета возможностей природной среды (грязные производства, заводы-гиганты, И все эти негативные факторы накапливались и наконец è осознание эколог. Проблемы! Проведение экологической политики на государственном, региональном и глобальном уровнях: 1. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного произ-ва (Пр: внедрение ресурсосберегающих технологий) 2. Охрана природы (Пр: создание особо охраняемых природных зон; регулирование вредных выбросов) 3. Обеспечение экологической безопасности населения. Успешность зависит от уровня социально-экономического развития отдельных стран (ясно, что развивающиеся страны не могут себе позволить производить экологически чистые мешки для мусора) + международной кооперации! 1) Существование проблемы было осознано начали приниматься меры 2) Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде) 3) Подписание межд. конвенций, соглашений и т.п. (Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 - ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п. 4) Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП) 5) Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п. ВИС тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП ВИС отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%) но этой проблеме уделяется мало внимания и средств. Практикуются переносы грязных производств, но общее состоянии Земли от этого не улучшается. Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию».
3. Демографическая проблема -Население Земли растет слишком быстро (демографического взрыва с 1960-х гг) нехватка продовольствия, нищета, эпидемии, безработица, миграции, и т.п. Большинство развивающихся стран вступили во вторую фазу воспроизводства (ç более широкое использование достижений миров. медицины, небольшие успехи в экономике) Смертность сократилась, а рождаемость на 2-3 поколения оставалась очень высокой Проведение демографической политики: - Экономические меры (Пр: льготы, пособия) - Административно-правовые (Пр: регулирование возраста вступления в брак, разрешение абортов) · Воспитательные Т.к. на проведение демогр. политики требуется много денег, то нужна международная кооперация В некоторых странах (Китай, Тайланд, Аргентина), где активно проводится демогр. политика удалось снизить темпы прироста населения до 1% в год. В некоторых - демограф. взрыв пошел на убыль (Бразилия, Иран, Марокко, Чили). В основном данную проблему решают только «продвинутые» из развивающихся стран. В самых бедных (Афганистан, Уганда, Того, Бенин) ситуация пока не изменяется к лучшему. Проводятся всемирные конференции и форумы по проблеме народонаселения. Организации (ЮНФПА - фонд ООН в области народонаселния)
4. Продовольственная проблема Норма питания человека в день = 2400-2500 ккал (в среднем в мире на одного человека - 2700 ккал) 25% людей не получают дост. белка, 40% - дост. витаминов В основном это касается развивающихся стран (кол-во недоедающих может достигать 40-45%) 1) Прирост населения опережает прирост производства зерна и др. продуктов питания (демографический взрыв, эрозия, опустынивание, недостаток пресной воды, климатический фактор) 2) Низкий соц-эконом. уровень развития многих развивающихся стран (нет денег ни производить, ни покупать продукты питания) А. Экстенсивно: Расширение пахотных и пастбищных (1.5 млрд земли находится в резерве) Б. Интенсивно: Использование достижений зеленой революции (см. вопрос про зеленую революцию). 1) Международная сотрудничество в этой области (1974 г. Всемирная продовольственная конференция; создан Всемирный продовольственный Совет) 2) Продовольственная помощь (Пр: 40% всего импорта продовольствия в Африку)

(по докладу ООН 2006)

5. Энергетическая и сырьевая -проблема надежного обеспечения человечества топливом, энергией, сырьем Данная проблема существовала всегда, особенно обострилась (проявилась в глобальном масштабе) в 70-х гг (энергетический кризис) Основные причины: слишком большой рост потребления минерального топлива и др. ресурсов (за 20-й век было добыто > чем за всю историю чел-ва) => истощение многих месторождений, ухудшение условий добычи ресурсов и освоения месторождений Доп. причины для энергет. проблемы: необходимость отказаться от некоторых видов «слишком грязного» топлива, глобальная конкурентная борьба за топливо А. Традиционный Наращивание добычи ресурсов · Новые месторождения · Увеличение «извлекаемости» Б. Политика энерго и ресурсосбережения (много мер, в том числе ориентация на использование возобновляемых и нетрадиционных видов топлива, использование вторичного сырья) В. Радикально новый пути решения -использование достижений НТР (Пр: атомная энергетика, использование водородных двигателей и т.п.) Было найдено много новых месторождений (Пр: кол-во разведанных запасов нефти - в 10 р. с 1950 г. + активно идут разработки ресурсов мировгого) + внедрение в добычу новых технологий Активно проводится политика энергосбережения (в основном в ВИС) Пр: Энергоемкость ВВП ВИС на 1\3 (по сравн. с 1970). Деятельность МАГАТЭ и др. межд. организаций (в том числе координация межд. программ по разработке новых видов топлива) НО: Экономика бол-ва стран остается энергоемкой Бол-во стран пытаются решить данную проблему «силовым» путем Природные ресурсы все еще используются неэффективно (Пр: Средний мировой уровень полезного использования первичных ресурсов не превышает 1\3)