Подготовка к впр. Подготовка к впр Характерные свойства веществ

Для тренировки пройдите тест ВПР 2017 химия 11 класс Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Name

№1 Одним из научных методов познания веществ и химических явлений является моделирование. Так, модели молекул используются для установления взаимосвязи между строением и свойствами веществ. На рис. 1–3 изображены модели молекул трёх веществ.

Какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунках, относятся к:

1) простым веществам;

2) сложным неорганическим веществам.

Запишите номер рисунка и химическую формулу данного вещества.
Вещество
Простое
Номер рисунка

Химическая формула

Вещество

Сложное неорганическое вещество

Номер рисунка

Химическая формула

№2 На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Основания: Ba(OH)2

Впишите название пропущенной группы для CaO

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Соли: Na3PO4

В ответ впишите, пропущенное название группы для HNO3

Для выполнения заданий 6–8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте.

Химический элемент натрий по распространённости на Земле занимает шестое место среди всех химических элементов. Природные соединения натрия – это каменная соль, криолит, бура и т.д. Также натрий присутствует почти во всех органах, биологических жидкостях и тканях организма человека и выполняет особую роль во внутриклеточных и межклеточных обменных процессах.

Простое вещество натрий относится к наиболее химически активным металлам. Он способен реагировать с водой при комнатной температуре. Полученное в результате этой реакции вещество называют гидроксидом натрия (NaOH) или едким натром. Такое название он получил за то, что «разъедает» ткани, кожу, бумагу. На воздухе гидроксид натрия поглощает углекислый газ (CO2) и превращается в соль – карбонат натрия (Na2CO3). Эта соль широко применяется в различных областях промышленности. Так, например, в пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500, используются в качестве регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию продуктов питания.

№6

1) Составьте уравнение реакции натрия с водой.

2) В виде каких частиц (атомов или ионов) химический элемент натрий находится во внеклеточных жидкостях в организме человека? Напишите название и химическую формулу этих частиц.

№7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом натрия и углекислым газом.

2) Какое тривиальное название имеет гидроксид натрия? Какие свойства гидроксида натрия обусловили это название?

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между раствором карбоната натрия и избытком азотной кислоты (HNO3).
2) Какие внешние признаки этой реакции свидетельствуют о протекании этой реакции до конца?

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№9 Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

Р + HNO3 + H2O → H3PO4 + NO

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№10 Дана схема превращений:

CO2 → Na2CO3 → CaCO3 → CaCl2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№11 Установите соответствие между формулой органического вещества и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

НАЗВАНИЕ

1) муравьиная кислота

2) глицерин

3) этанол

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задания 7. Неорганическая химия. Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.

2. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)2. Она находит применение при производстве: фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских изделий и сладостей.

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой , этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты ), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между сульфитом натрия и соляной кислотой.

2. Объясните, какие особенности сернистой кислоты позволяют использовать эту реакцию для получения сернистого газа.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Чтобы избавиться от плесени и грибка с целью обеззараживания складов, погребов, теплиц, иногда используют окуривание помещений сернистым газом (оксид серы(IV)). Для этого в помещении поджигают серу. Однако сернистый газ для обработки погреба можно получить взаимодействием сульфита натрия с раствором серной кислоты. Иногда для этих целей смешивают сульфит кальция с раствором соляной кислоты.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между раствором нитрата серебра и цинком.

2. Объясните, почему такая реакция возможна.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Ещё в конце XVIII века врачи-алхимики открыли лечебные противовоспалительные свойства ляписа (нитрата серебра). Они получали его растворением металлического серебра в концентрированной азотной кислоте. До сих пор ляпис встречается в аптеках как антисептическое средство в виде мазей, растворов и ляписного карандаша для прижигания ранок от нагноения.

Нитрат серебра используют также в процессе получения высококачественных зеркал. При этом для получения очищенного от примесей нитрата серебра используют обработку его растворов цинковыми стружками.

Для обнаружения нитрата серебра и проверки подлинности серебряных изделий используют раствор соляной кислоты. И, наоборот, ионы серебра являются реактивом на ионы хлора.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между растворами пищевой соды и уксусной кислоты.

2. Объясните, почему «гашёную» уксусом соду используют при приготовлении теста.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) используется в медицине, кондитерской промышленности, в быту. Образуется пищевая сода при пропускании избытка углекислого газа через раствор гидроксида натрия. В домашних условиях гидрокарбонат натрия, «гашёный уксусом», добавляют в тесто для мягкости и пышности готовых изделий. В промышленности пищевую соду получают из карбоната натрия, действуя на его раствор избытком оксида углерода(IV).

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между алюминием и раствором гидроксида калия.

2. Объясните, какие свойства оксида алюминия делают такую реакцию возможной.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алюминиевая посуда - довольно частый предмет даже на современных кухнях. Основным достоинством этого металла является образование на поверхности тонкой, но прочной оксидной плёнки, противодействующей разрушению посуды и увеличивающей срок её полезного использования. Благодаря защитному слою еда сохраняет свой вкус. В то же время недостатки алюминиевой посуды вполне очевидны. Этот материал легко поддаётся как механическому повреждению, так и разрушению под воздействием кислот и щелочей, может вступать в активную реакцию с кислыми или щелочными продуктами, высвобождая достаточно большое количество вредных для здоровья ионов металла. Поэтому категорически запрещается использовать посуду из алюминия для приготовления блюд с уксусом, томатом, кислыми фруктами и ягодами, молочными продуктами и маринадов. К тому же нельзя использовать эту посуду для длительного хранения любых продуктов и блюд, в том числе воды.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения аммиачной воды (гидроксида аммония) из аммиака.

2. Объясните, правильно ли называть 10%-ный раствор аммиака нашатырным спиртом.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Гидроксид аммония, или аммиачная вода, используется в химической промышленности в процессе получения аммонийных солей, использующихся в сельском хозяйстве в качестве азотных удобрений, например, аммиачная селитра (нитрат аммония). В пищевой промышленности гидроксид аммония применяется в качестве регулятора кислотности и эмульгатора E527.

Эмульгатор E527 чаще всего используют в составе продуктов питания, содержащих какао-порошок или масло. Это могут быть сладости, шоколадные конфеты или карамель, выпечка и другие кондитерские изделия.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, о которой говорилось в тексте.

2) Укажите признаки этой реакции.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Гидроксид кальция Са(ОН) 2 относится к наиболее используемым в быту и промышленности неорганическим соединениям. Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашением.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO 2 , содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа).

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции окисления аммиака кислородом.

2) Укажите, к каким процессам - эндотермическим или экзотермическим - относится эта реакция.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Аммиак (NН 3 ) - одно из наиболее используемых в промышленности неорганических веществ. Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Внимание! При получении аммиака держите пробирку-приёмник дном кверху. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота.

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (реакции присоединения).

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Каков объём (н. у.) оксида углерода(IV), выделяемого организмом в сутки?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид углерода(IV), или диоксид углерода (СО 2 ), - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём диоксида углерода в одном объёме воды при 15 °C).

По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека образует приблизительно 1 кг диоксида углерода в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) содержится в дымовых газах. Он представляет собой побочный продукт химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит), производства алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает диоксид углерода, переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции разложения азотной кислоты.

2) Почему концентрированная азотная кислота имеет бурую окраску?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азотная кислота (HNO 3 3 имеет обычно бурую окраску вследствие происходящего на свету или при нагревании процесса разложения. Азотную кислоту можно перегонять без разложения только при пониженном давлении. Золото, некоторые металлы платиновой группы и тантал инертны к азотной кислоте во всём диапазоне концентраций, остальные металлы реагируют с ней, ход реакции при этом определяется её концентрацией. HNO 3 как одноосновная кислота взаимодействует с основными и амфотерными оксидами, основаниями, вытесняет слабые кислоты из их солей. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя за счёт азота в степени окисления +5. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты.

1) Запишите уравнение реакции обжига пирита на воздухe.

2) Почему печь специальной конструкции называется печью для обжига в «кипящем слое»?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4

1) Напишите уравнение взаимодействия серной кислоты с гидроксидом железa(III).

2) Приведите формулы возможных продуктов восстановления концентрированной серной кислоты.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4 ) является одним из основных продуктов крупнотоннажной химии. Без неё невозможно производство удобрений, полимеров, лекарств, красителей. Ежегодно во всём мире производят примерно 220 млн тонн серной кислоты.

Разбавленная серная кислота обладает всеми общими свойствами кислот, реагирует с основаниями, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, металлами и солями. Концентрированная серная кислота является сильным дегидратирующим средством. При растворении серную кислоту тонкой струйкой приливают к воде, но не наоборот! H 2 SO 4 проявляет довольно сильные окислительные свойства и способна окислять неметаллы и некоторые малоактивные металлы, стоящие в ряду стандартных окислительно-восстановительных потенциалов («ряд напряжений металлов») после водорода. Как правило, при действии металлов водород из концентрированной серной кислоты не выделяется.

В одном из способов получения серной кислоты первой стадией является обжиг пирита FeS 2 в присутствии кислорода воздуха. Обжиг «в кипящем слое» ведут в печах специальной конструкции. Образовавшийся сернистый газ тщательно очищают и окисляют до оксида серы(VI), который поглощают концентрированной серной кислотой. Продукт поглощения после разбавления водой превращается в серную кислоту нужной концентрации.

1) Запишите в молекулярном виде оговорённое в тексте уравнение реакции образования гидрокарбоната натрия, которая происходит при пропускании аммиака и углекислого газа через раствор поваренной соли.

2) Какая реакция среды в растворе карбоната натрия?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

2 CO 3 ) используют в стекольном производстве, мыловарении и производстве стиральных и чистящих порошков, эмалей, для получения ультрамарина. Также он применяется для смягчения воды паровых котлов и вообще для уменьшения жёсткости воды. В пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500 - регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию.

Теоретически карбонат натрия можно получить взаимодействием соответствующих оксидов - кислотного и основного. В 1861 году бельгийский инженер-химик Эрнест Сольве запатентовал метод производства соды, который используется и по сей день. В насыщенный раствор хлорида натрия пропускают одинаковые количества газообразных аммиака и диоксида углерода. Выпавший остаток малорастворимого гидрокарбоната натрия отфильтровывают и кальцинируют (прокаливают) нагреванием до 140-160 °C, при этом он переходит в карбонат натрия.

3 COOH и серной H 2 SO 4 .

1) Запишите в молекулярном виде оговорённое в тексте уравнение разложения гидрокарбоната натрия, приводящего к образованию кальцинированной соды.

2) Что такое «жёсткость воды»?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Карбонат натрия (кальцинированная сода, Na 2 CO 3 ) используют в стекольном производстве, мыловарении и производстве стиральных и чистящих порошков, эмалей, для получения красителя ультрамарина. Также он применяется для смягчения воды паровых котлов и вообще для уменьшения жёсткости воды. В пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500 - регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию.

Карбонат натрия можно получить взаимодействием ищёлочи и углекислого газа. В 1861 году бельгийский инженер-химик Эрнест Сольве запатентовал метод производства соды, который используется и по сей день. В насыщенный раствор хлорида натрия пропускают эквимолярные количества газообразных аммиака и диоксида углерода. Выпавший остаток малорастворимого гидрокарбоната натрия отфильтровывают и кальцинируют (прокаливают) нагреванием до 140-160 °C, при этом он переходит в карбонат натрия.

Римский врач Диоскорид Педаний писал о соде как о веществе, которое шипело с выделением газа при действии на него известных к тому времени кислот - уксусной CH 3 COOH и серной H 2 SO 4 .

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции промышленного получения оксида углерода(IV) из известняка.

2) Не приводя уравнение реакции, объясните, на чём основано применение доломита в сельском хозяйстве для раскисления почв.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Углекислый газ (CO 2 ) - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и в воде минеральных источников, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём оксида углерода в одном объёме воды при 15 °C). Степень окисления +4 для углерода является устойчивой, тем не менее углекислый газ может проявлять окислительные свойства, взаимодействуя, например, с магнием. По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов. Организм человека выделяет приблизительно 1 кг углекислого газа в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие. В промышленных количествах оксид углерода(IV) выделяется из дымовых газов или в качестве побочного продукта химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит) или при производстве алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает оксид углерода(IV), переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода. В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции, протекающей без изменения степени окисления азота.

2) Назовите получившийся при этом продукт.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Аммиак (NН 3

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ, легче воздуха, с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (например, присоединение хлороводорода).

1) Составьте молекулярное уравнение реакции железа и азотной кислоты.

2) Каким образом легирование с помощью других металлов позволяет улучшить химическую стойкость железа?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Железо один из самых используемых металлов человеком. Его применяется как в тяжелой так и в легкой промышленности, например в строительстве, сфере обороны, в сельском хозяйстве и т. д.

Железо в промышленности получают из железной руды, которая в основном состоит из гематита (Fe 2 O 3 ). Для этого в доменную печь помещают руду, кокс (С), который переходит при нагревании с угарный газ и дополнительные добавки, которые позволяют избавляться от нежелательных примесей.

Полученное таким образом железо не часто используют в чистом виде, так как оно химически не устойчиво и обычно его в процессе производства легируют разными добавками, например никелем. Если этого не делать сталь может окислиться на воздухе при сильной влажности или температуре, а также она хорошо реагирует с кислотами.

Также для защиты поверхности металла часто используют технику электрохимической или химической пассивации. Железо, например можно пассивировать с помощью концентрированной азотной или серной кислоты, однако разбавленные кислоты хорошо реагируют с металлом.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида алюминия и гидроксида натрия.

2) Как повлияет повышение температуры на реакцию?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алюминий - мягкий, легкий и очень удобный металл при производстве посуды, металлических элементов декора, а также легких металлических конструкционных изделий. Так как данный металл самый распространенный на поверхности земли, то соответственно он относительно дешевый. Однако в чистом виде в природе его практически не встретишь. Алюминий обычно получают электрохимическим путем из глинозема и фторида алюминия.

Алюминий часто используют в декоративных целях, однако со временем из-за атмосферного кислорода на поверхности образуется оксидная пленка серого цвета, которая портит эстетический вид.

Такую пленку можно снять, например травлением в щелочном растворе NaOH, в итоге получаем чистую поверхность металла. Также чистый металл хорошо реагирует с кислотами особенно с соляной кислотой.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции диоксида кремния и плавиковой кислоты.

2) Что еще не желательно хранить в стекле из диоксида кремния?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Кремний один из самых распространенных на земле элементов. Обычно в промышленности в чистом виде его получают путем сильного нагревания кремневого песка и кокса. В лаборатории обычно получают при реакции диоксида кремния с магнием. Кремний в данный момент активно применяется в солнечной энергетике и микро- и наноэлектронике.

Диоксид кремния является основной частью большинства стекол. Однако данные стекла реагируют с плавиковой кислотой, поэтому обычно ее хранят в пластиковой таре. Также его применяют для создания абразивов, керамики и строительный материалов. Благодаря своим пьезоэлектрическим эффектам используется в радио и высокоточной электронике. При нагревании SiO 2 вытесняет более летучий кислотный оксид из солей образуя силикат. При реакции силиката с кислотами, выпадает кремневая кислота.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции меди и азотной кислоты описанной в тексте.

2) Какого цвета будет полученный раствор?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азот - устойчивый газ, который составляет основной объем атмосферы. Из-за его свойств он часто используется для продувания систем, труб и для создания инертной среды, так как благородные газы дороже. Азот также применяют как хладагент для заморозки или поддержания низкой температуры. В основном азот используют для получения аммиака. Аммиак же окисляют, получая сначала оксид азота, а потом диоксид азота, а в присутствии воды азотную кислоту. Азотная кислота хорошо взаимодействует со многими металлами. Ее применяют для получения удобрений, в реакциях нитрования для получения нитросоединений, а так же металлической промышленности. Азотную кислоту в лабораторных условиях используют для получения диоксида азота при реакции с медью, при этом не получается побочных газов.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции перекиси водорода и сульфита натрия описанной в тексте.

2) Какая среда получится в итоговом растворе если взяли реагентов 1 к 1 моль?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Перекись водорода очень полезная вещество как в химической промышленности и медицине, так и в быту. Используется, например, как отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги. Применяется как ракетное топливо, в качестве окислителя. Перекись водорода в лабораторных условиях можно получить реакцией пероксида бария с серной кислотой. Для пероксида водорода характерны как окислительные так и восстановительные свойства. Так, например пероксид водорода может окислить сульфит натрия до сульфата. Действием пероксида водорода на некоторые гидроксиды можно получить пероксиды металлов, таким образом при реакции с гидроксидом натрия получается пероксид натрия

Пероксид водорода очень полезна в медицине в качестве антисептического средства, также при попадании на рану она размягчает ткани, что позволяет легче ее промыть.

Перекись водорода не устойчива и разлагается на воду и кислород.

1) Составьте молекулярное уравнение карбоната кальция и соляной кислоты.

2) Почему кислотные дожди нежелательны для древних мраморных скульптур и построек?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Угарный газ является одним из продуктов горения органики и углеродосодержащих веществ при недостатке кислорода. Он ядовит и пожароопасен. Горит синим пламенем и окисляется до диоксида углерода. Оксид углерода(II) реагирует с галогенами. Наибольшее практическое применение получила реакция с хлором, в результате этой реакции получается фосген - вещество, получившее широкое распространение в разных отраслях химии, а также как боевое отравляющее вещество. Фосген хорошо реагирует с аммиаком с образованием карбамида.

Угарный газ восстанавливает диоксид серы до серы, при этом получается диоксид углерода.

При пропускании газа диоксида углерода через оксид кальция получается карбонат кальция. Карбонат кальция широко используется в строительстве, в пищевой промышленности, а также в сфере бытовой химии. Карбонат кальция хорошо реагирует с кислотами, особенно с соляной, выделяя при этом углекислый газ.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида свинца и азотной кислоты.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Свинец используется многие тысячелетия, поскольку он широко распространён, легко добывается и обрабатывается. Он очень ковкий и легко плавится. Выплавка свинца была первым из известных человеку металлургических процессов. Благодаря своей плотной кристаллической упаковке и большой атомной массе служит защитой от радиоактивного излучения. Окисление свинца получают оксид свинца, который используют для производства свинцовых стекол. Оксид свинца – амфотерный оксид, при реакции с азотной кислотой получается нитрат свинца. Это вещество очень токсично и сфера его применения сильно ограничена техникой безопасности.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида хрома и гидроксидом натрия.

2) Как определить прошла ли реакция?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Хром - важный компонент во многих легированных сталях (в частности, нержавеющих), а также и в ряде других сплавов. Добавка хрома существенно повышает твердость и коррозийную стойкость сплавов. Используется в качестве износоустойчивых и красивых гальванических покрытий. При большой температуре сгорает, образуя оксид хрома(III), который является основным пигментом для краски, а так же абразивом. При сплавлении оксида хрома с карбонатом натрия в атмосфере кислорода получают дихромат натрия. Дихромат натрия с серной кислотой дает оксид хрома(VI). Оксид хрома(VI) при реакции с гидроксидом натрия дает хромат натрия.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции азотной кислоты с оксидом цинка(II).

2) К каким реакциям относится взаимодействие оксида цинка с азотной кислотой - экзотермическим или эндотермическим?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азотная кислота (HNO 3 ) - одноосновная кислота, которую раньше получали взаимодействием концентрированной серной кислоты при нагревании с сухим нитратом калия. Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы. Азотная кислота - бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления 41,6 °C, кипения +82,6 °С. Высококонцентрированная HNO 3 имеет обычно бурую окраску вследствие происходящего на свету или при нагревании процесса разложения. Азотную кислоту можно перегонять без разложения только при пониженном давлении. Золото, некоторые металлы платиновой группы и тантал инертны к азотной кислоте во всём диапазоне концентраций, остальные металлы реагируют с ней, ход реакции при этом определяется её концентрацией. HNO3 как одноосновная кислота взаимодействует с основными и амфотерными оксида-ми, основаниями, вытесняет слабые кислоты из их солей. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя за счёт азота в степени окисления +5. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции серной кислоты с железом.

2) Какое тривиальное название полученного соединения железа?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4 ) является одним из основных продуктов крупнотоннажной химии. Без неё невозможно производство удобрений, полимеров, лекарств, красителей. Ежегодно во всём мире производят примерно 220 млн тонн серной кислоты. Ее можно получить при реакции воды и оксида серы(VI).

Разбавленная серная кислота обладает всеми общими свойствами кислот, реагирует с основаниями, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, металлами и солями. Концентрированная серная кислота - сильное дегидратирующее средство, проявляет довольно сильные окислительные свойства и способна растворять некоторые малоактивные металлы, стоящие в ряду стандартных окислительно-восстановительных потенциалов («ряд напряжений металлов») после водорода.

В одном из способов получения серной кислоты первой стадией является обжиг пирита FeS 2 в присутствии кислорода воздуха. Обжиг «в кипящем слое» ведут в печах специальной конструкции. Образовавшийся сернистый газ тщательно очищают и окисляют до оксида серы(VI), который поглощают концентрированной серной кислотой. Продукт поглощения после разбавления водой превращается в серную кислоту нужной концентрации.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение гидроксида кальция и углекислого газа.

2) Почему раствор гидроксида кальция мутнеет при этой реакции?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алмаз является самым твердым природным веществом на нашей планете. Он представляет собой чистый углерод с кубической сингонией. Алмаз благодаря его механическим и оптическим свойствам используют как абразив или алмазный нож, в часовых механизмах, оптике, а также в качестве украшения. Алмаз горит с образование углекислого газа.

Углекислый газ применяют в пищевой промышленности в качестве консервантов и разрыхлителя, как средство пожаротушения. При реакции гидроксида кальция с углекислым газом на выходе получается карбонат кальция, который применяется в строительстве и пищевой промышленности с соответствующей маркировкой Е170. При реакции карбоната кальция с сульфидом натрия можно получить пищевую соду и сульфид кальция.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение присоединения хлороводорода к аммиаку.

2) Как понять, что реакция пошла?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

12. Аммиак (NН 3 ) - одно из наиболее используемых в промышленности неорганических веществ. Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота.

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ, легче воз-духа, с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (например, при-соединение хлороводорода). При горении аммиака, на выходе получается чистый азот, а полученный при реакции с хлороводородом хлорид аммония может очищать металлы, например медь от оксида.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции сернистой кислоты с гидроксидом калия.

2) Какую среду имеет раствор после реакции?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Однако оксид серы, производимый при сжигании нефтепродуктов, является большой проблемой для окружающей среды. При попадании в воду, например через осадки он образует сернистую кислоту, которая подкисляет водоемы и почву. Данная кислота реагирует и с сильными щелочами например гидроксидом калия.

При контакте угарного газа с диоксидом серы, выпадает чистая сера и выделяется углекислый газ, данная реакция используется в выходных трубах металлургической промышленности.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции оксида натрия и углекислого газа.

2) Что мы будем наблюдать если в раствор полученного карбоната добавить хлорид бария?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Натрий - очень активный щелочной металл, с взрывом реагирующий с водой. Он подвергается окислению на воздухе с образования оксида натрия, а при горении образуется пероксид натрия. при пропускания через оксид натрия углекислого газа на выходе получается карбонат натрия. Карбонат натрия хорошо реагирует с кислотами с образованием соли, углекислого газ и воды.

В промышленности пищевую соду получают из карбоната натрия, действуя на его раствор избытком оксида углерода(IV). Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) используется в медицине, кондитерской промышленности, в быту. Образуется пищевая сода при про-пускании избытка углекислого газа через раствор гидроксида натрия. В домашних условиях гидрокарбонат натрия, «гашёный уксусом», добавляют в тесто для мягкости и пышности готовых изделий.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение образования фосфорной кислоты.

2) Какая кислота сильнее соляная или фосфорная?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Фосфор является важнейшим биогенным элементом и в то же время находит очень широкое применение в промышленности. Фосфор хорошо горит и окисляется кислородом.

Красный фосфор применяют в производстве спичек. Наиболее активен химически, токсичен и горюч белый («жёлтый») фосфор, потому он очень часто применяется в взрывчатых веществах. При горении образуется оксид фосфора который при контакте с водой образует фосфорную кислоту.

Фосфорная кислота применяется в пищевой промышленности в качестве пищевой добавки E338, в сельском хозяйстве и медицине. В реакции с аммиаком фосфорная кислота дает удобрение аммофос. При реакции с гидроксидом кальция получается фосфат кальция.

1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы(IV) и гидроксидом кальция.

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы(IV) и раствором гидроксида кальция.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид серы(IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищевая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы(IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.

2. Укажите, к какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится взаимодействие фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид фосфора(V) (P 2 O 5 ) образуется при сжигании фосфора на воздухе и представляет собой белый порошок. Это вещество очень активно и с выделением большого количества теплоты реагирует с водой, поэтому его применяют в качестве осушителя газов и жидкостей, водоотнимающего средства в органических синтезах.

Продуктом реакции оксида фосфора(V) с водой является фосфорная кислота (H 3 PO 4 ). Эта кислота проявляет все общие свойства кислот, например взаимодействует с основаниями. Такие реакции называют реакциями нейтрализации.

Соли фосфорной кислоты, например фосфат натрия (Na 3 PO 4 ), находят самое широкое применение. Их вводят в состав моющих средств и стиральных порошков, применяют для снижения жёсткости воды. В то же время попадание избыточного

количества фосфатов со сточными водами в водоёмы способствует бурному развитию водорослей (цветению воды), что вызывает необходимость тщательно контролировать содержание фосфатов в сточных и природных водах. Для обнаружения фосфат-иона можно использовать реакцию с нитратом серебра (AgNO 3 ), которая сопровождается образованием жёлтого осадка фосфата серебра (Ag 3 PO 4 ).


Решение.

Осно́вные свойства оксидов химических элементов ослабевают слева направо по периоду. Поэтому последовательность в порядке ослабления осно́вных свойств оксидов элементов следующая: магний - алюминий - фосфор.

Ответ: - -

Ответ: Mg&Al&P

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 5.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента кислотные свойства высших гидроксидов (кислот) в периодах усиливаются, а в группах ослабевают. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств их высших гидроксидов следующие элементы: углерод, бор, азот. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Кислотные свойства высших гидроксидов химических элементов усиливаются слева направо в периоде. Поэтому последовательность в порядке усиления кислотных свойств их высших гидроксидов химических элементов следующая: бор - углерод - азот.

Ответ: - -

Ответ: B&C&N

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 6.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента осно́вный характер гидроксидов в периодах ослабевает, а в группах усиливается. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления осно́вных свойств их гидроксидов следующие элементы: кальций, стронций, магний. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Осно́вный характер гидроксидов химических элементов усиливается сверху вниз по группе. Поэтому последовательность в порядке усиления осно́вных свойств их гидроксидов элементов следующая: магний - кальций - стронций.

Ответ: - -

Ответ: Mg&Ca&Sr

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 7.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента осно́вные свойства оксидов в периодах ослабевают, а в группах усиливаются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления осно́вных свойств их оксидов следующие элементы: алюминий, фосфор, магний. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Осно́вные свойства оксидов химических элементов ослабляются слева направо в периоде. Поэтому последовательность в порядке ослабления осно́вных свойств оксидов элементов следующая: азот - кислород - фтор.

Ответ: - -

Ответ: N&O&F

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 9.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента кислотный характер высших оксидов в периодах усиливается, а в группах ослабевает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления кислотных свойств их высших оксидов следующие элементы: алюминий, фосфор, сера. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Кислотный характер высших оксидов химических элементов ослабляется справа налево в периоде. Поэтому последовательность в порядке ослабления кислотных свойств высших оксидов элементов следующая: сера - фосфор - алюминий.

Ответ: - -

Ответ: S&P&Al

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 11.

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента основные свойства оксидов в периодах ослабевают, а в группах усиливаются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основных свойств их оксидов следующие элементы: алюминий, магний, натрий. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Основные свойства оксидов химических элементов усиливаются в периоде справа налево. Поэтому последовательность в порядке усиления основных свойств оксидов элементов следующая: алюминий - магний - натрий.

Ответ: - -

Ответ: Al&Mg&Na

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 12.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента кислотные свойства высших гидроксидов (кислот) в периодах усиливаются, а в группах ослабевают. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления кислотных свойств их высших гидроксидов следующие элементы: углерод, бериллий, азот. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Кислотные свойства высших гидроксидов химических элементов ослабляются справа налево в периоде. Поэтому последовательность в порядке ослабления кислотных свойств высших гидроксидов элементов следующая: азот - углерод - бериллий.

Ответ: - -

Ответ: N&C&Be

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 13.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента способность атомов принимать электроны - окислительные свойства - в периодах усиливается, а в группах ослабевает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления их окислительных свойств следующие элементы: азот, фтор, углерод. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Окислительные свойства химических элементов усиливаются в периоде слева направа. Поэтому последовательность в порядке усиления окислительных свойств элементов следующая: углерод - азот - фтор.

Ответ: - -

Ответ: C&N&F

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 15.

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента способность отдавать электроны - восстановительная способность - в периодах ослабевает, а в группах усиливается. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления восстановительной способности следующие элементы: рубидий, натрий, калий. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Восстановительная способность химических элементов увеличивается сверху вниз по в подгруппе. Поэтому последовательность в порядке усиления восстановительной способности элементов следующая: натрий - калий - рубидий.

Ответ: - -

Ответ: Na&K&Rb

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 16.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента кислотный характер высших оксидов в периодах усиливается, а в группах ослабевает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств их высших оксидов следующие элементы: алюминий, сера кремний. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Кислотный характер высших оксидов химических элементов усиливается слева направо в периоде. Поэтому последовательность в порядке кислотных свойств высших оксидов элементов следующая: алюминий - кремний - сера.

Ответ: - -

Ответ: Al&Si&S

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 18.

· Прототип задания ·

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия Периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым в 1869 году. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента основные свойства оксидов в периодах ослабевают, а в группах усиливаются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления основных свойств их оксидов следующие элементы: калий, натрий, кальций. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.

Решение.

Основные свойства оксидов химических элементов ослабляются в снизу вверх в подгруппе. Поэтому последовательность в порядке ослабления основных свойств оксидов элементов следующая: калий - натрий - кальций.

Ответ: - -

Ответ: K&Na&Ca

Источник: ВПР 2019 г. Химия. 11 класс. Вариант 19.

· Прототип задания ·

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рисунках 1-3 представлены ситуации, в которых применены указанные методы познания.

Какими из способов, которые показаны на рисунках, НЕЛЬЗЯ разделить смесь:

1) тетрахлорметана и диэтилового эфира;

2) бензола и глицерина;

3) раствора хлорида натрия и осадка сульфата бария?

Показать ответ

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели:

1) Определите заряд ядра Z.

2) Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент.

3) Определите низшую возможную степень окисления элемента в соединениях.

Показать ответ

8 (или +8); 2; 6 (или VI); -2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Например, известно, что кислотный характер бескислородных кислот с увеличением заряда ядра атома усиливается и в периодах, и в группах.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств водородные соединения: Н 2 O, HF, H 2 S, НСl. Запишите химические формулы в нужной последовательности.

Показать ответ

H 2 O → H 2 S → HF → HCl

Ниже перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Характерные свойства веществ

молекулярного строения

При обычных условиях имеют жидкое, газообразное или твёрдое агрегатное состояние;

Имеют низкие значения температур кипения и плавления;

Имеют низкую теплопроводность.

ионного строения

Твёрдые при обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие;

В расплавах и растворах проводят электрический ток.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества: пропан С 3 Н 8 и фторид кальция CaF 2 . Запишите ответ в отведённом месте.

1. Пропан С 3 Н 8

2. Фторид кальция CaF 2

Показать ответ

Пропан С3Н8 имеет молекулярное строение, фторид кальция CaF2 имеет ионное строение

Оксиды условно подразделяют на четыре группы, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите пропущенные названия групп или химические формулы оксидов (по одному примеру формул), принадлежащих к данной группе.

Показать ответ

Записаны названия групп: основные, кислотные;

записаны формулы веществ соответствующих групп.

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8

Углекислый газ (СO 2) - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и в воде минеральных источников, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём оксида углерода в одном объёме воды при 15 °С).

Степень окисления +4 для углерода является устойчивой, тем не менее углекислый газ может проявлять окислительные свойства, взаимодействуя, например, с магнием. По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека выделяет приблизительно 1 кг углекислого газа в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) выделяется из дымовых газов или в качестве побочного продукта химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит) или при производстве алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает оксид углерода(IV), переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции взаимодействия оксида углеродa(IV) с магнием.

2) Во сколько раз оксид углерода(IV) тяжелее воздуха?

Показать ответ

1) СO 2 + 2Mg = 2MgO + С

2) Оксид углерода(IV) тяжелее воздуха в 44/29 = 1,5 раза.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции промышленного получения оксида углерода(IV) из известняка.

2) Не приводя уравнение реакции, объясните, на чём основано применение доломита (СаСO 3 MgCO 3) в сельском хозяйстве для раскисления почв.

Показать ответ

2) Доломит СаСO 3 MgCO 3 , будучи карбонатом, взаимодействует с почвенными кислотами, нейтрализуя их.

1) Составьте сокращённое ионное уравнение оговорённой в тексте реакции получения углекислого газа взаимодействием соляной кислоты с мрамором.

2) Объясните, почему нежелательно использование серной кислоты при получении оксида углерода(IV) в аппарате Киппа.

Показать ответ

1) СаСO 3 + 2Н + = Са 2+ + Н 2 O + СO 2

2) В случае использования серной кислоты образец мрамора покрывается сверху слоем малорастворимого сульфата кальция, что препятствует протека­нию реакции.

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

Fe(OH) 2 + O 2 + Н 2 O → Fe(OH) 3

1) Составьте электронный баланс для этой реакции.

2) Укажите окислитель и восстановитель.

3) Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Показать ответ

1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что окислителем является кислород O 2 , восстановителем - Fe +2 (или гидроксид железа(II));

3) Составлено уравнение реакции:

4Fe(OH) 2 + O 2 + 2Н 2 O = 4Fe(OH) 3

Дана схема превращений:

N 2 → NH 3 → NH 4 NO 3 → NH 3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Показать ответ

2) NH 3 + HNO 3 = NH 4 NO 3

3) NH 4 NO 3 + КОН = KNO 3 + H 2 O + NH 3

Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задания 3. Периодическая система химических элементов Менделеева

1. 1.

Ответ: N&C&Si&Al

2. 2.

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: C&B&Al&Ca.

3. 3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: O&S&P&Ga

4. 4.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: N&Mg&Na&K

5. 5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: He&F&S&Si

6. 6. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: O&S&P&Ga

7. 7. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: C&B&Al&Ca

8. 8. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: He&F&S&Si

9. 9. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: N&Mg&Na&K

10. 10. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: C&Sr&Rb&Cs

11. 11. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Cl&P&Al&Ba

12. 12. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

, 11&22.

Ответ: He&S&Al&In

13. 13. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Li&Br&Ge&Cs

14. 14. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: O&Ge&Sn&Tl

15. 15. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: F&C&B&Se

16. 16. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Cl&P&Al&Ba

17. 17. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: C&Sr&Rb&Cs

18. 18. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Li&Br&Ge&Cs

19. 19. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например , 11&22.

Ответ: He&S&Al&In

20. 20. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: F&C&B&Se

21. 21. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: O&Ge&Sn&Tl

22. 22. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о свойствах химических элементов и их соединений. Известно, что для элементов главных подгрупп электроотрицательность химического элемента в периоде слева направо увеличивается, в группах сверху вниз уменьшается.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке уменьшения электроотрицательности атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: F&O&N&C

23. 23. Периодическая система - это графическое отражение периодического закона Д. И. Менделеева. В соответствии с этим законом свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Известно, что для элементов главных подгрупп восстановительные свойства элементов в периоде слева направо уменьшаются, в группах сверху вниз увеличиваются.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке увеличения восстановительных свойств следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: C&Si&Ge&Sn

24. 24. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о свойствах химических элементов и их соединений. Известно, что кислотные свойства водородных соединений химических элементов возрастают в группах сверху вниз.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке уменьшения кислотных свойств следующие соединения.

1)

2)

В ответе укажите номера элементов в нужной последовательности.

Ответ: 2143

25. 25. Периодическая система - это графическое отражение периодического закона Д. И. Менделеева. В соответствии с этим законом свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Известно, что для элементов главных подгрупп окислительные свойства элементов в периоде слева направо усиливаются, в группах сверху вниз ослабевают.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке увеличения окислительных свойств следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Al&P&S&Cl

26. 26. Периодическая система - это графическое отражение периодического закона Д. И. Менделеева. В соответствии с этим законом свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Известно, что для элементов главных подгрупп радиус химических элементов в периоде слева направо уменьшается, в группах сверху вниз увеличивается.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Cl&S&P&C

27. 27.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: O&N&P&Si

28. 28. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах - увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Be&Li&Mg&Na

29. 29. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах - увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Запишите знаки элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: B&Be&Al&Ga

30. 30. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах - увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: S&Cl&O&F

31. 31. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Ge&Si&C&N

32. 32. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения электроотрицательности следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: N&C&B&Al

33. 33.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Al&B&C&N

34. 34. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что кислотный характер высших оксидов элементов в периодах с увеличением заряда ядра усиливается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: Cl&S&P&As

35. 35. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Например, известно, что кислотный

характер бескислородных кислот с увеличением заряда ядра атома усиливается и в периодах, и в группах.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств водородные соединения:

В ответе укажите номера химических формул в нужной последовательности.

Ответ: 1324

36. 36. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, от способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что лёгкость отдачи электронов атомами элементов в периодах с увеличением заряда ядра уменьшается, а в группах - возрастает.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения лёгкости отдачи электронов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Ответ: N&C&B&Al

37. 37. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: N, Al, C, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.