Османская империя кризис и распад. Если бы османская империя была спасена, а не уничтожена. Османская империя после Венского конгресса

Источник: THE ECONOMIST

Когда летом 1914 г сербский боевик застрелил австрийского эрцгерцога, страны Европы, словно падающие кегли, одна за другой начали вступать в войну. Австро-Венгрия объявила войну Сербии; Россия, в то время союзник Сербии, объявила войну Австрии; Германия, будучи союзником Австрии, объявила войну России, а союзники России Франция и Британия объявили войну Германии и Австрии. К началу августа полыхал уже весь континент.

Однако одна из кеглей, Турция, продолжая раскачиваться, никак не могла решить, в какую сторону падать. Что было делать увядающей Османской империи: присоединиться к Антанте (Британии, Франции и России) или же пойти вслед за Центральными державами (Германией и Австро-Венгрией)?

Турецкая империя с 500-летней историей становилась все меньше и меньше. Она потеряли свои территории в Африке, практически все средиземноморские острова и большую часть земель на Балканах, а также земли в восточной Анатолии. У страны было множество долгов, она отставала в техническом плане, и имела нестабильную политическую обстановку.

Но несмотря на это, земли султана располагались на двух континентах и контролировали доступ к Черному морю. Его арабские территории протянулись в обход священных городов Ислама до гор Йемена и Персидского залива, где, как говорили, находились огромные пустоты, заполненные вязкой черной жидкостью, вскоре ставшей главным источником энергии во всем мире, заменив собой уголь.

Уверенные в слабости Турции, Британия, Франция и Россия могли бы легко ее разгромить и поделить трофеи между собой. К счастью, разум возобладал. В конце июля на борту британского дредноута у побережья Норвегии собрался тайный конклав. Дальновидный политик по имени Уинстон Черчилль (Winston Churchill) , тогда первый лорд Адмиралтейства, совместно с французскими, российскими и турецкими дипломатами разрабатывал договор. По признанию турков перед ними стояла непростая задача - Германия также предлагала оружие и золото взамен на вступление в союз с ними.

Достигнутое соглашение оказалось чрезвычайно выгодным для всех заинтересованных сторон. Франция щедро простила Турции все долги. Россия отказалась от своих претензий на османские территории и добровольно покинула часть земель в Анатолии. Черчилль пообещал Турции бесплатно достроить два военных корабля, находящихся на британских верфях. Турции пообещали уберечь от нападения все ее уязвимые территории. Для империи, больше века находящейся в статусе живого трупа, началась новая жизнь.

Антанта также выиграла от достигнутых соглашений. Благодаря единоличному доступу к Черному морю, союзники России могли пополнять запасы царской армии, действующей нерешительно в начале войны. Оборонять границы Турции не было необходимости и, Россия перебросила свои многочисленные ударные войска с Кавказа на укрепление линий фронта. Отдельными соглашениями Турция признала контроль Британии над Суэцким каналом, Аденом и Договорным Оманом Персидского залива, обеспечив безопасность морских путей для массовой дислокации британских войск из колоний на Западный фронт. Турецкая армия присоединилась к наступательным силам против Австро-Венгрии. Считается, что благодаря такому союзу война длилась бы на целый год меньше. Центральные державы, возможно, не просили бы мира сразу же после вступления в войну Америки, а продолжали бы сражаться.

Спасенное правительство Османской империи приступило к радикальным реформам. Среди арабов, армян, греков и курдов росли националистические настроения, поэтому султан Мехмед V (Mehmed V) издал исторический фирман или манифест, признающий отдельные народы, но объединяющий их под суверенитетом Османской империи.

Султану пришлось сохранить титул халифа, главнокомандующего правоверных мусульман-суннитов, полученный его предками четыре столетия назад, что очень пригодилось, когда империи пришлось подавлять восстание религиозных фанатиков в центральной Аравии под предводительством Ибн Сауда (Ibn Saud) , пообещавшего людям очистить Ислам. Но, прежде всего, империю воспринимали как очень терпимое государство. Когда гонения со стороны Нацистов заставили евреев покинуть Европу в 1930-х гг, многие нашли пристанище именно там (также, как и в 1492 г, когда их изгнали из Испании), а именно в провинции Иерусалима.

Если бы только

Излишне говорить, что все вышесказанное - выдумка. На самом деле, все было с точностью до наоборот. В Первой мировой войне Турция сошлась с Германией, а союзники попытались захватить и поделить ее империю. Черчилль, вместо того, чтобы отдать военные корабли, за которые Турция платила частями, перевел их на вооружение британского флота. В 1915 г он отдал сокрушительный приказ - напасть на Турцию. Высадка на Галлипольском полуострове стоила союзникам 300,000 жизней. Британские кампании против Турции в Ираке и Леванте унесли жизни еще миллиона человек.

Потери Турции к концу войны насчитывали от 3 до 5 млн человек, почти четверть населения Османской империи. Около 1.5 млн армян были безжалостно убиты турецкими властями, считавшими их пятой колонной, подосланной враждебной Россией. А когда Британия с Францией захватили арабские земли, то подавление восстаний стоило еще нескольких тысяч жизней.

Скольких сегодняшних бед на Ближнем Востоке, начиная с гражданских войн и заканчивая террором во имя Ислама (и восстановления халифата), появлением сектантских диктаторов типа Башара Ассада (Bashar al-Assad) , не говоря уже о злопамятном турецком «возрожденце» Реджепе Тайипе Эрдогане (Recep Tayyip Erdogan) , можно было бы избежать, если бы только Черчилль вместо того, чтобы топить Турцию, открыл перед ней свои объятия?

УДК 956.91

РАСПАД РОССИЙСКОЙ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИЙ: ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Ранчинский В.П.

Революции начала ХХ в. и Первая мировая война привели к распаду четырёх империй. В статье сделана попытка анализа развала Российской и Османской империй, выявления общего и особенного анатомии разрушения двух государств.

Ключевые слова: Российская империя, Османская империя, распад империй, младотурки, национализм.

DISINTEGRATION OF THE RUSSIAN AND OTTOMAN EMPIRES: SIMILARITIES AND CONTRASTS

Ranchinskiy V.P.

Revolutions of the beginning of the XX century and World War I led to disintegration of four empires. In the article there was made an attempt to analyse the disintegration of the Russian and Ottoman Empires, to find out the general and particular in the anatomy of disintegrating two states. Key words. Russian Empire, Ottoman Empire, disintegration of empires, Young Turks, nationalism.

В 2017 г. исполняется сто лет со времени двух русских революций - февральской и октябрьской. Они произошли в тот период Первой мировой войны, когда баланс сил стал меняться в пользу Антанты и становилось ясно, что судьба Германского блока предрешена. Основным итогом революций в России стало падение монархии Романовых и распад Российской империи. Однако, как оказалось, эти процессы происходили в контексте мирового мегатренда - распада трёх великих империй: Российской, Османской, Австро-Венгерской и государства кайзера Вильгельма II, которого английский историк Джейсон Гудвин назвал "императором без империи" . Единство исторических судеб распавшихся империй даёт основание для сравнительного анализа процесса их распада. На наш взгляд, вполне уместным является сравнение анатомии распада Российской и Османской империй, несмотря на то, что империя Романовых развалилась фактически в течение одного 1917 г., а разрушение дома Османов растянулось на десять лет и продолжалось с 1908 г по ноябрь 1918 г., когда Турция капитулировала перед Антантой. Выбор двух этих государств для сравнительного анализа обусловлен тем, что Россию с Турцией в большей мере нежели с двумя другими империями, объединяли признаки имперскости.

Как Российская, так и Османская империи включали в своих границах части

Европы и Азии. Правда, к началу ХХ в. Османская империя потеряла большую часть своих европейских территорий, и по мнению ряда историков, именно Россия, нанесшая поражение туркам в войне 1877-1878 гг. и освободившая от турецкого ига Болгарию, запустила скачкообразный процесс распада Османской империи . В ходе балканских войн 1912-1913 гг. её европейские владения сократились до жалких остатков. Российская империя подошла к распаду без ощутимых территориальных потерь, за исключением южного Сахалина до 50-ой параллели, Порт-Артура и Дальнего в Китае и железной дороги к ним, а также концессий в Манчжурии, которые были сугубо колониальными приобретениями. Все эти владения Россия уступила Японии по Портсмутскому миру.

Полиэтничный состав населения, которым характеризовались оба государства, как в одном, так и в другом имел государственно образующий этнос: в России это были русские, а в Турции - тюрки по крови. В Царской России цивилизация русского этноса определяла идентичность россиянина, в то время как в Турции ситуация была иной. Создавшие государство турки-османы после завоевания в 1517 г. халифата Аббасидов и включения арабов в состав своего государства подверглись мощному процессу окультуривания классической арабо-исламской культурой, которая сформировалась

в IX - XII вв., задолго до создания мощного государства Османов. Арабский язык стал доминирующим среди образованной части турецкого общества, он был не только языком ислама, но и языком высокой культуры. Последний арабский халиф Аль-Мутаваккил опоясал султана-завоевателя Селима I мечом Пророка, а в Стамбул из Каира были перевезены его знамя и плащ, что символизировало передачу султану сакральной власти халифа. Однако в общественном сознании арабской родовой аристократии турецкие султаны не являлись законными халифами, а турки первородными мусульманами, так как Аллах передал божественную истину, изложенную в Коране не тюрку, а арабу Пророку Мухаммаду. Поэтому с точки зрения образованного правоверного араба фундамент государства мусульман должен был опираться на арабов. Именно на этой основе на рубеже XIX - XX вв. стал зарождаться арабский национализм. Несмотря на эти особенности, Османская империя в своей сущности была турецким государством, лояльным к тюркской фамильной династии.

Некоторые исследователи империй считают, что одним из их признаков является тенденция к расширению их границ. Однако, как у Царской России, так и у Османской империи в начале ХХ в. этот признак не фиксируется, наоборот государство Османов стремительно теряло свои территории не только в Европе, но и в Северной Африке, а также в Аравии. Государство Романовых отступило на Дальнем Востоке перед натиском Японии и вело дипломатические войны с Великобританией за влияние в Персии, Афганистане и в Тибете. Уже нарастали проблемы в Королевстве польском ввиду поддержки союзниками России по Антанте стремления польской шляхты к независимости. Президент США Вудро Вильсон в своей известной программе мира, которую он привезёт на Парижскую мирную конференцию, тринадцатым пунктом включил требование предоставления Польше независимости.

Монархический характер власти накануне распада империй как в России, так и в Турции дополнялся отчуждением её от народа, что принято считать важнейшим признаком имперскости. Вместе с тем в России после революции 1905 г. рядом манифестов царя от 1905 и 1906 гг.

фактически была оформлена конституционная монархия и было введено равенство всех подданных перед законом вне зависимости от сословной принадлежности, что встретило одобрение значительной части российского общества . В Турции восстановление конституции, принятой в 1876 г., за сорок два года до принятия первой конституции в России в 1918 г., не привело к заметным изменениям в обществе. Её сторонники поступали, вероятно, из лучших пробуждений, однако натолкнулись на полное равнодушие общества, потому что концепция равенства всех людей перед законом вне зависимости от вероисповедования не имела смысла в традиционной исламской картине мира и лишь обрушала его. Вместе с тем, как в России, так и в Турции накануне развала империй монархии пали. В Турции она формально просуществовала почти четыре года после развала империи, до принятия Национальным собранием в 1922 г. двух законов: об отделении султаната от халифата и о ликвидации султаната. Последний султан Вахи ад - Дин сумел тайно, в больничной карете бежать из дворца на английский корабль, доставивший его в Лондон, иначе его ожидала печальная участь. Однако фактически власть султанов в Турции закончилась после дворцового переворота 1909 г., после которого султанат уже являлся отжившей декорацией, которую в 1922 г. без какого-либо сопротивления демонтировал Мустафа Кемаль.

Одним из признаков имперскости принято считать наличие централизованного бюрократического аппарата управления государством, который отрешён от национальных меньшинств и чужд их чаяниям и нуждам. Однако этот признак чрезвычайно уязвим с точки зрения верификации его реальной действительностью как Российской, так и Османской империй. В многонациональных и поликонфессиональных государствах, каковыми являлись обе империи, мы не находим бесспорных доказательств препятствий развитию национальных окраин со стороны центральных властей. На наш взгляд, на местах центральный аппарат управления дополнялся широким разнообразием форм участия туземцев в самоуправлении. Так, например, в кавказских и центрально -азиатских владениях Российской империи была внедрена, по сути, английская система

косвенного управления, которая широко применялась англичанами в Индии. Как и англичане в Индии, русские селились в национальных окраинах отдельными поселениями, не мешая местному населению и не нарушая его традиционного жизненного уклада . Центральное правительство наделяло местное

самоуправление большими полномочиями. В Центральной Азии действовал "Устав о сибирских киргизах" от 1822 г., по которому туземцы, избранные в местные органы власти, приравнивались согласно "Табелю о рангах" к гражданским и военным чинам России, а трёхкратное избрание на одну из высших должностей позволяло претендовать на дворянство. Официальное исламское духовенство получало от российского государства ежемесячное денежное содержание . В Османской империи к началу ХХ в. практически все не мусульманские конфессии имели юридический статус миллета (религиозной общины -В.Р.), или, по словам английского журналиста Д. Джексона, "... были организованы в независимые государства - церкви", а иностранцы, проживавшие в империи, подчинялись юрисдикции своих консулов . При последнем великом султане Абдул - Хамиде II (1876-1909) знать национальных меньшинств, в частности арабов, курдов и так называемых черкесов - переселенцев из мусульманских анклавов России и Балкан, была вовлечена во власть и обвинять турок-османов в том, что они не допускали к государственному управлению этнические меньшинства, на наш взгляд, некорректно, по крайней мере, начиная с конца ХГХ в. Во всех эшелонах власти государства Османов были представлены почти все народы, населявшие империю. Представители христиан и иудеев, попадая во власть, как правило, принимали ислам и становились донме. В народе их называли "перевёрнутыми", притворными

мусульманами, так как в домашнем кругу многие из них сохраняли приверженность "вере отцов", однако это не являлось препятствием к занятию государственных должностей.

Сказанное выше позволяет заключить: наличие в многонациональных государствах централизованного государственного аппарата управления вовсе не является бесспорным признаком имперскости этого государства. Он

может отражать в своих сущностных чертах стремление власти найти наиболее эффективные в тех или иных условиях формы реализации государственной власти. Как в Российской, так и в Османской империях в рамках отношений между титульным этносом и конфессией, с одной стороны, и этноконфессиональными меньшинствами, с другой, простирались Пакс Россия и Пакс Оттоманика, принципы устройства которых обнаруживают сходство в терпимости к инаковым. И там и там, вплоть до распада империй, мы не обнаруживаем того атомарного и группового геноцида аборигенов - автохтонов, которым сопровождалось заселение испанцами, португальцами, англичанами или немцами в юго-западной Африке, новых земель. Геноцид армянского населения Османской империи выходит за рамки Пакс Оттоманика и был порождён судорожными попытками Абдул Хамида II и младотурков сохранить разваливавшийся дом Османов.

Единство процесса распада двух империй, на наш взгляд, прослеживается также отношением к ним главных акторов мировой политики начала ХХ в. В начале века крупный капитал Западной Европы активно проникал в обе империи, захватывая в виде концессий различные отрасли производства и инфраструктурные проекты. Как известно, в годы Первой мировой войны экономика России была сдана в концессии Англии, Франции, США и другим её кредиторам. В Османской империи накануне войны главными концессионерами были Франция, Германия и Англия. Вступление империи в войну на стороне германского блока парализовало деятельность конкурентов немецких компаний. В ответ Англия с Францией в союзе с Россией приступили к разработке проектов расчленения азиатских владений Османской империи. Намерения и требования России по отношению к Турции были изложены перед Англией и Францией в меморандуме Сазонова, С.Д., министра иностранных дел (1910-1916). Они вызвали категорическое неприятие союзников России по Антанте, в частности её желание поставить под свой контроль Босфор и Дарданеллы, а также Палестину. Англия уже в 1915 г. искала способы остановить Россию в её ближневосточных притязаниях, о чём свидетельствуют дневниковые записи посла Англии в Париже .

Претензии России на Палестину как часть Великой Сирии противоречили планам Франции и между союзниками по Антанте начался отчаянный торг, который закончился в марте-апреле 1915 г. подписанием протокола о намерениях - Константинопольского соглашения о передаче России проливов и Стамбула после победы над противником .

Константинопольское соглашение было вынужденной уступкой дипломатии Англии и Франции и выполнять его ни та ни другая держава не собирались. Однако в феврале 1916 г. русская армия заняла Эрзурум и Битлис и оказалась на ближних подступах к Ираку и Сирии. Союзникам России пришлось считаться с её претензиями на территориальные приобретения в Османской империи и в Петербург срочно отправился французский консул в Бейруте Жорж -Пико и эксперт по Ближнему Востоку английского Министерства иностранных дел Марк Сайкс. В результате переговоров Россия согласилась на компенсацию своих претензий по Константинопольскому соглашению: ей пообещали передать Турецкую Армению, область Хаккяри (к югу от озера Ван - В.Р.) и часть южного побережья Чёрного моря. Арабские провинции Османской империи Англия и Франция делили между собой. Так родилось известное соглашение Сайкса -Пико, подписанное в глубокой тайне в Лондоне в виде обмена нотами 16 мая 1916 г. между Англией и Францией.

Вступая в войну, Российская и Османская империи каждая в своём блоке являлись наиболее слабым его звеном. Они отставали в своём развитии от своих союзников. Так, например, в России к началу войны, по самым оптимистичным оценкам, грамотным было не более 50 % населения страны . В Турции этот показатель оптимисты дотягивали до 10 % и не случайно английский историк Эрик Хобсбаум писал, что с точки зрения европейских либералов Османская империя "являлась самым очевидным эволюционным ископаемым" [Цит. по: 7, с. 669]. В то время как общественная жизнь уже начинала развиваться по европейскому пути, государственные институты были привержены старым порядкам, сохранявшим обветшавшие декорации, которые власть не желала снимать.

По капризу истории, во главе России и во главе Турции накануне их распада оказались государственные деятели, получившие от своих

современников одинаково нелестные характеристики. В России царя Николая II назвали "царём - вешателем", а султана Абдул Хамида II "великим убийцей", при этом оба они были богобоязнены, во всех делах уповали на волю Бога. В тоже время, на наш взгляд, в государственных делах они являлись прямо противоположными личностями. По свидетельству полковника Преображенского полка Зуева, ко времени отрешения Николая II от престола его авторитет уже был уничтожен . Его ближайшее окружение характеризует его как человека безвольного, лишенного простой житейской

осмотрительности, позволившего без сопротивления отнять у него трон императора. Совершенно иным был Абдул Хамид II, которого историки характеризуют как грозного властителя, весьма почитаемого подданными, "умелого дипломата с потрясающей житейской осмотрительностью" . В борьбе за сохранение дома Османов он не останавливался перед массовым насилием, отчаянно дрался за трон, сделав, на наш взгляд всё, что мог сделать любой другой человек на его месте. Однако его судьба мало чем отличалась от судьбы Николая II. Как известно, русский царь был расстрелян вместе со своею семьёй, а турецкому султану помогли умереть в изгнании.

Как в России, так и в Турции борьбу с самодержавием возглавила внутренняя оппозиция, представленная в большинстве своём инородцами, членами масонских лож. В России члены Четвёртой Государственной думы, поощряемые послами иностранных государств и прежде всего Англии 2 марта 1917 г. добились отречения Николая II от престола в пользу брата Михаила Александровича, так и не взошедшего на престол. В Османской империи роль тарана, который сокрушал монархию, взяла на себя военная организация "Комитет единения и прогресса", состоящая преимущественно из офицеров Третьей армии, дислоцировавшейся на Балканах. В июле 1908 г. члены этой организации вынудили султана Абдул Хамида II согласиться на восстановление приостановленной им ранее конституции 1876 г., а 27 апреля 1909 г. низложили его, заставив передать престол султана и халифа своему безвольному брату Мехмеду V, ставшему марионеткой в руках заговорщиков. Передача трона сопровождалась подписанием новым султаном исправленного варианта

конституции, по которому, как в Великобритании, султан царствовал, но не правил. Государственный переворот в два шага был поддержан Англией и США, еврейскими банковскими домами, а также донме.

В России роль троянского коня сыграл генерал Алексеев М.В., начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего, пользовавшийся доверием Николая II, вступивший в сговор с депутатами думы Родзянко, Львовым и Гучковым. В Турции эту роль исполнили главный астролог и великий муфтий: первый убедил суеверного Абдул Хамида II, что восстановлению конституции благоприятствует расположение звёзд, а второй обосновал требования заговорщиков Священным законом . Как в первом, так и во втором случаях у монархов одним ударом выбивали из-под ног тот столп, который до этого служил их опорой.

В России силой, сокрушившей Временное правительство, созданное после отречения Николая II от престола, были моряки Балтийского флота, той его части, которая базировалась в портах Финляндии, куда немецкая агентура доставляла крупные партии морфина, оплаченного немецким Генеральным штабом и продаваемого матросам за гроши, доставляемого в кубрики кораблей почти бесплатно.

В Турции силой, вынудившей султана отречься от трона, стали солдаты и офицеры Третьей армии, которых заговорщики привели из Македонии в Стамбул, окружили его дворец и фактически поставили перед выбором: отречение или физическая расправа над ним и его семьёй. Накануне "кто-то" предварительно вывел личную охрану султана, состоящую из албанцев, за стены дворца, оставив его лицом к лицу с заговорщиками.

После войны процесс распада обеих империй сопровождался попытками аннексии Англией, Францией и США исторических земель, вокруг которых они формировались. Эти попытки были заблокированы революциями и войнами, которые как в России, так и в Турции носили двоякий характер: гражданских и национально-освободительных. В ходе этих войн в России гегемоном революционных преобразований постимперского государства был объявлен рабочий класс в союзе с крестьянством, а официальной идеологией стал

приспособленный к реалиям России марксизм, имеющий ярко выраженный классовый характер. В Турции, ввиду отсутствия организованного рабочего класса, гегемоном революции выступила часть офицерского корпуса бывшей султанской армии, сумевшая повести за собой крестьянство и горцев Центральной Анатолии. В Турции классовая идеология не могла найти себе опору в силу неразвитости самих классов и мощной философской традиции ислама, приучившей мусульманина искать объяснения всех явлений общественной, экономической и социальной жизни в Священных текстах. Поэтому пришедшие в 1908 г. к власти младотурки попытались заменить

официальную идеологию Абдул Хамида II панисламизм геополитической доктриной пантюркизма, разработанную в конце ХК в. венгерским евреем Арминием Вамбери. Он появился в Стамбуле в конце 70-х гг. XIX в., изучил арабский язык, принял ислам и под именем Рашида стал зарабатывать на жизнь переводами, составлять письма, деловые бумаги по заказу частных лиц. Владея всеми европейскими языками, он приобрёл известность как полиглот и был принят на службу переводчиком в канцелярию Мехмеда Фуад-паши, министра иностранных дел Османской империи. Он быстро стал незаменим для своего патрона, возглавил его канцелярию, стал богат, получил собственный выезд с охраной, совершил хадж в Мекку и обрёл право на почётный титул "хаджи". Вероятно, в это время он был завербован британской разведкой и стал для неё ценнейшим агентом. Работая в Министерстве иностранных дел, А. Вамбери изучил персидский и тюркский языки и неожиданно для окружающих оставил службу и под видом странствующего дервиша отправился в Туркестан, куда активно проникала Россия. Он обошел с торговыми караванами все ханства Туркестана и вернувшись в Европу, стал незаменимым экспертом по Турции и Туркестану. В изданной им книге: "Путешествие по Средней Азии" он обосновал идеологическую концепцию пантюркизма, основанную на приоритете признака крови и происхождения тюркских народов. Вот её то и нашли удобной пришедшие после переворота 1908 г. к власти младотурки, отказавшиеся от панисламизма Абдул Хамида II. Однако при младотурках она, на наш взгляд, не смогла стать

идеологией объединения населения распадавшейся империи, принесла больше вреда, чем пользы, так как оскорбляла арабов - исторических носителей ислама, делая их второсортными. Ситуация изменилась после навязанного Антантой Турции в октябре 1918 г. Мудросского соглашения, а затем в августе 1920 г. Севрского мирного договора, по которому она расчленялась на четыре зоны оккупации и теряла большую часть территории. Пантюркизм был использован в качестве идеологии национально-

освободительного движения и его главным пропагандистом стал полусерб и полуалбанец по отцу, полумакедонец и полуалбанец по матери, Мустафа Кемаль.

Таким образом, как в России, так и в Турции распад империй сопровождался заимствованием идеологических теорий, разработанных представителями не титульных этносов. Насаждение их в качестве официальной идеологии привело в России к крайнему обострению социального конфликта, а в Турции - национальных отношений. В России марксизм так и не смог стать национальной идеей и спустя семьдесят четыре года он утратил статус государственной идеологии, в то время как в Турции пантюркизм в различных вариациях периодически актуализируется и остаётся поныне официальной идеологией.

Подведём итоги. Революции первых двух десятилетий ХХ в. и Первая мировая война проверили на прочность все существовавшие в то время империи и ни одна из них не выдержала испытаний - все они развалились.

Османская империя, вступившая в войну на стороне немецкого блока рассчитывала, что после войны турецко-германский союз станет доминирующим фактором на Ближнем Восток. Однако эти планы шли в разрез с планами Англии, Франции и России. Последняя видела в начавшейся войне шанс реализовать свою мечту, овладеть зоной проливов Босфора и Дарданелл и обеспечить себе выход из Чёрного моря в Средиземное и Мировой океан. Однако война разрушила планы обеих империй: слабые экономики России и Турции не выдержали бремени военных расходов и империи начали распадаться. Помимо военного бремени империи разрушались изнутри. В Османской империи антиосманским внутренним фактором стал партикулярный национализм, концепция которого была враждебна принципам династической

многонациональной империи. Поощряемый Западом, национализм сначала стал болезнью дома Османов и апогеем его стали Балканские войны и восстание арабов Хиджаза под руководством шерифа Мекки Хусейна аль-Хашими. Россия в то время поощряла национализм балканских народов, но уже через несколько лет столкнулась с таким же партикулярным национализмом в Польше, Прибалтике, в Украине и в Закавказье. От империй стали отпочковываться

моноэтнические образования, ставшие позже независимыми государствами.

В постимперских Турции и России пришедшие к власти силы добивались восторженного признания населением их заслуг в деле спасения Отечества. В Турции на пьедестал истории был поднят М. Кемаль, получивший почётные титулы "газзи" (воин ислама - В.Р.) и "Ата тюрк" (Отец тюрков - В.Р.), в России на пьедестале оказались вожди большевиков. Как в Турции, так и в России это привело к культивированию культа вождя, мнение которого считалось единственно верным. Как Турция, так и Россия, исчезнув как империи, выстояли в гражданских войнах и иностранной интервенции и возродились республиками. Они сохранили определённую степень

преемственности между республиками и империями, сохранив турецкое и русское по сути государства, и объединили в своей новой светской идентичности традиционные культуры Востока и Запада.

Список литературы

1. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. М., 2006.

2. Джексон Д. Послевоенный мир. М., 1937.

3. Джейсон Гудвин. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. М., 2012.

4. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Д.Ю. Арапов. М.,2001.

5. Лорд Кинрос. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1998.

6. Российская империя. Конституция России. [Электронный ресурс] http: //www.rusimpire.ru/ronstitutsiya-rossii. html

7. Финкель Кэролайн. История Османской империи. Видение Османа. М., 2005.

8. Шестопалов П.И. Настроения офицеров 1-й гвардейской "Петровской " бригады между февралём и октябрём 1917 года //Вестник Брянского государственного университета № 1(3) 2017.

9. Чиркин С.В. Двадцать лет службы на Востоке. Записки царского дипломата. М.,

10. Яковлев Е. Война на уничтожение. Что готовил Третий рейх для России. С. Пб.,

11. [Электронный ресурс] https // regnum.ru//news/polit/2257316. html

12. [Электронный ресурс] http: //www.poliglots.ru//articls/vambery. html

Ранчинский Виктор Павлович - кандидат исторических наук, первый заместитель директора института филологии, истории и мировой политики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, vpr_1949@ mail.ru

Османская империя, ядро которой сложилось к середине XIV века, на протяжении нескольких столетий оставалась одной из крупнейших мировых держав. В XVII веке империя вступила в затяжной социально-политический кризис. В первой половине XX века накопившиеся внутренние противоречия и внешние причины привели к распаду Османской империи.

Первая мировая война

Почему распалась Османская империя? Еще накануне войны она находилась в глубоком кризисе.
Его причинами были:

  • национально-освободительная борьба народов, входящих в состав империи;
  • движение за реформы, выразившееся в младотурецкой революции 1908 г.

Участие в Первой мировой войне на стороне Германии и Австро-Венгрии стало исходной точкой распада империи. Боевые действия складывались неудачно.

Потери были настолько велики, что к октябрю 1918 г. размер османской армии сократился до 15% от общей максимальной численности (800 тыс. чел. в 1916 г.).

Рис. 1. Османские войска в Алеппо. 1914 г..

Кратко о причинах распада Османской империи говорит общая ситуация в стране, сложившаяся в годы войны. Был нанесен непоправимый ущерб экономике. За годы войны значительно увеличились налоги. Это привело к резкому возрастанию недовольства как среди немусульманских народов империи, так и среди арабов (Арабское восстание в Хиджазе).

Иностранная оккупация

В октября 1918 г. было подписано перемирие в Мудросе.
Условия были очень тяжелыми:

  • немедленная демобилизация всей армии и флота;
  • открытие средиземноморских проливов (Босфор и Дарданеллы);
  • сдача всех османских гарнизонов и т. д.

Статья 7 перемирия позволяла войскам Антанты оккупировать “любые стратегически важные пункты”, если это вызвано военной необходимостью.

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места – в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии – области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288-1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.
Сын Османа – Орхан I (1326-1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.
Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 -1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.
Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421-1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну – Мехмеду II (1451-1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта – у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.
Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы – Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии). Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.
В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.
В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.
После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось – помешала плохая погода и массовые болезни.
Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.

Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.
За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

Рассказывая об Османской империи нельзя не упомянуть о ее регулярных войсках - янычарах.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме – налог кровью – которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.
Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.

Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем – они могли сделать хорошую карьеру. Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.
Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.

Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк – «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.

К концу XVIII в. Османская империя вступила в полосу острого кризиса, охватившего все отрасли ее хозяйства, вооруженные силы, государственный аппарат. Крестьяне изнемогали под гнетом феодальной эксплуатации. По приблизительным подсчетам, в Османской империи в это время существовало около сотни различных налогов, поборов и повинностей. Тяжесть налогового бремени усугублялась откупной системой. На правительственных торгах выступали высшие сановники, с которыми никто не осмеливался конкурировать. Поэтому они получали откуп за низкую плату. Иногда откуп предоставлялся в пожизненное пользование. Первоначальный откупщик обычно продавал откуп с большой надбавкой ростовщику, тот снова перепродавал его, пока право на откуп не попадало в руки непосредственного сборщика налогов, который возмещал и перекрывал свои издержки беззастенчивым ограблением крестьян.

Десятина взималась натурой со всех видов хлебов, садовых культур, с улова рыбы и пр. Фактически она достигала трети и даже половины урожая. У крестьянина отбирали продукты лучшего качества, оставляя ему худшие. Феодалы сверх того требовали от крестьян выполнения различных повинностей: по строительству дорог, поставок дров, продуктов, а иногда и барщинных работ. Жаловаться было бесполезно, так как вали (генерал-губернаторы) и другие высшие должностные лица сами были крупнейшими помещиками. Если же жалобы иногда достигали столицы и оттуда присылали чиновника для расследования, то паши и беи отделывались взяткой, а крестьяне несли дополнительные тяготы по прокормлению и содержанию ревизора.

Двойному угнетению подвергались крестьяне-христиане. Личный налог на немусульман -- джизья, называвшийся теперь также хараджем, резко увеличился в размере и взимался поголовно со всех, даже с младенцев. К этому добавлялся религиозный гнет. Любой янычар мог безнаказанно совершить насилие над немусульманином. Немусульманам не разрешалось иметь оружие, носить такую же одежду и обувь, как мусульмане; мусульманский суд не признавал свидетельских показаний «неверных»; даже в официальных документах применялись по отношению к немусульманам презрительные и бранные клички.

Турецкое сельское хозяйство разрушалось с каждым годом. Во многих районах целые деревни остались без жителей. Султанский указ в 1781 г. прямо признавал, что «бедные подданные разбегаются, что является одной из причин опустошения моей высочайшей империи». Французский писатель Вольней, совершивший поездку в Османскую империю в 1783--1785 гг., отмечал в своей книге, что усилившаяся примерно за 40 лет до этого деградация земледелия привела к запустению целых деревень. У земледельца нет стимула к расширению производства: «он сеет ровно столько, сколько нужно, чтобы прожить», -- сообщал этот автор.

Стихийно возникали крестьянские волнения не только в нетурецких областях, где антифеодальное движение сочеталось с освободительным, но и в собственно Турции. По Анатолии и Румелии бродили толпы обездоленных, бездомных крестьян. Иногда они составляли вооруженные отряды, нападали на поместья феодалов. Происходили волнения и в городах. В 1767 г. был убит карсский паша. Для усмирения населения были присланы войска из Вана. Тогда же произошло восстание в Айдыне, где жители убили откупщика налогов. В 1782 г. русский посол доносил в Петербург, что «замешательства в разных анатолийских областях день ото дня все более приводят духовенство и министерство в заботу и уныние».

Попытки отдельных крестьян -- как немусульман, так и мусульман -- бросить занятие земледелием пресекались законодательными и административными мерами. Был введен особый налог за отказ от земледелия, усиливший прикрепление крестьян к земле. Помимо того, феодал и ростовщик держали крестьян в неоплатном долгу. Феодал имел право насильно вернуть ушедшего крестьянина и заставить его уплатить налоги за все время отсутствия.

Положение в городах было все же несколько лучше, чем в деревне. В интересах собственной безопасности городские власти, а в столице само правительство старались обеспечить горожан продовольствием. Они забирали у крестьян зерно по твердой цене, вводили хлебные монополии, запрещали вывоз хлеба из городов.

Турецкое ремесло в этот период не было еще подавлено конкуренцией европейской промышленности. Все еще славились внутри страны и за границей атлас и бархат Брусы, шали Анкары, длинношерстные ткани Измира, мыло и розовое масло Эдирне, анатолийские ковры, а в особенности произведения стамбульских ремесленников: крашеные и вышитые ткани, перламутровые инкрустации, изделия из серебра и слоновой кости, резное оружие и т. д.

Но и экономика турецкого города проявляла признаки упадка. Неудачные войны, территориальные потери империи снизили и без того ограниченный спрос на изделия турецкого ремесла и мануфактур. Средневековые цехи (эснафы) тормозили развитие товарного производства. На положении ремесла сказывалось также разлагающее влияние торгово-ростовщического капитала. В 20-х годах XVIII в. правительство ввело систему гедиков (патентов) для ремесленников и торговцев. Без гедика нельзя было заняться даже профессией лодочника, коробейника, уличного певца. Ссужая ремесленников деньгами на приобретение гедиков, ростовщики ставили цехи в кабальную зависимость от себя.

Развитию ремесла и торговли препятствовали также внутренние таможни, наличие разных мер длины и веса в каждой провинции, произвол властей и местных феодалов, разбой на торговых путях. Необеспеченность собственности убивала у ремесленников и купцов всякое желание расширять свою деятельность.

Катастрофические последствия имела порча монеты правительством. Состоявший на службе у турок в качестве военного эксперта венгерский барон де Тотт писал в своих мемуарах: «Монета испорчена до такой степени, что фальшивомонетчики работают ныне в Турции к выгоде населения: каков бы ни был применяемый ими сплав, все равно монета чеканки Великого сеньора еще ниже по стоимости».

В городах свирепствовали пожары, эпидемии чумы и других заразных болезней. Частые стихийные бедствия вроде землетрясений и наводнений довершали разорение народа. Правительство восстанавливало мечети, дворцы, янычарские казармы, но населению не оказывало помощи. Многие переходили на положение домашних рабов или пополняли вместе с бежавшими из деревни крестьянами ряды люмпенпролетариата.

На мрачном фоне народного разорения и нищеты еще ярче выступало расточительство верхов. На содержание султанского двора затрачивались огромные суммы. Титулованных особ, жен и наложниц султана, слуг, пашей, евнухов, стражи насчитывалось в общей сложности более 12 тыс. человек. Дворец, в особенности его женская половина (гарем), был средоточием интриг и тайных заговоров. Придворные фавориты, султанши и среди них самая влиятельная -- султанша-мать (валиде-султан) получали взятки от сановников, добивавшихся прибыльной должности, от провинциальных пашей, стремившихся утаить полученные налоги, от иностранных послов. Одно из высших мест в дворцовой иерархии занимал начальник черных евнухов -- кызлар-агасы (буквально -- начальник девушек). Он имел в своем ведении не только гарем, но также личную казну султана, вакуфы Мекки и Медины и ряд других источников дохода и пользовался большой фактической властью. Кызлар-агасы Бешир в течение 30 лет, до середины XVIII в., оказывал решающее влияние на государственныз дела. В прошлом раб, купленный в Абиссинии за 30 пиастров, он оставил после себя 29 млн. пиастров деньгами, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными каменьями. Его преемник, тоже по имени Бешир, пользовался такой же властью, но не поладил с высшим духовенством, был смещен и потом задушен. После этого начальники черных евнухов сделались осторожнее и старались не вмешиваться открыто в правительственные дела. Тем не менее тайное свое влияние они сохранили.

Коррупция в правящих кругах Турции вызывалась, помимо глубоких причин социального порядка, еще и тем явным вырождением, которое постигло династию Османа. Султаны давно перестали быть полководцами. Они не имели и опыта государственного управления, так как до восшествия на престол жили долгие годы в строгой изоляции во внутренних покоях дворца. К моменту воцарения (что могло случиться очень нескоро, так как престолонаследование шло в Турции не по прямой линии, а по старшинству в династии) наследный принц по большей части являлся морально и физически выродившейся личностью. Таким был, например, султан Абдул-Хамид I (1774--1789), который до вступления на престол провел 38 лет в заключении во дворце. Великие везиры (садразамы), как правило, тоже были ничтожными и невежественными людьми, получавшими назначения при посредстве подкупов и взяток. В прошлом эту должность нередко занимали способные государственные деятели. Такими были, например, в XVI в. знаменитый Мехмед Соколлу, в XVII в. -- семья Кёпрюлю, в начале XVIII в. -- дамад Ибрахим-паша. Даже в середине XVIII в. пост садразама занимал крупный государственный деятель Рагиб-паша. Но после смерти Рагиба-паши в 1763 г. феодальная клика уже не допускала к власти сколько-нибудь сильную и самостоятельную личность. В редких случаях великие везиры оставались на посту два-три года; большей частью они сменялись по нескольку раз в год. Почти всегда за отставкой немедленно следовала казнь. Поэтому великие везиры спешили использовать считанные дни своей жизни и своей власти, чтобы награбить возможно больше и столь же быстро расточить награбленное.

Многие должности в империи официально продавались. За должность господаря Молдавии или Валахии нужно было уплатить 5--6 млн. пиастров, не считая подношений султану и взяток. Взятка настолько прочно вошла в привычки турецкой администрации, что в XVII в. при министерстве финансов даже существовала специальная «бухгалтерия взяток», имевшая своей функцией учет взяток, полученных должностными лицами, с отчислением определенной доли в казну. Должности кадиев (судьей) тоже продавались. В возмещение уплаченных денег кадии пользовались правом взимать с суммы иска определенный процент (до 10%), причем уплачивал эту сумму не проигравший, а выигравший тяжбу, что поощряло предъявление заведомо несправедливых исков. В уголовных делах подкуп судей практиковался открыто.

Особенно страдало от судей крестьянство. Современники отмечали, что «первейшей заботой жителей деревни является сокрытие факта преступления от ведома судей, пребывание которых более опасно, чем пребывание воров».

Большой глубины достигло разложение армии, в особенности янычарского корпуса. Янычары сделались главным оплотом реакции. Они противились каким бы то ни было реформам. Янычарские мятежи стали обычным явлением, и так как у султана не было, кроме янычар, никакой другой военной опоры, то он старался всячески их задобрить. При вступлении на престол султан платил им традиционное вознаграждение -- «джулус бахшиши» («подарок восшествия»). Размер вознаграждения увеличивался в случае участия янычар в перевороте, приведшем к смене султана. Для янычар устраивались развлечения и театральные зрелища. Задержка в выдаче жалованья янычарам могла стоить жизни министру. Однажды в день байрама (мусульманский праздник) церемониймейстер двора по ошибке допустил к целованию султанской мантии начальников артиллерийских и кавалерийских корпусов раньше, чем янычарского агу; султан тут же приказал казнить церемониймейстера.

В провинциях янычары нередко подчиняли себе пашей, держали в своих руках все управление, самовольно взимали налоги и различные поборы с ремесленников и торговцев. Янычары часто сами занимались торговлей, пользуясь тем, что они не платили никаких налогов и были подсудны только своим начальникам. В списках янычар числилось множество людей, не занимавшихся военным делом. Так как жалованье янычарам выдавалось по предъявлении особых билетов (эсаме), то эти билеты стали предметом купли и продажи; большое количество их находилось в руках ростовщиков и придворных фаворитов.

Резко снизилась дисциплина и в других воинских частях. Численность сипахийской кавалерии за 100 лет, с конца XVII по конец XVIII в., уменьшилась в 10 раз: на войну с Россией в 1787 г. удалось с трудом собрать 2 тыс. всадников. Феодалы-сипахи всегда первыми бежали с поля сражения.

В среде военного командования царило казнокрадство. Деньги, предназначавшиеся для действующей армии или для крепостных гарнизонов, наполовину расхищались еще в столице, а львиную долю остального присваивали командиры на местах.

Военная техника застыла в том виде, в каком она существовала в XVI в. Все еще употреблялись, как во времена Сулеймана Великолепного, мраморные ядра. Литье пушек, изготовление ружей и мечей -- все производство военного снаряжения к концу XVIII в. отстало от Европы по крайней мере на полтора столетия. Солдаты носили тяжелую и неудобную одежду, пользовались разнокалиберным оружием. Европейские армии были обучены искусству маневрирования, а турецкая армия действовала на поле битвы сплошной и беспорядочной массой. Турецкий флот, некогда господствовавший во всем Средиземноморском бассейне, после чесменского разгрома в 1770 г. утратил прежнее значение.

Ослабление центральной власти, развал правительственного аппарата и армии способствовали росту центробежных тенденций в Османской империи. Борьба против турецкого господства непрестанно велась на Балканах, в арабских странах, на Кавказе и в других землях империи. К концу XVIII в. огромные размеры приобрели также сепаратистские движения самих турецких феодалов. Иногда это были родовитые феодалы из старинных семей военных ленников, иногда представители новой феодальной знати, иногда просто удачливые авантюристы, сумевшие награбить богатства и набрать собственную наемную армию. Они выходили из подчинения султану и превращались фактически в самостоятельных царьков. Султанское правительство было бессильно бороться с ними и считало себя удовлетворенным, когда добивалось получения хотя бы части налогов и сохранения видимости султанского суверенитета.

В Эпире и в Южной Албании возвысился Али-паша из Тепелены, впоследствии получивший большую известность под именем Али-паши Янинского. На Дунае, в Видине, боснийский феодал Омер Пазванд-оглу набрал целую армиюистал фактическим хозяином Видинского округа. Правительству удалось схватить его и казнить, но вскоре его сын Осман Пазванд-оглу еще более решительно выступил против центрального правительства. Даже в Анатолии, где феодалы еще не восставали открыто против султана, сложились настоящие феодальные княжества: феодальный род Караосман-оглу владел землями на юго-западе и западе, между Большим Мендересом и Мраморным морем; род Чапан-оглу -- в центре, в районе Анкары и Йозгада; род Баттала-паши -- на северо-востоке, в районе Самсуна и Трабзона (Трапезунта). Эти феодалы имели свои войска, раздавали земельные пожалования, взимали налоги. Султанские чиновники не смели вмешиваться в их действия.

Сепаратистские тенденции проявляли также паши, назначенные самим же султаном. Правительство пыталось бороться с сепаратизмом пашей путем частого перемещения их, по два -- три раза в год, из одной провинции в другую. Но если приказ и выполнялся, то результатом было только резкое увеличение поборов с населения, так как паша стремился в более короткий срок возместить свои издержки на покупку должности, на взятки и на переезды. Впрочем, с течением времени и этот способ перестал давать результаты, поскольку паши стали заводить собственные наемные армии.

Упадок культуры. Турецкая культура, достигшая своего расцвета в XV-- XVI вв., уже с конца XVI в. постепенно клонится к упадку. Погоня поэтов за чрезмерной изысканностью и вычурностью формы приводит к оскудению содержания произведений. Техника стихосложения, игра слов начинают цениться выше, чем выраженные в стихе мысль и чувство. Одним из последних представителей вырождающейся дворцовой поэзии был Ахмед Недим (1681--1730), талантливый и яркий выразитель «эпохи тюльпанов». Творчество Недима ограничивалось узким кругом дворцовых тем -- воспеванием султана, придворных пиршеств, увеселительных прогулок, «бесед за халвой» в Саадабадском дворце и кёшках аристократов, но его произведения отличались большой выразительностью, непосредственностью, сравнительной простотой языка. Кроме дивана (собрание стихов), Недим оставил после себя перевод на турецкий язык сборника «Страницы известий» («Сахаиф-уль-ахбар»), более известный под названием «История главного астролога» («Мюнеджим-баши тарихи»).

Дидактическая литература Турции этого периода представлена прежде всего творчеством Юсуфа Наби (ум. 1712г.), автора поэмы моралистического содержания «Хайрие», которая в отдельных своих частях содержала резкую критику современных нравов. Видное место в турецкой литературе заняла также символическая поэма шейха Талиба (1757--1798) «Красота и любовь» («Хюсн-ю Ашк»).

Турецкая историография развивалась по-прежнему в форме придворных исторических хроник. Найма, Мехмед Решид, Челеби-заде Асым, Ахмед Ресми и другие придворные историографы, следуя давней традиции, описывали в апологетическом духе жизнь и деятельность султанов, военные походы и т. п. Сведения о зарубежных странах содержались в отчетах о турецких посольствах, направлявшихся за границу (сефарет-наме). Наряду с некоторыми верными наблюдениями в них было много наивного и просто выдуманного.

В 1727 г. в Стамбуле открылась первая в Турции типография. Ее основателем был Ибрахим-ага Мютеферрика (1674--1744), выходец из бедной венгерской семьи, попавший мальчиком в плен к туркам, затем принявший мусульманство и оставшийся в Турции. Среди первых книг, напечатанных в типографии, были арабско-турецкий словарь Ванкули, исторические труды Кятиба Челеби (Хаджи Халифе), Омера эфенди. После смерти Ибрахима-аги типография почти 40 лет бездействовала. В 1784 г. она возобновила свою работу, но и тогда она выпускала очень ограниченное количество книг. Печатание корана было воспрещено. Произведения светского содержания тоже переписывались большей частью от руки.

Развитию науки, литературы и искусства в Турции особенно препятствовало засилье мусульманской схоластики. Высшее духовенство не допускало светского образования. Муллы и многочисленные дервишские ордена опутывали народ густой паутиной суеверий и предрассудков. Признаки застоя обнаруживались во всех областях турецкой культуры. Попытки возродить старые культурные традиции обрекались на провал, освоение новых, шедших с Запада, сводилось к слепому заимствованию. Так обстояло, например, с архитектурой, которая пошла по пути подражания Европе. Французские декораторы ввели в Стамбуле искаженный барокко, а турецкие строители перемешивали все стили и сооружали уродливые здания. Ничего примечательного не было создано и в живописи, где были нарушены строгие пропорции геометрического орнамента, замененного теперь, под влиянием европейской моды, растительным орнаментом с преобладанием изображения тюльпанов.

Но если культура господствующего класса переживала период упадка и застоя, то народное творчество продолжало неуклонно развиваться. Большой любовью масс пользовались народные поэты и певцы, отражавшие в своих песнях и стихах вольнолюбивые народные мечты и чаяния, ненависть к угнетателям.Широкую популярность приобретают народные рассказчики (хикяеджилер или меддахи), а также народный театр теней «карагёз», представления которого отличались острой злободневностью и освещали происходившие в стране события с точки зрения простого народа, соответственно его пониманию и интересам. 2. Балканские народы под властью Турции Положение балканских народов во второй половине XVII и в XVIII в.

Упадок Османской империи, разложение военно-ленной системы, ослабление власти султанского правительства -- все это тяжело отражалось на жизни находившихся под турецкой властью южнославянских народов, греков, албанцев, молдаван и валахов. Образование чифтликов, стремление турецких феодалов увеличить доходность своих земель все более ухудшали положение крестьянства. Раздача в горных и лесных районах Балкан в частное владение земель, принадлежавших ранее государству, вела к закрепощению общинного крестьянства. Власть помещиков над крестьянами расширилась, установились более суровые, чем раньше, формы феодальной зависимости. Заводя собственное хозяйство и не довольствуясь натуральными и денежными поборами, спахии (сипахи) заставляли крестьян выполнять барщину. Большое распространение получила передача спахилуков (турецкое -- сипахилик, владение сипахи) на откуп ростовщикам, которые беспощадно грабили крестьян. Произвол, взяточничество и самоуправство местных властей, судей-кадиев, сборщиков налогов росли по мере ослабления центральной власти. Янычарские войска превратились в один из главных источников мятежей и неурядиц в европейских владениях Турции. Ограбление турецким войском и особенно янычарами мирного населения превратилось в систему.

В дунайских княжествах в XVII в. продолжался процесс укрупнения боярских хозяйств и захвата крестьянских земель, сопровождавшийся ростом крепостнической зависимости основной массы крестьянства; лишь немногие зажиточные крестьяне имели возможность получить личную свободу за большой денежный выкуп.

Рост ненависти к турецкому господству со стороны балканских народов и стремление турецкого правительства выжать больше налогов побуждали последнее проводить в XVII в. политику полного подчинения турецким властям и феодалам ряда горных районов и окраинных областей империи, ранее управлявшихся местными христианскими властями. В частности, права сельских и городских общин в Греции и Сербии, пользовавшихся значительной самостоятельностью, неуклонно урезывались. Усилился нажим турецких властей на черногорские племена с целью принудить их к полной покорности и к регулярному платежу харача (хараджа). Дунайские княжества Порта стремилась превратить в обычные пашалыки, управляемые турецкими чиновниками. Сопротивление сильного молдавского и валашского боярства не позволило осуществить это мероприятие, однако вмешательство во внутренние дела Молдавии и Валахии и фискальная эксплуатация княжеств значительно усилились. Используя постоянную борьбу боярских группировок в княжествах, Порта назначала молдавскими и валашскими господарями своих ставленников, смещая их через каждые два-три года. В начале XVIII в., опасаясь сближения дунайских княжеств с Россией, турецкое правительство стало назначать господарями стамбульских греков--фанариотов (Фанар -- квартал в Стамбуле, где имел местопребывание греческий патриарх; фанариоты -- богатые и знатные греки, из среды которых выходили высшие представители церковной иерархии и чиновники турецкой администрации; фанариоты занимались также крупными торгово-ростовщическими операциями.), тесно связанных с турецким феодальным классом и правящими кругами.

Обострение противоречий внутри империи и нарастание в ней социальной борьбы привели к росту религиозного антагонизма между мусульманами и христианами. Усилились проявления мусульманского религиозного фанатизма и дискриминационная политика Порты по отношению к христианским подданным, участились попытки насильственного обращения в ислам болгарских сел, целых черногорских и албанских племен.

Православное духовенство сербов, черногорцев и болгар, пользовавшееся большим политическим влиянием среди своих народов, нередко активно участвовало в антитурецких движениях. Поэтому Порта с крайним недоверием относилась к южнославянскому духовенству, стремилась умалить его политическую роль, воспрепятствовать его связям с Россией и другими христианскими государствами. Зато фанариотское духовенство пользовалось поддержкой турок. Порта попустительствовала эллинизации южнославянских народов, молдаван и валахов, которую пыталась проводить греческая иерархия и стоявшие за ее спиной фанариоты. Константинопольское патриаршество назначало на высшие церковные должности только греков, которые сжигали церковно-славянские книги, не допускали церковной службы на другом языке, кроме греческого, и т. д. Эллинизация особенно активно проводилась в Болгарии и дунайских княжествах, но она встречала сильное сопротивление народных масс.

В Сербии в XVIII в. высшие церковные должности также захватывались греками, что привело к быстрому расстройству всей церковной организации, игравшей ранее большую роль в поддержании национального самосознания и народных традиций. В 1766 г. Константинопольское патриаршество добилось от Порты издания фирманов (султанские указы), подчинивших автокефальное Печское патриаршество и Охридское архиепископство власти греческого патриарха.

Средневековая отсталость Османской империи, хозяйственная разобщенность областей, жестокий национальный и политический гнет затрудняли экономический прогресс порабощенных Турцией народов Балканского полуострова. Но, несмотря на неблагоприятные условия, в ряде районов европейской части Турции в XVII--XVIII вв. наблюдались заметные сдвиги в экономике. Развитие производительных сил и товарно-денежных отношений происходило, однако, неравномерно: в первую очередь оно обнаружилось в некоторых приморских областях, в районах, расположенных по течению больших рек и на международных торговых магистралях. Так, в приморских частях Греции и на островах выросла судостроительная промышленность. В Болгарии значительно развились текстильные ремесла, обслуживавшие нужды турецкой армии и городского населения. В дунайских княжествах возникли предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья, текстильные, бумажные и стекольные мануфактуры, основанные на крепостном труде.

Характерным для этого периода явлением был рост новых городов в некоторых областях Европейской Турции. Так, например, в предгорьях Балкан, в Болгарии, в удаленных от турецких центров районах возник ряд торговых и ремесленных болгарских поселений, обслуживавших местный рынок (Котел, Сливен, Габрово и др.).

Внутренний рынок в балканских владениях Турции был развит слабо хозяйство областей, удаленных от крупных городских центров и торговых путей, носило еще в основном натуральный характер, однако рост торговли постепенно разрушал их замкнутость. Первостепенное значение в экономике стран Балканского полуострова издавна имела внешняя и транзитная торговля, находившаяся в руках иностранного купечества. Впрочем, в XVII в. в связи с упадком Дубровника и итальянских городов местные купцы начинают занимать в торговле более прочные позиции. Особенно большую экономическую силу приобрела в Турции греческая торгово-ростовщическая буржуазия, подчинившая своему влиянию более слабое южнославянское купечество.

Развитие торговли и торгово-ростовщического капитала, при общей отсталости общественных отношений у балканских народов, еще не создавало условий для возникновения капиталистического способа производства. Но чем дальше, тем становилось очевиднее, что экономика балканских народов, находившихся под гнетом Турции, развивается самостоятельным путем; что они, живя в самых неблагоприятных условиях, все же обгоняют в своем общественном развитии господствующую в государстве народность. Все это делало неизбежной борьбу балканских народов за свое национально-политическое освобождение. Освободительная борьба балканских народов против турецкого ига.

На протяжении XVII--XVIII вв. в различных частях Балканского полуострова не раз вспыхивали восстания против турецкого господства. Эти движения имели обычно локальный характер, возникали неодновременно, не были достаточно подготовлены. Они беспощадно подавлялись турецкими войсками. Но проходило время, неудачи забывались, надежды на освобождение возрождались с новой силой, а вместе с ними поднимались и новые восстания.

Основной движущей силой в восстаниях выступало крестьянство. Нередко в них принимало участие и городское население, духовенство, даже сохранившиеся в некоторых областях феодалы-христиане, а в Сербии и Черногории -- местные христианские власти (кнезы, воеводы и племенные вожди). В дунайских княжествах борьба с Турцией обычно возглавлялась боярами, надеявшимися с помощью соседних государств освободиться от турецкой зависимости.

Все описанные явления, происходившие в Османской империи в период обострения внешне и внутриполитического кризиса, появлялись вследствие возрастающего недовольства граждан империи действиями правящей знати.

Итогом всех происходящих изменений в социально-политической жизни империи стало перерождение Османской империи в новое государство Турецкая Республика