Крейсер "аврора" отправится к месту вечной стоянки после ремонта. Крейсер «Аврора» вернулся под аплодисменты (фото) Аврора крейсер когда вернется с ремонта

Легендарный крейсер «Аврора» вернулся! В ночь с пятницы на субботу тысячи петербуржцев и гостей города вышли встречать его на набережные Невы. Была среди встречающих и корреспондент «СП». И не пожалела, что предпочла мягкому дивану в эту прохладную летнюю ночь двухчасовое ожидание под моросящим дождем разводки мостов, и прохода под ними исторического корабля, носящего почетное звание крейсер 1-го ранга Военно-морского флота России.

На ремонт ушла «Аврора» без малого два года назад — 21 сентября 2014 года. Он к тому времени был остро необходим. Министерство обороны РФ выделило на него 824 млн. рублей. Поучаствовал и город, вложив средства в благоустройство Петроградской набережной, у места вечной стоянки крейсера. Посещение которого, кстати сказать, будет теперь платным. Стоимость билета составит, по предварительным данным, 100 рублей. Как считают в Смольном, это поможет «организовать посетителей», в том смысле, что бережней станут относиться к кораблю.

Со времени предыдущего ремонта прошло к началу нынешнего без малого 30 лет. Проходил он на этот раз на Кронштадтском морском заводе. 700 человек — специалистов самого разного профиля участвовали в работах. В доке при осмотре корабля на корпусе ниже ватерлинии была обнаружена трещина. Её заварили. Потребовалась реконструкция части палубы. На «Авроре» она уникальная — тиковая. Материал очень дорогой. Поэтому заменяли только поврежденные участки. Главной задачей ремонта было максимальное сохранение исторического облика корабля.

С набережной палубы, конечно, не видно. Тем более, ночью. Та, кстати, выдалась довольно темной из-за нависших туч. Тем сильнее было впечатление от крейсера, появившегося в час тридцать сквозь разведенные пролеты Благовещенского моста. Рядом с четырьмя буксирами, а также катерами сопровождения, которые вели его сначала по Морскому каналу к Неве, а затем и по самой Неве, он казался гигантом — мощный, броня отсвечивает в лучах прожекторов, на борту — пушки, из трубы валит дым, а на мачте развивается Андреевский флаг!

Вся команда корабля была в этот момент, как принято у моряков при возвращении домой, на палубе: командир корабля, три офицера, пять мичманов и восемнадцать счастливчиков-матросов срочной службы. Весь экипаж — военный. Теперь он отвечает за безопасность стоянки, за порядок на борту, и чтобы палуба была всегда надраена. Гражданские сотрудники будут лишь в музее.

Моряки «Авроры» стояли на палубе в одной шеренге, глядя на заполненные встречающими набережные. А встречающие, люди самого разного возраста — от детворы до пожилых — кричали «Ура!», аплодировали, и запускали в небо кто разноцветные шары, кто фейерверк. Ни у кого при этом не возникало вопросов, почему все-таки именно ночью нужно было вести корабль (из Кронштадта он стартовал в 21 час)? Не проще ли в светлое время суток, как это было в сентябре 2014-го, когда он уходил в док? Ответ был дан загодя: разводка трех центральных мостов в разгар дня — удовольствие и недешевое и хлопотное, учитывая загруженность наших переправ, в том числе, общественным транспортом. А кто, мол, захочет «Аврору» встретить, посчитали в Смольном и в Адмиралтействе, тот придет и ночью. Так, собственно, и случилось.

При этом многие горожане, а также туристы заранее озаботились «удобной смотровой площадкой». В чем им помогли коммерсанты. Когда стали известны дата возвращения крейсера, график его речной проводки, тут же появились и предложения. От отельеров — снять комнату с видом на Петроградскую набережную (цены от 3,5 до 6000 тысяч рублей за ночь). От владельцев частных катеров — 10000 рублей за час-полтора «сопровождения «Авроры» по Неве (при обычной стоимости ночной прогулки 3−4 тысячи руб. в час). От таксистов, обещавших «доставить прямо к борту», при том, что все мосты, ведущие к месту стоянки корабля, были подняты с полвторого до 5 утра…

Предваряя это действительно волнующее и торжественное событие корреспондент «СП» не однажды общалась с капитаном первого ранга запаса Игорем Курдиным , в свое время немало сделавшем для возвращения крейсера в состав ВМФ РФ, организации его ремонта. Игорь Кириллович — создатель известного на всю страну Петербургского клуба моряков-подводников, советник губернатора на общественных началах и глава Попечительского совета «Авроры». В последние месяцы он был буквально на разрыв у журналистов. Все хотели знать подробности ремонта и возвращения исторического корабля. Несмотря на сумасшедшую занятость, Курдин хоть минуту, но находил для каждого.

«СП»: Многих интересует, почему «Аврору» нужно было непременно буксировать, разве не может она идти своим ходом?

— Не может. У «Авроры» нет винтов. Правда, есть руль, исторический, из морёного дуба, обитый медью. И — историческая машина, отреставрированная во время предыдущего ремонта. Но это все же скорее макет, машина не действующая.

«СП»: Одно время ходили разговоры о том, что нужно поставить её на ход, отправив затем с патриотической миссией в морской поход…

— Да, был такой прожект, но от него отказались. На мой взгляд, правильно сделали.

«СП»: Но у неё имеется собственная система управления?

— «Аврора» оборудована сейчас самой современной системой видеонаблюдения и охраны. И в этом смысле защищает сама себя очень надежно.

«СП»: То есть, к примеру, руферам, однажды проникшим на крейсер и попытавшимся поднять на мачте пиратский флаг, теперь вряд ли удастся повторить этот сомнительный «подвиг»?

— Руферам «соваться» на корабль не советую. Да вряд ли у них это теперь и получится. Тем более, что «Аврора» — военный объект, и экипажу в случае ЧП разрешено стрелять на поражение.

«СП»: Для многих крейсер «Аврора» — символ революции 1917 года. А для вас?

— В 1970-м году я принимал здесь воинскую присягу. Мне «Аврора» до сих пор снится почти каждую ночь.

В течение ближайших двух недель крейсер подсоединят ко всем необходимым техническим линиям обеспечвения. Будет завершено также формирование музейной экспозиции. Торжественное открытие музея намечено на День ВМФ РФ, 31 июля. Если прежде большая часть экспозиции был посвящена в нем событиям Октябрьской революции 1917 года, то теперь она расширена и дополнена документами и экспонатами от времен закладки корабля, его участия в боевых походах Русско-Японской и Первой мировой войн и заграничных походов 1920-х гг. до нынешнего периода.

Восстановили на «Авроре» и исторический лазарет. К осени его дополнит макет старинного рентгеновского аппарата. Именно наш крейсер был первым в отечественном флоте кораблем, на котором использовали рентген.

Справка «СП»

«Аврора» была заложена морским министерством России в 1897 г. вместе с двумя другими кораблями серии быстроходных крейсеров — «Паллада» и «Диана». В народе их сразу стали называть «богинями русского флота

Строили крейсер на Новом Адмиралтействе в Петербурге, спустили на воду в 1903 году. Свое название он получил в честь парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну.

Главным оружием «Авроры» стали 152-мм скорострельные орудия системы французского инженера Гюстава Канэ , способные делать 10 выстрелов в минуту на расстояние до 11 км.

«Аврора» принимала участие в Русско-японской войне 1904 — 1905 гг., в частности, в Цусимском сражении; в Первой мировой, Гражданской и в Великой Отечественной войнах (в обороне Ленинграда). «Исторический выстрел» в сторону Эрмитажа в октябре 1917 г. — это легенда, которой крейсер обязан советскому кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну. К 10-летию Социалистической революции он снял картину «Октябрь» (в зарубежном прокате «Десять дней, которые потрясли мир»), в котором «для красоты» впервые и прозвучала «история с выстрелом». О чем в том же 1917-м поведал читателям городской газеты один из офицеров крейсера: «Граждане Петрограда! Мы по Зимнему не стреляли».

В 1956 году на крейсере был создан филиал Центрального военно-морского музея.

Нынешний статус крейсера: корабль № 1ВМФ РФ. Входит в состав бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, которая, в свою очередь, входит в состав Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота.

Ремонт судна завершен

Крейсер «Аврора» вернулся к месту вечной стоянки у Петровской набережной в Петербурге. Судно было на ремонте в Кронштадском морском заводе. Буксировать «Аврору» начали ночью, чтобы к разводке главных петербургских мостов крейсер смог под ними пройти. Около половины второго судно прошло под Благовещенским, а затем – под Дворцовым и Троицким мостами. Буксировали его бережно и крайне медленно – с двух часов ночи до утра буксиры «прицеливались». Как удачнее поставить крейсер у Петровской набережной.

Посмотреть на зрелище пришли тысячи петербуржцев, дороги не справлялись с потоком машин. Ситуация осложнялась изменением графика разводки некоторых мостов, из-за чего многие зрители не смогли близкой подойти к крейсеру.

Из-за погодных условий время буксирования крейсера несколько раз переносилось – изначально возвращение «Авроры» с двухлетнего ремонта планировалось днем, но потом специалисты заметили, что удачнее будет вернуть ее на место ночью, во время наибольшего подъема воды.

Тут же, на набережной, продавали морскую атрибутику, от Андреевских флагов до тельняшек, кто-то размахивал советским флагом, стоя на гранитном бортике. Местные и туристы, дети и пенсионеры. Одна из пенсионерок, встречавшая крейсер в первых рядах, заметила корреспонденту «МК», что и провожала, и встречает «Аврору» - потому что это интересно, необычно, да и людей тут много. Празднично.


После реставрации «Аврора» сохранила исторические помещения, кроме того, крейсер оснастили новейшей автоматикой. Крейсер построили в 1896 – 1903 годах, он участвовал в русско-японской войне, уцелел в Цусимском сражении и в Первой мировой. Считается, что именно холостой выстрел «Авроры» 7 ноября 1917 года дал сигнал к штурму Зимнего дворца. В Великую Отечественную войну «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда.

Возвращение крейсера "Аврора".

После двухлетнего ремонта на Кронштадтском морском заводе легендарный крейсер «Аврора», корабль № 1 ВМФ, вернулся в Петербург.

«Аврора» была заложена в 1896 году, а спущена на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II. Название кораблю выбрал сам самодержец. В мае 1905 года в составе Российского императорского флота крейсер участвовал в Цусимском сражении. После знаменитого боя «Аврора» оказалась в филиппинской Маниле, где состоялся ее первый ремонт. Первую мировую войну корабль встретил в Балтийском море. В октябре 1917 года команда приняла участие в революционных событиях в Петрограде. Холостой выстрел с «Авроры» послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. Совершив исторический залп, крейсер стал одним из символов революции. Во время Великой Отечественной войны с корабля сняли орудия. На их основе была сформирована батарея под названием «Аврора».

Переезд в особо крупном размере

Пострадавший в боях крейсер реконструировали неоднократно. После ремонта 80-х годов заявлялось, что «Аврора» превратилась в «новодел». Но корабль стал частью Центрального Военно-морского музея. В 2014 году был дан старт очередному ремонту. Стоимость работ оценивалась в 840 млн рублей.

Перед тем, как отправить «Аврору» на ремонт, шла долгая дискуссия. Представители «морского сообщества» настаивали: «Город должен видеть, как уходит крейсер и как он возвращается». Корабль покинул Пероградскую набережную утром 21 сентября 2014 года. Посмотреть на событие пришли тысячи людей. Возвратилась «Аврора» ночью 16 июля 2016 под аплодисменты тысяч горожан и туристов. Недоумение вызывало только то, почему крейсер решили доставить в город под покровом ночи.

Можно предположить, что инициаторы буксировки хотели сэкономить деньги из бюджета — не тратиться на разведение трех петербургских мостов в дневное время. Поверить в это трудно, потому что буквально две недели назад ради «вальса буксиров» в рамках Речного карнавала днем развели Благовещенский мост.

Крейсер № 1 шел к своему месту стоянки на Петроградской набережной в особом порядке. Тянули «Аврору» из Кронштадта в Петербург не только четыре заявленных буксира, но и «вся королевская рать». В сопровождающих крейсера значились и катера транспортной полиции, и лодки МЧС, не говоря уже о плавсредствах ВМФ. Эту процессию пропускали танкеры «река-море», тянущие нефть со Средней Волги.

В этом смысле ночное возвращение «Авроры» было сопоставимо с праздником «Алые паруса». В ночь выпускников Нева также практически закрыта для транзитного движения судов. Сутки простоя в ожидании разводки мостов стоят дорого. Но судовладельцы уже свыклись с подобными форс-мажорами.

Зато петербуржцы, встречавшие «Аврору», были настроены революционно. На Английской набережной автолюбители выскакивали из своих машин и бежали к парапету. Они хотели помахать рукой легендарному кораблю. Однако рядом дежурили представители ДПС, которые пытались напомнить водителям о правилах парковки. Автовладельцы замечали на это, что день сегодня особый — возвращается «Аврора».

В небе кружили несколько квадрокоптеров — они пытались заснять исторический момент возвращения корабля № 1 ВМФ РФ на место вечной стоянки с небес. Однако отдельные разгоряченные петербуржцы называли светящиеся летающие механизмы белогвардейскими шпионами и целили в них бутылками.

Сама «Аврора» прошла по Неве очень быстро. У нее действительно была крейсерская скорость. Перед кораблем, как по желанию, открылись и Благовещенский, и Дворцовый, и Троицкий мост. Зевакам оставалось только успевать махать руками и делать селфи. При этом многих удивил дым, который шел из одной из труб. Не все поверили в то, что «Аврора» решила вспомнить свое прошлое. Но «историческая реконструкция» многим понравилась. Люди аплодировали, делали фотографии. Некоторые даже забирались на машины, чтобы лучше увидеть крейсер.

Многих удивляло то, что после ремонта корабль не обзавелся навигационной системой AIS — Automatic Information System, которая позволяет отслеживать движение судов в режиме реального времени. Но, наверное, «Аврора» как раз и является крейсером № 1 ВМФ, чтобы никто не знал, что он теперь находится на Петроградской набережной.

К месту вечной стоянки корабль подошел около 5 утра.

После ремонта «Аврора» вновь сможет стрелять. На ее борту будут на время устанавливать салютную пушку. Правда, ради исторической достоверности, ее будут убирать. Стрельба будет производиться только по особым случаям. Сообщалось, что на корабле установлены десятки видеокамер, чтобы следить за нарушителями порядка.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 июл — РИА Новости. Легендарный крейсер "Аврора", который находился на ремонте с сентября 2014 года, прибыл к месту вечной стоянки у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.

Днем 15 июля на Кронштадтском морском заводе прошла церемония, посвященная завершению ремонта крейсера, а вечером началась его буксировка в Петербург. Крейсер вышел из Кронштадта после 21.00 пятницы. Его буксировали четыре буксира. Для прохождения "Авроры" по Неве были разведены три моста — Благовещенский, Дворцовый и Троицкий.

"Аврора" уже подошла к месту своей стоянки на Петроградской набережной", — сообщил РИА Новости представитель ГУМЧС по Санкт-Петербургу. Катера ГИМС участвовали в обеспечении безопасности прохождения крейсера.

По Неве "Аврора" прошла в полной иллюминации. Тысячи петербуржцев пришли ночью на набережные, чтобы увидеть возвращение легендарного крейсера.

Нахимовцы продолжат занятия на крейсере "Аврора" после его ремонта Студенты Нахимовского военно-морского училища также будут участвовать и в военно-патриотических мероприятиях, проводимых на "Авроре", надеется представитель российского оборонного ведомства Антон Губанков.

Как сообщалось ранее, после прибытия "Авроры" к месту своей стоянки у Петроградской набережной начнется операция по ее швартовке и установке, которая может занять несколько часов. Затем начнется процесс подключения корабля ко всем коммуникациям: водопроводу, электричеству, связи.

Планируется, что торжественное открытие обновленной экспозиции на "Авроре" состоится в День Военно-Морского флота России — 31 июля, а для посетителей музей откроется 3 августа.

На Кронштадтском морском заводе был проведен доковый ремонт корпуса корабля, в ходе которого заварена трещина выше ватерлинии. Крейсер оборудован новыми системами пожаротушения и сигнализации, выполнен ремонт и покраска корпуса, восстановлен исторический интерьер внутренних корабельных помещений, установлена также новая система видеонаблюдения. Итоговая сумма финансирования ремонта не изменилась и составила порядка 840 миллионов рублей.

Число экспонатов крейсера "Аврора" увеличится почти вдвое На обновленном корабле появится несколько новых помещений - медицинский кабинет, уголок священника, каюта флагмана и кабинет офицеров. Всего на корабле для посетителей будут работать 9 помещений и 6 тематических блоков экспозиции.

Легкий артиллерийский крейсер первого ранга "Аврора" был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году. Предыдущий ремонт "Авроры" был проведен в 1984 году. Крейсер "Аврора" является объектом культурного наследия Российской Федерации, реликвией Российского флота и символом Великой октябрьской социалистической революции 1917 года. Сам корабль находится в составе ВМФ России, а музейная экспозиция на его борту — в ведении управления культуры министерства обороны РФ.

Крейсер за время нахождения в боевом составе военного флота прошел более 100 тысяч морских миль, участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Артиллерийский выстрел из носового орудия "Авроры" послужил сигналом к началу революционного штурма Зимнего дворца в Петрограде 7 ноября 1917 года. С 1948 года корабль находится на вечной стоянке. До 1956 года он служил учебной базой для воспитанников Нахимовского военно-морского училища, затем был преобразован в музей.

Уже более полутора лет панорама Петроградской набережной у Нахимовского военно-морского училища непривычно пуста: здесь не хватает легендарной «Авроры» - знаменитого крейсера I paнга, участника трех революций и четырех войн, посмотреть на который приезжают туристы не только из разных уголков России, но и мира. Сейчас строгая морская красавица находится на ремонте в Кронштадте, но уже через считанные дни, наконец, вернется домой.

Крейсер «Аврора» отбыл с места своей «вечной» стоянки 21 сентября 2014 года, когда его сняли со швартов и отбуксировали в док имени П.И. Велещинского Кронштадтского Морского завода. До этого знаменитое судно не покидало привычного адреса напротив Нахимовского военно-морского училища почти 27 лет - со времени его масштабного ремонта в 1984-87 годах.

Предварительно сообщалось, что новые ремонтные работы займут не менее двух лет, и «Аврора» вернется на свое привычное место к 2017 году. Однако позже стало известно, что возвращения легендарного крейсера можно ждать уже летом 2016 года. А недавно появилась и точная дата - 16 июля.

Как будет проходить возвращение «Авроры» на её обычное место?

15 июля в 21:00 крейсер «Аврора» покинет Кронштадский морской завод, где и проходили работы по ремонту корабля. По плану в 21:30 крейсер проследует через Лесные ворота Кронштадской гавани, и под утро войдёт в Неву: предполагается, что в 04:35 судно преодолеет Благовещенский мост, а в 04:45 - Дворцовый. Постановка крейсера к Петроградской набережной будет происходить вплоть до 10:00 16 июля . В течение ночи с 15 на 16 июля, а также утром будет полностью закрыта навигация в акватории Невы, а на берегу временно прекратится движение транспорта на участке Петроградской набережной у места стоянки «Авроры» и частично – на Пироговской набережной.

Операцию по транспортировке знаменитого судна выполнит Ленинградская военно-морская база Балтийского флота с привлечением сил четырёх буксиров. Помешать разработанному плану способна только погода: в случае, если гидрометеорологические условия будут неблагоприятными, после прохода моста ЗСД крейсер временно ошвартуется у Английской набережной.

Место «вечной» стоянки крейсера к возвращению своего знаменитого «жильца» уже готово: проведены все необходимые проверки дна, обновлены системы коммуникации и установлено рейдовое оборудование, а пристань «Авроры» - участок Петроградской набережной длиной 127 метров - был передан городом в безвозмездное пользование Центральному военно-морскому музею сроком на 99 лет.

Что изменилось на «Авроре» за время ремонта?

Внешне «Аврора» существенно не изменилась: знаменитые три трубы, орудия по периметру - все осталось на месте. При этом палуба крейсера была частично заменена на более прочную и удобную, корпус - очищен, обследован и заново покрашен. Трещина выше ватерлинии под иллюминатором заварена и зачищена; восстановлены спасательные шлюпки, отреставрировано тиковое перо руля крейсера. Проведен внутренний ремонт: зачистка, обследование, ремонт и покраска цистерн и танков, донно-забортной арматуры и механизмов, соприкасающихся с внешней средой. В машинном отделении был проведен капитальный ремонт дизель-генераторов судна. Кроме того, обновились системы безопасности и пожаротушения, были заново отделаны внутренние помещения.

На палубе теперь предусмотрено специально место под салютную пушку, т.е. по праздникам и торжественным поводам с «Авроры» будет возможен запуск салюта. Чтобы не нарушать исторический облик крейсера пушку будут выставлять только по необходимости, а на остальное время - убирать.

Когда «Аврору» только отбуксировали на ремонт, велись разговоры о том, что советская символика с корабля пропадет, однако впоследствии ее было решено оставить. Поэтому петербуржцы и гости города могут не опасаться, что не узнают облик знаменитого судна, когда оно вернется на Петроградскую набережную. А вот музейная экспозиция «Авроры» претерпит серьезные изменения.

Что будет в обновленном музее на борту крейсера «Аврора»?

До реставрации экспозиция музея на крейсере «Аврора» была полностью посвящена Великой Октябрьской революции. После того, как крейсер вернётся на место мемориальной стоянки здесь, как и прежде, разместится филиал Центрального военно-морского музея, однако выставочная часть заметно расширится, и будет включать в себя 9 залов и 6 тематических блоков, посвященных не только событиям 1917 года, но и истории самого корабля, службе и быту личного состава судна, а также участию крейсера в Русско-японской войне 1904-1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Также на «Авроре» восстановят и сделают частью экспозиции медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование.

Экспозиция станет интерактивной: помимо документальных материалов и фотографий, будут воссозданы исторические сцены, появятся манекены матросов, костюмы, флаги, корабельная утварь, предметы быта. Подробности о каждом из представленных экспонатов посетители смогут узнавать из аудио-комментариев. Кроме того, в «Авроре» предусмотрен и небольшой зал для временных выставок. Таким образом, легендарный крейсер из символа только Октябрьской революции превратится в памятник истории российского военно-морского флота в целом.

Для посетителей «Аврора» откроется после Дня Военно-Морского Флота, который отмечается 31 июля. Именно к этому времени планируется завершить оформление всех предусмотренных экспозиций. Помимо прочего, на обновлённом крейсере заработает Wi-Fi, так что можно сказать, что несмотря на почтенный возраст корабль продолжает идти в ногу со временем.

При этом действовать «Аврора» будет не только как музей: на крейсере оборудованы два кубрика для личного состава корабля и два учебных класса Нахимовского военно-морского училища, где курсанты будут изучать основы мореходного дела.