Эссе «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж) (ЕГЭ обществознание). "Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами" А. Фардж Анализ работ, проведенный членами жюри Олимпиады


ГОСКОМВУЗ РФ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

РЕФЕРАТ
«Маргиналы и
маргинальность»
Факультет АВТ
Группа АА-68
Студент Фоминых А.
Преподаватель Ромм М.В.
Отметка о защите
Дата сдачи 4.11.98 г.
Новосибирск 1998г.

Маргиналы и
маргинальность
Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как
имя существительное в 1972 г. (ранее существовало только понятие
«маргинальный»). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает
общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была
глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли
тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие
выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть
маргиналами.

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с
общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим
общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или
вымышленного столкновения с окружающим миром.
Уход в
маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо разрыв всех традиционных связей и создание
своего собственного, совершенно иного мира;
- либо постепенное вытеснение (или насильственный
выброс) за пределы законности.
В любом
варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса
деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал
обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество
выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот,
который считается «нормальным» и светлым.
Истории
и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век
происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и
теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей,
нарушают ее установления. Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации
служит страх - перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями,
чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина
врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в
зависимости от эпохи.
1656
год во Франции положил начало новой практике отныне оказывает неизменное
воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют,
однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе. Жизнь его, лишенная
скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его
членов, при полной ясности всех действий и обрядов.
В конце XVII
века возникает новая модель (проект) : изолировать маргиналов как
явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих,
тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального
госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения
карательных санкций.
Со своей
стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать все более многочисленные
и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет
порождать новые формы правонарушений и маргинальности. В XIX веке
окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев,
квалифицируемых законом как про-тивоправное поведение, возрастает и число лиц,
объявляемых опасными, подвергаемых остракизму.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: про- должая
причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как
подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-
шатанные экономическими процессами. В тираж выходят
теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен
поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт
распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из
употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума,не
сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не
приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать),
они остаются на обочине дороги, по
которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных
к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми,
идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с
усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной
среды.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на
«обочинах» или попроту за рамками характерных для данного общества основных
структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Американские ученые 30-50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и
притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные
меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной
интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только
ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах
реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально
и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного
опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике.
Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм
протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной
и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и
религиозного творчества. Ретроспективный
взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие
тенденции в духовной истории человечества (мировые религии,
великие философские системы и научные
концепции, новые формы художественного отображения мира) во
многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным
средам.
Технологические, социальные и культурные
сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые
очертания. Урбанизация, массовые миграции,
интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных
традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств
массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в
современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов
и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно
выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших
на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты,
политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот
период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных»
общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных,
культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл
которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно
маргинализированных групп.
Список
литературы:
1. А.Фарж, Рашковский Е. «Маргиналы» // 50/50: Опыт словаря нового мышления - М.,1989
2. Дахин В. «Государство и маргинализация» //
Свободноая мысль 1997 - №4
3. Петров Д.В. «Использование понятий
маргинальности и лиминальности в исследовании молодежных субкультур» //
Петров Д.В. Молодежные субкультуры - Саратов, 1996
4. Рожанский М. «Маргинальная Россия» //
Дружба народов -1998-№2
5. Фатхуллин Н.С. «Малая социальная группа как
форма общественного развития» - Казань 1989г.
6. Стариков Е.Н. «Маргиналы и маргинальность в
советском обществе» // Рабочий класс и современный мир - 1989-№4

Маргинальность это не состояние автономности а результат конфликта с общественными нормами. Сочинение по обществознаниюмаргинальность это результат конфликта с общественными нормами. Сочинение На тему Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами А Фардж. Маргинальность это не состояние автономии а результат конфликта с общественными нормами. Эссе по обществознанию маргинальность это результат конфликта с общественными понятиями. Эссе по обществознанию маргинальность это результат конфликта с общественными нормами. Сочинение эссе на тему Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами. Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами Эссе по обществознанию. Эссе на тему маргинальность это результат конфликта с общественными норами социология. Эссе Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами Фардж Социология. Эссе на тему Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами А Фардж. Готовое эссе на тему маргинальность это результат конфликта с общественными нормами. Эссе на тему маргинальность это результат конфликта с общественными нормами А Фаржд. Эссе на тему Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами А Фаржо. Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами Москва Россия Москве.

Автор в своём высказывании затрагивает проблему маргинализации в обществе. Он хотел сказать, что причина маргинализации это конфликт с социальными нормами. Иными словами, причиной маргинальнгсти того или иного человека выступает конфликт. Не просто конфликт, а конфликт с принятыми в обществе правилами поведения.

С этим легко согласиться. Так, для начала, давайте вспомним определение маргинализации. Маргинал это лицо, находящееся между двумя основными социальными слоями. Следовательно, маргинализация - это процесс увеличения количества людей, находящихся в подвешенном состоянии между социальными слоями.
Соответственно, со слов автора мы видим, что причиной такого положения является конфликт. Конфликт это столкновение интересов и мнений отдельных людей и групп.
Получается, что человек вышел из одного социального слоя, но не вошёл в другой социальный слой и оказался в положении марнинала, а причиной этому служит конфликт его поступков с господствующими в обществе правилами поведения.

В качестве примера, подтверждающего мою позицию, хочу привести историю Бенито Муссалини. Когда он скончался в 1945 году, на законодательном уровне было запрещено создавать фашистские партии и пропагандировать фашистскую идеологию. После чего, тысячи сторонников Муссалини из-за гонений, в один миг стали маргиналами. Их идеология и, если можно так сказать, образ жизни, стали в противоречие с социальными нормами. Другой пример можно привести из жизни Анны Ахматовой, которая в СССР была также маргиналом. Ее поэзия, взгляды, были не схожи с общепринятыми нормами и взглядами других людей в обществе. В итоге это вылилось в ее травле со стороны правящей партии.

Эти примеры иллюстрируют главную причину маргинализации - конфликт с социальными нормами.

В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Эта проблема актуальна практически в любом обществе, так как всегда находились люди, отличающиеся от других. Особенно это распространено в современном демократическом обществе, в котором почти стерты границы между классами и повсеместно распространены идеи плюрализма. Автор высказывания, социолог А. Фардж, писал: «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Иными словами, автор говорит о том, что такое явление как маргинальность рождается вследствие того, что человек оказывается вне общепринятых норм или же самостоятельно идет против них. То есть по Фарджу маргинальность в первую очередь выражается в противостоянии личности и общества, конфликтных настроений, исходящих от той или иной стороны или к обоюдному согласию. С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что маргинальность появляется тогда и только тогда, когда личность выталкивается «массами» или самостоятельно отделяется от них по причине несоответствия взглядов, мнений, особенностей мышления. Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках принято определять маргинальность как «пограничность», промежуточность индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Главный принцип маргинализации - разрыв духовных, экономических и личностных связей. При вхождении человека в новую социальную общность связи и отношения с людьми устанавливаются медленно, психологически человек долго остается в старом личностном качестве. Отсюда следует разделение маргинальности на индивидуальную и групповую. Индивидуальная маргинальность подразумевает индивида, оказавшегося в положении «культурного гибрида», как это назвал Р. Парк. Такой человек находится как бы на границе двух различных социальных групп, разделяя их жизнь и традиции. Групповая же маргинальность возникает в результате социальной реструктуризации в обществе, когда новые, только появившиеся политические или экономические социальные группы начинают вытеснять старые. Например, если маргинализация связана с радикальным изменением структуры (как, например, во время революций или ярких реформ), что влечет за собой разрушение устоявшихся социальных общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинализация вовсе не подразумевает вертикальную нисходящую мобильность, как почему-то принято считать. Наоборот, естественная маргинализация обычно связана с горизонтальной или вертикальной восходящей мобильностью. Несмотря на это, маргинализация в современном демократическом обществе, чей девиз «плюрализм взглядов и свобода слова и мнения», маргинальность таит в себе новые опасности. Так, маргинальные слои запросто могут проникнуться экстремистской идеологией и попытаться ее распространить. Современное общество отличается высоким уровнем социальной мобильности, а как следствие высоким уровнем маргинальности. Границы между классами в современной обществе становятся все менее четкими. Однако раньше социальная мобильность была невелика, а границы четко обозначены, поэтому каждый человек знал, где его место, а маргинальность воспринималась в чисто негативном свете. В наше время, наоборот, трудно найти человека, за которым было бы жестко зафиксировано его положение в обществе. Современный человек настроен на постоянное изменение статуса, желает попробовать различные роли. Помимо теоретических обоснований можно привести также ряд конкретных примеров. Так, наиболее ярким примером маргинальности всегда считались иммигранты, для обозначения которых и было введено в 20-е годы XX века понятие «культурный гибрид». Эти люди находятся на культурной и социальной границе между своей родной страной и новым местом жительства. То есть формально они уже не принадлежат ни к одной из этих социальных групп. Как и любая другая, эта маргинальность есть «результат конфликта с общественными нормами». Проявляется это в том, что новая социальная группа не способна принять «инородное тело», являющееся носителем другого культурно-ценностного набора, возможно, придерживающееся другой религии, других мнений. Отсюда и возникает конфликт.

Другим примером может служить биография великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского. Живя в Советском Союзе, он был маргиналом в прямом смысле этого слова. Его талант и необычные взгляды, несхожие с общепринятыми, и послужили причиной того, что общество сознательно начало «выдавливать» его, подталкивать к «краю». Началось все с преследований и осуждения со стороны общественности, а закончилось судом и последующей эмиграцией поэта. Так, в маргинальном состоянии оказываются все талантливые, одаренные люди за счет конфликта с обществом на основе различия в видении мира, в способностях. В качестве еще одного примера можно привести историческое положение Италии спустя недолгое время после смерти Бенито Муссолини в 1945 году. После этого события в новой Италии на законодательном уровне было запрещено создание фашистских или нацистских партий и пропаганда соответствующих идеологий. Так, тысячи в прошлом ярких приверженцев идей Гитлера и Муссолини были маргинализованы. Их конфликт с общественными нормами строился исключительно на политических убеждениях. И даже если индивид пытался влиться в новую социальную группу, разделяющую демократические взгляды, «массы» выталкивали его, помня его прошлое, неприемлемые по новым законам взгляды.

И, наконец, можно привести также пример из личного опыта. В современном обществе с постоянными изменениями и реформами от маргинализации не защищен никто. Чтобы этого избежать нужно быстро подстраиваться под все новшества, включая технические новинки. Так, например, маргинализации может быть подвергнут учитель информатики, который не успевает следить за модификациями в компьютерном мире. В таком случае такая социальная группа как класс или преподавательский состав, успевшая скорректировать подходы, может начать маргинализировать «отставшего». То есть, учитель информатики окажется на краю, в силу конфликта между новыми нормами общества и старыми, сохранившимися в его сознании.

Таким образом, маргинальность – социальный феномен, которого, действительно не всегда удается избежать. Но одно будет верно всегда: она возникает в силу какого-либо отличия индивида или группы от остального общества, которое обязательно приводит к конфликту, разрешить который можно только таким образом.

«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково»
И. Робертсон

В данном высказывании автор поднимает проблему особенностей процесса социализации в обществах различного типа. Подтверждая правоту слов Робертсона, необходимо вспомнить одну из типологий общества, а именно деление на простые и сложные. Критерием выделения этих типов является сама структура природы. Процесссоциализации в таком обществе был достаточно простым: людям необходимо было усвоить общее, одни для всех, социальные нормы.
Со временем структура общества усложняется. Оформление частной собственности привело к резкому расслоению и дальнейшему усилению социального неравенства. Одни богатели, другие беднели. Возникает необходимость закрепить положение одних юридически, то есть законами.Формируется аппарат управления, армия, а это приводит к становлению государства. В таком обществе у каждой социальной группы свое предназначение, которое охраняется традициями, обычаями и правовыми нормами. Вспомним выражение: «Одни молятся, другие – воюют, удел третьих – трудиться».
В чем же особенности социализации в данном обществе?
Сложная структура общества требует более сложного процесса социализации.Человек усваивает не только общепринятые социальные нормы, но и те нормы, которые способствуют межгрупповому общению. А таковыми в большей степени выступают правовые нормы, исходящие от государства и охраняемые им. Сложными по своей сути являются и традиционное общество и современное. Но процесс социализации в них имеет свои особенности. Например, в традиционной Индии представитель касты должен был знать инормы поведения своей другой группы, дабы не оказаться изгоем, вследствие нарушения религиозных представлений.
В современном обществе в процессе социализации ведущую роль играет образование, длительность которого имеет тенденцию к увеличению. Для достижения определенного статуса человеку необходимо учиться всю жизнь, а это достаточно сложно. В простом обществе набор социальных ролей определен, ав современном сложном обществе при наличии свободы выбора круг осваиваемых человеком ролей расширяется, изменяется, что стократ усложняет процесс социализации.
Таким образом, И. Робертсон безусловно прав, что процесс социализации в разных обществах протекает неодинаково.

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»
А. Фаржд
По мнению автора, превращение любого человекав маргинала является следствием нарушения им общественных норм. Можно лишь отчасти согласиться с А. Фарждом. Маргинал – это человек, оказавшийся в срединном положении: оторвавшийся от одной социальной группы и не вошедший в другую. Жизнь такого человека весьма и весьма непростая. Помимо тяжелого социального положения, ситуация усугубляется психологическим аспектом. Например, человек, родившийся вдеревне и проживший там большую часть жизни, трудно адаптируется к городским условиям.
Но всегда ли изменение социального положения человека является результатом конфликта с общественными нормами? Исторический опыт показывает, что такая ситуация более характерна для традиционного общества. Действительно, в закрытом, строго иерархичном социуме, чаще всего только тот человек превращается вмаргинала, чье поведение шло в разрез с нормами, принятыми в его социальной группе. Например, в Средневековой Европе «городской воздух не всегда делал белого крестьянина – свободным», так как в качестве маргинала он мог и не прожить 1 год и 1 день…
Положение стало меняться в ходе модернизации, то есть в процессе становления индустриального общества. Ведь сама модернизации не только переход к более высокомуукладу хозяйственной жизни, но и процесс, который сопровождался радикальными изменениями в социальной структуре общества. Безусловно, модернизация носила ярко выраженный революционный характер и приводила к маргинализации целых групп населения. Социальные группы меняли свой статус в рамках посредством групповой мобильности, о которой писал П. Сорокин. Он отличил, что групповая...

В своем высказывании А. Фардж затрагивает проблему возникновения такого социального явления как маргинальность. Появление маргиналов в любом обществе несет немало негативных последствий как для этого общества, так и для людей, попавших в эту категорию. Именно поэтому мыслящие люди всегда задавались вопросом, почему появляются маргиналы.

Фардж видит в маргинальности проявление человеком неприятия норм общества (будь то нормы права, моральные нормы или традиции и обычаи), в которое он попал.

На самом деле, высказывание А. Фарджа о маргинальности исходит из определения этого явления. Маргинал - это человек, лишившийся своего прежнего социального статуса и прежней социокультурной среды и при этом не оказавшийся в состоянии адаптироваться к новой среде и новому статусу. Невозможности адаптации, конечно, является следствием неприятия норм этой среды. Маргинальность неизбежно вытекает из расслоения общества, неравенства индивидов. Любому обществу присуща стратификация и иерархическая структура, поэтому, пожалуй, маргиналы всегда были и будут. Расслоение в обществе на основании престижа, материальных благ, власти берет свое начало в самом зарождении социальных отношений от естественного неравенства индивидов. С развитием культуры и цивилизации иерархические отношения только ужесточались, все больше затруднялась социальная мобильность - возможность перехода из одного слоя общества в другой. И если группа маргиналов при общинно-племенном строе, когда стратификационные рамки еще не были жесткими и официально контролируемыми, еще могла спокойно выжить или даже перетянуть одеяло в виде материальных благ или престижа на себя, то в Средние века это было уже совершенно невозможным. Все это объясняется тем, что для динамического развития общества была необходима устойчивость ее структуры, закрепленность социальных статусов - положения индивида в социальной структуре, связанное с определенными правами и обязанностями. Появлялись и набирали силу социальные институты, контролирующие слаженную работу иерархической системы. Соответственно, элементы иерархической структуры общества - страты - становились все более замкнутыми. Например, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, мог поневоле приобрести социальный статус ремесленника и не принять нормы своего цеха, но возможности что-то изменить у него не было. Так, положение маргиналов становилось тяжелее от века к веку. Обратный же процесс - постепенного открытия иерархических рамок - был запущен примерно с эпохи Возрождения (впрочем, это спорный вопрос). К людям, не принимавшим нормы социальной среды, в которой они находились, постепенно смягчалось отношение (естественно, относительно). К тому же, облегчалась и социальная мобильность. Стоит признать, что эта «оттепель» произошла не без участия самих маргиналов. Маргинальность несет в социум, с одной стороны, разрушение, а с другой - волю к обновлений, улучшению. Все зависит от социальной общности, где появились маргиналы, от ее состояния, а также от намерений самих маргиналов и их силы.

Рассмотрим примеры положительных и отрицательных последствий существования маргиналов. В социально-философском романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главным героем является ни кто иной, как представитель маргиналов, Родион Раскольников. Раскольников, разночинец, имевший социальный статус студента, имел финансовые затруднения, которые не позволяли ему кончить курс. Выходит, что во время действия романа Раскольников - уже маргинал. Он не может продолжить обучение ввиду отсутствия средств, при этом не может и работать, очевидно, потому что не желает заниматься тяжелым непривилегированным трудом и быть в низах социальной структуры общества. Конечно, герой испытывает психологические неудобства, помимо финансовых. Размышления о несовершенстве общественного строя в России приводят его к созданию роковой теории о «тварях дрожащих и право имеющих». А та, в свою очередь, толкает Раскольникова на преступный эксперимент - убийство старухи-процентщицы для того, чтоб раздать скопленные ей деньги нуждающимся. Кроме старухи, Родион убивает еще и ее сестру Лизу, которая просто оказалась рядом. К тому же, герой впоследствии терпит страшные психологические потрясения, которые не позволяют ему осуществить его замысел - он прячет деньги, не беря их сам и не давая их людям.

Однако история знает примеры людей, которые были когда-то маргиналами, но после оказались «приняты» обществом. На наш взгляд, к таковым можно причислить интеллигенцию в России после Революции 1917 года и во времена СССР. Конечно, их было настолько много, что они образовывали целую социальную страту. Тем не менее, они являлись маргиналами, не принимавшими порядки, которые им навязывала установившаяся в стране власть. Один из них - талантливый поэт Иосиф Бродский был даже судим за свою маргинальность - он не работал, объясняя это тем, что занимается поэзией. Советская власть же считала это преступлением - тунеядством. Бродский же не подчинился давлению властей и не изменил своего положения. Впоследствии его выслали из СССР. Тем не менее, стихотворное наследие поэта обогатило национальный культурный фонд и имело значительное влияние на последующую поэзию, Бродский стал любимым поэтом многих, что не произошло бы, подчинись он властям.

Таким образом, мы видим, что маргинальность - неприятие общественных норм - это палка о двух концах. Неприятие норм будет столько же, сколько будут существовать эти нормы, сколько будет существовать социальная стратификация. Маргинальность - это такое же следствие естественного неравенства людей, как и сама социальная стратификация, на которой держится до сих пор общество.