Кружки конца 20 40 годов 19 века. Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX века

В середине 40-х годов XIX в. под влиянием Белинского и Герцена в Петербурге возник кружок петрашевцев. Его основал М. В. Буташевич-Петрашевский (1821 - 1866), служивший переводчиком в министерстве иностранных дел.

Начиная с 1845 г. на квартире Петрашевского, интересовавшегося вопросами философии и политики, по пятницам стали собираться представители передовой интеллигенции. Среди них были Н. А. Спешнев, А. В. Ханыков, И. А. Мамбелли, Н. П. Григорьев, П. Н. Филиппов, ф. м. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Участники кружка обсуждали крестьянский вопрос, политическое устройство России, учение французского социалиста-утописта Шарля Фурье и др. В кружок входили люди разных взглядов. Постепенно в нем наметилось два направления: революционно-демократическое и либеральное. Однако развитие взглядов петрашевцев не было завершено, так как их организация вскоре была разгромлена.

Большое внимание петрашевцы уделяли вопросу о ликвидации крепостного права. Петрашевский и Спешнев разработали проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости. Спешнев выступал за полную ликвидацию помещичьего землевладения, за наделение крестьян землей без выкупа, за национализацию земли и крупной промышленности. Петрашевцы были сторонниками устранения самодержавия и введения демократических свобод. Наиболее радикальные из них стояли за революционный путь преобразования общества. Петрашевцы глубоко изучили различные социалистические системы и стремились применить их к условиям России.

Активное ядро кружка предпринимало попытки начать широкую пропаганду передовых политических идей. Одной из них было участие Петрашевского и его товарищей в составлении «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (издавался в 1845 - 1846 гг.). Авторы словаря, объясняя слова иностранного происхождения, пропагандировали новейшие философские системы, идеи утопического социализма и критиковали самодержавно-крепостнический строй России. Другим крупным мероприятием петрашевцев было создание на кооперативных началах библиотеки революционных книг, чтобы с их помощью пропагандировать передовые, революционные идеи. В библиотеке была широко представлена новейшая социально-политическая литература, выписанная из-за границы.

Известия о революции 1848 г. петрашевцы встретили с восторгом. В Петербурге наряду с центральным кружком, группировавшимся вокруг Петрашевского, складываются и другие кружки. Они возникли также и на периферии. Осенью 1848 г. активное ядро петрашевцев уже обсуждало вопрос о создании тайного революционного общества в России. Н. А. Спешнев и П. Н. Филиппов пытались организовать нелегальную типографию. В целях антиправительственной агитации петрашевцы намеревались широко распространить письмо Белинского к Гоголю.

Однако петрашевцы не успели осуществить свои планы Царские агенты выследили их. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружков были арестованы. Николай I жестоко расправился с петрашевцами: одни из них были отправлены на каторгу, другие сданы в арестантские роты, третьи сосланы на поселение в отдаленные районы страны. 21 человека приговорили к смертной казни, замененной затем каторгой и ссылкой.

Под влиянием передовой русской общественной мыс ли начинается формирование прогрессивной идеологии народов России. В Киеве в 1846 г. возникла тайная политическая организация - «Кирилло-Мефодиевское общество». Его основателями являлись профессор Н. И. Костомаров, чиновник Н. И. Гулак и учитель В. М. Белозерский. В общество входило несколько десятков человек. Среди них был великий украинский поэт и революционер-демократ Т. Г. Шевченко (1814 - 1861).

Члены «Кирилло-Мефодиевского общества» выступали за национальное и социальное освобождение Украины. Они выдвигали также идею политического объединения всех, славянских земель в федеративную республику с предоставлением каждому славянскому народу широкой автономии. Между участниками общества не было полного единодушия. Большинство его членов придерживались либеральных взглядов и рассчитывали добиться осуществления своих идеалов путем реформ. Т. Г. Шевченко и его сторонники, стоявшие на революционно-демократических позициях, выражали интересы угнетенного крестьянства и выступали за путь реши тельной революционной борьбы.

«Кирилло-Мефодиевское общество» просуществовало около 14 месяцев. Его практическая деятельность заключалась главным образом в вербовке новых членов и в распространении грамотности в народе. Весной 1847г. общество было раскрыто, а его члены арестованы. Шевченко был сослан рядовым солдатом в отдельный Оренбургский корпус «с запрещением писать и рисовать». Из ссылки он вернулся лишь в 1857 г. и снова установил тесные связи с революционно-демократическими круга ми России.

Таким образом, несмотря на жестокий террор царизма, в России росло общественно-политическое движение, интенсивно развивалась передовая общественная мысль, постепенно оформлялась новая революционно-демократическая идеология, отражавшая настроения и интересы угнетенных крестьянских масс. В 30 - 40-х годах революционно-демократическое направление русской общественной мысли еще не отделилось от либерального. Против славянофильства Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-«западниками». Но уже в общественно-политической борьбе 40-х годов революционные демократы противостояли не только славянофилам, но и западникам. Они были решительными противниками крепостничества и самодержавия, развивали идеи революции и социализма. «Нельзя забывать, - писал В. И. Ленин, - что в ту пору… все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом…». Размежевание революционно-демократического и либерального направлений все больше углублялось.

— Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Post Views: 397

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Революционные кружки в это время возникали не случайно. «Самое появление кружков,- писал Герцен,- было естественным ответом на внутреннюю потребность русской жизни». Возникшие кружки объединяли, с одной стороны, передовую дворянскую молодежь, а с другой - разночинцев.

В это время сложились кружки: братьев Критских, Сунгурова, Герцена и Огарева, кружок Поносова, кружок Белинского и Станкевича.

Наиболее ранним был кружок братьев Критских (Михаила, Василия и Петра), возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Братья Критские вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.

Кружок Н. П. Сунгурова, выходца из мелкопоместного дворянства, возник в 1831 г. По свидетельству Герцена, направление этого кружка также было политическим. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.

Кружок Герцена и Огарева образовался в 1831 г., почти одновременно с кружком Сунгурова . Этот кружок также был тайным и носил политический характер. Члены кружка Герцена и Огарева были по преимуществу студентами Московского университета. В него входили Соколовский, Уткин, Кетчер, Сазонов, B. Пассек, Маслов, Сатин и некоторые другие лица. Они собирались на вечеринки, пели на них революционные песни, произносили речи и читали стихи революционного содержания, вели речь о конституции. революционный кружок политический станкевич

Во взглядах членов кружка Герцена и Огарева выражался протест против реакционного, палочного режима, созданного в стране Николаем I.

«Идеи были смутны,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу».

Через провокатора III отделение узнало о существовании кружка Герцена, и вскоре, в 1834 г., члены его были арестованы. Двое из них, Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Уткин через два года умер в каземате, а Соколовский - в ссылке в Пятигорске. Герцен был сослан в Пермь, Огарев и Оболенский - в Пензу.

В 1830 г. сложился и просуществовал до 1832 г. кружок Белинского, именуемый «Литературным обществом 11-го нумера». Он состоял из студентов Петрова, Григорьева, Чистякова, Протопопова, Прозорова и других. В этом кружке обсуждалась драма Белинского «Дмитрий Калинин», в которой он со всей остротой осуждает крепостничество. Белинский и члены его кружка интересовались вопросами философии, и, следовательно, когда Белинский позже вошел в кружок Станкевича, он был в вопросах философии далеко не новичком, как неверно утверждали многие авторы в отношении Белинского.

Кружок Станкевича имел «умозрительное», научно-философское направление. Станкевич мало интересовался политикой; его кружок имел главной своей задачей изучение философских воззрений того времени. В кружке изучалась философия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позиции, занимаемые Станкевичем, были умеренными, либеральными.

В кружок Станкевича входили: Белинский, Грановский, Бакунин, Герцен, братья Аксаковы, братья Киреевские и другие лица. B кружке Станкевича находились революционные демократы, а также западники и славянофилы; взгляды представителей этих трех направлений резко расходились между собой, что привело впоследствии к борьбе их между собой.

Роль кружка Станкевича состояла в том, что в своем кружке он пробудил среди виднейших своих современников интерес к изучению философии и объединил вокруг себя на некоторое время многих передовых людей своей эпохи. Короткое время большую роль в кружке играл Бакунин. После отъезда Бакунина в начале 40-х годов за границу деятельность бывшего кружка Станкевича оживилась в связи с возвращением из ссылки Герцена. Герцен и целый ряд близких к нему лиц занялись изучением философии. Но к изучению вопросов философии Герцен подходил по-другому, чем Станкевич. Герцен связывал изучение философии с задачами революционной борьбы.

Следует обратить внимание на попытку создания революционного кружка из служащих, осуществленную в 1836 г. Петром Поносовым на Чермесском заводе Лазаревых на Урале; в кружок входило шесть молодых людей: Поносов, Мичурин, Десятов, Романов, Нагульный и Михалев. Они тайно составили «бумагу», представлявшую собой своего рода устав о создании «Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами». В ней они писали: «Иго рабства в России от времени становится несноснее, и должно полагать, что на будущее время оно будет еще несноснейшим».

Задачей общества они ставили: «...собрать благомыслящих граждан в одно общество, которое всячески бы старалось о ниспровержении власти, присвоивших ее несправедливо, и об ускорении свободы. Для сего-то, благородные граждане, ниспровергнем соединенными силами невольничество, восстановим свободу и через то заслужим благодарность потомства!!!» Полностью этот документ опубликован в сборнике «Рабочие движения в России в XIX веке» (т. I, под ред. А. М. Панкратовой). Вскоре после подписания этого документа шесть участников попытки создать тайный кружок на заводе были арестованы и по распоряжению Бенкендорфа отданы в рядовые финляндских батальонов. Были и другие попытки создать тайные антикрепостнические организации - со стороны Жеребцова, Ромашева, Аппельрода и некоторых других лиц.

Таким образом, мы видим, что все попытки создать тайные революционные организации пресекались царизмом самыми жестокими мерами. Но Николай I преследовал не только создание тайных кружков и организаций, но и всякую попытку свободомыслия.

Жертвами его репрессий стали гениальные русские поэты А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, талантливые поэты Полежаев, Печерин и другие. Арестованы были за антиправительственные высказывания помещик Львов, Бризгда, Раевский, гимназист Орлов и некоторые другие лица. Жертвой николаевского деспотизма был и близкий к декабристам П. Я. Чаадаев.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Досуг в отечественной культуре XVIII–XIX веков. Понятие и отличие культурных сообществ, их функциональные особенности и назначение. Возникновение салонов в Европе, предпосылки данного процесса в России. Типы кружков и салонов, их хозяева и участники.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2014

    Рассмотрение мемуаров П.Н. Милюкова - одного из выдающихся политических деятелей и ученых России начала ХХ века. Неоднозначность суждений и сложность понимания периода революционных событий в России 1905 – 1917 годов в работах историков ХХ века.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Антикатолические памфлеты и революционные народные массы в борьбе с церковной иерархией. Ульрих фон Гуттен как выдающийся член "эрфуртского кружка" и самая яркая фигура немецкого гуманизма. Суждения Гуттена о римско-католической церкви и папстве.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2017

    Общая характеристика социализма как идеи и ее развитие в России. Деятельность М. Петрашевского и его печатно-пропагандистские замыслы. Характеристика кружка петрашевцев и социалистических идей его членов. Разгром самодержавной властью кружка петрашевцев.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Последствия реформы 1861 г. Организация "Земля и воля": основные требования, программа, соучредители. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского как основы политического течения радикальной интеллигенции - народничества, его этапы и идеологи.

    реферат , добавлен 22.04.2009

    Кружки и публицистические выступления передовой интеллигенции в 30-х годах XIX века. Политическая поэзия как средство революционной агитации. Формирование революционно-демократического направления. Деятельность Белинского и Герцена в 40-е годы.

    реферат , добавлен 07.12.2006

    Революционные события 1905-1907 годов. Начало революционной карьеры К.Е. Ворошилова до 30-х годов. "Великий террор" второй половины 30-х годов. Ворошилов в годы террора и Отечественной Войны. Итоги и оценка политической деятельности Ворошилова.

    реферат , добавлен 20.02.2010

    Политические репрессии 20-х годов XX века в СССР, их причины, механизм и последствия проведения, историческая оценка. Основные слои населения, на которых они были направлены. Содействие политического террора дальнейшему укреплению тоталитарного режима.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Краткая биография Троцкого. Роль Льва Давыдовича в революционных событиях. Литературно-публицистическая деятельность революционера за рубежом. История убийства Троцкого. Главные достижения Троцкого в политической деятельности, основные идеи троцкизма.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Анализ деятельности террористических организаций и последствий их деятельности. Самодержавие и либеральное общество в середине 1860-х годов Ишутинцы. Идеология народничества и революционные кружки в 1870-х годах. Начало народнического террора в России.

В начале 30-х годов реакционный министр просвещения С. С. Уваров сформулировал так называемую “теорию официальной народности”. “Последним якорем нашего спасения”,- утверждал он,- являются “истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности”. Три принципа этой теории означали следующее. Русский народ, писал Уваров, народ религиозный, преданный православной церкви. Церковь является тем вековым устоем, который всегда помогал держать народ в угнетении и покорности, поэтому власть должна всячески поддерживать ее. Самодержавие, по его мнению, является единственной творческой силой в истории России - ему народ обязан всем своим развитием и благополучием. Укрепление царской власти - залог будущего величия России. Под “народностью” пропагандировалось единение царя и народа, отсутствие разногласий между ними, якобы характерное для русской истории: народ русский верит, что царь является естественным защитником и заступником народа, поэтому эту веру нужно всемерно укреплять.

Теория “официальной народности” насаждала темно- ту и невежество. Правительство обязывало церковь, школу, писателей, ученых утверждать и развивать эту теорию, чтобы поддержать шатающееся здание крепостнической монархии.

Однако широкого признания в обществе эта “теория” не получила.

Кружки конца 20 - 30-х годов. В стране нашлись силы, которые и в условиях торжествующей реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Знамя декабристов подхватило и понесло вперед новое поколение борцов, разбуженных громом пушек на Сенатской площади. Среди молодежи во множестве списков распространялись вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, А. И. Полежаева, пробуждавшие ненависть к царизму. Молодые неизвестные поэты воспевали в своих стихах героический подвиг декабристов. Поя- вились эпиграммы на царя и вельмож.

Известна следующая подпись под портретом Николая 1 “С ног до головы - детина, а с головы до ног- скотина. Немного царствовал, но много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил”.

В ряде городов - в Москве, Владимире, Оренбурге, Курске - возникли революционные кружки. Это были небольшие группы, в которые входили близкие товарищи и друзья. Они собирались вместе, горячо обсуждали положение народа и строили планы введения конституционного строя в России. Некоторые кружки пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов и солдат. В отличие от декабристских организаций в этих кружках значительную роль стали играть выходцы из недворянских слоев населения - низшего духовенства, мелкого чиновничества, мещанства. Их называли разночинцами.

Ни один из этих кружков не сложился в тайную организацию. Правительство разгромило их. Участники кружков подверглись самым суровым наказаниям- бессрочной каторге, тюремному заключению, высылке под надзор полиции. Многих отдавали в солдаты.

Кружок Белинского. В начале 30-х годов в Московском университете сложился небольшой кружок Белинского. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848) родился в семье военного врача. Восемнадцати лет он поступил в Московский университет. Там вокруг Белинского сложился студенческий кружок, который по номеру комнаты, где собирались члены кружка, назывался “Литературным обществом 11-го нумера”. Студенты обсуждали судьбы русского народа, европейские события, произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и других передовых писателей. Этот кружок был первой настоящей школой будущего великого критика и революционера. Здесь Белинский прочитал свою драму “Дмитрий Калинин”, в которой изображалась судьба крепостного юноши, погибшего в борьбе против крепостнического произвола. За это сочинение Белинский был исключен из университета.

Началась тяжелая жизнь без средств, без работы, без поддержки. Белинский кое-как перебивался частными роками, перепиской бумаг и другими случайными заработками.

Кружок Герцена и Огарева. В эти же годы на борьбу самодержавием выступил впоследствии знаменитый писатель, мыслитель и революционер Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

А. И. Герцен вырос в богатой дворянской семье получил прекрасное воспитание и образование сначала дома, а затем в Московском университете. Еще в ранней юности он вместе со своим другом Николаем Огаревым поклялся отомстить за смерть и страдания декабристов.

Этой клятве А. И. Герцен и Н П. Огарев остались верны до конца дней. Всю свою жизнь они посвятили революционной борьбе.

В университете Герцен и Огарев стали душой революционного студенческого кружка. Члены кружка резко осуждали самодержавие и крепостничество, мечтали о р еспубликанском строе в России. Четкой программы еще е было, но настроения и взгляды носили революционный характер. “Идеи были смутны,- вспоминал Герцен,- ты проповедовали декабристов и французскую революцию, республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. Пропаганда наша пусти- л глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены”.

Царизм жестоко расправился с членами этого кружка.)ни были арестованы за пение революционных антиправительственных песен и после длительного тюремного включения высланы под надзор полиции: Огарев- Пензу, Герцен - в Пермь, а затем в Вятку, и Владимир. По возвращении он был снова выслан, на этот аз в Новгород.

Наиболее известным из кружков конца 20-х годов XIX в. являлся кружок или тайное общество братьев Критских, сложившийся в Мос-кве в конце 1826 - начале 1827 г. и объединявший 6 членов. Все были детьми разночинцев, студенты университета. Участники организации видели будущую Россию свободной от крепостничества и самодержавия. В день коронации Николая I они разбросали на Красной площади прокламации, в которых осуждалось монархическое управление и содержался призыв к его свержению. Группа была об-наружена полицией. Все ее участники без суда, по личному повелению царя, были заключены в казематы Соловецкого монастыря, а через 10 лет отданы в солдаты.

Ведущее место в революционном движении начала 30-х годов XIX в. принадлежало Московскому университету, среди студенчества которого или при его участии возникали многочисленные кружки, связанные с именами Н. П. Сунгурова, В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Выпускник Московского университета Н. П. Сунгуров в 1831 г. организовал тайное общество, считавшее своей главной целью введение конституционного строя в России, который ограничит деспотизммонархов и даст свободу гражданам. В него входило 26 молодых студентов. В плане сунгуровцев было много наивного и незрелого. Это нелегальное общество было разгромлено в самом начале.

В самом начале 30-х годов в Московском университете сложилось «литературное общество 11 нумера» (название произошло от номера комнаты, где жили и собирались его участники). Это был дружеский литературный кружок, в центре которого стоял будущий критик В. Г. Белинский. Реальная русская жизнь, судьба страны, ужас крепостного права, протест против "гнусной российской действительности" - вот основные вопросы, которые волновали собиравшихся единомышленников.

Белинский былизгнанизуниверситетаслицемернойформулировкой "по слабости здоровья и ограниченности способностей" (предлогом стала продолжительность болезни Белинского - с; января по май 1832 г.). Белинский был вынужден заниматьсякорректорской работой, переписывать бумаги, пробиваться частными уроками и в то же время заниматься самообразованием. В это время он вошел в новый кружок из студентов и выпускников университета,группировавшийся вокруг Н. В. Станкевича (1839г.). Кружок Станкевича состоял из людей, интересовавшихся, главным образом, вопросами философии и этики, и развивался под влиянием идей немецкого философа Шеллинга, проповедовавшихся профессорами В.Павловым, у которого Станкевич и жил.

В 40-е годы XIX В. Белинский стал популярным публицистом и литературным критиком России. Белинский выступал с обзорами русской литературы, со статьями о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Кольцове и других русских писателях. "Отечественные записки" и "Современник", в которых сотрудничал Белинский, стали известны-ми журналами, а каждая статья Белинского, как отмечали современники, воспринималась радикалами как праздник. Ф. Булгарин в своих доносах в III Отделение неоднократно писал, что Бе-линский проповедует революцию, "коммунизм" и "терроризм": "Безрассудное юношество... семинаристы, дети бедных чиновников и прочие - почитают "Отечественные записки" своим Евангелием, а "первого министра" журнала - Белинского - "апостолом".


Итогом всей деятельности Белинского является его "Письмо к Гоголю", которое он написал в 1847 г., будучи тяжело больным, неза-долго до смерти. Критикуя Гоголя за его "Выбранные места из переписки с друзьями" как "проповедника кнута", "апостола невеже-ства", Белинский противопоставляет его консервативным взглядам программу революционного преобразования России "... не в аскетиз-ме..., а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности... видит свое спасение Россия"; "Самые важные, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые есть".

В 1831 году сложился кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева, ко-торый имел острую политическую направленность. Целью кружка, в который входили Н. И. Сазонов, Н. М. Сатин, Н. X. Кетчер, В. В. Пассек и другие, было революционное преобразование России. "Мы подали друг другу руки, - вспоминал Герцен, - ипошли проповедовать свободу и борьбу во все четыре стороны нашей моло-дой Вселенной". Идеология кружка была расплывчата и политически незрела. "Идеи были смутны, - писал Герцен, - мы проповедовали де-кабристов и французскую революцию, конституционную монархию и республику; чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе, но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому наси-лию, ко всякому правительственному произволу...".

А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зача-ток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Не видя возможности активной борьбы с мрачной действительностью в России, тяжело переживая цензурный гнет, Герцен в 1847 г. покинул Россию, чтобы стать "свободным русским словом" за границей. Поки-нув Россию и поселившись в Англии, Герцен и Огарев стали первыми политическими эмигрантами. В начале 50-х гг. XIX века они основа-ли в Лондоне Вольную русскую типографию. Издаваемая ими газета "Колокол" и журнал "Полярная звезда" с большим интересом чита-лись передовыми людьми России.

Особое место в общественном и освободительном движении тех лет занимает кружок петрашевцев (1844-1849), получивший свое название по имени его руководителя - М. В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка находились под влиянием идей современного французского социализма - идей Фурье - и обсуждали на своих собраниях социальные вопросы. Петрашевский называл себя "старейшим пропагандистом социализма". На собраниях Петрашевского бывали М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский. Боль-шинство петрашевцев, в отличие от либералов (западников и славянофилов), выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Все участники кружка петрашевцев (в т. ч. и великий русский писатель Ф. М. Достоевский) были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

Революционный подъем начала 30-х годов XIX вв. Западной Ев-ропе сменился полосой упадка, торжества реакционных сил. Для это-го времени особенно характерны настроения пессимизма, отчаяния, неверие в возможность борьбы за лучшее будущее. Эти настроения нашли яркое отражение в первом "Философическом письме" П. Я. Чаадаева, опубликованном в 1836 году в журнале "Телескоп".

Друг А. С. Пушкина и декабристов, офицер в царствование Алек-сандра I, П. Я. Чаадаев тяжело переживал поражение восстания де-кабристов, ушел в отставку. Произведения Чаадаева свидетель-ствовали о том, что их автор пришел к самым пессимистическим вы-водам, которые заключали в себе страстные нападки на Россию, ее отсталость, некультурность, ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Потеряв надежду на возможность общественного прогресса в России, он писал: "Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспомина-ния... Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли...".

Чаадаев писал о разных исторических путях России и других стран Европы. Он подчеркивал, что все народы Европы имели "об-щую физиономию", "преемственное идейное наследие". Сопоставляя это с историческими традициями России, Чаадаев приходит к выводу, что ее прошлое было иным: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее - иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот печальная история нашей юности".

Чаадаев считал, что все беды России от ее отлученности от "все-мирного воспитания человеческого рода", от национального самодо-вольства и связанного с ним духовного застоя. Основной бедой он считал отрыв от католического мира.

Виной отставания, считал П. Я. Чаадаев, был отрыв России от Европы и, в особенности, православное мировоззрение. Чаадаев утверждал, что "России нечем гордиться перед Западом, напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Письмо Чаадаева - это "безжалостный крик боли и отчаяния", "это был выстрел, раздавшийся в темную ночь", "мрачный обвинительный акт против России". (А. И. Герцен). Письмо Чаадаева, как отмечал Герцен, "потрясло всю мыслящую Россию". В знаменитом письме П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А. С. Пушкин писал: "Хотя лично я сердечно привязан к государю (к Николаю I - Л.П.), я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблен, но кля-нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечест-во, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

Правительство сурово расправилось и с Чаадаевым, и с издателя-ми этого письма: журнал "Телескоп" был закрыт, редактор его Н. И. Надеждин выслан из Москвы и лишен права заниматься изда-тельской и преподавательской деятельностью. Чаадаева объявили су-масшедшим и отдали под полицейский контроль.


Заключение.

Из-за недостатка решительности все законодательство Николая о крестьянах осталось без практических последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность. Среди толчков, вызванных законом 2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство при Николае внушало больше страха, чем при Александре. Рассматривая бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди того времени вовсе не считали его средой, способной дать правительству оппозицию.

Крымская война начавшаяся23 октября 1853 года была проиграна в 1856 году. Главной причиной неудач России в Крымской войне была отсталая феодально-крепостническая экономика, оказавшаяся не в состоянии выдержать тяжесть продолжительной войны. Отсюда и другие причины: плохое оснащение и вооружение армии и Флота. Неумелое и нерешительное руководство в боевых действиях. Крымская война обострила кризис феодально-крепостнического строя в России и ускорила осознание правящими кругами неизбежности реформ.

Образ Николая I в позднейшей литературе приобрел в значительной степени одиозный характер, император представал символом тупой реакции и обскурантизма, что явно не учитывало всего многообразия его личности. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра II прекратилась из-за его погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

1.«Кружок Станкевича» (1831-1839).

Состав/Структура : Н.В. Станкевич - писатель, организатор и глава кружка. Михаил Бакунин, Виссарион
Белинский, В. Боткин, К. Аксаков, И.С. Тургенев, А.В. Кольцов, Грановский, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский, Александр Ефремов, Александр Келлер, Алексей Топорнин, Осип Бодянский, Павел Петров. Но, на самом деле тайным лидером был М. Бакунин (который позже еще отметится), или, как тогда было принято говорить - лидер левого крыла, который увлек писателей-человеколюбцев идеей Гегеля.

Устав/цель : Распространение идей диалектики Гегеля, проповедь просветительско-гуманистских идеалов, путем журналов «Телескоп» и «Московский наблюдатель». В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности. «Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Международные споры могут быть решены путем войн. Война высвобождает и проявляет дух нации » - гласила философия Гегеля. До восстаний конечно не дошло, но идеи прошлого и бурного будущего созревали.

Причина развала : Станкевич заболел туберкулезом, уехал за границу в 1837г., кружок распустили.

2.»Кружок Герцена и Огарева» (1831-1834гг.)

Состав/Структура : Помимо упомянутых, уже известный М. Бакунин, и студенты Московского Ун-та, 11 человек: Е.И. Сазонов, Н.М. Сатин, А.Н. Савич В.В. Пассек и др.

Устав/Цель: Герцен и Огарев были дальними родственниками и в 13 лет, по преданию наслышавшись о подвигах декабристов,поклялись отдать свою жизнь в борьбе за свободу народа, при этом оба они получили дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы (Шиллера в частности), но что конкретно они собирались делать тогда неизвестно, но их время еще придет...


Причина развала: В 1834 г. все члены кружка были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Огарева выслали в Пензу. Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир. Николай 1, после того случая с декабристами, более не хотел допускать никакого вольнодумия, потому, всех подозрительных надлежало арестовывать, не дожидаясь повторения бунта, кроме того ужесточили правила приема в университеты - требовалось поручительство «о непринадлежности к тайным обществам».

3.» Западники и Славянофилы» (с 1830г.).

В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Здесь он встретился с остаткамикружка гегельянцев Станкевича, в частности с Белинским, защищавших тезис полной разумности всякой действительности. Герцен тоже принялся за Гегеля, но из основательного изучения его вынес результаты совершенно обратные тем, какие делали сторонники идеи о разумной действительности и назвал его «алгеброй революции».

Между тем, в русском обществе сильно распространились, одновременно с идеями немецкой философии, социалистические идеи Прудона, Кабе, Фурье, Луи Блана.

Большая часть бывшего кружка Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников ; другие примкнули к лагерю славянофилов .

Состав/Структура :

Западники - П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Славянофилы - основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом в России был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.

Спор западников и славянофилов заметно сказался на развитии славянской общественной мысли и на последующих революционных кружках. Среди славянофилов можно назвать «Кирилло-Мефодиевское общество» в Киеве (1845-1847гг.) под руководством Тараса Шевченко, целью которого было ликвидация крепостного права, нац. освобождение Украины, с тем, однако, чтобы создать Всеславянскую федеративную республику! В состав предполагалось включить: Россию, Чехию, Сербию, Болгарию, столицу перенести в Киев (почти, как моя идея, только они много стран пропустили). Их сдал один из новичков, участников арестовали и сослали.


Цель :

Славянофилы, как 1-е националистическое общество России, объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия, как единственно истинного христианского вероучения. Пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам. Западникиотрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, и идти проторенным европейским путем развития, предлагали католичество или атеизм.

Методы : прокламации - излюбленный способ практически всех революционеров. Крупнейшим печатным органом русских западников стал журнал «Отечественные записки», возглавляемый Виссарионом Белинским.

Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Славянофилы распространяли записку «о Старом и Новом» Шишкова: «Отколе , — спрашивал он,родилась неосновательная мысль сия, что славенский и русский язык и нравы различны между собой? … Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное » и т.п.

4. «Кружок Белинского» с 1842г.

Состав: Белинский создал свой более узкий кружок западников (туда входили практически все западники).



Цель : более всего они опирались, как и многие другие, начиная с декабристов на догматы Великой Французской революции. «Феодальная эксплуатация вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. Всякий раз, когда оно отстаивало старые привилегии, оно встречалось с либеральной оппозицией».

Т.е. было решено сделать также либеральную оппозицию по освобождению крестьян.

Робеспьер - герой той революции, (на которого я по тесту более всего похожа) видел во власти феодалов врагов свободы. «Истина, свобода и общество » (позже вытекшее в «Свободу, равенство, братство»), говорил он, для него дороже жизни, против которой, были уже направлены «тысячи кинжалов». «Мы все умрем с тобою », восторженно воскликнул Камилль Демулен. Робеспьеру отсекли голову на гильотине, других ждала не менее удручающая участь. Тем не менее, эту волю к свободе народа, назвали социализмом, и в буквальном и даже преувеличенном виде за нее взялись русские дворяне и писатели.



О религии, Белинский говорил так: «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут », т.е. шел процесс от отвержения Бога до атеизма.

«Он верил (гораздо слепее Герцена, который, кажется, под конец усомнился), что социализм, почерпнутый у французов, не только не разрушает свободу личности, а, напротив, восстановляет её в неслыханном величии, но на новых и уже адамантовых основаниях » - говорил Ф.М. Достоевский о Белинском. Достоевский очень любил Белинского, по его словам, но не настолько, чтобы разделять идеи социализма, пока. Тем не менее часто посещал его вечера с идеями «чистого искусства»

Методы : Широко прославилось «Письмо Белинского к Гоголю» 1847г., которое использовалось, как народная прокламация и другими тайными обществами, с призывами более активного действия: «Борьбу за лучший мир нельзя сводить только к самосовершенствованию, ибо это может привести к торжеству зла. Самые живые современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания. Самодержавие не так красиво и не так безопасно, как оно кажется Гоголю из прекрасного замка ».

Это письмо писалось им заграницей в лечебнице, там же он встретился снова с Бакуниным и Герценом, которые начинали разворачивать освободительную деятельность оттуда, дабы 3-е отделение их больше не ссылало.

Причины развала : в мае 1848 г. Белинский умер от туберкулеза, под конец жизни, говорят раскаивался в своих убеждениях. Управляющий 3-м отделением Л.В. Дубельт огорчившись этим фактом, заявил, что «очень жаль, что его не удалось сгноить в крепости ». Студентов исключили из университетов, прочих сослали.

5. «Петрашевцы-Дуровцы» (1844-1849г.)

Состав/Структура : М.В. Петрашевский, С.Ф. Дуров, В.Н.Майков, Ф. и М. Достоевские, М.Е.Салтыков, А.В. Ханыков, Н.Я. Данилевский, А.Н. Плещеев, Н.А. Момбелли и пр., а также поздно присоединившийся Н.А. Спешнев - лидер левого крыла. Принимались уже не только дворяне, но и «всякие разночинцы».

Петрашевский, служащий в министерстве иностранных дел, познакомился как-то с Достоевским и сманил его у Белинского философскими идеями Ш. Фурье - еще одного французского реформатора, который мечтал о свободе труда, свободе женщин и т.п.

Но сгубило их не это…

Н.А. Спешнев, который учился когда-то с Петрашевским в Царскосельском лицее, славился своей красотой и байроновским характером.

(До жути похож на мою бывшую любовь).


Жизнь его окружала куча сплетен, в 1842 году, он сбежал с женой своего друга за границу в Швейцарию, где она, то ли отравилась, то ли умерла после вторых родов, а Спешнев с отчаянья принялся за благоустройство общества.

Познакомился там с Бакуниным и Герценом, которые в свою очередь, уже были осведомлены об идеях К.Маркса и Ф.Энгельса, не говоря уже об идеале Французской революции. Спешнев придумал «Русское тайное общество», объявил себя коммунистом и атеистом. И вот в 1847 вернулся и стал переманивать к себе людей Петрашевского.

Официальным подпольным лидером Спешнев сделал Дурова, а сам стал «тем, кого нельзя называть», Достоевский, как вспоминает его психиатр, просто бредил Спешневым: «Я с ним и его» (в общем, он воплотил его в Ставрогине, как я уже неоднократно упоминала).


Также присоединились Филлипов, Мордвинов, Милютин, Григорьев и пр.

Кружок Дурова был образован наиболее радикальными посетителями «пятниц Петрашевского», отступивших от разглагольствований, и решивших пойти путем подначивания к восстанию крестьян, но продолжавших также для вида посещать собрания Петрашевского.

Спешнев ввел жесткую структуру: комитет из 5-ти руководителей, смертная казнь за разглашение тайн общества.

Методы : Петрашевский с Майковым создали словарь «иностранных слов, вошедших в состав русского», с помощью которого велась пропаганда передовых идей западников и основы социальных идей. Дуровцы завели тайную типографию еще более пропагандисткой направленности, которую Спешнев «милостиво доверил» Достоевскому (об этом 3-е отделение так и не узнало), ее скрывали даже от Петрашевского, с которым Спешнев перестал ладить.

В любое время дня и ночи, члены братства Спешнева должны были быть готовы взяться за оружие. Был готов план Зимнего дворца, готовилось покушение на царскую семью на маскараде.

Причина развала : Бдительное 3-е отделение внедрило к Петрашевскому своего агента П. Антонелли, и уже через 10 дней после этого, 22 апреля 1849г. арестовали 123 человека. Многих отпустили сразу.

Кара : Это, пожалуй, было 2-е по громкости дело после декабристов и даже драматичнее.

Достоевского, в частности, обвинили в чтении письма «Белинского к Гоголю». Следствие длилось 8 месяцев, и благо не догадались о более узком кружке Спешнева-Дурова. Тем не менее, военный суд приговорил к расстрелу 21 члена общества.

По преданию, Достоевский перед тем, как Спешнева повели на расстрел, сказал ему: « Nous serons avec le Christ » (Мы будем с Христом), на что Спешнев, ухмыляясь, ответил: « Un peu poussierre » (Горстью праха).

Когда 1-ю тройку привязали к столбам, и уже раздалась команда «На прицел!», был доставлен срочный приказ о помиловании.

Петрашевского (так как считали его главным виновником) сослали на бессрочную каторгу, где он умер; Достоевского - на 4 года каторги и еще 4 на поселении в Семипалатинске; Спешнева - на 10 лет каторги в Тобольске, Момбелли за проект «Братства взаимной помощи» - 15 лет каторги.

Практически все улицы на территории бывшего СССР названы их именами.