Гипотезы о славянской прародине и этногенезе славян. Поиски прародины славян. Славянские археологические культуры V-VI вв

Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»?

Показания историков варьируются. Доминиканский монах-историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство», ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…

Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Летописец Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

Многие вопросы истории, к сожалению, не всегда остаются точно изученными и исследованными. Это порождает образование многих предположений и гипотез. И одним из таких спорных вопросов был, есть и остается славянский, а точнее говоря – о происхождении славян. Ученые и историки спорят и дискутируют по этому поводу не один десяток лет. Хотя, с другой стороны, наличие загадок только подстегивает интерес к изучению жизни и происхождения наших предков.

Современные теории происхождения славян

Происхождение славянского этноса – это тайна, никто точно не знает откуда он взялся и где его родина. Проблема в том, что нет достоверных источников информации, а все теории – мнения ученых, подтвержденные археологическими, лингвистическими и топонимическими фактами, которые различаются по степени достоверности и проработанности. Славянский вопрос породил массу предположений и гипотез. Уже несколько сотен лет исследователи спорят, при этом создается ощущение тайны и ореол романтизма вокруг всего, что связано с родиной славян.

Мавро Орбини (17 век), югославский историк и панславист, в своих сочинениях выражал мнение, что славяне древнейший народ, когда-то доминировавший во всем мире и старше самих пирамид. С этим трудно спорить, ведь если славяне есть сейчас, значит их предки существовали, когда пирамиды еще не были построены. Если продлить эту «логическую» цепочку, то мы дойдем до самого Адама и общечеловеческого корня:

«Адам первопредок – значит он предок славян – славяне древнейший народ на земле».

Или так: «Адам первопредок – евреи потомки Адама – славяне потомки Адама – значит славяне – это евреи». Как мы видим, такая логика абсолютно бесполезна и ни к чему не приводит. Если все народы имеют общие, древние корни, то рассуждать об изначальном происхождении бессмысленно. Чтобы преодолеть это противоречие, точнее было бы говорить о временах, когда народ славян осознал свою самость и был признан соседями. Вот на этом этапе уже могут быть старшие и младшие этносы. Кто-то строил пирамиды, капитолий и термы, в то время как соседи жили в лесу общинно-родовым строем и «молился пням».

Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая — автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.

Теории историков

Древнейшим источником, в котором ведется речь о происхождении славян, считается легендарная «Повесть временных лет». Автор – Нестор летописец определяет исторический ареал славян по нижнему течению Дуная. Он указывает, что именно оттуда они рассредоточились на другие территории. Таким образом, автор стал одним приверженцев, а точнее родоначальником миграционной теории. Идея Нестора – самая старая документированная версия, поэтому стоит особняком. Попытаемся разобраться в каждой из теорий. Миграционные теории происхождения славян.

Дунайская (она же балканская или дунайско-балканская) теория происхождения славян

Наиболее распространенной и популярной считается теория о том, что прародители славян возникли на прилегающих к Дунаю землях, а затем рассеялись по Центральной, Южной и Восточной Европе. Она нашла много приверженцев среди российских историков. Веским аргументом в ее пользу считаются указания в Лаврентьевской летописи на то что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов, протославяне расселялись на восток и Европы. Из классиков, эту теорию поддерживал Ключевский. Многие современные историки с ней согласны.

На сегодняшний день она является самой популярной и распространенной. Одним из первых людей, заинтересовавшихся происхождением славян, стал знаменитый летописец Нестор, автор Повести временных лет. По его мнению, расселение славянских народов началось с нижнего течения реки Дунай. Кстати, эту теорию мы встречаем и в письменах эпохи Средневековья. Далее ее развил отечественный ученый Ключевский, добавив, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье к шестому веку новой эры. Образовав здесь племенной союз, восточные славяне продолжили мигрировать на восток и северо-восток. За эту теорию в России выступали и выступают историки Соловьев, Породин, Трубачев.

Скифо-сарматская теория происхождения славян

В этой версии славяне представлены как скифы, сарматы и роксоланы. Теория предполагает, что под такими именами прародители славян вышли из Передней Азии и рассредоточились по южной части Восточной Европы. Она возникла впервые в Баварской хронике и продвигалась историками западной Европы до 18 века.

Первое упоминание о ней относится к тринадцатому веку. Ее поддержали многие хроники Западной Европы. О чем же гласит эта гипотеза?

Праславяне, некогда заселявшие территории Передней Азии близ Черного моря, назывались скифами и сарматами. А с течением времени они мигрировали на запад и юго-запад. Данную теорию, кстати, поддерживал и Михаил Ломоносов. Сегодня же она почти потеряла своих приверженцев.

Висло-одерская теория происхождения славян

Она появилась лишь в восемнадцатом веке в Польше. Согласно ей, славяне впервые появились на землях между реками Висла и Одер. Отечественный ученый и археолог Седов считает также, причем называет и конкретную дату появления — пятый-шестой века до новой эры.

Социальный и политический смысл теории заключается в полоноцентризме. Польша – родина славян, а значит имеет преимущества перед соседями.

Одерско-днепровская теория

Гласит, что праславяне в одно и то же время возникли на территории между Одером на западе и Днепром на востоке. Поддерживает эту гипотезу Рыбаков.

Поклонники этой теории имели немалые расхождения во мнениях, они считали праславянскими польские археологические культуры: тшинецкую, тшинецко– комаровскую, лужицкую и скифские лесостепные культуры. Предположительно праславянские племена очень быстро заняли большие ареалы от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпат и Судет на юге. Именно эту версию поддерживали известные академики Рыбаков и Артамонов, которые считаются классиками в славянском вопросе.

Прикарпатская теория

Основана лишь на названиях географических объектов (особенно водоемов), поэтому почти не нашла своих сторонников. Появилась в девятнадцатом веке.

Родоначальником ее является П. Шафарик, словацкий ученый (1837 г.). Его последователем был немецкий исследователь Ю. Удольф. По версии авторов славянские названия сконцентрированы в Галиции, Подолии и на Волыни.

Припятско-полесская теория происхождения славян

Эта теория была популярна в западной Польше и германии. Польский археолог К. Годлевский предположил продвижение славян из Полесья в Висло-Одерское междуречье. Версия базируется на изучении языковой составляющей культуры, была популярна в начале 20 века.

Она состоит из двух подтеорий: верхне- и среднеднепровской. Суть ее заключается в том, что славяне, изначально жившие в Полесье, затем мигрировали на земли между реками Висла и Одер.

Прибалтийская теория происхождения славян

была предложена известным историком и ученым Шахматовым. Он высказывает свою позицию так: предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. В подкрепление своей версии автор представляет выявленный пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром. Шахматов считал, что славяне широко расселились по всей Европе, но жили среди других народов, поэтому редко упоминаются у древних авторов, или упоминаются, но под иными названиями. Например, иллирийцы, кельты, сарматы, скифы. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.

Как мы видим, все миграционные теории утверждают, что славяне – своеобразные «пришельцы». Они стали гостями на тех землях, которые всегда считались их Родиной. И еще одна важная особенность: в разных хрониках и летописях славяне зачастую упоминаются под другими именами.

Автохонские теории

Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий — автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:

  • Протославянский. Он длился с третьего по первое тысячелетия.
  • Праславянский – до шестого века.
  • Собственно славянский. Тогда уже сформировались полноценные и самостоятельные народы, государства.

Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).

Альтернативные теории

Гиперборея и Аркаим

Гиперборея – окутанная ореолом тайны и величия страна, мифическая родина славян.

Легенда о Гиперборее известна нам из сочинений Платона и Плиния старшего. Эта версия возникновения не только славянской расы, но и всей цивилизации полна тайн и романтизма и поэтому будоражила фантазию многих искателей тайн.

Название «Гиперборея» происходит от «борей» – северный ветер, то есть страна за северным ветром, информация о ней обрывочна. Скорее всего, постоянных политических и торговых связей не было.

В 20 веке на волне повального увлечения мистицизмом было написано много сомнительных книг, из которых можно сделать вывод, что территория Гипербореи охватывала Россию, возможно Гренландию, Скандинавию и острова Северного полюса. Эта земля представлена прародиной всех ариев – предков белой расы Европы и Азии.

Аркаим – городище бронзового века, найдено археологами в 1987 году, в Челябинской области. Городище – как городище, 3-2 тыс. до н.э. Крепость, загоны, некрополь и два многоквартирных дома из кирпича. Из удобств – ливневая канава- канализация. В окрестностях нашли еще несколько таких городов, назвали – «культура синташты». Ученые сразу выдвинули три теории происхождения синаштов: местная, восточная и западная, письменности той эпохи не найдено, были ли аркаимцы протославянами – не известно.

Все было спокойно, пока в 1991 году Аркаим не посетила Тамара Глоба. После этого началось паломничество мистиков. Теперь этот город – место силы, тектонический разлом, древний вулкан, место могущества, посвященное солнцу, обсерватория и схематичная мандала, а также модель вселенной и космос в миниатюре. В Аркаиме ищут истоки Европейско-арийской культуры, цивилизации и философии, и даже находят упоминание о нем в Ригведе и Авесте. Ну, при желании, в Авесте можно найти упоминания о чем угодно, а если и не найти – то придумать.

Космическая версия

Согласно этой теории Мидгард – Земля, прародительница ариев и славян. Ее местонахождение определяется на пересечении восьми небесных космических путей, связывающих плодородные земли в девяти звездных системах светлых миров. Этот миф доносит главную мысль, что наши предки не имели ничего общего с обезьянами, а пришли из космоса 600000 лет назад. Были некие славяно-арийские боги, которые и были прародителями людей.

Впоследствии жителям Гипербореи пришлось перебраться на Евразийский континент из-за Великого потопа. Эта теория хорошо развита учеными-фантастами. Обратите внимание на труды Н Левашова, его книги читаются очень легко и интересно, практически как беллетристика.

В завершение статьи нужно сказать, что фентезийных теорий гораздо больше. Например, я не упомянул В. Шемшука, который пишет о многослойной биосфере, 50 метровых людях и гигантских деревьях. О В. Асове, который написал серию книг по русскому ведизму… Таких версий сотни, у каждого современного автора – своя, при этом они почти не имеют связи с реальностью. Большинство писателей говорит о откровении высших сил, о озарениях и тайных знаниях, которые почти непроверяемы.

Заключение

Мы, конечно, лишь кратко рассмотрели теории происхождения славян. Но есть и еще современные взгляды на эту проблему. О чем же они гласят?

Начнем с того, что славяне являются выходцами из огромного массива народов, которые некогда назывались индоевропейцами. Индоевропейская общность в древности населяла масштабные территории: на западе границей был Атлантический океан, на востоке – Индийский, на севере – Ледовитый, а на юге – Средиземноморье. В четвертом-пятом тысячелетиях Европа еще не была ими полностью освоена. Если отметить на карте примерный центр расселения индоевропейцев, то он будет располагаться на северо-востоке Балкан и Малой Азии. Что касается праславянских племен, то они занимали земли ближе к Карпатам.

Но затем племена и народы постепенно стали осваивать все новые площади. Это объясняется легко: началось бурное развитие скотоводства и земледелия, а эти занятия требовали много земельных участков. Последних стало не хватать на всех. Так племена освоили и Центральную, и Восточную Европу, дойдя до Средней Волги. И, конечно, среди них были и предки славян. Конечно, эти процессы миграции шли довольно долго, постепенно. Относятся эти события примерно ко второму тысячелетию. И необходимо отметить, что четко сформированной славянской общности тогда еще не существовало.

Пятнадцатый век прошлой эры стал временем, когда процессы переселения поутихли. Теперь жизнь стала оседлой, более спокойной. Теперь всем хватало земли, что способствовало к дальнейшему расцвету земледелия. И примерно в это же время формируются самостоятельные племена, в том числе и славянские. То есть, согласно современной теории, прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. Затем, как мы знаем, все славяне поделились по территориальному признаку на восточных, западных и южных.

Таково мнение большинства ученых на сегодняшний день. Вообще оно является общепринятым, с ним иногда бывает трудно поспорить ввиду отсутствия других фактов.

К сожалению, мы никогда уже не сможем восстановить картину тех событий, когда на земле появились первые славяне. Для нас история их происхождения останется загадкой навсегда. Но это же не запрещает ученым и историкам предполагать, думать, высказывать свои мнения и выдвигать гипотезы.

Конечно, не все существующие теории одинаково распространены. Какие-то имеют гораздо больше приверженцев, а какие-то себя и вовсе почти изжили. А к какой теории склоняетесь Вы? Или, может быть, у Вас появился свой взгляд на данную проблему?..

Прежде чем рассматривать многочисленные версии происхождения славян, надо отметить, что все средневековые авторы вплоть до 9 века такого народа, как славяне, не знали и сообщают только о склавах или склавинах , хотя при переводе их произведений на русский язык переводчиками повсеместно употребляется форма «славяне».

Народ же под именем «склавины» стал известен с 6 века, хотя некоторые историки считают, что поиском славянской прародины занимались еще античные авторы. При этом к славянам относили народы, жительство которых было связано с территориями будущих славянских государств, образовавшихся в конце 1-го тысячелетия н. э.

1 Скифо-сарматская теория

По этой теории, славяне - скифы, сарматы и роксоланы

Скифо-сарматская теория происхождения славян предполагала, что предки славян вышли из Передней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов. Впервые появившись в Баварской хронике 13 веке, скифо-сарматская теория развивалась западноевропейскими историками вплоть до 18 века. Одним из приверженцев происхождения славян от сарматов (савроматов) был английский историк Э. Гиббон, создавший объемный труд по истории Европы.

В России идея происхождения славян непосредственно от скифов и сарматов разделялась М.В. Ломоносовым (1711-1765) в его «Кратком Российском летописце» и «Древней Российской истории». Российский ученый писал, что «единородство славян с сарматами , чуди со скифами для многих ясных доказательств не споримо» (34, 25). В наше время эта теория всерьез не рассматривается, хотя все еще имеет своих приверженцев.

2 Дунайская теория

Это самая распространенная теория происхождения славян

Дунайская теория происхождения славян предполагала, что предки славян образовали свой этнос на территории, прилегающей к Среднему Дунаю, а затем расселились по Центральной, Южной и Восточной Европе. Это самая распространенная теория, особенно среди российских историков, так как в главном русском историческом источникев Лаврентьевской летописи сказано , что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов «спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели» (72, 25). К приверженцам этой теории можно отнести и таких видных западнославянских авторов, как

  • Кадлубек,
  • Богуфал,
  • Далимил,
  • Шафарик,

а также русских историков

  • С.Л. Соловьева,
  • В.И. Ключевского,
  • М.Н. Погодина,
  • О.Н. Трубачева.

3 Дунайско-балканская теория

К этой теории примыкает дунайско-балканская теория происхождения славянской прародины, одна из самых старых по времени происхождения, но затем долго не находившая сторонников из-за якобы невозможности в древности переселения праславян в Висло-Одерскую область будущего распространения славян через Судетско-Карпатский барьер. В конце 20 веке польский археолог В. Хенсель предложил считать, что через эту горную цепь с юга на север перешли еще не совсем праславяне, язык которых не успел оформиться и выделиться как праславянский, и только здесь в Повисленье этот народ сумел сформировать свой оригинальный язык.

Поскольку в «Повести временных лет» традиционно для времени ее создания повествование начинается от библейских персонажей – Ноя и его сыновей, принято рассматривать «историческое прошлое» не только праславян, но и их предшественников-протославян. Некоторые авторы (В.М. Гобарев и др.) продлевают историю славян с их предшественниками до 2-го тысячелетия до н. э., считая предками славян скифов-сколотов . Другие (А.И. Асов) называют предками славян народ хеттов из Малой Азии, потомки которых пришли вместе с Энеем и Антенором из Трои в Италию и Иллирик.

Вообще, желание считать происхождение своего народа от героев Трои присуще не только российским историкам, оно упорно поддерживалось в историографии и других европейских народов. Так, еще в середине 19 века английский историк Г.Т. Бокль, критикуя эту многовековую легенду, говорил, что «никому не приходило в голову усомниться в этом факте. Спор шел только о том, от кого именно происходили отдельные нации . Однако относительно этого вопроса образовалось известное единогласие: так – не говоря о второстепенных народах – полагали, что французы происходят от Франка, и всякий знал, что это был сын Гектора; точно так же было тогда известно, что бритты произошли от Брута, отцом которого был не кто иной, как сам Эней» (75, 48).

А В.Н. Демин выводит славян от ариев , пришедших в далекие времена из Гипербореи. Ю.А. Шилов, на основе своих раскопок курганов 4-2-го тысячелетия до н. э., сделал вывод в соответствии с мифами древних ариев, что территория Южной Украины была местом зарождения индоевропейского праэтноса вообще и арийских народов в частности. Именно здесь, как считает Ю.А. Шилов, были сложены веды, записанные позднее в «Велесовой книге», а славяне явились непосредственными потомками ариев. Б.А. Рыбаков считает, что «отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4-3,5 тыс. лет назад, в начале II тыс. до н. э.» (53, 14).

4 Висло-одерская теория

Эта теория происхождения славян зародилась в Польше

Висло-одерская теория происхождения славян, возникшая в 18 веке в среде польских историков, предполагала, что славянский народ возник на территории междуречья Вислы и Одера, и выводила праславян из племен лужицкой культуры бронзового или начала железного века. Среди российских приверженцев этой теории можно отметить археолога В. В. Седова, считающего, что праславянская культура зародилась в 5-6 веках до н. э. в бассейне среднего и верхнего течения Вислы и распространилась в дальнейшем до Одера. В.В. Седов предложил соотнести культуру подклошовых погребений с культурой праславян.

5 Одерско-днепровская теория

Одерско-днепровская теория возникновения славян предполагает, что праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются следующие типы культур:

  • тшинецкая культура XVII-XIII вв. до н. э.,
  • тшинецко-комаровская культура XV-XI вв. до н. э.,
  • лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

К приверженцам этой теории относятся поляки Т. Лер-Сплавинский, А. Гардавский, а в России П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов. Однако и в версиях этих авторов есть значительные расхождения.

6 Прикарпатская теория

Основана на высокой концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов

Прикарпатская теория возникновения славян, выдвинутая в 1837 г. словацким ученым П. Шафариком и возрожденная усилиями немецкого исследователя Ю. Удольфа в XX в., основывается на сверхплотной концентрации славянских топонимов , особенно гидронимов в Галиции, Подолии, Волыни. Среди российских авторов можно упомянуть А.А. Погодина, сделавшего большой вклад в развитие этой теории, систематизировав гидронимы указанных областей.

7 Припятско-полесская теория

Эта теория основана на языковых особенностях народов из этих регионов

Припятско-полесская теория славянской прародины подразделяется на два течения:

  1. припятско-верхнеднепровскую и
  2. припятско-среднеднепровскую теорию

и основывается на языковых особенностях народов, проживающих в этих регионах. Приверженцы этой теории, одним из которых был польский археолог К. Годлевский, считают, что в Висло-Одерское междуречье славяне продвинулись из Полесья .

Припятско-среднеднепровский вариант припятско-полесской теории получил гораздо большее распространение в Польше и Германии, чем в России. Одним из основателей этой версии является польский этнолог К. Мошинский, который вдобавок продлил существование праславян на Среднем Днепре до VII-VI вв. до н. э., считая, что тогда протославяне, т. е. предки праславян , еще не выделившиеся из индоевропейского объединения, обитали где-то в Азии в соседстве с уграми, тюрками и скифами.

Протославяне - это предки праславян

Среди российских ученых, поддерживающих нахождение прародины славян в междуречье Среднего Днепра и Южного Буга, необходимо отметить Ф.П. Филина и Б.В. Гортунга. Причем Б.В. Гортунг, в противовес К. Мошинскому, считал, что в этом ареале обитали протославяне трипольской культуры 4-3-го тысячелетий до н. э., которые затем, перейдя в междуречье Верхней Вислы и Днепра, превратились в праславян уже в тшинецко-комаровской культуре 2-го тысячелетия до н. э.

Еще одним приверженцем этой теории был в начале XX в. чешский славист Л. Нидерле, который разместил праславян в среднем и верхнем течении Днепра.

8 Балтийская теория

Балтийская теория, создателем которой является крупнейший исследователь русских летописей А.А. Шахматов, предполагает, что прародина славян находилась на побережье Балтийского моря в низовьях Западной Двины и Немана и только впоследствии славяне ушли на Вислу и в другие земли. В подтверждение этому им выявлен пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром.

Согласно одной теории славяне представляли собой многочисленный народ , который не имел общего для всех места расселения. Якобы этот народ изначально при появлении в Европе был рассеян во многих местах среди других народов, более многочисленных в данном месте и более известных историкам. Поэтому долгое время славянский народ в истории был неизвестен, а иногда упоминался под чужими названиями .

При этом считается, что на Среднем Дунае славяне выступали под именами иллирийцев и кельтов, в бассейнах Вислы и Одера – венетов, кельтов и германцев, а в Карпатах и на Нижнем Дунае – даков и фракийцев. Ну, а в Восточной Европе славяне, естественно, выступали под именами скифов и сарматов. Поэтому и представления у античных и средневековых авторов о славянах как о едином народе не сложилось. К этой теории примыкает и версия о том, что все европейские народы произошли от протославян, являвшихся ядром индоевропейской общности.

Все европейские народы произошли от протославян

В.П. Кобычев в книге «В поисках прародины славян», проанализировав значительное количество версий, пришел к выводу, что «отказав в славянской принадлежности неврам, а также в раннюю пору венедам и спорам, мы поставили себя в крайне тяжелое положение в вопросе о происхождении славян. На этнической карте Восточной Европы им буквально не осталось места. Нижнее Повисленье и Понеменье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые…были, возможно, балтами, кельтами или кем угодно, но только не славянами. В Карпатах и по Дунаю жили…геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы . Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли летто-литовские племена, еще более северные и восточные области – финно-угры…» (53, 17).

Действительно, при такой разноречивости версий и теорий происхождения славян сложно прийти к единому мнению, а уж тем более обосновать его и доказать. А может, и не имеет смысла продолжать эти многовековые поиски черной кошки в темной комнате, тем более что ее, скорее всего, там и не было? Ведь многочисленные германоязычные племена сначала по воле римлян были названы одним именем германцев, а только спустя века стали представлять собой единое целое.

Славяне же наоборот, сначала получили общее наименование склавинов, а затем разделились на множество славянских племен со своими наименованиями. Геродот о народах севернее Дуная ничего не знал, хотя в Восточной Европе его познания в локализации различных народов были куда более обширны. Но именно из-за северных пределов Дуная в дальнейшем распространились в Европе одни из самых многочисленных этнических образований – германцы и славяне . Если происхождение германцев, по крайней мере, с начала нашей эры, считается в достаточной мере известным и решенным, то происхождение славян с каждым новым поколением историков, археологов, лингвистов становится все более запутанным.

Каждое новое поколение ученых все больше запутывает происхождение славян

Существует и версия происхождения славян от многочисленных рабов, которые в эпоху рабовладельческого строя являлись основой производства сельскохозяйственной продукции и материальных ценностей. М. Гимбутас приводит следующее объяснение этой версии: «Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня слав. Основываясь на «склавинах» и «склавенах» , упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом «sclavus», означающим «раб». Это, возможно, и объясняет, почему ск– было заменено на сл– в этих источниках, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене» (22, 69). Тем не менее эта версия остается одной из самых непроработанных в течение нескольких веков, и таковой остается, скорее всего, из-за возможной ее непопулярности среди историков, а, скорее всего, из-за отсутствия поддержки ее в среде политических элит славянских стран.

Поэтому, несмотря на обилие версий о местоположении прародины славян и их происхождения, подкрепленных соответствующими теориями и томами исследований в этой области, вопрос этот до сих пор остается открытым. А это означает, что или теории эти не верны, или до 6 века никаких славян как народа еще не существовало. И предысторию славян, вероятно, стоит искать не среди этого множества версий их происхождения, а наоборот, отстранившись от них, более внимательно рассмотреть их происхождение от многочисленных рабов государства гуннов, тем более что исследована такая версия слишком поверхностно. Вполне возможно, что происходило это из-за «ложного патриотизма» историков славянских стран. Однако чтобы отвергнуть эту версию, необходимо более досконально ее исследовать.

На земном шаре в наши дни существует около 200 миллионов человек, говорящих на тринадцати славянских языках, и тем не менее, для историков до сих пор остается загадкой, где зародился славянский язык и где находится прародина славян, откуда они разошлись по Центральной, Южной и Восточной Европе.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен -- название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. 11 Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М.: Юнити,1999. С. 73

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке -- до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом" 22 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.- М.: Знание, 1987. С. 112. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т. е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою». 33 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.- М.: Знание, 1987. С. 113

Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и “давлением” других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам “Повести временных лет” (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с “вавилонским столпотворением”, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их “рассеиванию” по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - “волохов”.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье “в полях” и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода “ляхов” (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который “пришел и сел” на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Где находится прародина славян? Какие версии выдвигают учёные по этому поводу? Читайте статью и вы узнаете ответы на эти вопросы. Этногенезом славян называют процесс образования этнической древнеславянской общности, который привёл к выделению этого народа из массы индоевропейских племён. Сегодня не существует общепринятой версии созревания славянского этноса.

Первые свидетельства

Прародина славян интересует многих специалистов. Этот народ впервые был засвидетельствован в византийских документах VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянах в IV веке. Более ранняя информация относится к народам, участвовавшим в этногенезе славян (бастарны), однако степень их причастности в разных исторических реставрациях варьируется.

Письменные подтверждения авторов VI века из Византии говорят об уже устоявшемся народе, разделённом на антов и склавинов. Венеды упомянуты как в ретроспективном направлении. Доказательства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют их соединить с какой-нибудь старой культурой славян.

Определение

Прародина славян до сих пор точно не определена. Археологи называют русскими подлинниками некоторые архаические культуры, начиная с V века. В академическом учении отсутствует единая точка зрения по этнической родословной носителей более ранних цивилизаций и их связи с более поздними славянскими. Языковеды также имеют разные мнения о времени возникновения языка, который можно было бы назвать славянским или праславянским. Нынешние научные версии подозревают выделение русской речи из праиндоевропейской в колоссальном диапазоне от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.

История образования, происхождение и ареал античных русинов изучаются особыми методами на стыке разнообразных наук: истории, лингвистики, генетики, палеоантропологии, археологии.

Индоевропейцы

Прародина славян сегодня будоражит умы многих. Известно, что в эпоху бронзового века в Центральной Европе бытовала этноязыковая общность индоевропейской расы. Отнесение к ней отдельных речевых групп является спорным. Немецкий профессор Г. Краэ сделал вывод, что в то время как индоиранские, анатолийские, греческий и армянский языки уже отделились и развивались самостоятельно, кельтский, италийские, иллирийский, германский, балтский и славянский языки являлись лишь диалектами единого индоевропейского языка. Древние европейцы, населявшие среднюю Европу севернее Альп, создали общую терминологию в районе земледелия, религии и социальных отношений.

Восточная раса

А где была расположена прародина Племена этого народа, успевшие слиться в единое целое (по мнению многих учёных), составили основное население средневековой Древней Руси. В итоге последующего политического расслоения этих людей, к XVII веку образовались три народа: белорусский, русский и украинский.

Кто такие восточные русины? Это культурно-языковое общество русских, использующих в своей речи восточнославянские языки. Некоторыми ранними исследователями также использовалось обозначение «русские славяне». Восточный славянин… О его истории мало кому известно. Причиной тому является не только отсутствие собственной письменности, но и отдалённость от цивилизованных центров того периода.

Восточный славянин описан в византийских, арабских и персидских письменных источниках. Некоторые сведения о нём нашли с помощью сравнительного анализа славянских языков и в археологических данных.

Экспансия

Прародина славян и их расселение обсуждаются многими исследователями. Одни считают, что экспансия произошла из-за демографического взрыва, вызванного потеплением климата или появлением новейшей техники земледелия, а другие - что по вине Великого переселения народов, опустошившего в первые века нашей эры часть Европы в ходе вторжений сарматов, германцев, авар, гуннов, булгар и русских.

Предположительно происхождение и прародина славян связаны с населением пшеворской культуры. Этот народ на западе граничил с кельтским и германским племенным миром, на востоке - с финно-угорцами и балтами, на юго-востоке и юге - с сарматами. Некоторые изыскатели думают, что в этот период ещё имелась беспрерывная славяно-балтская совокупность, то есть эти племена ещё не вполне раздробились.

В те же времена произошла экспансия кривичей в Смоленском Поднепровье. В этом районе ранее существовала тушемлинская цивилизация, на этническую принадлежность которой археологи смотрят по-разному. Её заменила чисто славянская старая культура, а тушемлинские городища были разрушены, так как в то время славяне ещё в городах не жили.

Выводы

Не удалось создать убедительную версию этногенеза русских на базе сведений какого-либо только одного научного предмета. Нынешние теории стараются объединить сведения всех исторических дисциплин. В целом допускается, что славянский этнос появился ввиду слияния этнически разных индоевропейских общин на рубеже между скифо-сарматами и балтами при участии финского, кельтского и других субстратов.

Гипотезы учёных

Учёные не уверены в том, что славянский этнос до н. э. существовал. Об этом говорят лишь противоречивые предположения лингвистов. Нет никаких доказательств того, что славяне произошли от балтов. Используя разные источники, профессора строят гипотезы о корнях русских. Однако они не только неодинаково определяют место славянской прародины, но и называют разное время выделения славян из индоевропейской общины.

Существует множество гипотез, согласно которым русины и их праотечество существовали уже начиная с конца III тысячелетия до н. э. (О. Н. Трубачёв), с конца II тысячелетия н. э. (польские академики Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и другие), с середины II тысячелетия до н. э. (польский профессор Ф. Славский), с VI в. до н. э. (Л. Нидерле, М. Фасмер, П. Й. Шафарик, С. Б. Бернштейн).

Самые ранние научные догадки о праотчизне славян можно найти в трудах русских историков XVIII-XIX вв. В. О. Ключевского, С. М. Соловьёва, Н. М. Карамзина. В своих исследованиях они опираются на «Повесть временных лет» и делают вывод о том, что древним отечеством русинов были река Дунай и Балканы.