Наименование операции советских партизан в 1943. «Рельсовая война» и другие способы борьбы советских партизан. Словарь исторических понятий

Холмов Дмитрий Вячеславович

МГУ им. А.А.Кулешова

магистр исторических наук

Волчок Геннадий Игнатьевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культуры Беларуси Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова.

Аннотация:

В работе на основании документов Национального архива Республики Беларусь, Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации, ряда публикаций, анализируется процесс взаимодействия партизан Могилёвского соединения с войсками 2-го Белорусского фронта накануне и во время проведения операции «Багратион». Особое внимание уделяется боевым действиям партизан Могилёвского соединения в третьем этапе рельсовой войны (на примере партизан Белыничского района), взаимодействию партизан и частей 2-го Белорусского фронта во время проведения первого этапа операции «Багратион», боевым действиям частей 49-й и 50-й армий 2-го Белорусского фронта во время освобождения Могилева и Белыничского района.

In the work on the basis of documents of the National archive of the Republic of Belarus, the Central Archive of the Ministry of defence of the Russian Federation, number of publications, analyzes the process of interaction between the partisans of the Mogilev connection with the troops of the 2nd Belorussian front before and during the operation "Bagration". Special attention is paid to the fighting guerrillas Mogilev connections in the third stage, rail war (on the example of partisan Belynichi district), the interaction between the guerrillas and units of the 2nd Belorussian front during the first phase of "operation Bagration", the fighting parts of the 49th and 50th armies of the 2nd Belorussian front during the liberation of Mogilev and Belynichi district.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война; операция Багратион; партизаны; БШПД; ЦШПД; рельсовая война; диверсии.

The great Patriotic war; operation Bagration; partisans; wireless broadband; Central; rail of war; sabotage,

УДК 94(476)"1943/1944"

В годы Великой Отечественной войны одной из главных задач борьбы с захватчиками на оккупированной советской территории было нарушение работы транспорта противника, что выражалось в разрушении искусственных сооружений, путей, станций, пристаней, крушении поездов, подрывах автомашин и судов. В годы Великой Отечественной войны первостепенное значение приобрели железные дороги как наиболее мобильный вид транспорта.

Огромные массы вооружения, боевой техники и других видов военного снабжения могли быть доставлены войскам в целом лишь железнодорожным транспортом. Именно в силу этих причин железные дороги стали основным объектом диверсионной деятельности партизан в период «Рельсовой войны».

Под таким названием в историю Великой Отечественной войны вошли одновременные, координированные операции советских партизан и подпольщиков по массовым разрушениям рельсов, шпал, мостов, станций и эшелонов на железнодорожных коммуникациях в тылу противника, состоящей из трех этапов, последний из которых пришелся на время проведения операции «Багратион».

14 июля 1943 г. был издан секретный приказ начальника ЦШПД П. К. Пономаренко «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага».

Основная цель операции «Рельсовая война» - массовым повсеместным уничтожением рельсов сорвать все замыслы врага, поставить его в катастрофическое положение.

К лету 1944 г. на территории Беларуси действовали 372 тысячи партизан, объединенных в 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Кроме того, в это время на оккупированной территории республики вели борьбу более 60 тысяч подпольщиков. Эти огромные силы народных мстителей располагались от линии фронта до государственной границы и занимали удобное положение для нападения на все коммуникации противника .

К концу 1943 года Могилевское партизанское соединение включало в себя 9 районных военно-оперативных групп, северо-восточную и юго-восточную группировки, объединявших 10 полков, 12 бригад и 50 отдельных отрядов общей численностью более 34 тысяч партизан. Кроме того, на территории области действовали самостоятельно партизанское соединение «Тринадцать» в составе 1, 3, 5-й бригад и 11, 12, 13-го отдельных отрядов и Рогачевская военно-оперативная группа, объединившая 255-й полк 252, 257, 258, 259-й и отдельные отряды численностью 5 тысяч партизан .

В 1943-м году на рубеже рек Бася и Проня на восемь месяцев остановился фронт. Разделенная надвое Могилевская область оказалась передним краем смертельной борьбы с оккупантами, и одновременно стала плацдармом для скорого наступления советских войск.

В период третьего этапа операции «Багратион» оперативное руководство боевыми действиями партизанских бригад и отрядов, организация их непосредственного взаимодействия с войсками Красной армии, оказание им необходимой материально-технической помощи, как и на первом этапе освобождения, было возложено на оперативные группы обкомов, прикомандированные к военным советам фронтов, а также на представительства (опергруппы) БШПД при военных советах армий.

В конце мая 1944 года Бюро ЦК КП(б)Б рассмотрело и утвердило оперативный план, разработанный БШПД и определявший действия белорусских партизан в период проведения операции «Багратион». Для срыва перевозок врага, дезорганизации работы воинских штабов и пресечения попыток фашистского командования свободно маневрировать резервами план предусматривал нанесение мощного удара по всем коммуникациям, причём этот удар должен был охватить всю территорию оккупированной части Беларуси .

С началом операции «Багратион» начальники опергрупп БШПД оперативно информировали партизан о начале операции и ставили конкретные задачи по взаимодействию с регулярными войсками.

В оперативно-разведывательном плане партизанским бригадам и отрядам, действовавшим перед 2-м Белорусским фронтом, указывалось: «Основной задачей боевой деятельности партизанских бригад и отрядов на июнь месяц считать - срыв перевозок противника по железным, шоссейным и грунтовым дорогам… дезорганизацию его тыла, разгром и уничтожение складов, штабов и отдельных гарнизонов, а также охрану местного населения» .

Одновременно ставились конкретные задачи на ведение боевых действий и разведки. Могилевскому соединению, например, предлагалось сформировать не менее 25 диверсионных групп и направить их в район Шклов - Чаусы - Быхов с целью дезорганизации работы ближайшего войскового тыла противника.

Директивой ЦК КП(б) Беларуси от 8 июня 1944 г., переданной шифром по радио подпольным партийным органам и партизанским отрядам, ставилась задача нанести мощные удары по железнодорожным коммуникациям противника и парализовать его перевозки по линиям Полоцк - Двинск, Полоцк - Молодечно, Орша - Борисов, Минск - Брест, Молодечно - Вильнюс и Вильнюс - Двинск .

В предверьи наступления, командование 2 Белорусского фронта поставило перед партизанами задачу: спасти свой народ от уничтожения и угона в рабство, не дать врагу окончательно разрушить и сжечь наши города и сёла, не допустить безнаказанное отступление немецких войск.

Диверсионная и разведывательная работа партизан началась еще раньше. Так партизаны Шкловской ВОГ в мае 1944 года разведали и составили схемы укреплений противника по реке Днепр на участке Орша - Требухи, указав на них все огневые точки. Начальник разведотдела 3-го Белорусского фронта генерал-майор Е.В. Алешин отозвался об этом документе так: «Схемы укреплений противника на правом и левом берегах Днепра на участке Орша - Требухи, выполненные военно-оперативной группой при Шкловском РК КП(б)Б, по состоянию на 1 мая 1944 года представляют большую ценность. Благодаря добросовестному отношению к этой работе схемы выполнены с большой точностью и почти целиком совпадают с данными аэрофотоснимков .

Часто задания по получению данных о противнике выполняли совместно армейские и партизанские разведчики. В начале июня 1944 года для выявления сил противника в районе населенных пунктов Ямницы, Голынца, Титовки, Слоневщины, Быхова в партизанские отряды были заброшены армейские разведчики. Для выполнения задания командование Могилевской военно-оперативной группы создало две группы, в состав которых включили армейских и партизанских разведчиков. Группы возглавляли лейтенанты Ушаков и Скуратовский. Разведчики успешно справились с заданием. Они сообщили, что на 20 июня в военном городке Ямница находится 91 танк, на восточных окраинах Голынца - 150, в лесу восточнее Добросневич - 32 танка, на опушке леса восточнее разъезда Ямница - Черемное - танки и цистерны с горючим. Сведения, добытые разведчиками, использовались командованием 2-го Белорусского фронта при разработке боевых операций.

Тогда же командованию 2-го Белорусского фронта потребовались данные об оперативных резервах гитлеровцев в районе Могилева. Получить их было поручено 540-му отряду. Задание выполняла группа партизан, в состав которой входили С.Воспанов, К.Космачев, Н.Москалев и Р.Нигматуллин. Разведчикам удалось захватить «языка» - фашистского офицера, начальника боепитания 60-й моторизованной дивизии 4-й армии. Данные, полученные от него, имели большую ценность. Они были использованы при подготовке операции по разгрому гитлеровских войск на Могилевском направлении .

Белорусской наступательной операции «Багратион», в соответствии с планом Верховного Главнокомандования, предшествовал удар партизан республики по вражеским коммуникациям, нанесенный в ночь на 20 июня 1944 года .

18 июня 1944 года в штаб Белыничской ВОГ прилетел на самолёте представитель штаба 2 Белорусского фронта капитан Н.Г.Борисов. Он сообщил, что скоро наши войска перейдут в наступление на могилёвском направлении. В связи с этим Белыничская и Могилёвская военно-опертивные группы получили задание в ночь с 20 на 21 июня 1944 года завязать бой с танковой дивизией противника, части которой размещались в деревнях Ямница, Голынец, Гуслище и Межисетки . Поддерживать партизан должна была авиация 2-го Белорусского фронта.

Выполняя задания командования 2-го Белорусского фронта, партизаны Белыничской и Могилёвской ВОГ вели бой с гитлеровцами на протяжении четырёх часов, что сорвало отправку этой дивизии на фронт .

122 партизанскому полку «За Родину» Белыничской ВОГ выделили участок железной дороги «Шклов - Лотва».

По дороге на свою базу в деревню Рафолово Белыничского района партизаны уничтожили вражеский гарнизон в деревне Авчинники Шкловского района, разбили гитлеровскую засаду у деревни Ермоловичи Белыничского района. Подобрав трофеи, партизаны 122 полка «За Родину» вернулись к месту своей дислокации в деревне Рафолово, Николаевку, Малиновку и Пущу .

Партизанами 600 партизанского полка в районе железнодорожной станции Шклов был разгромлен железнодорожный состав с танками и взорвано несколько километров железной дороги. Весь состав танковых экипажей был уничтожен, танки так и остались на платформах до прихода частей Красной Армии .

Партизаны полностью вывели из строя железную дорогу на перегоне Могилёв -Шклов. Повреждения были настолько большими, что гитлеровцы не смогли её восстановить до подхода советских войск .

В районе д. Белявщина 121-й партизанский полк имени О.М. Касаева (командир - Ильинский А.А.) разбил карательный отряд полиции и немцев численностью около 600 человек. Командир карательного отряда был убит, а его помощник начальник следственного отдела гестапо был ранен и взят в плен. В соответствии с указаниями БШПД его содержали под охраной и лечили в партизанском госпитале, а после соединения с частями Красной Армии передали в органы госбезопасности.

Партизаны Круглянской бригады тогда же под руководством Н.Г. Ильина и С.Ф. Новикова на магистралях Минск - Орша взорвали 1555 рельсов, 2 железнодорожные будки, семафор, разрушили более 13 километров телеграфно-телефонной связи .

Главной целью «рельсовой войны» для партизан - было оказать помощь частям КА в разгроме немецко-фашистских войск. Однако, следует отметить, что в ходе проведения третьего этапа «рельсовой войны» были и недостатки.

Так, Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян после войны задавался вопросом: была ли необходимость подрывать железную дорогу вблизи готовившихся к наступлению наших фронтов.

И этот момент заслуживает особого внимания, ведь в районе боевых действий все того же 1-го Прибалтийского фронта было подорвано 83% рельсовых путей, что не могло не снизить темпы наступления советских войск. К тому же и наши войска вынуждены были выделять часть сил для восстановления разрушенных партизанами железных дорог .

Таких же позиций придерживается и крупнейший специалист по партизанским диверсиям в годы Великой Отечественной Войны - И. Г. Старинов. По его мнению, «вредность установки начальника ЦШПД на повсеместный подрыв рельсов заключалась в том, что на оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, а подрыв 200 тысяч рельсов в месяц составлял менее 2 процентов, что для оккупантов было вполне терпимо, тем более если рельсы подрывались в значительной мере там, где немцы при отходе сами разрушить не могли» [ 7, c. 598]. И этот момент не стоит забывать.

Однако помощь партизан Беларуси наступавшим советским войскам все же была велика, и получила высокое признание Советского командования.

Военный совет 3-го Белорусского фронта дал такую оценку партизанам Беларуси: «Мы гордимся вами, дорогие братья и сестры, вашей мужественной и самоотверженной борьбой в тылу врага. На весь мир прогремела слава о белорусских партизанах, грозных народных мстителях, помогавших Красной Армии ковать победу над гитлеровскими убийцами и душегубами».

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал после войны: «За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент» .

Заслуги партизан были вынуждены признать и генералы вермахта.

Бывший начальник генерального штаба вермахта Гейнц Гудериан, имея в виду действия партизан в ночь на 20 июня 1944 года, писал: «Эта операция оказала решающее влияние на исход всего сражения. По мере того, как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат».» .

Бывший офицер оперативного штаба группы армии «Центр» Гагенхольц в книге «Решающие сражения второй мировой войны» так определил значение партизанской борьбы на железнодорожных коммуникациях: «Начало разгрома группы армий «Центр» было положено действиями 240 тысяч партизан, которые за одну ночь (с 19 на 20 июня 1944 г.) взорвали все железные дороги и в 10 тысячах мест парализовал транспортную систему» .

Красноречивые признания не нуждаются в комментариях.

Действия народных мстителей свидетельствовали о тактической грамотности партизанского командования и большом опыте личного состава бригад и отрядов.

В целом ночь на 20 июня 1944 года партизаны Беларуси добились блестящих успехов в разрушении коммуникаций противника. В эту ночь ими было взорвано 40775 рельсов, в том числе на основной артерии Брест - Барановичи - Минск - Орша - 11240 рельсов .

С 20 по 26 июня 1944 года бобруйские партизаны успешно провели третий заключительный этап «рельсовой войны». Движение по железным дорогам Бобруйск-Осиповичи, Могилёв-Осиповичи, Осиповичи-Слуцк было парализовано.

Партизанские отряды Могилёвской области, с боем овладев участками железной дороги Орша - Могилев, взорвали около 5 тысяч рельсов и два железнодорожных моста. Участок дороги протяженностью около 40 километров был полностью разрушен .

Всего в операции «Багратион» партизаны Могилёвской области произвели 109 подрывов поездов на линиях Минск-Орша, Минск-Бобруйск, Минск-Могилёв, Могилёв-Орша, разбито 87 паровозов, 420 вагонов, 37 цистерн с горючим .

После освобождения Могилева войска 49-й и 50-й армий 2-го Белорусского фронта, преследуя врага, вышли в междуречье р. Днепра и р. Друти и вступили на территорию Белыничского района.

Утром 27 июня 1944 года части 42 Смоленской стрелковой дивизии (командир генерал-майор Слиц А.М.), сбив гитлеровцев с рубежа Болмахомеровщины, встречая огневое сопротивление противника, медленно продвигались вперёд, отбив контратаку противника из направления Высокое. К 17 часам 27 июня 1944 года части 42 Смоленской стрелковой дивизии вышли на рубеж: 44 стрелковый полк овладел деревнями Высокое, Николаевка, Синявщина, 455 стрелковый полк одним из боёв овладел Головчино, 459 стрелковый полк - Браково .

Партизанские бригады и отряды Могилёвской области держали к этому времени под своим контролем уже многие участки шоссейных дорог Могилёв - Минск, Могилёв - Бобруйск, густую сеть улучшенных дорог в междуречье Днепра и Друти, Друти и Березины .

27 июня 1944 года остатки 14 немецкой пехотной дивизии, а также присоединившиеся к ней разрозненные части 78-й штурмовой дивизии у деревни Заозерье Белыничского района натолкнулись на засады партизан Шкловской ВОГ. Партизаны пропустили колонну противника, совершили обходной маневр и встретили её огнём на опушке леса. Здесь скопилось особенно много вражеских войск, и советская авиация нанесла по ним ощутимый удар. Гитлеровцы вынуждены были отойти на открытую местность, где снова попали под удар наших лётчиков .

28 июня 1944 года 42 Смоленская стрелковая дивизия силой 455 стрелкового полка отбивала атаки противника около Головчина, 44 стрелковый полк удерживал деревню Васильки, 459 стрелковый полк отбил атаку противника в направлении Браково .

Командир 459 стрелкового полка майор Козлов со стрелковым батальоном и двумя самоходными орудиями вышли к шоссе Могилёв - Минск и сделали засаду. В это время по шоссе шла колонна противника до 2000 автомашин, танков, бронетранспортёров, тягочей, повозок. Батальон подбил 2 головных танка гитлеровцев и открыл огонь из миномётов. В колонне началась паника, гитлеровцы бросали машины и бросались в лес.

Разгром противника довершила бомбардировочная авиация, на шоссе осталась груда обломков .

5 бригада партизанского соединения «Тринадцать» получила задание командования 49 армии не допустить разрушения существующих и построить новые переправы на реках Друть и Ослик.

Один из отрядов этой бригады строил переправу на реке Ослик, в 15 километрах западнее Белынич. Неожиданно со стороны Белыничей появилась моторизованная группа противника.

Впереди ехали 4 мотоцикла, за ними броневик и легковая машина. Замыкало эту небольшую колонну штурмовое орудие «фердинанд». Партизаны быстро приготовились к встрече. С третьего выстрела ПТР загорелся броневик. Мотоциклистов вскоре перебили. Из дымящейся машины извлекли кроме водителя изуродованные тела немецкого майора, оберлейтенанта и генерала. Пленный солдат сообщил, что в броневике был командующий 4-ым армейским корпусом генерал-лейтенант Фелькерс .

«Фердинанд» с комплектом снарядов выдвинули к шоссе под Белыничами и бывший танкист Пётр Тютюнников в течение 27-28 июня 1944 года бил из засады по колоннам противника, пока не закончились снаряды .

В течение 28 июня 1944 года и до 20 часов 29 июня 1944 года 2 и 3 батальоны 122 партизанского полка «За Родину» и 1-й батальон 600 партизанского полка под командованием начальника штаба Белыничской ВОГ майора Георгиевского вели бои с отступающими колоннами немцев через Сипайловский лес по дороге соединяющими с деревнями Городище и Аксеньковичи. Все дороги были завалены лесом, минированы. В течение полуторасуточных боёв уничтожено 11 автомашин, 1 танкетка, 2 мотоцикла, уничтожено до 100 солдат и офицеров, один взят в плен. Дорогу партизаны удерживали в течение 10 часов .

К исходу 29 июня 1944 года все отряды и полки Белыничской ВОГ по приказу ВОГ при Могилёвском подпольном обкоме КП (б) Б были сосредоточены в районе деревень Белый Лог, Хатульщина .

29 июня 1944 года 42 Смоленская стрелковая дивизия при поддержке частей 32-й и 153-й стрелковых дивизий перешли в наступление и к 10 часам утра заняли районный центр Белыничи .

Соединению с частями Красной Армии отрядов и полков Белыничской ВОГ предшествовали бои с отступающими колоннами немцев. В ночь на 30 июня 1944 года силами 35 и 760 партизанских отрядов и 1-го батальона 122 партизанского полка «За Родину» под командованием командира Белыничской ВОГ майора Федотова был разгромлен штаб 487 гренадёрского полка и его обоз .

К 17 часам 30 июня 1944 года части дивизии, форсировали реку Ослик, вышли на рубеж деревень Кулаковка, Секерка и оседлали шоссе Могилёв - Минск. Гитлеровцы огнём артиллерии, пулемётов, неоднократными контратаками при поддержке 6-8 танков пробовали задержать советские части на восточном берегу реки Ослик, однако неся большие потери в живой силе и технике отступали в западном направлении, прикрывая отход группами автоматчиков и самоходной артиллерии .

Упорное сопротивление гитлеровцы оказали в районе деревень Кулаковка, Корытница, где крупная группировка противника пыталась вырваться из окружения, пытаясь просёлочными дорогами пробиться к шоссе Могилёв - Минск, однако после жестоких боёв была уничтожена.

К концу дня 30 июня 1944 года части 49-й и 50-й армий вышли на границу Белыничского и соседних с ним Березинского, Кличевского и Крупского районов. Белыничский район был полностью освобождён от врага.

В освобождении Белыничского района принимали участие 32, 42, 64, 95, 199, 369 стрелковые дивизии 49 армии, 139, 238 стрелковые дивизии 50 армии, 157 стрелковая дивизия 33 армии .

30 июня 1944 года в районе деревень Белый Лог и Хатульщина в 14 часов полки и отряды Белыничской ВОГ соединились с частями 139 и 238 стрелковых дивизий.

В тот же день исполняющий обя-занности командира партизанского отряда «Тринадцать» С.В. Пахомов радировал руководству фронта: «С Красной армией соединился. Нахожусь северо-западнее дер. Ушлово. В ночь на 1.7. выхожу восточнее дер. Пупса. Жду дальнейших указаний. Генерал Файфер подорван в танке, убит. Его награ-ды и знаки различия находятся у меня. До-кументы и обмундирование его сгорели. Личность генерала установлена опросом именного водителя танка из конвоя гене- рала» .

До соединения с частями Красной Армии Белыничская ВОГ насчитывала в своём составе 3444 партизана .

Для быстрейшего продвижения танкового корпуса в направлении Минска партизаны Шкловской ВОГ восстановили дороги и построили пять мостов через реку Можа в районе деревень Ухвала, Пышачье, Слобода, Купленка, Березка.

27 июня 1944 года партизаны Кировской военно-оперативной группы совместно с частями Красной Армии вели бои по ликвидации разрозненных групп противника в лесных массивах в районе Городца. В этот же день 9-я бригада и 538 отряд готовили переправу через реку Ольса в районе Кличева. Партизаны 537 полка принимали участие в бою за освобождение деревни Бацевичи Кличевского района, Круглянской военно-оперативной группы - населенных пунктов Татарка, Трухановка, Старое Полесье, Круча. Осиповичские партизаны взяли под контроль все основные дороги, по которым гитлеровские войска могли отступать. Партизанская бригада «Чекист» 28 июня в районе деревень Шепелевичи, Смогиловка, Гаенка вступила в бой с отступающими частями 14-й пехотной и 78-й штурмовой дивизией. Бой длился более суток. На следующий день с помощью воинов Красной Армии противник был разгромлен.

О тесном взаимодействии партизан и частей Красной Армии говорит следующий факт. Вместе с частями 37-й гвардейской дивизии в боях участвовала 1-я Бобруйская партизанская бригада под командованием В.И.Ливенцева. На одном из участков фронта она сменила 118 гвардейский полк, о чем был принят следующий документ: «Мы, ниже подписавшиеся, начальник штаба 118 стрелкового полка гвардии капитан Глотов с одной стороны и начальник штаба 1-й Бобруйской партизанской бригады старший лейтенант Кремнев с другой стороны составили настоящий акт в том, что последний принял участок обороны 118 гвардейского полка на рубеже южнее дороги Заловье-Околица, Симены, лес севернее Зубрец...» .

278-й партизанский отряд Кличевской ВОГ (командир -Ананич В.М.) на дороге Несета-Вязовка напал на отступающий гитлеровский артиллерийский полк. Во время боя было уничтожено 59 человек, захвачено 8 орудий, автоматы и винтовки. 28 июня 1944 г. около деревни Поплавы партизанские полки 15-й, 277-й и партизанские отряды 2-й, 115-й и 278-й соединились с частями Красной Армии Круглянские партизаны вели бои с противником в районе населенных пунктов Татарка, Трухановка, Старое Полесье, Круча, уничтожив 250 гитлеровцев, 52 автомашины, 26 повозок, много военного имущества врага .

Командование Осиповичской ВОГ по заданию Военного совета 2-го Белорусского фронта в связи с начавшимся наступлением Красной Армии заранее закрепило за каждым отрядом основные дороги в районе, по которым гитлеровцы могли отходить под ударами советских войск. В боевых действиях на путях отступления врага осиповичские партизаны уничтожили 1322 и взяли в плен 2412 гитлеровских солдат и офицеров.

Активную помощь и поддержку наступающим войскам оказывало население. Жители перекапывали дороги, разрушали мосты, устраивали лесные завалы. При подходе советских войск они помогали обнаруживать вражеские засады, минные поля, форсировать водные преграды. Так, все население д. Чечевичи Быховского района приняло участие в строительстве моста через р. Друть, взорванного отступающими гитлеровцами.

Для быстрейшего продвижения танкового корпуса в направлении Минска партизаны Шкловской ВОГ восстановили дороги и построили пять мостов через реку Можа в районе деревень Ухвача, Пышачье, Слобода, Купленка, Березка .

Смело, энергично действовали на путях отступления противника в Белыничском районе партизанские полки: 122-й «За Родину» (командир - А.И. Липский, комиссар - Н.Ф. Кручинин) и 600-й (командир - Г.Ф. Медников, комиссар - В.Т. Некрасов). 27 и 28 июня они круглосуточно устраивали засады, минирование и завалы дорог в районе деревень Городище, Аксеньковичи, препятствуя продвижению отступавших колонн гитлеровцев. В результате были подорваны 11 автомашин с живой силой и военными грузами, танкетка, тягач и мотоцикл .

Командующий 4-й немецкой армией генерал фон Типпельскирх писал, что армия успела отвести половину сил за Днепр. Здесь, однако, очутилась в огромном, простиравшемся почти до Минска, лесисто-болотистом районе. Он контролировался партизанскими отрядами и ни разу за все три года не очищался от них, а тем более не оккупировался немецкими войсками. Немецкий генерал умалчивает о многочисленных карательных операциях охранных дивизий и регулярных частей группы армий «Центр», в ходе которых им не удалось разгромить партизан, продолжавших наносить удары по врагу .

28 июня 1944 года обком партии обратился ко всем партизанам с призывом не дать немецко-фашистским оккупантам безнаказанно уйти с территории области, помочь советским воинам быстрее изгнать их с белорусской земли. «Товарищи партизаны и партизанки, командиры и политработники! - подчеркивалось в обращении. - В одиночку и совместно с частями Красной Армии бейте на каждом шагу разбитого, бегущего в панике врага, не давайте ему перебраться через реку Березину» .

После завершения Могилевской операции партизанские полки и отряды по распоряжению штаба партизанского движения прибывали на сборный пункт в совхозе «Буйничи». В составе Белыничской ВОГ на сборный пункт прибыло 3318 человек. Из числа вышедших направлено: для службы в Красной Армии -2049 чел., в истребительный батальон -58 человек. Передано в день соединения в 139-ю сд 11 шоферов. Направлено на лечение в г. Могилев -42 человека. Признаны негодными к военной службе и направлены на постоянное место жительство подростки, женщины и старики -558 человек.

Имеющееся к моменту соединения вооружение и боеприпасы были переданы воинским частям и на склад НКВД. Облисполкому, совхозу «Буйничи» и другим органам передано 250 лошадей, 25 коров, 7 автомашин, 45 повозок, 17 тонн муки и зерна, 6,5 тонн картофеля. Для

сдачи в Белорусский штаб партизанского движения были подготовлены именные списки личного состава и другие документы, каждый партизан получил справку со штампом и печатью .

Последний раз в полном боевом составе партизанские формирования Могилевщины выстроились 9 июля 1944 года. День был солнечный. С красными флагами и букетами цветов жители Могилевашли на стадион “Динамо”.

Здесь состоялся митинг трудящихся, воинов Красной Армии и партизан, посвященный освобождению города. Выступили Председатель Президиума Верховного Совета БССР Н.Я. Наталевич, руководители области, партизанские командиры. Под звуки оркестра прошли колонны солдат и офицеров Красной Армии. Вскоре их сменили люди в гражданской одежде. Перед трибуной одна за другой шли партизанские колонны. Освобожденный город принимал партизанский парад .

Могилёвская наступательная операция явилась частью первого этапа операции «Багратион», который проходил в период с 23 июня по 4 июля 1944 года. 2-й Белорусский фронт выполнил свои задачи, 49-я и 50-я армии энергично преследовали гитлеровцев с фронта в направлении Березино, Смиловичи, Минск, лишив их возможности оторваться и заблаговременно занять оборону на новых рубежах. В результате была окружена минская группировка врага.

С освобождением Минска и Полоцка был завершён и первый этап грандиозной битвы за Беларусь.

Партизаны Могилёвщины, в том числе партизаны Белыничской военно-оперативной группы оказали большую помощь советским войскам во время проведения наступательной операции «Багратион» и освобождения населенных пунктов области от врага.

Партизаны парализовали движение по железной дороге Орша - Могилёв во время проведения третьего этапа рельсовой войны. Благодаря этому германские войска не могли использовать железнодорожный транспорт как для доставки резервов, так и для эвакуации своих частей.

С началом наступления частей 2-го Белорусского фронта партизаны Белыничской и Могилёвской ВОГ при поддержке Шкловской ВОГ и полка «Тринадцать» активизировали свою деятельность на шоссейной дороге Могилёв - Минск, блокировали грунтовые дороги при помощи минирования и лесных завалов, нападали на вражеские колонны.

Партизаны Белыничской ВОГ захватывали и удерживали до подхода советских войск переправы через водные преграды, построили для наступающих частей советских войск переправы через реки Друть, Вабич, Ослик. Круглянские партизаны вели бои с противником в районе населенных пунктов Татарка, Трухановка, Старое Полесье, Круча, уничтожив 250 гитлеровцев, 52 автомашины, 26 повозок, много военного имущества врага. В боевых действиях на путях отступления врага осиповичские партизаны уничтожили 1322 и взяли в плен 2412 гитлеровских солдат и офицеров.

Совместно с нашими воинами партизаны области участвовали в освобождении городов и городских поселков, таких, как Кличев, Осиповичи. В условиях панического отступления захватчиков под ударами Красной Армии они освободили многие населенные пункты собственными силами и удерживали их до подхода советских войск.

Таким образом, в результате Могилевской операции, как составной части Белорусской наступательной операции, при содействии партизан были созданы благоприятные условия для наступления советских войск непосредственно на Минск в целях окружения и разгрома минской группировки противника.

Библиографический список:


1. Беларусь у перыяд Другой сусветнай і Вялікай Айчыннай вайны (1939-1945) : дакументы і матэрыялы: дапам. для студэнтаў гіст. фак. / склад. А. І. Котаў. – 2-е выд., перапрац.і дап. – Мінск: БДУ, 2008. – 203с.
2. Борисенко, Н.С. Освобождение: от Хотимска до Могилёва и Бобруйска (сентябрь 1943 года- июнь 1944 года) / Н.С. Борисенко. - Могилев: Могилев. обл. укрупн. тип. им. Спиридона Соболя, 2009. – 240 с.: ил.
3. Брюханов, А. И. В штабе партизанского движения. / А.И. Брюханов - Мн.: «Беларусь», 1980. – 256 с.
4. Василевский, А.М. Дело всей жизни. / А.М. Василевский. – Мн.: Беларусь, 1988. – 542с., 1 л. портрет, ил.
5. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов БНТУ дневной и заочной форм обучения / Баландин К.И., Беляев А.В., Богданович Е.Г., Браточкин А.В., Долготович Б.Д., Киселев В.К., Сервачинский И.Ю., Хромченко Д.Н., Щавлинский Н.Б., кол. авт. Белорусский национальный технический университет, Кафедра истории, мировой и отечественной культуры. – Электрон. дан. – БНТУ, 2011.
6. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. – М.: Кучково поле, 2013. – 864 с., 26 л. ил.
7. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 4. Освобождение территории СССР. 1944 год. – М.: Кучково поле, 2012. – 864 с., 22 л. ил.
8. Взаимодействие партизан Могилевской области и частей Красной Армии в освобождении Беларуси // Могилевский областной исполнительный комитет официальный портал. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://mogilev-region.gov.by/page/gennadii_volchok_vzaimodeistvie_partizan_mogilevskoi_oblasti_i_chastei_krasnoi_armii_v_osvob. – Дата доступа: 10.09.2015.
9. Волчок, Г.И. Взаимодействие партизан Могилевской области и частей Красной Армии в освобождении Беларуси. / Г.И. Волчок // Могилевский поисковый вестник. Выпуск 4. – Могилев: Могилев. обл. укрупн. тип., 2008. – С. 72-84.
10. Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны: в 3 т. / гл. редкол.: А.Т. Кузьмин (председатель) [и др.]. – Мн. : Беларусь, 1985. – Т. 3 / авт. коллектив: Л. В. Аржаева [и др.] ; ред. А. Н. Мацко [и др.]. – 531 с.
11. Гаврилов, И.И. Солдатами были все / [Текст], [сборник], Институт истории партии при ЦК КП Белоруссии, Могилевский областной комитет КП Белоруссии, Политическое управление Белорусского военного округа; [сост.: И.И. Гаврилов, И.С. Мигулин, И.Ф. Степанцов, Н.А. Толстик, Л.К. Черниченко; общ. редколл.: В.А. Греков, П.П.Липило, Л.М.Барабанова, Н.Л. Снежкова, И. А. Тихонов] Минск:Беларусь, 1972 . – 557, с. – ил.
12. Годун, А.Н. О митинге и параде в Могилеве 9 Июля 1944 г., посвященных освобождению города / А.Н. Годун // Главное управление юстиции Могилевского облостного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.mogjust.mogilev.by/interes/285--9-1944-. – Дата доступа: 14.10.2015.
13. Долготович, Б.Д. В одном строю - к единой цели: [Взаимодействие Красной Армии и партизан Белоруссии, сент. 1943 – июль 1944] / Б.Д. Долготович; под ред. А.А. Филимонова. – Минск: Наука и техника, 1985. – 248 с. : ил.
14. Как оценивали партизанское движение в Беларуси советские военачальники? // Дорогами Беларуси. [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://dorogiby.info/node/2219. – Дата доступа: 28.08.2015.
15. Коваленя, А.А. С верой в победу: Беларусь в Великую Отечественной войне: 100 вопросов и ответов / A.A Коваленя, Б.Д. Долготович, Д.Н. Хромченко, – Минск: Беларус. Навука, 2010, – 199 с.
16. Лемяшонак, У.І. Вызваленне – без грыфа «сакрэтна!»/ У.І. Лемяшонак. – Мн. Веды – 1996г. – 150 с.
17. Ліпскі, А.І. Пад сцягам брыгады. Успаміны: “Пад сцягам брыгады” камандзіра 122-га партызанскага полка “За Радзіму”. / А.І. Ліпскі // Матэрыялы школьнага краязнаўчага музея Свяцілавіцкага ВКПДССШ агра-гарадка Свяцілавічы.
18. Мардачоў, В. Каб ніколі-ніколі край не быў у няволі. / Мардачоў В. // Зара камунізму № 144,1966.
19. Марозаў, А.І. Зямля Бялыніцкая: Гіст.-краязн. Агляд. / А.І. Марозаў. – Мн.: Тэхналогія, 2004. – 190 с. арк. іл.
20. Медников, Г.Ф. Доклад на встрече ветеранов 600 партизанского полка 3 июля 1976 г. в г.п. Белыничи. / Г.Ф. Медников // Материалы школьного краеведческого музея Светиловичского УПКДССШ агро-городка Светиловичи.
21. Москвин, Н.И. Дорогами боевого братства. / Н.И. Москвин. – Минск: Беларусь, 1986. – 318с.
22. Памаць: Бялын. Р-н: Гіст.-дак. Хронікі гарадоў і р-аў Беларусі / [ Рэд. Кал.: А.В. Агееў і інш.; Маст. Э.Э. Жакевіч ]. – Мн.: Выш. Шк., 2000. – 509 с.: іл.
23. Память: историко-документальная хроника Кличевского района. –Минск: БелЭн, 1995. – 462c.
24. Партизаны Могилевщины в операции «Багратион» // Могилевский областной исполнительный комитет официальный портал. [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://mogilev-region.gov.by/news/partizany_mogilevshchiny_v_operacii_bagration. – Дата доступа: 15.09.2015.
25. Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944. – Минск, Беларусь,1983. – 789 с.
26. Подвиг народа будет жить в веках: материалы Республиканской студенческой военно-научной конференции, посвященной 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне / отв. ред. В.Н. Корабач. – Гродно: ГрГМУ, 2013. – 344с.
27. Типпельскирх, К. История второй мировой войны 1939-1945 / К. Типпельскирх. – СПб.: Полигон-АСТ, 1998. - 795с.
28. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. – 2-е издание. / Литературная запись Сомова Г. А. – М.: Воениздат, 1989.
29. НАРБ. – Фонд 4. – Опись 33 а. – Д. 499, л. 20-21.
30. НАРБ. – Фонд 1450. – Оп. 3. – Д. 112, л. 1.
31. НАРБ. – Фонд 1450. – Опись 23. – Д. 139, л. 68.
32. ЦAМO РФ. – Фонд 3. - Опись 11556. – Д. 15, л.282-283.
33. ЦАМО РФ. – Фонд 42 стрелковой дивизии. – Опись 1. – Д. 37, л. 116.
34. ЦАМО РФ. – Фонд 42 стрелковой дивизии. – Опись 1. – Д. 37, л. 118.

Рецензии:

29.11.2015, 12:44 Джумагалиева Куляш Валитхановна
Рецензия : Автор, используя источники и архивные материалы, сумел раскрыть основные положения проблемы. Есть ряд тем по истории Великой Отечественной войны, требующие не только более тщательного изучения, но, что особенно важно, пересмотра с новых позиций. Одной из них является партизанское движение на оккупированной территории. Отрадно, что автор сумел в лаконичной форме вычленить роль и значение партизанского движения в Белоруссии. Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована.

5.12.2015, 10:45 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия : Согласен с рецензией предыдущего рецензента. Полагаю, что можно рекомендовать к публикации. Это действительно работа основанная на привлечении нескольких видах источников, а не размышления на "свободную" тему.


3.02.2016, 7:53 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия : Опубликовать

Боевая воздушная поддержка партизанских операций

В ряде случаев существовала настолько тесная координация действий партизан с операциями советской авиации, что можно говорить о боевой воздушной поддержке. Существовало два вида операций авиации: оказание партизанам поддержки с воздуха путем атак противника и обеспечение партизан дополнительными ресурсами для оказания отпора противнику.

В тактическом плане советская авиация могла оказывать поддержки несколькими путями. От случая к случаю партизаны обращались по радио с просьбами о бомбардировке деревень с враждебно настроенным населением и деревень, где, по их сведениям, находились немецкие части. Отмечен случай, когда самолет атаковал немецкий состав, сошедший с рельсов в результате произведенного партизанами взрыва. В марте 1943 года возник советский план по уничтожению бригады Каминского – коллаборационистской организации, пользовавшейся административной автономией в нескольких районах на юге Брянской области; для осуществления операции предполагалось совместное использование атаки партизан и налета советской авиации. Немцы раскрыли этот план, и он был выполнен лишь в части проведения налета. В начале 1943 года города поселки Брянской области, где находились штабы немецких частей, неоднократно подвергались бомбардировкам. А в апреле 1944 года особое десантное подразделение Красной армии было выброшено на парашютах для оказания поддержки партизанским отрядам, намеренным атаковать несколько имевших отряды самообороны деревень. Других примеров подобных действий не обнаружено. Несомненно, что их было больше, но вполне очевидно, что такое сотрудничество осуществлялось в незначительном масштабе и не имело важного значения для проводимых партизанами операций. Тем не менее немцы были обеспокоены возможностью проведения партизанами атак на их опорные пункты – в особенности на мостах – после того, как личный состав немцев скрывался в убежище, опасаясь налета авиации. Чаще самолеты советских военно-воздушных сил пытались оказать помощь партизанам при проведении немцами против них крупных операций. Налетами на немецкие штабы, линии снабжения и колонны войск самолеты стремились ослабить оказываемое на партизан давление и дать им возможность вырваться из окружения. Сообщения о таких действиях авиации содержатся в донесениях по поводу почти всех крупных операциях против партизан, а также о нескольких операциях не столь крупного масштаба. Однажды в течение одной ночи задание по поддержке партизан выполняли 156 самолетов, но, как правило, эти боевые операции советской авиации против сражавшихся с партизанами сил немцев не имели большого успеха. Причинами этого были различные факторы. В большинстве случаев количество самолетов было настолько мало, что иных результатов, кроме повышения боевого духа партизан, вряд ли можно было ожидать. Когда количество таких заданий увеличилось, ряд других факторов, присущих различным ситуациям, снижал шансы на успех. Операции немцев против партизан обычно представляли собой сконцентрированные атаки на крупные районы, находившиеся в руках партизан. Многочисленные небольшие подразделения немецких войск, образовав широкий круг, начинали медленно продвигаться к центру, прочесывая местность в поисках партизан в надежде вынудить их вступить в бой, когда те окажутся загнанными в угол. Небольшие группы немецких солдат, двигавшиеся по лесистой местности, вряд ли представляли собой многообещающие цели для атак с воздуха. Вероятно, это было и трудновыполнимой задачей в техническом плане. Хотя партизаны и имели возможность поддерживать связь с самолетами по радио, в напряженных условиях проведения операций связь вряд ли функционировала настолько хорошо, чтобы удавалось координировать действия советской авиации с попытками прорыва партизан.

Другой разновидностью поддержки авиации была транспортировка по воздуху оружия и боеприпасов партизанским отрядам, испытывавшим недостаток в них в результате операций немцев. В таких случаях партизаны часто запрашивали оружие и боеприпасы по радио. В октябре 1943 года полк под командованием Гришина оказался в крайне трудном положении в результате проводимой против него немцами крупной операции. Когда просьбы отряда о доставке по воздуху оружия и боеприпасов не были услышаны, такая просьба была направлена напрямую Сталину. «Мы находимся в окружении вот уже шесть дней… У нас нет ни продовольствия, ни боеприпасов. Десять дней мы просили вышестоящее командование о помощи. Мы ничего не получили… Просим оказать нам помощь». После этого доставка по воздуху была обещана, и немцы отметили, что оружие и боеприпасы действительно сбрасывались на парашютах. Несколько подобных случаев произошли в таких крупных районах партизанских действий, как Брянский лес и северная часть Белоруссии. В последнем случае воздушные поставки велись во время крупной немецкой операции против партизан в районе Лепеля в начале 1944 года, количество вылетов самолетов достигало сотни за одну ночь.

Рассмотрим теперь наиболее крупные операции осуществленные в ходе партизанского движения в годы Второй мировой войны.

4.1. Рельсовая война.

Рельсовая война это крупная операция проведённая советскими партизанами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - в августе - сентябре 1943 на оккупированных территориях РСФСР, БССР и части УССР с целью вывода из строя ж.-д. коммуникаций противника. В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии выдвинул план одновременного массового разрушения участков железных дорог на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) привлек к выполнению этого плана, кроме партизан Белоруссии, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки Верховного Главнокомандования по завершению разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве, проведению Смоленской операции 1943 и наступления с целью освобождения Левобережной Украины.

Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского движения приступил к разработке плана первой операции партизан на железнодорожных коммуникациях противника стратегического масштаба. В основу плана операции было положено Постановление ЦК КП(б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "Рельсовой войны", т.е. разрушением рельсового полотна минно-взрывным и другими способами. В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943 года "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага" указывалось, что "огромный рост и размах партизанского движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах". Возможность достижения стратегической цели - полной дезорганизации железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала сомнений ни в органах управления партизанским движением, ни в самих партизанских отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч рельсов встретил возражения.

На 1 января 1943 года протяженность эксплуатировавшихся противником железных дорог достигла 34 979 км, что составляло 2 798 320 штук рельсов, закрепленных на полотне железной дороги (длина рельса в то время равнялась 12,5 м). Сотни тысяч рельсов находились в резерве для замены. Поэтому данный способ достижения цели операции, по мнению военных специалистов по диверсиям, был не вполне целесообразным. Так, техническим отделом Украинского штаба партизанского движения под руководством заместителя начальника Украинского ШПД по диверсиям полковника И.Г. Старинова с помощью Центрального управления военных сообщений РККА были проведены расчеты эффективности разрушения 85 - 90 тысяч рельсов, предназначенных согласно плану операции к подрыву партизанами Украины. Расчеты показали, что указанное количество рельсов составляло всего 2% от 4 000 000 штук рельсов, имевшихся на оккупированной части Украины, а потратить на их подрыв необходимо было все имевшиеся минно-взрывные средства. Справка ВОСО утверждала, что противник не испытывает недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных коммуникаций являются паровозы, которых на всей оккупированной части СССР имеется менее 5 000. Эта оценка подтвердилась впоследствии немецким исследователем в этой области Г. Теске, который писал, что Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим парком паровозов и вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была переоценка мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только на время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом существенно затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей после освобождения территории от немцев. В конечном итоге Украинскому штабу партизанского движения удалось добиться права приступить к подготовке операции, сосредоточив основные усилия на устройстве крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда противника, а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение начать не "рельсовую войну", а "войну на рельсах".

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток. Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года внезапным нанесением первого стратегического массированного удара, подорвав одновременно 26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были быть разрушены основные железнодорожные коммуникации в тылу группы армий "Центр". В дальнейшем предполагалось нанести несколько других массированных ударов и, парализовав движение на остальных железнодорожных коммуникациях, в последующем перейти к систематическим диверсионным действиям по воспрещению работы железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения операции группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад, отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек, развернутая на территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в глубину от линии фронта до западной границы СССР, что говорило о стратегическом масштабе и специальном характере группировки. Имевшаяся в тылу противника партизанская группировка была уже настолько мощной, что партизанские формирования располагались вблизи большинства важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация партизанских формирований при необходимости осуществлялась на расстояние 70-80 км и лишь иногда - более 100 км.

Для выполнения задач по подрыву рельсов и других объектов на железных дорогах в тыл к партизанам необходимо было дополнительно доставить 200-250 тонн взрывчатых веществ. Основная трудность при подготовке операции заключалась в необходимости выделения летного ресурса транспортных самолетов Ли-2 или Си-47 для доставки необходимых грузов.

Так, переброска в тыл противника взрывчатых веществ и других средств потребовала 400 самолето-вылетов в течение июля-августа, в том числе 180 самолето-вылетов в течение 5-6 дней, начиная с 12 июля для подготовки к первому диверсионному удару. Существенная зависимость успеха операции от действий авиации подтвердила значительное влияние данного фактора на масштаб и содержание диверсионных и других специальных действий в тылу противника. Необходимость переброски для партизан в тыл противника многих сотен тонн грузов потребовала централизованного и систематического применения авиационных соединений и частей. К середине 1943 года в интересах партизан действовали две авиатранспортные дивизии, двенадцать отдельных авиаполков, несколько полков авиации дальнего действия, эскадрильи фронтовой и армейской авиации и авиации воздушно-десантных войск. Всего за годы войны к партизанам было совершено 109 тысяч самолето-вылетов, 96% полетов было совершено ночью. Использование авиации в интересах партизан выявило ряд существенных требований и особенностей боевого применения авиационных сил и средств.

Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население.

В первую же ночь три действовавшие в полосе Волховского фронта бригады вывели из строя 1032 рельса. На Витебской дороге между станциями Чолово и Торковичи отряды 11-й бригады взорвали 436 рельсов. Около станции Плюсса Варшавской железной дороги отряды 5-й бригады уничтожили 286 рельсов. А отряды 2-й бригады в районе Заречья взорвали мост и 310 рельсов.

Надо сказать, что первый массированный удар по железнодорожным магистралям ленинградские партизаны нанесли вслед за орловскими и на несколько дней раньше основных сил, принявших участие в Рельсовой войне, - на территории других областей эту операцию начали в ночь с 3 на 4 августа. К этому времени сила ударов по вражеским:коммуникациям под Ленинградом заметно возросла, Рельсовая война стала не краткосрочной кампанией, а постоянной формой борьбы с врагом. Диверсии организовывали не только партизанские подразделения, но и межрайонные подпольные партийные центры. Например, Кингисеппский центр провел серию ударов по Балтийской дороге, которую гитлеровцы считали до этого "спокойной", а Псковский - по дороге Псков - Веймарн, Южнее зоны действий 2-й ЛПБ, Несмотря на все принимавшиеся меры, обезопасить свои железнодорожные коммуникации гитлеровцы уже не могли.

Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в течение августа оказали значительное влияние на работу железных дорог, однако полностью парализовать движение не удалось. В журнале военных действий ставки верховного командования вермахта после первого массированного удара отмечается:"4 августа. Восток. Движение по железным дорогам на Востоке часто прекращается из-за подрыва рельсов (в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75 больших аварий и 1 800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий "Центр" прекращено с 4 августа на 48 часов".

О масштабах "рельсовой войны" под Ленинградом говорят такие цифры: в августе партизаны подорвали свыше 11 тысяч рельсов (это равносильно полному, уничтожению железнодорожного полотна на всем протяжении дороги от Ленинграда до Луги), уничтожили 20 железнодорожных мостов, 34 километра телеграфно-телефонной связи, пустили под откос 21 вражеский поезд. На станциях образовывались гигантские пробки, Эшелоны, ожидавшие восстановления пути, становились прекрасной мишенью для ударов нашей авиации. В конце месяца в Пскове, например, воздушной атаке подверглись сразу 50 застрявших на станции составов. А битва на рельсах между тем еще только разгоралась. К середине ноября общее количество уничтоженных ленинградскими партизанами рельсов перевалило за 52,5 тысячи. Это значит, что из строя был выведен путь общим протяжением более чем 650 километров.

В первых числах ноября партизаны перехватили у деревни Зрячая Гора Карамышевского района большую партию писем гитлеровских солдат к своим родственникам и знакомым.

Мощный удар по железнодорожным линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года по данным оперативного отдела ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705 штук рельсов, что составляло 4,3% всех рельсов на эксплуатируемых участках железных дорог. По итогам прошедшей операции руководством ЦШПД были сделаны некоторые выводы, и в ходе следующей операции на железнодорожных коммуникациях "Концерт", продолжавшейся с 20 сентября по 30 ноября 1943 года, диверсионные действия партизан в большей степени были нацелены на вывод из строя подвижного железнодорожного состава противника. Одновременно в течение сентября - ноября 1943 года по плану ЦШПД проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате операции было выведено из строя 43 водокачки. Однако значительное снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за недостатка минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 - 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы...»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан. Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс. рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад. Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. человек - но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя. Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

Словарь исторических понятий

Автокефалия (от греч. авто — сам, кефале — голова) — самоуправление, независимость церкви. Автокефальной в православии является административно независимая поместная церковь, во главе с патриархом или митрополитом. Автокефалия не означает абсолютной независимости поместной церкви. Все автокефальные церкви являются частями единой Вселенской Церкви Христовой.

Автономия — самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое народу, компактно проживающему в границах государства.

Аннексия — насильственное присоединение одним государством территории другого государства.

Армия Крайова — польские военные формирования, сражавшиеся на территории Западной Беларуси за освобождение Польши и восстановление ее в границах до сентября 1939 г.

Белорусизация — политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 1920-е гг.

Большевизация Советов — рост влияния большевиков на народные массы, сопровождающийся увеличением их представительства в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Буферное государство — государство между двумя соседними странами, уменьшающее или вообще снимающее противоречия между ними.

Геноцид — уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.

Гетто — специальные кварталы в городах (городские концентрационные лагеря), создаваемые гитлеровцами на оккупированной территории для уничтожения еврейского населения.

Гражданская война — вооруженная борьба за государственную власть внутри одной страны между разными социальными и политическими группами.

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Интервенция — насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Каноническая церковь — общее название большей части православных автокефальных церквей. Каноническая церковь — церковь, соответствующая православным канонам (законам), т. е. настоящая церковь.

Коллаборационизм — политика сотрудничества с оккупантами.

Коллективизация — объединение индивидуальных хозяйств крестьян в крупные коллективные хозяйства (колхозы).

Контрибуция — деньги или материальные ценности, получаемые государ-ством-победителем от страны, потерпевшей поражение в войне.

Кооперация — добровольное объединение людей для совместного труда. Например, товарищество по совместной обработке земли, торговый кооператив и др. Доход членов кооператива зависит от вложенной в общее дело собственности.

Коренизация — одно из основных направлений политики белорусизации, предусматривающее повышение роли лиц коренной национальности в общественно -политической жизни республики, выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу.

«Кресы восточные» — официальное название западнобелорусских земель в составе Польши .

Мобилизация — перевод вооруженных сил государства из мирного состояния в боевую готовность; массовый призыв во время войны в вооруженные силы военнообязанных граждан, находящихся в запасе; очередной призыв на воинскую службу юношей соответствующего возраста.

Народное ополчение — добровольные военные и военизированные подразделения (рабочие отряды, группы самообороны, отряды партийно-советского актива и др.) из граждан, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации.

Национал-демократизм — направление общественно-политической мысли, сочетающее общедемократические идеи и цели с задачами социального и национального освобождения угнетенных народов.

Национализация — переход земли, предприятий, других средств производства из частной собственности в государственную.

Оккупация — занятие войсками одного государства территории или части территории другого государства, сопровождающееся установлением собственной администрации и законов.

Операция «Багратион» — наступательная операция Красной Армии с 23 июня по 29 августа 1944 г., в ходе которой территория БССР была освобождена от гитлеровских захватчиков.

Осадники — бывшие офицеры польской армии, которым за заслуги в польско-советской войне 1919 — 1920 гг. польские власти раздавали участки западнобелорусских земель.

Остарбайтеры — «восточные рабочие»; население с оккупированной территории СССР, вывозившееся на принудительные работы в Германию.

Партизанская зона — территория, контролируемая партизанами.

Партизанское движение — вооруженная борьба широких слоев населения, объединенного в организованные формирования на оккупированных территориях, против агрессора за государственную независимость.

План «Ост» — план гитлеровской Германии, предусматривавший колонизацию и германизацию территории Восточной Европы, в том числе БССР

Подпольная борьба — нелегальная деятельность органов и организаций, отдельных представителей населения на захваченной врагом территории, направленная на срыв оккупационной политики и восстановление национально-государственной независимости.

Политика «санации» (оздоровления) — комплекс социально-экономических и политических мероприятий, проводившихся в Польше, в том числе в Западной Беларуси, руководителем Польского государства Ю. Пилсудским.

«Прищеповщина» — направление в аграрной политике (по фамилии наркома земледелия БССР Д. Прищепова), в котором ставка делалась на развитие хутор -ской системы.

Продналог — элемент новой экономической политики, пришедший на смену продразверстке. Размер продналога исчислялся из площади посевов и объявлялся крестьянам еще до начала сельскохозяйственных работ.

Продразверстка — элемент политики «военного коммунизма», система заготовок сельскохозяйственной продукции, в соответствии с которой крестьяне обязаны были сдавать государству все излишки продукции.

Реквизиция — принудительное отчуждение имущества в собственность или во временное пользование государства; принудительные поборы, взимаемые с населения оккупационными властями.

«Рельсовая война» — скоординированные операции советских партизан и подпольщиков по массовому разрушению железнодорожных коммуникаций (рельсов, мостов, станций, эшелонов) в тылу врага.

Сектантство (религиозное) — общее название религиозных групп, объединений, отделивши хся от господствующей церкви (в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве).

Суражские (Витебские) «ворота» — 40-километровый прорыв в линии советско-германского фронта между Велижем и Усвятами, через который осуществлялась связь партизанских отрядов с «Большой землей».

Федерация — форма государственного устройства, при которой государства (штаты, земли, республики и др.), образующие союз, подчиняются единому центру и сохраняют самостоятельность в решении отдельных вопросов внутренней политики.

Эвакуация — целенаправленный вывоз населения, оборудования промыт -ленных и сельскохозяйственных предприятий, продовольствия, имущества, материальных и культурных ценностей из мест, которым угрожает оккупация.

  • Раздел I. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОЗДАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    • § 2. События Октябрьской революции в Беларуси и на Западном фронте
    • § 4-5. Провозглашение и образование белорусской государственности
    • § 7. Белорусская государственность в условиях Гражданской войны. Второе провозглашение ССРБ
    • Урок обобщения по разделу I «Октябрьская революция. Создание белорусской государственности»
  • Раздел ІІ. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ